II. Божественный суд в историческом процессе

Зачем нужен суд в историческом процессе, не говоря уже о конце века? Чем обусловливается потребность в суде? Разве любви Божьей недостаточно? Разве Божественная любовь не превозносится над судом?

А. Божественный суд и благодать в Бытие

С самого начала Библии прослеживается глубокая связь между грехом, судом и благодатью. Эта взаимосвязь присутствует не только в Книге Бытие, но хорошо видна и в исторических книгах Ветхого Завета. Она играет существенную роль в пророческих и других частях Библии.

1. Грех, падение. Божественный суд и благодать

Искусителю удалось привнести грех в мир, изменив как человеческую природу, так и сам мир. Бог сразу же вмешался в происходящее, воззвав к человеку: «Где ты?» (Быт. 3:9). Этот призыв не воспринимается как осуждение, но как приглашение вернуться к Богу и отвратиться от сатаны и рабства греха, которое тот внес в мир. Творец представляет Себя Спасителем, призывающим грешников и дарующим благодать. Благостный Творец есть также Судья. Его суд включает в себя проклятие в адрес змея (Быт. 3:14) — изречение и исполнение приговора. Бог также судит Еву (стих 16) и Адама (стихи 17–19).

В начале человеческой истории возникает связь между грехом, судом и благодатью, которая задает тон всей остальной Библии. Возвестив первое мессианское обетование, Бог тем самым устанавливает вражду между змеем и женой и объявляет, что «семя» жены сокрушит голову змея (Быт. 3:15). Он также выносит суд жене, которая отныне будет в болезни рождать детей и испытывать влечение к своему мужу (стих 16). Этот суд был как исправительным, так и ограничивающим по своей направленности и, таким образом, открывал Божественную благодать. Он должен был восстанавливать нарушенные взаимоотношения, оберегать отношения между мужем и женой и помогать им в поддержании правильных отношений с Творцом–Спасителем. Он также преследовал цель ограничить распространение греха и нечестия.

Суд над Адамом также носил исправительный и ограничивающий характер. Адам должен был в поте лица добывать хлеб (стих 19). Это также было частью более глобального плана Божьего искупления с целью ограничения последствий греха. Работа должна была стать благотворным противоядием против расточительной праздности, сделать человека счастливым и дать ему радость свершений.

Мы выявили ряд фундаментальных закономерностей в библейской идее суда: 1. Суд может быть исправительным и сдерживающим по своей природе. Бог обуздывает грех, устанавливая новые порядки и не допуская разрастание греха. 2. Грех — это непослушание конкретной заповеди Бога, которая была дана для защиты первой пары от совершения неправды, чтобы предохранить мир и людей от бед и несчастий; таким образом, суд — это результат нарушения Божественной воли, выраженной в Божьих законах. 3. Исправительный аспект суда был направлен на обновление и восстановление; он нацелен на сдерживание греха и нахождение способов сохранения верности людей в отношении Творца и Искупителя.

2. Грех, Божественный суд и благодать для Каина

Повествование о Каине и Авеле показывает, как быстро разрастался грех, который привел к убийству брата из–за спора о правильном поклонении Богу (Быт. 4:1–16). Бог прямо задал Каину два вопроса: «Почему ты огорчился [по другому переводу: разгневался]?» (Стих 6) и «Где Авель, брат твой?» (Стих 9). Господь судит Каина (стихи 10–12) и изгоняет от лица Своего, после чего Каин поселяется «в земле Нод, на восток от Едема» (стих 16).

Последовательность событий в истории Каина и Авеля можно изложить следующим образом: человеческий грех (стихи 3–8), Божественное вмешательство и суд (стихи 9–12), прощающая благодать для защиты (стихи 13–15) и опыт наказания (стих 16). Поразительно, что Бог решительно действует не только когда судит и наказывает, но и когда обеспечивает милостивую защиту от будущих угроз.

Похоже, что суд Божий имеет как карательную, так и исправительную составляющую; он обуздывает грех, ограничивает последствия наказания и защищает Каина от обращения по принципу: око за око и зуб за зуб (Исх. 21:23). (589)

3. Грех, Божественный суд и благодать для допотопного мира

Повествование о «сынах Божьих» (сифитах), которые женились на «дочерях человеческих» (каинитах) в Быт. 6:1–4 позволяет понять всеобщую деградацию человеческой природы, которая привела к всемирному потопу, положившему конец допотопному миру (Быт. 6–9).

Во времена Ноя «увидел Господь, что велико развращение человеков на земле и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (6:5). Земля «растлилась», и «наполнилась земля злодеяниями» (стих 11). Это всеобщее растление распространилось на мысли и поступки жителей допотопного мира и дало Богу нравственное основание для того, чтобы совершить карательный суд над растленными людьми того времени посредством потопа.

Нравственная мотивация уникальна для Священного Писания, если сравнивать его с другими литературными источниками древнего мира. Ни в одной истории о потопе, будь то шумерские или аккадские источники, не указывалось на нравственный мотив Божественного суда. Внебиблейские источники, рассказывающие о потопе, говорят о капризных богах, которые наслали на людей потоп по своему своенравию без всякого нравственного обоснования подобной жестокости. В эпосе об Атрахасисе говорится, что потоп был послан богами потому, что шум, издаваемый по ночам пирующими людьми, тревожил их сон.

