I. Второе пришествие в Писании

Тема Второго пришествия Христа звучит как в Ветхом, так и в Новом Заветах.

А. Терминология Ветхого Завета

Авторы Ветхого Завета верили, что подобно тому как Бог избавил Свой народ из египетского рабства, так Он освободит его от рабства этого мира в «день Господа» (Ис. 13:6, 9; Иез. 13:5).

1. День Яхве

Центральная тема ветхозаветной эсхатологии (эсхатон — учение о «конце») — это пришествие Яхве (2, с. 31–45). Пророки часто говорили о «том дне» (Зах. 14:9), о «тех днях» (Иоил. 2:29) или, подобно Даниилу, о времени спасения (Дан. 12:1). «День Яхве» ожидается как решающее историческое событие, когда произойдут изменения на социально–политическом и космическом уровне. Пришествие Яхве станет началом нового творения. Поскольку Яхве является Творцом, Он есть и господин истории, ведущий ее к логическому концу (Ам. 4:13; ср. с Опер. 14:6,7).

Катастрофы, следующие одна за другой, и плачевное нравственное состояние Израиля и окрестных народов требуют вмешательства Бога. Но конец не будет следствием политического, социального или нравственного упадка и зла. Он произойдет по причине Богоявления. Трагедия заключается в полном безразличии народов, которые продолжают ходить своими путями, не принимая во внимание это пришествие. Пророки призывают Израиль и окружающие его народы «взыскать Господа» (Соф. 2:1–3), ибо без подготовки они не смогут устоять перед святостью Яхве. Амос обобщает этот пророческий клич следующим образом: «Приготовься к сретению Бога твоего, Израиль» (Ам. 4:12).

а. Историческое событие. Пришествие Яхве нельзя отделить от истории. Это прямое вмешательство Бога в ход истории, а не пришествие в пакибытии, по окончании обычного времени. Текущие исторические события имеют смысл, поскольку объявляют о великой теофании (явлении Бога). Это можно сравнить с воцарением монарха, победившего своих врагов.

Это пришествие уже явно и ощутимо, когда Бог приближается к Своим детям, поклоняющимся Ему (Исх. 20:24), когда Он входит в Свой святой храм, и поклоняющиеся Ему празднуют Его присутствие (Пс. 23:7–10).

Бог также приходит в исторических событиях, чтобы избавить или наказать Свой народ. Это пришествие одновременно является радостным (Ис. 35:4) и страшным (Ам. 5:18–20) событием.

Бог может также прийти через Своего помазанного Примирителя (Быт. 49:10), «Князя мира» (Ис. 9:6), Который принесет Дух во всей полноте (11:2) и будет царствовать в величии и силе Яхве (Мих. 5:1–3).

Наконец, Бог приходит, чтобы исполнить обетование об эсхатоне. Все Его другие явления гарантируют пришествие в конце времени. Он придет «в конце дней» (беахарит хайямим), чтобы явить Свою царственную силу и обновить все в этом мире ради счастья тех, которые ожидали Его во спасение (Ис. 2:1–4; Ос. 3:5; Мих. 4:1–4).

б. Кульминационное событие. Последнее пришествие Яхве объявляется кульминационным событием, которое решит участь каждого. Пророки представляют его «днем тьмы и мрака» (Иоил. 2:2; Ам. 5:18; Соф. 1:15), днем гнева и ярости (Соф. 1:18; 2:2), «днем скорби и тесноты» (1:15), «днем мщения» (Ис. 34:8; Иер. 46:10), воздаяния (Ос. 9:7) и наказания (Ис. 10:3).

Катастрофы, переживаемые Израилем и другими народами, обобщаются в трилогии Иеремии как меч, голод и язва (Иер. 14:12), промежуточные признаки последнего суда. Пророки предвкушали последний день Яхве, который будет пылающим, как печь (Мал. 4:1–3). Последний день — это не местное событие, которого можно избежать, вся земля станет свидетелем пришествия Яхве (Ис. 2:12–19; Соф. 3:8; Мал. 4:1). Каждому придется предстать на суд Божий (Ам. 5:18–20).

в. День суда. Пророки подчеркивают этическое содержание пришествия Яхве. Господь Всемогущий идет судить Свой народ и другие нации. Он придет, чтобы осудить пренебрежение Его законом и восстановить справедливость. Прелюбодеяние, изнасилование, угнетение, ложь и насилие заслуживают наказания (Ам. 2:7; Мал. 3:5). Даже совершая религиозное служение, люди проявляют гордыню и высокомерие (Мал. 1:6–14; 3:7–9). Бог воздаст всем по делам их (Ис. 59:18), и все, поступающие нечестиво, будут как солома (см. Мал. 4:1).

Яхве не только святой Бог, наказывающий грех, Он также и милостивый Бог, Который прощает и спасает (Исх. 20:5, 6; Ис. 6:6, 7). Покаявшиеся грешники, вошедшие в Его завет (Иер. 31:31–34), получат спасение (Ис. 59:20; Иер. 26:13; Иез. 18:31–32). Остаток будет спасен.

2. Выбор Остатка

Идея Остатка подразумевает страшные события, в результате которых будет уничтожено все, кроме небольшого Остатка. Амос описывает этот Остаток как «две голени» и «часть уха», выдернутые из львиной пасти (3:12), «головню», выхваченную из огня (4:11). Исаия видел только две или три ягоды на оливковом дереве после обивания маслин (17:5,6). Герхард Хазел доказал, что эта тема тесно связана с описанием потопа (17, с. 374, 375). Мы снова находим Остаток в эсхатологической речи Иисуса (Мф. 24:37–41), где Он проводит параллель между Потопом и концом мира.

Из этого малого Остатка, или «пня», оставшегося после срубленного дерева (Ис. 6:13), возникнет новое человечество. Дав своему сыну имя Шеарясув, Исаия хотел сказать, что только Остаток будет спасен — люди, которые останутся верны завету Яхве (7:3; 10:21).

Пророки подчеркивают, что Остаток лишь отчасти будет образован из Израиля (Ам. 9:12). В него также войдут представители других народов (Ис. 56:6, 7). Избрание Остатка объясняется не столько его праведностью, сколько верностью Бога. Божья благодать создает новое (641) общество посредством завета. Это не есть следствие длительного исторического процесса созревания, но результат прямого вмешательства Бога в историю (27 с. 396; см. Остаток/Три ангела I—IV).

3. Установление Царства

Эсхатологическая надежда Израиля была сосредоточена на восстановлении царства, которое никогда не разрушится и будет стоять вечно (Дан. 2:44). Это обетованное Царство Мессии из рода Давида (2 Цар. 7:12–16). Оно изображается двумя разными способами. С одной стороны, царство это весьма скромно; его возглавляют харизматические цари, сходство между которыми усиливается их почти неожиданным рождением. Затем они верой одерживают великую победу. Исаак, Иаков, Иосиф, Самсон и Самуил вкусили плоды веры, одержав победу над своими слабостями через веру. Гедеон, Иеффай, Саул и даже Давид (Мих. 5:1,2) родились в безвестности, в маловлиятельных семьях, и жили достаточно скромно. Эти святые мужи пришли к власти не по причине своей личной доблести, но потому, что на них почил Дух Божий (Зах. 4:6). Это участь отрасли, пробившейся из сухого пня, как говорится в Ис. 11:1, 2 и 53:2.

Выходя за пределы предсказанных царств, мы приходим к царствованию Сына Человеческого. Это царство по своей природе значительно превосходит все земные царства. Оно подразумевается в Дан. 2:44, 45, но четкое определение ему дается в Дан. 7:13. Грядущий с облаками небесными представляет собой Божественную Личность (ср. с Иез. 1:4; 10:3, 4). Иудейский национализм затмевается превосходящим его вселенским и трансцендентным царством, которое грядет свыше вместе с Тем, Кто восседает на облаках небесных.

