XI. Роль и предназначение Елены Уайт в церкви адвентистов седьмого дня

С самого начала своего существования Церковь адвентистов седьмого дня приняла библейское учение о духовных дарах (см. XIII. Д). Чудеса физического исцеления через молитву и помазание елеем совершались с самого появления Церкви. Дары учительства и управления проявлялись со всей очевидностью не только в работе Елены Уайт, но и в служении ее мужа Джеймса и других видных деятелей на протяжении всей истории Церкви. Все другие дары оказывали воздействие на рост и развитие Церкви тем или иным образом.

Акцент в данном разделе делается на пророческом даре, проявившемся у Елены Уайт, и на плодах этого дара, которые были наглядно видны в ее жизни и служении, поскольку этот дар превосходит все другие проявления духовных даров в Церкви.

А. Елена Уайт

Елена и ее сестра–близнец Элизабет родились 26 ноября 1827 года. Двое из восьми детей, они жили со своими (454) родителями Робертом и Юнис Гармон в Горхеме, штат Мэн, на небольшой ферме. Вскоре после рождения близнецов семья Гармон переехала в Портленд, который располагался примерно в 12 милях восточнее их фермы. В девятилетнем возрасте Елена получила тяжелую травму, когда ей в лицо попал камень, брошенный одноклассницей. Елена пролежала без сознания три недели, и никто не надеялся на то, что она выживет. Затем она медленно и мучительно выздоравливала. Ее формальное образование на этом закончилось.

В 1840 году, в возрасте 12 лет, Елена отдала свое сердце Богу во время лагерного собрания методистов. Через два года она крестилась посредством полного погружения в Каско–Бей, Портленд, штат Мэн. В 1840 и 1842 годах семья Гармон посещала адвентистские собрания и приняла учение Уильяма Миллера о приближающемся возвращении Иисуса. Когда Господь не вернулся 22 октября 1844 года, Елена и другие, верующие в Его пришествие, стали исследовать Библию и молиться о свете и руководстве свыше, чтобы пережить трудные дни, которые их ожидали.

Во время одной из таких встреч, которая состоялась в декабре 1844 года, 17–летняя Елена присоединилась к четырем другим женщинам для изучения Библии и молитвы. Дух Божий сошел на нее, и ей было дано первое из почти двух тысяч видений, которые она получила в течение следующих 70 лет своего служения. Откликнувшись на призыв во втором видении, которое она вскоре получила, Е. Уайт начала путешествовать с места на место с друзьями и родственниками и рассказывать собратьям по вере, что было открыто ей в первом и последующих откровениях.

В августе 1846 года Елена вышла замуж за Джеймса Уайта, молодого адвентистского проповедника. Через несколько недель после свадьбы Уайты начали исследовать 48–страничную брошюру, подготовленную Джозефом Бейтсом, в которой было изложено библейское учение о седьмом дне субботе. Убежденные библейскими текстами, они приняли библейскую субботу. Спустя шесть месяцев, 3 апреля 1847 года, Елене был показан в видении Закон Божий в небесном святилище; четвертая заповедь была окружена особым светом.

Из четырех родившихся у Уайтов сыновей только Эдсон и Уильям дожили до взрослого возраста.

Через исследование Писаний и под руководством пророческого дара на пепелище разочарования 1844 года образовалось растущее, процветающее тело Церкви верующих в скорое Второе пришествие. Эта небольшая группа бывших миллеритов приняла название «адвентисты седьмого дня» на общем собрании 1860 года. Джеймс Уайт умер 6 августа 1881 года в Батл–Крике, штат Мичиган. Елена продолжала свою работу в Соединенных Штатах, Европе и Австралии еще 34 года. Она умерла в своем доме — Элмсхевен, Сент–Хелен, Калифорния, 16 июля 1915 года, в возрасте 87 лет.

Б. Представления Елены Уайт о себе самой

Оглядываясь назад на проделанную работу, Елена Уайт чувствовала, что слово «пророк» не совсем точно описывает ее служение. Она предпочитала, чтобы ее воспринимали как Божью «вестницу» для народа Божьего в последние дни. Хотя другие часто говорили о ней как о пророке, она понимала, что ее работа включает в себя больше, чем обычно подразумевается под этим термином; тем не менее она не стремилась к личным почестям и наградам. Помимо этого, она сильно переживала из–за того поношения, которое навлекалось в ее дни на дело Христово некоторыми самозванцами, которые дерзко присваивали себе титул пророка (Избранные вести, т. 3, с. 74).

