оба`ятель

об`ет

обетов`анная земл`я

обновл`ения пр`аздник

обр`езание

Ов`адиа

Ов`адия

Ов`ал

Ов`ед

Ов`ед-Ед`ом

`овен

Ов`ечьи вор`ота

Ов`ид

Ов`ил

Ов`оф

овц`а

Ог

Ог`ад

Ог`ел

Ог`ола

Огол`ива

Од`ед

од`ежда

одесн`ую

од`иннадцать

Одолл`ам

одр

`Оза

Ози`ил

`Озия

`Озний

окл`ад

окн`о

Олд`ама

Олд`ана

Олив`ема

ол`ивки

Олимп`ан

Ом`ар

Ом`ега

омов`ение

`Омри

омыв`альница

Он

он`агр

Он`ам

Он`ан

`оникс

Он`исим

Онисиф`ор

`ониха

`Оно

`оный

опах`ало

опл`от

опо`ясание

опр`еснок

опр`есноков пр`аздник

Ор

ор`ало

орат`ай

ор`ать

орг`ан

`Орен

Ор`ив

`орикс

Ори`он

`Орна

Орона`им

`Орфа

ор`ужие

Ос`аия

ос`анна

освящ`ение

ос`ел

осен`ить

`Осии прор`ока кн`ига

`Осия

оскверн`ение (оскверн`енный)

осн`ова

`остров(`а)

отверз`ать

отв`ес

отд`ание пр`аздника

от`ец

От`ец

от`ечество

откров`ение

Откров`ение Ио`анна Богосл`ова

отлуч`ение

отпущ`ение

отпущ`ения год

`отрасль

отр`ебие

отрев`ать

отр`одие

`отрок

отроков`ица

`Отче

Оф`ел

`Офи

Оф`ир

`Офни

`Офра

Ох`озия

Охр`ан

Оц`ем

очист`илище

очищ`ение

очищ`ения день

оба`ятель

(Вт 18.11;Иер 50.36; Дан 2.27; 4.4; 5.7,11,15)—см. волхвы.

об`ет

—обещание,клятва. При даче обета обычно призывалось имя Господа и поэтому неисполнениеего было грехом против третьей заповеди (Чис 30.3; Вт 23.21; Ек 5.3). Длячеловека было сетью давать поспешно обет (Пр 20.25), что мы видим на примерахИеффая (Суд 11.30-39), Ирода (Мк 6.22-28). Обеты жены и дочери по закону неимеют силы без согласия на то мужа или отца (Чис 30.4-9), обеты же разведеннойи вдовы—имеют силу всегда (Чис 30.10). Иаков дал обет Господу с условием (Быт28.20-22), также и Анна (1Ц 1.11). Об обете назорейства см. назорей.

обетов`анная земл`я

(Евр 11.9)—земля, обещанная Господом потомкам Авраама (Быт 15.18). Простираласьона от пределов Египта до Евфрата, но более известна как Ханаан­ская земля.Евреи после сорокалетнего странствования по пустыням вошли в нее подводительством И.Навина, но далеко не всю смогли завоевать. Она являетсясимволом духовного удела верующего и Царства Небесного (Мф 11.12). (См.Ханаан,б)

обновл`ения пр`аздник

(Ин 10.22)—праздник, установленный Иудой Макковеем в 164 г. до РХ в честь освобожденияи очищения храма от идольского служения, осущест­влявшегося в нем в течениетрех лет по приказу Антиоха Епифана. Этот праздник начинался 25 числа месяцаКислев и продолжался восемь дней. Отличительной его особенностью являются яркиеогни во всех домах. Он известен до наших дней под названием «ханука». (См.праздники)

обр`езание

—религиозныйобряд, заключающийся в срезании крайней плоти (края складки свободной кожи) наполовом органе мальчика и знаменующий собой вступление его в общество народа.Обрезание издревле практиковалось у многих народов (египтян, африканскихнегров, финикийцев, индусов, мексиканцев, индейцев), но у большинства, иособенно, у египтян оно было не религиозной, а просто гигиенической мерой,однако оно было дано еврейскому народу как знамение завета между Богом иАвраамом (Быт 17.9-12). Еврейских мальчиков до сих пор торжественно обрезываютна восьмой день после рождения, как и велит закон, мусульмане же обрезываютсвоих детей на тринадцатом году, как был обрезан Измаил (Быт 17.25). Обрезаниесимволизирует смирение, подчинение воли Божией, поэтому в Священном Писании оноиногда образно относится и ко всему человеку (Вт 10.16; Иер 4.4), и к сердцу ик ушам человека (Иер 6.10; Деян 7.51) и даже к плодам вновь посаженных деревьев(Лев 19.23). В годы зарождения христианства новообращенные иудеи придаваличрезмерно высокое значение этому обряду и потому ап. Павел не раз поясняет, чтов деле спасения важен не внешний знак, а внутреннее перерождение (Рим 2.29; Гал6.15), напоминая, что и Аврааму праведность была вменена по вере, а не пообрезанию (Рим 4.11).

