III. Брак и семья в исторической перспективе

А. Иудаизм

Библейская летопись дает информацию о браке и семье в раннем иудаизме. Среди самых древних внебиблейских упоминаний о браке в иудейских источниках можно упомянуть брачный контракт, найденный среди элефантинских папирусов, а также рассказ о бракосочетании Сары и Товии в Книге Товит в 7–й и 8–й главах, где описывается свадьба и заключение брачного контракта.

В раввинском иудаизме брак считался великим благословением: «Тот, у кого нет жены, не может считаться настоящим мужчиной» (Вавилонский Талмуд, «Йевамот», 63а); он «живет без радости, без благословения и без благости» (Вавилонский Талмуд, «Йевамот», 626). Полигамия считалась возможной, но практически неизвестной в талмудические времена. Произведение потомства было священным долгом (Мишна, «Йевамот», 6:6). После десяти лет бесплодного брака с женой нужно было развестись.

Долгом отца было обучение своего сына Торе и ремеслу (Вавилонский Талмуд, «Киддушин», 296). Родителю строго запрещалось иметь любимчиков среди детей (Вавилонский Талмуд, «Шаббат», 106). «Мужчина должен (533) тратить как можно меньше на еду, покупать одежду по своим средствам и тратить больше, чем позволяют ему средства, на то, чтобы почитать жену и детей» (Вавилонский Талмуду «Хуллин», 846).

Семья была центром религиозной жизни. Самыми великими праздниками считались суббота и Пасха. Кроме того, семьи отмечали Праздник Кущей, а ежедневные церемонии за столом укрепляли и сплачивали их.

По сей день все набожные иудеи вступают в брак. Иудейская семья остается тем местом, где успешно осуществляется духовное воспитание.

Б. Раннее христианство

Иудейские предания, но еще в большей степени новозаветные наставления, в которых подробно расписан долг каждого члена семьи, оказали влияние на брак и семью в раннем христианстве (Еф. 5:21–6:4; Кол. 3:18–21; 1 Петр. 3:1–8).

Брак среди христиан обычно сопровождался религиозными церемониями. Игнатий утверждал, что христианский брак должен совершаться с ведома епископа. Он также высказывал мысль о том, что необходимо советоваться с общиной и получать от нее одобрение (К Поликарпу, 5 [28, 1:100]). Климент Александрийский говорит о том, что брак должен освящаться Словом (Строматы, 4.20 [28, 2:432]). С четвертого века и далее богослужение бракосочетания совершал священник или епископ.

Начиная с третьего века, некоторые христиане стали предпочитать безбрачие супружеству. В первую очередь это касалось духовных лиц, от которых на Западе стали требовать безбрачия к концу четвертого века. Гностики уже учили, что брачные узы греховны. Иероним (340–420 гг.) восхвалял девственность и считал, что брак нельзя считать идеалом. Взгляды Августина (354–430 гг.) были более умеренными, ибо он учил, что брак дает три блага: верность, потомство и таинство (Блага супружества, 32 [29, 3:401]). Плотское вожделение обращается во благо посредством деторождения (там же, 6 [29, 3:401]). Тем не менее он считал греховным половой акт, если преследуется какая–либо другая цель, кроме производства потомства. Он также отстаивал высшее достоинство безбрачия. Несмотря на все это, он рассматривал брак как причастие к знамению соединения Христа со Своей Церковью.

Церковь запрещала расторжение брака, за исключением случаев прелюбодеяния. К третьему веку Церковь стала критически относиться к повторному браку, даже если речь шла о невиновной стороне. На Востоке было больше терпимости; например, Василий (330–379 гг.) не одобрял второй брак, однако и не желал осуждать его. В то же время, согласно римскому праву, муж либо жена могли получить развод по любому из многочисленных предлогов и свободно вступить в повторный брак.

Смешанные браки христиан с нехристианами не одобрялись. На Эльвирском Соборе (306 г.) христианам было запрещено вступать в брак с иудеями, еретиками и язычниками. Амвросий (339–397 гг.) осуждал брак верующих с неверующими как кощунство. В Кодексе Феодосия (438 г.) смешанные браки объявляются серьезным преступлением.

