Учебное пособие по работе с мусульманами

Составлено д-ром Кеннетом Остером, директором группы евангельского служения среди мусульман Ближневосточного униона

Глава 1. Библейская предыстория

Корни ислама уходят в глубь веков, непосредственно к Аврааму, отцу верных и другу Божьему. В этом смысле у нас с мусульманами общий первоисточник. Авраам принимал самое деятельное участие в осуществлении Божьего плана спасения заблудших. Потоп истребил нечестивый мир, и только в 11-й, очень короткой главе Книги Бытие описана родословная трех сыновей Ноя по возрастающей до десятого колена, то есть до Авраама. Жизнь этих десяти поколений вообще не комментируется, зато почти все остальные главы Книги Бытие, до конца пятидесятой, содержат подробный рассказ о жизни только Авраама и его прямых потомков. Мы читаем, как он ходил с Богом и как Бог общался с ним; о его чистой вере в единого Бога-Творца и о данных ему Божьих обетованиях. Благодаря всему вышеизложенному, Авраам, отец верных, удостоился титула Ханиф, что значит чистый монотеист. Вера Авраама в единого Бога заслуживает еще большего удивления и восхищения потому, что он сохранял ее, живя в окружении воинствующего многобожия своих современников.

Авраам «поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт. 15:6). Спустя двадцать четыре века Магомет, используя редакторское мы. говорит от имени Бога: «Истинно Мы избрали его в мире, и вот, в загробной жизни он среди праведных» (Коран, 2:130) (1) . Господь, продемонстрировав невероятное снисхождение, заверил патриарха Авраама, что от его семени произойдет Искупитель мира (см. Быт. 15:9-17).Аврааму исполнилось восемьдесят пять лет, а его жена Сара все еще не родила ему сына, поэтому он женился на Агари, своей египетской рабыни, от которой родился первенец Авраама Измаил! Почтенный старец окружил его любовью, богатством и вниманием. Измаил был его сыном и наследником, ибо Авраам полагал, что «Бог услышал» его молитву, но эта человеческая подделка не соответствовала Божьему замыслу. Когда Измаилу исполнилось пятнадцать лет, отец все имение завещал не ему, а его единокровному брату Исааку, которому было отдано вожделенное первородство. Примерно через пять или шесть лет, когда над Исааком был совершен обряд отнятия от груди (см. Быт. 21:8), Измаил, будучи еще отроком, на себе познал горькую судьбу изгоя, ибо был удален из дома Авраама вместе со своей матерью (см. Быт. 21:10).

Невозможно передать всю гамму эмоций, бушевавших в душе Авраама. «И показалось это Аврааму весьма неприятным ради сына его» (Быт. 21:11). Нам тем более не хватит воображения, чтобы прочувствовать борьбу, происходившую в сердце Агари и ее сына Измаила! Спустя два поколения Иосифа жестоко отлучили от дома его отца, но он по крайней мере был уверен, что отец не отвернулся от него и что он стал жертвой ненависти к нему со стороны его нечестивых единокровных братьев. Измаил же был «изгнан» собственным отцом — благочестивым человеком, научившим его ходить путем Господним. Перед рождением Исаака Господь сказал важные слова об Аврааме. Они были произнесены в связи с вестью об уничтожении городов долины (см. Быт. 18:20-32). Господь рассудил следующим образом: «И сказал Господь: утаю ли Я от Авраама, что хочу делать! От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли, ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя ходить путем Господним, творя правду и суд; и исполнит Господь над Авраамом, что сказал о нем» (Быт. 18:17-19).

Обратите внимание на очень важное обстоятельство: в то время, когда были сказаны эти слова, единственным сыном Авраама являлся Измаил. Он был научен соблюдать заповеди Господни.

Да и весь дом Авраамов ходил «путем Господним, творя правду и суд». Прожив почти двадцать лет под личным присмотром и опекой возлюбленного и любящего отца, Измаил видел верность Авраама и научился у него принципам праведности.

