XIV. Комментарии Елены Уайт

А. Духовные дары

«Святой Дух должен был сойти на тех в этом мире, кто возлюбил Христа, чтобы они получили всякое дарование, необходимое для исполнения своей миссии в мире, благодаря прославлению своего Главы… Они должны были получить всякую власть на небе и на земле, и, заняв Свое место в небесных чертогах, Христос смог раздать эти благословения всем принявшим Его.

Христос сказал Своим ученикам: „Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин. 16:7). Это был дар даров. Святой Дух был послан как самое бесценное сокровище, какое человек мог получить. Церковь была крещена силой Духа. Ученики были приготовлены для того, чтобы идти и проповедовать Христа» (Этот день с Богом, с. 341).

«Таланты, которые Христос доверил Своей Церкви, представляют собой дары и благословения, наделяемые Святым Духом [цитируется 1 Кор. 12:8–11]. Никто из людей не получает одинаковые дары, но каждому слуге Господа обещан хотя бы один из даров Духа» (Наглядные уроки Христа, с. 327).

«Представленные в притче таланты не являются только лишь особыми дарами Духа [Мф. 25:13–30]. Здесь говорится обо всех дарах и способностях, врожденных или приобретенных, природных или духовных. Все они должны быть употреблены в служении Христу» (там же, с. 328).

«Вот путь, следуя которым, мы, в этом можем быть уверены, никогда не преткнемся. Те, которые таким образом стараются приобрести христианские черты характера, имеют заверение в том, что Бог обильно обогатит их посредством даров Духа Своего» (Вести для молодежи, с. 116).

«Сказав: „Пойдите, научите все народы», Спаситель добавил: „Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы». Это обетование, как и поручение Христово, простирается до конца времен. Это не значит, что все дары даны каждому верующему. Дух разделяет „каждому особо, как Ему угодно» (1 Кор. 12:11). Но дары Духа обещаны каждому верующему в той мере, в какой они будут ему необходимы в работе для Господа. И сегодня, как и во дни апостолов, это обещание остается в силе. „Уверовавших же будут сопровождать сии знамения» — это преимущество детей Божьих, и мы должны дорожить всем тем, что может подкрепить нашу веру» (Желание веков, с. 823).

«Обетование Духа не оценивается надлежащим образом, поэтому оно и не исполняется так, как это было бы возможно. В этом проявляется отсутствие Святого Духа, которое делает евангельское служение лишенным силы. Человек может иметь превосходное образование, таланты, красноречие, различные природные дарования и приобретенные способности, но без присутствия Духа Божьего ни одно сердце не будет тронуто, ни один грешник не будет приобретен для Христа. С другой стороны, будучи в союзе со Христом, приняв дары Духа, даже самый бедный и необразованный из Его последователей будет обладать силой, которая будет говорить к сердцам. Бог делает таких людей проводниками самого сильного влияния во Вселенной» (Наглядные уроки Христа, с. 328).

«Бог приготовил любовь, радость, мир и славную победу для всех, кто служит Ему в духе и истине. Его народу, соблюдающему заповеди, надлежит быть постоянно готовым к служению. Он должен получать все больше благодати, силы и познаний о работе Святого Духа. Но многие адвентисты не готовы принять драгоценные дары Духа, которыми Бог желает наделить их. Они не тянутся все старательней в стремлении обрести силу свыше, дабы благодаря дарам благодати получить признание в качестве особенного Божьего народа, ревностного к добрым делам» (Свидетельства для Церкви, т. 8, с. 247, 248).

«Признайте дар, который был дан Церкви, чтобы руководить народом Божьим в последние дни земной истории. От начала Церковь Божья имела дар пророчества в своей среде как живой голос для совета, предостережения и наставления.

Теперь мы приходим к последним дням действия трехангельской вести, когда сатана будет действовать со все возрастающей силой, потому что он знает, что время близко. В то же время вместе с излитием Святого Духа и посредством Его даров проявится многообразие служений. Это будет время позднего дождя» (Избранные вести, т. 3, с. 83).

«Мы стали обладателями физических, умственных и духовных даров. В Библии ясно раскрыта Божья воля. Бог ожидает, что каждый человек будет использовать свои дары таким образом, чтобы все лучше познавать дарованное от Бога и совершенствоваться, становясь все более утонченным, облагороженным и очищенным» (Этот день с Богом, с. 137).

