III. Комментарии Елены Уайт

А. Важность

Е. Уайт с самого начала подчеркивала важность этой доктрины (которая иногда называется учением о «состоянии мертвых»), считая ее «истиной для настоящего времени», которую верующие должны «глубоко понимать». Контекстом следующего отрывка, впервые опубликованного в 1858 году, являются сатанинские «обманы», «спиритизм» и утверждение, будто живые могут общаться с умершими.

«Я видела, что святым надо досконально изучить истину для настоящего времени, которую они должны почерпнуть из Писаний. Они должны понимать, в каком состоянии находятся мертвые, ибо духи бесовские придут к ним под видом усопших друзей и родных и станут внушать им небиблейские учения. Бесы приложат все силы, чтобы пробудить в людях сочувствие, и в подтверждение своих слов сотворят чудеса. Народ Божий должен быть готов противопоставить этим духам библейскую истину о том, что мертвые ничего не знают, а те, кто явился им, суть бесовские духи» (Ранние произведения, с. 262).

Впоследствии она посвятила этой теме целых две главы в своей книге «Великая борьба» (с. 531–562). Здесь она утверждает, что этот обман впервые был предложен змеем в Быт. 3:4, когда он обещал первым людям: «Нет, не умрете». Затем этот обман распространился по всему миру в виде спиритизма (там же, с. 561,562). Однако библейская истина остается неизменной: «Библия учит, что мертвые ничего не знают и ни о чем не думают; что они не имеют более части в том, что делается под солнцем, и что им ничего не известно о радостях или переживаниях тех, кто когда–то был дорог им на земле» (там же, с. 556).

1. Происхождение смерти

Развивая это библейское учение, Е. Уайт высказывает следующие мысли по поводу происхождения и природы смерти: Своим происхождением смерть обязана власти сатаны. «За свой грех Моисей оказался во власти сатаны и претерпел смерть» (Ранние произведения, с. 164).

Грех есть источник этой сатанинской власти, ибо он выводит свои жертвы из Божьей сферы. «Он [сатана] твердо решил заставить их [первых людей] согрешить, чтобы, разлучив с Богом и подчинив их своей воле, овладеть землей и основать свое царство, противостоящее Царству Всевышнего» (Великая борьба, с. 531).

2. Причины смерти

Хотя в целом смерть представлена как возмездие за грех (Ранние произведения, с. 294), Е. Уайт много пишет об этом возмездии с конкретными иллюстрациями, чтобы показать, как оно совершается. Например: Вредные привычки в области здоровья могут стать причиной преждевременной смерти. «Преждевременная смерть и старение являются результатом жизни вдали от Бога, по законам этого мира. Всякий, потакающий своим нездоровым привычкам в еде, должен понести наказание. В день суда мы увидим, как серьезно Бог относится к нарушению законов здоровья» (Основы здорового питания, с. 40).

В целом непослушание Закону Божьему приводит к смерти. «Так впервые Адам увидел смерть и понял, что если бы остался верен Богу, то ни человек, ни животное не оказались бы подвластны смерти» (Патриархи и пророки, с. 68).

Пренебрежение законами природы также угрожает жизни. «Когда же преждевременная смерть становится результатом нарушения законов природы, мы обрекаем на страдания и печаль родных и друзей, лишаем своих близких той помощи, которую должны были бы оказывать им, оставляем свои семьи без поддержки, опоры и утешения, а Бога — без того служения, которого Он требует от нас для Своего прославления. И разве, поступая так, не являемся мы нарушителями Закона Божьего в самом худшем смысле этого слова?» (Основы здорового питания, с. 21).

Короче, смерть становится участью нечестивых. «В то время как жизнь является наследием праведных, смерть есть удел нечестивых» (Великая борьба, с. 544).

3. Природа смерти

Однако смерть не переносит праведников сразу в рай, а нечестивых — в ад. «Многие радуются тому, что их близкие счастливы на небе, и, не подозревая об опасности, внимают „духам обольстителям и учениям бесовским»» (Великая борьба, с. 552). И еще: «Насколько же отвратительно учение о том, что, как только дух покидает тело, нераскаявшаяся душа попадает в адское пламя!» (Там же, с.545).

