III. Библейская теология субботы

Аксиома, согласно которой религиозные обычаи отражают лежащую в их основе теологию, применима к соблюдению субботы и теологии субботы, равно как и ко всем другим аспектам духовной жизни. Этот факт высвечивает важность разумного подхода к соблюдению субботы, основанного на Священном Писании. Но есть и другое соображение: суббота сама по себе не является целью, а скорее проявлением внутреннего опыта. Для христиан средоточием религиозного опыта являются личные взаимоотношения с Иисусом Христом, а через Него и с Богом Отцом (Ин. 14:9, 21, 23; 17:21–23, 26). Эти взаимоотношения как раз и отражаются в практике соблюдения субботы. Все аспекты теологии и практики соблюдения субботы являются отражением жизненно важных отношений с Божеством.

Законная теология субботы должна основываться на Библии и уходить корнями в Ветхий и Новый Заветы. В этом смысле теология субботы как седьмого дня полностью отличается от так называемой теологии «воскресной субботы», не основанной на Божественном Слове, ибо нигде в Библии не говорится об особой святости воскресного дня. С другой стороны, в Священном Писании имеются многочисленные ссылки на природу седьмого дня недели, в которых говорится, что именно этот день Бог отделил для богослужения и отдыха.

Исследуя теологию субботы, мы связываем ее с другими библейскими Доктринами. Заключительная картина должна являть взаимосвязанное целое.

А. Суббота и учение о Боге

Главный вопрос, который мы должны себе задать, звучит так: «Что суббота говорит нам о Боге?» Приведенный далее перечень, хотя и не является исчерпывающим, обращает внимание на некоторые главные особенности природы, характера и деятельности Бога, освещаемые в субботе и изложенные в Писании.

1. Бог как Творец

Бог есть всемогущий Творец, Которого людям нужно признать, перед Которым следует испытывать благоговейный трепет и с Которым необходимо поддерживать общение ради достижения полноты жизни. Эта весть ясно просматривается в Быт. 1, 2, а также в четвертой заповеди о субботе и в других текстах о субботе. Творец дал людям субботу как благословение, поскольку они нуждались в особых взаимоотношениях со своим Творцом. Суббота постоянно напоминает об этой потребности и усиливает ее.

Мы должны помнить, что Христос, Божественный Сын Божий, участвовал вместе с Богом Отцом в творении и учреждении субботы. Без Христа «ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1:1–3). «Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое» (Кол. 1:16). (369)

2. Бог как Искупитель

Бог — самодостаточный Искупитель и Спаситель; Его искупительные действия предшествуют взаимоотношениям завета с Его искупленным народом. Из ранее упомянутых текстов Писания Исх. 31:17 и Иез. 20:12,20 указывают на субботу как на знамение господства Яхве и освящение от Него. Исторический пролог к Десятисловию, в котором говорится о могущественном избавлении народа израильского из египетского рабства, также совершенного Иеговой, непосредственно связан с заповедью о субботе в Исх. 20 и Втор. 5 (Исх. 20:2; Втор. 5:6). Кроме того, повторение Моисеем заповеди о субботе содержит указание на спасительные действия Бога (Втор. 5:15).

Суббота как знамение искупления фактически важнее субботы как памятника творения. Лишь искупленные Христом могут воистину признать и понять смысл творения. На самом деле пример Божественного избавления израильтян из египетского рабства напоминает нам об искуплении, которое стало доступным благодаря жизни, смерти и воскресению Иисуса Христа. В действительности именно это искупление делает значимым и действенным все другие избавления, в том числе исход из Египта и освобождение Израиля из Вавилона.

3. Бог как автор завета

Бог любит общаться со Своим творением. Он продемонстрировал это при сотворении мира, отделив субботу как особый день общения с сотворенными людьми. Служение Христа на земле преподносит тот же урок. Он общался со Своим народом в субботу и поддерживал с ним тесные отношения ежедневно. Если суббота была задумана как день особо тесного общения Бога с Его детьми и была таким днем в библейские времена, то она не утратила этого предназначения и сегодня.

Проблема греха и Божественное избавление людей от греха добавило новое измерение в общение между Богом и человечеством. Люди, принимающие Божью спасительную благодать, отличаются от остального человечества тем, что вступают с Богом во взаимоотношения завета. Когда Бог заключал с Израилем завет на Синае, Его благость, явленная ранее во время избавления израильтян из египетского рабства, легла в основу взаимоотношений. А суббота была такой неотъемлемой частью Десяти Заповедей — условий заключения завета, что она сама названа «заветом вечным» (Исх. 31:16).