4. Возвращение в рай

После вавилонского плена, кульминации отчуждения, происходит великое возвращение как Бога, так и Его народа. Оно изображается почти как рай на земле, когда общение с Богом будет совершенным.

Исаия и Иезекииль ясно говорят о воссоздании условий Едема (Ис. 51:3; Иез. 36:35). Дождь будет ниспослан вовремя (Иез. 34:26; Иоил. 2:23), и поля произведут обильный урожай (Ис. 30:23; Иез. 34:27; Иоил. 3:18; Ам. 9:13; Зах. 8:12). Люди будут жить на земле необычайно долго (Ис. 65:20), мирно сосуществуя с животными (Ис. 11:6–8; 2:4; Мих. 4:3,4). Сам Бог, подобно доброму пастырю, будет заботиться о Своем стаде (Ис. 40:11) и царствовать над Сионом (Ис. 52:7). Зло исчезнет. Ведомые новым духом, дети Божьи будут добросовестно исполнять Божественные наставления (Иез. 36:25–27). Снова возродится первая любовь (Ос. 2:16–20).

5. Апокалиптика

Этот новый век не вырастает из старого, ибо суть новое творение. Нынешний век находится под контролем злых сил, поэтому спасение должно прийти извне.

Так, пророк Даниил описывает историю с позиций Бога (Дан. 2). Истолковывая сон Навуходоносора о металлическом истукане, он объявляет последовательность мировых империй и катастрофический конец этого мира. Начиная с неовавилонской империи (605–539 гг. до н. э.), он далее предвидит возникновение сменяющих друг друга мидо–персидской (539–331 гг. до н. э.), греческой (331–168 гг. до н. э.) и римской (168 г. до н. э. — 476 г. н. э.) империй. На смену Риму не придет пятая империя, но занимаемая им территория будет поделена между различными государствами. Наконец, по окончании периода разделенных наций Бог установит Свое Царство, которое символизируется камнем. Оно сотрет в прах все прежние царства, а само будет стоять вечно (Дан. 2:36–45). Иисус Христос отождествлял этот камень с Собой (Лк. 20:17,18).

Пророку, желавшему узнать духовное значение этого откровения, было сказано, что зло умножится. В родственных видениях, изложенных в седьмой и восьмой главах Книги Даниила, те же самые мировые империи изображены в символе страшных зверей, которые пожирают, сокрушают и говорят высокомерно (Дан. 7:4–8). Самый последний рог, выросший на четвертом звере, распространяет свое влияние на религиозный мир, угнетая святых и замышляя отменить у них праздничные времена и закон (стихи 23–25). Он повергает истину на землю (Дан. 8:9–12). Здесь Даниил предсказывает, как папство, духовный Рим, захватит политическую власть и будет действовать на протяжении многих веков.

Подобное угнетение требует суда (Дан. 7), который будет вынесен высокомерному рогу. Так будет утверждена вселенская власть Сына Человеческого.

В Книге Даниила приведена точка отсчета судного времени: по окончании 2300 дней. Согласно принципу «день за год», это случится после 2300 лет (35, с. 56–88; 33, с. 462–474). Это время кажется очень далеким, но это согласуется с видениями второй и седьмой глав, в которых говорится, что Бог вмешается в ход событий после нечестивой деятельности последней власти. Внимательное изучение тесной связи этого пророчества с 70 седминами, упомянутыми в Дан. 9, приводит нас к 1844 году как началу суда перед Вторым пришествием Христа (см. 16, с. 378–461; см. Суд III.Б. 1.а; Святилище III.В.2.а; Остаток/ Три ангела V.B).

Именно этот суд перед Вторым пришествием подразумевает и Христос в Своих заявлениях о конце мира. Когда наступит конец, овцы и козлы уже будут известны (Мф. 25:32,33), равно как плевелы и пшеница (13:30). Как в Ветхом, так и в Новом Завете окончательное решение никогда не принималось без тщательного расследования (Иов 10:6; ср. с Быт. 6:5, 12; Втор. 17:4; 19:18).

Таковы были тенденции ветхозаветной мысли по части эсхатологических ожиданий в кратком обобщении. Они формируют основу для блаженного упования в Новом Завете.

Б. Терминология Нового Завета

В Новом Завете сохранены разные формы ветхозаветных высказываний о «дне Господнем», конкретно указывающих на Второе пришествие Христа. Иисус указывает на Свое возвращение, употребляя такие термины, как «в (642) тот день» (Мф. 7:22) и «те дни» (24:19). Это будет «последний день» (Ин. 6:39) и «день суда» (Мф. 10:15). Апостол Павел признает, что это будет «день гнева» (Рим. 2:5) и «день Господа нашего Иисуса Христа» (1 Кор. 1:8). Апостол Петр называет его «днем Божиим» (2 Петр. 3:12).

Словарь Нового Завета по этой теме более разнообразен, чем ветхозаветная лексика. Говоря о последнем дне истории, когда явится Христос, Новый Завет использует греческие слова парусин, эпифания и апокалипсис. Эти слова подчеркивают трансцендентный характер Второго пришествия Мессии (см. 13, с. 46–64).

1. Парусия

В эллинском мире слово парусия употреблялось в двух значениях. Оно означало как присутствие, так и прибытие, восполняющее отсутствие. Это слово также употреблялось в значении богоявления. Христиане переняли этот термин и наполнили его новым содержанием.

Новый Завет по–разному характеризует пришествие Христа. Павел использует выражение «день Господень» как синоним слова парусия (1 Фес. 4:15; 5:2). Петр употребляет оба этих термина, когда говорит о «парусин (пришествии) дня Божия» (2 Петр. 3:12). Таким образом, парусия становится эсхатологическим термином, связанным с «днем Яхве» в Ветхом Завете.

Парусия также указывает на царский характер этого события. Эмоциональное употребление титула Куриос (Господь) в связи с парусией, также относится к правилам императорского этикета (1 Фес. 4:16,17). В этой связи мы находим ссылки на корону, радость (2:19) и собрание верных Богу людей, которые выходят навстречу царственной процессии (4:17). Царственное значение этого слова продолжает развиваться в Новом Завете: парусия уничтожит все начальства и враждебные власти, включая лукавого и саму смерть. После истребления всех врагов все покорится Христу (1 Кор. 15:24–26). В Новом Завете парусия — это славное и царственное явление Христа.

2. Эпифания

Глагол эпифайно (показывать, являть) и производное от него существительное эпифанейя (явление, откровение) довольно часто встречаются в Новом Завете. У этих слов множество значений, которые помогают нам понять, как первые христиане относились ко Второму пришествию Христа. Два из четырех случаев употребления глагола указывают на свет, сияющий во тьме (Лк. 1:79; Деян. 27:20). Два других подчеркивают видимый характер Божьей благодати и любви в лице Иисуса Христа во время Его Первого пришествия (Тит. 2:11; 3:4).

Данное существительное употребляется в пасторских посланиях для описания явления Христа до Пятидесятницы (2 Тим. 1:10) и во время Его Второго пришествия в конце времени (1 Тим. 6:14). Таким образом, эти слова говорят о воплощении Христа, о Его явлении при воскресении из умерших и о Его Втором пришествии.

Контекст, в котором слово эпифанейя употреблено во 2 Тим. 4:1, 8, подчеркивает эсхатологический характер ожидания неотвратимого события. Как исповедание веры, явление Христа сопряжено с последним судом. Ассоциативная связь между такими понятиями, как элпис (надежда), эпифанейя (явление) и докса (слава) в Тит. 2:13, подчеркивает ожидание видимого события. Если учесть, что к этим свидетельствам добавляется сообщение о появлении беззаконника непосредственно перед Вторым пришествием Христа (2 Фес. 2:8), то слово эпифанейя также указывает на видимый характер явления Христа в конце времени.