Получив пророческий дар, Елена Уайт понимала, что ей даны полномочия быть литературным, неканоническим пророком. Бесчисленное количество раз, устно и письменно, она обращалась к руководителям Церкви и рядовым членам, говоря им, что ее слова несут на себе Божественный авторитет. Она постоянно сознавала, что этим авторитетом обладает не она сама, а вести, которые Бог дарует ей возвещать. С этим пониманием пришло также чувство благоговения и сознание собственной недостойности (о связи между произведениями Елены Уайт и священным каноном см. VIII.Б.).

Она видела себя Божьей представительницей, осуществляющей руководство расширяющейся работой Церкви, которой вскоре суждено было охватить весь земной шар. Она также считала себя советницей Божьего народа, готовящегося к возвращению Иисуса. Хотя Е. Уайт не имела формального теологического образования, в ее произведениях можно найти глубокие богословские мысли, раскрывающие смысл некоторых отрывков Писания, которые в противном случае были бы непонятны. Это особенно относится к пяти книгам из серии «Конфликт веков», в которых разбирается библейская летопись от сотворения мира до окончательного уничтожения греха: «Патриархи и пророки», «Пророки и цари», «Желание веков», «Деяния апостолов» и «Великая борьба».

Выполняя роль вестницы Божьей и получая руководство Святого Духа, она понимала свое призвание осуществлять руководство в созидании: (1) церковной организации; (2) глобального видения общей миссии Церкви адвентистов седьмого дня; (3) зарубежной миссии с целью проповедовать Евангелие всему миру; (4) больниц, клиник и медицинских школ; (5) программ здоровья и воздержания для Церкви и общества; (6) системы образования: от начальных и подготовительных классов до аспирантуры и (7) печатно–издательских учреждений, чтобы христианская литература попадала в руки людей.

В. Церковь адвентистов седьмого дня и роль Елены Уайт

Одно из самых ранних печатных высказываний, отражающих растущее признание и поддержку пророческой роли, данной Елене Уайт, принадлежит перу Джозефа Бейтса (1792–1872), одного из основателей и ранних руководителей Церкви адвентистов седьмого дня. У Бейтса было несколько возможностей услышать, как Елена Уайт пересказывает содержание различных полученных ею видений. Хотя он не находил ничего противоречащего Писаниям в (455) том, что слышал, его тревожило ее утверждение о том, что она получает откровения от Бога. Какое–то время он не желал принимать то, что видел и слышал как нечто большее, чем последствие травмы, полученной ею в детстве.

В 1847 году, поговорив с другими людьми, видевшими Елену Уайт во время видения и слушавшими ее рассказ о том, что она видела, и сам став несколько раз очевидцем ее видений, а также переговорив с самой Еленой, Бейтс решил, что видел и слышал достаточно свидетельств для принятия решения: «Теперь я могу уверенно говорить за себя. Я верю, что это дело от Бога, данное для того, чтобы утешать и укреплять „рассеянный», „терзаемый» и „терпящий поношение народ» со времени окончания нашей работы для мира в октябре 1844 года» (21). После этого первого высказывания Бейтса администраторы, служители и учителя Церкви неоднократно выражали эту точку зрения в своих печатных трудах.

Первое опубликованное заявление, принятое на общем собрании церковной организации, появилось в церковной газете Ревью энд Геральд 4 декабря 1855 года. Джозефу Бейтсу, Дж. X. Ваггонеру и М. Е. Корнеллу было поручено на деловом заседании подготовить официальное обращение к «дорогим святым» от имени конференции по «дарам», данным Церкви. В подписанной статье «Обращение конференции, собравшейся в Батл–Крике, штат Мичиган, 16 ноября 1855 г.» Бейтс, Ваггонер и Корнелл исповедовались от имени всей организации, что Церковь не в полной мере оценивала или поддерживала духовные дары, данные Богом адвентистам, соблюдающим субботу. Особо упоминались «видения». Все «святые» призывались воздать хвалу Богу за духовные дары, которые Он даровал Церкви, но особенно за дар пророчества. Кроме того, все получили наставление читать то, что было напечатано из «видений», и быть готовыми подчинить свою жизнь данному Богом совету.

Начиная с 1867 года, Всемирная Церковь регулярно заявляла о своей вере в духовные дары, и особенно в дар пророчества на своих деловых совещаниях. Вот что сказано в резолюции 1867 года:

«Принято решение выразить нашу непрестанную веру в непрерывность духовных даров в евангельскую эру и нашу благодарность Богу за то, что Он тесно связал Дух Пророчества с проповедью вести третьего ангела» (Ревью энд Геральд, 28 мая 1867 г.).

