II. Библейская терминология

В Библии используется широкий спектр терминов для описания такого понятия, как грех. Хотя каждое слово имеет конкретный смысловой оттенок, исследование наиболее употребительных слов Ветхого и Нового Заветов обнаруживает тот факт, что грех — это состояние восстания людей против Бога, ведущее к непослушанию Его воле. Краткий анализ некоторых ключевых слов, используемых в Библии для описания греха, поможет выявить библейское определение.

А. Ветхий Завет

В Ветхом Завете используются разные слова для описания такого понятия, как «грех», но четыре употребляются чаще других и имеют глубокий смысл.

1. Хаттат

Слово хаттат употребляется в Ветхом Завете 293 раза. Основное значение этого слова: «промахнуться», «не попасть в цель» — например, при стрельбе стрелами из лука (Суд. 20:16; ср. Иов 5:24). В богословском смысле это слово указывает на поступок, поведение или образ жизни, который уклоняется от намеченного Богом пути. Следовательно, грех — это нечто, не соответствующее Божьему эталону (Лев. 5:5,16; Пс. 50:6).

Таким образом, словом хаттат обозначается грех как поступок или отношение, уводящие человека в сторону от необходимых целей, норм или стандартов, которых нужно обязательно придерживаться, чтобы сохранять правильные отношения с Богом. Грех — это разрыв отношений с Богом.

2. Авон

Авон — это сугубо религиозный термин. Он встречается 229 раз и почти всегда передается как «беззаконие» перед Богом, включая в себя и идею наказания (Быт. 4:13; 15:16). Основное значение этого слова — кривизна (Плач Иер. 3:9). Оно также указывает на ложь, обман (Пс. 35:4) и пустоту или суету (Притч. 22:8; Ис. 41:29). Грех — это то, что уводит человека с прямых путей Божьих и предполагает неправильное поведение (Быт. 15:16; Ис. 43:24). Таким образом, авон в богословском смысле идет дальше, чем хаттат, подразумевая также неправильные намерения.

3. Пеша

Слово пеша встречается примерно 135 раз в Ветхом Завете. Оно означает умышленное, преднамеренное, сознательное нарушение нормы или стандарта, а также отказ подчиняться законной власти. Оно отличается от хаттат тем, что обозначает не случайное, не преднамеренное действие, а сознательное, спланированное восстание, мятеж или преступление. Этим словом также обозначается нарушение контракта, своевольное нарушение договора (3 Цар. 12:19; 4 Цар. 1:1; 8:20, 22). Элемент «своеволия», «восстания» или преднамеренности, присутствующий в богословском подтексте этого слова, делает его синонимом куда более серьезной разновидности греха, чем те, которые выражаются другими словами (Ис. 1:2; Иер. 3:13; Ос. 7:13; 8:1), — настолько серьезной, что только бескорыстная и чуткая «любовь» может покрыть восстание, обозначаемое словом пеша. В Иов 34:37 слова хаттат и пеша употребляются в одном контексте: «Иначе он ко греху [хаттат] своему прибавит отступление [пеша]».

4. Реша

Реша означает «буйность» и «беспокойство» и встречается 30 раз в Ветхом Завете. Оно используется для описания состояния нечестивых: они «как море взволнованное, которое не может успокоиться» (Ис. 57:20). Термин буквально означает «беспорядочный», «разболтанный» или «расшатанный». Таким образом, этот термин может указывать на неустойчивое состояние беззаконников, которых кидает во все стороны и которые поэтому живут в смятении и хаосе. В некоторых случаях (Исх. 23:1 и Притч. 25:5) реша используется для обозначения порочности, виновности в каком–то преступлении. Этот термин также указывает на то, что человек виновен во враждебном отношении к Богу и Его народу (Исх. 9:27).

5. Выводы

Слова, употребляемые в Ветхом Завете для обозначения греха, являются по своей сути богословскими. Хотя они несут разные смысловые оттенки, по сути своей эти слова дают одинаковую оценку греха, описывая его как неудачу, уклонение, кривой путь, восстание против предписанных Богом норм и стандартов. Грех — это (181) «непопадание в цель», несоответствие Божественным ожиданиям и намерениям. Это нарушение Божьей воли, преступление против Бога. Это жизнь открытого, умышленного восстания против Божьей воли и Божьего пути. Это беспорядочная жизнь в отрыве от Божественного якоря, в результате чего человека швыряет в разные стороны в бурлящем море нечестия. Более того, грех — это в первую очередь мотивация, поступок, состояние восстания против Бога. «Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал», — пишет Давид (Пс. 50:6), давая нам классическое определение того, что грех — это прежде всего действие, идущее вразрез с волей Божьей. Хотя поступок Давида был направлен против Вирсавии и ее мужа, он, по внушению Святого Духа, признал, что его поступок был не просто неправильным поведением, но преступление против воли Бога и Его закона. Грех именно в этом и заключается. Это отвержение Бога, приводящее к неприемлемым отношениям с окружающими.