3. Апокалипсис

Термин апокалипсис (откровение) используется в Новом Завете для описания того, что ранее было сокрыто. Этим словом описывается тайна спасения, Евангелия (Гал. 1:12) и плана, которому нужно следовать (2:2).

Этот термин также означает «явление». Это значение становится очевидным всякий раз, когда данным словом обозначается славное Второе пришествие Иисуса Христа с небес. Христова слава пока еще сокрыта (Лк. 17:30), и ее можно увидеть лишь взором веры (Еф. 1:17, 19), но однажды она будет явлена миру (Деян. 3:21). Вернется Тот, Которому надлежит прийти. Он сойдет с небес во славе (2 Фес. 1:7; 1 Петр. 4:13). Верующие живут ожиданием этого дня (1 Кор. 1:7; 1 Петр. 1:7).

В. Средоточие упования

Это исследование лексики и основных тем Ветхого и Нового Завета, связанных с концом мира, явно свидетельствует, что надежда на пришествие Бога в Ветхом Завете и возвращение Иисуса Христа в Новом Завете суть кульминация всей библейской эсхатологии.

1. Надежда

Повсюду в Новом Завете присутствует жажда пришествия Иисуса Христа. Она связана с надеждой на праведность (Гал. 5:5), славу (Кол. 1:27), воскресение (Деян. 24:15), спасение (1 Фес. 5:8) и вечную жизнь (Тит. 1:2) и основана на Самом Боге (1 Тим. 4:10). Иисус придет опять (Ин. 14:3, 28). Он объявляет о Своей славе (Мф. 24:30) и обещает не быть неправедным судьей, который пренебрегает теми, кто вопиет к Нему денно и нощно (Лк. 18:6–8). Терпение тех, кто уповает на Него до конца, не будет напрасным (Мф. 10:22).

Однако «блаженное упование и явление славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Тит. 2:13) не следует путать с обычной человеческой надеждой. В обычном значении «надежда» — это устремление, желание добиться чего–то в будущем. Она жаждет чего–то такого, что в настоящее время не имеет.

С другой стороны, библейская надежда имеет безопасный якорь (Евр. 6:19). Она заключается в великих делах Бога в прошлом: Бог избавил Свой народ из египетского рабства; Иисус Христос «пришел к своим» (Ин. 1:11), умер за наши грехи и воскрес для нашего оправдания (Рим. 4:25). Библейская надежда или упование стоит на этой скале; она есть сила Божья, «которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах», превыше всех земных властей (Еф. 1:20, 21). Это живая надежда, основанная на (643) нынешнем владычестве Христа, ставшего Господом и Христом (Деян. 2:36). Он стал «предтечею за нас» в небесном святилище (Евр. 6:19,20).

Христианская надежда основана на чем–то уже свершившемся, о чем свидетельствует Сам Христос (1 Кор. 15:19, 20). Посредством Святого Духа (Рим. 5:5) Бог надежды призывает избранных (Еф. 1:18) и наполняет их сердца надеждой (Кол. 1:27). Без Бога для нее не было бы никаких оснований (Еф. 2:12); с Богом надежда укрепляет веру и мобилизует любовь (Кол. 1:4, 5).

2. Маранафа

Эсхатологическая надежда всегда была дорога сердцу христиан. На это указывает устойчивость древнеарамейской фразы марана фа (1 Кор. 16:22) в церковной традиции. Эта молитва о «пришествии Господнем» сохранилась в оригинальном звучании подобно той молитве, которую Иисус произнес по–арамейски (авва «Отче», Мк. 14:35). В Откр. 22:20 Марана фа переводится на греческий.

Важность этой молитвы в богослужении ранней Церкви показывает, как долго Церковь жила ожиданием Второго пришествия. Это возвращение также предвкушалось в служении Вечери: апостол Павел сказал, что вкушение хлеба и чаши во время причастия суть демонстрация веры в пришествие Господа (1 Кор. 11:26). Таким образом, Второе пришествие нашло свое место в самом сердце литургии ранней Церкви — как в смысле его ожидания, так и в смысле его возвещения.

3. Благодарение

Благодарение также занимало важное место в литургии ранней Церкви — в частности, в служении Вечери. Апостол Павел использовал благодарения в качестве вступления к своим посланиям. Благодарение содержало элементы веры, присущей всем, кто возвещал ее. Когда апостол обращался к церквам, он писал о благодарении, на которое его читатели могли бы сказать «аминь».

Большинство благодарений оканчиваются ссылкой на Второе пришествие (1 Кор. 1:7; Еф. 1:10; Флп. 1:6; 1 Фес. 1:10; 2 Фес. 1:7–10; ср. также с 1 Петр. 1:5). Подобные ссылки показывают, что надежда на Второе пришествие лежала в самом сердце веры и поклонения Богу в апостольской Церкви. Для Церкви «пришествие» Иисуса к Своим через Святого Духа было гарантией получения славного наследия (Еф. 1:13, 14). Пришествие Духа не было заключительным обетованием; Сын Человеческий должен был явиться на облаках небесных.

4. Сын Человеческий

Иисус часто применял по отношению к Себе титул «Сын Человеческий». Этот термин взят из Дан. 7:13, где Сын Человеческий появляется как эсхатологическое существо, наделенное Божественными качествами и властью царственного Мессии (14, с. 174). Это подтверждается упоминанием облака, на котором Он грядет, и данной Ему властью судить (Дан. 7:13,14).

Титул «Сын Человеческий», который принял Иисус, объясняет парусию. С его помощью Он раскрыл Свое происхождение и личность; эта формула выражает конкретный аспект Его земного бытия. Он также ясно указал, как и почему Он вернется. Во–первых, Тот, Кому должно прийти, уже пришел к Своим; воскресшего Христа узнают по Его земным чертам и привычкам (Лк. 24:30, 31,41–43; Ин. 20:20,27). Во–вторых, Он был перенесен во славу на облаке (Деян. 1:9), и вернется Он также на славном облаке (Откр. 1:7). Выполняя Свое предназначение, о котором упомянуто в Дан. 7, Он идет, чтобы судить мир (Мф. 25:31–33). Наконец, ввиду очевидных параллелей между Дан. 2 и 7, Его пришествие должно состояться в конце истории этого мира. Иисус отождествил Себя с камнем, который разобьет символический истукан царств этого мира (Дан. 2:34; Л к. 20:18). Когда Сын Человеческий придет во славе, Царство Божье утвердится окончательно и навеки (Мф. 25:31).

Г. Царство Божье

Объявление о Царстве Божьем заслуживает особого внимания, ибо надежда на царство занимает центральное место в эсхатологии Ветхого Завета. Если Яхве управляет землей и народами (Пс. 28; 46; 73; 88; 92; 95–98), то Его вечное Царство также ожидаемо (Дан. 2:34,44), и оно утвердится в великий день Яхве (Зах. 14:9; Авд. 15,21; Ис. 2:12–21; 24:21–23). Задолго до возникновения монархии Давида Царство Божье воспевалось Божьими людьми (Исх. 15:1–18; Чис. 23:21,22; Втор. 33:5). Согласно учению Иисуса, в Новом Завете этому Царству отводится еще более важная роль.

1. Трансцендентное царство

Авторы Евангелия приводят более 100 ссылок на царство в учении Иисуса (см., например, Мк. 1:15; Л к. 9:60; 22:18). Матфей чаще других евангелистов упоминает Царство Небесное (32 раза; ср. Мф. 3:2; 7:21; 8:11). Эта особенность Матфея иногда объясняется его заботой об иудейских читателях, которых могло шокировать частое употребление имени Божьего. Однако похоже, что предпочтение, которое Матфей отдает этому термину, больше объясняется богословскими, нежели психологическими соображениями.

