Глава 3. Подход к мусульманам

АРТУРО ШМИДТ

Пожалуй, многие из нас не случайно обеспокоены этим важным вопросом Я также верю, что еще задолго до того, как мы это осознали, наступило время начать евангельскую работу среди наших мусульманских собратьев

Чаще, чем когда-либо, мы слышим, что мусульмане по всему миру устраивают демонстрации, митинги и даже прямые столкновения. Зачастую именно таким способом они призывают единоверцев к традиционному образу жизни В то же время мы как Церковь, получившая евангельское повеление «Идите и научите все народы», иногда забываем о самом факте их существования «Нам нельзя терять время Конец близок Переход с места на место с целью распространения истины вскоре будет затруднен вследствие опасностей, подстерегающих нас со всех сторон» (Е. Уайт, Евангелизм, с 31) Богословы, а также философы и политики чувствуют, что мы быстро приближаемся к главному событию всех веков Вот почему сейчас не может быть ничего важнее, чем посвятить себя Богу и возвещать всему миру весть спасения В настоящее время созрело достаточно предпосылок для того, чтобы мы начали незамедлительно исполнять свой долг по отношению к миллиарду последователей ислама и молиться об успехе дела проповеди. Пусть Бог будет нашим путеводителем и пробудит в нас сознание миссионерского долга по отношению к этой особой группе людей.

Что такое ислам?

«Ислам» означает «покорность» или, в более популярном переводе, «покорность воле Божьей». Арабское слово «мусульманин» обозначает «того, кто подчиняется». Мусульмане — это люди, покорные воле Божьей.

Исламский мир отличается большим разнообразием и даже раздробленностью. Люди, живущие в пустынях Северной Африки и Аравии, отличаются от жителей шумного Каира с его деловой активностью и от жителей величественной Нигерии. Мусульмане — это не один народ. Ислам — это не одна вера. Существует популярный ислам, смешанный с анимизмом и спиритизмом, — его исповедуют миллионы людей. Совсем другой ислам исповедуют образованные мусульмане высшего сословия, но и они в основной массе не знакомы с истинной верой ислама. Существует ислам чернокожего населения Соединенных Штатов и ислам Корана и Предания. В силу быстрых социальных перемен, влияния западного образа жизни, модернизма в современном исламском мире усиливается неуверенность и раздробленность. Это особенно актуально для многих мусульман, живущих в западных странах, вследствие отсутствия поддержки со стороны мусульманского сообщества. Не кажется ли вам, что пора уже рассказать им о нашей вере и дать им ту надежду и внутренний мир, который приходит только через Иисуса Христа?

В день Пятидесятницы Евангелие Иисуса Христа было проповедано в силе Святого Духа на многих языках, и его слышали и приняли люди, представлявшие разные культуры. В Книге Деяния мы читаем о том, как ученики приняли Святого Духа и вышли проповедовать. Многие люди собрались, чтобы услышать весть; среди них мы находим евреев и язычников, принявших иудаизм: египтян, ливийцев, коринфян, арабов и т.д. Каждый услышал на своем языке о сотворенных Богом чудесах. Очевидно, что с самого начала Бог через апостольскую Церковь заявил о Своем намерении проповедовать Евангелие всем жителям планеты Земля, включая и арабов (см. Мф. 28:19-21).

Елена Г. Уайт писала: «В языческой Африке, в католических странах Европы и Южной Америки, в Китае, Индии, на морских островах и во всех темных уголках земли у Бога есть избранные и верные люди, которые еще воссияют во тьме, чтобы ясно открыть отступившему миру преобразующую силу послушания Его Закону» (Евангелизм, с. 706, 707).

Учитывая, что миллиард мусульман на сегодняшний день являются одной из самых больших религиозных групп на земле, на нас ложится большая ответственность перед этими миллионами людей, за которых Христос умер на кресте. Они должны узнать, что Христос скоро вернется на нашу землю. Наш долг — найти наилучший способ возвещения им Благой вести. При этом нам надо учитывать тот факт, что мусульмане являются набожными людьми, любящими Бога, имеющими богатую историю и культуру, отличающуюся от нашей западной культуры, особенно протестантской. Признавая различия, существующие между мусульманами и христианами, а также решительное сопротивление мусульман всему, что идет с Запада, я полагаю, нам следует серьезно подумать о таком подходе к мусульманам, который может привести к успеху.

Внимательное изучение Ин. 3:1-21 и Ин. 4:7-26 показывает, что Господь Иисус Христос излагал весть женщине из Самарии совершенно не так, как Никодиму Сама весть неизменна, но способ ее изложения меняется в зависимости от происхождения и культуры слушателей. Открываются разные аспекты закона, используются разные термины и делается другой призыв. Люди, к которым мы обращаемся, определяютяе только наш выбор слов, но и манеру изложения неизменной вести. Недостаточно хорошо изучить Библию; необходимо знать людей, к которым мы идем. Подход к буддисту и скептику, формальному христианину или безбожному язычнику коренным образом отличается от подхода к мусульманину, верующему в Бога. Мусульмане также сильно отличаются друг от друга по своей культуре, образованию и понятиях о нравственности. Одни хорошо знают Коран, тогда как другие могут повторить только первую суру; одни преданы Богу и богобоязненны, тогда как для других религия — всего лишь часть их культуры. Во многих странах мусульмане, хотя и повторяют свидетельство Магомета, совершают мусульманские молитвы и соблюдают праздник Рамадан, все же весьма поверхностно знают свою религию. Каждый мусульманин несет на себе печать той страны, где он вырос, но основа его веры ничем не отличается от веры его братьев-мусульман, и подход к нему должен быть в основном таким же.

Избегайте недоразумений

Нам надо помнить о том, что хотя мы знаем веру мусульман, наша цель — не сравнивать религии, а вести этих людей к личному посвящению Господу Христу как своему Спасителю. Очень важно помочь им понять тот религиозный словарь, которым мы пользуемся. Такие выражения, как искупление, Голгофа, крест, рождение свыше, возрождение. Святой Дух, Сын Божий и др., могут ничего не значить для мусульманина, потому что эти слова обычно ассоциируются у него с ложью. Чтобы наша весть была понятной, надо либо вообще избегать таких слов, либо разъяснять их. Другими словами, мы должны понятным и приемлемым для них способом передать им библейское учение о плане спасения.

Любая весть должна излагаться в контексте мусульманской культуры и мусульманского мышления. Перевод вести на язык их культуры — в этом и состоит постоянно осуществляющийся процесс передачи информации.

