4. Сила любви

Освободившись после девятнадцатилетнего пребывания на каторге, Жан Вальжан обнаруживает, что ни один хозяин гостиницы не хочет принимать его. Хотя у него есть деньги и он держит себя вполне пристойно, никто не предоставляет ему ночлега: он бывший каторжник. После того как один местный житель отказался дать ему тарелку супа и предоставить отдых под навесом сада, изможденный путник, замерзая на холодном ветру, пробрался в небольшое строение в соседнем саду и увидел там вполне удобную соломенную подстилку. Но не успел он расстегнуть ремни ранца, как где-то на улице раздался грозный лай. В следующее мгновение в проходе показалась голова огромного пса — Жан оказался в собачьей конуре!

Вальжан бросился бежать, но сердитый пес успел порвать его и без того рваную одежду. Вальжан выбрался из сада, перепрыгнул еще через один забор и в конце концов присел на большой камень. «Меня гонят даже собаки!» — сказал он.

Униженный путник отправился скитаться дальше. Вскоре он увидел каменную скамью, расположенную напротив городской типографии, и решил прямо здесь устроиться на ночлег. Едва он прилег, как к нему подошла старая женщина и сказала, что на другом конце площади, в маленьком домике, он может найти бесплатный приют. Вальжан постучал в эту дверь, и его тепло встретили в доме епископа Мириэля. Добрый священник дал несчастному бывшему заключенному еду, одежду, бесплатный ночлег и помог восстановить силы. Путник был поражен таким гостеприимством хозяина дома и его заботой.

После короткого, но глубокого сна бывший каторжник проснулся. Он проник на кухню, взял столовое серебро своего благодетеля и убежал в ночь. Спустя некоторое время жандармы арестовали Вальжана, обнаружив у него серебро, и повели его к священнику. Они уже были готовы отправить его в тюрьму. И тут Вальжан поразился, когда епископ Мириэль вмешался в ситуацию. «Ах, это вы! — воскликнул он, обращаясь к Жану Вальжану, а затем объяснил жандармам: — Это недоразумение».

Когда все направились из дома, епископ сказал бывшему узнику: «Друг мой! Не забудьте захватить подсвечники», и Мириэль взял два серебряных подсвечника и отдал Жану Вальжану.

Этот акт любви и прощения изменил Вальжана. Он стал работать, а позднее возглавил завод и прославился своим сострадательным и честным отношением к рабочим. Горожане выдвигают его кандидатом на муниципальных выборах, и он побеждает на них. О его милосердии знают все.

Роман «Отверженные», в котором рассказывается, как бывший каторжник Жан Вальжан узнал, что такое бескорыстная любовь священника, и сам стал с любовью относиться к окружающим людям, мало кого из читателей девятнадцатого века оставил равнодушным, а сегодня побудил театры к созданию популярного мюзикла. Такая бескорыстная и самоотверженная любовь не оставляет людей равнодушными, и роман «Отверженные» действительно считается классическим произведением Виктора Гюго. Но любовь, проявленная епископом, а позднее и Жаном Вальжаном, — это не просто художественный вымысел.

Такая любовь может существовать. И она показывает последний аспект реальной

жизни в действии. Вероятно, это самая важная реальность, способная помочь

неблагополучным семьям, потому что, когда мы дарим любовь, те, кто в ней

нуждается, — самые близкие наши родные — возрождаются и обретают надежду.

Вот в чем состоит шестая реальность: любовь является самым мощным оружием

добра в этом мире. Французский писатель Гюго показал, как бескорыстная любовь

священника помогла Жану Вальжану любить ближнего, причем любить так же

самоотверженно: Вальжан творил добро даже тогда, когда это стоило ему личного

комфорта и угрожало его интересам. Гюго как-то написал: «Самое большое счастье

в жизни — это убеждение в том, что мы любимы».9

Многие согласны с писателем. Зигмунд Фрейд сказал: «Любовь — это первое

условие умственного здоровья».10 Уильям Джеймс заметил: «Глубочайшим принципом человеческой природы является страстное желание быть признанным».11 Религиозные и светские руководители сегодня признают, что любовь занимает центральное место в поисках человеком смысла жизни. И остается сожалеть, что главное внимание современного мира направлено не на то, чтобы дарить любовь, а на то, чтобы ее получать.

Большинство супругов, сидящих в моем кабинете, говорят об отсутствии любви, привязанности, признательности, которые они испытывали друг к другу в течение многих лет. Их чувство любви иссякло, но им его так не хватает! И мне понятна их нужда. Я убежден, что любовь является самой глубокой эмоциональной потребностью человека. Проблема неблагополучных семей состоит в том, что мы больше думаем, как получить любовь, нежели как ее дарить. Многие мужья говорят: «Будь она чуточку нежнее, тогда бы я ответил ей; но когда она не проявляет ко мне никакой нежности, мне хочется держаться от нее подальше». Прежде чем любить самому, он ждет любви. Однако кто-то должен проявить инициативу. Почему это обязательно должен быть кто-то другой?

Последний принцип реальной жизни утверждает, что любовь является самым мощным оружием добра, и это особенно актуально для семейной жизни. Проблема многих мужей и жен состоит в том, что они воспринимают любовь как эмоцию. На самом деле любовь — это взгляд человека на мир и соответствующее этому взгляду поведение. Она воздействует на эмоции, но сама по себе не является эмоцией. Любовь — это убеждение, при котором человек говорит: «Я желаю тебе добра. Как мне тебе помочь?». И такая любовь выражается в действиях.

Любовь как действие

Так называемое золотое правило нравственности гласит: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы другие поступали с тобой».12 Фактически это и есть определение любви. Любовь есть действия, которые зарождаются в мыслях. Любовь ведет свое происхождение от такого взгляда: «Я собираюсь сделать для него или для нее что-нибудь хорошее». Любовь — это когда ты для другого человека делаешь то, чего хотел бы дождаться от него.

Факт, что любовь — это не столько эмоции, сколько действия, означает, что я могу

любить супруга или супругу даже тогда, когда не испытываю при этом теплых

эмоций. Мы можем испытывать негативные эмоции и все равно любить своих

мужей и жен. Вот почему в первом столетии апостол Павел написал мужьям:

«Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее

[сознательно выбрав смерть на кресте]».13 В другом своем послании Павел

призывал пожилых женщин вразумлять «молодых любить мужей».14 Любви можно

научиться, потому что это не эмоция.

Если мы понимаем, что любовь есть образ мысли и поведения, мы любим своих супругов даже тогда, когда испытываем по отношению к ним отрицательные эмоции. Наши действия любви стимулируют в партнерах позитивные эмоции, которые побуждают дорогих нашему сердцу людей отвечать взаимностью. Таким образом, чувство любви вырастает из действий любви.

Эмоциональное тепло может возродиться в семейной жизни, но оно является результатом действий, продиктованных любовью. Если мы будем только ждать благожелательных эмоций в свой адрес, то надежды могут оказаться напрасными; но если начнем на деле проявлять любовь по отношению к супругам, мы тем самым положим начало процессу, стимулирующему рост теплых чувств.