В. Средние века

В средние века Церковь была главным авторитетом и законодателем в вопросах брака и семьи. Карл Великий (742–814 гг.) запретил брак без благословения (Капитулярий, 7.363). В 895 г. Лев VI Философ, византийский император, постановил считать брак свободных лиц, заключенный без брачного благословения, недействительным. На Западе брачная месса была учреждена к десятому веку. Были введены церковные предписания по поводу того, кто мог жениться и на ком. Они касались всех, кроме влиятельных лиц, которые могли добиться разрешения Папы на те или иные действия. Наконец, Тридентский собор (1545–1563 гг.) постановил, что ни один брак не должен считаться действительным, если не будет совершен священником в присутствии двух свидетелей.

Богословы и служители Церкви детально обсуждали предназначение брака и то, что делает его действительным. Примерно в 1140 году Грациан издал свой труд «Согласование расхождений в канонах», в котором попытался привести в согласие основные тексты о браке. Он пришел к выводу, что согласие делало брак действительным, а половой акт практически венчал его. Говоря о предназначении брака, Питер Ломбард, парижский епископ 12–го века, утверждал, что первичной целью является произведение потомства, а вторичной — спасение от блуда. Та же мысль ясно выражена в Каноне 1013: «Первичная цель брака — это производство потомства и воспитание детей; вторичная цель — взаимная помощь и избавление от похоти».

Фома Аквинский (1225–1274) считал брак естественным установлением Самого Бога. Поскольку сексуальные отношения необходимы для продолжения Божьего творения, в плотских отношениях нет ничего греховного. Кроме того, дружба в браке — это тоже благо. Однако в шестнадцатом веке Тридентский собор осудил тех, кто учил, будто супружество равно безбрачию или даже превосходит его.

Преобладали разные мнения по поводу развода и повторного брака. Западная Церковь довольно рано запретила развод и повторный брак. На Востоке и то и другое допускалось — не только по причине прелюбодеяния, но и по другим серьезным причинам, но только один раз в жизни. Большинство католических стран по сей день следуют предписаниям Тридентского Собора, который отказывает в праве развода, но разрешает упразднять брак в некоторых случаях.

Г. Реформация

Протестантская Реформация опровергла, но не полностью стерла представления о браке, так глубоко въевшиеся в мышление средневекового человека. Реформаторы отвергли сакраментальную теорию брака, тем самым освобождая его от привязки к безбрачию и аскетизму. Брак стал приемлемым, но больше воспринимался как средство для обуздания похоти, чем как завет между (534) мужчиной и женщиной. Комментируя заповеди в своем «Большом катехизисе», Лютер писал: «Когда берет верх та природа, которую Бог поместил внутри нас, мы не можем оставаться чистыми вне брака, ибо кровь и плоть остаются плотью и кровью, и наши естественные инстинкты и влечения вырываются на свободу, как все видят и чувствуют. Чтобы помочь нам избежать сексуальной безнравственности, Бог учредил брак, в котором каждый человек может иметь свою справедливую долю и довольствоваться ею, хотя Богу все же приходится добавлять Свою благодать, чтобы наши сердца также оставались чистыми» (Большой катехизис, О шестой заповеди).

С другой стороны, Лютер считал, что добрая жена — это дар Бога. Религиозное воспитание детей было важной этической задачей. Коль скоро брак требует сочувствия, жертвенности и терпения, он дает возможность подняться на более высокую духовную ступень.

Реформаторы указывали, что если развод всегда плох, он бы не допускался Богом. Поэтому развод по причине прелюбодеяния или невыполнения обязательств позволителен, и люди, которые развелись по этим причинам, имеют право на повторный брак. В то же самое время Лютер утверждал, что «желающие быть добрыми христианами не должны разводиться, хотя он или она могут быть странными, с причудами и несовершенными; а если уж стороны расстаются, то должны оставаться безбрачными» (Комментарий к Нагорной проповеди, Мф. 5:31, 32). Вместе с тем он мог написать и такое: «Что касается развода, по–прежнему неясно, является ли он допустимым. Развод мне до такой степени ненавистен, что я бы предпочел ему двоеженство; во всяком случае, я не осмелюсь выносить решение по поводу его допустимости» (Вавилонское пленение Церкви). Джон Мильтон еще больше утвердил аргумент реформаторов, утверждая, что брак нерасторжим при условии полного и совершенного единства между партнерами.