1. Избегайте любых изображений Бога, Иисуса или любого библейского персонажа, будь они с голубыми глазами и светлыми волосами, или с карими глазами и темными волосами.

2. Не осуждайте ислам и не говорите пренебрежительно о личности Магомета.

3. Никогда не употребляйте слово «Троица», потому что мусульманское учение часто связывает его с поклонением трем Богам, и мусульмане зададут вам головоломку, обвинив вас в многобожии. Учение о Троице можно выражать по-разному: например, используя термин «Божество». В противном случае мусульманин сразу скажет, что Бог никогда не был женат и что вы осквернили само понятие о Боге.

4. Пусть вас не смущает тот факт, что мусульмане используют имя Аллах. Это просто арабское обозначение Бога. В Торе общим титулом Бога является «Элохим». В Ветхом Завете употребляется еще одно имя Бога, которое пишется на еврейском в виде тетраграмматона «YHWH» (Яхве или Иегова). На арабский язык «Элохим» переводится как «Аллах» (благоговеть или бояться).

5. Имея дело с мусульманами, устраните все камни преткновения. Против доброй, сострадательной любви никто не сможет устоять: ни мусульманин и никто другой. Одним из самых серьезных препятствий в работе с исламистами является культура. Они решительно не понимают и не принимают наш западный мир. Нам кажется, что мы являемся последователями Иисуса Христа, тогда как в действительности в некоторых ситуациях мы просто следуем западной культуре и западной же системе ценностей. Наша культура не христианская, и ее также нужно подчинить господству Христа. Работа Христа заключалась в том, чтобы обличать во грехе и спасать. Он никогда не пытался сделать людей похожими друг на друга или подчинить их определенным культурным стереотипам. Он старался простить и преобразовать отдельных людей и все общество в целом. Евангелие, а не западная цивилизация является Благой вестью Бога, которую надо возвещать людям.

Помните следующее:

1. Мусульманин верит в единого, истинного Бога и в Его законы.

2. В сердце каждого мусульманина живет страх Божий.

3. Большинство мусульман имеют определенное сознание греха.

4. Забудьте обо всех недоразумениях и вражде, которые накопились за многие века, и помните: каждый мусульманин такой же человек, как и мы сами, грешник, нуждающийся в прощении и спасении.

5. Истина должна соответствовать потребностям человека и основываться на Библии, ее следует излагать таким образом, чтобы человек увидел во Христе своего Спасителя.

6. Очень важно то, что мусульмане откликаются на любовь. Давайте помнить, что любовь — это Божий путь!

7. Вестник так же важен, как и весть, потому что о возвещаемой нами вести судят по характеру вестника. Давайте помнить о том, что истинная любовь не скрывает истину. Нам предстоит передать весть любви; прежде чем мусульманин сможет принять ее и полюбить Господа, он должен полюбить вестника Господня. Прежде чем довериться Господу, он должен знать, что он может доверять вам как вестнику Господа.

8. Нам необходимо полагаться на работу Святого Духа. Только Он может вложить в наши уста слова, которые обличат грех и вселят веру во Христа, сотворят новую жизнь и дадут человеку внутренний мир и уверенность в будущем. Без этого все наши усилия останутся тщетными.

9. Помните о том, что мусульманин не является магометанином. Он считает себя хранителем веры в единого, истинного Бога, а не поклонником Магомета (магометанство). Коран говорит о Магомете: «И Магомет — это всего лишь вестник, хотя были и другие вестники до него» (Сура 3:144). «Тем, кто следует за вестником, пророком для язычников, описание которого они найдут в Торе и Евангелии (которое они имеют), Он укажет правильный путь и запретит им творить неправду» (Сура 7:158).

«Магомет — это не отец ваших людей, но Вестник Аллаха и печать пророков. Аллах же всеведущ» (Сура 33:40). Магомета -уважают, но ему не поклоняются. Мусульмане уважают Магомета не больше, чем Церковь адвентистов седьмого дня уважает Елену Г. Уайт как вестницу Божью. Магомет считается вестником, давшим руководящие указания по духовным, материальным, общественным и политическим вопросам. Однако часть мусульман объявила его святым. Он говорит о себе как о принесшем Евангелие на арабском языке. «Перед этим была книга Моисея как путеводитель и милость от Бога; и эта книга подтверждает (ее) на арабском языке и является радостной вестью для тех, кто поступает по правде» (Сура 46:12).

Мусульманское вероучение

Мусульмане верят в пророков Израиля (Семья Имрана) и в Иисуса как Божьего последнего и величайшего пророка перед вестником Магометом. Мусульмане враждовали не с пророком Иисусом, а с отступившим христианством — официальной религией Рима (Византийской, или Восточно-Римской империи), которую испортило греческое многобожие и идолопоклонство. Ислам противопоставил этому полуязыческому христианству проповедь о едином, истинном Боге, открывшемся патриарху Аврааму Между христианскими политеистами, с одной стороны, и индуистскими политеистами, с другой, монотеистическая проповедь Магомета воссияла как свет, призывающий человечество взыскать одного только Бога. (Более полное изложение этой мысли вы найдете в книге Кеннета Остера, Пересмотренный ислам, с. 26).

Аллах для мусульман — это то же, что Бог для христиан или Яхве для иудеев. В иудаизме самым главным свойством Бога является святость, в христианстве — любовь, а в исламе — всемогущество и величие.

Пункты мусульманского вероучения:

1. Аллах (Бог) уникален, всемогущ и милостив ко всем верующим.

2. Существуют добрые ангелы и злые ангелы.

3. Писание — книги откровения, из которых четыре являются наиболее великими: Закон Моисея, Псалмы Давида, Евангелие Иисуса и Коран Магомета.

4. Есть вестники и пророки Бога, из которых Магомет является последним. Он есть печать всех пророков.

5. День суда и День воскрешения.

Основные мусульманские обычаи:

1. Свидетельство. Они говорят: «Я свидетельствую, что нет Бога, кроме Аллаха, и что Магомет — вестник Аллаха».

2. Ритуальная молитва (намаз).

3. Уплата ритуальной милостыни, к которой могут добавляться добровольные пожертвования.

4. Пост в праздник Рамадан.

5. Паломничество к Каабе, в Мекке, для тех, кто может себе это позволить.

