Глава 9. Иисус — иудей!

Было ли Его УЧЕНИЕ ИУДЕЙСКИМ?

В последние десятилетия отношение нашего еврейского народа к Иисусу удивительным образом изменилось. Чтобы проиллюстрировать, насколько далеко идущими и существенными являются эти изменения во взглядах, обратимся к следующему высказыванию: «Великое, историческое движение такого масштаба и значения, как христианство, не могло бы возникнуть, если бы его не вызвал к жизни выдающийся человек. Иисус из Назарета, ставший родоначальником христианского движения, явно имел поручение от Бога (см. Маймонид, «Иад», Мелаким, 9:4 и другие отрывки, цитируемые в «Еврейской энциклопедии», статья «Христианство»). «Этот человек должен был иметь духовную силу и соответствующую подготовку — иначе он не справился бы со Своей миссией» («Еврейская энциклопедия», статья «Иисус из Назарета»).

Д-р Стивен С. Уайз, раввин из Свободной Синагоги Нью-Йорка, выступил 20 декабря 1925 года в Карнеги Холл с сенсационной лекцией. Его лекция называлась: «Взгляд иудея на Иисуса». В ней д-р Уайз объявил, что прочел книгу «Иисус из Назарета» д-ра Джозефа Клоснера, профессора Еврейского университета в Иерусалиме, который, тщательно исследовав эту тему, рекомендовал всем иудеям принять факт существования Иисуса. И д-р Уайз добавил: «В течение многих лет я верил, подобно тысячам других иудеев, что Иисус никогда не существовал. Среди многих иудеев распространено мнение, будто «Иисус — это миф». Я говорю, что это не так. Иисус был» (Цитируется по: «Нью-Йорк Тайме», 21 декабря 1925 г., с. 24).

Не так давно находились скептики, сомневавшиеся в том, что Иисус когда-либо существовал как реальная человеческая личность. Они полагали, что Он — всего лишь плод воображения, легендарная фигура, миф. Но где сегодня эти сомневающиеся? Их так ничтожно мало, что можно смело сказать: их просто не существует. Почему? Дело в том, что научные исследования и исчерпывающий, непредвзятый анализ разрешили этот вопрос раз и навсегда. Ни один ученый человек сегодня не сомневается в том, что Иисус существовал. Д-р Джозеф Клоснер, после многолетних и скрупулезных научных исследований вопроса об исторической подлинности личности Иисуса, доказал, что «неразумно подвергать сомнению существование Иисуса (как это делали некоторые ученые в XVIII-XIX вв. и в наши дни) или Его характер, описанный в Евангелиях. Об этом говорят и древние Талмудические описания жизни Иисуса» («Иисус из Назарета», с. 20, Бейкон Пресс). Он приводит выдержки не только из «Еврейской античности», книга 18, глава 3, раздел 3 иудейского историка Иосифа Флавия; из «Анналов» римского историка Тацита, книга 15, глава 44 и из книги римского летописца Светония «Жизнь цезарей», глава «Клавдий», глава 25, но и из «Вавилонского Талмуда». Во всех этих произведениях говорится о том, что Иисус был иудеем и что Он жил и умер в Палестине. В Талмуде ясно сказано: «В канун Пасхи Иесу был повешен. Поскольку никаких доводов не было представлено в его оправдание, он был повешен в канун Пасхи» («Синедрион», 43А, том 1, с. 281, Сончино Пресс). В редакторском примечании No 6 на той же самой странице говорится, что в одной рукописи упомянут «Иесу Назарянин», а в примечании No 7 сказано, что во Флорентийской рукописи добавлено время: «И в канун субботы».

До сих пор самым аргументированным доказательством того, что Иисус был реальной исторической личностью, а не какой-то легендарной фигурой, остается удивительное повествование о Его жизни в четырех Евангелиях. Из этой добросовестной летописи мы узнаем, что Иисус жил только для того, чтобы благословлять других и нести людям свет, надежду и радость. Иисус умер довольно рано — в возрасте 33 лет. Однако Он оказал несравненно большее влияние на ход человеческой истории, чем все великие люди, цари, императоры, правители, монархи, государственные деятели, философы, изобретатели и знаменитые ученые, вместе взятые! Один из самых удивительных исторических фактов состоит в том, что иудей Иисус разделил столетия на две части. Все, что было до Него, считается событиями до нашей эры, а все, что происходило после Него, теперь относят к нашей, или новой, эре. Вся история вращается вокруг Него. Если такая великая личность, как Иисус, смогла разделить столетия на две части, и весь мир сегодня признает это деление, то Он в самом деле заслуживает нашего внимания. Великие люди появлялись и исчезали, но иудей Иисус неизмеримо выше их всех. Мы живем сегодня не в XXI в. после Цезаря, а в XXI в. после Иисуса. В сравнении с Иисусом самые великие люди выглядят жалкими пигмеями.