Скорее смерть подобна сну. «Своим верующим детям Христос представляет смерть в виде сна. Их жизнь сокрыта со Христом в Боге. И до тех пор, пока не протрубит последняя труба, все, кто умерли, будут покоиться в Нем» (Желание веков, с. 527).

Смертный сон продлится как бы мгновение. «Для христианина смерть — это сон, мгновение безмолвия и тьмы» (там же, с. 787).

Следовательно, в смерти нет сознательного существования, знания, планирования или размышления. «Другим было просто любопытно посмотреть на воскресшего из мертвых, услышать от Лазаря рассказ о том, что он видел после смерти, и были удивлены: ему было нечего рассказывать. Ему нечего было сказать, потому что вдохновенное слово говорит: „Мертвые ничего не знают… и любовь их, и ненависть их, и ревность их уже исчезли»» (Еккл. 9:5, 6)» (там же, с. 557, 558).

Только воскресение прервет смертный сон. «Сходящие в могилу сходят в страну молчания… Они спят, и труба Господня пробудит их для славного бессмертия» (Великая борьба, с. 550).

Следовательно, для праведника смерть не есть что–то пугающее. «Для верующего смерть ничего не значит. (256) Христос говорит о ней как о кратком мгновении. „Кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек», „тот не вкусит смерти вовек». Для христианина смерть — это сон, мгновение безмолвия и тьмы. Жизнь сокрыта со Христом в Боге. „Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе» (Ин. 8:51,52; Кол. 3:4)» (Желание веков, с. 787).

Б. О бессмертии души

Учению о бессмертии души уделяется немалое внимание, и оно объявляется ложью и опасным заблуждением. По своему происхождению это сатанинское учение. «И это выдвигается в качестве доказательства, что пьяный Амнон, изнасиловавший собственную сестру, сразу после смерти переселился в блаженные обители, где, очистившись и убелившись, стал членом семьи безгрешных ангелов! О, да, конечно, это очень сладкозвучная выдумка, услаждающая плотское сердце. Это выдумка самого сатаны, и она приносит свои плоды. И если людей наставляют подобным образом, разве можно удивляться тому, что грех и порок процветают?» (Великая борьба, с. 539).

Этого учения нет в Библии. «Учение о сохранении сознания после смерти и о духах умерших, общающихся с живыми, не имеет основания в Писаниях; и, тем не менее, эти теории выдавались за истину» (Евангелизм, с. 603).

Тем не менее подобное учение вошло в христианскую Церковь. «В сущности, утверждение змея в Едеме: „Вы не умрете» является первой проповедью о бессмертии души. Однако эти слова, основанные исключительно на авторитете сатаны, раздаются во всех христианских церквах, и большинство людей принимают их с такой же готовностью, как и наши прародители» (Великая борьба, с.533).

«Теория о бессмертии души принадлежит к одному из тех лжеучений, какие Рим, переняв от язычников, внедрил в христианскую религию. Мартин Лютер относил это учение к „нелепым басням, образующим навозную кучу римских постановлений» (Э. Петавель. «Проблема бессмертия», с. 255). Комментируя слова Соломона из Книги Екклесиаста о том, что „мертвые ничего не знают после своей смерти», реформатор пишет: „Это еще одно место, доказывающее, что мертвые ничего не… чувствуют. Там нет чувства долга, науки, знания и мудрости. Поэтому Соломон говорит, что они снят и не ощущают ничего. Для них не существует дней и лет, и, когда они пробудятся, им покажется, что они уснули только на одно мгновение»» (Мартин Лютер. «Толкование книги Екклесиаста», с. 152)» (Великая борьба, с. 549).