Библия и Коран

Многие христиане не знают Библии, и многие мусульмане не знают Корана. Коран считает Библию настолько важной и незаменимой книгой для благополучия человечества, что даже от мусульман категорически требуется верить в нее! Например, мы читаем в Суре 2:137: «Мы верим в Аллаха и в то, что нам открыто, а также в то, что открыто Аврааму, Измаилу и Исааку, Иакову и его детям, и в то, что было дано Моисею и Иисусу, и в то, что было дано всем другим пророкам от их Господа. Мы не делаем между ними никакого различия; и мы покоряемся Ему».

В Суре 2:2,3 Коран называет Библию совершенной книгой. Идея о том, будто Коран и Библия противоречат друг другу, неверна. В Коране мы нашли не только многочисленные ссылки на великие библейские доктрины, но также почти всю весть для нашего времени.

Таким образом, лучший метод работы с мусульманами — это учить их великим истинам Божьим, подтвержденным Библией и упомянутым в Коране. Самое важное для мусульман — понять наставления и доктрины и без предубеждения следовать тому, что Бог хочет преподать нам сегодня. Когда они поймут великие истины Библии, переданные через пророков, тогда полюбят Иисуса Христа и будут готовы строить свою жизнь в соответствии с учением Священного Писания. Споры и полемика никогда не идут на пользу. Единственное, чего можно добиться с их помощью, — это утвердить каждого в своем мнении. Важно подчеркивать необходимость личных взаимоотношений с Богом, помогающих нам понять Бога и Его Слово и приготовиться к будущей жизни. В Коране неоднократно говорится о том, что всякому, кто хочет познать истину, надо обращаться к источнику истины — Святой Книге.

Давайте рассмотрим некоторые основополагающие библейские доктрины, упомянутые в Коране.

I. Бог

А. Единство. Мк. 12:29. «Слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый». В Коране, Сура 1:1-7 сказано. «Во имя Аллаха, Благого, Милосердного. Вся слава принадлежит одному Аллаху, Господу миров. Благому и Милосердному, Господину Судного дня. Тебе единому мы поклоняемся, и Тебя единого мы умоляем о помощи. Веди нас прямым путем. Путем тех, кому Ты даровал Твои милости, тех, кто не навлек Твоего неудовольствия, и тех, кто не заблудился».

В Суре 2:256 сказано: «Аллах — кроме Него нет Бога, Живого, Самодостаточного и Все содержащего». Сура 29:47: «Наш Бог и ваш Бог — это один Бог». Сура 13:31: «Он мой Господь; кроме Него нет бога. На Него я уповаю, и к Нему я возвращаюсь». Пс. 28:2: «Воздайте Господу славу имени Его; поклонитесь Господу в благолепном святилище Его». Сура 7:181: «Одному Аллаху принадлежат все совершенные качества. Так призывайте же Его с помощью этих качеств. И оставьте тех, кто уклоняется с правильного пути воспроизведения Его качеств. Они получат возмездие за то, что делают»

Б. Творец. В то время, когда многие, называющие себя христианами, не верят в Бога как Творца, интересно отметить, что говорит Коран в Суре 2:22-24: «О, люди! Поклонитесь своему Господу, сотворившему вас и тех, кто был прежде вас, чтобы оградить себя от зла; Тому, Кто сделал землю постелью для вас, и небо — вашей крышей; Кто низводит воду из облаков и с ее помощью производит плоды для вашего пропитания. Итак, никого не приравнивайте к Аллаху, ибо вам дано знание. И если вы сомневаетесь в том, что Мы послали Нашему слуге, тогда напишите подобную главу и призывайте своих помощников, помимо Аллаха, если у вас истина».

Сура 2:29: «Как можете вы не верить в Аллаха? Вы не имели жизни, и Он дал вам жизнь. Когда вы умрете по Его воле. Он вернет вас к жизни, и вы вернетесь к Нему».

Сура 2:286: «Этот Вестник Наш верит в то, что было открыто ему от Господа его, так же как и другие верующие, все они верят в Аллаха и в Его ангелов, и в Его книги, и в Его вестников, говоря: «Мы не делаем различия между Его Вестниками». И они говорят: «Мы слышали, и мы послушны. Господи наш, мы умоляем о Твоем прощении, и к Тебе все возвращается».

В. Всемогущий. Сура 3:30: «Он знает то, что на небе и что на Земле. И Аллах имеет власть над всеми вещами». Сура 2:111: «И соблюдайте молитву и платите Закат; и все хорошее, что вы посылаете впереди себя, вы найдете у Аллаха. Воистину Аллах видит все, что вы делаете».

II. Святое Писание как истина

В Коране Библия часто называется «Книгами», а иудеи и христиане часто обозначаются как «Народ Книги» (Сура 29:47). Сура 2:137: «Скажите, что мы верим в Аллаха и в то, что было открыто нам, и в то, что было открыто Аврааму и Измаилу, и Исааку, и Иакову, и его детям; и в то, что было дано Моисею и Иисусу, и в то, что было дано всем другим Пророкам от Господа их. Мы не различаем между ними и покоряемся Ему». Сура 3:199:

«И среди народа Книги, конечно, есть те, кто верит в Бога, в откровение, данное вам, и в откровение, данное им. Они смиренно склоняются перед Богом. Они не желают продавать Знамения Боги за жалкие гроши. Их ожидает награда у Господа их, и Бог скор на праведное воздаяние».

Сура 3:4: «Он послал тебе Книгу, содержащую истину и исполняющую то, что ей предшествует. И Он послал перед ней Тору и Евангелие как руководство для народа, и Он послал Разборчивость».

Сура 3:113, 114: «Не все они одинаковы. Существуют стойкие приверженцы Писания, которые пересказывают откровения Аллаха после захода солнца и падают ниц перед Ним. Они веруют в Аллаха и в Последний День, предписывают правильное поведение, запрещают неблаговидные поступки и поощряют друг друга в добрых делах. Это праведные люди».

III. Завет с Богом

Сура 4:154: «И для заключения Завета Мы взметнули над ними (высокую вершину) горы (Синай), и (по другому случаю) Мы сказали: «Смиренно входите во врата; и (снова) Мы повелели им: «Не согрешайте в вопросе субботы». И Мы взяли с них торжественное обещание».

А. Десять заповедей. Интересно обнаружить в Коране все Десять Заповедей именно в том виде, в каком они даны в Библии. В Суре 2:63-67 говорится о горе Синай, где Моисею были даны Десять Заповедей. В Суре 2:26-28 и Суре 3:71-74 дается наставление по поводу послушания Десяти Заповедям. Другие интересные факты включены в Суру 2:83, в которой говорится о завете с Сынами Израилевыми: «И помните, что Мы взяли обещание с сынов Израилевых по этому поводу: не поклоняйтесь никому, кроме Бога; милостиво обращайтесь с родителями и родственниками своими, а также с сиротами и нуждающимися; говорите людям справедливые вещи; будьте постоянны в молитве и все время занимайтесь благотворительностью…» Из этого текста мы познаем нечто очень важное: когда Магомет писал Коран, он пытался обосновывать его библейским учением — Ветхим Заветом и Евангелием.

