Введение

Послания Тимофею и Титу, конечно же, имеют особое значение и носят особый характер, поскольку они адресованы людям, которым апостол Павел поручил действовать от своего имени и печься о церквах, пока он сам будет отсутствовать. Тем не менее по этой причине они чрезвычайно полезны и для нас, поскольку не только сообщают нам сведения о положении Церкви и пастырской заботе, какую Павел оказывал ей, но и указывают на ту линию поведения, какой всегда должны были придерживаться верующие и к какой Тимофею было велено вести их. Тем не менее ограничивать указания, данные Тимофею и Титу, словами, адресованными непосредственно к верующим, значило бы вводить в заблуждение касательно служения в лучшем смысле этого слова. Большую часть этого первого послания Тимофею не требуется подробно обсуждать — не потому, что оно не имеет особого значения, а потому, что оно заключает в себе указания такие простые и понятные, что объяснять их было бы лишним, — и практические советы, распространятся, говорить по поводу которых значило бы затемнять их смысл и лишать их своего значения. С другой стороны, в этом послании содержатся некоторые принципы большой важности, касающиеся общего положения Церкви. Бог здесь особым образом принимает характер БогаСпасителя по отношению к этому миру: принцип великой важности во всем, что касается нашего обращения в этом мире и нашего общения с людьми. В своей вере мы олицетворяем образ Бога любви. Такое не имело место в иудаизме. Там Он был тем же самым Богом, но там Он принял образ Законодателя. Действительно, все могли приходить к Его храму, как объявляли пророки, и Его храм был открыт для них; но Он не характеризовал Себя как Бога-Спасителя для всех. В Послании к Титу мы находим это выражение. Из этих доверительных посланий, адресованных его возлюбленным чадам в вере и сотрудникам в работе, мы можем понять, что апостол Павел ясно утверждает те великие принципы, на которых основывалось вверенное ему служение. Главным и основным принципом служения было то, что все люди являлись объектами отношений с Богом в благодати и что Бог являл Собой для этого мира образ Спасителя (сравните 2 Кор.5). Закон носил и сейчас носит характер (как отмечает апостол) неправедных и нечестивых людей {Здесь же говорится особо о том, что любой находится под властью закона или что он является примером жизни для людей Божиих, но говорится, что это правило различения праведности и неправедности, указывающее любой совести на грех. В стихе 5 представлена цель поручения благовествования, которая исполнена божественности — любви и святости, действующей с ответственностью, доброй совестью и связана с сердцем, преданным Богу, которое, восприняв Его слово, доверяет Ему во всем}. Но отправной точкой всего, о чем должен сообщить апостол, была высшая благодать Божия. Эта мысль, этот дух должен быть направляющим в поклонении даже для верующих. Далее следуют подробности. Несмотря на эту любовь к миру на земле, была Церковь Бога живого, столп и утверждение истины, свидетельство ее на земле. Личность Христа и все, что касается Его, является предметом ее исповедания, основой ее существования, целью ее веры. В последние дни эта вера подвергнется нападкам со стороны дьявола, который под личиной святости выступит против Бога, Создателя и Хранителя всех людей, и в особенности верующих. В оставшейся части этого послания даны указания в отношении поведения Церкви. Апостол объясняет Тимофею, как должен вести себя каждый, и делает это с той целью, чтобы Тимофей (а также и мы) понял, что достойно Церкви Божией. А теперь мы более подробно рассмотрим содержание этого послания.