Мы, иудеи, нуждаемся в фактах. Если такой великий человек, как Иисус, был иудеем и если Его учение было иудейским, то нам следует предъявить на Него права как на своего иудейского брата и не позволять язычникам присваивать себе всю славу По причине несравненного величия Иисуса некоторые люди осмелились усомниться в еврейском происхождении Иисуса. Нашлись и такие, которые стали утверждать, будто Он был язычником из Галилеи. Однако никого не должен смущать этот нелепый и фантастический вымысел. У нас есть неопровержимые доказательства в виде Его еврейской родословной.

Вплоть до разрушения храма в 70 г. н.э. каждый еврейский ребенок мужского пола, особенно первенец, регистрировался в храмовых архивах. Таким образом, велась непрерывная родословная. Одна из причин подобной регистрации заключалась в том, чтобы с ее помощью выявить истинного Мессию, пришествия которого с нетерпением ожидал еврейский народ. Многие благочестивые матери в Израиле втайне надеялись, что они будут Божьими избранницами и родят долгожданного Искупителя человечества. Согласно этим родословным, Иисус был прямым потомком Давида. Мы читаем: «Родословие Иисуса Христа [Иешуа Мессии], Сына Давидова» (Мф. 1:1). К Иисусу часто обращались как к сыну Давидову. Процитируем несколько текстов: «Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй, нас, Иисус, сын Давидов!» (Мф. 9:27).

«И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов! Дочь моя жестоко беснуется» (Мф. 15:22). «Приходят в Иерихон. И когда выходил Он из Иерихона с учениками Своими и множеством народа, Вар-тимей, сын Тимеев, слепой сидел у дороги, прося милостыни. Услышав, что это Иисус Назорей, он начал кричать и говорить:

Иисус, Сын Давидов! помилуй меня» (Мк. 10:46,47). «Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть. И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, сын Давидов?» (Мф. 12:22,23). «Народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних» (Мф. 21:9).

В Его дни, по указанным выше причинам, никто и не думал оспаривать Его право называться Сыном Давидовым. Черты Его лица и манера одеваться красноречиво свидетельствовали о Его иудейском происхождении. Вот почему женщина-самарянка, разговаривавшая с Иисусом у колодца Иакова, знала, что Он иудей. Она сказала Ему: «Как Ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки?» (Ин. 4:9). В Лк. 2:21 мы читаем, что когда Иисусу исполнилось восемь дней от роду, Он был обрезан в соответствии с повелением, данным в книге Моисея. Процитируем это сообщение: «По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус [Иешуа]» (Лк. 2:21). «И когда Он был двенадцати лет (то есть, достиг возраста Бар Мицва], пришли они также по обычаю в Иерусалим» (Лк. 2:42). После того, как Он начал Свое общественное служение в возрасте тридцати лет, Его стали называть «Равви». Мы читаем в Ин. 3:2, что Никодим, иудейский начальник и почетный член иудейского синедриона, обратился к Нему во время ночной беседы со словами: «Равви, мы знаем, что Ты — Учитель, пришедший от Бога».

Утверждать, что Иисус не был иудеем, значит, противоречить историческим фактам. Его иудейскую родословную нельзя опровергнуть, и иудеи могут этим гордиться. Известный еврейский писатель Джозеф Клоснер пишет: «Таким образом, не вызывает сомнения тот факт, что Иисус был истинным иудеем из иудейской семьи, ибо в Его время в Галилее жили преимущественно иудеи. Однако еще более убедительным доказательством Его иудейства был Его иудейский характер и образ жизни» («Иисус из Назарета», с. 233).