Заветы строятся на взаимных обязательствах. На Синае великий и суверенный Владыка Вселенной снизошел до того, чтобы заключить формальный завет с тем народом, который Он избавил от жестокого рабства. Этот завет гарантировал им Его непрестанную заботу и защиту, но требовал послушания и верности. Благодаря сформировавшимся таким образом взаимоотношениям завета Израиль стал «царством священников и народом святым» (Исх. 19:6). Этот же термин мы встречаем и в Новом Завете при описании христианской Церкви (1 Петр. 2:9; Откр. 1:6). Новый завет, основанный непосредственно на том спасении, которое было совершено невероятно высокой ценой для Божества, гарантирует непрестанную заботу Бога, но также требует послушания Божьим заповедям, благодарности и верности Господу (Евр. 8:10; 10:16; ср. с Иер. 31:31).

4. Бог как податель добрых даров и кормилец

Суббота, обращая внимание на творческую и воссоздающую деятельность Бога, являет нам Его щедрость. В Едеме Он подарил сотворенным Им людям все необходимое, включая саму жизнь, общение с Ним Самим, отменное здоровье и счастье, совершенную среду обитания, а также все таланты, физические и умственные способности, необходимые для нормальной жизни. Через искупление и спасение, которые стали возможными благодаря жертве Христа, восстановлены все благословения обновленного общения с Богом. Через Христа люди могут получить прощение грехов, духовное обновление и возрождение, а также радость и внутренний мир, которые может даровать им только Его спасение. Кроме того, Бог дарует материальные благословения даже тем, кто не признает Его. Говоря словами Христа, Отец Небесный «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:45).

В этих словах Иисуса Бог объявляется Зиждителем или Кормильцем, Который постоянно следит за всеми, кого Он сотворил, и восполняет их нужды. Этот аспект характера и деятельности Отца и Христа также раскрывается в заявлении Христа, которое Он сделал после одного из Своих субботних исцелений: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Ин. 5:17). На самом деле субботние исцеления Христа сами по себе являют убедительное свидетельство того, что Бог есть великий Зиждитель, а также Спаситель и Податель всех добрых даров (Иак. 1:17).

5. Бог как воплощение справедливости

Яхве в высшей степени справедлив. Он «нелицеприятен» (Деян. 10:34). Суббота седьмого дня — это особенный знак и демонстрация абсолютной и непоколебимой справедливости Бога. Это дар человечеству, который доступен для всех. Всюду он дается в одинаковом объеме и с одинаковой регулярностью. Кроме того, что касается соблюдения субботы древними израильтянами, то Бог постановил, что все — раб, пришелец и хозяин имения (Исх. 23:12) должны освобождать этот день недели от обычных трудов. Здесь нет никакого лицеприятия.

6. Бог как совершенство

Бог совершен. Это наглядно подтвердилось в процессе творения и искупления, памятником которых служит суббота. В начале Божьи дела были совершенны и оставались таковыми до тех пор, пока грех не навел проклятия на Его творение. Спасение, предлагаемое Христом, совершенно. Иисус Христос есть «начальник и совершитель веры» нашей (Евр. 12:2). Более того, чудеса субботы Христовой и Его беседы, разъясняющие эти дела, показывают совершенство Божества в деле спасения. Наконец, мы должны отметить, что «новое небо и новая земля», которые Бог сотворит, также будут совершенными (Ис. 66:22; Откр. 21:1–4). (370)

7. Божественность Христа

Христос есть Бог. Суббота свидетельствует о Божественности Христа, ибо Христос заявил, что Он господин и субботы (Мф. 12:8). Он также совершал в субботу чудеса исцеления. Он есть господин субботы, поскольку сотворил ее. К Его исцелениям относятся не только сверхъестественные исцеления тела, но также прощение греха и дарование духовного здоровья, что является неоспоримым свидетельством Его Божественной природы и подчеркивает истинность и законность Его притязаний на единство с Отцом (Ин. 5:17,19,20; 9:3–5; 10:30). Таким образом, суббота помогает нам признать Божественность Христа (другие аспекты учения о Боге можно найти в статье Бог, I—VIII).

Б. Суббота и учение о человеческой природе

1. Суббота и люди как «творение»

Обратной стороной вопроса о том, что суббота учит о Боге, является ее весть о нашем человеческом естестве. Обращая наше внимание на творческую неделю, суббота напоминает нам, что мы сотворены Богом, Который наделил нас самыми разными способностями и дарами, соизмеримыми с нашей человеческой деятельностью. Наши прародители были сотворены по образу Божьему, и этот образ не полностью стерт, несмотря на то, что грех исказил его. Бог наделил род человеческий способностью общаться, любить, сострадать, а также разнообразными эмоциями, которые мы сегодня испытываем. Хотя некоторые из них были серьезно повреждены грехом, Божественное искупление во Христе может восстановить эти способности в тех, кто принимает спасительную благодать Христа, и это непременно произойдет.

