Иакова 5

Здесь ясно представлены два класса израильтян, контрастирующие друг с другом, а также сказано о том, как должны вести себя христиане, когда они наказываются Господом. Апостол связывает пришествие Господа с условиями существования двух категорий людей: неверующих богатых угнетателей и бедных благочестивых иудеев в Израиле. Богатые собрали себе сокровища на последние дни, а угнетенные бедняки должны быть терпеливыми, дожидаясь пришествия Самого Господа, Который освободит их. Более того, он говорит, что избавление не замедлит явиться. Земледелец ждет дождя и времени жатвы, христианин — прихода Господа. Это терпение характеризуется, как мы видим, хождением в вере. О нем свидетельствовали пророки, а в случае с другими мы обнаруживаем, что счастливы были те, которые терпели беды ради Господа. Иов демонстрирует нам пути Господни, ему пришлось много вытерпеть, но в конце концов он обрел благословение от Господа и нежную милость по отношению к себе. Это ожидание пришествия Господа было строгим предупреждением, и в то же время сильнейшим ободрением, но только для тех, кто хранил истинный характер практической христианской жизни. Оно также показывало, к чему может привести эгоистичное человеческое своеволие, и сдерживало всякое проявление подобного своеволия в верующих. Чувства братства по отношению друг к другу были обеспечены этой самой истиной. Они не должны были иметь духа досады или сетовать друг на друга, если кому-то другому везло больше при каких-то обстоятельствах: «…вот, Судия стоит у дверей». Клятвы еще в большей степени свидетельствуют о том, что человек забывает о Боге, и указывают на действия, вызванные самоволием естества. «Да» должно быть да, а «нет» — нет. Деяния божественной природы сопровождаются осознанием присутствия Бога и подавлением всякого человеческого своеволия и грешной природы, к чему и призывает автор данного послания. Итак, у христианства были источники и печали, и радости. Если кто терпит беду, пусть молится (Бог готов услышать молитву); если кто весел, пусть поет; если болен — пусть пошлет за пресвитерами Церкви, которые помолятся над ним и помажут его елеем, и молитва веры избавит от наказания, и грехи его, за которые он должен быть наказан, согласно власти Божьей, простятся ему этой же властью; именно об этом и говорится здесь. Здесь речь идет не об обвинении в грехе и вынесении приговора, а о действенности молитвы веры, но она неотъемлемо связана здесь с сохранением искренности души. Власть Бога проявляется в отношениях с Его народом. Он наказывает их болезнью, и важно, чтобы духовный человек держался истины. Люди скрывают свои грехи, они желают жить так, будто ничего не случилось и все хорошо, однако Бог судит Свой народ. Он проникает в сердце и испытывает внутренности. Люди содержатся в узах скорби. Бог указывает им на их грехи или на их несокрушенное своеволие. Человек «вразумляется болезнию на ложе своем и жестокою болью во всех костях своих» (Иов.33,19). И теперь Церковь Божья выступает с благотворительностью и в соответствии с заведенным ею порядком; с помощью пресвитеров она начинает действовать, и больной человек отдает себя в руки Бога, исповедуя Ему свои нужды и свое состояние. Милосердие Церкви действует и приводит осужденного (согласно этой связи) пред лицо Бога, ибо оно там, где и Церковь. Вера обращается к этим отношениям благодати, и больной исцеляется. Если причиной этого наказания явились грехи (а не просто потребность в дисциплинирующем воздействии), то и они не помешают исцелению, ибо будут ему прощены. Апостол Иаков представляет данный принцип в общих чертах, как основу для всего, а именно он говорит о необходимости открывать свою душу друг другу, чтобы сохранить и укрепить истину во внутреннем человеке и в себе; о необходимости молиться друг за друга, чтобы милость явить полностью по отношению к проступкам других, поэтому истина должна духовно сформироваться в Церкви, и должно быть идеальное единство душ среди христиан, чтобы даже грехи христиан представляли собой хороший повод для проявления милосердия (какое проявляется в Боге по отношению к нам); о необходимости полного доверия друг другу согласно этому милосердию, доверия, какое чувствуешь к восстанавливающему и прощающему Богу. Какая это прекрасная картина божественных принципов, одухотворяющих людей и заставляющих их действовать согласно сущности Самого Бога и влиянию Его любви на душу! Мы можем отметить, что здесь говорится не о исповеди пресвитерам. Тогда бы речь шла о вере в людей, о формальной вере. Бог желает, чтобы божественное милосердие проявлялось в каждом. Исповедь друг другу указывает на состояние Церкви, и Богу угодно, чтобы Церковь находилась в таком состоянии, когда в ней господствует любовь, когда каждый прихожанин ее так близок к Богу, что все вместе способны влиять на грешника в соответствии с той благодатью, какую они познали в Нем, и чтобы эта любовь так осознавалась верующими, что доверие и действие благодати могло бы породить идеальную духовную