Было ли учение Иисуса иудейским? Согласовывались ли Его наставления с теми, что записаны в Библии древними иудейскими пророками? Ибо в конечном итоге именно Библия, Слово живого Бога, должна быть критерием, мерилом, по которому нам надо судить о всякой религиозной доктрине. Настоящий учитель истины должен руководствоваться Святым Писанием. Если бы Он что-то прибавлял к священному Канону или убавлял от него, то не заслужил бы доверия народа. Пророк Моисей наставляет нас в Торе: «Не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего, которые я вам заповедую» (Втор. 4:2). Пророк Исаия советует нам: «Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света» (Ис. 8:20).

Одно из основополагающих учений Моисея — это единство Бога, или монотеизм, в отличие от языческого политеизма, или многобожия. Наверно, ни один текст Священного Писания не цитируется иудеями так часто, как Втор. 6:4: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть». Подтверждал ли Иисус это учение? В исторической летописи сказано: «Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: «слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый»» (Мк. 12:29).

Более, чем что-либо другое, Моисей и пророки подчеркивали незыблемость Божьего Закона Десяти Заповедей. Как Иисус относился к вечному и неизменному Закону Божьему? В Мф. 5:17, 18 записаны Его слова: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все».

По учению Иисуса ни одна «йота» или «черта» из закона не пропадет и не отменится. Под «йотой» имеется в виду «йод» — самая маленькая буква еврейского алфавита, а «черта» — это дополнительная завитушка, которую книжники добавляли к некоторым буквам, когда переписывали Святое Писание. Иисус тем самым показал людям, как Он относится к Закону Божьему, если сравнивать его с человеческими преданиями. Вот как относится к этому вопросу иудейская традиция: «Три категории людей должны быть признаны отвергающими Тору: 1) Тот, кто считает, что Тора не Божественного происхождения. 2) Тот, кто допускает мысль, что хотя бы один ее текст или слово было провозглашено самим Моисеем (без Божественного, дословного или вербального вдохновения). Таковые являются отрицающими целостность Торы. 3) Тот, кто утверждает, будто Бог заменил один закон (или предписание) другим законом (или предписанием). Все подобные мнения должны считаться отречением от Торы» (Маймонид Моисей бен Маймон, «Иад Ха-Хазака», глава 3, часть 8 из «Хилкот Тешува» в переводе Бернарда С. Якобсона, с. 18,19).

Раввины говорят, что нельзя исключать ни одной заповеди и даже «ни единого текста или слова». А Иисус учил, что ни при каких обстоятельствах из закона нельзя вычеркивать даже малейшую букву Как, по-вашему, какая из этих двух точек зрения более рьяно отстаивает целостность и незыблемость Божьего Закона? Пророк Исаия так говорит об этой стороне деятельности Мессии: «Господу угодно было, ради правды Своей, возвеличить и прославить закон» (Ис. 42:21).

Как Иисус возвеличивал и прославлял закон? Ниже приводятся вопросы относительно учения Иисуса, на которые дан ответ в Новом Завете:

1. Соблюдал ли Иисус субботу в соответствии с иудейской религией Своего времени? «И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать» (Лк. 4:16).

2. Что Иисус говорил Своим последователям по поводу субботы? «Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу» (Мф. 24:20).

3. Кто, по мнению Иисуса, будет иметь право на древо жизни? «Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами» (Откр.22:14).

4. Что ответил Иисус, когда Его спросили: «Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» (Мф. 19:16).

«Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди» (Мф. 19:17).

Иисус пришел в мир, чтобы восполнить все человеческие нужды. Ни одно здание в Израиле не могло вместить огромное число людей, собиравшихся послушать Мессию. Его жизнь отличалась постоянным самопожертвованием. У Него не было Своего дома. Он сказал: «Лисицы имеют норы и птицы небесные — гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Мф. 8:20). Будучи бедным, Он многих обогащал. Он не признавал национальных или религиозных отличий и не обращал внимания на социальное положение человека. С Его точки зрения иудей и язычник, богатый и бедный были соединены едиными братскими узами и были равны перед Богом. Он всех считал достойными внимания. Христос помогал всем скорбящим и страждущим. Он поднимал униженных и утешал потерявших надежду в этой жизни. Подобно животворящему потоку, Иисус повсюду распространял жизнь и радость. Он отзывался на каждый вопль нуждающейся души.

