Иакова 3

В третьей главе апостол Иаков обращается к языку, к этому самому быстрому указателю сердца, к доказательству того, действует ли новый человек, сдерживается ли плоть и своеволие. Но вряд ли что здесь нуждается в замечаниях, хотя многое из сказанного здесь требует слышащего уха. Там, где есть божественная жизнь, знание проявляется не в обычных словах, но в поступках и через поступки, в которых можно видеть кротость истинной мудрости. Горькая зависть и сварливость являются плодами не мудрости, нисходящей свыше, но земной мудрости, присущей человеку и бесам. Мудрость, нисходящая свыше, занимающая свое место в жизни и в душе, имеет три характерные особенности. Прежде всего ей присуща чистота, поскольку душа пребывает в общении с Богом, — сообщается с Ним (поэтому нуждается в этой чистоте). Далее, она мирна, вежлива, готова уступить воле другого. Она также добродетельна, действует по принципу, который, как и его источник и движущие силы, нисходит свыше, творит добро без пристрастия, то есть, действует не по обстоятельствам, которые влияют на плоть и страсти людей. По той же самой причине эта мудрость искренна и неподдельна. Чистота, отсутствие своеволия и эгоизма, готовность творить добрые дела — вот характерные черты, присущие мудрости, нисходящей свыше. Эти указания о том, чтобы укрощать язык, как первопричину и выражение своеволия плотского человека, адресовано верующим. Не должно быть много учителей (по душевному желанию человека). Мы все согрешаем, и если станем учить других, согрешая, это приведет к еще большему осуждению нас. Ибо тщеславие легко распространяется при научении других, а это совсем иное, чем обладание жизнью, данной нам силою истины. Святой Дух наделяет Своими дарами, как Ему угодно. Апостол говорит здесь о склонности в ком-то учить, а не о даре учить, который человек, возможно, обрел свыше.