Б. Новый Завет

Преобладающей темой Нового Завета является Иисус — Его жизнь и служение искупления. Как таковой, Новый Завет наглядно показывает всю серьезность греха с позиции его высшей цены — жизни Сына Божьего, через смерть Которого стало возможным излитие на род человеческий Божьей благодати и прощения. Все, что говорится в Новом Завете о победе над грехом и о страшной цене, в которую он обошелся Богу, сказано в свете величия и славы креста, нанесшего смертельный и сокрушительный удар по власти греха.

Из множества греческих слов, используемых в Новом Завете для описания чудовищности греха, пять являются особенно важными.

1. Хамартия

Хамартия — это самое популярное в Новом Завете слово для описания греха. Оно переводится как «грех» почти 175 раз. Дословно оно означает «не попасть в цель» — например, при стрельбе. В классическом греческом языке это слово почти всегда используется для обозначения неосознанной ошибки, а не сознательного преступления. Однако в Новом Завете оно несет в себе идею чего–то серьезного и важного, того, что уводит грешника от Бога и противопоставляет его Господу. Хамартия указывает на сознательное нежелание человека жить по Божественному эталону (Мф. 1:21; Рим. 5:12, 13; 1 Ин. 1:9). Кроме того, хамартия указывает на решение человека враждовать против Бога (Ин. 9:41; 19:11; 1 Ин. 1:8). Грех (хамартия) универсален; (Рим. 3:23); его сила удерживает человечество в тисках (ст. 9). Власть греха настолько отвратительна, а его хватка настолько ужасна, что Павел почти персонифицирует грех (хамартия) и говорит, что он «царствует» (Рим. 5:21) и «господствует» над нами (Рим. 6:14), и что мы стали его рабами (стихи 6,17,20).

2. Паракое

Паракое буквально означает «неспособность слышать» или «нежелание слушать». Часто человек слышит лишь то, что хочет услышать, и в высшем понимании грех означает неспособность и нежелание слышать глас Божий. Грешник слушает не Бога, а самого себя. Это слово встречается три раза и переводится в Новом Завете как «непослушание» (Рим. 5:19; 2 Кор. 10:6; Евр. 2:2).

3. Парабасис

В Новом Завете слово парабасис используется семь раз. В глагольной форме оно означает «идти поперек», «выходить за пределы», а значит, вступать на запретную территорию. В форме существительного это слово описывает сознательное нарушение закона, нарушение заповеди, вступление в запретную область. Вот почему оно переводится как «преступление» (Рим. 4:15; Гал. 3:19) или «непослушание» (Евр. 2:2).

4. Параптома

Параптома — это слово, которое встречается в Новом Завете 23 раза и означает «падение того, кому следовало бы стоять». Оно означает промах, ошибку и обычно переводится как «согрешение» или «прегрешение» (Мф. 6:14, 15; Рим. 4:25; 5:15) и «падение» или «преступление» (11:11, 12). Из всех слов, переводимых как грех, это слово указывает скорее на неумышленный поступок, чем на умышленный.

5. Аномия

Слово аномия 14 раз встречается в Новом Завете. Оно указывает на нарушение номос, закона. В большинстве случаев это слово в Синодальном переводе передается как «беззаконие» (Мф. 7:23; 13:41; 23:28; 24:12; Рим. 4:7; Евр. 1:9). Оно описывает состояние человека, который живет и действует вопреки закону. В известной формуле 1 Ин. 3:4 грех определен как «беззаконие» или нарушение закона.

6. Адикия

Слово адикия несет в себе этический оттенок «неправедности» или отсутствия праведности и переводится как «нечестие» (Рим. 1:18, 19) и «неправда» (2 Петр. 2:15; 1 Ин. 5:17). В Новом Завете оно также несет идею несправедливости или преступления против ближнего. В Ин. 3:4 и 5:17 хамартия приравнивается к адикии.

7. Выводы

Хотя анализ библейских терминов, обозначающих грех, полезен для понимания сложности этого понятия, сами по себе эти термины, даже рассматриваемые в совокупности, не ведут нас к точному библейскому определению греха. В свете отношения Бога к проблеме греха самой характерной особенностью греха является восстание, направленное против господства и владычества Бога, и отказ следовать Его воле. Отрицание Бога лежит в основе греха. Оно может принимать разные формы и включать этические, нравственные и духовные измерения и отношения.

Таким образом, из библейской терминологии следует, что грех — это не стихийное бедствие, которое застигло (182) людей врасплох, но следствие человеческого выбора, его действий. Более того, грех — это не отсутствие добра, а несоответствие Божественным ожиданиям. Это нечестивый путь, который человек выбирает умышленно. Это не слабость, в которой люди невиновны, ибо человек, совершая греховный поступок, сознательно избирает путь восстания против Бога, нарушения Его закона, и отказывается внимать Слову Божьему. Грех пытается вырваться за установленные Богом рамки. Итак, если быть кратким, грех — это восстание против Бога.