Подумайте об иудейской женщине, которая двенадцать лет страдала кровотечением и исцелилась в тот момент, когда прикоснулась к краю одежды Иисуса! (См. Мк. 5:25-29). Вспомните слепорожденного, которому Иисус вернул зрение! (См. Ин. 9). Подумайте о прокаженном, которого Иисус мгновенно исцелил чудесным образом! (См. Мф. 8:2,3). А что можно сказать о слепом и немом, одержимом бесом; это его исцелил Иисус, «так что слепой и немой стал и говорить, и видеть» (Мф. 12:22). Стоит ли удивляться тому, что иудейский народ в те дни любил этого великого Врачевателя и Благодетеля? Христос неустанно трудился каждый день, уча, исцеляя больных, возвращая зрение слепым. Ни один из тех, кто обращался к Нему за помощью, не уходил с пустыми руками. Еврейские матери со своими больными и умирающими младенцами пробирались через толпы людей, чтобы Он их заметил. Болезнь исчезала в результате одного Его прикосновения. Всем без исключения Иисус раздавал Свою силу, дающую жизнь, и все хвалили и прославляли Того, Кто творил для них столь великие чудеса. Почему бы нам не любить Его и не преклоняться перед Ним?

По следам Иисуса были посланы соглядатаи, чтобы послушать Его и найти хоть какой-то повод обвинить Его. Но даже они вынуждены были признать «Никогда человек не говорил так, как Этот Человек» (Ин 7:46). Их жестокие сердца размягчались, когда они слушали Его слова, отмеченные печатью небесной любви, истины и сострадания. Воистину их свидетельство было справедливо. Иисус говорил, как никто другой, потому что Он жил так, как больше никто не жил Можно сказать, что Он и умер так, как больше никто не умирал. Иисус безропотно переносил бичевание римских воинов, молча терпел злословие нечестивых людей и, наконец, упал от изнеможения, когда нес Свой крест на место распятия. Ни одна жалоба не сорвалась с Его уст, когда римские воины вбивали острые гвозди в Его тело. Вместо этого Он молился за Своих врагов: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:34).

Даже в последние минуты Своей предсмертной агонии Он творил дела милосердия. Умирающий и раскаявшийся разбойник обратился к Иисусу, распятому на кресте, с мольбой: «Помяни меня. Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» (Лк. 23:42). И хотя Иисуса заливала кровь, струившаяся из Его рук, ног и головы, Он поспешил ответить распятому разбойнику словами любви, сострадания и утешения’ «Будешь со Мною в раю» (Лк. 23:43). В предсмертные часы Иисус вспомнил также и X) Своей матери. Глядя на ее опечаленное горем лицо и на Иоанна, одного из Своих самых верных и преданных учеников, Он сказал: «Жено! се, сын Твой!». А потом обратился к Иоанну: «Се, Матерь твоя!» (Ин. 19:26, 27). Иоанн правильно понял Иисуса, принял Его священное поручение и с того часа взял Марию в свой дом и нежно заботился о ней до конца ее жизни.

Какая покорность и смирение звучит в Его последних, предсмертных словах: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» (Лк. 23:46). Известный еврейский историк сказал о смерти Иисуса следующее: «Он был единственный из рожденных, о ком можно было сказать без преувеличения, что Он, умирая, сделал больше, чем при жизни. Голгофа стала еще одним Синаем в истории нашего мира» (Генрих Грец, «История евреев», том 2, с. 91, Еврейская издательская компания).

Чтобы перечислить все славословия в адрес Иисуса, произнесенные известными иудеями, потребуется множество томов. Поэтому мы ограничимся лишь несколькими свидетельствами:

Д-р Дейвид Филипсон, раввин синагоги на Маунд Стрит в г. Цинциннати, штат Огайо, и профессор Еврейского колледжа, пишет: «Современная иудейская мысль охотно и без колебаний признает величие учителя из Назарета, красоту Его характера и силу Его гения» (цитируется в книге Джорджа Кроули «Дождись Моего пришествия», с. 566, Гроссет и Дунлэп).

Д-р Макс (Симон) Нордау, известный в Европе иудейский литератор и философ, помощник Теодора Герцля, руководителя Сионистского движения, сказал: «Иисус — это наша душа, потому что Он — плоть от плоти нашей. Кто же тогда решится исключить Его из израильского народа? Всякий раз, когда иудей обращался к источникам и созерцал одного лишь Христа без всякого притворства, он уже не мог сдержать слез сострадания и восхищения. Если забыть на время о Его мессианской миссии, этот человек наш. Он прославляет наш народ, и мы считаем Его своим, как и Евангелия, — эти цветы иудейской и только иудейской литературы» (цитируется Джорджем Кроули, там же, с. 559),