Ов`адиа

(поклонникИеговы) (1Пар 7.3)—аналог. Иоиль,д.

Ов`адия

(поклонникИеговы)—а) (1Пар 3.21)—см. Арнан;

б) (1Пар 8.38; 9.44)—аналог.Азрикам,б;

в) (1Пар 9.16; Неем 12.25)—см.Авда,б;

г) (1Пар 12.9)—аналог. Афай;

д) (1Пар 27.19)—отец (предок)Ишмаии;

е) (2Пар 17.7)—один из князейпри царе Иосафате, посланный им наставлять народ в законе Божием;

ж) (2Пар 34.12)—аналог.Захария,с;

з) (Езд 8.9)—аналог. Евед,б;

и) (Неем 10.5)—аналог.Азария,ф.

Ов`ал

(дородный,тучный) (Быт 10.28)—см. Евал,а.

Ов`ед

(служитель,поклонник)—а) (1Пар 11.47)—из Мецоваи, один из главных воинов Давида (во 2Ц 23не упомянут);

б) (1Пар 26.7)—левит, один изсыновей Шемаии, потомок Овед-Едома, привратник у южных ворот храма;

в) (2Пар 23.1)—отец (предок)Азарии.

Ов`ед-Ед`ом

(служительЕдома или Едом служитель) (1Пар 15.18.21.24, 25; 16.5,38; 26.4,8,15; 2Пар25.24)—левит, потомок Идифуна, родоначальник, по-видимому, большого числаслужителей при воротах и кладовых храма (из сравнения 2Ц 6.12 с 1Пар 15.25явствует, что он же есть Аведдар, см.). Аведдар Гефянин и Овед-Едом в 1Пар15.25 иногда выделяются как отдельные лица, но в обоих случаях имеется в видуглава рода—Овед-Едом (лично или в потомках). (См. имя, сын)

`овен

—баран возрастомболее одного года (до года—агнец). (См. жертвоприношение)

Ов`ечьи вор`ота

(Неем3.1,32; 12.39)—ворота в северо-восточной части стены древнего Иерусалима.

Ов`ид

(служитель,поклонник)—а) (Руф 4.17,21,22; 1Пар 2.12; Мф 1.5; Лк 3.32)—сын (потомок) Воозаи Руфи, отец (предок) Иессея, отца Давида, один из предков Иосифа в родословииИисуса Христа;

б) (1Пар 2.37,38)—аналог.Азария,д.

Ов`ил

(владеющийверблюдами) (1Пар 27.30)—Исмаильтянин, смотритель над верб­людами при Давиде(возможно, не имя собственное, а прозвище, служебный титул—см. имя).

Ов`оф

(мех для воды)(Чис 21.10,11; 33.43,44)—один из станов израильтян в пустыне у южной границыземли моавитской.

овц`а

—известноедомашнее животное, очень ценимое на востоке. Овцы составляли в древностиглавное богатство евреев—кочевников и скотоводов, поэтому труд пастуха хоть ибыл трудным, считался почетным. Многие великие люди, о которых говоритСвященное Писание (Иаков, Моисей, Давид, пророк Амос и др.), были пастухами.Овца проста в содержании, послушна, обладает кротким нравом. Господь уподобилправедников овцам (Мф 25.32-33).

Ог

(Чис 21.33; 32.33;Вт 1.4; 3.11,13; 4.47; 31.4; Нав 2.10; 12.4; 13.12,30,31; 3Ц 4.19; Неем 9.22;Пс 134.11; 135.20)—аморрейский царь в Васане, огромный ростом и обладавшиймногими укрепленными городами. Победа Моисея над ним всегда считалась важнымсобытием в истории еврейского народа.

Ог`ад

(Быт 46.10; Исх6.15)—аналог. Иамин,а (в Чис 26.12-13 и 1Пар 4.24 не упомянут).

Ог`ел

(палатка, дом)(1Пар 3.20)—аналог. Берехия,а.

