Сопоставление новозаветных и ветхозаветных пророков

В основе взглядов евангелических богословов на современные пророчества лежит гипотетическое различие между богодухновенностью пророков Ветхого и Нового Завета. Уэйн Грудем пишет: «Существует мало оснований думать, что в новозаветной церкви существовали пророки, способные говорить теми же словами, что и Бог (с непререкаемым «абсолютным Божественным авторитетом»), и написать книги, которые были бы включены в Новый Завет. С другой стороны, в Новом Завете мы видим заметную группу людей, слова которых имели «абсолютный Божественный авторитет», и которые действительно были авторами большинства книг этой части Библии. Этих людей, однако, называют не «пророками», а «апостолами». Во многих отношениях они напоминают пророков Ветхого Завета».

Грудем считает, что ветхозаветные пророки, а также апостолы и их единомышленники, написавшие Новый Завет, обладали богодухновенным Словом и, следовательно, непогрешимостью. Однако пророки Нового Завета, упомянутые в «Деяниях святых апостолов» и «Первом послании к Коринфянам», таких качеств, якобы, не имели. По мнению Грудема, весть новозаветных пророков — это «сообщение о том, на что спонтанно обращает внимание Бог». На вопрос «Тождественно ли подобное пророчество Слову Божьему?» этот автор отвечает так: «Конечно, нет, в том смысле, который мы обычно вкладываем в выражение «слово Божье», а именно, когда мы имеем в виду «слова Библии, неизменно безошибочные и имеющие абсолютный Божественный авторитет». Напротив, в произнесенных пророчествах возможны ошибки. Вот почему ап. Павел говорит: «А прочие пусть рассуждают» (1 Кор. 14:29) и «пророчества не уничижайте; все испытывайте, хорошего держитесь» (1 Фес. 5:20-21). Он бы не сказал этого, если бы пророчества являлись истинным Словом Божьим в том смысле, каким является Священное Писание. Поэтому пророчества должны иметь гораздо меньший авторитет, чем Писание».

Эта разница играет для Грудема важную роль и по отношению к современным пророкам. Он признает существование в Церкви таких пророков, но отождествляет их с пророками Нового Завета, поскольку, как мы говорили, современные пророки часто совершают ошибки. Грудем при этом говорит: «Вот почему я думаю, что некоторые харизматы заблуждаются, когда начинают пророчествовать со слов: «Так говорит Господь…», как будто они никогда не ошибались, а их пророчества на 100 процентов соответствовали Библии, Слову Божьему, без даже малейшего намека на отсутствие чистоты или совершенства. Было бы гораздо лучше начинать пророчество словами: «Я думаю, что Господь говорит мне…» или «я думаю, что Бог внушил мне…». Это ни в коей мере не снизит действенность того, что действительно приходит от Господа. В заключение хочу сказать, что современные (а также новозаветные) пророчества — это просто человеческие слова, сообщающие то, на что обратил внимание Бог. В то же время пророчества, записанные в Ветхом Завете, были сделаны людьми, говорившими словами Бога, чтобы передать то, что им сообщил Бог». Для адвентистов, придерживающихся взглядов Грудема, это замечание дает удобный повод отделаться от необходимости разъяснения некоторых трудных высказываний Елены Уайт. Но правильно ли это?

Слова «пророк» и «пророки» встречаются в Новом Завете примерно 150 раз, главным образом в текстах Евангелий (86 раз) и книге «Деяния святых апостолов» (30 раз). В значительном большинстве случаев слово «пророк» в Новом Завете имеет отношение к ветхозаветным пророкам, и лишь несколько раз оно использовано, когда речь идет о людях, живших во времена Нового Завета.

Среди новозаветных дохристианских пророков мы встречаем Захарию, который «исполнился Святого Духа и пророчествовал» (Лук. 1:67), его жену Елисавету, которая, также «исполнившись Святого Духа», приветствовала Марию, Матерь Господа (Лук. 1:41–43), а также видим Симеона и Анну в храме (Лук. 2:25–32; 36–38). Все они были благочестивыми иудеями.

Самым выдающимся дохристианским пророком в Новом Завете был Иоанн Креститель. Ни о ком из пророков не говорится, что он был исполнен Святого Духа «еще от чрева матери своей» (Лук. 1:15). Другие пророки, даже если они и были выбраны Богом до своего рождения (Иер. 1:5), исполнялись Духа Святого и получали особое поручение уже во взрослом возрасте. Иоанн Креститель от них отличался. Он — пророк, исполненный Святого Духа от рождения. Иоанн Креститель был не только Предтечей Мессии (Матф. 3:1–3), но ожидаемым эсхатологическим пророком, «Илией, которому должно придти» (Матф. 11:14).

В тексте Нового Завета Иисус именуется пророком примерно 20 раз. В большинстве случаев именно люди называли Его так: «Народ же говорил: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского» (Матф. 21:11). В Лук. 24:19 двое учеников Христа по пути в Еммаус назвали Иисуса пророком, а в Марк. 6:4 и Лук. 4:24 Иисус косвенно указывает на Себя как на пророка, ссылаясь на общее мнение.

Во времена Нового Завета, помимо пророков и учителей, живших в Антиохии, — «Варнавы, и Симеона, называемого Нигер, и Луция Киринеянина, и Манаила… и Савла» (Деян. 13:1), единственными упоминаемыми в Новом Завете по имени пророками были «Иуда и Сила» (Деян. 15:32), а также«некто пророк, именем Агав» (Деян. 21:10). К этой группе необходимо добавить четырех дочерей Филиппа-благовестника (Деян. 21:9), хотя их имена нам не известны. Другие не названные по имени пророки упоминаются в Деян. 11:27 и 1 Кор. 14:29–32. В Еф. 4:11–12 ап. Павел сообщает нам, что Бог поставил в Церкви «одних Апостолами, других пророками, иных пастырями и учителями..». Аналогично в 1 Кор. 12:28–29 Павел упоминает дар пророчества среди прочих духовных даров.