Во времена Иисуса иудеи ожидали Мессию и Его земное Царство. Даже после воскресения Христова апостолы все еще ждали восстановления земного Израиля (Деян. 1:6). По принципу противопоставления акцент Матфея на Царстве Небесном подчеркивает его трансцендентный характер, его небесное, внеземное происхождение. Иоанн идет еще дальше Матфея и Марка, цитируя слова Иисуса, сказанные Пилату: «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18:36).

Иисус не говорит о том, что царство должно установиться постепенно вследствие людских трудов и усилий, пусть даже со стороны освященных Духом людей. Его Царство отлично по своей природе от царств мира сего: это будущее царство, которое должно быть установлено, когда Сын Человеческий придет в день парусин (2 Тим. 4:1). Это то, что Иисус учит в притче о сеятеле. Царство Небесное, говорит Он, подобно человеку, посеявшему доброе семя. Этот сеятель есть Сын Человеческий, а (644) царство — это Царство Божье (Мф. 13:24–30). Сын Человеческий должен прийти с небес со Своим Царством (16:28). По этой причине Иисус предложил ученикам Своим молиться: «Да приидет Царствие Твое» (6:10).

2. Загадочное царство

Иисус указал, что царство уже присутствует в среде учеников (Лк. 17:20,21). Где Иисус, там и Его царство (Мф. 12:28). Рожденные свыше могут видеть его (Ин. 3:3), и тайна сия открыта только верующим (Мк. 4:11). Это не царство славы, но царство благодати, видимое лишь верой. В притче о горчичном семени Царство Небесное уподобляется малому семени (Мф. 13:31, 32).

Некоторые, по примеру отцов Церкви, использовали эту притчу для описания роста Церкви, понимаемой как Царство Божье. Но Иисус не говорит здесь о росте. Он противопоставляет две стадии царства: семя и дерево. Каким бы маленьким, слабым и хрупким ни казалось в настоящее время Царство Христово, однажды оно сделается славным и могущественным. Тогда явится слава праведников в царстве Отца (стих 43).

Больше, чем какой–либо другой библейский писатель, апостол Павел делал акцент на грядущем царстве славы. Люди входят в него многими скорбями и страданиями (Рим. 8:17; 2 Фес. 1:5; см. также 2 Тим. 4:17, 18). Павел обличал коринфян, которые вообразили, что, благодаря своим харизматическим опытам, они уже в царстве славы. Он указал им на трудности, с которыми он по–прежнему сталкивается в этом мире (1 Кор. 4:8, 9).

С точки зрения Павла царство представляет собой парадокс. Это славное царство (Еф. 1:20–22), но вход туда лежит через скорби (Деян. 14:22; 2 Фес. 1:4,5). Избранные уже перенеслись в это царство и восседают на небесных престолах с Иисусом Христом (Кол. 1:13; Еф. 2:6). Однако их жизнь, как и слава царства, остается сокрытой. Она не раскроется до тех пор, пока Христос не явится во славе (2 Фес. 1:7; Кол. 3:3, 4).

Здесь, на земле, граждане этого царства узнаются не по окружающей их славе, не по своему ораторскому дару (1 Кор. 2:1, 4) и не по тому, как они пьют и едят, но по своей праведности, миру и радости, которые суть плод Святого Духа (Рим. 14:17). В этом смысле можно говорить о духовном царстве, которое существует внутри каждого верующего, ведомого Духом.

3. Духовное царство

С точки зрения Павла наследники царства не делают неправды (1 Кор. 6:9,10), но покоряются Закону Божьему, наивысшим выражением которого является любовь (Гал. 5:16–23).

Иисус утверждал, что для входа в Его царство человеку нужно родиться свыше от Духа (Ин. 3:5). Обращенные грешники, крестившиеся водой и Духом, принимаются в Царство Божье. Следовательно, царство находится в пределах досягаемости нищих духом (Мф. 5:3), которые, подобно малым детям, готовы слушать и принимать наставления о Царстве (Мк. 10:14). Подобно мытарям и блудницам, они каются и веруют в Иисуса (Мф. 21:31,32).

Не все называющие Иисуса Господом войдут в царство Божье, но исполняющие волю Небесного Отца (Мф. 7:21–23). Царство управляется Божьим Законом (Мф. 5:17–20), и, чтобы войти в него, необходимо соблюдать заповеди (стихи 21–43; 19:17).

Доступ к царству открывается благодатью, которая раздается всем, подобно брачной одежде (Мф. 22:11). Но гости, не желающие облачаться в праздничную одежду, тем самым показывают, что не заслуживают царства (стихи 13,14). С другой стороны, вкусившие Божью благодать не могут не являть эту благодать и любовь в отношениях с окружающими людьми (Мф. 25:31–46; 18:21–35). Когда придет Сын Человеческий, Он воздаст каждому по делам (Мф. 16:27; см. Спасение III.B.1, 2).

4. Будущее царство

Однажды, приблизившись к Иерусалиму, Иисус рассказал притчу некоторым людям, ожидавшим скорого наступления Царства Божьего. Вельможа ушел в дальнюю страну, чтобы принять царскую власть и почести, после чего должен был вернуться (Лк. 19:11, 12). С помощью этой истории Иисус вел слушателей к пониманию того, что царство не наступит мгновенно. Подобно этому царю, Он также должен уйти в далекую страну, а затем вернуться.

Некоторые богословы сделали вывод из этой притчи, будто явления Иисуса после воскресения из мертвых и были Его Вторым пришествием. Однако, когда Иисус вознесся на небо, ангелы объявили ученикам, что им следует ожидать Его Второго пришествия (Деян. 1:7–11). Таким образом, явление Христа после Его воскресения не могло быть Его Вторым пришествием.

С первого века Церковь ожидала пришествия царства. Но до тех пор, пока смерть остается реальностью в этом мире, царствование Христа не будет в полной мере утверждено (1 Кор. 15:24–26). Согласно Павлу, неверующие заблуждаются, думая, будто обетование наступления царства никогда не исполнится. Как верно то, что допотопный мир был истреблен водным потопом, так верно и то, что послепотопный мир будет уничтожен огнем при пришествии Господа. Тогда будет утверждено новое небо и новая земля, на которых обитает правда (2 Петр. 3:3–13). Иоанн записал прекрасное обетование Иисуса: «Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога и в Меня веруйте… когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Ин. 14:1–3). Лишь полноценное и постоянное общение с Богом положит конец страданиям этого мира (Откр. 21:1–5).

Д. Способ Его пришествия

Поскольку смерть и воскресение Иисуса гарантируют окончательную победу, авторы Нового Завета объявляют, что мы живем в последнее время (Евр. 1:2; 9:26; 1 Кор. 10:11; Иак. 5:3; 1 Петр. 1:20). Подобные высказывания привели некоторых ученых–богословов к убеждению, будто Второе пришествие Христа состоится не буквально, а через сошествие Его Духа на Церковь. При таком толковании наступление Царства Христова осуществится через победу нравственных принципов христианства. (645)

Воскресение Христа вводит новую эру: «последние дни» (Деян. 2:17; Евр. 1:2). Конец приблизился, потому что Христос открыл последний период в истории этого мира. Время больше не означает промедление, но предвкушение (2 Петр. 3:9); оно летит вперед к славной кульминации пришествия (Рим. 13:11, 12). Вот почему верующий может с уверенностью ожидать допуска в обещанную небесную обитель (2 Кор. 5:1–5; Ин. 14:1–3).