С другой стороны, в Библии показан Бог, совершающий суд по причине беспрецедентного роста греха, вызванного крайним нравственным разложением человечества. Божественный суд в повествовании о потопе свидетельствует о том, что это по природе своей суд возмездия, воздающий грешникам по заслугам за их крайнее нечестие и беззаконие. Из этого повествования также вытекает, что суд преследует цель обуздать грех и сдержать его развитие и распространение. Хотя Бог объявляет о том, что истребит жизнь с лица земли (стихи 7, 13), Он милостиво открывает Свой замысел спасти тех, кто обратится к Нему (стихи 14–22). Божественное наказание в Книге Бытие не совершается неразборчиво, по прихоти Бога.

Божественная благодать также действовала: был объявлен испытательный период в 120 лет, во время которого Бог приглашал грешников обратиться и получить спасение. Благодать была также явлена в указании на способ избавления от гибели: верный Остаток должен был построить и приготовить ковчег (стихи 17,18).

В летописи потопа мы снова находим конкретную последовательность: (1) разрастание греха (стихи 1–5, 11, 12); (2) Божественное объявление о суде по причине греха (стихи 6,7,13); (3) прощающая благодать для спасения (стихи 14–22; 7:1–5) и (4) отмеренное наказание и спасение верного Остатка (Быт. 7:1–8:22).

4. Грех, Божественный суд и благодать для Содома и Гоморры

В повествовании Быт. 19 мы снова видим взаимосвязь суда и спасения. Здесь снова показано, что Бог действует прямо, без участия человеческих посредников, совершая карающий суд над нечестивыми городами равнины. Двое вестников («ангелов») приходят в город, и Лот приглашает их переночевать у него дома (Быт. 19:1–3). Некоторые из мужчин города жаждут совершить развратные действия с незнакомцами (стихи 4–6). Это возмутительное поведение переполняет их чашу беззакония, и небесные гости сообщают Лоту, что он и его семья должны выйти из города, чтобы «не погибнуть… за беззакония города» (стих 15).

В заключение сообщается, что Бог «выслал Лота из среды истребления» (стих 29). Согласно 24–му стиху, «пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь». Непосредственным разрушителем нечестивых городов стал Яхве, совершивший свой карающий суд с помощью природных стихий.

Как и в случае с всемирным потопом, мы не видим, чтобы Бог просто удалился из нечестивых городов, предоставив людям погубить самих себя, но лично положил конец их нечестию. Он есть судья и губитель нечестивых, равно как и Спаситель верного Остатка. Суд, благодать и спасение тесно взаимосвязаны.

Суды, описанные в Книге Бытие, задают тон и характер связи между судом и спасением, которая прослеживается во всех других книгах Священного Писания. Совершенное творение подверглось воздействию греха, который приобретает угрожающие масштабы, продолжая разрастаться. Божественный суд вершится в переломные моменты человеческой истории. Благодать Божья то и дело приглашает грешников покаяться и вернуться к любящему и милосердному Богу, Который намерен спасти всех, кто желает спасения. Движение от незаконного вкушения запретного плода к убийству, а затем к массовому насилию и полному растлению и разврату прерывается Божественными судами, сообразно возникающим ситуациям. Божественные суды по своей сути призваны исправлять кающихся грешников, карать упорствующих в грехе, а также сдерживать развитие и распространение греха.

Летопись также открывает, что Бог остается конечным и уникальным судьей. Он праведный и справедливый судья, а также милосердный Господь, милующий грешников. Божественное правосудие нельзя отделять от Божественной благодати и милости. Бог по справедливости судит Адама и Еву, но Его благодать приводит к отсрочке исполнения смертного приговора. Бог изгоняет Каина, но дает ему знамение благодати, что Он защитит его от несправедливости. Всемирный потоп уничтожает всякую жизнь на земле, но лишь после того, как Бог милостиво предлагает спасение всем, кто раскается и примет Его приглашение, возвещенное Ноем, войти в ковчег. Бог не совершает суд неразборчиво, по Своему произволу и прихоти. Божественное правосудие всегда уместно и сдержанно. Благодать и милость доступны для всех, кто их желает.

Б. Грех, Божественный суд и благодать для языческих народов и Израиля

Библия, в частности Ветхий Завет, содержит множество примеров Божественного суда над разными народами. Сначала мы исследуем Божественный суд над хананеями (590) и другими языческими народами, а затем посмотрим, как Бог судил и миловал древний Израиль.

1. Божественный суд и благодать для хананеев

В контексте Божьего завета с Авраамом Господь пообещал дать потомкам Авраама землю (Быт. 12:7; 17:8). Те люди, которые жили в этой земле до израильтян, должны были получить возможность познать истинного Бога и стать Его последователями.

Потомки Авраама будут «пришельцами в земле не своей, и поработят их» (Быт. 15:13). После этого Бог произведет «суд над народом, у которого они будут в порабощении» (стих 14). Господь говорил о Египте, который будет угнетать Израиль. Затем «в четвертом роде [евр. дору что дословно означает «жизненный промежуток]» они вернутся в Ханаан, «ибо мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась» (стих 16). Необходимо было продлить время милости и благодати для народов, живших на этой земле до израильтян, чтобы они смогли познать истинного Бога и обратиться к Нему.

Собирательное слово «Аморреи» в Быт. 15:16, похоже, включало колена и народы, перечисленные в стихах 19–21. Те же племена упоминаются в списке народов, изгнанных израильтянами, когда те оккупировали Ханаан (Исх. 13:5; Ис. Нав. 3:10). Внебиблейская информация о жителях Ханаана, наряду с библейскими данными, открывает нам характер этих людей.

