Библиотека soteria.ru
Библия и только Библия!
Игорь Котенко
Дата публикации: 07.09.13 Просмотров: 1056 Все тексты автора Игорь Котенко
В начале нашего семинара мы говорили об особом основополагающем принципе исследований, который научно называется “solo scriptura”, или «Библия и только Библия». Хороший, сильный принцип. Но для многих звучащий слишком вызывающе. Очень часто в ответ на заявление «только Библия и ничего кроме Библии» можно услышать — «о! а чё так?».
И действительно, как то даже неудобно становится, когда тебя так конкретно припирают к стенке аргументом, типа «ведь есть же и другие священные книги… а ты тут типа нашу свободу ограничиваешь, навязываешь нам культ Библии, в секту заманиваешь». Попробуем сегодня ответить на эти высказывания и возражения.
Действительно, всякие разговоры о какой либо исключительности в вопросах вероучения, тем более в такой императивной форме, как вот «только так и не иначе» — от таких высказываний отдаёт духом сектантства. Поэтому и мы не будем вдаваться в эту крайность, но лучше обратим внимание наше на высказывание Павла из 1 Фес. 5:21. Все испытывайте, хорошего держитесь. Во всех вопросах нам лучше всего определиться – где «правый уклон» а где «левый», и насколько это возможно, избегать крайностей, придерживаясь разумной середины. Вот в данном высказывании Павла эта самая разумная середина хорошо видна. Павел не запрещает читать, изучать, но говорит «всё испытывайте». Вспомните благомысленных Верийцев. Это с одной стороны. Но с другой стороны всё таки, «хорошего держитесь» — по принципе «точно ли это так». Вспомните, каким инструментом пользовались эти благомысленные братия из Верии? Вспомнили? Что они там читали и разбирали? Коран? Бхагавадгиту?
Поэтому и нам не вредно будет изучить некоторые свидетельства самой Библии о собственной исключительности. Чтобы работать и исследовать, не впадая в крайности – без излишнего консерватизма с одной стороны, типа «нельзя и всё тут…». И с другой стороны также без излишней вседозволенности, типа «а, давай всё в одну бочку сольём все религии, а потом разберёмся и придумаем единую новую религию…» — вот между двумя этими крайностями нам и нужно найти середину. Попробуем!
И для начала нам нужно признать, что вообще-то, так называемых священных книг существует множество. Практически каждая древняя «мировая религия» (например, Ислам, Буддизм или Индуизм, или Джайнизм) имеет своё собрание священных текстов. Эти тексты и книги считаются и почитаются как данные свыше, произошедшие от некого высшего разума или божества. Исторически сложилось так, что эти самые многочисленные «Священные писания» в повествуют в том числе и о происхождении мира, о его сакральном устройстве, о мифических прародителях человека и первых людях. Большое место уделяется проведению священных обрядов и церемоний, рассказывается о нормах и законах бытия. И таким образом, Библия в данном длинном списке предстаёт, как бы «одной из…» а всякое высказывание о принципе «соло скриптура» воспринимается как святотатство, пропаганду культа и затягивание в секту.
Но признавая этот факт, мы также должны признать и то, что все религии признают существование добра и зла, и не только существование но и конфликт между добром и злом. И вот это та опорная точка, которая позволит нам оттолкнуться от крайности «Библия одна из…» и прийти к взвешенному и разумному выводу – «Библия и только Библия». Но на этом пути непременно нужно пройти стадию «о! а чё так?».
Не нужно бояться этого вопроса «а почему?». Просто разберёмся и сделаем выводы. То есть сначала разберёмся, без демагогии и без предпосылок – честно разберёмся. А потом уже разобравшись, будем делать выводы.
И наверное даже не будем опираться на домыслы, хотя можно было бы и поразмышлять на тему – вот если бы Библия была «одной из» — было бы об этом как то сказано в самой Библии или нет? Возможно и было бы сказано. Но нам лучше не делать опоры на этот или другие подобные тезисы. Всё таки это ложный путь, это домыслы и философия а домыслы и философия это не для нас. Пусть лучше сама Библия убедит нас в том, что она не «одна из…» а Библия и только Библия и ничего кроме Библии.
Итак, с самых первых высказываний Библии на нас обрушивается огромное количество очень важной информации. Бог творит мир! Бог творит мир при помощи только одного орудия — Своего слова! Сказал — и стало так как сказал! И главная линия во всём этом повествовании – это линия истории. Сотворение земли берется за исходную точку. Бог не только создал пространство и материю – Бог запустил ВРЕМЯ! Время пошло! Читая Библию, мы как бы двигаемся по оси времени. И двигаемся достаточно быстро. Но, если присмотримся внимательно, то можно увидеть, что библейское повествование это не «классическая история» земной цивилизации. Библия показывает нам совершенно другую историю – историю отношений Бога и Его народа. Историю зарождения, развития и совершенствования отношений между Богом и Его народом.