«Внимательно исследуйте этот отрывок Писания [1 Кор. 12:4–12]. Бог всем поручает разное служение. Его план можно охарактеризовать как единство в разнообразии. Когда Его план изучается и исполняется, в работе будет меньше трений…

Господь желает, чтобы Его Церковь уважала каждый дар, которым Он награждает разных ее членов. Не позволяйте своему разуму сосредоточиваться на себе и подумайте о том, что никто не сможет служить Господу, если не снизойдет к тем, над кем трудится…

Работа для Господа не будет успешной, если в ней не будут задействованы все дары, данные Богом. Много раз дело тормозилось из–за того, что труженики считали, будто все, что нужно для ее продвижения, это их дары» (Вестник Тихоокеанского униона, 29 декабря 1904 г.). (463)

Б. Ищите ежедневного крещения Духом

«Я умоляю каждого члена Церкви стремиться к величайшему благословению, какое может даровать Небо, — Святому Духу. Если вы с верой ищите большей меры Божьего Духа, то будете постоянно дышать Им, ежедневно получая свежую порцию» (Взгляд ввысь, с. 143).

«Каждый служитель должен молить Бога о ежедневном крещении Духом» (Деяния апостолов, с. 50).

«Объясните вашим детям, что у них есть прекрасная возможность каждый день принимать крещение Святым Духом» (Воспитание детей, с. 69, 70).

В. Взгляд Елены Уайт на Священное Писание

«Бог доверил подготовку Своего богодухновенного Слова смертному человеку. Это Слово, запечатленное в книгах Ветхого и Нового Заветов, является руководством для жителей падшего мира, завещанным им для того, чтобы благодаря изучению и послушанию его указаниям ни один человек не сошел с пути, ведущего к небесам.

Те же, кто думает разъяснять предполагаемые трудности в Писании, своей человеческой меркой определяя, что богодухновенно, а что нет, пусть лучше закроют свои лица… ибо они находятся в присутствии Бога и святых ангелов…

И Он [Бог], показывая людям картины бедствий, ожидающих их в последние дни, не поручал никому из смертных расшифровывать скрытые тайны и не побуждал ни одного человека или группу людей к тому, чтобы судить, что богодухновенно, а что нет. Когда люди в своем неразумии считают для себя позволительным рассматривать Писания на предмет их богодухновенности, они тем самым пытаются встать впереди Иисуса, чтобы указать Ему путь лучший, чем тот, по которому Он повел нас.

Я принимаю Библию такой, какая она есть, а именно — богодухновенным Словом Божьим…

Собратья, пусть же ни разум ваш, ни рука не поднимаются на Библию! Сатана жаждет увлечь любого из вас на путь ее критики, но не в этом для вас воля Божья» (Избранные вести, т. 1, с. 16, 17).

«Библия написана людьми по вдохновению Святого Духа, но это не означает, что она отражает способ мышления и выражения мысли, присущий Богу. Стиль ее написания характерен для человека. Бог не представлен как писатель. Люди часто говорят, что те или иные выражения не могут быть Божьими. Но Бог и не дает возможность судить о Себе в словах, в логике, в риторике, изложенных в Библии. Авторы Библии были Божьими писцами, но не Его пером. Посмотрите, насколько отличаются библейские книги, написанные разными авторами.

Не слова Библии, но люди, ее писавшие, были вдохновляемы Богом. Вдохновение воздействует не на слова или выражения человека, но на него самого, и разум его под влиянием Святого Духа наполняется определенными мыслями. Конкретные же слова, в которые облекаются эти мысли, несут отпечаток индивидуальности. Так распространяются Божественные наставления.

Божественный разум и воля объединяются с разумом и волей человеческой; таким образом написанное человеком становится словом Бога» (там же, с. 21).

Г. Взгляд Елены Уайт на свой труд

«Мне были сказаны следующие слова: „Это дело поручено тебе Богом. Многие не захотят слушать тебя, потому что отказались слушать великого Учителя; многие не исправятся, потому что их пути праведны в их глазах. Тем не менее возвещай им обличения и предостережения, которые Я даю тебе, независимо от того, будут они слушать или нет»» (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 74).

«В письмах, которые я пишу, в свидетельствах, которые я возвещаю, я излагаю вам то, что открывает мне Господь. В нашей газете нет ни одной моей статьи, которая выражала бы только мои воззрения. Я пишу лишь о том, что Бог открыл мне в видении, — о драгоценных лучах света, струящихся от Его престола» (там же, с. 67).

«Во время выступления я сказала, что не претендую на звание пророчицы. Кое–кто был удивлен таким заявлением, и, поскольку об этом много говорилось, я должна привести некоторые объяснения. Другие называли меня пророчицей, но я никогда не присваивала этого звания. Не думаю, что я обязана обозначать себя таким образом. Те, кто присваивают себе звание пророка в наше время, зачастую порочат дело Христа.