У хананеев были распространены безнравственные обычаи, которые являлись неотъемлемой частью их религиозного культа. Религия хананеев была политеистичной или многобожной. Главным божеством считался Эл (Илу), тогда как Ваал почитался как наиболее деятельный из богов. Асират была супругой Эла, и ее культовым символом была Ашера. Супругой Ваала была богиня Анат. Смерть бога Мота (Муту) от рук Анат описывается в самых ужасных выражениях. Среди жертв, приносимых различным богам хананеев, были также и человеческие жертвы, особенно дети, которые приносились богу Молоху. Частью культа плодородия у хананеев была священная храмовая проституция, сопровождавшаяся вопиющей безнравственностью. Также практиковались гадание и ворожба.

Во дни Авраама Бог объявил, что чаша или мера беззакония аморреев (хананеев) еще не наполнилась (Быт. 15:16). Они заслуживали времени благодати и испытания, времени дополнительной милости. Им нужно было предоставить возможность найти истинного Бога и обратиться к Нему. Авраам и его потомки жили среди них, чтобы они нашли Бога и истинный путь спасения.

Вскоре после исхода израильтяне встретились с амаликитянами, потомками Исава и его жены хеттеянки (Быт. 36:2, 10–12). В Рефидиме амаликитяне напали на израильтян (Исх. 17:8–13) с тыла (Втор. 25:17,18). Библия поясняет, что амаликитяне «не побоялись Бога» (стих 18). Хотя они наверняка знали об истинном Боге от своего прародителя Исава, слышали, что Бог сделал с египтянами, и видели, как Он проявил Свою силу во время исхода, их выбором стала дерзость и открытое неповиновение.

Презренное вероломство Амалика переполнило чашу его беззакония, и их постиг карательный суд от Бога: «Я совершенно изглажу память Амаликитян из поднебесной» (Исх. 17:14). Бог использовал израильтян для того, чтобы нанести поражение напавшим на них амаликитянам (стихи 6–16). Любовь не меньше, чем правосудие, требовала, чтобы амаликитян постиг суд возмездия.

Когда Израиль вошел во владения Сигона, царя Есевонского, они попросили его разрешения пройти по его землям, предложив заплатить за еду и воду (Втор. 2:27–29). Сигон отказал им, потому что его дух ожесточился, и сердце сделалось упорным (стих 30). Это означает, что Сигон имел возможность познать пути истинного Бога и встать на них, но, подобно фараону, ожесточил свое сердце и дух против Бога. Своим дерзким упрямством он переполнил чашу своих беззаконий. Бог будет судить его властью Своей (стихи 32–36). Это был карательный суд возмездия. Впоследствии такое же поражение было нанесено Огу, царю Васана (Втор. 3:1–11). «И взяли мы в то время из руки двух царей Аморрейских землю сию, которая по эту сторону Иордана» (стих 8).

Падение Иерихона, древнего и прославленного города, произошло благодаря чудотворному действию Яхве. Город был хорошо укреплен, но Бог Сам разрушил стены Иерихона (Ис. Нав. 6:1–24). Повествование о сражении в Иерихоне показывает, что Бог является вождем. Как судья Он произвел суд, использовав естественные человеческие средства. Этот рассказ — типичное описание завоевательных войн в Ветхом Завете. Яхве Сам вел Израиль на эти завоевательные войны. Когда израильтяне брали руководство в свои руки, они терпели сокрушительное поражение, как это видно из истории завоевания Гая (Ис. Нав. 7:1–5). Израиль был призван стать орудием суда Божьего, что означало полную переориентацию военных действий и политической власти в Израиле. Цель Бога заключалась в том, чтобы осуществлять Свою власть и руководство в теократическом государстве. Израильтяне не должны были действовать по своему усмотрению. К сожалению, недолго они следовали Божьему плану.

Бог судит народы. Эта идея переводит завоевательные войны в особую категорию: люди могут использоваться Богом в Его высших целях. Используя Израиль, Он преподает им урок ужасных последствий греха, идолопоклонства и восстания. Израиль узнает, что происходит с теми, кто следует путем языческих народов.

Бог также использует природные явления, такие как град (Ис. Нав. 10:11), шершни (Ис. Нав. 24:12), язвы (Исх. 32:35) и голод (Иер. 11:22). Во дни Ноя Он совершил суд посредством воды (Быт. 6–8); погубив Содом и Гоморру, Господь использовал «серу и огонь» (Быт. 19:24). Бог может осуществлять Свой суд прямым сверхъестественным способом (Исх. 33:2: «И пошлю пред тобою Ангела, и прогоню Хананеев»), прямым естественным способом (вода, огонь, голод, язва, зараза, град, шершни) либо опосредованно с помощью людей (Израиль, а впоследствии Ассирия и Вавилон).

Уничтожение хананеев, как оно описано в Ветхом Завете, должно было стать следствием Божественного (591) повеления: «Тогда предай их заклятию, не вступай с ними в союз и не щади их» (Втор. 7:2).

Некоторым кажется, что уничтожение древних хананеев не вяжется с духом Божественной любви и милости, о котором говорится в Библии. Мы уже убедились, что истребление хананеев следует рассматривать в более широком контексте их нечестия, безнравственных обычаев, отказа обратиться к Богу во время испытания и мятежной дерзости, с которой они встретили Израиль. По всей видимости, 400 лет испытательного времени не пошли им впрок. Они и их потомки оставались непокорными и распутными, как это видно из характера ханаанской религии и культа.

