Введение

Опираясь на авторитетность Писания, мы можем считать Петра и Павла апостолами обрезания и необрезания соответственно. После того, как ученики рассеялись по миру (хотя Бог старался сохранить единство), Петр и те двенадцать остались в Иерусалиме и, продолжая работу Христа среди израильского остатка, образовали на земле Церковь — заблудшую овцу дома Израилева. Павел, получив помощь этого собрания, неся Евангелие каждой твари поднебесной (к Колоссянам, 1) и мудро руководя строительством, закладывает фундамент этого дома. Петр посылает нас, как странников, в наши скитания вслед за Христом, вознесшихся, чтобы принять наследство в небесах. Павел, развивая свое учение (как, например, в послании Филиппийцам, глава 3) показывает нам святых, находящихся в небесах вместе со Христом и являющихся наследниками всего того, что унаследовал Он. Все это носит домостроительный характер и является весьма поучительным. Иоанн же рассматривает все с иной точки зрения. Он не рассматривает домостроительство; и, хотя один или два раза упоминает святых или Самого Господа на небесах (от Иоанна 13,1, 14,1; 17,24; 20,17), все же подробно он на этом не останавливается. Иисус для него — это божественная Личность, Которая через Слово явила во плоти Бога и Отца Его и вечной жизнью сошла на землю. В послании Иоанна рассматривается вопрос о сущности этой жизни и нашем участии в ней. Однако в конце Евангелия — после упоминания о том, что после Его ухода будет послан Утешитель, — говорится, что Христос раскрывает перед учениками (хотя и в мистической форме) будущие дела Бога, касающиеся земли; Иоанн как священник является представителем Бога в этих Его делах, связывая явление Христа на земле во время Его первого пришествия с Его явлением во время второго; при этом Личность Христа и вечная жизнь в Нем остаются средством защиты и живым семенем Божиим в тот период, когда все разлагается, смешивается и растлевается. Но если внешне окружающая среда являла собой беспорядок, то вечная жизнь оставалась прежней. Рассматриваемое с этих позиций разрушение Иерусалима ознаменовало собой начало важной эпохи, поскольку еврейское собрание, обетование как таковое в день Пятидесятницы, к этому моменту (и даже раньше) прекратило свое существование; тогда было исполнено только одно деяние — суд. Христиане были извещены о том, что они должны покинуть стан. Связи между христианством и иудаизмом порвались окончательно. Христос больше не мог покровительствовать собранию, образованному среди иудейского остатка и не мог расценивать это собрание как Свое место управления землей {Эта истина вытекает из главы 3 Деяний, в которой говорится, что иудейские вожди отвергают свидетельство о прославленном вернувшемся Христе так же, как отреклись от Него тогда, когда Он был унижен. В главе 7 Деяний устами Стефана говорится о том, что Бог прекращает общаться с ними через свидетельства, после чего начался процесс образования Церкви, а дух Стефана был принят на небеса. Разрушение Иерусалима, постигшее его в качестве наказания, завершает историю Иудеев}. Но — увы! Церковь, созданию которой способствовал также и Павел, не смогла удержаться в своем положении и не смогла принять наследство, которое не удалось получить Израилю. Все ищут то, что потребовало бы их, как пишет Павел, а не Иисуса Христа. Все церкви в Асии (в том числе Ефесская — прекраснейшее место, где все эти церкви услышали Слово Божие) оставили Его. У тех, чьи умы были воспитаны Богом специально для того, чтобы играть роль, подобающую церкви, не хватило силы веры, чтобы удержаться на этом уровне. И это неудивительно: ведь задолго до этого порок уже начал свою тайную работу, и, распространяясь все шире и глубже, наконец подточил последнюю преграду на пути к вопиющему отступничеству. И здесь, в состоянии упадка и разрухи, охвативших все и вся, начинается священство Иоанна. Путь к стабильности — прежде всего в вечной жизни, но также и в путях Божиих на земле — лежал через Личность Христа. Если Церковь была исторгнута из Его уст, то Он был верным свидетелем, началом творения Божия. Давайте проследим эту связь по Евангелию от Иоанна. В главе 20, как это везде отмечается, мы видим деяния Бога, представленные последовательно от воскресения Христа до того эпизода, в котором Фома, взглянув на Пронзенного, уверовал. Фома в данном случае олицетворяет израильский остаток в последние дни. В главе 21 мы видим, помимо остатка, настоящее собрание, которое появится в тысячелетнем царстве. Затем, в конце этой главы, указывается (хотя и иносказательно) на особое служение Петра и Иоанна. Обрезанные овцы Иисусовы поручены Петру; однако, его служение должно было закончиться так же, как Христово. На этом основании не будет построена Церковь, и на нем не утвердится Израиль. Оно закончится еще до пришествия Христа {Павел, конечно, здесь не упомянут. Его Церковь принадлежала к небесам; она являлась телом Христовым и домом Божиим. А сам он был строителем}. Так оно и случилось — и церковь обрезанных осталась без пастыря уже до того, как с падением Иерусалима окончательно порвались все ее связи. Затем Петр спрашивает об Иоанне. Господь отвечает ему, по общему признанию, в иносказательной форме; однако Он оставляет без ответа вопрос Петра о том, когда закончится священство Иоанна, потому что Петру надлежало последовать за Иисусом и ему не