Ог`ола

(имеющая свойшатер) (Иез 23.4,5,36,44)—символическое название Самарии, указывающее на то,что она имела свой храм (шатер) для поклонения.

Огол`ива

(Мой шатер унее) (Иез 23.4,11,22,36,44)—символическое название Иерусалима, указывающее нато, что храм Божий находился в нем.

Од`ед

(восстанавливающий)—а) (2Пар 15.1,8)—отец (предок) Азарии;

б) (2Пар 28.9)—пророкГосподень, современник Факея, царя израильского, и Ахаза, царя иудейского.

од`ежда

—почти во всехслучаях этим словом в Священном Писании обозначается только одна верхняя накидка(плащ, мантия), которая была главной, а иногда и единственной, частью одеждывообще, употреблявшаяся и как предмет одежды, и как одеяло для ночного сна (Вт22.17; Ис 22.26; Чис 15.38; Мф 21.8; 23.5; Ин 21.7). Одежда эта (или накидка)делалась обычно в виде квадратного или прямоугольного куска материи (или кожи—Мф7.15) с отверстием для головы или без него, и в него человек закрывался(заворачивался) почти полностью. К одежде (одетости) в древности на востокеотносились так строго, что человек без этой верхней главной накидки считалсянагим (Ис 20.2; Мк 14.51; Ин 21.7), хотя бы на нем и были нижняя рубашка (Дан3.21; Мф 5.40) и род панталон (трусы) (Исх 28.42). Эта верхняя накидка внекоторых местах названа «милоть» и «епанча». Одежда (накидка) всегдаохватывалась поясом, но, возможно, ее носили иногда и свободно, поверх пояса(Деян 12.8). Края одежды (накидки) по закону должны были иметь кисти длянапоминания о заповедях Божиих (Чис 15.38-41). Одежда имела какое-то отличиедля мужчин и женщин (Вт 22.5). Эту верхнюю накидку (одежду) раздирали(разрывали) в момент скорби и печали (Иол 2.13), чтобы «обнажиться», показываяглубину своей скорби. Кроме одежды (накидки) употреблялись также покрывала дляголовы (Быт 24.15; Исх 34.33; Пр 31.24), которые были подобны современнымплаткам, но, возможно, и больших размеров (Мк 14.51). (См. также повязка)

одесн`ую

(от слова«десница»—правая рука)—справа, с правой стороны; но в некоторых случаяхозначает «близко» (Пс 15.8; 108.6) и «на одном уровне» (Лк 22.69; Еф 1.20).

од`иннадцать

—числосыновей Иакова, родившихся в Месопотамии (Быт 32.22),

число покрывал скинии (Исх26.7-8),

число Апостолов по воскресенииХристовом (Деян 1.26).

Одолл`ам

(ограда,внутренность) (Быт 38.1,12,20; Нав 12.15; 15.35; 2Ц 23.13; 1Пар 11.15; 2Пар11.7; Неем 11.30; Мих 1.15)—аналог. Адифаим (ныне селение Дер-Дуббан) (в 1Ц22.1 назван Адоллам).

одр

(Вт 3.11; Пс 40.4;От 2.22)—кровать, ложе (во Вт 3.11 имеется в виду не сама кровать, нопостамент, подставка под ложе). В Песн 3.7,9 в оригинале стоит «карета», а в Лк7.14—«гроб».

`Оза

(сила, крепость)(2Ц 6.3,6-8; 1Пар 13.7,9-11)—один из сыновей (потомков) Аминадава (Авинадава),управлявших волами при перевозке ковчега и пораженный за то, что прикоснулся кнему (ср. Чис 4.15).

Ози`ил

(сила Божия илиБог есть сила)—а) (1Пар 23.12,20; 24.24; 26.23)—аналог. Ицгар (в Исх 6.18,22;Лев 10.4; Чис 3.19,27,30; 1Пар 6.2,18 назван Узиил, а в 1Пар 15.10—Уззиил);

б) (1Пар 16.6)—один изсвященников, поставленных трубить пред ковчегом после его перенесения вИерусалим;

в) (1Пар 25.4)—см. Азариил,б.

`Озия

(сила Иеговы)—а)(4Ц 15.30,32,34; 2Пар 26.1,3,8,9,11,14.18,19,21-23; 27.2; Ис 1.1; 6.1; Ос 1.1;Ам 1.1; Зах 14.5; Мф 1.8,9)—см. Азария,в (относительно Мф 1.8 см. родить);

б) (1Пар 6.5,6)—аналог. Авиуд,б(в 1Пар 6.51; Езд 7.4 назван Уззий).

