VII. Комментарии Елены Уайт

А. Божий замысел спасения

План спасения раскрывает «принципы, которые от века были основанием Божественного престола» (Желание веков, с. 22).

1. Каждый может найти избавление

«Каждый человек волен выбрать, кому он будет подчиняться» (Желание веков, с. 258).

2. Как мы спасаемся

«Его любовь влечет нас к Нему. И если мы не противимся этому влечению, мы будем приведены к подножию Его креста в раскаянии… И тогда Дух Божий через веру созидает в нас новую жизнь, а помыслы и желания наши подчиняются воле Христовой… Закон Божий запечатлен в уме и сердце» (Желание веков, с. 176).

3. Бог ничего не жалеет для нашего спасения

«Христос, принесенный в жертву, наглядно свидетельствует об истинных намерениях Бога… Этот дар позволяет постичь истину: хотя ненависть Бога к греху так же сильна, как сама смерть, но Его любовь к грешнику неизмеримо сильнее. Решив искупить нас, Он не пожалеет ничего, даже самого дорогого, чтобы выполнить задуманное… Небесная сокровищница открыта для тех, кого Он жаждет спасти» (Желание веков, с. 57).

4. Неспособность грешника сопротивляться злу

«Из–за непослушания свойства души стали порочными и себялюбие вытеснило из сердца любовь. Грех настолько ослабил человека, что ему стало не под силу самостоятельно противостоять злу. Он сделался пленником сатаны и остался бы им навсегда, если бы Бог не вмешался особым образом» (Путь ко Христу, с. 17).

5. Праведность Христа: право на небо и пригодность для венной жизни

«Гордый сердцем пытается заработать спасение, но заслужили ли мы жизнь на небе? Ответ на этот вопрос обусловлен праведностью Христа» (Желание веков, с. 300).

6. Грешники считаются праведными

«До грехопадения Адам мог через послушание Закону Божьему достигать все большей зрелости в праведности характера, развивать праведный характер. Но он не пошел по этому пути. Из–за его греха мы наследуем падшую, греховную природу и не можем… в совершенстве исполнять святой закон… Но Христос открыл нам путь ко спасению… Если вы отдаете себя Ему и принимаете Его как своего Спасителя, тогда, несмотря на все свои грехи, считаетесь праведными благодаря Его заслугам и приобретаете характер Христа. Бог принимает вас так, как будто вы никогда не грешили» (Путь ко Христу, с. 62).

7. Больше, чем прощение

«Прощение имеет более широкий смысл, чем многие предполагают… Прощение есть не просто юридический акт, по которому Господь освобождает нас от осуждения. Это не только прощение греха, но и освобождение от него» (Нагорная проповедь Христа, с. 114). Это «означает удаление от нас наших грехов и заполнение образовавшейся пустоты Святым Духом» (Наглядные уроки Христа, с. 420).

Б. Искупительная смерть Христа

«Жертва Христа, принесенная ради искупления наших грехов, является великой истиной, вокруг которой находят свое место все остальные истины. Для того, чтобы правильно понять и по достоинству оценить каждую истину Библии — от Бытия до Откровения, ее нужно изучить в свете, который струится с Голгофского креста. Я представляю вашему вниманию величественный, грандиозный памятник милости и духовного возрождения, спасения и искупления — Сына Божьего, вознесенного на крест» (Служители Евангелия, с. 315). «Висевший на кресте Христос был Евангелием» (Библейский комментарий АСД, т. 7–А, с. 456).

Страдание Христа «не началось и не закончилось Его явлением человечеству. Крест лишь открывает нашим притупленным чувствам боль, которую причинил Божьему сердцу грех от самого начала» (Воспитание, с. 263).

1. Бог любит нас не потому, что было совершено искупление

«Искупление было совершено не для того, чтобы побудить Бога любить тех, кого Он в противном случае мог только ненавидеть, и не для того, чтобы вызвать любовь, которой не было. Оно стало проявлением той любви, которая уже была в сердце Бога» (Знамения времени, 30 мая 1895 г.). (231)

«Искупление, совершенное Христом, было не причиной, а следствием Божьей любви. Иисус умер потому, что Бог возлюбил мир» (Ревью энд Геральд, 2 сентября 1980 г.).

«Отец любит нас не потому, что была принесена великая Жертва искупления. Как раз наоборот: Он предусмотрел искупительную Жертву потому, что любит нас. Христос был Посредником, через Которого Он смог излить Свою беспредельную любовь на падший мир. „Бог во Христе примирил с Собою мир» (2 Кор. 5:19). Бог страдал со своим Сыном. Борение в Гефсиманском саду, смерть на Голгофском кресте — вот плата, принесенная безграничной любовью за искупление наше» (Путь ко Христу, с. 13,14).

