7. Расовая теория

Из всех способов уклонения от разбора характера социальных и моральных воздействий на разум человека самый распространенный — объяснение разнообразия поведения и характера человека наследственными природными признаками.

Джон Стюарт Милл

Совершенно ясно, что большинство физических признаков, обсуждавшихся в последней главе, почти или совсем не имеют прямого социального значения. Физическое строение человека может играть какую-то роль в овладении им той или иной профессией, но едва ли мастер, который набирает грузчиков, или преподаватель, принимающий экзамен на медицинском факультете, примет во внимание форму головы или количество меланина в коже. Если бы вас попросили составить список общественно необходимых качеств, вы, несомненно, назвали бы ровный характер, здоровье и энергию, интеллект и инициативу, безупречное поведение, но отнюдь не какой-нибудь определенный цвет глаз или форму носа. Однако, возможно, некоторые и стали бы утверждать, что существует связь, скажем, между пигментацией кожи и поведением. Сошлемся, например, на Ломброзо и его описание негров:

«Даже если он одет как европеец и перенял обычаи современной культуры, уж чересчур часто у него остается неуважение к жизни сограждан, равнодушие к жизни вообще, широко распространенное у всех диких народов. Убийство для них обычное явление…»

Это довольно тщательно разработанное положение ясно обнаруживает свои неприглядные черты, если его пытаются использовать на практике. К примеру, иные белые, живущие в Южной Африке, когда затрагивается вопрос о положении негров в ЮАР, заявляют: «Черные перебьют всех белых в стране, если им дать хоть половину шанса». К разбору подобных воззрений мы вернемся несколько позже, а сейчас попытаемся беспристрастно изложить данные, которыми мы располагаем, о различиях в поведении (психологии) людей, относящихся к разным группам. Эту задачу сильно затрудняет то обстоятельство, что измерить интеллектуальные или моральные свойства людей неизмеримо сложнее, нежели их: рост или мышечную силу. Кроме того, нельзя по списку признаков поведения последовательно сравнивать разные группы людей. Единственное, что мы в состоянии сделать — это отобрать из разнообразной доступной нам информации наиболее существенные факты и показать, как они освещают определенные закономерности.

Интеллектуальные способности

При исследовании поведения человека мы прежде всего исходим из того, что принято называть интеллектуальностью . Измерение интеллектуальности, как правило, выполняется посредством самых различных тестов. И хотя подобного рода тесты не могут в полном объеме определить технические или математические способности, уравновешенность характера, инициативу и моральные воззрений, но высокий показатель интеллектуальности дает нам право с полным основанием говорить о развитых речевых способностях исследуемого (даже когда сам тест не устный). Как правило, наивысшие показатели в тестах на интеллектуальность отмечены у преподавателей университетов, а также представителей других профессий, так или иначе связанных с процессом обучения. Это и не удивительно, ибо тесты разработаны преподавателями. Однако подобная односторонность тестов на интеллектуальность вовсе не означает их бесполезности: тесты являются результатом исследования, представляющего собой ценную попытку получить объективное и количественное выражение очень важного человеческого качества. Более того, в широких масштабах тесты на интеллектуальность принесли несомненную пользу, например в армиях Великобритании и США, где они успешно применялись (наряду с другими тестами) при отборе новобранцев для обучения их различным специальностям.

Однако первоначально тесты на интеллектуальность были разработаны для определения способности ребенка к обучению (позднее мы увидим, что и в этом случае тесты обладают целым рядом недостатков). Для этой задачи желательно было иметь систему, которая позволила бы преподавателям и психологам сравнивать детей разного возраста. Коэффициент интеллектуальности (КИ) — как мы будем его обозначать — вполне отвечает этим требованиям. Метод измерения по тесту на интеллектуальность заключается в следующем. Большому числу школьников всех возрастов — от пяти до четырнадцати лет — данной группы населения (например, Лондона) предлагается определенный тест. По полученным ответам вырабатывается средняя норма для каждого возраста. Затем тест предлагается любому ребенку, и его ответ сравнивается с нормой. Если десятилетний ребенок набирает норму для десятилетних, это означает, что его умственное развитие («умственный возраст») полностью соответствует норме; если же десятилетний ребенок наберет среднюю оценку для одиннадцатилетнего, то говорят, что развитие выше нормы (что позволяет некоторым называть его «скороспелым»).