Вера Авраама в единого Бога была известна всем жителям той страны: «Бог призвал Авраама быть учителем Его Слова. Он избрал Авраама отцом великого народа, потому что предвидел, как Авраам будет обучать своих детей и свою семью принципам Закона Божьего. Эффективность учения Авраама объяснялась праведностью его собственной жизни…

Влияние Авраама распространялось и за пределы его семьи. Где бы он ни устанавливал свой шатер, рядом обязательно строил жертвенник для богослужений. Когда шатер убирали, жертвенник оставался, и многие кочующие по Палестине хананеи, знавшие о Боге только по примерам из жизни Авраама, Божьего слуги, задерживались у жертвенника, чтобы принести жертву Иегове» (2) .

Возможно, Измаил находился где-то поблизости, когда Христос и два ангела пришли к шатру его отца (см. Быт. 18:1-15; Ин. 8:56). Вполне вероятно, что наследнику Авраама было позволено увидеть Божественного Гостя в самый знаменательный момент, когда жена Авраама «рассмеялась» при словах о том, что она родит сына в столь преклонном возрасте!

Но со временем слова Господа исполнились, и Измаила пришлось выгнать из дома. Нарушение второй заповеди несло проклятие, которое затрагивало детей до третьего и четвертого рода. А те, кто стал жертвой нарушителей седьмой заповеди, изгонялись до десятого поколения (см. Втор. 23:2). Подобным образом был изгнан Иеффай, единокровные братья которого решили, что никогда не позволят своему незаконно рожденному брату претендовать на долю в наследстве. Однако, попав в беду, они поняли, что им не обойтись без воинственного Иеффая, который только и мог избавить их от врагов (см. Суд. 11:2).

Похоже, что Измаил как незаконнорожденный сын был изгнан и лишен наследства не до десятого поколения, а навсегда. Сегодня, спустя тридцать семь веков, мы видим, что вражда и ненависть между домом Исаака и домом Измаила нисколько не утихла, но воспламеняется при малейшей провокации. По-видимому, людям не под силу окончательно разрешить арабо-израильский конфликт. Вне всякого сомнения, он продлится до тех пор, пока не вернется Князь мира с исцелением в лучах Его.

Мы ненадолго обратимся к Исааку и его двум сыновьям-близнецам: Иакову и Исаву. Исав, первым увидевший свет, попытался сблизить арабов и евреев (хотя в то время они не носили этих имен), женившись на Васемафе, дочери Измаила, сестре двенадцати сыновей Измаила (см. Быт. 36:3). От этого брака родился Рагуил (то же имя, что и у тестя Моисея, хотя последнего называли также Иофор — см. Быт. 36:10; Исх. 2:18).

Иаков, притеснитель или обманщик, ставший Израилем после своего обращения у потока Иавок, также имел двенадцать сыновей и одну дочь (Дину). Право первородства по закону передавалось по линии Иуды, его четвертого сына, рожденного от Лии. Оттуда, из дома будущего царя Израиля Давида, должен был произойти Мессия.

Впав в идолопоклонство, потомки Давида попали в семидесятилетний вавилонский плен. Вернувшись на родину предков, дети Обетования уклонились в другую крайность: законничество. «Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего [Единородного], Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление» (Гал. 4:4, 5). Здесь мы находим третью семью, самым непосредственным образом участвующую в плане спасения: тех язычников, которые становятся наследниками обетовании, данных Аврааму, через усыновление (см. Гал. 3:29). Это усыновление осуществляется по вере в Божью благодать (см. Еф. 2:8).

Теперь поразмышляем о трех вышеназванных семьях. Арабы как прямые потомки Измаила, первенца Авраама, по социальным нормам времен патриархов должны были стать естественными наследниками патриарха Авраама. Факел истины, зажженный чистым монотеистом Авраамом, был передан Измаилу

«В глубокой древности отец был глава и священник своей семьи, и его власть распространялась на детей даже тогда, когда они обзаводились собственными семьями. Его потомки были приучены считать его высшим авторитетом в религиозных и мирских делах. Авраам старался увековечить такую патриархальную систему правления, которая помогала бы людям сохранить познание о Боге. Было необходимо сплотить всех членов своего рода, чтобы воспрепятствовать распространяющемуся и глубоко укоренившемуся идолопоклонству. Любыми средствами, какие только были в его власти, он старался оградить своих людей от близкого знакомства с язычниками и от присутствия при исполнении их обрядов, ибо знал, что близкое знакомство со злом незаметно разрушит святые принципы. Самой главной заботой было закрыть доступ любой форме лжерелигии и запечатлеть в сознании людей величие и славу живого Бога как единственного Существа, достойного поклонения» (3) .