Кальвин высказывался о браке более позитивно, чем Лютер, считая его чистым и положительным даром Бога. Однако он также не мог избавиться от неловкости, которую испытывал, рассуждая о наслаждении, получаемом от интимной близости, и которая не давала покоя Церкви со времен ранних Отцов.

В Великобритании Эдуард VI предпринял попытку изменить церковные законы и позволить повторный брак после развода. Хотя она не увенчалась успехом и церковные суды разрешали официальную разлуку только без права на повторный брак, согласно канонам 1604 года, повторный брак дозволялся специальным постановлением парламента. Ламбетская конференция 1888 года пришла к заключению, что невиновная сторона после развода по причине прелюбодеяния могла заключить повторный брак, но без церковного благословения.

Д. Позиция адвентистов седьмого дня

На протяжении всей своей истории адвентисты придавали большое значение браку и семье. Они считают их дарами Бога роду человеческому, наряду с седьмым днем субботой.

1. Суббота

Для нерушимости адвентистской семьи особенно важно соблюдение седьмого дня субботы. Этот день, отделенный Богом, позволяет семье проводить совместные богослужения и общаться. Подготовка к нему также дает возможность для физического и духовного очищения — дом, тело и одежда, а также дух и разум готовятся к этому особому 24–часовому духовному торжеству. В субботние часы семьи призваны посещать богослужение в церкви, общаться с собратьями по вере, изучать природу и служить ближним. Бог вознаграждает семьи, а также отдельных людей (Ис. 58:13, 14) за соблюдение четвертой заповеди (Исх. 20:8–11).

2. Книги и издания

Адвентисты с самого начала проявляли заинтересованность вопросами семьи. В 1865 году Елена Уайт.написала шесть статей о здоровье и издала их со статьями других авторов в серии брошюр под названием «Как жить» (переизданную несколько раз; в последнее время — в виде Избранных вестей, т. 2, 1958 г.). Во второй публикации речь идет о браке и семье в контексте здоровья и болезней. Елена Уайт описывает брак как установление Неба, призванное быть благословением для человека (Избранные вести, т. 2, с. 421). Она советует парам делать друг друга счастливыми (там же, с. 430) и заботиться о благополучии своих детей, которые должны воспитываться в согласии с законами здоровья и добродетели. Благочестивые родители «будут считать своих детей драгоценностями, которые Бог передал им на хранение». Христианские семьи будут делать мир лучше благодаря своему пребыванию в нем и в конечном итоге будут признаны пригодными для более возвышенной жизни в лучшем мире (там же, с. 440).

Многочисленные статьи на тему дома и семьи составляют часть литературного наследия Елены Уайт. Ее книга «Служение исцеления» (1905 г.) содержит важные разделы на эту тему. Были составлены две большие компиляции из сочинений Елены Уайт на тему брака и семьи под названием «Христианский дом» (1952 г.) и «Воспитание детей» (1954 г.).

На протяжении десятилетий многие адвентистские авторы обращались к вопросам дома и семьи. Артур У. Спалдинг (1877–1953), хорошо известный как автор истории адвентистской Церкви, также писал о проблемах детей и молодежи в Церкви. Его книга «Строители дома» (1928 г.) считалась церковной классикой. Белле Вуд Комсток (1880–1961), врач и профессор эндокринологии, была соавтором Спалдинга при написании таких трудов, как «Дни юности» (1932 г.), «Воспитание мальчиков и девочек» (1931 г.) и «В годы раннего детства» (1930 г.). Кроме того, она написала множество статей для медицинских журналов и другие книги, такие как «Все о младенце» (1930 г.). Гарольд Шриок (1906–2004), врач и профессор медицины, написал несколько книг о браке и семье, из которых наиболее известными являются «Счастье для мужей и жен» (1949 г.), «Становление мужчины» (1951 г.) и «Становление женщины» (1951 г.). (535) Эти книги переведены на несколько языков и читаются во многих странах.