2. С Ним обращались, как мы того заслуживаем

«Со Христом поступили так, как того заслуживаем мы, — чтобы с нами поступали так, как заслуживает того Он. Осужденный за наши грехи, к которым Он не был причастен, Христос пострадал, чтобы мы были оправданы Его праведностью, к которой мы не причастны. Он принял нашу смерть, чтобы мы приняли Его жизнь. „Ранами Его мы исцелились»» (Желание веков, с. 25).

3. Потребность в кресте для прощения

«Если бы не было совершено искупление, греху не было бы прощения. Если бы Бог простил грех Адама, не искупив его, грех был бы увековечен и совершался бы безудержно» (Ревью энд Геральд, 23 апреля 1901 г.).

4. Единство справедливости и милости

«Цель Христа состояла в том, чтобы примирить принцип правосудия и принцип милосердия, чтобы каждый из этих принципов сохранил свою значимость и в то же время не вступал в противоречие один с другим. Его милость была не слабостью, а властью наказывать грех просто потому, что это грех, и вместе с тем силой, способной вызвать любовь человечества. Благодаря Христу правосудие может прощать грешников, не жертвуя при этом ни единой йотой своей высокой святости» (Бюллетень Генеральной конференции, 1899 г., с. 102).

5. Грех, наказанный во Христе

«Наши грехи были возложены на Христа, наказаны во Христе, изглажены Христом. Он сделал это для того, чтобы вменить Свою праведность нам, которые ходят не по плоти, а по Духу» (Знамения времени, 30 мая 1895 г.).

6. Атмосфера благодати

«Послав миру бесподобный дар в лице Своего Сына, Бог окружил всю землю атмосферой благодати, такой же реальной, как и воздушная атмосфера. Все, кто стремится пребывать в этой животворной атмосфере, будут жить» (Путь ко Христу, с. 68).

В. Роль веры

«Верой мы принимаем благодать Божью. Но и одна только вера не является нашим спасением. Сама по себе она ничего не значит. Вера — это всего лишь рука, которой мы держимся за Христа и принимаем Его заслуги, это средство исцеления от греха» (Желание веков, с. 175).

1. Bepa — это…

«Оно [вера] есть согласие ума с Божьими словами, обязывающими сердце к добровольному посвящению и служению Богу, Который дал нам разумение, повлиял на сердце, Который призвал человека взирать на Христа, вознесенного на Голгофский крест. Вера — это подчинение Богу интеллектуальных способностей, воли и разума» (Вера и дела, с. 25).

2. Своим неверием мы бесчестим Христа

«Мы взираем на себя, как если бы у нас была сила спасти себя самих; но Иисус умер за нас, потому что сами мы спастись не в состоянии… В это самое время Он… призывает нас прийти к Нему в нашей беспомощности и обрести спасение. Мы бесчестим Его своим неверием. Поразительно, как мы обращаемся с нашим лучшим Другом, как мало доверяем мы Тому, Кто может всегда спасать и Кто дал нам все свидетельства Своей любви!» (Избранные вести, т. 1, с. 351).

3. Победа во Христе

«Всесильная власть Святого Духа — это защита для всех борющихся. Христос не позволит ни одному из тех, кто с покаянием и верой просит у Него защиты, оказаться под властью врага в искушении и испытании. Спаситель находится рядом со Своими детьми. С Ним невозможна неудача, потеря, бессилие или поражение. Мы можем совершить все через Того, Кто укрепляет нас. Когда приходит искушение и испытание, не ждите, пока уладятся все проблемы, но взирайте на Иисуса — вашего помощника» (Желание веков, с. 490, 493).

4. Почему не следует говорить «я спасен»

«Нам никогда не следует успокаиваться, довольствуясь достигнутым, и прекращать дальнейшее продвижение, говоря „Я спасен». Когда человек лелеет подобную мысль, у него исчезают стимулы к бдительности, к молитве, к ревностному стремлению. Ни один освященный язык не произнесет таких слов до тех пор, пока не придет Христос» (Избранные вести, т. 1, с. 314).

«Мы никогда не можем быть вполне уверенными в себе и полагать, будучи еще здесь, на земле, а не на небесах, что мы защищены от искушения… Даже когда мы предаем себя Христу и знаем, что Он принимает нас, мы не избавлены от искушения» (Наглядные уроки Христа, с. 155).