Господь сказал Аврааму: «И об Измаиле Я услышал тебя: вот, Я благословлю его, и возвращу его, и весьма, весьма размножу; двенадцать князей родятся от него; и Я произведу от него великий народ» (Быт. 17:20).

Когда настал горький момент разлуки, «показалось это Аврааму весьма неприятным ради сына его. Но Бог сказал Аврааму: не огорчайся ради отрока и рабыни твоей; во всем, что скажет тебе Сарра, слушайся голоса ее, ибо в Исааке наречется тебе семя; и от сына рабыни Я произведу народ, потому что он семя твое. Авраам встал рано утром, и взял хлеба и мех воды, и дал Агари, положив ей на плечи, и отрока, и отпустил ее. Она пошла, и заблудилась в пустыне Вирсавии; и не стало воды в мехе, и она оставила отрока под одним кустом и пошла, села вдали, в расстоянии на один выстрел из лука. Ибо она сказала: не хочу видеть смерти отрока. И она села поодаль, и подняла вопль, и плакала; и услышал Бог голос отрока; и Ангел Божий с неба воззвал к Агари и сказал ей: что с тобою, Агарь? не бойся; Бог услышал голос отрока оттуда, где Он наводится; встань, подними отрока и возьми его за руку, ибо Я произведу от него великий народ. И Бог открыл глаза ее, и она увидела колодезь с водою, и пошла, наполнила мех водою, и напоила отрока. И Бог был с отроком; и он вырос, и стал жить в пустыне, и сделался стрелком из лука. Он жил в пустыне Фаран; и мать его взяла ему жену из земли Египетской» (Быт. 21:11-21).

Интересно отметить, что, согласно мусульманской традиции, колодец, из которого Агарь зачерпнула воды, дабы утолить жажду Измаила, — это священный колодец Замзам, и по сей день дающий живую воду правоверным.

Несмотря на все эти преимущества, арабский мир был отлучен от «детей обетования». Даже в последующую эпоху Нового Завета апостол Павел использует двух жен Авраама в качестве аллегории (см. Гал. 4:22-26), когда описывает изгнание потомков Измаила.

Затем следуют сыны Израилевы, которым на условии послушания были даны славные благословения и обетования материального и духовного процветания. Но они оказались непослушны и потеряли обещанное право первородства и почетное место среди народа Божьего. И, наконец, третья семья — это язычники. Хотя у нас не было ни кровного родства, ни духовного права, по благодати Божьей мы стали наследниками всех обетовании, данных Аврааму! О, чудо из чудес, поразительная благодать! Тем не менее можем ли мы, как дикие ветви, «не по природе» привившиеся к маслине, претендовать на право первородства? Да, если только пребудем «в благости Божией». В противном случае и мы будем отсечены (см. Рим. 11:22). Однако не будем заблуждаться: чтобы пребывать в Его благости, нам необходимо во что бы то ни стало признать, что «природные ветви» (см. Рим. 11:22) могут быть снова привиты к материнскому дереву, от которого они были отсечены. Как язычники, спасенные благодатью, мы многим обязаны евреям и арабам, и не вправе легкомысленно сбрасывать это со счетов. У Бога есть для них место, и мы должны с любовью, сочувствием и пониманием делиться с этими детьми пустыни, потомками Авраама, всем тем, что Бог в таком избытке даровал нам. По нашим же меркам мы вынуждены признать, что они даже больше заслуживают быть «природными ветвями», чем мы, которые в лучшем случае являемся «дикими ветвями».

Примечания

(1) Все цитаты из Корана цитируются по The Meaning of the Glorious Koran, trans. by Marmeduk Pickthal

(2) E. Уайт, Воспитание, с. 187.

(3) E Уайт, Патриархи и пророки, с. 141.