Таким образом, Новый Завет логично и последовательно утверждает, что Второе пришествие Христа:

1. Личное и буквальное

Евангелисты настаивают на том, что распятый Господь лично явился ученикам после воскресения из мертвых (Мк. 16:9; Лк. 24:25–43). Он предложил усомнившемуся Фоме прикоснуться к Его ранам (Ин. 20:26, 27). Иисус был восхищен во славу после того, как доказал ученикам в течение 40 дней, что Он жив (Деян. 1:3).

Ученикам, расстроенным этой новой разлукой, ангелы объявили, что сей Иисус вернется точно так же, как Он вознесся на небо (стих 11). Сын Человеческий ушел на облаке и вернется на облаках небесных, с силой и славой великой, в соответствии с обетованием (Мф. 26:64; Мк. 13:26; Откр. 1:7).

По словам апостола Павла, «Сам Господь… сойдет с неба» (1 Фес. 4:16). Господь, жизнь наша, явится (Кол. 3:4), чтобы даровать нам «венец правды» (2 Тим. 4:8). Мы ожидаем, что Иисус, Сын Божий, Которого Отец воскресил из мертвых, сойдет с неба (1 Фес. 1:10). Он однажды принес Себя в жертву, чтобы «подъять грехи многих», и теперь принесет спасение тем, кто ожидает Его пришествия (Евр. 9:28).

2. Видимое и слышимое

Если Второе пришествие будет личным событием, оно не может не быть видимо. Термины апокалипсис, эпифанейя и парусияу применяемые в Новом Завете для описания Его возвращения, свидетельствуют о том, что объявил Сам Иисус: увидят Его все племена земные (Мф. 24:30). Иоанн пишет еще конкретнее: «Узрит Его всякое око» (Откр. 1:7). Его возвращение будет сопровождаться устрашающими космическими знамениями, которые невозможно не заметить (Лк. 21:25–27). Иисус предупредил Своих учеников о лжепророках, которые попытаются заставить их поверить в то, что Второе пришествие будет сокровенным и таинственным событием, тогда как оно будет видимо на всех концах земли. Оно будет подобно вспышке молнии в грозовых облаках, которая бывает хорошо видна по всему горизонту (Мф. 24:26, 27).

Иисус придет, чтобы явить Свою славу (Тит. 2:13) и привести в восторг святых Своих (2 Фес. 1:10). Он явится в пылающем огне, чтобы поразить тех, кто не желает знать Бога (стихи 7, 8). Любая попытка низвести Второе пришествие Иисуса до какого–то невидимого, таинственного события противоречит свидетельству всего Нового Завета. Пришествие Христа будет общественным событием, о котором объявит громкая труба, как это происходило при появлении царей древности (1 Фес. 4:16; Мф. 24:31). В нем нет никакой тайны.

3. Славное и победоносное

Если Первое пришествие было пришествием смирения, то Второе пришествие, напротив, будет происходить во славе. Христос придет на облаках небесных с силой и славой (2 Фес. 1:7). Он вернется как Царь царей и Господь господствующих (Откр. 19:16), чтобы победить всех врагов Своих (1 Кор. 15:25).

Мир стенает в муках неопределенности по поводу настоящего и будущего. Теология не может снять эти опасения посредством сворачивания всей эсхатологии до рассуждений о жизни после смерти. Священное Писание проливает свет как на то, что происходит после смерти, так и на будущее человеческой истории, возвещая о Втором пришествии Христа во славе. Будущее христианина освещено славной перспективой Второго пришествия Спасителя — блаженным упованием всех христиан (1 Тим. 1:1).

4. Катастрофическое

О конце этого мира уже было объявлено в Ветхом Завете. Новый Завет связывает этот конец со Вторым пришествием Христа (Мф. 13:40, 41). Согласно Даниилу, камень, оторвавшийся от горы, сотрет в прах все земные царства (Дан. 2:44). Подобно тому, как потоп истребил допотопный мир, пришествие Христа приведет к тому, что «небеса с шумом прейдут», а земля сгорит (2 Петр. 3:10). Поскольку Бог хочет создать «новое небо и новую землю» (Откр. 21:1), конец этого мира в том виде, в каком мы его знаем, — это не только всемирное, но и космическое или вселенское явление.

5. Внезапное

Трансцендентный характер Второго пришествия опять–таки подчеркивается его внезапностью. Оно застигнет людей врасплох. Иисус использовал несколько метафор, чтобы предупредить об этом Своих учеников: ночной вор (Мф. 24:42–44; Л к. 12:40; ср. с 1 Фес. 5:2, 4; 2 Петр. 3:10), жених и десять дев (Мф. 25:1–13), потоп и допотопный мир (24:38, 39). Апостол Павел добавляет к этому образ родовых схваток и мук, которые постигают беременную женщину (1 Фес. 5:3).

Эти образы не только не намекают на тайное или невидимое Второе пришествие, но и говорят о том, что оно произойдет неожиданно и внезапно для большинства жителей земли. По этой причине Господь призывает Своих учеников бодрствовать (Мф. 25:13; 24:42). «Потому и вы будьте готовы, — сказал Иисус, — ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий» (24:44).

В образах, примененных Иисусом и Павлом, нет даже упоминания о времени пришествия: хозяин дома не ведает, в какое время придет вор; девы не знают, когда явится жених; женщина не знает, когда ее постигнут родовые муки. Никто не знает ни дня ни часа, в том числе ангелы и даже Сам Сын Человеческий (Мф. 24:36), но только Отец (Мк. 13:32). Ученикам не сообщается точного времени (Деян. 1:6, 7; Ревью энд Геральд, 16 августа 1887 г.; Свидетельства для Церкви, т. 1, с. 72).

Однако Иисус дал Своим ученикам знамения, возвещающие о приближении Его пришествия, — не для того, (646) чтобы побудить их точно рассчитать дату пришествия, но чтобы они были начеку и не задремали (1 Фес. 5:4–6). Никто не знает, придет ли господин вечером, в полночь, на рассвете или утром, но все должны бодрствовать, когда Он внезапно явится (Мк. 13:35, 36), потому что важные события уже предвозвестили Его пришествие (Мк. 13:28, 29). Важно быть внимательным к этим знакам.

Е. Знамения Второго пришествия

В своем исследовании адвентистской надежды Самуэль Баккиоки посвятил много страниц знамениям Второго пришествия Христа (3, с. 113–262). Это согласуется с тем пристальным вниманием, которое Сам Христос уделил знамениям в Своей беседе на Елеонской горе (Мф. 24; Мк. 13; Лк. 21). Верующий, ожидающий Второго пришествия, находит надежду в знамениях. Подобно тому, как пророчества были даны для того, чтобы укрепить веру учеников (Ин. 13:19; 14:29), знамения воодушевляют верующих, которые признают вместе с Павлом, что «ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали. Ночь прошла, а день приблизился» (Рим. 13:11,12).

Знамения происходят в природе, среди народов и в сердцах людских. Но прежде чем говорить об этих знамениях, нужно исследовать некоторые трудные тексты, которые иногда использовались для определения времени Второго пришествия.

1. Некоторые трудные для понимания тексты

Непонимание трех текстов в Евангелии от Матфея заставило некоторых людей предположить, что Иисус планировал вернуться в скором времени. Поскольку Он не пришел так быстро, как это ожидалось, эти люди разуверились в достоверности Священного Писания. Исследование этих библейских текстов должно прояснить подлинный смысл знамений, о которых в них сказано.

а. Мф. 10:23. «Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий».

Из этого текста вроде бы следует, что до возвращения Христа пройдет совсем немного времени. Пытаясь объяснить задержку сроком почти в 2000 лет в свете этого высказывания, некоторые исследователи предположили, что под пришествием Сына Человеческого следует понимать Его воскресение из мертвых или излитие Святого Духа. Другие истолковали эти слова как выражение искреннего желания христианского сообщества времен Матфея.