Г. Надежда для самого слабого

«Спаситель перенес бы муки Голгофы и ради одного человека, чтобы спасти его для Своего царства. Он никогда не оставит того, за кого умер. До тех пор, пока идущие за Ним сами не оставят Его, Он будет оберегать их» (Желание веков, с. 483). (232)

1. Не падайте духом, видя свои недостатки

«Нам еще не раз придется повергаться к ногам Христа и оплакивать свои промахи и ошибки. Но мы не должны падать духом. Даже если враг побеждает, мы не оставлены и не отвергнуты Богом. Нет, Христос находится пред лицом Господа, чтобы ходатайствовать за нас» (Путь ко Христу, с. 64).

2. Направляйте свой мысленный взор на Христа, но не на себя

«Когда человек сосредоточивается на своем «я», он отвращается от Христа — источника жизни и силы. Вот почему сатана все время пытается отвлечь внимание людей от Спасителя… Он стремится направить ваши мысли на мирские удовольствия, житейские заботы и неурядицы, недостатки других людей, на ваше несовершенство. Не следует сосредоточиваться на себе и предаваться страху и тревожным мыслям относительно нашего спасения. Все это уводит нас от Источника силы. Доверьте свою жизнь Богу и уповайте на Него… Он силен сохранить то, что вы вверили Ему» (Путь ко Христу, с. 71, 72).

3. Самый слабый святой сильнее сатаны

«Сатана постоянно работает, но немногие люди имеют представление о его деятельности и его изощренности. Дети Божьи должны быть готовы противостоять коварному врагу. Именно этого сопротивления сатана больше всего страшится. Он лучше нас знает пределы своей власти, и как легко он может быть побежден, если мы будем смело сопротивляться ему. Посредством Божественной силы самый слабый из святых окажется более чем достойным соперником сатаны и всех его ангелов и в момент испытания сможет доказать свое превосходство» (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 293).

4. Святой Дух и возрождение

«Святой Дух — это величайший из всех даров, которые Он мог попросить у Отца для нравственного возвышения Своего народа. Дух должен оказывать возрождающее влияние, а без Него жертва Христа была бы напрасной. Влияние зла увеличивается на протяжении многих веков, и поразительно, с какой покорностью люди отдаются в рабство сатане. Греху можно сопротивляться и противостоять только благодаря могущественному влиянию Третьей Личности Божества, Духа Святого, Которая проявляет Себя не в видоизмененной энергии, но во всей полноте Божественной силы, очищающей сердце. Дух делает действенным все, что совершил Искупитель мира. Посредством Духа верующий становится причастником Божеского естества. Христос даровал нам Свой Дух как Божественную силу для победы над всеми унаследованными и приобретенными наклонностями ко злу и запечатления Своего характера в Своей Церкви» (Желание веков, с. 671).

5. Полное избавление от власти греха

«План искупления предусматривает наше полное освобождение от власти сатаны. Христос при всех обстоятельствах ограждает от греха душу кающегося. Он пришел, чтобы разрушить дела дьявола, и по Его воле Святой Дух будет послан каждой кающейся душе, дабы удержать человека от греха… Благочестивый нрав и жизнь, напоминающая жизнь Христа, доступны каждому кающемуся и верующему чаду Божьему» (Желание веков, с. 311).

6. Великая перемена

«Если благодать Божья совершает свое действие в нас, то это не останется сокрытым. В нашем характере, в наших привычках и занятиях произойдут заметные изменения. Люди будут видеть разительный контраст между прежней и новой жизнью» (Путь ко Христу, с. 57).

7. Критерий обращения

«Кому принадлежит наше сердце? Кто владеет нашими помыслами? О ком мы любим говорить?.. Если мы Христовы, то нам приятнее всего думать о Нем» (Путь ко Христу, с. 58).

Д. Освящение — дело всей жизни

«Освящение — это не мимолетное усилие, а дело всей жизни. Это не радостный порыв чувств, а результат ежедневной победы над грехом и жизни во имя Христа. Нельзя избавиться от недостатков и преобразить себя нерешительными и случайными поступками. Только строгая самодисциплина и суровая борьба приведут нас к победе. Мы не знаем, что ждет нас завтра. До тех пор, пока сатана правит миром, мы должны будем подчинять свое «я», побеждать грех, осаждающий нас, и всю жизнь без устали, без остановки двигаться к цели. Освящение — это результат послушания на протяжении нашего пребывания на земле» (Деяния апостолов, с. 560, 561).