`Озний

(внимательный)(Чис 26.16)—аналог. Арели (в Быт 46.16 назван Эцбон).

окл`ад

(Ис30.22)—отделка, облицовка, покрытие идолов для придания им блеска.

окн`о

—в древнихвосточных домах служило для тех же целей, что и ныне, только закрывалось решеткой(Суд 5.28-29) и выходило почти всегда во внутренний двор, редко—на улицу (Пр7.6). (См. решетка)

Олд`ама

(ласка,нежность) (4Ц 22.14)—жена Шаллума, пророчица во времена царствования Иосии (во2Пар 34.22 названа Олдана).

Олд`ана

(2Пар34.22)—см. Олдама.

Олив`ема

(мой шатервысок)—а) (Быт 36.2,5,14,18,25)—см. Иегудифа;

б) (Быт 36.41; 1Пар 1.52)—одиниз старейшин идумейских, потомок Исава (возможно, происходит от имени егожены).

ол`ивки

(Мих6.15)—плоды оливкового дерева, маслины (см.).

Олимп`ан

(Рим16.15)—аналог. Амплий.

Ом`ар

(Быт 36.11,15;1Пар 1.36)—аналог. Амалик,а.

Ом`ега

(От 1.8,10;21.6; 22.13)—последняя буква греческого алфавита. (См. Алфа)

омов`ение

—религиозныйобряд (Евр 9.10), берущий начало в законе (Исх 29.4; Вт 21.6, ср. 4Ц 5.10; Пс50.4; Ис 1.16). Со временем сделалось мертвым ритуалом, подменившим заповедьБожию (Мф 7.8), посему и было отвергнуто Господом. (См. очищение)

`Омри

(порывистый,стремительный)—а) (1Пар 7.8)—аналог. Авия,д;

б) (1Пар 9.4)—аналог. Амария,ж;

в) (1Пар 27.18)—сын (потомок)Михаила, главный в колене Иссахаровом при Давиде.

омыв`альница

(2Пар4.6)—см. умывальница.

Он

(Иез 30.17)—см.Илиополь.

он`агр

(Иов39.5)—дикий осел.

Он`ам

(сильный,богатый)—а) (Быт 36.23; 1Пар 1.40)—аналог. Алван;

б) (1Пар 2.26,28)—один изсыновей Иерахмеила, сына Есрома из колена Иудина.

Он`ан

(сильный) (Быт38.4,8,9; 46.12; Чис 26.19; 1Пар 2.3)—аналог. Ир,а. От его имени произошлослово «онанизм».

`оникс

(Быт 2.12; Исх25.7; 28.9,20; 35.9,27; 39.6,13; Иов 28.16; Иез 28.13)—разновидность агата, минералс чередующимися темными и светлыми слоями, из-за чего издавна употребляется дляизготовления украшений, особенно камей (выпуклых светлых изображений на темномфоне). В одежде первосвященника использовался для нарамника ефода и наперсника(см.). (См. также драгоценные камни)

Он`исим

(полезный)(Кол 4.9; Флм 1.10)—в прошлом раб Филимона, обращенный в истинную веру черезап. Павла, колоссянин (по рождению или службе). Ап. Павел, намекая на его имя,говорит о его годности (Флм 1.11).

Онисиф`ор

(приносящийпользу) (2Тим 1.16; 4.19)—ефесянин, друг ап. Павла, который с риском для жизнислужил ему во время римского заточения Апостола.

`ониха

(Исх30.34)—один из компонентов священного курения, природа которого не известна,хотя полагают, что это некие раковины (возможно, также—растение). (См. ароматы)

`Оно

(сильный,крепкий) (1Пар 8.12; Езд 2.33; Неем 6.2; 7.37; 11.35)—город по соседству сЛодом (Лиддой), как полагают, нынешнее селение Кефр-Ана. Находится вне уделаВениаминова.

`оный

(Рим 7.18; 2Фес1.10; 2Тим 1.12,18; 4.8; Евр 2.14; От 16.14)—то, тот; назначенный, определенный.

опах`ало

(Ис 3.19)—воригинале стоит: шарф (вуаль, легкая накидка). (См. украшения)

опл`от

(Иов13.12)—забор, ограда (в указанном стихе имеет значение «защита»).

опо`ясание

(Быт 3.7;Деян 19.12)—широкий пояс, передник, фартук.

опр`еснок

—пресный,бесквасный хлеб. Основное его назначение—употребление во время семи днейпраздника опресноков (Исх 12.15,18-20). В переносном смысле означает чистоту,неподверженность чуждым влияниям (1Кор 5.7-8).