КИ вычисляется следующим образом:

КИ = «Умственный возраст»х100 / Фактический возраст.

Поэтому КИ десятилетнего ребенка, имеющего «умственный возраст» одиннадцатилетнего, будет равен 110. До четырнадцати лет «умственный возраст» непрерывно увеличивается, а затем этот процесс замедляется. Английские специалисты считают, что высшее образование принесет ребенку пользу только в том случае, если его КИ будет равен 120 или более.

Дети с КИ меньше 70 расцениваются как тупые, умственно отсталые и, возможно, нуждающиеся в специальном обучении.

Поскольку КИ вычисляется путем сравнения «умственного возраста»с фактическим, его нельзя применять к взрослым. Как правило, КИ сорокалетнего мужчины не будет больше КИ, который он набрал в двадцать лет: он стал вдвое старше, но его «умственный возраст» почти (или совсем) не изменился. Поэтому в этой и двух следующих главах при анализе результатов, полученных в тестах на интеллектуалность взрослыми различных групп населения, мы будем применять букву «И» независимо от взятого набора тестов. Слово «интеллектуальность», как и «раса», обычно употребляется в самых разных значениях; обсуждать их мы здесь не будем, а просто постараемся ими не пользоваться.

Сравнивая средние значения интеллектуальности, скажем, американских негров и белых, мы не сможем правильно истолковать результаты тестов, если не будем знать, как влияют на умственные способности наследственность и среда. Многие ученые утверждали (а находятся такие, которые и сейчас утверждают это), что результаты тестов на интеллектуальность не зависят от изменений в среде, например различия в здоровье или образовании не отражаются на коэффициенте интеллектуальности. Общебиологические принципы, о которых мы говорили в гл. 1, дают нам право сомневаться в справедливости такого рода утверждений. Кроме того, мы располагаем рядом прямых доказательств того, что на умственные способности значительное влияние оказывают не только генетические различия между индивидуумами, но и различия в окружающей их среде.

Болезнь, несчастные случаи и недоедание могут повлиять на умственные способности человека, но только в исключительных случаях. А вот изменения, длящиеся годами, и в особенности те, что происходят с ребенком в первые семь лет его жизни, оказывают более стойкое воздействие. Как установлено, детский сад и школьное обучение влияют на развитие ребенка сильнее, чем экономическое положение или культурное развитие семьи. Воздействие обучения сказалось в повышении КИ у негритянских детей, привезенных родителями из сельскохозяйственных районов США в города. Чем раньше они попадают в город, тем быстрее их КИ приближается в среднем к КИ белых детей, обучающихся в тех же школах.

Наибольшее количество исследований по изучению расовых и национальных различий в умственных способностях людей проведены именно в США, где, как известно, очень смешанное население. Установлено, что грамотные негры в среднем имеют более низкие показатели, чем грамотные белые, — это выяснилось во время обследований новобранцев в 1917 г. Отмечено также, что средний И новобранцев, взятых в армию из разных штатов, очень различался, хотя в каждом штате средний показатель для негров был всегда ниже, чем для белых. Различия эти были настолько велики, что показатели у негров из некоторых северных штатов превышали показатели белых южан. А так как южные штаты были и остаются самыми отсталыми по образованию, это дает нам право говорить о воздействии среды, связанном с различиями в школьном обучении. Кроме того, более низкие средние показатели у негров являются следствием того, что негры в США почти повсеместно экономически и социально неравноправны и поэтому их дети находятся в менее благоприятных условиях. Но имеются данные, которые свидетельствуют о том, что негры могут не только достигать, но и превосходить уровень белых. Так, в 1923 г. появилось сообщение, что средний КИ у 500 негритянских детей из Лос-Анджелеса равнялся 104,7, то есть несколько превышал КИ у белых.