Наша «сотворенность» или «тварность» сопряжена для нас с целым рядом последствий. Будучи сотворенными существами, мы смертны. Когда Бог создал людей, Он не наделил их бессмертием, поэтому все люди подвержены смерти. Бог один имеет бессмертие (1 Тим. 6:16). Только Он может даровать бессмертие и обязательно сделает это для Своих верных последователей, когда вернется Христос (1 Кор. 15:51–54; 1 Фес. 4:15–17).

Суббота не только приводит нас к пониманию нашей сотворенной природы, но и напоминает, что мы не всемогущи и не всезнающи, но живем и действуем исключительно в той ограниченной сфере возможностей, которыми наделил нас Творец. Это должно укреплять в нас дух истинного смирения, ибо тот факт, что все люди обязаны своим существованием и талантами тому же Всемогущему Богу, не оставляет места для хвастовства. И в самом деле, осознание своего тварного начала должно внушать нам уважение ко всем другим людям и побуждать заботиться о них. Кроме того, оно должно пробуждать в нас экологическую сознательность, ибо мы понимаем, что Бог поручил нам заботиться об окружающей среде.

2. Суббота как «уравнитель»

Обращая наше внимание на творение и на нашу «тварную» природу, суббота как бы уравнивает всех людей в правах. Как уже ранее отмечалось (III. A.5), она в равной степени доступна всем людям с одинаковой регулярностью и в одинаковом количественном выражении. Кроме того, Бог указал на применимость этого покоя ко всем людям: слугам, пришельцам и хозяевам земельных наделов. Универсальность субботы подмечена в Книге пророка Исаии, который говорит о соблюдении субботы иноплеменниками, присоединившимися к Господу (Ис. 56:6, 7). Универсальность субботы как отрезка времени делает ее одинаково доступной всем людям без всякого лицеприятия или платы.

3. Суббота и наша ценность для Бога

Суббота также учит, что мы имеем ценность перед Богом и что Он наделил нас удивительными возможностями. Одно из выражений Его любви к нам заключается в том факте, что Он даровал субботу сотворенным Им людям, чтобы они поддерживали с Ним особое общение. Но все другие благословения — сама жизнь, человеческое общение, а также умственные и телесные силы — также даются Им. Так, люди способны затевать стоящие и серьезные предприятия, результатом которых становится их вклад в дело Божье и большие благословения обществу. Бог дал нам шесть дней подряд, чтобы мы совершали в это время общественно значимые дела. Подобно Самому Богу, Который оценил Свой труд по окончании шести дней творения как «весьма хороший» (Быт. 1:31), мы также можем приходить к Нему по окончании трудовой недели с благодарностью за то, что Он позволил нам свершить за это время.

4. Суббота, братское общение, любовь и сострадание

Суббота напоминает нам, что Бог наделил людей потребностью в общении и способностью любить, заботиться и проявлять сострадание. Суббота была дана как день святого собрания (Лев. 23:3). Она также напоминала древним израильтянам, что, поскольку Бог был очень добр, избавив их от египетского рабства, им также следует проявлять сострадание и любовь к ближним.

В. Суббота и учение о спасении

Грех сорвал первоначальный план Бога для сотворенных людей, но через Христа этот план был восстановлен и сегодня действует для всех, кто принимает Его спасительную благодать. Субботе отведена определенная роль в выходе из тупиковой ситуации, возникшей по причине греха, ибо она является знамением освящающей силы и владычества Христа. Она помогает нам понять потребность в искуплении, спасении и восстановлении. Она обращает наши мысли к Тому, Кто один лишь имеет лекарство от болезни под названием грех и связанного с ним порабощения и предлагает Его всем без исключения. Суббота, указывая на Христа как на Искупителя, помогает нам распознать нашу потребность в спасении и ту огромную цену, которую Богу Отцу и Иисусу пришлось заплатить за это спасение.

Сотериологическая значимость субботы проистекает из следующих библейских факторов: (371)

1. Призыв к соблюдению субботы наряду с другими девятью заповедями прозвучал на Синае в контексте Божьей искупительной любви и спасительной работы.

2. Суббота была объявлена знамением того, что Яхве является Богом Своего народа, освящающим его.

3. При правильном соблюдении суббота позволяет человеку торжествовать и ликовать в Боге, о чем сказано в Ис. 58:13, 14.4.

Субботние исцеления Христа убедительно доказывают Его способность исцелять духовно и физически. На самом деле Христос является единственным Спасителем. Именно Он избавил Израиль из египетского рабства (см. 1 Кор. 10:1–4), и именно Он прощает грехи и дарует людям, томящимся в оковах греха, свободу и здоровье.