опр`есноков пр`аздник

—см.праздник опресноков.

Ор

(белизна,чистота)—а) (Исх 17.10,12; 24.14; 31.2; 35.30; 38.22; 2Пар 1.5)—сын Халева (см.Халев,в) из колена Иудина, помогавший Аарону во время молитвы Моисея иуправлявший вместе с Аароном народом во время отсутствия Моисея, отец Веселиила(в 1Пар 2.19,20,50; 4.1,4 назван Хур);

б) (Чис 20.22,23.25,27; 21.4;33.37-39,41; Вт 32.50)—гора на границе земли Едомовой на юг от Мертвого моря врайоне Кадеса, на которой умер (и, видимо, был похоронен) Аарон (точноеположение ее не известно, но, возможно, это гора с названием Джебел Мадейра насеверо-запад от Кадеса);

в) (Чис 34.7,8)—по-видимому,одна из гор Ливана.

ор`ало

(Ис 2.4; Иол3.10; Мих 4.3)—плуг.

орат`ай

(Пс128.3)—пахарь.

ор`ать

(Быт 45.6; Суд14.18; 3Ц 19.19; Иов 1.15; 4.8; Пс 128.3)—пахать.

орг`ан

(Пс150.4)—древний духовой инструмент (в оригинале «угаб», в других местахпереведено «свирель»). (См. музыка)

`Орен

(сосна) (1Пар2.25)—аналог. Ахия,д.

Ор`ив

(ворон) (Суд7.25; 8.3; Пс 82.12; Ис 10.26)—один из князей мадиамских, пораженных Гедеоном.Скала Орива, у которой он был убит (Ис 10.26), как полагают, находилась назапад от Иордана. (См. Цур-Орив)

`орикс

(Вт14.5)—порода антилоп (лошадиная антилопа или сернобык). Водится в Аравии, севернойАфрике и Малой Азии.

Ори`он

(Ам 5.8)—см.Кесиль.

`Орна

(2Ц24.16,18,20-24; 1Пар 21.15,18,20-25,28; 2Пар 3.1)—Иевусеянин (один из прежнихжителей Иерусалима), имевший гумно на горе Мориа, которое у него купил Давиддля сооружения жертвенника Господу, и на месте которого позже был построен храм(см.).

Орона`им

(две пещеры)(Иер 48.3,5,34)—моавитский город (точное положение не известно) (в Ис 15.5назван Хоронаим).

`Орфа

(шея, грива)(Руф 1.4,14)—моавитянка, жена Хилеона, сына Елимелеха и Ноемини (ср. Руф 4.10).

ор`ужие

—об оружиидревних читатель осведомлен достаточно хорошо. Некоторые дополнительные деталисм. в заметках на слова: башня, бердыш, булава, колесница, лук, праща. Кромених в Библии упоминаются: дротик, копье, машина для метания стрел и камней(2Пар 26.15), меч, секира, стенобитная машина (Иез 4.2), стенорушитель (Мих2.13), таран (Иез 21.22), и из защитных средств—броня, латы, щит, шлем, которыев Словарь не вошли. (См. войско)

Ос`аия

(Иеговаспасает) (Иер 43.2)—см. Гошаия,б.

ос`анна

(спаси, мымолим) (Мф 21.9,15; Мк 11.9,10; Ин 12.13)—торжественное молитвенное восклицание(краткая молитва), которое в оригинале стоит также и в Пс 117.25, и которым вдревности евреи обменивались во время праздников.

освящ`ение

—отделение ипосвящение на служение Богу. Освящались священники (Исх 29.1), скиния и жертвенник(Исх 29.44; 40.9), храм Соломона (3Ц 8.63), второй храм (Езд 6.16), стенаИерусалима (Неем 12.27). Посвящение левитов на служение названо очищением (Чис8.6-22). Бог освятил седьмой день (Быт 2.3), всякого первенца (мужского пола)из людей и скота (Исх 13.2), Сына Своего Иисуса Христа (Ин 10.36). Его воляесть и к освящению нашему (1Фес 4.3; 5.23).

ос`ел

—известноедомашнее животное, высоко ценимое на востоке в древности (Быт 30.43). Ослыупотреблялись для езды, перевозки тяжестей и даже для обработки земли (Вт22.10; Ис 30.24). Въезд Господа Иисуса Христа на осле в Иерусалим (в отличие отвъездов полководцев в побежденные города на белом коне) символизировал смирениеи мир (Зах 9.9; Мф 21.5). Дикие ослы (онагры), во множестве встречавшиесяраньше в Аравии и Палестине, имели неукротимый, злой нрав (Быт 16.12).