Некоторые специалисты были склонны объяснять подобные результаты выборочной эмиграцией наиболее способных негров в такие города, как Лос-Анджелес. Однако миграционная теория — чистая догадка, не имеющая никаких доказательств. К тому же при сравнении КИ у детей эмигрантов непосредственно после их переселения выяснилось, что в целом он не отличается от КИ детей местного населения.

Результаты сравнительного анализа американцев — негров и белых — можно обобщить словами Клайнберга:

«…если американские негры живут в относительно хороших условиях, их показатели тестов на интеллектуальность соответственно высоки, и, наоборот, если белые живут в относительно плохих условиях, их показатели соответственно низки.

Очевидно, решающим фактором является не принадлежность к той или иной „расе“, а окружающая среда. Что же касается решающего фактора в окружающей среде… то, видимо, основную роль играет доступность школьного образования. Достаточно беглого знакомства с суммами, затраченными на обучение белого и негра в сегрегированных школах Юга, чтобы стали ясны все преимущества белых; правда, эти же цифры указывают на то, что и белые страдают от недостатка ассигнований на образование, хотя и не в такой степени».

Мы столь подробно останавливались на сравнении белых и негров прежде всего из-за широко распространенного мнения о неполноценности людей с черной кожей и в какой-то мере из-за обилия данных по этому вопросу. Более того, эти результаты очень характерны для изучения любых форм связи между умственными способностями людей и их физическими признаками (такими, как цвет кожи, форма носа и т. д.). Исследования показали отсутствие какой бы то ни было связи между формой головы или цветом волос и умственными способностями. Сравнение индивидуумов нордического, альпийского и средиземноморского типов в Германии, Франции и Италии не выявило значительных различий между ними, хотя городские жители в каждой стране (как и в США) имели в среднем более высокие показатели, чем сельские. Это еще одно доказательство важности различий в окружающей среде.

Даже если дальнейшие исследования и покажут существование какой-то связи между определенным физическим признаком и какими-либо способностями, мы можем не сомневаться, что распределение И в одной большой человеческой группе будет перекрываться распределением И в любой другой, а каждая группа всегда будет состоять из людей как с низкими, так и с высокими умственными способностями. Из этого следует, что результаты тестов на интеллектуальность не могут служить законным основанием для социальной дискриминации какой-либо группы людей. Современные знания позволяют предположить, что в отсталых ныне «расах» и нациях появится немало людей с высокими интеллектуальными способностями; для этого необходимо только улучшить образование и повысить уровень жизни.

Происхождение расовых теорий

Если нет никакого разумного основания для теорий о наследственном и неизменном превосходстве одних групп людей над другими, почему же так широко распространен расизм? Поражение германского фашизма, этого наиболее оголтелого проповедника расистских теорий, на время отодвинуло на задний план теорию о превосходстве германской, или «арийской», расы. Но еще много англичан, убежденных в том, что люди с темной кожей ниже белых, и не меньше американцев, думающих то же о неграх и азиатах.

Здесь мы как раз сталкиваемся со случаем, когда биологию человека невозможно отделить от социологии и политики. Там, где люди одного физического типа находятся под властью чужеземцев иного типа, существуют расовые барьеры. Именно такое положение существует (или еще недавно существовало) в колониальных империях — Великобритании, Франции и Голландии. Такая политическая структура нередко встречает поддержку и со стороны биологов. Несколько иное положение в США, где негры — потомки привезенных в Америку рабов — составляют меньшинство населения.