В Мф. 24 Христос объединяет пророчество о разрушении Иерусалима с предсказанием о конце мира. Это очевидное слияние частного с общим характерно для многих эсхатологических пророчеств. Подобно тому, как суд над миром в Ветхом Завете рассматривается на фоне судов над Едомом (Ис. 34:5^15; Иер. 49:7–22) или Ассирией (Наум 3:18,19), так в данной главе суд над миром, по–видимому, сливается с судом над Иерусалимом.

Похоже, что в данном отрывке термин Израиль употреблен не в географическом или политическом смысле, а в отношении народа. Этот текст можно истолковать как двойное предсказание: Евангелие будет распространяться до самого последнего времени, и иногда это будет сопровождаться скорбями и гонениями. Таким образом, если Израиль понимать в широком смысле, а под учениками понимать всех верующих, то процесс проповеди будет продолжаться до Второго пришествия, независимо от того, когда оно произойдет.

б. Мф. 16:28. «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем».

С точки зрения отцов Церкви и многих богословов Иисус здесь имел в виду преображение, описанное в Мф. 17:1. В Мф. 16:21–28 Иисус объявляет о Своей смерти и о цене ученичества для Своих последователей. Затем Он ободряет их, утверждая неизбежность Своей славной победы: некоторые увидят Его славу при жизни. Матфей тут же замечает, что преображение имело место всего шестью днями позже.

Тот факт, что ученики были очевидцами Его величия, подтверждается во 2 Петр. 1:16–18. Конечно, есть что–то общее между преображением и Вторым пришествием: оно совершается на высоте и сопровождается блистающим облаком (Мф. 17:1, 5; 26:64; ср. с Дан. 7:13).

в. Мф. 24:34. «Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё сие будет».

Неправильное понимание времени Второго пришествия объясняется истолкованием слова «род». Слово генеа может указывать на происхождение или время между рождением отца и его сына. Оно также указывает на возраст и период времени. Греческое слово соответствует еврейскому дор, которое часто употребляется для обозначения группы или класса людей: «род упорный и мятежный» (Пс. 77:8) не ограничивается одной возрастной группой. В Притч. 30:11–14 дор, «род», является начальным словом каждого стиха; в Пересмотренном нормативном переводе (RSV) эта фраза правильно переведена как «есть те, кто», ибо в данном случае «род» обозначает тип или разновидность людей, а не возрастную группу.

В соответствии с общепринятым употреблением этого термина в ветхозаветное время Иисус использовал фразу «род сей» не в значении «поколение», а в смысле класса или типа людей. Злой род включает в себя всех, кто имеет злой характер и совершает злые поступки (Мф. 12:39; 16:4; Мк. 8:38).

Если слово «род», использованное в данном отрывке, понимать в значении «поколение», нельзя не учитывать те временные рамки, которые вытекают из контекста. В Мф. 24:34 Иисус говорит о заключительных событиях. Следовательно, речь может идти в данном случае лишь о последнем роде людском, живущем в последнее время, а не о том поколении, к которому обращался Иисус.

Сам Иисус дал ясно понять, что Его слова не следует воспринимать как определение сроков Его пришествия. Он сказал: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф. 24:36). Это не соответствует утверждению некоторых о том, что хотя день и час нельзя узнать, год пришествия можно (647) определить. Нигде Иисус не указывает на время Своего пришествия.

Если ознакомиться с версией пророческой проповеди Иисуса в Евангелии (Мк. 13), становится понятно, что Христос не ожидал исполнения всех пророчеств во времена апостолов. Иисус сказал: «Это еще не конец» (стих 7). «Это — начало болезней» (стих 8); «и во всех народах прежде должно быть проповедано Евангелие» (стих 10); «претерпевший же до конца спасется» (стих 13). Наконец, избранные будут собраны «от края земли до края неба» (стих 27), что указывает на плоды всемирного евангелизма.

Ни один из этих трех текстов нельзя использовать в качестве основания для установления времени Второго пришествия Христа. Их также нельзя считать доказательством того, что признаки Второго пришествия недействительны. Знамения служат верстовыми столбами, заверяя нас, что исторический процесс движется к намеченной цели; однако они не содержат в себе подробный календарь всех событий. По мере исполнения знамений верующий исполняется надеждой.

Пророческие знамения были даны для укрепления веры учеников (Ин. 13:19; 14:29), чтобы они понимали важность того времени, в которое живут. Они помогают и нам быть начеку, поскольку мы понимаем, что «ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали» (Рим. 13:11).

2. Знамения в мире природы

«И будут знамения в солнце и луне и звездах», — предсказал Иисус (Лк. 21:25); далее Он конкретизировал: «Солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются» (Мк. 13:24,25).

Иисус не просто возвестил о будущих солнечных и лунных затмениях. Они не могли бы быть хорошими знамениями, поскольку происходят регулярно и не являются каким–то исключительным природным явлением. Кроме того, нужно учитывать место, в котором эти знамения упоминаются в проповеди на Елеонской горе: сразу после великой скорби и перед явлением Христа (Мк. 13:24–26; Мф. 24:29, 30). Это были конкретные знамения окончания периода гонений в 42 месяца, согласно Откр. 12:13–17 и 13:1–10.

В Откр. 12 и 13 Иоанн ссылается на Дан. 7–9, где пророк видит рог — власть, исходящую из Римской империи и говорящую против Бога и Его святых. Вслед за внушительным сонмом истолкователей, придерживающихся исторического метода, адвентисты седьмого дня признают в этой религиозно–политической власти папство (Библейский комментарий АСД, т. 4, с. 49–54). Эта власть медленно развилась на руинах Римской империи и получила сильный импульс в 538 году н. э., когда была снята осада Рима и остготы вскоре были разбиты (там же, с. 834–838). На протяжении 12 веков притязания папского Рима были так велики, что эта власть преследовала всех несогласных с ней. Пророчество Дан. 7:25, истолкованное Иоанном в Откр. 12:6, 14 как 1260 пророческих дней или 1260 лет по принципу «день за год» (35, с. 56–92), определяет, что данный пророческий период закончится в 1798 году. В это время следствием Французской революции стал подрыв власти Римско–католической церкви, когда генерал Л. А. Бертье пленил Папу Пия VI и отправил его в ссылку (см. 15, т. 2, с. 749–782).

Понятно, что эти события возродили эсхатологическую надежду в мире. Три раза Даниил говорит о том, что последний суд состоится сразу после злых деяний зверя (7:13, 14, 21, 22, 26). Из религиозно–политических потрясений, всколыхнувших Европу в конце восемнадцатого века, родилось великое пробуждение, и внимание верующих было приковано к пророческим знамениям времени. Конец этого мира казался близким, а знамения, предшествующие этому кульминационному событию, легко узнаваемыми!

Согласно Иоанну, небесным явлениям будет предшествовать сильное землетрясение (Откр. 6:12). В Книге Откровение землетрясения то и дело ассоциируются с заключительными событиями (8:5; 11:13, 19; 16:18), как будто сама земля разделяет муки людей, со страхом ожидающих грядущих событий (Лк. 21:25, 26).

а. Лиссабонское землетрясение. Лиссабонское землетрясение, которое произошло 1 ноября 1755 года, было одним из сильнейших за всю историю человечества. Оно ощущалось в Северной Африке и в нескольких регионах Европы. В сочетании с мощными цунами оно стало причиной смерти десятков тысяч людей. В это время оно признавалось предзнаменованием конца (36, с. 439–441).