Д.Ф. Кауфман Колер, знаменитый раввин из храма Бет-Эл в Нью-Йорке и президент Еврейского колледжа, которого д-р Иси-дор Зингер, создатель и главный редактор «Еврейской энциклопедии», назвал «величайшим из ныне живущих иудейских богословов Америки», сказал: «Иисус, живой человек, учил и открывал Своей жизнью самую нежную любовь к Богу и человеку. Он был образцом благочестия, смирения и самоотдачи, одним из лучших и самых верных сынов Синагоги. Разве Он не сказал: «Не нарушить пришел Я закон, но исполнить»? В нем не было косности ученых мужей, гордости философов и затворников и даже неумолимой ревности древних пророков, способной возбудить народный гнев. Он пришел только лишь для того, чтобы плакать со скорбящими, поднимать униженных, спасать и исцелять» (цитируется по книге Исидора Зингера «Религия истины, справедливости и мира», с. 117, Общество «Амос» в Нью-Йорке).

Д-р Джозеф Клоснер сказал нам следующее: «Как истинный иудей Иисус считает молитвы язычников «бессмысленным повторением», «бормотанием». Вот почему Он сочинил эту короткую молитву. «Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (Мф. 6:9-12). Это удивительная молитва, универсальная по своему применению, искренняя, краткая и благочестивая. Однако все составляющие ее фразы можно найти в иудейских молитвах и изречениях Талмуда» («Иисус из Назарета», с. 386, 387).

В своей лекции «Евангелие как исторический документ» д-р Лео Бэк, один из самых известных современных иудейских богословов, рисует следующий портрет Иисуса: «В старинном Евангелии, которое таким образом открывается перед нами, мы встречаем человека с благородными чертами характера, который жил в иудейской земле в напряженное и тревожное время, помогал людям, трудился, страдал и умер. Он происходил из иудейского народа, ходил иудейскими стезями, разделял иудейскую веру и чаяния Его дух восторгался Святым Писанием, Он опирался на него во всех Своих размышлениях. Он провозглашал и учил Слово Божье, потому что Бог дал Ему слышать и проповедовать его. Нам бросает вызов человек, который приобрел себе учеников из своего народа, — людей, ожидавших Мессию, обетованного сына Давидова. В этом древнем предании мы видим человека, бывшего иудеем во всех чертах своего характера и демонстрировавшего все самое чистое и хорошее, что есть в иудаизме. Такой человек мог сформироваться только на благодатной почве иудаизма, и только на этой почве он мог найти себе таких учеников и последователей. Только в иудейской атмосфере доверия и напряженного ожидания этот человек мог прожить свою жизнь и встретить свою смерть — иудей среди иудеев. Иудейская история и иудейская мысль не могут пройти мимо него или не обратить на него внимания. С тех пор, как он жил, не было ни одной эпохи без него; не было такого времени, которому бы не бросила вызов эпоха, считающая его своим началом. Когда древняя традиция бросает нам подобный вызов, тогда Евангелие, считавшееся раньше лишь до некоторой степени иудейской книгой, становится заметным произведением иудейской литературы. И происходит это не только и не столько потому, что в нем можно найти фразы, встречающиеся в той же или слегка видоизмененной форме в других иудейских произведениях того времени. Еще в меньшей степени иудейский характер этой книги определяется еврейскими или арамейскими словами и фразами, которые то и дело проявляются в греческом переводе. Евангелие является иудейской книгой прежде всего потому, что в нем чувствуется веяние свежего воздуха Святого Писания, потому, что в нем живет иудейский дух и никакой другой. Эта книга наполнена исключительно иудейской верой и надеждой, иудейскими страданиями и скорбями, иудейскими познаниями и чаяниями — еврейская книга среди еврейских книг. Иудаизм не может пройти мимо нее, ошибиться в ней или отказаться от нее. Здесь иудаизму также следует признать то, что принадлежит ему по праву» («Иудаизм и христианство», с. 100-102, Всемирная издательская компания).

Как нам, евреям, следует относиться к Иисусу? Недостаточно согласиться только с тем, что Он был иудеем и что Его учение не противоречит учению наших пророков. Учитывая несравненное благородство и безупречность Его характера, наш долг и Богом данное преимущество — исследовать личность Иисуса. Давайте же отвергнем все предвзятые мнения и все предрассудки. Иисус родился, жил и умер иудеем. Он — наш иудейский брат.