Сначала Адам… ну Адам он всё-таки первый грешник, и после третьей главы Бытия о нём почти ничего не говорится, с кем он и за кого. А вот Авель – он явно с Богом, потому как и поступает так как Бог велел. Невзирая на пример старшего брата, и неизвестно ещё что там было кроме примера и какие у них с братаном раньше были разборки по поводу чина богослужения. И, невзирая на все опасности, Авель всё-таки поступает по закону, за что и имеет чисто криминальный исход. Всё как у нас.
Потом Енох, сын Иареда, который, тоже кстати, недолго жил, всего триста шестьдесят пять лет… И потом Бог взял его. Потому что «ходил Енох пред Богом». И это всё что нам известно о нём. Разве что вот ещё высказывание Иуды 1:14 «се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих…»
Потом Ной, тот самый, который проповедовал о потопе. Про Ноя уже сказано гораздо больше. И более того, с этого момента Библия начинает повествование не только о событиях вообще но и о ВЗАИМОДЕЙСТВИИ между Богом и Его избранными людьми. Именно о взаимодействии. Бог и человек встретились и Бог распределил обязанности. Человеку – построить ковчег, Богу – организовать потоп. Обратите внимание на то, что хотя Бог определил примерные сроки для строительства, но нигде не сказано, что Бог назначил конкретную дату, и , типа, если не уложишься в график, то тебе конец… Бог всё таки подстраивался под темпы строительства. Всякому понятно, что работа может затянуться – проблемы у поставщиков, у смежников, волатильность рынка, гастарбайтеры и прочие проблемы… То есть здесь мы видим первый пример именно СОТРУДНИЧЕСТВА Бога и человека. С этого времени Библия фокусируется на отношениях Бога и одного человека, или по крайней мере человека и его семьи, скажем так.
В этом смысле следующий эпизод со строителями Вавилонской башни является наверное последним из глобальных социальных катаклизмов. И, наверное можно добавить – системообразующий катаклизм, если так можно выразиться… Потому что прежняя система была разрушена и вместо неё построена другая. До этого был ещё такой «природный» системообразующий катаклизм – потоп. Там тоже прежнее всё было разрушено настолько, что потом всё пошло совершенно по другому , глобально по другому! Бог даже изменил некоторые основополагающие установки – например, о пище.
Вавилон это такой же глобальный катаклизм, только не природный а социальный. Катаклизм произведённый непосредственным вмешательством Бога. И после этого вмешательства всё устройство общества стало совершенно другим! Появились разные народы, разные языки. Появились границы. Произошло разделение всего общества.
Да, но как это связать с нашей сегодняшней темой? А так что эта история с Вавилоном имеет самое непосредственное отношение к нашей теме об исключительности Библии! Мы должны признать, что каждая из существующих «священных книг» существует не сама по себе, а произведена в рамках определённого народа, определённого языка, определённых «границ». Это разделение произвёл Бог искусственным путём в ответ на всеобщее объединение людей в противлении воле Всевышнего. Но – ведь строительство Вавилонской башни это был дерзкий демарш сформировавшегося лагеря отступников перед Богом! И даже после принудительного завершения строительства – эти отступники ведь не покаялись и не обратились! Разделением языков Бог только ослабил лагерь язычников, но само отступление и противление Богу как было, так и осталось. И те религии, которые продолжили развиваться обособленно, в границах каждого народа, несли на себе отпечаток этого противления Богу, отступления и язычества.
И вот ещё один пролет истории переносит нас в эпоху патриархов.
Авраам. Первый среди настоящих патриархов. Начиная с Авраама познание истинного Бога передавалось из поколения в поколение. Нужно заметить что предки Авраама не отличались особой приверженностью истине. Да, истина передавалась из поколения в поколение просто как информация, но не укреплялась в сердцах и не реализовывалась в жизни. В этом смысле Авраама можно считать настоящим духовным сыном Божьим. Он приобрёл веру не по наследству. И тем самым заслужил благоволение Божье и великие обетования.
Вообще, вся эта история с Авраамом она очень интересно начинается. Давайте прочтём вместе:
И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные. Быт. 12:1-3.
Обращает на себя внимание один такой факт, что сам Авраам вообще никак не выделяется среди других своих родственников. По крайней мере по тексту Библии не видно, и в предыдущем родословном перечислении как то никакого внимания на себя не обращает. Совсем. И даже факт что детей у Авраама не было и не предвиделось, хотя и озвучен в 11 главе Бытия, но… это ж надо очень внимательно сразу читать чтобы сразу увидеть. И больше совершенно ничего такого что могло бы как то выделить Аврама (так его тогда звали) среди других. Возможно в Библии специально так написано, чтобы подчеркнуть, что Аврам ничем таким особым не отличался и никоим образом не пытался ЗАСЛУЖИТЬ это самое величайшее обетование. Никакого конкурса, никакой конкуренции, никакой борьбы за первенство! Бог обратился к Авраму – Аврам откликнулся и пошёл!
Обратите внимание на то, что в первом же Своём обращении к Аврааму, Бог сразу выкладывает всё – и деловое предложение и все Свои планы насчёт Аврама и его потомков, и обетования о благословениях. Всё сразу! И наша сегодняшняя тема о Библии приобретает здесь новое развитие и смысл. В Своём обращении Бог чётко проговаривает – Авраам избран для того, чтобы быть хранителем и вестником истины. Из поколения в поколение потомки Авраама будут нести познание об истинном Боге. И даже больше сказано: «и благословятся в тебе все племена земные» — это уже очень сильно! Настолько сильно что здесь уже можно было бы и закончить разговор об исключительности Библии как откровения Божьего. Но мы всё таки для большей уверенности ещё продолжим.