осен`ить

(Исх 24.16;Ис 4.6; 18.1; Мф 17.5; Мк 9.7; Лк 1.35; 9.34; Деян 5.15; Евр 9.5)—укрыть, защитить,обнять, охватить.

`Осии прор`ока кн`ига

—28якнига Ветхого Завета, первая в ряду книг малых пророков (см. Библия). Быланаписана примерно в 750-725 гг. до РХ, в период, когда Израильское царство отпроцветающего состояния при Иеровоаме 2 быстро пошло к упадку при следующих,часто сменяющих друг друга, царях. Нравы испортились, процветало идолопоклонство(Ос 4.1-2). Осия явился пророком северного царства, его иногда называютИеремией Израиля. Об этом свидетельствует то, что он часто упоминает районы насевере: Ливан, Самарию, Изреель, Вефиль, Ефрема (последнего—37 раз). Призывпророка представлен женитьбой на блуднице, возможно, служительнице идольскогохрама, для которой разврат стал нормой жизни (по-еврейски «блудница» и «святая(посвященная) женщина»—одно и то же слово). Она была символом неверногоИзраиля, а пророк выступал от имени Самого Господа. Но упрекая и обличаяИзраиль за его многочисленные злые дела, пророк призывает свой народобратиться, ибо любовь Божия неизменна (Ос 14.2,5). Осия был пророком любви!

`Осия

(спасение,избавление)—а) (Чис 13.9,17)—прежнее имя Иисуса, сына Навина (см. Иисус,б);

б) (4Ц 15.30; 17.1,3,4,6;18.1,9,10)—сын (потомок) Илы, последний царь израильский, царствовавший вСамарии девять лет после умертвления Факея;

в) (1Пар 27.20)—сын (потомок)Азарии, старший в колене Ефремовом при Давиде;

г) (Неем 10.23)—аналог. Азур,а;

д) (Ос 1.1,2; Рим 9.25)—сын(потомок) Беерия, один из малых пророков, современник пророков Исаии, Амоса иМихея и нескольких царей иудейских и израильских. О его жизни ничего неизвестно, кроме того, что он сообщил о себе (Ос 1.1). Это был, несом­ненно,пророк, живший в северном царстве и пророчествовавший об Израиле (Ос 7.5).Некоторые полагают, что рассказ о его женитьбе есть лишь иносказание.

оскверн`ение (оскверн`енный)

—тоже, что нечистота, нечистый (см.) (Соф 3.1; Агг 2.13; Мф 15.11,20; Мк 7.15;Деян 10.14; Тит 1.15).

осн`ова

(Лев13.48,51-53,56-59)—продольные нити ткани, которые обычно делаются болеекрепкими, чем поперечные (уток).

`остров(`а)

—кромеобычного смысла имеет также значение вообще обитаемой земли, иногда—отдаленной(во многих местах стоит рядом со словами Фарсис, Фарсисский). Острова народов(Быт 10.5; Соф 2.11)—означает отдельные страны, нации (племена). В Ис 42.15означает мели.

отверз`ать

—открывать.

отв`ес

(4Ц 21.13; Ис34.11; Ам 7.7,8; Зах 4.10)—приспособление для определения строгой вертикальнойлинии (в строительстве). В указанных местах используется как символ суда,строгого рассмотрения.

отд`ание пр`аздника

(Лев 23.36; Чис 29.35)—завершение праздника (в оригинале: «торжественноесобрание», ср. 3Ц 8.65). (См. попразднество)

от`ец

—кроменепосредственного родителя (Быт 42.13), а также предков вообще (Чис 20.15; 3Ц15.3), отцом в Священном Писании называются и многие другие лица: левит,которого Миха поставил священником в своем доме (Суд 17.10); Иосиф,поставленный вторым по фараоне (Быт 45.8); Иавал, родоначальник кочевников (Быт4.20); Иувал, родоначальник музыкантов (Быт 4.21); основатели или начальникинекоторых городов (1Пар 2.51; 4.5,18). Авраам назван отцом многих народов (Быт17.3), всего еврейского народа (Ин 8.56) и всех верующих (Рим 14.16). Слово«отец» употреблялось также как уважительное обращение к старшим (1Ц 24.12; 4Ц2.12). Ап. Павел употребил его в отношении благовестников (1Кор 4.15). Господьзапретил верным Своим кого бы то ни было называть отцом на земле (Мф 23.9—ср.Мал 2.10; Мф 10.37; Лк 14.26), ибо у них у всех один Отец. (См. также сын)

От`ец

—Отец Небесный,Отец Господа нашего Иисуса Христа и Отец всех верующих в Иисуса Христа. ГосподьИисус Христос во время Своего земного служения постоянно обращался к Отцу,называя Его Своим (Мф 11.25; Лк 22.42; 23.34; Ин 11.41; 17.1) и никогда неназывал Его «нашим» (совместно с учениками), но ученикам велел обращаться кНему, как к «Отцу вашему» (Мф 6.32; Ин 20.17).