3. Церковные структуры и заявления

Обеспокоенность вопросами семьи можно увидеть в церковной организации на всех уровнях: от Генеральной конференции до поместной церкви. В 1922 году Спалдинг создал Семейную комиссию при Генеральной конференции. До 1941 года он готовил материалы для церковного применения на тему брака и семьи. Эта Комиссия была включена в отдел образования в последние дни жизни Спалдинга и просуществовала до 1975 года. В это время было создано Служение дому и семье (впоследствии переименованное в Служение семье), чтобы руководить подготовкой материалов и проведением семинаров по проблемам брака, одиноких людей, родительского воспитания и других аспектов семейной жизни. Ежегодно с 1975 года при содействии Церкви проводится Международный семинар по проблемам семейной жизни. Заинтересованность адвентистов в благополучии супружеской жизни является частью движения семейной жизни. В числе достижений последних 20 лет можно упомянуть составление учебных материалов по вопросам семейной жизни и интернационализацию деятельности персонала. Церковь адвентистов седьмого дня приняла голосованием и издала разные документы по вопросам, касающимся дома и семьи. Следующие документы показывают определенную тенденцию в мышлении адвентистов.

Официальное мнение Церкви относительно развода и повторного брака, принятое голосованием на сессии Генеральной конференции 1958 года, включено в «Церковное руководство» (1990 г., с. 172–174). В нем развод и повторный брак считаются допустимыми только в случае «блуда», который определяется как «неверность супружескому обету». Это мнение было повторно утверждено на Годичном совещании 1976 года, где также было принято голосованием руководство по его проведению в жизнь. В этом руководстве описываются церковные взыскания, накладываемые на людей, которые разводятся по другим причинам, нежели прямое прелюбодеяние, а также предлагается более широкое толкование слова «блуд», которое может включать в себя следующее:

· « Извращения нормальной половой жизни и отклонения от нее, от которых либо не пытаются избавиться, либо они не исчезают после лечения…

· Гомосексуализм также рассматривается как злоупотребление сексуальными возможностями и как нарушение Божественного предназначения сексуальных отношений в браке. В качестве таковых они являются основанием развода».

· Постоянные интимные заигрывания с представителем противоположного пола, помимо супруга(и), даже если они не доходят до полового акта, — разновидность неверности, граничащей с фактическим прелюбодеянием, которая может способствовать разводу» (Адвентист Ревью, 17 февраля 1977 г.).

Ввиду библейского наказа не преклоняться «под чужое ярмо с неверными» (2 Кор. 6:14) адвентистских пасторов призывают не совершать бракосочетание между членом Церкви и представителем другого вероисповедания («Руководство для служителя Церкви АСД, 1997 г., с. 315,316). На сессии Генеральной конференции 1980 года были приняты 27 пунктов вероучения Церкви. Пункт 22 посвящен браку и семье.

«Брак, первоначально установленный Богом в Едеме, является, согласно учению Христа, пожизненным союзом мужчины и женщины для совместной жизни и любви. При вступлении в брак христиане должны выбирать себе супруга или супругу только среди своих единоверцев. Заключая брак, христиане возлагают на себя обязательства не только друг перед другом, но и перед Богом. Взаимная любовь, уважение, внимание и ответственность являются основой христианских брачных отношений, отражая любовь, святость, близость и прочность отношений между Христом и Его Церковью. Относительно развода Христос сказал: «Кто разведется с женой своей не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует». Хотя жизнь некоторых семей может оказаться далеко не идеальной, супруги, полностью посвящающие себя друг другу во Христе, могут достичь тесного единения в любви, если они доверяются руководству Духа и наставлениям Церкви. Бог благословляет семью и желает, чтобы все в ней помогали друг другу в достижении духовной зрелости. Родители должны воспитывать детей в любви и послушании Господу. Своим словом и личным примером родители должны учить детей, что Христос — это нежный, заботливый и любящий Воспитатель, Который хочет, чтобы все они стали членами Его Церкви, членами семьи Божьей. Стремление к сплоченности семьи — один из отличительных признаков заключительной вести Евангелия (Быт. 2:18–25; Мф. 19:3–9; Ин. 2:1–11; 2 Кор. 6:14; Еф. 5:21–33; Мф. 5:31, 32; Мк. 10:11, 12; Лк. 16:18; 1 Кор. 7:10, 11; Исх. 20:12; Еф. 6:1–4; Втор. 6:5–9; Притч. 22:6; Мал. 4:5,6)».

После многократных совещаний специальный комитет принял заявление об абортах, которое было одобрено на Годичном совещании 1992 года и опубликовано в «Адвентист Ревью» 31 декабря того же года. В частности, в нем говорится следующее:

«1. Внутриутробная жизнь человека — это величественный дар Бога. Божественный идеал утверждает святость жизни человека, созданного по образу Божьему, и требует уважения к внутриутробной жизни. Однако решения о жизни должны приниматься в контексте падшего мира. Аборт всегда влечет за собой серьезные нравственные последствия. Таким образом, внутриутробная жизнь не должна бездумно уничтожаться. Аборты могут совершаться лишь на основании очень серьезных причин.