положено было знать удел Иоанна. Не ответив Петру, Христос тем самым позволил нам предположить, что священство Иоанна продлится до Его пришествия. И в самом деле: Жених ныне медлит, священство и служение Иоанна через слово (только слово и осталось, ибо все апостолы умерли) все-таки продолжаются, и они продлятся до пришествия Христа. Иоанн не руководил строительством, как Павел; роль домостроителя не была отведена ему. Он был связан с Церковью, как Петр, с ее земной формой, а не с небесной, каковой обладала Церковь в Ефесе; он не был священником обрезанных; он стремился утвердить церковь в ее земной форме среди язычников, твердо веруя в Личность Христа. Его особое призвание заключалось в свидетельствовании тому, что Личность Христа сойдет на землю с божественным правом, правом власти над всякой плотью. Это не привело к разрыву связей с Израилем, в отличии от результатов священства Павла, однако подняло силу, удерживающую все и вся в Личности Христа, на такую высоту, которая поможет ей сохраниться в любой скрытый период, победив любую другую силу и утвердиться над миром пред его концом; священство Иоанна не исключило Израиль как таковой, а расширило сферу действия власти Христа с тем, чтобы последняя установилась в мире: оно не утвердило ее в Израиле и не сделало Израиль источником этой власти, хотя ее небесный источник мог бы утвердить Израиль в положенном ему месте. Какое же место занимает Церковь в священстве Иоанна, каким оно видится в Книге Откровения? Это место совершенно не такое, какое свойственно священству Павла — исключение составляет, пожалуй, только одна фраза в конце Откровения, где отмечается ее истинное положение в период отсутствия Христа (глава 22, стих 17). В этот период мы видим святых и их осознанное отношение ко Христу, а также место Царя и Священника, занимаемое их Богом и Отцом, через которое они связаны с Ним. Но священническое свидетельство Иоанна о Церкви представляет ее внешнюю форму, утвердившуюся на земле {А значит, и в некоторых церквах, которые, разумеется, тоже можно было бы осудить и устранить. В этом заключается еще один аспект божественной мудрости. Хотя перед нами раскрывается, в чем я не сомневаюсь, вся история Церкви вплоть до ее конца в этом мире, нам представляются факты, имевшие место в тот период, для того, чтобы невозможно было не заметить пришествия Господа. Так, в притче о девах ушедшие спать, проснувшись, остаются прежними, так же, как и получившие таланты по возвращении Господа не меняются, хотя мы знаем, что прошли века и было много смертей} в состоянии упадка (Христос судит и за это), а также ее истинность как главного города и места Божьего управления миром в славе и благодати перед концом. Церковь осталась на земле, чтобы в ней жили Бог и Агнец. Все это помогает нам понять цели и значение этой книги. Церковь не оправдала надежд Бога; язычники, привитые к ней с помощью веры, не смогли продолжить Его благие дела. Ефесская церковь — это вместилище разума и образец того, чем должна быть Церковь Божия, — утратила свое прежнее положение; и если она не раскается, светильник будет сдвинут. Ефес, каким он был при Павле, стал на земле свидетелем упадка и удаления Церкви от очей Божиих, как это произошло ранее с Израилем. Мы видим такое же терпение Бога по отношению к Израилю; но Церковь, так же как и Израиль, не сможет подтвердить свидетельство Бога в мире. Иоанн через слово Христа {Отметьте этот чрезвычайно важный принцип: Церковь не является судьей, так как сама судится словом; и христианин призван обратить внимание на этот суд. Церковь (я намеренно употребляю это слово, ибо оно используется тогда, когда хотят подчеркнуть ее авторитетность) не может служить авторитетом, если Господь призывает меня услышать (если я имею уши, чтобы слышать) и понять суд, наложение которого на Церковь Он провозглашает. Я осуждаю ее состояние словами Духа и обязан так поступать, ибо, пребывая в таком состоянии, Церковь не может быть авторитетным представителем Господа. Вопрос здесь заключается не в дисциплине, а в Церкви как господствующем авторитете} осуществляет суд над церквами во время своего служения (а затем, сидя на престоле, — и над миром) и укрепит это свидетельство; только тогда придет Христос, Который приобретет великую власть и будет царствовать. В течение этого переходного периода небесные святые пребывают на небесах. Когда придет Христос, они уйдут вместе с Ним. Таким образом, первая часть послания Иоанна является продолжением Евангелия, если не считать его последних двух глав, носящих домостроительный характер; а Откровение продолжает именно эти две главы (21,22), в которых Христос воскрес, но не вознесся, а домостроительные же деяния Бога в основном подразумеваются под внешними событиями. Наряду с этим в них показывается, что в то время Он не мог установить Царство Один. Сначала Он должен быть вознестись. Из двух коротких посланий мы узнаем, что испытанием для настоящей любви явилась истина (истина с Его точки зрения), которой надо было твердо держаться тогда, когда распространилось антихристианство. Кроме того, необходимо было стоять за безраздельную свободу служения истине, чтобы уметь бороться с церковной властью — противником истинной Церкви. Апостол обращается именно к этой Церкви. Диотреф же отвергал свободное служение. А сейчас я приступаю к рассмотрению самой книги.