В качестве заключительной мысли о субботе в ее связи со спасением следует повторить, что для людей, живущих в греховном мире, суббота как знамение искупления важнее субботы как знамения творения. Творение и наш Творец не будут иметь для нас реального смысла до тех пор, пока мы не пройдем через опыт «воссоздания». Эта истина не уменьшает и не принижает значения субботы как памятника творения, но просто обращает внимание на жизненно важный факт, что для людей, находящихся в рабстве греха, освобождение от этого рабства становится условием дальнейшего познания Бога и установления с Ним тесных взаимоотношений. Значимое соблюдение субботы возможно только в контексте личного общения с Христом.

Г. Суббота и учение о Церкви

Как мы уже видели, суббота, в силу самой своей природы, уравнивает всех перед Богом, напоминая нам о нашем сотворенном начале. Но она также уравнивает всех людей в сотериологическом измерении — не только потому, что все люди нуждаются в спасении, но и потому, что принимающие его в свою жизнь оказываются участниками братства, где «нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все… одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:28). Этим братством является экклесиа Христа, христианская Церковь.

Суббота как знамение искупительной силы Христа играет чрезвычайно важную роль в созидании атмосферы взаимной любви и уважения во всем христианском братстве. Она напоминает нам, что все мы — участники общего спасения и что наш Господь и Спаситель является также Господом и Спасителем наших братьев и сестер во Христе. Участвуя в совместных богослужениях из субботы в субботу, мы возрастаем во взаимной любви и уважении. Узы, соединяющие истинных последователей Христа, становятся настолько тесными, что они наполняются духом Христа, говоря: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13). Говоря эти слова, Иисус, вне всякого сомнения, думал о Своей приближающейся смерти, и эти Его слова имели также пророческое значение для всех христиан и содержали в себе обетование. Непосредственный вывод для общинной жизни Церкви состоит в том, что каждый отдельный ее член так сильно любит своих братьев и сестер во Христе, что готов принять смерть вместо них и будет счастлив это сделать. История раннехристианской Церкви действительно изобилует такими примерами, когда истинные христиане исполняли слова Христа в условиях гонений.

Экклезиологический аспект субботы имеет еще одну важную грань, касающуюся работы Святого Духа для созидания общины и ее миссионерского служения миру в целом. Это передача Богом особых даров христианской общине посредством Святого Духа, которые называются духовными дарами (Рим. 12:4–8; 1 Кор. 12:4–11; Еф. 4:11–14). В субботу многие из этих даров проявляются на людях. Более того, тот факт, что суббота есть знамение искупления, должен наполнять нас благодарностью не только за дары, которыми одаривает нас Святой Дух, но и за дары, которыми Он наделяет других. Когда члены Церкви трудятся сообща, они должны стремиться утверждать духовные дары друг друга (см. Духовные дары II).

Д. Суббота и учение о последних событиях

В древнем иудаизме существовала пословица, что суббота есть предвкушение вечности в этом мире (Мишна Тамид, 7.4). Если бы христиане придерживались аналогичного учения, в этом не было бы ничего удивительного. Однако однозначного библейского подтверждения этому мы не находим. Хотя «покой» в Евр. 3:7–4:13 может указывать на новую землю, главный акцент здесь делается на духовный опыт во Христе, который начинается в нынешнем веке. Этот опыт, безусловно, является началом вечной жизни, которая продолжится на небе и на новой земле.

Несмотря на почти повсеместное неуважение к субботе среди современных христиан, Священное Писание продолжает призывать к ее соблюдению во славу Христа как Творца и Искупителя. При таком положении суббота неизбежно оказывается в центре полемики.

Суббота будет занимать особое место и во время заключительного кризиса в истории земли. В конце нынешнего века произойдет всплеск демонической силы. Гнев сатаны, дракона по Откровению 12, будет направлен против оставшихся от семени (Откр. 12:17) жены (Церкви), а природа и сила этого гнева подробно описываются в 13:11–17. Этот Остаток последних дней описан как соблюдающие заповеди Божьи и имеющие свидетельство Иисуса Христа (12:17). Всем жителям мира будет силой навязываться начертание зверя, ложная печать (13:16, 17). Это начертание противопоставляется Божьему знамению, которым, согласно Писанию, является суббота седьмого дня. Подобно тому, как суббота была знамением для древних израильтян, указывая на то, что их Богом является Яхве, во время кризиса последнего времени она будет знамением верности Богу со стороны тех, кто исполняет все Его заповеди. Она в полной мере откроет упование народа Христова на Его спасительную силу и будет означать их отвержение власти зверя и его начертания (см. Остаток /Три ангела V; Великая борьба V. А–Г). (372)