Полный перечень цитат с Десятью Заповедями из Ветхого Завета, Нового Завета и Корана вы найдете в книге Кеннета Ос-тера, Космический взгляд, с. 213-215.

В первой заповеди Бог (Сура 17:22) предупреждает нас, чтобы в жизни нашей не было ничего важнее нашего Бога. Только Бог заслуживает первого места в нашем сердце, ибо Он есть Творец, единственный, истинный Бог. Если мы настолько сильно любим красивую одежду, дорогие дома или деньги, что для истинного Бога остается мало места, то тем самым мы позволяем другому богу завладеть нашим сердцем. Даже друг или родственник может занять место Бога в нашем сердце, если мы так сильно любим этого человека, что вытесняем Бога на второе место. Мы должны возлюбить Бога всем сердцем нашим, всем разумением, душой и крепостью.

Вторая заповедь (Сура 16:74,75) запрещает поклоняться Богу с помощью образов, статуй, любых подобий и изображений. Попытка изобразить Вечного через материальные предметы принижает понятие человека о Боге. А когда представления человека о Боге принижаются, он развращается и перестает поклоняться истинному Богу. Тем же, кто верно Ему служит, обещана милость до тысячи родов.

Третья заповедь (Сура 7:180) не только запрещает ложные обеты и клятвы, но категорически не позволяет произносить имя Бога легкомысленно или небрежно. Всуе упоминая Бога, призывая Его по любым бытовым вопросам, а также часто и бездумно повторяя Его святое имя, мы бесчестим Его. «Свято и страшно имя Его» (Пс. 110:9). Всем надо размышлять о Его величии, Его чистоте и святости, чтобы Его возвышенный характер был запечатлен в сердце. Его святое имя следует произносить с благоговением и торжественностью.

Заповедь о субботе (Сура 4:154; 7:163-166; 16:124; 7:54; 41:9-12) вводится не в виде нового установления, а как то, что уже было при Творении; она есть памятник завершенных дел Творца. Указывая на Бога как на Создателя неба и земли, она отличала истинного Бога от всех ложных богов. Это единственная заповедь, указывающая на Бога как на Творца. Поскольку Бог сотворил нас, Он имеет право просить нас поклоняться и повиноваться Ему. Четвертая заповедь сообщает нам, как мы должны использовать время, данное нам Богом, по воле Его. Первые шесть дней каждой недели — это рабочие дни, в которые мы можем заниматься своими делами и удовольствиями. Седьмой день — это святой день. Бог просит нас отложить в этот день наши дела, наши обыденные разговоры и наши личные интересы, чтобы святить седьмой день. Проводя каждый седьмой день с Богом, мы все более уподобляемся Ему и все глубже познаем Его волю. Наши физические, умственные и духовные силы обновляются, и мы лучше служим Ему в течение следующих шести дней. Правильное соблюдение субботы необходимо для роста верующего.

Пятая заповедь (Сура 17:23) — это первая заповедь с обетованием. Родители, как никто другой, имеют право на уважение и любовь. Отвергающий праведный авторитет своих родителей отвергает авторитет Бога. Эта заповедь требует, чтобы дети оказывали своим родителям не только уважение и послушание, но также любовь и нежность. Она требует облегчать их заботы, защищать их репутацию, а также поддерживать и утешать их в старости. Она также требует уважать правителей и руководителей и всех тех, кому Бог доверил какие-либо полномочия.

Что касается шестой заповеди (Сура 4.29), то все несправедливые поступки, дух ненависти и мстительности, потворство любым страстям, заставляющим нас причинять вред ближним или даже желать им зла, являются нарушением этой заповеди. Но эта святая заповедь, если понимать ее духовно, также запрещает эгоистичную нерадивость о нуждающихся и страдальцах и все то, что вредит жизни и здоровью. Послушание этой заповеди, так же как и другим девяти заповедям, предполагает управление мыслями и чувствами. «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца» (1 Ин. 3:15).

Седьмая заповедь (Сура 17:32; 24:2, 3) запрещает не только нечистые поступки, но также чувственные помыслы и желания или любое действие, пробуждающее их. Чистота требуется не только во внешней жизни, но также в тайных намерениях и эмоциях сердца. Святые Писания, которые учат применять Закон Божий, объявляют худые помыслы или похотливый взгляд таким же грехом, как и беззаконный поступок. «Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» (Флп. 4:8).

Восьмая заповедь (Сура 2:188) осуждает общественные и личные грехи. Она запрещает воровство и грабеж, похищение людей и работорговлю, завоевательные войны и желание взять деньги, еду, одежду, инструменты или что-либо, не принадлежащее нам. Кто опаздывает на работу или тратит время понапрасну, тот фактически крадет у своих работодателей или не отдает им честно положенного труда. Утаивание чужих книг и других вещей тоже является воровством. Кто не соблюдает субботу или не отдает Богу десятину, тот крадет у Бога время и деньги. Невыплаченные долги — это еще одна разновидность воровства. Эта заповедь запрещает всякого рода нечестность.

Запрещается говорить любую ложь (Сура 22:30). Осуждается любая попытка или намерение обмануть ближнего. Намерение обмануть — это составляющая часть лжи. Данное понятие включает в себя любые преднамеренные преувеличения, любой намек или измышление, рассчитанные на то, чтобы создать ошибочное или необъективное впечатление. Даже изложение фактов в манере, сбивающей с толку, уже является ложью Эта заповедь запрещает любые попытки испортить репутацию своему ближнему посредством ложных наговоров или злых подозрений, клеветы или сплетен. Даже преднамеренное замалчивание правды, которое может причинить вред другим людям, является нарушением девятой заповеди.

Последняя заповедь (Сура 17:34) бьет в самый корень всех грехов, запрещая корыстные пожелания, приводящие к греховному поступку Кто исполняет этот закон, тот гонит прочь любое греховное пожелание овладеть чужим имуществом. Он никогда не будет виновен ни в каком преступлении против своих ближних. Любостяжание (пожелание того, что не принадлежит нам по праву, будь то деньги, имущество или положение) является корыстолюбием. А корыстолюбие ведет к таким поступкам, как воровство, обман и убийство. Оно делает людей идолопоклонниками и изгоняет их из Божьего Царства (см. Еф. 5:5).