б. Помрачение солнца. 19 мая 1780 года густая тьма покрыла северо–восточную часть Северной Америки, и тьма оставалась до утра следующего дня. Многие решили, что наступил час суда. После темного дня взошла кроваво–красная луна. Эти явления можно отнести к небесным знамениям, которые, согласно Иоанну, будут сопровождать землетрясение: «И солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь» (Откр. 6:12; 36, с. 441–445).

в. Падение звезд. Помимо только что описанных знамений, Иоанн отмечает, что «звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои» (Откр. 6:13). Эта часть пророчества Иоанна исполнилась 13 ноября 1833 года. Той ночью небо разрезали примерно 60 000 метеоритов в час. От Канады до Мексики, от Атлантики до Тихого океана — вся Северная Америка стала свидетелем этого необычного явления. Многие терялись в догадках, что могло бы означать такое событие (15, 4:289–300; 36, с. 439–448).

Само по себе землетрясение или метеоритный дождь может иметь не больше религиозного смысла, чем буря или снежный шторм. Но когда эти явления заметны и происходят в той последовательности и в те сроки, которые указаны в библейском пророчестве, то нужно прислушаться к словам Иисуса: «Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше» (Лк. 21:28).

Адвентисты седьмого дня традиционно придавали особое значение этим знамениям, которые имели место в тех регионах, где люди исследовали Писания, и прежде всего библейское пророчество. Уже в то время эти потрясающие события воспринимались как Божьи знамения.

г. Глады. Не включив их в точную хронологическую цепочку, Иисус также объявил, что перед Его пришествием в различных местах будут глады (Мф. 24:7). Быть (648) может, сегодня, когда голод — это повсеместное явление, трудно распознать его как знамение конца. Люди голодали в любую эпоху. Однако масштабы голода в начале двадцать первого века просто беспрецедентны. Кроме того, глады доказывают нашу неспособность решать свои проблемы, несмотря на выдающиеся научные достижения. Эпидемии голода также свидетельствуют об эгоизме и жестокости правящих элит мира.

Во времена Ветхого Завета голод считался Божьим судом над избранным народом или над языческими народами за их непокорность (2 Цар. 24:13; Иер. 29:17, 18; Иез. 5:11,12). Сегодня мы не считаем голодающее население земли виновным. Но множество голодающих во всем мире — это знак приближения того дня, в который Бог будет судить мир.

д. Другие природные катастрофы. Иисус предсказал не одно, а множество землетрясений (Мф. 24:7). Глады и землетрясения — это всего лишь один аспект неустойчивости и нестабильности на нашей планете. Экологическое движение во всем мире обращает внимание на проблемы, вызванные человеческой жадностью и беспечностью. Настает время, когда Бог будет судить и наказывать «губивших землю» (Откр. 11:18).

3. Знамения в нравственном мире

Природные катастрофы участились не в последнюю очередь по вине людей. Иисус предсказал нравственное разложение рода человеческого в Своей проповеди на Елеонской горе, сравнив последнее время с положением в допотопном обществе (Мф. 24:37–39), когда велико было «развращение человеков на земле» (Быт. 6:5). Он также сравнил последнее время с состоянием Содома перед его гибелью (Лк. 17:28–30). Павел подробно описывает нравственную скверну мира в последнее время (2 Тим. 3:1–5). Его предсказания подтверждаются статистикой умножающихся преступлений.

Иисус использовал два ключевых слова, характеризуя нравственное состояние мира накануне Его Второго пришествия. Он сказал, что «по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24:12). Слово «беззаконие» в данном случае — это перевод греческого аномия, что значит отсутствие закона, нежелание признавать авторитет какого–либо закона, кроме собственных прихотей, желаний и страстей. От этого беззакония проистекают все отклонения в вопросах сексуальности, еды, развлечений или досуга, которые современные люди практикуют во имя свободы. В противовес этому безумию Книга Откровение хвалит «сохраняющих заповеди Божий» в последнее время (Откр. 12:17; 14:12).

Второй термин, к которому прибег Христос в Мф. 24:12, — это агапе, «любовь». Павел дает расширенное определение этому слову в 1 Кор. 13. Агапе — это ведущий принцип во взаимоотношениях с ближними. Ее отсутствие приводит к семейным конфликтам, таким как развод, межгосударственным конфликтам (Мф. 24:7), нарушению общественного согласия через эксплуатацию, революции и забастовки, а также к утрате уважения к людям (10:21). Отсутствие любви может выливаться в различные уголовные преступления, такие как изнасилование, убийство, кража или наркомания. Различные виды эксплуатации человека человеком — это еще одно следствие неуважения к личности, охлаждения любви (ср. Иак. 5:1–6; Свидетельства для Церкви, т. 2, с. 252; Принципы христианского воспитания, с. 101).

4. Знамения в религиозном мире

С религиозной точки зрения последнее время парадоксально. С одной стороны, Евангелие проповедуется по всему миру (Мф. 24:14). Апостолы упорно продвигались к осуществлению этой цели в свое время (Кол. 1:6). Сейчас, в последнее время, проповедь Евангелия символизируется ангелом, который восклицает громким голосом: «Убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его» (Откр. 14:6, 7; см. Остаток/Три ангела V.A—Д). С другой стороны, люди будут пытаться утолять свою жажду Слова Божьего из разбитых водоемов (Ам. 8:13, 14; Иер. 2:13). Иисус указывал, что в последнее время появятся лжехристы и лжепророки (Мф. 24:5, 11; Избранные вести, т. 1, с. 15). Среди тех, кого Иоанн осуждает особым образом, выделяется некто, называемый антихристом (1 Ин. 2:18; 4:3; 2 Ин. 7); то есть тот, кто противостоит Христу или занимает место Христа. Уже во времена Иоанна дух антихриста распознавали по отвержению Божественности Христа и Его воплощения в человеческой плоти (1 Ин. 2:22). Тот же самый дух лжи снова проявится в звере, описанном в Откр. 13:11–17. Он прибегнет к крайне жестокому религиозному угнетению, положит конец религиозной свободе и введет новое идолопоклонство (Откр. 13:14–17) сродни тому, которое ввел своим указом Навуходоносор, царь Вавилонский (Дан. 3).

Главная задача в это время скорби и всеобщего заблуждения — претерпеть до конца, чтобы спастись (Мф. 10:22; Откр. 13:10; 14:12). По этой причине всем верующим важно познакомиться с истинными и ложными знамениями пришествия Христа (см. Великая борьба V.A—В).

5. Ложные знамения

Иисус предостерег Своих учеников, сказав, что некоторые будут творить чудеса во имя Его, хотя Он не признает и не принимает этих людей (Мф. 7:21–23). В Своей эсхатологической речи Он предупредил о ложной природе этих чудес, поскольку их цели: «прельстить, если возможно, и избранных» (Мф. 24:24). Апостол Павел указывал, что «беззаконник» придет «со всякою силою и знамениями и чудесами ложными» (2 Фес. 2:3–9). Говоря о грядущем «беззаконнике», Павел прибегает к тем же выражениям, с помощью которых описывается пришествие Иисуса: апокалипсис (стихи 3,6,8) и парусия (стихи 8,9).

Пророк Илия низвел огонь с неба от Господа на жертвенник, построенный им на горе Кармил, чтобы показать людям, кто является истинным Богом (3 Цар. 18:24, 38). В последнее время такое же чудо будет совершено двурогой властью, которая похожа на агнца, но говорит как дракон (Откр. 13:11, 13; Великая борьба, с. 624). Единственный способ спастись от этого обольщения — принять любовь истины (2 Фес. 2:10; Ревью энд Геральд, 5 сентября 1899 г.). (649)

6. Ошибочно понятое знамение

Диспенсационалистская школа мысли утверждает, что видение в Иез. 37 описывает состояние буквального Израиля в последние дни. Соответственно возвращение Израиля в Палестину, обращение евреев к Иисусу Христу, воссоздание Давидовой монархии и восстановление Храма объявляются главными знамениями конца (27, с. 317–350). Тайное восхищение Церкви — важная часть этой теории.