Из библейского описания следует, что у этих народов было достаточно возможностей узнать об истинном Боге. Авраам жил среди хананеев целый век, а Исаак, его сын, — всю свою долгую жизнь (180 лет). Предком едомлян был Исав, однако они не обратились к истинному Богу, но первыми повернули оружие против израильтян, бросив дерзкий, открытый вызов Богу и проявив полное пренебрежение к Его странствующему, нуждающемуся народу. Хананеи стали свидетелями того, что Бог сделал с египтянами и как Он чудесным образом защитил Свой народ и позаботился о нем, но они упорствовали в своем восстании и открытом идолопоклонстве, нападая на народ Божий и обращаясь с ним непочтительно. Божественное правосудие и любовь одинаково требовали того, чтобы они были судимы и вкусили плоды своих дел по воле Божьей.

2. Божественный суд и благодать для народов земли

В пророческих книгах Ветхого Завета содержатся многочисленные высказывания о Божьем суде над народами. Первый большой отрывок подобного рода мы находим в первой части Книги пророка Амоса (1:3–2:16). Государства, о которых идет речь, это Сирия (стихи 3–5), земля Филистимская (стихи 6–8), Тир (стихи 9,10), Едом (стихи 11, 12), Аммон (стихи 13–15), Моав (2:1–3), а также Иуда (стихи 4, 5) и Израиль (стихи 6–16).

Каждое из этих пророчеств начинается с вводной фразы «так говорит Господь»; это свидетельствует о том, что суд исходит от Яхве. В каждом из пророчеств то же самое высказывание «Я» употребляется Богом в фразе «за три преступления… и за четыре не пощажу его». Эта фраза все время подчеркивает тот факт, что Яхве принимает активное участие в судах возмездия за совершенные преступления, которые переполнили меру или чашу беззакония каждого из народов. Бог призывает эти народы к ответу за содеянные злодеяния.

Карательный суд не основан на автоматической или механической взаимосвязи между поступками и их последствиями, при котором Бог пассивен, а последствия наступают автоматически после совершенного поступка. Яхве то и дело изображается активно участвующим в судебном процессе по ходу истории. Существует нравственное Божественное мерило, по которому должны жить народы. У Других малых пророков также записаны пророческие предсказания против разных народов: например, в книгах Иоиля (3:9–17), Софонии (2:14–15), Авдия (стихи 1–6) и Захарии (9:1–6). Вся Книга пророка Ионы рассказывает о суде над ассирийцами и самим Ионой и их помиловании Богом.

В Книге пророка Исаии мы находим ряд пророчеств о суде: против Вавилона (13:1–22), Ассирии (14:24–27), земли Филистимской (стихи 29–32), Моава (15:1–16:14), Сирии (17:1–14), Эфиопии (18:1–7), Египта (19:1–17; 20:3–6), Едома и Аравии (21:11–17) и Тира (23:1–18). В главах 46–51 Книги пророка Иеремии и в главах 25–32 Книги пророка Иезекииля содержатся другие пророчества против языческих народов. Они показывают, что Бог воистину есть судья всех людей и что Его сфера судебной деятельности также обширна и всеобъемлюща, как грех и вина народов земли (ср. с Иер. 51:2–23, 25, 26).

Выражение «день Господа» употребляется в значении судного дня для разных иноземных народов (Ис. 13:9; Иер. 46:10) и для Израиля (Ам. 5:18–20).

В Книге пророка Даниила также говорится о суде над народами до наступления суда последнего времени. Хотя главное внимание в книге уделяется апокалиптической эсхатологии, существует непрерывная историческая связь между эпохой Вавилонского царства (2:28), историческими периодами Мидо–Персии (8:20), Греции (стих 21) и Рима с «небольшим рогом» (стихи 9, 23–25) и «временем конца» (стихи 17, 19; 11:40; 12:1). Каждая из четырех мировых империй подвергается суду и приходит к концу (7:11, 12). Богу не только заранее известна историческая хронология возникновения и распада царств и государств, а также их деятельность — Он еще и активно воздействует на исторический процесс: «Он… низлагает царей и поставляет царей» (2:21). Он есть великий судья народов и всемирной истории.

3. Божественный суд и благодать для древнего Израиля

Божественное вмешательство утвердило Израиль как нацию и государственное образование. На горе Синай Бог милостиво предложил Свой завет поколению, пережившему тяготы странствования по пустыне (Исх. 19–24). Поколение времен исхода пережило искупление, спасение и освобождение из духовного и физического рабства (Исх. 1–18). Завет, заключенный на Синае, утвердил глубокие отношения с Богом (Исх. 19:1–6).

Бог включил в завет с ними Свой универсальный нравственный закон как способ жить успешной жизнью. Этот закон регулировал их любящие взаимоотношения с Богом (первые четыре заповеди Декалога) и их взаимоотношения с ближними (оставшиеся шесть заповедей). Таким образом, Декалог устанавливает всеобъемлющие нормы, призванные руководить всеми взаимоотношениями между Богом и людьми (по вертикали), а также между отдельными людьми (по горизонтали).