от`ечество

(Еф3.15)—слова «всякое отечество» в оригинале означает: «вся Его семья», «всеЕго». (См. народ)

откров`ение

—явлениеБога в слове (Пс 18.8; Ис 8.16) или в видении (Иов 33.15,16), Его свидетельствоо Самом Себе. Откровением для человека может служить его собственная совесть(Рим 2.15) и вся окружающая его природа (Пс 18.2-3; Рим 1.19). Откровениемособенно часто называются десять заповедей, которые Моисей получил от Бога икоторые стали основой закона (Исх 25.16,21; 34.29; Чис 17.4) и в связи с этим,очевидно, ковчег и скиния также названы ковчегом откровения (Исх 25.22) искинией откровения (Исх 38.21; Чис 9.15). (См. пророчествовать)

Откров`ение Ио`анна Богосл`ова

—последняякнига Нового Завета и Библии (см.), в которой записано откровение (явление ввидении) Господа Иисуса Христа Апостолу и евангелисту Иоанну, когда он былсослан за проповедь слова Божия на остров Патмос (От 1.1,9-11). Иринейсвидетельствует: «Эта книга появилась недавно, почти в наше время, в концецарствования Домициана» (Домициан царствовал 81-96 гг.). Цель этой книгипоказать, «что есть и что будет после сего» (От 1.19), но все события,предсказания и пророчест­ва даны в символах, которые до сих пор остаютсятрудными для подробного толкования.

отлуч`ение

—изгнание(Лк 6.22), исключение (Ин 9.22), отделение (Езд 10.11; Рим 9.3). В ВетхомЗавете имеются упоминания об отлучении от общества народа израильского, но вНовом Завете указаний на такое действие нет. Однако на основании наставления,данного Господом, как поступать с бесчинным (Мф 18.15-17), а также случаевпредания сатане двух лиц ап. Павлом (1Кор 5.5; 1Тим 1.20) и предложений несообщаться с отступниками (2Фес 3.6; Тит 3.10), в практике формальной церквипоявилось отлучение как воспитательная и исправительная мера. Необходимопомнить, что в так называемых христианских странах, начиная с 4 в. и донедавнего времени, принадлежность всех граждан к христианской церкви считаласьобязательной, поэтому отлучение имело такое же пугающее значение, как иотлучение от синагоги в Иудее во времена Христа (Ин 9.22), поскольку за нимследовало и лишение многих гражданских привилегий. Вынесение замечания впрактике современных церквей основано на 2Фес 3.14-15. Ясно, что такиемероприятия ставят церковь на уровень синагоги и даже просто мирскихорганизаций. (См. синагога, церковь)

отпущ`ение

(Лев 16.8,10,26)—воригинале в этих местах стоит слово «асасель», как полагают, одно из имен сатаны,к которому и отправлялся козел, но оно также может обозначать и просто«удаление». (См. козел для отпущения, очищения день)

отпущ`ения год

(Вт31.10)—имеется в виду год прощения долгов, то есть седьмой год (см.).

`отрасль

(Ис 4.2;11.1; Иер 23.5; 33.5; Зах 3.8; 6.12)—обещанный Мессия, Спаситель. В оригиналеимеет также значение «слава» (ср. Ис 11.10; 53.2; От 5.5; 22.16).

отр`ебие

(Иов30.8)—отбросы, охвостье; отверженные ничтожества, безымянные и ничтожные люди;изверги, негодяи.

отрев`ать

(Пс87.15)—отвергать.

отр`одие

(Чис32.14)—отрасль, потомство.