Таковы священные предписания Декалога, изреченные из среды огня и грома, когда великий Законодатель чудесным образом явил Свою силу и величие. Бог сопровождает возвещение Своего Закона демонстрацией Своей силы и славы, чтобы Его народ никогда не забывал этого зрелища и чтобы он помнил о необходимости сохранять глубокое почтение к Автору Закона — Творцу неба и земли. Он также хотел показать всем людям святость, важность и неизменность Закона.

Что случится с людьми, не принимающими Божьих наставлений и вестей? «Мы освятили для него в скрижалях всякого рода наставления и ясное объяснение всего. Поэтому твердо держитесь всего этого и предписывайте людям твердо держаться всего лучшего. Я покажу вам обитель беззаконников. Я отвращу от своих вестей всех неправедных гордецов земли. И если они увидят все знамения, то не поверят им; и если они увидят прямой путь, то не пожелают им идти; и если они увидят путь заблуждения, то сочтут его истинным путем. А все потому, что они отвергают Наши вести и не внимают им. Бесплодны дела тех, кто отвергает Наши вести и встречу Загробной жизни. Могут ли они получить иное воздаяние, как только по делам своим?» (Сура 7:143-145).

Б. Суббота. В Коране есть ясные тексты, показывающие важность дня покоя для мусульман. Сура 4:154: «И ради их завета Мы взметнули над ними (возвышающуюся вершину) Горы (Синай), и (по другому случаю) Мы сказали: «Входите во врата в смирении». И (снова) Мы повелели им: «Не согрешайте в вопросе субботы». И Мы взяли с них торжественное обещание».

Мусульмане точно так же неоправданно перенесли святой покой с субботы на пятницу, как христианские церкви перенесли его с субботы на воскресенье. В Коране пятница названа «Днем собрания». Сура 62:9- 11: «О вы, верующие! Когда в пятницу (День собрания) возвещается призыв к молитве, поспешите прилежно устремиться к воспоминанию о Боге и отложите свои дела (и торговлю). Для вас это будет лучше. О, если бы вы это знали! И когда Молитва закончится, тогда вы можете рассеяться по земле и взыскать щедроты Божьи. И возносите хвалу Богу часто (и неограниченно), чтобы благоденствовать. Но когда они видят выгодную сделку или какое-то развлечение, то устремляются к нему что есть сил и оставляют Тебя стоять в стороне. Скажите: «Благословение от Лица Божьего лучше любого развлечения или сделки! А Бог лучше других позаботится (о всех наших нуждах)»».

В Коране суббота названа Святым Днем. Пятница называется в разных переводах так: «День воссоединения», «Рыночный день» или «День собрания» (юм-аль-юмах). Сура 62:9. Упор делается на то, что нельзя забывать о молитве в рыночный (деловой) день или день воссоединения. Следовательно, если мы правильно понимаем Библию, то днем покоя является седьмой день недели, суббота, И если мы правильно понимаем Коран, то днем покоя является седьмой день недели, суббота. Это очень сильный аргумент в наших беседах с мусульманином, и они признают его истинность. Суббота — это Божья печать, показывающая, кто следует за Богом, а кто принимает предание.

IV. Иисус Христос, Сын Марии, в Коране

А. Воплощение. В Коране мы нашли упоминание о таких качествах Иисуса, которых нет у других пророков. Давайте назовем их. Сура 3:42: «Вот, ангел сказал: «О, Мария! Бог избрал тебя и очистил тебя. Ты избрана более всех женщин во всех народах» «. Стих 45: «Вот, ангел сказал: «О, Мария! Бог дает тебе радостную весть и Слово от Него. Его будут звать Христос Иисус, сын Марии, и его будут почитать в этом мире и в Загробной жизни и в (обществе) приближенных к Богу»». Стих 48: «И Бог научит его Книге и премудрости, Закону и Евангелию».

Еще одна интересная цитата из Корана касается участия Христа в сотворении мира. Сура 3:50: «И пошлет ему Вестника к сынам Израилевым с Вестью: «Я иду к вам со знамением от Господа вашего, то есть что я образую для вас творение из глины по подобию птицы; затем я вдохну в него новый дух, и оно станет возвышенным существом по повелению Аллаха; и я исцелю слепых, во мраке блуждающих, и прокаженных, и оживлю мертвых по повелению Аллаха; и я объявлю вам, что вы будете есть и хранить в домах ваших». Конечно, в этом есть для вас знамение, если вы верующие». В данном стихе Корана достаточно ясно говорится о Божественных свойствах Христа. Он мог творить, исцелять, воскрешать мертвых и знать, что на сердце у человека.

Б. Личность. Жизнь Иисуса ясно описана в Коране. Его индивидуальные особенности, Его чистота и Его праведность, Его смерть, воскресение и вознесение — все это упоминается в Коране. Сура 19:34, 35: «И мир почил на мне в день моего рождения, и мир почиет на мне в день моей смерти и в день моего воскрешения. Это был Иисус, сын Марии. Это слова истины о том, в чем они сомневаются». Он был почтен выше всех пророков. Сура 2:253: «Этих апостолов Мы наделили дарами, одних более, нежели других. С одним из них говорил Бог, других Он возвысил и одарил разными почестями. Иисусу, сыну Марии, Мы дали ясные знамения и укрепили его Святым Духом».

В. Миссия. Сура 3.51: «И я иду исполнить то, что было предо мной, а именно, Тору, и разрешить вам кое-что из того, что было запрещено. И я иду к вам со Знамением от вашего Господа; итак, бойтесь Аллаха и повинуйтесь мне». Стих 52: «Воистину Аллах мой Господь и ваш Господь, поэтому поклоняйтесь Ему; это праведный путь». Стих 53: «И когда Иисус уразумел их неверие, он сказал: «Кто будет моими помощниками в деле Аллаха?» Ученики ответили: «Мы помощники Аллаха. Мы уверовали в Аллаха и несем тебе свидетельство о том, что мы послушны»».