искренность. Формальная исповедь разрушает все это, она противоречит этому. Как божественна та мудрость, которая опускает исповедь, говоря о пресвитерах, однако внушает необходимость ее, как живой и сознательной потребности сердца. Это приводит нас также к оценке ревностных молитв праведника. Это именно его близость к Богу, ощущение того, что он является следствием того, что есть Бог (через благодать и действие Духа), что дает ему силу. Бог оценивает людей, и делает это соответственно безграничности Своей любви. Он принимает во внимание то, насколько человек доверяет Ему, а также веру в Его Слово, проявляющуюся в том, как человек думает и действует согласно справедливой оценке Того, чем Он является. То есть Он всегда оценивает веру, которая заставляет нас чувствовать то, что мы не видим, — Самого Бога, Который действует в соответствии с тем откровением, которое Он дал о Себе. Теперь человек, который в реальном смысле сделался по благодати праведником, становится ближе к Богу, и, будучи таковым, он не должен просить у Бога для себя прощения греха, что удерживало бы его душу на расстоянии от Него, ведь его душа теперь свободна приблизиться к Богу, согласно Его святой природы, чтобы попросить за других. И, движимый этой божественной природой, которая вдохновляет его и позволяет ему оценить Бога, он стремится (благодаря воздействию на него этой природы) к тому, чтобы его молитвы достигали Бога всегда, когда он молится во благо других или во славу Самого Бога, неся служение Ему. И Бог отвечает, согласно той же самой божественной природе, и благословляет эту веру, отвечая на нее, чтобы доказать, чем Он является для веры, чтобы поощрить ее путем одобрения ее деятельности. Он отмечает Своей печатью человека, который ходит верою {Следует помнить, что это осуществляется в отношении управляющих путей Божьих и, таким образом, по праву Господа, в положение которого особенно находится Христос, хотя здесь этот термин используется в более широком смысле. Сравните стих 11 и обычное толкование иудеями этого отрывка. Для нас существует один Бог и Отец и один Господь Иисус Христос. Он стал Господом и Христом, и каждый язык признает, что Иисус Христос — Господь}. Дух Божий, как нам известно, действует во всем этом. Однако апостол Иаков не говорит здесь о Нем, будучи занят мыслями о практическом результате и представляя человека, как он виден, когда действует под влиянием божественной природы, ее позитивной силы, когда он действует по отношению к Богу и вблизи Его, поэтому эта природа проявляется во всей ее силе, движимая силой этой близости к Богу. Но если мы примем во внимание и действие Духа, эти мысли подтвердятся. Праведник не огорчает Святого Духа, и Дух действует в нем соответственно присущей Ему силе, не приводя его совесть в соответствие с Богом, но действуя в человеке согласно силе его общения. Наконец, мы получаем уверение в том, что пылкая и выразительная молитва праведника очень действенна; это молитва веры, которая знает Бога и рассчитывает на Него, стараясь приблизиться к Нему. Случай с Илией очень интересен, так как он показывает нам (есть и другие подобные примеры), как Святой Дух действует в душе человека, где мы видим внешнее проявление силы Духа. В этой истории мы видим заявление Илии: «Жив Господь… в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову…» Это власть, сила, явленная во имя Господа. В нашем послании показано таинство, имевшее место между душой и Богом. Он молился, и Бог услышал его. Мы имеем то же самое свидетельство от имени Иисуса у гроба Лазаря. Только в последнем случае мы видим то и другое вместе, кроме того, что сама молитва не передана, разве что в несказанном стенании духа Христова. Сравнивая Гал.2 с историей, рассказанной в Деян.15, мы находим откровение от Бога, которое и определило поведение Павла, какими бы ни были внешние мотивы, известные всем. Посредством примеров, представленных апостолом Церкви, и примеров с Илией и Господом Иисусом, Бог открывается нам живым, действующим и заинтересованным во всем, что происходит среди Его народа. Любовь действует и на тех, кто ошибается. Если кто-нибудь отступает от истины и его вновь наставляют на путь истинный милостью и благодатью, то да будет известно, что отвращение грешника от ложного пути есть проявление силы (как бы просто ни было наше действие), избавляющей душу от смерти. Соответственно, все эти грехи, которые распространялись в своей гнусной сущности перед глазами Бога и оскорбляли славу Его и сердце Его своим присутствием в Его пространстве, покрыты. Душа грешника обращена к Богу благодатью, все его грехи прощены и больше не повторятся, ибо они навсегда вычеркнуты перед лицом Бога. Апостол (как и повсюду) говорит не о силе, действующей в этом деле любви, но о результате ее действия. Он относит его к случаям, имевшим место среди людей. Однако он утверждает общеизвестный принцип, относя его к действию благодати в душе человека, благодаря которой она оживляется. Грешная душа спасается, грех прощается перед лицом Бога.