Обрядовый закон, данный древнему Израилю, предоставлял возможность людям, впавшим в грех, получить прощение; предусматривал искупление греха замещающей жертвой, а также полное восстановление (592) взаимоотношений завета между грешником и Богом. Обрядовый закон был призван решать проблему грехов Израиля до того момента, когда они будут искуплены одной истинной жертвой будущего Мессии. Закон о питании (Лев. 11:2–23,41–45; Втор. 14:3–21) восходит к самым древним временам (Быт. 9:2–4) и продолжает функционировать после рассеяния Израиля (Деян. 15; ср. с 8 из списка литературы; см. Святилище I. Б, В).

Все эти законы, различающиеся по происхождению, предназначению и исполнению, были неотъемлемой частью Божьего плана для древнего Израиля. «Таким образом, в Израиле весь закон замкнут на Яхве как Господе и Судье. В этом отличие ветхозаветных взаимоотношений с Богом. Теологическое употребление юридических терминов возможно, лишь когда вера в богов природных сил и стихий побеждается верой в личностного Бога, Который на протяжении всей истории устанавливает отношения с поклоняющимися Ему людьми» (Богословский словарь Нового Заветау 3:925). Взаимоотношения завета, включающие в себя как универсальные, так и временные законы и постановления, давали Богу основание судить Израиль, когда этот народ нарушал условия завета.

Суд над Израилем связан с заветом благословений и проклятий. По окончании долгого пересказа законов, постановлений, предписаний и обрядов завета (Втор. 5–26) появляются благословения и проклятия завета (Втор. 27; 28). Во Второзаконии 30 Моисей наставляет Израиль предпочесть «жизнь и добро» (стих 15), а также «благословение» (стих 19) «злу», «смерти» (стих 15) и «проклятию» (стих 19) и оставаться верными Божьему завету. В Книге Левит благословения (Лев. 26:3–13) и проклятия (стихи 14–39) завета также противопоставляются. История Израиля — это исполнение описанных благословений и проклятий.

Как это ни трагично, Израиль время от времени восставал против благодетельного Бога завета и Его законов. Чтобы вернуть Израиль к верным отношениям завета, Бог посылал Своих пророков с призывами к покаянию и предупреждениями о зловещих последствиях их поступков. Яхве то и дело выдвигал против них «судебный иск» (евр.рмв; Ос. 4:1–3; Мих. 6:1–8).

«Судебный иск» или «суд» Яхве против Его народа подробно изложен в Мих. 6:1–8. Сначала Бог призывает Израиль выслушать Его (стих 1), ибо у Яхве «суд» (рив) со Своим народом (стих 2). Он призывает в свидетели горы, холмы и основания земли (стихи 1, 2). Направляя Свои вопросы обвиняемым, Он предлагает им защищаться (стих 3). Он рассказывает о том, как нежно заботился об Израиле, и доказывает правоту и обоснованность Своих притязаний на их послушание (стихи 4, 5). В ответ Израиль спрашивает, какую жертву нужно принести, чтобы преодолеть отчуждение и охлаждение отношений с Яхве (стихи 6, 7). В ответ ему говорится, что Господь ожидает не пустых и формальных жертвоприношений животных, но жизнь веры и покорности: «О, человек! сказано тебе, что — добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо [мишпат], любить дела милосердия [хесед] и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» (стих 8).

Израиль должен жить в соответствии с благодетельными обязанностями, нормами и законами завета. Господь действительно требует жертвы, но формальные жертвоприношения животных будут иметь какой–то смысл для Него лишь в том случае, если израильтяне искренне обратятся и посвятят Ему свою жизнь и внутреннее естество.

Выражение «день Господень» впервые встречается в Ам. 5:18–20. Эта фраза используется 16 раз в шести разных пророческих книгах. Но если принять во внимание такие изречения, как «у Господа [Яхве] есть день», «день гнева Господня», «день тот», «день сей» и «день, когда», то они встречаются в пророческих книгах Ветхого Завета более двухсот раз. В Ветхом Завете есть достаточно доказательств того, что выражение «день Господа» часто обозначает день суда над Его народом Израилем.

Согласно общему представлению израильтян времен пророка Амоса, «день Господень» будет днем оправдания для Израиля, потому что Яхве придет к ним на выручку, когда им будут угрожать враги. Однако Амос провозгласил: «Горе желающим дня Господня! для чего вам этот день Господень? он — тьма, а не свет, то же, как если бы кто убежал от льва, и попался бы ему навстречу медведь, или если бы пришел домой и оперся рукою о стену, и змея ужалила бы его. Разве день Господень не мрак, а свет? он — тьма, и нет в нем сияния» (Ам. 5:18–20). Подобное ниспровержение популярных верований и убеждений должно было встряхнуть Израиль, лишить его ложного чувства безопасности и побудить серьезно пересмотреть свое поведение и смириться перед Богом. Цель этого пророчества — объявить о том, что их постигнет, и тем самым обратить их к Господу, пока еще не поздно. Если они будут упорствовать в своем нечестии, Бог будет судить Свой народ и пошлет ему заслуженное наказание, потому что они нарушили завет с Ним.

Цель Божественного суда заключалась в том, чтобы представить Израилю реальность пути смерти, который они избрали для себя, когда отступили от Его благого завета. Если они будут упорно идти этим путем, то должны понимать, что это будет означать потерю жизни и Бога, давшего им жизнь, а также приближение к разрушению и гибели, которую на них наведет их же Бог. Суд очистит Израиль и вернет его к Богу. Он используется Богом в качестве очищающего огня, который удаляет все шлаки и примеси (Ис. 1:22–25). Суд будет означать справедливое и заслуженное возмездие за их злодеяния. Их грехи, преступления и зло взывают о правосудии; неправда должна быть исправлена.