Г. Распятие. Некоторые ошибочно полагают, что Коран не упоминает и не принимает распятие Иисуса Христа. Это неправильное истолкование одного текста. Сура4:156-158. Стих 157:

«Они говорили хвастливо: «Мы убили Христа Иисуса, сына Марии, Апостола Божьего». Но они не убили и не распяли Его, хотя им так казалось. И те, кто придерживается другого мнения, полны сомнений, потому что не знают наверняка, а только догадываются, что не убили его». Стих 158: «Нет, Бог воскресил его для Себя, и Бог превознесен в силе и премудр». Эти стихи истолковываются в таком свете, будто кто-то другой был распят вместо Иисуса, и поэтому некоторые мусульмане отвергают распятие. На самом же деле Коран говорит, что никто — ни иудеи, ни римляне — не смогли убить Его; что Бог взял Его к Себе, хотя иудеи верили, что выполнили свою цель, распяв Его. Они решили, что убили Иисуса, но мы знаем, что на самом деле Христос отдал Свою жизнь в умилостивление за наши грехи. Сура 3:54-56 дает полную ясность в этом вопросе.

Д. Смерть и воскресение. В Ин. 10:17, 18 сказано: «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил я от Отца Моего». Эта мысль столь же ясно выражена в Суре 3:54-56, где Бог сказал, что Он должен будет умереть: «И (верующие) составляли заговор и планировали, и Бог также планировал, а Бог планирует лучше всех. Вот, Бог сказал: «О, Иисус! Я возьму тебя и воскрешу тебя для Себя и очищу тебя (от ложных обвинений) тех, кто богохульствует и злословит Меня. Я сделаю то, что твои последователи будут превосходить тех, кто отвергает Веру, до Дня воскрешения; тогда вы все вернетесь ко мне, и Я буду судить между вами в спорных вопросах»». Как мы видим, в этих стихах высказывается идея очищения, воскресения и вознесения к Богу; следовательно, здесь полностью исключается мысль о том, будто кто-то другой был распят вместо Него.

Е. Второе пришествие. Как и многие другие религии, ислам выражает веру в будущую жизнь, утверждает, что наш мир имеет преходящее значение и что мы можем получить вечную жизнь в лучшем мире. В подтверждение процитируем многочисленные высказывания из Корана. Например, Сура 3:134 говорит о прощении от Господа и о садах небесных; Сура 82:2-14 указывает на Второе пришествие Христа. Еще одно важное высказывание на эту тему можно найти в Книге Аль Бухари, том 4, с. 205: «Магомет говорит во имя Бога, сохранившего мою душу. Воистину Иисус, сын Марии, придет вскоре как праведный Судья». В Предании (Гадис) передаются слова Магомета: «Клянусь Богом, близок тот час, когда Иисус, Сын Марии, сойдет с небес к вашему народу как праведный царь, и он сломает крест и убьет всех свиней» (Мишкату Имасабих, Словарь ислама, с. 234).

Второе пришествие Христа упоминается наряду с воскресением умерших. Сура 36:52,53 говорит: «И вострубит труба и вот, из могил поспешат они к своему Господу. Они скажут друг другу: «О, горе нам! Кто поднял нас из нашего места сна?» Это то, что обещал благой Бог, и Вестники действительно изрекли истину» (Сравните с 1 Фес. 4:16, 17).

Среди нескольких других текстов в Коране относительно Второго пришествия Христа можно отметить Суру 82:2-20; 78:18; 21:37-41. Эти тексты ясно говорят нам о том, что Христос, сын Марии, придет с ангелами при звуке трубы. Произойдет воскрешение и великое, всеобщее замешательство. Наступит день последнего суда; вместе с Ним будут действовать Святой Дух и святые ангелы, и тогда каждый подучит свою награду: одни вечную жизнь, а другие — вечную смерть.

V. Человек

А. Происхождение. Ислам верит, что человечество было сотворено Богом, а не возникло в результате эволюции. Теория эволюции считается в исламе богохульством. Коран говорит, что человек был сотворен из праха. Сура 15:27-30: «И, конечно, Мы творим человека из сухой, звенящей глины, из черной грязи образуем его. Аджиннов мы сотворили прежде из пламени знойного ветра. И помните, когда Господь сказал ангелам:

«Я собираюсь сотворить человека из сухой, звенящей глины, из черной грязи образовать его; и когда Я создам его совершенным и вдохну в него Мой дух, падите предо Мной в смирении и покорности,,». В Суре 2:34-37 говорится об Адаме в саду Едемском. В Суре 20:115-123 и Суре 7:11-28 мы находим много общего с третьей главой Книги Бытие. Ислам признает существование врага людей, сатаны; он предупреждает о нем и подчеркивает, что надо быть послушными Богу и просить Святой Дух о помощи, чтобы мы воздерживались от греха против Бога Всемогущего. См. Суру 16:97-107.

Б. Свободная воля. Сура 2:257: «В религии нет принуждения». Верно то, что многие мусульмане верят в предопределение, но Коран этому не учит. Сура 10:109: «Скажите: «О, люди, теперь к вам пришла Истина от вашего Господа. Итак, всякий, кто следует водительству, делает это только ради блага собственной души, и всякий, кто заблуждается, грешит только против нее. А я не являюсь вашим сторожем»».

Сура 11:122- 124: «И скажите неверующим: «Действуйте, как можете, мы тоже действуем; и ждите, мы тоже ждем». И Аллаху принадлежит невидимое на небесах и на земле, и Ему будет передано каждое дело. Поклоняйтесь Ему и доверяйте только Ему одному. И Господь твой не забудет о делах твоих». (Дополнитель-ную информацию вы найдете в Суре 103:2-4 и в Суре 2:287).

В. Божья зашита и свобода. В Суре 113:2-6 мы читаем: «Я ищу убежище в Господе рассвета от злого умысла того, которого Он сотворил, и от зла тьмы, когда она распространяется, и от злого умысла тех, кто разбивает близкие взаимоотношения, и от зла завистника, когда он завидует». Сура 114:2: «Я ищу убежище в Господе человечества».

Г. Состояние в смерти и воскрешении. Мусульманам чуждо чувство недоумения или мучений перед лицом смерти. Человек должен иметь хорошие взаимоотношения с Творцом и уповать на Него в свой последний час. Ислам учит, что проходит некоторый отрезок времени между жизнью и окончательным воздаянием, но в этот период человек не находится в чистилище, но пребывает в состоянии бессознательности или сна. См. Суру 17:50-53 и Суру 16:39-41. Сура 79:43-47 утверждает, что время нахождения людей в могилах будет очень коротко. В Суре 75:2-41 ясно говорится о воскрешении и об окончательном воздаянии после него. См. также Суру 2:213.