В. Поражение смерти

Противоядие от смерти — это воскресение и его сила. «Так была вознаграждена вера этой женщины. Христос — великий Податель жизни — вернул ей сына. Так будут вознаграждены и все верные, когда в день Его пришествия смерть потеряет свое жало и победа могилы окажется недействительной» (Пророки и цари, с. 239).

Воскресение было бы ненужным, если бы праведники сразу возносились на небо в момент смерти. «И если в течение четырех тысяч лет праведники отправлялись прямо на небо, как же мог Павел говорить, что все почившие во Христе погибнут, если нет воскресения? Тогда не было бы никакой надобности в воскресении» (Великая борьба, с. 546, 547).

Таким образом, только Христос имеет ключ жизни и смерти. «Тот, Кто Сам должен был скоро умереть на кресте, сейчас стоял, имея ключи жизни и смерти. Победитель над смертью утверждал Свое право и власть наделять вечной жизнью» (Желание веков, с. 530).

Только те праведники, которые будут среди живых в момент возвращения Христа, испытают переселение и никогда не вкусят смерти. «Рядом с Ним находились два небесных существа. Это были Моисей, говоривший с Богом на Синае, и Илия, которому было даровано великое преимущество, данное, кроме него, только еще одному из сынов Адамовых, — никогда не познать смерть» (там же, с. 421).

«Живущие праведники изменятся „вдруг во мгновение ока». Они были прославлены при звуке Божьего голоса, а теперь, став бессмертными, они вместе с воскресшими святыми восхищаются навстречу Господу по воздуху» (Великая борьба, с. 645).

Те, кто не будет переселен или уничтожен, испытают только смерть — вторую смерть. «Вследствие греха Адама весь человеческий род стал подвластен смерти. Все равным образом сходят в могилу. Но, с другой стороны, план спасения предлагает освобождение от могилы. Будет „воскресение мертвых, праведных и неправедных» (Деян. 24:15). „Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15:22). Но между этими двумя группами воскресших проведена граница. „Все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения» (Ин. 5:28, 29). „Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти» (Откр. 20:6). Но те, кто через раскаяние и веру не получили прощения, должны понести наказание за беззакония — „возмездие за грех». Они понесут разное наказание по продолжительности и тяжести, в соответствии со своими поступками, и затем их постигнет вторая смерть. Так как, согласно Своим принципам справедливости и милосердия, Бог не может спасти грешника в его грехах, Он лишает его жизни, право на которую тот сам утратил и доказал своими делами, что не достоин ее. Вдохновенный писатель говорит: „Еще немного, и не станет нечестивого; посмотришь на его место, и нет его». „И будут, как бы их не было» (Пс. 36:10; Авд. 16). Покрытые бесчестием и позором, они будут преданы вечному забвению» (там же, с. 544, 545).

Но праведные победят смерть вместе с Христом в Его воскресение.

«Нигде в Священном Писании мы не находим утверждения, что сразу же после смерти праведные получают награду свою, а нечестивые — наказание. Ни патриархи, ни пророки не оставили нам такого заверения. Ни Христос, ни апостолы Его не сделали никакого намека относительно этого. Библия ясно учит, что мертвые не попадают сразу же на небо. О них говорится как о спящих до всеобщего воскресения (1 Фес. 4:14; Иов 14:10–12). В тот (257) день, когда рвется серебряная цепочка и разрывается золотая повязка (Еккл. 12:6), исчезают и все помышления человека. Сходящие в могилу сходят в страну молчания. Они более ничего не знают о том, что делается под солнцем (Иов 14:21). Блаженный отдых для утомленного праведника! Время, длинно ли оно или коротко, равняется для них одному мгновению. Они спят, и труба Господня пробудит их для славного бессмертия. „Ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: „поглощена смерть победою» (1 Кор. 15:52–54). И, пробужденные от глубокого сна, они начнут свое существование с того момента, когда оно было прервано смертью. Последний миг их сознания был омрачен смертной мукой; последняя мысль была о том, что они уходят во власть могилы. Когда же они встанут из могилы, их первая радостная мысль выльется в победоносный возглас: „Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (Ст. 55)» (там же, с. 549, 550).