VIII. Значение доктрины для христианской жизни

Доктрина о грехе — это важное учение Библии. Без правильного понимания реальности греха и адекватной оценки его серьезности мы не сможем в полной мере, глубоко понять природу Бога или природу человечества и его судьбу. Мы также не сможем понять всей сложности жизни и окружающего нас мира.

А. Природа Бога

Учение о грехе открывает нам природу Бога. Оно показывает, что Бог — это не мстительный тиран или своевольный диктатор Вселенной, требующий от Своих творений абсолютного послушания. По крайней мере, происхождение греха учит нас, что Бог решил наделить Свои творения свободой выбора и что Он поделился с человечеством частью Своей творческой силы. Далее, доктрина о грехе учит нас, что Бог любвеобилен и справедлив. Хотя Его правосудие требовало немедленного уничтожения Адама и Евы по причине той скверны греха, которую они внесли в мир, в дело вмешалась Божья любовь, выполнившая требования Своего же правосудия с помощью специального замысла, предусмотренного на случай греха. Грех открывает нам, что «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

Б. Человеческая природа и достоинство

Учение о грехе показывает нам, что человек не переходил от низшей к более высокой стадии в своем развитии, как утверждает теория эволюции. Напротив, оно открывает, что мы были сотворены по образу и подобию Божьему, чуть ниже ангелов. Бог наделил нас уникальным достоинством, поставив владыками над всей землей. Понятие образа и подобия говорит нам о том, что Бог поделился с нами частицей Самого Себя, наделив нас воображением, интеллектом и способностью к творческой деятельности.

В. Величие Божьей любви

Доктрина о грехе оказывает определенное воздействие на наше понимание величия и обилия любви Божьей. Он не только возлюбил нас и позаботился о нашем спасении, но и предоставил нам возможность, в свою очередь, делиться этой любовью друг с другом. На самом деле сотворение идеальной человеческой семьи и ее деятельность есть один из замечательных даров Бога, который мы можем понять и должным образом оценить только в свете другой альтернативы: пагубной природы греха. Кроме того, христианское братство может существовать без таких отчуждающих факторов, как раса, цвет кожи, национальность, язык, исключительно благодаря искупительной любви Бога. При отсутствии этой искупительной любви мы видим только хаос, привносимый грехом.

Г. Власть над искушением

Доктрина о грехе учит нас, что искушение может иметь реальную власть. Не только в Едемском саду, но и в повседневной жизни и борьбе мы то и дело сталкиваемся (201) с искусителем, с его коварством и опасным лукавством. Однако история греха показывает, что мы можем не быть жертвами искушения, по благодати любящего Бога мы можем стать победителями.

Д. Нравственная ответственность

Доктрина о грехе убедительно показывает, что человек не может долго оставаться в серой зоне безразличия. Необходимо назвать грех своим именем и провести четкую нравственную границу между добром и злом. Таким образом, внешний, нравственный закон и внутренний закон совести дружно напоминают нам, что мы не Боги и не можем претендовать на божественный статус. С другой стороны, мы не животные, которые не несут ответственности за свои действия. Будучи человеческим сообществом, мы преданы общим ценностям, но эти ценности имеют смысл только в контексте славы Божьей.

Е. Смысл и назначение жизни

Доктрина о грехе также показывает нам, что история имеет смысл, а в жизни есть высокая цель. Понимание греха открывает нам, что в истории, «когда пришла полнота времени» (Гал. 4:4), Иисус разрешил проблему греха, а когда наступит полнота последнего времени, Иисус вернется, чтобы искоренить грех и установить Божье Царство праведности. Таким образом, христианская эсхатология уверяет нас, что в конечном итоге грех будет искоренен.

Не в последнюю очередь исследование проблемы греха открывает нам любовь Бога и тот факт, что Он стремится установить с нами тесные отношения. Это становится понятно по первому действию Бога после грехопадения Адама, когда Бог пришел искать его, чтобы восстановить с ним тесную связь.