Вот внуки Авраама в огромном количестве – целых двенадцать братьев, дружной толпой шествуют, чтобы исполнить Божье повеление и обетование. Куда они идут? В Египет, конечно! Вернее их там одиннадцать, а двенадцатый уже на месте, готовит приём.
Вот по прошествии двух с лишним столетий, огромнейшая толпа потомков Авраама, опять же по обетованию, покидает Египет, чтобы обосноваться в обетованной земле. Число этих людей – когда их посчитали всех уже в пустыне, составило 603550 только взрослых мужчин.
И вот это огромное людское море у горы Синай – все стоят и слушают Бога Всевышнего. И вот что сказано в слух их:
вы видели, что Я сделал Египтянам, и как Я носил вас как бы на орлиных крыльях, и принес вас к Себе; итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым; Исх 19:4-6.
Много раз, обращаясь к Израилю Бог повторяет и подчёркивает – Израиль – единственный, избранный народ, избранный из всех народов, какие есть на земле. Народ предназначенный для особой миссии. Снова и снова Бог повторяет:
И сказал Господь Моисею: вот, Я заключаю завет: пред всем народом твоим соделаю чудеса, каких не было по всей земле и ни у каких народов; и увидит весь народ, среди которого ты находишься, дело Господа; ибо страшно будет то, что Я сделаю для тебя; Исход 34:10
и сказал Я вам: вы владейте землею их, и вам отдаю в наследие землю, в которой течет молоко и мед. Я Господь, Бог ваш, Который отделил вас от всех народов. Левит 20:24
итак храните и исполняйте их, ибо в этом мудрость ваша и разум ваш пред глазами народов, которые, услышав о всех сих постановлениях, скажут: только этот великий народ есть народ мудрый и разумный. Второзаконие 4:6
Не последуйте иным богам, богам тех народов, которые будут вокруг вас; Второзаконие 6:14
И вот пожалуй самое сильное высказывание по этому поводу – это речь Моисея во Второзаконии 7 главе. Это прощальное слово Моисея, великого пророка Божия. Здесь вообще высочайшая риторика. И вот что сказано:
ибо ты народ святый у Господа, Бога твоего: тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле. Не потому, чтобы вы были многочисленнее всех народов, принял вас Господь и избрал вас, — ибо вы малочисленнее всех народов, — но потому, что любит вас Господь, и для того, чтобы сохранить клятву, которою Он клялся отцам вашим, вывел вас Господь рукою крепкою и мышцею высокою и освободил тебя из дома рабства, из руки фараона, царя Египетского. Итак знай, что Господь, Бог твой, есть Бог, Бог верный, Который хранит завет Свой и милость к любящим Его и сохраняющим заповеди Его до тысячи родов, и воздает ненавидящим Его в лице их, погубляя их; Он не замедлит, ненавидящему Его самому лично воздаст. Итак, соблюдай заповеди и постановления и законы, которые сегодня заповедую тебе исполнять. Второзаконие 7:6-11.
Здесь сказано всё, чётко, сильно и конкретно и добавить уже нечего.
Евангелие от Матфея начинается родословием Христа. И первое имя, которое в нём, это имя Авраама. Потом Исаак, Иаков… Иессей, Давид и Соломон… Всё это поколения израильтян, евреев, носителей Божьего обетования. Спаситель мира Христос родился среди народа Израиля и был по плоти, или по национальности – еврей! Хотим мы того или нет, но миссия Израильского народа именно в том и заключалась, чтобы от них произошёл Спаситель мира.
Ни одна другая мировая религия не содержит учения о спасении и о Спасителе. Ни одна религия мира не может предложить миру то, что предлагает Библия, а именно учение о том, что Бог стал человеком и принёс Самого Себя в жертву для искупления грехов всего человечества и каждого человека в отдельности. Нет больше ничего подобного ни в одной другой «священной» книге! Эта истина, эта весть звучит исключительно со страниц Библии! И в этом её исключительность!
И вот, после того, как Христос исполнил свою миссию, Он направил своих учеников проповедовать истину ВСЕМ НАРОДАМ на земле! Вот как сказано: И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь. Матф. 28:18-20.
Здесь тоже всё сказано, ясно и конкретно, и добавить нечего.
Итак. Библия и только Библия! И ничего кроме Библии! И на этом можно закончить. На вопрос «а чё так?» по поводу исключительности Библии мы возможно ответили.
Однако вопросы наверное всё таки остались. Библия закончена и запечатана обетованием, но это было так давно… А что дальше? Бог молчит с тех пор, и никому ни слова не говорил? И ещё многие другие вопросы возникают. Попробуем разобраться с ними, но это уже будет следующее постовое сообщение. А пока ещё раз – Библия и только Библия и ничего кроме Библии! Аминь!