VI. Молитва

Молитва — это один из столпов ислама. Иногда приводят такие слова Магомета: «Что разделяет раба Божьего с политеизмом и атеизмом, так это истинная молитва». Каждый мусульманин должен молиться пять раз в день: рано утром, около полудня, днем, после захода солнца и поздно вечером. Чтобы приближаться к Богу, надо быть чистым. Внешне надо очищаться бесконечно. Внутренняя чистота — это духовное состояние; внешняя чистота — это физическое состояние. Сура 5:7. Такие же требования выдвигает левитский закон.

VII. Покаяние и прощение

Мы нашли много общего между Кораном и Псалмами в вопросе прощения. Например, в Суре 3:193,194 сказано: «Наш Господь! Мы слышали призыв того, кто призывает нас к Вере: «Веруйте в Господа» — и мы уверовали. Наш Господь! Прости нам наши грехи, изгладь наши беззакония и возьми к Себе наши души в обществе праведных. Наш Господь! Даруй нам то, что Ты обещал нам через Твоих апостолов и спаси нас от стыда в День суда, ибо Ты никогда не нарушишь Своего обетования». Истинный мусульманин ищет у Бога убежища, когда согрешает.

VI II. День суда

Суд должен состояться.

Сура 6:51. Судный день будет продолжаться тысячу лет.

Сура 32:5; мерилом на этом суде будут дела человека.

IX. Здоровый образ жизни

В исламе питание связано с поклонением Богу точно так же, как это было установлено в Ветхом Завете. Сура 2:174: «Он запретил вам вкушать лишь то, что умирает само, а также кровь, свиное мясо, и ту пищу, с помощью которой призывается имя другого бога, кроме Аллаха». В Суре 2:173 высказывается замечательная мысль: «О, вы, верующие, вкушайте то доброе, что Мы для вас создали, и воздавайте благодарение Аллаху, если Он есть Тот, Которому вы на самом деле поклоняетесь». Сура 5:4-6: «Вам запрещено вкушать плоть животного, которое умирает само, а также кровь и свиное мясо, и ту пищу, с помощью которой призывается имя другого бога, кроме Аллаха; и то, которое было убито случайно; и то, которое было убито в схватке с другим животным; и то, которое ел дикий зверь, за исключением того, которое вы правильно забили; и то, которое было принесено в жертву идолам. Запрещается также пытаться узнать свою судьбу посредством гадательных стрел. Это непослушание». (Мы нашли похожий совет в Лев. 11). В Суре 5:91 говорится о вине, азартных играх и других обычаях как о мерзостях и сатанинских делах. О вине в Коране написано несколько раз. Например, в Суре 2:220 сказано: «Они спрашивают вас о вине и азартных играх. Говорите: «Ив том и в другом есть большой грех и вред, но также и некоторая польза для меня; однако их грех и вред больше, чем та польза, которую они приносят». Они спрашивают вас, сколько им следует тратить. Скажите им: «Тратьте столько, сколько вы можете сберечь». Таким образом Аллах разъясняет вам Свои заповеди, чтобы вы размышляли о них». Из этих стихов мы видим, что реформа здоровья в Коране соответствует реформе здоровья в Библии.

Обобщение вероучения, изложенного в Коране

1. Бог есть единственный Творец: милосердный, справедливый, всемогущий, вездесущий, непоколебимый, вечный, всесильный. Существует 99 имен, которыми Его называют. Сотым является Аллах.

2. Священные Писания, включающие Тору, Псалмы, Пророков, Евангелие и Коран, богодухновенны.

3. Предстоит день последнего суда, когда Божье правосудие будет применено к каждому человеку. Праведные получат награду, а нечестивые погибнут.

4. Бог присутствует с нами посредством Святого Духа. Существуют добрые ангелы или вестники Божьи и плохие ангелы или злые духи.

5. Божья сила может изменить характер людей.

6. Существует Божественная благодать, прощающая грех человека.

7. Молитва — это средство общения с Богом. Молитва и пост нужны для очищения.

8. Иисус Христос родился от девы Марии и был помазан Святым Духом.

9. Иисус умер по Божественному предназначению.

10. Иисус Христос вознесся на небо.

11. Божья истина будет доверена народу Остатка.

12. Десять Заповедей и Божественный завет были даны Богом Моисею, и их необходимо соблюдать.

13. Суббота — это день поклонения. Молитва, вознесенная в пятницу вечером при заходе солнца, должна быть самой важной по причине принятия субботы.

14. При звуке последней трубы произойдет воскрешение.

15. Мертвые остаются в бессознательном состоянии до дня воскрешения.

16. Иисус Христос имеет творческую силу, данную Ему Богом.

17. Иисус Христос имеет власть исцелять и воскрешать.

18. Нам даны пророческие знамения относительно Второго пришествия Христа.

19. Грех вошел в наш мир через Адама и Еву. Сатана — зачинщик греха.

20. Бог наделил людей свободной волей.

21. Принципы здорового образа жизни: различие между чистой и нечистой пищей и воздержание от алкоголя -неотъемлемая часть духовной жизни.

22. Азартные игры неприемлемы.

23. Танцы противозаконны и неуместны.

24. Надо оберегать целомудрие женщин и соблюдать принципы гигиены.

25. Пожертвования и гостеприимство являются заповедями Божьими.

26. Должно существовать братство всех верующих.

Мы назвали лишь некоторые фундаментальные верования ислама. Можно было бы упомянуть намного больше доктрин и пунктов веры, имеющихся и в Библии, и в Коране.

Мусульмане/христиане — современные различия

А. Святой Дух. Христиане приравнивают Святой Дух к «третьей Личности Божества». Мусульмане ссылаются на Святой Дух как на посредника или ангела, через которого была принесена истина — что-то вроде того, о чем сказано в Евр. 1:14: «Служебные духи, посылаемые на служение».

Б. Писания. Мусульмане верят в вербальную инспирацию Корана и Писаний, Сура 4:137, хотя у них, как и у христиан, есть разные точки зрения на этот вопрос. Они уважают все Писания, но верят, будто все, что им нужно знать о вдохновенных писаниях, сохранено только в Коране. Мы можем принять многое из жизни Магомета и из вероучения Корана. Трудности возникают тогда, когда мусульмане начинают ссылаться на Гадит или Предание. Христиане тоже отступили от истины, когда стали следовать своим преданиям. Большинство расхождений между Инджилом (011) и Кораном можно объяснить материалом, найденным в христианских апокрифах и неканонической литературе. Псевдописания, появившиеся в первые века после написания канонических Евангелий, лишь отдаленно напоминали подлинное повествование.