Несомненно, что иногда правящая группировка создает более развитый тип общества, чем подчиненные ей классы. Но можно ли эти взаимоотношения расценивать как постоянные? В наиболее развитых современных обществах считается само собой разумеющимся, что каждый индивидуум должен иметь определенные права, как-то: бесплатное образование до определенного возраста и право голоса на выборах в центральные и местные органы управления. Большинству населения земного шара в этих правах отказано. Однако история показывает, что такое положение отнюдь не постоянно или неизбежно. Китай, Индия и Египет, еще совсем недавно находившиеся в колониальной или полуколониальной зависимости, стояли в прошлом на гораздо более высоком уровне развития, чем Западная Европа. Китайские императоры, демонстрируя могущество и высокую для того времени культуру своего государства, позволяли себе открыто презирать «белых» послов, а темнокожие жители Северной Африки писали о неразвитых варварах Северной Европы. Приводимые в этой главе факты подтверждают гибкость поведения человека и предполагают возможность его быстрых изменений. Таким образом, теории о расовом превосходстве, отражая политическую ситуацию в определенный исторический период, не имеют под собой никакой биологической основы.

Но это не все — мы еще не рассмотрели явления расовой ненависти . Иногда думают, что неприязнь людей одного типа к людям другого типа неизбежна. Но это совершенно неверно, ибо дети разных типов, воспитанные вместе, не проявляют друг к другу никакого антагонизма. Несомненно, расовая ненависть существует только там, где этому учат. Возможно, самой замечательной ее особенностью является легкость, с которой она воспринимается. Более полное объяснение причин расовой ненависти потребовало бы сложного психологического обсуждения, поэтому остановимся на одном немаловажном факторе — мы имеем в виду то, что называют «козлом отпущения». Немцам, которые в 30-е годы испытывали трудные времена, именно антисемитская политика нацистов позволяла обвинять во всех трудностях евреев. Всегда удобно иметь какую-то группу людей, резко отличающуюся от собственной, на которую можно направить свою агрессивность. Так поступили английские фашисты: в Ист-Энде (Лондон) они пытались посеять антисемитизм, в Кардиффе нападали на негров, а в Ливерпуле их мишенью стали ирландские эмигранты. Эти нездоровые психологические наклонности поощряют те, кто получает выгоду от расовой и национальной вражды. В наши дни во многих районах земного шара темнокожие люди — важный источник дешевой рабочей силы. Если повысить их заработную плату и улучшить условия труда, доходы капиталистов резко сократятся. Так, только в одном золотопромышленном районе Южной Африки средний годовой доход 36 000 рабочих-европейцев в 1937 г. равнялся 390 фунтам стерлингов, в то время как 280 000 неевропейцев — всего 47 фунтам. Если бы рабочие всех профессий объединились в профсоюзы, положение неевропейцев, несомненно, резко улучшилось бы — к невыгоде работодателей. Таким образом, в Южной Африке, как и во многих других странах, сохранение «расовых» делений и их лживое обоснование биологией человека выгодны правящим классам и предпринимателям.

Смешанные браки

Бурные эмоции вызывает обычно и вопрос о браках между людьми очень различающихся физических типов. Там, где существуют расовые и цветные барьеры, такие браки, безусловно, расцениваются как тяжелые социальные преступления, а в ряде стран они просто незаконны. Известны случаи, когда в британских колониях белые женщины попадали в тюрьму за сожительство с туземцами. Даже там, где закон не вмешивается, социальные условности часто затрудняют такие браки и делают их опасными.

Мы вправе задать вопрос, есть ли какие-нибудь биологические противопоказания таким бракам?

Делались попытки доказать, что в результате браков между некоторыми типами появляются дети, у которых наблюдается несоответствие в различных частях скелета, например зубы верхней и нижней челюстей не соприкасаются нормальным образом. Однако до сих пор при доказательстве не учитывался такой немаловажный фактор, как недоедание; поэтому, с нашей точки зрения, эти доводы неубедительны[39].

Если мы обратимся к истории, то обнаружим, что «расовое смешение» имело место, и вред его доказать невозможно.

В Новой Зеландии, где расовые предрассудки почти отсутствуют и среди премьер-министров был маори, известны удачные браки между коренным населением маори и белыми. В таких разных районах, как Гавайи и Южная Америка, «расовое смешение» практикуется без каких бы то ни было вредных последствий. Один путешественник по Южной Америке описывает «светловолосого негра, разговаривающего по-испански с рыжим китайцем».

Можно с полной уверенностью утверждать, что «расовое смешение» — это больше социальная, чем биологическая проблема.