Пятьдесят пятая сессия Генеральной конференции, проведенная в Индианаполисе, штат Индиана, в июле 1990 года, не стала исключением. 13 июля делегатам была представлена резолюция по Духу пророчества, которая, в частности, гласит: «Мы не только благодарны Богу за то, что Он даровал нам Священное Писание. Мы также благодарны Ему за то, что нам даровано в эти последние дни проявление дара пророчества в жизни и работе Елены Уайт. Ее вдохновенные труды были бесценны для Церкви во всем мире в бесчисленных случаях» (Адвентист Ревью, 26 июля — 2 авг. 1990 г.).

Постоянное подтверждение можно найти в 28 фундаментальных пунктах вероучения Церкви адвентистов седьмого дня. Пункт 17 говорит о вере в духовные дары и служения, тогда как в пункте 18 «Дар пророчества» сказано следующее: «Пророчество — один из даров Святого Духа. Этот дар является отличительным признаком Церкви Остатка. Он проявился в служении Елены Уайт, вестницы Господней, письменные труды которой продолжают оставаться авторитетным источником истины, служа для Церкви утешением, руководством, наставлением и обличением для исправления. В этих трудах также четко определено, что Библия есть критерий для всякого учения и опыта (Иоил. 2:28, 29; Деян. 2:14–21; Евр. 1:1–3; Откр. 12:17; 19:10)» (Церковное руководство АСД, 2005 г., с. 28).

Г. Источники и литературные помощники

В восьмидесятые годы внимание было приковано к тому, как Елена Уайт пользовалась источниками, и началась широкая дискуссия. Тот факт, что Елена Уайт цитировала и перефразировала других авторов, ничуть не преуменьшает ее вдохновение. Комитет по литературному наследию также не пытался скрывать эту практику Елены Уайт. На самом деле в 1933 году У К. Уайт (сын Елены Уайт) и Д. Э. Робинсон (один из секретарей Елены Уайт) подготовили 27–страничную публикацию под названием «Короткие высказывания о трудах Елены Уайт», в котором открыто обсуждался вопрос источников и литературных помощников.

1. Источники

Авторы отмечали, что в ранние годы Елене Уайт было трудно грамотно описывать содержание получаемых видений. Однако ей было дано заверение от Бога, что Он дарует ей благодать и руководство, в котором она нуждалась для правильного исполнения возложенных на нее обязанностей.

«Ей было сказано, что при чтении религиозных книг и журналов она найдет драгоценные семена истины, выраженные приемлемым языком. Ей также была обещана помощь свыше, чтобы распознать эти «зерна» и отделить их от мусора заблуждений, с которыми они часто связывались в этих изданиях» (Уайт и Робинсон; перепечатано в качестве приложения к Адвентист Ревью от 4 июня 1981 г.).

Во вступлении к изданию «Великой борьбы» 1888 года сама Елена Уайт сказала следующее по поводу источников: «Когда историк кратко описывал те или иные события или же удачно обобщал исторические факты, я прямо цитирую его слова. В некоторых случаях источник не указан, поскольку цитаты даны не с целью ссылки на авторитетного историка, а потому, что его слова позволяют ярко раскрыть суть того или иного вопроса».

Это высказывание было воспроизведено во вступлении к изданию 1911 году (xii) с двумя незначительными поправками в тексте.

Давно уже известно, что канонические писатели использовали как вдохновенные, так и не вдохновенные источники в своих трудах. Как уже ранее отмечалось, Лука сообщает своим читателям о своих источниках информации, к которым он прибегал при описании жизни и служения Иисуса. Он ясно говорит о том, что это были не видения и сны, а беседы с очевидцами и служителями Слова (Лк. 1:1–4; см. IV. В. 4).

Лишь недавно пришло понимание того, в какой мере прочтенные Еленой Уайт огромные тома нашли (456) отражение в ее сочинениях. Хотя некоторые усомнились в ее пророческом даре, узнав об этом, для людей, понимающих исследовательскую модель вдохновения, ее пользование источниками не является проблемой (см. IV. В. 4). Фактически обсуждение вопроса источников, использованных Еленой Уайт, обогатило и расширило наше понимание вдохновения. Недавно проведенное исследование по выделению литературных источников, использованных в книге «Желание веков», достойно внимания всех, кто желает лучше изучить эту тему (см. 21).

2. Литературные помощники

Подобно Иеремии и Павлу (см. IV. В. 5), Елена Уайт использовала литературных помощников. В ранние годы ее муж Джеймс Уайт помогал ей в написании писем для отправки и в подготовке рукописей к изданию. После смерти Джеймса в 1881 году эту роль взял на себя У. К. Уайт. В эти годы, когда ее литературное творчество достигло апогея, ее персонал включал нескольких помощников. Их обязанности варьировались от печатания рукописей и писем до проверки правописания и корректуры. Напечатав материалы Елены Уайт, написанные ею от руки, и внеся необходимые грамматические и орфографические исправления, помощники возвращали их Елене Уайт для тщательного прочтения. На этом этапе она могла что–нибудь добавить или исключить, и материал перепечатывался. Лишь после еще одного прочтения он был готов для печати или отправки по почте. Никому из помощников не позволялось вносить свои мысли или понятия, как это видно из следующего абзаца.