Мое служение предполагает нечто значительно большее, чем деятельность пророка. Я считаю себя вестницей, которой Господь доверил передавать вести для Его народа» (Избранные вести, т. 1, с. 35, 36).

«Что касается непогрешимости, то я никогда не претендовала на нее; непогрешим один лишь Бог. Его слово истинно, у Него нет изменения и ни тени перемены» (там же, с. 37).

Д. Елена Уайт и пророческий дар

«Некоторые люди, занимающие ответственные посты, имеют мало опыта в том, что касается работы Святого Духа. Они не ценят свет, содержащийся в предупреждениях, обличениях и ободрениях, которые даются Церкви в эти последние дни, потому что их сердца и умы не принимают Духа благодати Божьей. Эти люди склонны скрывать тот факт, что в связи с работой вести третьего ангела Господь сообщает Своему народу знание Своей воли через Свой народ. Им кажется, что истина будет приниматься гораздо охотнее, если не предавать огласке этот факт. Но это чисто человеческая логика. Сам факт того, что свет, данный народу, представляется не как продукт человеческих умов, произведет впечатление на большую группу людей, считающих, что дары Духа должны проявляться в Церкви в последние дни. Внимание многих будет приковано к вести, и они будут убеждены и обратятся. Таким образом удастся произвести впечатление на многих, которых в противном случае нельзя было бы достичь» (Материалы ГК 1888 г., 808, 809).

«Часто меня спрашивают о моем состоянии при получении видений и после того. Я отвечаю так. Когда Господь считает нужным дать мне видение, я переношусь (464) в присутствие Иисуса и ангелов и совершенно отрешаюсь от земной реальности. Я могу видеть не дальше, чем ангел указывает мне. Нередко мое внимание направляется на события, происходящие на земле.

Иногда же я переношусь далеко в будущее и вижу то, чему надлежит быть. Затем вновь мне показывают уже происшедшее в прошлом. После того как я выхожу из состояния видения, я не сразу вспоминаю все, что тогда видела, и мне не все представляется ясным до тех пор, пока я не начинаю писать. Когда я пишу, увиденное раскрывается передо мною таким, каким оно было представлено мне в видении, и я пишу с легкостью. Иногда явленное мне оказывается сокрытым от меня после того, как я выхожу из состояния видения, и я не могу вызвать увиденное в памяти до тех пор, пока не окажусь среди людей, к которым данное видение относится; вот тогда все, что было явлено мне, ярко воспроизводится в моем сознании. Я нахожусь в зависимости от Духа Господнего в передаче виденного или его описании так же, как и в получении видения. Для меня невозможно вызвать в памяти показанное мне до тех пор, пока Господь не напомнит мне об этом в то время, какое Он сочтет благоприятным для передачи видения людям или для описания его» (Избранные eecm, т. 1, с. 36, 37).

«Хотя я так же завишу от Духа Господнего при описании моих видений, как и при получении их, тем не менее слова, которые я использую при описании увиденного, являются моими собственными, за исключением тех слов, которые были сказаны мне ангелом и которые я всегда привожу как прямую речь» (там же, с. 37).

«Часто задают вопрос: откуда у сестры Уайт такая уверенность, когда она говорит по тому или иному поводу, как будто ей дана власть провозглашать эти вести? Я говорю с такой силой потому, что, когда я нахожусь в затруднении, виденное мной в видении вспыхивает в моем разуме подобно молнии, сверкающей в грозовой туче во время сильной бури. Некоторые сцены, представленные мне много лет назад, не сохранились в моей памяти; но когда возникает необходимость в наставлении, некогда данном в видении, иногда даже в тот момент, когда я стою перед людьми, память о прежнем видении пробуждается резко и ясно, как вспышка молнии, являя разуму именно это наставление. В такой момент я не могу удержаться, чтобы не высказать слова, вспыхнувшие в моем разуме, и не потому, что я получила в тот момент новое видение, но оттого, что в моей памяти с силой восстановилось представленное мне, быть может, много лет тому назад» (там же, с. 37).

Е. Дар языков

«Святой Дух, приняв форму огненных языков, почил на собравшихся. Это был знак дара, посланного ученикам. Они получили способность бегло говорить на языках, которых прежде не знали. Появление огня указывало на пылкость и рвение, с которыми апостолы должны были трудиться, и силу, которая должна была сопровождать их труды.