Подобное небиблейское учение о массовом обращении народа израильского чаще всего основывается на неправильном истолковании Рим. 11:12, 26. Однако эта важная глава не содержит пророчеств о последнем времени. Доказав, что нет разницы между иудеями и эллинами в смысле спасения, ибо все находятся во власти греха или под грехом (Рим. 3:9), Павел выражает свое сокровенное желание, чтобы весь Израиль спасся. Поскольку иудеи и эллины одинаково непокорны Богу, все имеют равный доступ к Божьей милости (Рим. 11:32). Павел не обсуждает времени обращения народа израильского; вместо этого он учит, как будут собраны дети Божьи: язычники придут вместе с обращенными евреями, Божьим Израилем (стих 26; ср. 7, с. 323–358).

Как из слов Иисуса (Мф. 24:6–13), так и из Откровения 12–14 понятно, что время, предшествующее Второму пришествию, не будет золотым веком. Скорее оно будет временем скорби и мук (Лк. 21:25, 26). По причине нечестия и беззакония людей истинная вера станет редким явлением (18:8). Более того, Иисус не говорил о нескольких возвращениях или о нескольких возможностях для обращения. Он упомянул лишь одно Свое видимое, славное и величественное пришествие. В это время оставшиеся в живых святые вместе с воскресшими праведниками будут восхищены на облаках небесных навстречу своему Спасителю (1 Фес. 4:16,17).

Ж. Причины Второго пришествия Христа

«Окончательное торжество Бога — это богословская необходимость» (31, с. 53). Он есть Бог Всемогущий, хозяин истории, в полной мере продемонстрировавший это через Иисуса Христа. Если бы Он не выполнил обещания явить Свою славу живым и мертвым, это противоречило бы самой Его природе. Таким образом, наш Господь Иисус грядет, чтобы завершить дело искупления, гарантией которого служит Его воскресение.

Его Второе пришествие должно осуществить семь великих целей:

1. Собрать избранных

Как священники трубили в трубу во время великих собраний (Чис. 10:2), так могущественные ангелы «с трубою громогласною» собирают избранных от четырех ветров (Мф. 24:31; Мк. 13:27). Это «собирание» отражает надежду израильтян увидеть иудеев диаспоры, снова собранных Богом, согласно Его обетованиям (например, Втор. 30:3; Ис. 43:3–5; Иез. 39:27). Рассеявшись по всему миру для свидетельства об Иисусе Христе (Деян. 1:8), ученики снова собираются воедино.

2. Воскресить умерших

Верующие, отдавшие свою жизнь, имеют славное преимущество стать соучастниками воскресения Христова (Рим. 6:5; Флп. 3:10). Его воскресение является основанием для нашей надежды (1 Петр. 1:3; 1 Фес. 4:14), гарантией данного нам обетования (Ин. 6:40). Если Христос не воскресит мертвых, Евангелие бессмысленно, и наша надежда тщетна (1 Кор. 15:14–19). Вопреки популярному убеждению, будто бессмертная душа продолжает жить после смерти человека, план Бога в отношении умерших в Иисусе не будет завершен до славного дня воскресения. До этого времени верующие покоятся в бессознательном сне, ожидая дня воскресения, когда они получат свою награду. Поэтому Оскар Кульманн написал, что «библейская надежда на воскресение рассматривает судьбу каждого человека только как результат всеобъемлющей работы Христа. Вот почему воскресение наших „смертных тел» (Рим. 8:11) состоится только в конце», а не после смерти человека (11, с. 20).

Труба, собирающая избранных, также пробудит умерших (1 Фес. 4:16). Они выйдут из своих могил в прославленном, нетленном и энергичном состоянии (1 Кор. 15:42–44, 53) и воскликнут вместе с апостолом: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (Стих 55). Умершие праведники воскреснут как свидетели могущества Бога (6:14; см. Воскресение I, И).

3. Преобразить и принять всех святых

Живые праведники сохранят человеческое тело, хотя и не в нынешнем его виде. Они будут преображены (Флп. 3:21) в мгновение ока (1 Кор. 15:51, 52), потому что тление не может наследовать нетление (стих 50). Бог хочет спасти Свой верный народ всех времен. Вместе с оставшимися в живых воскресшие святые будут восхищены на воздух, чтобы образовать радостную процессию, приветствующую Господа (1 Фес. 4:17).

4. Истребить силы зла и нечестивых

Иисус также придет положить конец страданиям этого мира и уничтожить виновников страдания. Тем самым Он ответит на молитвы мучеников, которые вопиют к Нему: «Доколе, Владыка Святой и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?» (Откр.6:10).

Нечестивые не смогут вынести Его ослепительного присутствия. Они сами себя осудят (стих 16). Все силы зла будут истреблены: нечестивые (2 Фес. 2:8), символический Вавилон (Откр. 18:8; 19:2), зверь и лжепророк (стих 20) и все сопровождавшие их (стих 21). После тысячелетнего царства сам сатана будет поглощен огнем (Откр. 20:10; см. Тысячелетнее царство I.B.1, 3).

5. Реабилитировать Бога

Проблема зла не будет полностью разрешена с уничтожением родоначальника греха. На протяжении всей истории высказывались сомнения в Божьей любви; отсюда необходимость в реабилитации Бога. Однако во время Второго пришествия Христа нечестивые (650) были уничтожены славой Его явления. Это говорит о том, что суд после тысячелетнего царства состоится не для того, чтобы установить невиновность одних и вину других (Откр. 20:4–6, 11–15). Скорее он реабилитирует Бога и Его взаимоотношения с человечеством (Еф. 3:10, 11). Эта реабилитация состоит в том, что Бог через Христа примирил с Собою мир (2 Кор. 5:19). Поскольку все от Него, слава также принадлежит Ему по праву. Нечестивые воскреснут после тысячелетнего царства для того, чтобы вся Вселенная созерцала Божью любовь, милость, правосудие и реабилитацию (см. Суд Ш.Б.З).

6. Восстановить землю

Природа была подвержена проклятию греха и жаждет обновления (Рим. 8:19–21). Избранным не нужно восстанавливать развалины или стирать следы разложившейся цивилизации, поскольку Бог обещает сотворить новое небо и новую землю (Ис. 65:17; 66:22; 2 Петр. 3:13; Откр. 21:1). В этой идеальной обстановке искупленные признают великие свершения Божьего плана спасения (см. Новая Земля I—III).

7. Восстановить общение с Богом

Ничто так не дорого сердцу Бога, как примирение со всем сущим посредством Иисуса Христа (Кол. 1:19, 20; 2 Кор. 5:20; Еф. 1:9,10). В настоящее время общение между Богом и человеком прервано грехом (Ис. 59:2). Тогда же Бог сможет обитать со Своими (Откр. 21:3), и искупленные будут навеки с Господом (1 Фес. 4:17).

Все эти причины Второго пришествия Христа предполагают предварительный суд, который состоится перед этим пришествием (Дан. 7:9–14). Многие новозаветные ссылки на конец времени говорят о том, что Иисус вернется, чтобы вынести приговор, а не инициировать слушания в суде (Мф. 3:12; 8:11, 12; 13:30; 24:37–41).

Это особенно понятно в свете притч Мф. 25, из которых вытекает, что должно быть предусмотрено время предварительного расследования того, как люди воспользовались временем ожидания. Павел ожидает получить награду от Господа во время Его Второго пришествия, а не расследования его жизни. Именно тогда он получит «венец правды» (2 Тим. 4:8). «Се, гряду скоро, — говорит Иисус, — и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его» (Откр. 22:12; см. Суд III.Б.1).