Израиль продолжал идти путем восстания и предстал перед судом. После многочисленных предупреждений и призывов вернуться к Богу племена Северного царства отправились в ассирийский плен в 722 году до н. э. Южное царство Иуды пришло к своему трагическому концу, которого можно было избежать, в 586 году до н. э. — опять же после отвержения многочисленных пророческих предупреждений и советов.

В знаменитой молитве Даниила (Дан. 9:4–19) говорится о Боге, хранящем Свой «завет и милость любящим Тебя и соблюдающим повеления Твои» (стих 4), и (593) об «отступлении» от Бога, которое совершил Израиль (стих 7). В ней также признается, что они не исполняли учений «рабов [его], пророков» (стих 10). Даниил говорит о проклятиях завета, «которые написаны в законе Моисея, раба Божия» (стих 11), и уповает на «великое милосердие» Бога (стих 18), исповедуя Ему все грехи и умоляя о прощении (стихи 9, 19). Бог являет Израилю Свое Божественное сострадание, милосердие и благодать, позволяя им вернуться и заново отстроить Храм и Иерусалим (Ездр. 1:2–4; 6:6–12; 7:11–26; Неем. 1, 2). Бог также дарует Израилю «семьдесят седмин» или 490 лет (III. Б. La) особого времени испытания и благодати, по окончании которого пришедший Мессия умрет и навсегда положит конец «жертве и приношению» (Дан. 9:24–27). Во всех этих происшествиях Бог продемонстрировал, что управляет ходом истории. Он руководил Своим народом всякий раз, когда они охотно внимали Ему. Таинственным образом Он держит под контролем все то, что происходит в нашем мире. Современное популярное представление о добром, любящем и сентиментальном Боге, Который сквозь пальцы смотрит на зло и любит людей независимо от того, что они делают, не согласуется с тем, что говорится о Нем в Священном Писании.

В. Божественное судейство

Последовательное свидетельство Священного Писания состоит в том, что Божественный Судья требует у людей, а также у сатаны и его ангелов отчет за их дела. Эта часть нашего исследования касается основных мест Библии, в которых говорится о судейской деятельности Бога или Христа.

Авраам поднимает вопрос: «Судия [шофет] всей земли поступит ли неправосудно [мишпат]?» (Быт. 18:25). Это громкое заявление о том, что Бог есть «Судия всей земли», связано с авторитетным утверждением, что Он будет судить по правде и справедливости.

Откровение Бога о Себе Самом, дарованное Моисею, гласило, что Господь Бог «человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину, и преступление, и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей, до третьего и четвертого рода» (Исх. 34:6, 7). В этом самооткровении Бог соотносит благодать и суд, любовь и наказание. Он также утверждает, что благой и милосердный Бог есть праведный Судья, Который не оставляет виновных без наказания. Эти слова Бога приводятся во многих местах Писания (Чис. 14:18; Втор. 5:10; Пс. 85:15; Иоил. 2:13; Иона 4:2; Наум 1:3).

Вторая заповедь ясно говорит о том, что Бог наказывает «детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня» (Исх. 20:5). Бог есть Судья, и судит Он с любовью и состраданием; лишь «ненавидящие» Его (Пс. 68:5), не желающие жить в согласии с Его волей испытают этот карающий Божий суд.

Псалмопевцы много говорят о Божественном судействе. «Но Господь пребывает вовек; Он приготовил для суда престол Свой, и Он будет судить вселенную по правде, совершит суд над народами по правоте» (Пс. 9:8, 9). Он судит землю «по правде» [мишпат] и «по правоте» [цедек], потому что Он есть «судия праведный» (Пс. 7:12); основание престола Его — «правосудие и правота» (Пс. 88:15; ср. с 96:2). На самом деле «небеса провозгласят правду Его, ибо судия сей есть Бог» (Пс. 49:6). Господь «идет судить землю. Он будет судить вселенную по правде, и народы — по истине Своей» (Пс. 95:13). Псалмопевец молится: «Восстань, Боже, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы» (Пс. 81:8).

Пророк Исаия заявляет: «Ибо Господь — судия наш, Господь — законодатель наш, Господь — царь наш; Он спасет нас» (Ис. 33:22). Цепочка Судья — Законодатель — Царь — Спаситель ошеломляет своей полнотой и утонченной краткостью. Небесный Судья может видеть то, чего не видят люди, потому что Он смотрит на сердце. Бог понимает все мотивы и побуждения, движущие человеком в его поступках. Он может увидеть и понять все сокровенные движения души человеческой, все социальные аспекты, мотивационные рычаги и наследственные склонности, которые суть неотъемлемая часть человеческой природы. Псалмопевец утверждает: «Он знает тайны сердца» (Пс. 43:22). Господь говорит Самуилу: «Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце» (1 Цар. 16:7). Бог оправдывает униженных, оскорбленных и гонимых, сирот и угнетаемых (Пс. 9:35; 34:24). Давид, пощадив жизнь царя Саула, говорит ему: «Да рассудит Господь между мною и тобою, и да отмстит тебе Господь за меня; но рука моя не будет на тебе» (1 Цар. 24:13). Затем он добавил: «Господь да будет судьею и рассудит между мною и тобою. Он рассмотрит, разберет дело мое и спасет меня от руки твоей» (стих 16).