„В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небесами». В результате рассеяния иудеев разметало по всем частям Римской империи, и они освоили языки тех народов, среди которых они жили. Многие из них находились в это время в Иерусалиме по случаю праздника. Собравшиеся говорили на всех известных тогда языках. Это разноязычие могло помешать проповеди Евангелия, поэтому Бог чудесным образом даровал апостолам то, что им недоставало, наделив их способностью говорить на языках, ранее им неведомых. Святой Дух сделал для них то, чего они не сумели бы достичь сами за всю свою жизнь. Теперь они могли проповедовать евангельскую истину и в других странах, бегло говоря на языках тех народов, для которых они трудились. Этот чудодейственный дар убедительно засвидетельствовал миру о том, что их труды несут на себе печать неба. С этого времени речь учеников стала чистой, простой и точной, независимо от того, говорили они на родном или на иностранном языке» (Деяния апостолов, с. 39, 40).

«Священники и правители пришли в сильную ярость при виде этого чудесного явления, о котором было рассказано по всему Иерусалиму и окрестностям, но не осмелились дать волю своей злобе из страха навлечь на себя негодование и ненависть народа. Они предали Учителя смерти, а теперь перед ними стояли Его рабы, галилейские неучи, которые рассказывали о чудесном исполнении пророчества и учили об Иисусе на всех известных в то время языках» (Дух пророчества, т. 3, с. 267, 268).

«В нашем мире предстоит совершить великую работу. Людей следует обращать не через дар языков или посредством чудес, но через проповедь о Христе распятом» (Моя жизнь сегодня, с. 219).

Ж. Поддельные дары

«Кое у кого из этих персон проявляется нечто, что они называют дарами и утверждают, что Сам Господь дал эти «дары» Церкви. Они несут бессмысленную тарабарщину, которую называют неизвестным языком и которая неизвестна не только людям, но также и Господу, и всем Небесам. Такие „дары» фабрикуются людьми с помощью великого обманщика. Фанатизм, притворная эмоциональность, ложное говорение на языках и любые шумные проявления кое–кто считает дарами, которые Бог дает Церкви. Кое–кого такие действия обманывают» (Свидетельства для Церкви, т. 1, с. 412).

«Есть блуждающие звезды, называющие себя служителями, посланными от Бога, которые проповедуют субботу в разных местах, перемешивают истину с ошибочными суждениями и предлагают людям странную смесь из разных взглядов. Сатана подталкивает их к этому, чтобы вызывать отвращение к религии у разумных и интеллигентных неверующих людей. Некоторые из этих проповедников много говорят о дарах и часто совершают какие–то особенные действия: дают волю диким, необузданным чувствам и издают невнятные звуки, которые называют даром языков. Некоторые принимают это за чистую монету и очаровываются странными проявлениями, свидетелями которых становятся. Странный дух господствует над этими людьми, которые набрасываются на всякого, кто вздумает их обличать, пытаясь подавить (465) очаги сопротивления. Божьего Духа здесь нет» (Духовные дары, т. 4, б, с. 154, 155).

«Человек, чья вера испытывается при помощи чудес, обнаружит, что сатана может путем разнообразных обольщений творить чудеса, которые имеют вид подлинных» (Маранафа, с. 156).

«Делом Христа было проповедовать Слово и облегчать страдания людей с помощью чудесных исцелений. Но мне было дано наставление о том, что мы не можем сегодня действовать подобным образом, ибо сатана также проявит свою силу в чудотворении. Значит, Божьи слуги не могли бы сегодня действовать посредством чудес, поскольку будут совершаться ложные исцеления и выдаваться за Божественные» (Избранные вести, т. 2, с. 54).

«Люди, ожидающие чудес в подтверждение Божественного водительства, подвергаются большой опасности впасть в обман. В Слове сказано, что враг будет действовать через своих посредников, отступивших от веры, и они, по–видимому, станут творить чудеса, даже огонь будут низводить с неба перед людьми. Посредством ложных чудес сатана начнет прельщать, если возможно, и избранных» (Избранные вести, т. 3, с. 408, 409).

«Но враг человеческой души всеми силами старается помешать такой работе; он попытается не допустить возникновения этого движения, подменяя его своей фальшивкой. В тех церквах, которые ему удастся обольстить, он создаст впечатление, будто уже излились особенные благословения Божьи; и будет казаться, что происходит великое религиозное пробуждение. Множество людей будет радоваться чудесному воздействию на них Бога, в то время как это будет совершать совсем другой дух» (Великая борьба, с. 464).