`отрок

—мальчик ввозрасте от 12 лет (Лк 2.42-43) до 16 лет (Быт 21.16), но в некоторых случаях ибольше, ибо Иосифу (Быт 37.30) было 17 лет (Быт 37.2), а Исааку (Быт 22.12) иАвессалому (2Ц 18.5) и того больше (25-30лет) (также и Соломону—3Ц 3.7) (ср.Есф 2.2; Иол 3.3). В Быт 22.3,5 это слово употреблено в отношении взрослых слуг(ср. 2Ц 1.15; Иов 1.15), в Лк 1.54—ко всему Израилю, а в Ис 42.1—к СамомуГосподу. (См. юноша)

отроков`ица

—девица ввозрасте 16-18 лет.

`Отче

(старослав.)—форма звательного падежа слова Отец.

Оф`ел

(возвышение)(2Пар 27.3; 33.14; Неем 3.26,27; 11.21; Ис 32.14)—южная часть храмового холма вИерусалиме; застроенная часть или отдельные строения южнее храма и царскогодворца.

`Офи

(усталый,утомленный) (Иер 40.8)—из Нетофафы, отец (предок) некоторых вое­начальников приГодолии.

Оф`ир

(Быт 10.29; 3Ц9.28; 10.11; 22.48; 1Пар 1.23; 29.4; 2Пар 8.18; 9.10; Иов 22.24; 28.16; Пс44.10; Ис 13.12)—один из сыновей Иоктана и земля, которую населяли его потомки.Как полагают, эта страна, богатая золотом, была расположена в прибрежной частиИндии или юго-восточной Аравии, связанной торговлей с Индией. (См. Парваим)

`Офни

—а) (1Ц 1.3;2.34; 4.4,11,17)—один из сыновей Илия, священника в Силоме. Погиб в один деньсо своим братом Финеесом, как и было предсказано человеком Божиим (1Ц 2.27-34)и отроком Самуилом (1Ц 3.11-14);

б) (1Пар 26.7)—левит, один изпотомков Овед-Едома, привратник у южных ворот храма.

`Офра

(задний)—а) (Нав18.23; 1Ц 13.17; Мих 1.10)—аналог. Аввим;

б) (Суд 6.11,24; 8.27,32;9.5)—город удела Манассиина, по-видимому, в районе Сихема;

в) (1Пар 4.14)—сын (потомок)Меонофая из колена Иудина.

Ох`озия

(которогоподдерживает Иегова)—а) (3Ц 22.40.51; 4Ц 1.2,5,18; 2Пар 20.35,37)—сын и преемникАхава, царь израильский, царствовавший в Самарии два года и не отступавший отвсех грехов своего отца;

б) (4Ц 8.24-26,29;9.16,21,23,27,29; 10.13; 11.1,2; 13.1; 1Пар 3.11; 2Пар 21.17; 22.1,2,6-11)—сыни наследник Иорама, царь иудейский, царствовавший в Иерусалиме один год. Был вродстве с домом Ахава и подпал под его влияние (во 2Пар 25.23 назван Иоахаз).

Охр`ан

(смущенный)(Чис 1.13; 2.27; 7.72,77; 10.16)—отец (предок) Пагиила.

Оц`ем

—а) (1Пар2.15)—аналог. Аминадав,г;

б) (1Пар 2.25)—аналог. Ахия,д.

очист`илище

(Евр9.5)—крышка ковчега откровения, над которой Бог открывался Моисею (Исх 30.6), ик которой Аарон являлся раз в год с жертвенной кровью в день очищения (Лев 16.2,34).(См. очищение)

очищ`ение

—обрядосвобождения от нечистоты или греха (Лев 16.34). Очищением называлось также посвящениелевитов на служение (Чис 8.6-22). Очищение имеет глубокий символический смысл,ибо омовение и соответствующее жертвоприношение означают не омытие физическойнечистоты, но освобождение от губящего действия нечистоты духовной (ср. Лев1.40—омыть требовалось не рот или руки, но одежды; также по Мф 15.11,20—человекможет есть немытые овощи, болеть, но быть чистым пред Богом и людьми, а другой—тщательномыть и руки и овощи, но оставаться по своим делам и речам нечистым). Крометого, слово «очищение», употребленное в некоторых местах оригинала, несет смысл«примирить» и «заступить» (как в Чис 16.46; 25.13). Отсюда и значение названиякрышки ковчега откровения—«очистилище» (см.). По закону очищение требовалось вследующих четырех случаях: в случае прикосновения к мертвому (Лев 5.2-3; Чис6.9; 19); в случаях истечений из тела (Лев 5.3; 15); матери после рожденияребенка (Лев 12; Лк 2.22) и в случае (а не для!) исцеления от проказы (Лев14.1-32; Лк 5.13-14). (См. также освящение)

очищ`ения день

—см.день очищения.