Мессианская «Отрасль праведная» (Иер. 23:5) будет названа «Господь — оправдание наше» (стих 6). Мессия несет спасение и праведность Своему народу. И спасение, и суд основаны на праведности Божьей. Божественная праведность — «как сильный поток» (Ам. 5:24).

Божественное правосудие или справедливость — это еще один важный аспект Божьей природы, который проявляется в Его суде. Еврейский термин мишпат в Пс. 88:15 и 96:2 следует понимать как справедливость, проистекающую из Божественного суда. В данном случае «правосудие» или «справедливость» имеет позитивный оттенок. Божественный суд над невиновными открывает их правоту и приносит им оправдание. Верные ожидают справедливости от Бога и радуются ей (Пс. 47:12; 96:8). Праведные охотно ждут Божественных судов/справедливости (Ис. 26:8) при последнем суде.

В Новом Завете продолжается тема Божественного судейства, уже раскрытая в Ветхом Завете. Бог есть «Судия всех» (Евр. 12:23). Апостол Павел говорит о «праведном суде» (Рим. 2:5), который откроется в день гнева (ср. со стихом 3), и утверждает, что Бог будет судить мир (Рим. 3:6).

Как уже ранее отмечалось, Бог Отец отдал суд Своему Сыну. «Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну» (Ин. 5:22). Далее Иисус Христос заявил, что Отец «дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын (594) Человеческий» (стих 27). Петр и Павел учат одному и тому же. Петр утверждает, что Иисус Христос «есть определенный от Бога Судия живых и мертвых» (Деян. 10:42). Павел утверждает, что Бог «назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых» (Деян. 17:31). Павел далее заявляет, что, хотя Бог есть Судья, Он «будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа» (Рим. 2:16). Поскольку Отец судит посредством Сына, «праведный суд от Бога» (стих 5) и «судилище Христово» (2 Кор. 5:10) суть одно и то же.

В 20 местах Ветхого Завета сказано, что суд исходит либо из небесного храма, либо из земного святилища. В более чем двух третях этих текстов речь идет о Божественном суде над двумя группами народа Божьего по исповеданию: верными и неверными; в оставшихся местах говорится о суде над народами (33, с. 1–29). Во всех этих текстах говорится, что Бог или Христос судят из святилища/храма.

Г. Божественный суд по делам

Идея суда по делам пронизывает все учение Ветхого Завета и подхватывается Иисусом (Мф. 7:17,18; 25:31–46; Ин. 15:1–11) и Павлом (Рим. 2:13; 1 Кор. 3:8,13–15). Тот же принцип озвучен и в Апокалипсисе (Откр. 20:12; 22:12).

В своей жизни верующий человек приносит плод веры через «дело веры и труд любви» (1 Фес. 1:3). «Дело веры» оправданного верующего — это плод оправдания и выражение жизни, ведомой Святым Духом в освящении. Дела людские не вносят никакого вклада в спасение верующего. Они есть плод спасения, но не средство обретения спасения.

Некоторые усматривают очевидное противоречие между утверждением, что оправдание совершается по вере независимо от дел, и не менее сильным утверждением о том, что Бог будет судить людей по делам их. Некоторые тексты, если читать их без контекста, могут вызвать недоумение. В Лев. 18:5 говорится: «Соблюдайте постановления Мои и законы Мои, которые исполняя, человек будет жив. Я — Господь». Смысл этого текста раскрывается в Лк. 10:27, 28; Рим. 10:5 и Гал. 3:12.

Из контекста Книги Левит следует, что данное заявление сделано в более широком контексте завета, который Бог дал древнему Израилю. Израильтяне приняли жизнь, которую Бог даровал им, освободив из египетского рабства, и пообещали жить по нормам того завета, который Бог детально изложил. Нет никаких указаний на то, что Израиль вообще мог быть спасен на основании своих дел. Если бы израильтяне остались в рамках завета и его милостивых предписаний, то они показывали бы своими делами, что живут верой в Бога, всецело уповая на Него. Силой благодати Божьей они смогли бы поступать по правде и жить.

В Лев. 18:5 нет и намека на то, что спасение нужно зарабатывать. Спасение уже принадлежало Израилю; теперь же Бог объяснял им, как они могут пребывать в этом состоянии спасения. Они не лишатся его, если продемонстрируют своими добрыми делами, что это состояние спасения не прервано навсегда мятежным духом и поступками. Они могут жить благодатью и непрерывно укрепляться силой Божьей.

От Израиля ожидалось соблюдение Закона Божьего в качестве отклика любви на милостивое искупление, совершенное Богом (стих 30; 19:3, 4, 10, 25, 31; 23:22; 24:22; 25:17; 26:1). Для искупленного Израиля закон был способом жизни, но не средством обретения жизни и искупления. Закон нужно было соблюдать, но не для того, чтобы хорошо жить здесь и сейчас или заслужить вечную жизнь в будущем. Он соблюдался спасенными верующими потому, что становился для них образом жизни.

Кроме того, союз «если» в Лев. 18:5 (этот союз отсутствует в Синодальном переводе Библии) носит условный характер. Условие заключалось не в том, «чтобы» гарантировать себе жизнь здесь, на земле, или вечную жизнь в будущем путем соблюдения заповедей, но в том, чтобы получать все блага завета и новой жизни, искупленной из египетского рабства. Цель состояла не в том, чтобы утвердиться в новой жизни, дарованной Богом, но в том, чтобы полнее ощущать начавшуюся жизнь в вере по благодати и жить ею постоянно (Втор. 5:33). Соблюдение закона было условием сохранения благословений завета и пребывания в них. Если верующий отступит от этого образа жизни и встанет на путь восстания, Господь не дарует ему полноты благословений завета.