1. Как посвятить себя Богу

«Вы не можете изменить свое сердце, не можете своими силами посвятить Ему самые глубокие чувства, но вы можете избрать служение Богу. Вы в силах отдать Ему свою волю, а Он будет совершать в вас „и хотение и действие по Своему благоволению»» (Путь ко Христу, с. 47).

2. Послушание как плод веры

«Хотя добрые дела не спасут ни единой души, тем не менее ни одна душа не сможет спастись без добрых дел» (Избранные вести, т. 1, с. 377).

3. Послушание как исполнение личных побуждений

«Если мы не будем противиться, то Он настолько сольется с нашими помыслами и целями, настолько приведет наше сердце и ум в согласие со Своей волей, что, повинуясь Ему, мы будем исполнять не что иное, как свои желания. Очищенная и освященная, наша воля будет радостно участвовать в служении Христу. Когда мы познаем Бога так, как нам это дано, наша жизнь станет примером постоянного повиновения. Благодаря правильному пониманию Христа и общению с Богом мы начинаем ненавидеть грех» (Желание веков, с. 668). (233)

4. Совершенство души во Христе

«И хотя мы не можем претендовать на совершенство тела, мы в состоянии достичь христианского совершенства души. Благодаря жертве, принесенной за нас, грехи могут быть полностью прощены» (Избранные вести, т. 2, с. 32).

5. Святые в своей сфере

«С нашими ограниченными силами нам надлежит быть столь же святыми в своей сфере, насколько Бог свят в Своей. По мере наших сил мы должны в своей жизни являть истину, любовь и совершенство Божественного характера» (Избранные вести, т. 1, с. 337).

6. Божественный идеал для детей Божьих

«Божественный идеал для Его детей превыше самых возвышенных человеческих помышлений. „Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». Это повеление является и обетованием. План искупления предусматривает наше полное освобождение от власти сатаны. Христос при всех обстоятельствах ограждает от греха душу кающегося. Он пришел, чтобы разрушить дела дьявола, и по Его воле Святой Дух будет послан каждой кающейся душе, дабы удержать человека от греха» (Желание веков, с. 311).

7. Совершенство как совершенная покорность

«Возможно, потребуется какое–то время, чтобы полностью подчиниться воле Божьей, но если мы этого не сделаем, то будем непригодны для вечности. Истинная религия всегда ведет человека к совершенству» (Свидетельства для Церкви, т. 3, с. 538).

8. Христос дарует победу над наклонностями и похотями

«Христос пришел в этот мир и прожил жизнь в абсолютном послушании Закону Божьему, чтобы человек мог обрести полное господство над теми свойствами своей натуры, которые растлевают душу. Будучи Врачом души и тела, Он дарует победу над похотями, восстающими на душу. Он дал человеку все возможности, необходимые для обретения совершенства характера» (Служение исцеления, с. 130,131).

9. Характер раскрывается в привычных словах и поступках

«Характер человека открывается не в случайных добрых или злых делах, а в том, что он обычно говорит и делает, в общей направленности его жизни» (Путь ко Христу, с. 57, 58).

10. Совершенство Христа для тех, кто старается

«Когда сердце расположено повиноваться Богу, когда человек предпринимает все усилия к этому, Иисус принимает это расположение и усилия как наилучшее служение и восполняет всякий недостаток Своими Божественными заслугами» (Избранные вести, т. 1, с. 382).

11. Совершенство прогрессирует

«Прорастание семени — это начало духовной жизни, а развитие растения — развитие характера. Без роста не может быть жизни. Растение или растет, или умирает. Как его рост тих и неприметен, но постоянен, так и развитие характера. На каждой ступени развития наша жизнь может быть совершенна, и все же, если Божий план для нас осуществится, мы будем постоянно возрастать» (Воспитание, с. 105,106).

«Изо дня в день верующий проводит грандиозный эксперимент, показывая и людям, и ангелам, что Евангелие может сделать с падшим существом» (Деяния апостолов, с. 483).

12. Совершенные видят свои недостатки

«Те, кто действительно стремится совершенствовать христианский характер, никогда не будут считать себя безгрешными. Их жизнь может быть непорочна, они могут быть живым воплощением той истины, которую приняли. Но чем больше они дисциплинируют свой ум, чтобы взирать на характер Христа, и чем ближе они приближаются к Его Божественному образу, тем яснее видят Его непорочность и совершенство и тем глубже сознают собственные недостатки» (Освященная жизнь, с. 7). (234)