Откровение 21

Но вот появляются новые небеса и новый город. Моря больше нет, потому что нет разделения и нет ни одной части земли, нарушающей порядок Божий. Никто нас не наводит на мысль о царстве. Агнца нет. Бог — это все во всем. Нет ни горя, ни плача, ни земного народа Божия, чем-либо отличающегося от остальных людей земли. Все они — Божии люди; а Сам Бог — с ними; с ними и Его скиния. Этот город — святой, имя ему — Новый Иерусалим. У Церкви появляется новая сущность, она становится особенным местом обитания Бога, когда земля обретает устойчивое состояние, и все обновятся. Бог — это начало и конец. Жаждущего Бог напоит от источника вод жизни — и побеждающий унаследует все. Мир для христианина становится великим Рефидимом. Такова удвоенная сила последнего благословения: человек обретет Бога и станет Его сыном. Те, кто боялся этого пути, кто не победил мир и сатану, но ходил в нечестии, найдут свой конец в огненном озере. На этом история путей Божиих закончится. Далее следует описание небесного города — подобно тому, как ранее мы читали описание Вавилона. Открывается его небесная сущность и тысячелетняя связь с землей. Один из семи ангелов, как и в случае с Вавилоном, показывает пророку невесту, жену Агнца. Результаты суда на земле служат преддверием лучших и еще более возвышенных благословений. Как и Моисей, пророк возносится в духе, чтобы он взглянул на сферы обетования; он видит Новый Иерусалим, нисходящий с неба от Бога. В нем заключена двойная сущность, полученная им от Бога и являющаяся божественной и небесной по происхождению (сравните 2 Коринфянам 5,1). Он может быть Божиим и земным. Он может носить небесный и ангельский характер. На самом же деле — ни то, ни другое: происхождение у него — божественное, а природа и суть — небесные. Он облечен небесной славой — так и должно быть, ибо он основан на деянии Христа. Он подобен прозрачному яспису; яспис же — это символ Божественной славы (глава 4, стих 3). Он надежен, имея большую и высокую стену. В нем двенадцать ворот. Их бдительными стражами становятся ангелы, охраняющие великий город — искупительной работы Христа, проявившийся во славе. Это подчеркивает также самое высокое место, занимаемое среди тварей человеком, который через Церковь тоже пришел к славе, и указывает на порядок Бога, который ранее поддерживали ангелы. На двенадцати воротах написано полное число людей, выступающих в качестве исполнителей. Ворота — это место суда. Число «двенадцать», как мы уже не раз замечали, означает мощную управляющую силу. Это подчеркивается начертанием имен двенадцати колен. Ими управлял Бог. Они не были основанием; но здесь показана сущность этой силы. Мы знаем двенадцать оснований, но их создали двенадцать апостолов Агнца. Именно они и их работа заложили фундамент небесного города. Таким образом, проявление созидательной и промыслительной силы, а также управление Иеговы и церковь, которые когда-то имели место в Иерусалиме — все это соединилось в небесном городе — в специально сотворенном средоточии небесной силы. Он представляется как невеста, хотя он и на самом деле является ею, женой Агнца. Здесь мы не видим того, что свойственно Павлу, — близость благословения к Христу. Мы видим Церковь, основанную в Иерусалиме теми двенадцатью, то есть средоточие небесной силы, ставшую новым небесным центром управления Бога. В земном городе они страдали и служили Агнцу и под Его руководством пришли в город небесный. Он такой же большой и красивый, все в нем измерено Богом и одобрено Им. Теперь измеряется уже не остаток, а весь город. В нем нет божественного совершенства (его и не может быть), но в нем есть совершенство, которое дал ему Бог. Он представляет собой куб; тело, равное со всех сторон, то есть исключительное совершенство. Так же совершенна и стена (12х12, хотя это и просто символ). Стена, защищающая город — это божественная слава. Как написано на стене земного Иерусалима, «Спасение Он дал вместо стены и вала.» Город был создан в божественной праведности и святости: он построен из золота, чистого, как стекло. В этом выражается сама сущность этого места, которое сотворено словом и даровано человеку на земле (ср. Ефесянам 4, 24). Драгоценные камни, или различное проявление сущности Бога, Который есть свет, освещающий все творение (эти камни мы видим также на царе, упомянутом в главе 28 Книги Иезекииля, и у первосвященника на его наперснике), — эти камни сияют неиссякаемой силой и украшают основание города. Ворота символизируют нравственную красоту, которая всегда привлекала Христа в церкви и на Его славном пути. То, по чему люди ходят, не таит в себе опасности загрязнения, а само по себе являет праведность и святость; улицы и все то, где люди устраиваются, есть праведность и святость, то есть золото, прозрачное как стекло. Здесь уже нет того, в чем скрывается Божия слава и что внушает благоговейный страх своим проявлением, — здесь нет храма, к которому люди подходили бы и не могли приблизиться, ибо там был сокрыт Бог — Сам Господь. Бог Вседержитель и Агнец представляют Собой храм. Они окружены тем, что полностью проявилось Своей сущностью и славой; и к Ним уже можно подойти. Нет больше нужды и в свете, ибо все освещает слава божественной природы, а светильник этого света — Агнец. Обратите внимание на то, что о храме не говорится как об Отце. Мы видим явившегося вечного Правителя, истинного Бога, и Агнца, укрепившего Его славу. Такова сущность этого города. Далее в видении показывается отношение города к живущим на земле и его обитателям. Это может показаться противоречием, но на самом деле это не так, потому что город рассматривается здесь как достояние невесты. Там, где говорится о жителях, речь идет о благословении отдельных людей. Народы, спасенные во время судов, будут ходить в свете этого города; мир будет в какой-то степени освещаться светом церкви. Тогда слава станет совершенной. Город купается в лучах света, исходящего непосредственно из него; мир освещается светом этой славы. Цари земли приносят в этот город свою честь и славу. Они обрели небеса и небесное царство, которое стало источником всего; и они несут туда преклонение перед их силой. Там нет ночи, а ворота города всегда открыты; защищаться от зла уже нет нужды, хотя если бы оно и появилось, Божественная защита исключила бы его приближение. Сами цари с радостью идут туда с поклонением. Приносится туда также честь и слава язычников. Их источником в этом мире являются небеса. Поэтому сейчас честь и слава становятся истинными. В этот город не может войти ничто нечистое и ничто из того, что приносит идолов и ложь. Ни зло человека, ни обман сатаны не могут появиться вновь и начать растление чего бы то ни было. Как часто чуткое сердце, видя, как утверждается что-либо доброе, предчувствует, что скоро придет сатана, который всех обманывает, и все портит. Здесь же мы можем быть уверены, что этого никогда не случится. Не просто отсутствие зла, а невозможность появления его — вот что характеризует Святой город. В нем есть то, что имеет своим источником совершенную благодать и все благословенные чувства связывают с Агнцем. Только те, чьи имена записаны в книге Агнца, будут жить в этом городе.