2. Аборт — одно из трагических последствий грехопадения. Церковь должна милостиво поддерживать тех, кому приходится принимать личное решение по поводу аборта. Осуждение — неуместная реакция со стороны людей, принявших Евангелие…

3. Церковь, поддерживая своих членов во всем, должна явно и недвусмысленно заявлять о том, как она ценит человеческую жизнь. Она призвана: (а) укреплять семейные отношения, (6) обучать представителей обоих (536) полов христианским принципам человеческой сексуальности, (в) подчеркивать, что как мужчина, так и женщина несут ответственность за планирование семьи, (г) призывать представителей обоих полов нести ответственность за последствия поведения, несовместимого с христианскими принципами, (д) создавать безопасную атмосферу для непрекращающегося обсуждения нравственных аспектов аборта, (е) оказывать помощь и поддержку женщинам, которые принимают решение прервать опасную беременность, и (ж) призывать отцов принимать ответственное участие в родительском воспитании детей и помогать им в этом… 4. Церковь не может быть совестью для отдельных людей; однако она должна осуществлять моральное руководство. Церковь не может мириться с абортами, осуществляемыми с целью контроля за рождаемостью, выбора пола или ради удобства. Однако иногда женщины оказываются в исключительных обстоятельствах, чреватых серьезными нравственными или медицинскими проблемами, такими как серьезная угроза жизни беременной женщины, серьезная угроза ее здоровью, аномалии плода, которые точно диагностированы, а также беременность, ставшая следствием изнасилования или кровосмесительной связи. Окончательное решение о том, прерывать беременность или нет, должно приниматься беременной женщиной после тщательных консультаций. В принятии решения ей должна оказать помощь точная информация, библейские принципы и руководство Святого Духа. Более того, эти решения лучше всего принимать в контексте здоровых семейных отношений» (Адвентист Ревъю, 31 декабря 1992 г.). На том же годичном совещании 1992 года был одобрен документ под названием «Забота об умирающем». В нем, в частности, говорится: «Бог дал людям свободу выбора и просит их ответственно распоряжаться этой свободой. Адвентисты седьмого дня верят, что эта свобода распространяется на решения, касающиеся медицинского обслуживания. Обратившись за советом к Богу и принимая во внимание интересы тех, на кого может повлиять данное решение, а также советы медиков, человек, способный принимать сознательные решения, должен определить, принимать или отказаться от медицинского вмешательства, продлевающего жизнь. Таких людей не следует вынуждать прибегать к медицинскому лечению, которое они считают неприемлемым…

Когда умирающий не может дать согласие или выразить предпочтения по поводу медицинского вмешательства, подобные решения должны приниматься тем, кого изберет умирающий человек. Если уполномоченное лицо не было назначено, это решение должно приниматься наиболее близким к умирающему человеком. За исключением чрезвычайных обстоятельств, медики или юристы должны предоставить решение о медицинском вмешательстве людям, наиболее близким умирающему больному. Завещания или волеизъявления лучше всего оформлять в письменном виде и согласовать с существующими юридическими требованиями».

«Хотя христианская любовь может побудить к отказу от медицинского вмешательства, которое лишь увеличивает страдание или продлевает процесс умирания, адвентисты седьмого дня не практикуют «убийство из милости» и не способствуют ему (Быт. 9:5, 6; Ис. 20:13; 23:7). Они являются противниками активной эвтаназии, преднамеренного лишения страдающего или умирающего человека жизни» (там же).

На годичном совещании Генеральной конференции 1988 года в Найроби, Кения, было принято решение, осуждающее сексуальные домогательства со стороны сотрудников Церкви или добровольцев, нанимаемых для работы в адвентистских организациях. Чем бы они ни занимались, они должны быть «примером христоподобной жизни» и «избегать всякого рода зла». Церковная организация не будет мириться с любым сексуальным домогательством. В документе, принятом общим голосованием, излагаются руководящие принципы и определения, а также описываются процедуры, которым нужно следовать при возникновении тех или иных ситуаций (Адвентист Ревью, 23 февраля. 1989 г.).