На самую доверенную помощницу Елены Уайт Мэриан Дэвис была возложена ответственность за подготовку книг. Сравнивая работу своих постоянных помощников с работой Мэриан Дэвис, Елена Уайт писала: «Вы видели моих переписчиков. Они не меняют моих слов, которые остаются теми же, какими вышли из–под моего пера. Мэриан проделывает работу совершенно иного порядка. Она составитель моих книг… Вот как она выполняет свою работу: берет мои статьи, опубликованные в газетах, и наклеивает их на пустые страницы книги. У нее также есть копия всех писем, написанных мной. Готовя главу для книги, Мэриан вспоминает, что я нечто писала по тому или иному вопросу и что в этом моем высказывании данная тема излагается более убедительно. Она начинает искать это высказывание, и, обнаружив его, смотрит, сделает ли оно яснее всю главу. Если да, тогда она добавляет его» (Рукопись 926).

Д. Плод жизненных трудов

К моменту своей смерти в 1915 году Елена Уайт написала более 100000 страниц материалов, которые появились в печати в следующем виде: 24 книги в обращении, две рукописные книги, готовые к изданию, свыше 5000 статей в периодике и примерно 200 трактатов и статей. Кроме того, имелось примерно 6000 машинописных писем и общих рукописей — всего примерно 35000 страниц и 2000 написанных от руки писем, документов, дневников, журналов и т. д., которые в сумме составляют еще 15 000 страниц, если их напечатать.

С момента смерти Елены Уайт основные ее книги были переведены более чем на 100 языков и диалектов, а книга «Путь ко Христу» — приблизительно на 150 языков.

Каким бы впечатляющим ни был объем ее литературных произведений, намного важнее духовное воздействие ее сочинений на жизнь людей. Содержание этих трудов — Божья любовь, выраженная в даре Его драгоценного Сына, великая борьба, призыв готовиться к возвращению Иисуса, сила Божьей благодати, которая позволяет жить победоносной жизнью, и другие библейские темы, возвеличенные перед читателем, — произвело сильнейшее воздействие, которое в полной мере можно будет оценить, только когда Христос вернется.

Е. Забота о сохранности трудов Елены Уайт

В 1912 году, в возрасте 85 лет, Елена Уайт составила завещание, в котором предусмотрела все необходимое для сохранности ее трудов. Пять человек были названы ею в качестве доверенных лиц: У. К. Уайт, ее сын; Клэренс К. Крайслер, одна из ее секретарей; Чарльз X. Джоунс, директор Тихоокеанской издательской ассоциации; Артур Г. Даниэльс, президент Генеральной конференции, и Ф.М. Уилкокс, редактор церковной газеты Ревью энд Геральд.

Согласно завещанию, в их ведение передавались все издательские права, экслибрисы на всех языках, общая подшивка рукописей и все указатели, связанные с этой подшивкой. Она поручила попечителям: (1) заботиться обо всех ее изданных трудах и неизданных рукописях, (2) улучшать книги и рукописи, (3) оберегать рукописи и печатать новые переводы и (4) печатать компиляции ее писем, документов, статей и рукописей, содержащихся в подшивках.

В завещании также говорилось, что совет попечителей будет независимым и самоорганизующимся. Впоследствии совет был расширен до 15 человек. Из них семь членов осуществляют в нем пожизненное служение, а восемь избираются сроком на пять лет.

Под руководством совета попечителей трудится персонал, выполняющий повседневную работу в Комитете по литературному наследию Елены Уайт при Генеральной конференции. Эти люди исследуют ее труды по вопросам, представляющим интерес для Церкви, и издают результаты своих исследований в церковных журналах, книгах и документах, собранных в канцелярии Комитета по литературному наследию Уайт во благо руководителей Церкви, рядовых членов и других исследователей. Эти работники разъезжают по всему миру, проводя семинары по духовным дарам и Духу Пророчества, обнаружившемуся в жизни и работе Елены Уайт, а также по темам, представляющим в данный момент интерес для членов Церкви и освещенным в ее трудах. Исследовательские центры расположены в нескольких местах во всем мире.

Используя современные технологии, Комитет по литературному наследию Уайт сделал доступными все изданные и неизданные материалы Елены Уайт, а также ее рукописи на диске CD–ROM. (457)