Из контекста Лев. 18 вытекает, что данное наставление касается жизни уже освященных людей, а не процесса оправдания или обретения спасения. Израильтянин, пребывающий в завете, должен был сторониться мерзких обычаев и идолопоклонства живущих по соседству язычников (стихи 3, 30). Это наставление призывало израильтян не к спасению по делам, а к действенному спасению, которое проявляется в делах и в полном согласии со святым Богом, Который сделал их святым народом, отделив от мира. Здесь речь идет об освященной жизни и ее проявлениях.

Наконец, более точный перевод фразы «которые исполняя, человек будет жив» звучит следующим образом: «он будет жить ими» (Лев. 18:5). В Рим. 10:5 и Гал. 3:12 употреблен греческий предлог творительного падежа эну который обычно переводится как «ими» или «посредством них». Однако греческий предлог эн в данном случае скорее всего употреблен в значении местного падежа, а это значит, что фразу лучше перевести «в их сфере». Если в самом деле имеется в виду местный падеж, то соблюдение закона — это не средство спасения, но сфера, горизонт или контекст спасения, в котором протекает жизнь верующего человека. Следовательно, мнимых противоречий между оправданием по вере и судом по делам в действительности не существует. «Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец [телос] — жизнь вечная» (Рим. 6:22). Человек движется от оправдания по вере в момент обращения к жизни веры, которая проходит в сфере или контексте освящения в смысле послушания по «вере, действующей любовью». Конечным результатом такой жизни (греч. телос) будет «жизнь вечная», которая начнется с возвращением Христа. Этот (595) последовательный опыт начинается в прошлом (оправдание благодатью через веру), проходит через настоящее (освящение по вере, проявляющееся в добрых делах) и достигает кульминации в будущем (полнота вечной жизни; см. Спасение III.Б.З).

Д. Суд как воздаяние и естественные последствия человеческих поступков

Некоторые считают, что Бог лично не совершает карающий суд или суд возмездия. Эта точка зрения основана на своеобразном понимании Бога, при котором лишь часть библейской картины воспринимается буквально, в то время как другие библейские тексты считаются устаревшими и/или примитивными и принадлежащими к другой эпохе и/или культуре, которая никак не связана с нашей современной культурой. Они утверждают, что суд и наказание не определены Божественными нормами или законами. Вместо этого «речь идет о естественных последствиях человеческих поступков» (18, с. 68). Таким образом, суд и наказание естественным образом исходят из самого греха или преступления. При таком понимании наказание — это естественное следствие зла, не вызываемое Богом преднамеренно. Суд и наказание — это естественный результат или «встроенные последствия того или иного поступка» (там же, с. 82). Они не являются следствием Божественной реакции на ранее установленные нормы и законы. В этом смысле судьба или участь человека предопределяется его поступками без какого бы то ни было участия со стороны Бога, прямого или косвенного.

Библия то и дело говорит о том, что грех есть нарушение Божественных норм и законов. Божественный суд над грехом и грешниками не будет оторван от этих законов. Следовательно, существует Божественное воздаяние, и оно не является естественным возмездием, вытекающим из поступков человека, определяющих его или ее участь. Мы уже ранее отмечали, что Божественный суд и наказание всегда соразмерны совершенному греху или злу. Наказание — это следствие надлежащего Божественного суда.

Воздаяние означает соответствующую и справедливую награду или наказание, отмеряемое отдельным личностям, обществам, народам или государствам и в конечном итоге всему миру. Божественное воздаяние — это надлежащая плата за совершенные поступки. Божественное воздаяние означает Божественную награду или наказание в соответствии с хорошими или плохими деяниями. Эта мысль последовательно проводится во всех библейских текстах о суде — от Бытия до Откровения.

Бог не оставил людей и не предоставил их самим себе, как утверждает деизм, рисующий Бога, Который больше не участвует в исторических процессах. В Священном Писании мы не находим теологии отсутствующего Бога (deus absconditus). Сам Бог принимал активное и непосредственное участие в наведении потопа на мир (Быт. 6–9) и в уничтожении городов Содома и Гоморры (Быт. 19:24,25). Сам Бог временами вмешивается в ход истории и даже изменяет законы природы, чтобы ниспослать людям заслуженное ими наказание. В то же самое время Он деятельно совершает спасение тех, кто решает быть верным Ему. Верный Остаток время от времени переживает спасение от верной смерти по причине решительного спасительного вмешательства Бога (см. 12 из списка литературы). Верный Остаток последнего времени увидит сошествие Христа на облаках небесных и вознесется к Нему навстречу вместе с теми, кто воскреснет в первое воскресение, чтобы быть с Ним во всю нескончаемую вечность.

Последовательная библейская картина суда в потоке истории противоречит теологии невоздаяния, которая утверждает, будто Бог просто оставляет людей, удаляясь от их дел и позволяя им самим губить себя своими поступками. Библейское учение также несовместимо с любым мировоззрением, утверждающим, будто люди своими делами сами навлекают на себя наказание без всякого участия Бога. Последовательная библейская картина также поддерживается фактами о последнем суде, которому мы уделим внимание в следующем разделе.