В. Сатана. Коран не только упоминает сатану, но в Суре 7 описывает его грехопадение. Мусульмане очень просто объясняют происхождение зла: Бог — причина всего, как добра, так и зла. (1) Подобный фатализм, конечно же, мешает мусульманину чувствовать вину или угрызения совести. Таким образом, проблема греха, как мы ее знаем, не существует в исламе. Это не значит, что в исламе нет понятия греха, поскольку в их теологии есть учение о простительном и непростительном грехе. Однако их представления об искуплении и спасении сильно отличаются от наших представлений.

Г. Предопределение. Мусульмане имеют четкое понятие о верховной власти Бога, а потому всецело полагаются на Бога, от Которого исходит как доброе, так и злое. Тем не менее всегда остается место для личной ответственности. Многие мусульмане верят в неумолимое предопределение. Для них спасение — это дар Бога тем, кто предопределен к его получению.

Д. Состояние мертвых. Существует небольшое расхождение между учением Библии и Корана.

Е. Проблемы, связанные с Личностью Христа. Традиционный конфликт между христианами и мусульманами вращается вокруг Божественности Христа и Его двойственной природы, хотя в Коране упоминаются все эти аспекты Личности Иисуса Христа. Причина в том, что мусульманское Предание отличается от Корана.

Ж. Питание и здоровье. Мусульмане не должны употреблять алкоголь, свиное мясо, наркотики и т.д., но им разрешается курить, и в некоторых случаях им разрешается употреблять пищу, запрещенную «Народу Книги».

Общественные и религиозные обычаи

Учитывая, что человеку легче изменить свою религию, нежели культуру, нам не следует даже пытаться нарушать обычаи, не затрагивающие библейские или нравственные принципы. Сохранение культурных ценностей поможет избежать разрыва семейных уз.

А. Семьи. Совет Елены Уайт о желательности обращения в веру всей семьи идеален в любой социальной группе. Когда семья исповедует единую веру, это способствует укреплению семей и церквей, в них царит согласие.

Если учесть, что в арабской и мусульманской культуре основой общества является патриархальная семья, в которой отец — глава, определяющий все духовные, материальные и общественные дела, то это означает, что, если отец не принимает весть, другие члены его семьи, как правило, также отвергнут ее и не примут крещение. С другой стороны, когда отец семейного клана принимает Христа и библейскую весть, тогда его жена (или жены) и дети будут склонны сделать то же самое. (В отдельных случаях их могут обязать последовать решению главы семьи). Если мы не будем обращать внимание на устройство семьи, то наша работа скорее всего будет тщетной и даже опасной.

Что касается полигамных семей, то нам надо пересмотреть наши взгляды и изыскать путь принятия их в адвентистское братство.

Б. Праздники очень важны для мусульманского общества. Это радостное время, способствующее сплочению и единению общества. Например, праздник окончания поста предполагает частое хождение в гости и всегда сопряжен с большой радостью. Необходимо каким-то образом соблюдать этот мусульманский праздник. Он религиозен по своей сути, выполняет социальную функцию, и в нем трудно не участвовать. Мы можем установить христианские праздники в качестве полноценной замены некоторых мусульманских праздников при условии, что акцент будет сделан на духовном значении праздника и что он будет праздноваться приемлемым для данной культуры образом.

Люди, выполняющие обряды, связывают общественные обычаи с постом, праздничным столом и подаянием милостыни. Все общество с нетерпением ожидает этих праздников, и все люди с большим энтузиазмом выполняют положенные обряды.

Иностранцы должны уважать мусульманские праздники и не есть в общественных местах во время поста. В основные дни праздника все офисы и учреждения по возможности должны закрываться.

В. Обычаи, связанные с рождением ребенка. В Коране есть особые предписания относительно того, какие обычаи необходимо соблюдать при рождении ребенка. Большое значение придается выбору имени младенца. Ему принято давать имя в седьмой день. Это может сделать самый старший мужчина в семье или какие-то мужчины, хорошо знающие Коран и способные подобрать подходящее имя из Корана. Частью церемонии, совершаемой на седьмой день после рождения, может быть выбор имени из Ветхого Завета. Хотя в Коране нет предписаний относительно обрезания, оно совершается над всеми детьми мужского пола, как это делалось в Ветхом Завете, потому что этого требует Предание.

Г. Бракосочетание. Связанные с ним обычаи и церемонии проводятся по-разному в разных странах мусульманского мира. Бракосочетание проводится не в мечети, а в доме или в другом удобном месте. По мусульманскому закону брак — это просто гражданский договор. Но имам наполняет этот обряд религиозным содержанием, когда требует, чтобы жених повторил некоторые фразы, указывающие на его веру в Бога, ангелов, Коран, пророков, воскрешение и абсолютное постановление о добре и зле. Подобные обычаи можно сохранить.

Д. Похороны. Когда мусульманин приближается к смерти, его призывают повторять исповедание своей веры в Бога. Обычно религиозное служение проводится не в мечети, а под открытым небом рядом с мечетью или неподалеку от дома, где жил покойный. Мусульмане всегда закапывают умерших в земле. Такие похороны с христианской точки зрения вполне приемлемы.

Когда мы размышляем над этими и другими общественными и религиозными нормами мусульманского мира, у нас невольно возникает вопрос: в какой мере обратившийся мусульманин может сохранить свою мусульманскую культуру и обычаи и в то же время сказать, не лукавя: «Иисус — мой Спаситель и Господь моей жизни?» Что в мусульманской культуре следует сохранить и что можно считать приемлемым? Существуют ли сравнительно нейтральные обычаи, не имеющие непосредственного отношения к религии? Можем ли мы указать на совершенно неприемлемые обычаи и верования, которые должны быть заменены чем-то условным или полностью искоренены? До недавнего времени мусульманам пытались прививать западные обычаи и культуру. Но как сегодня Христос отнесся бы к исламской культуре? Точно так же, как и к любой другой культуре: Он бы обличал грех и изменял людей, чтобы спасти их. Мусульмане могут принять Иисуса Христа как своего личного Искупителя, прощающего грехи, и непременно это сделают. Я уверен, что нет никакой необходимости менять обычаи, не нарушающие Десять Заповедей и не запрещенные Священным Писанием.

Е. Молитвенные дома. Обратите внимание на следующую цитату из книги Евангелизм, с. 179 по поводу разных стилей в архитектуре: «Церкви строятся во многих местах, но они необязательно должны быть выдержаны в одинаковом стиле. В разных местах можно использовать разную архитектуру». Молитвенные дома должны быть выдержаны в мусульманском стиле, чтобы они вдохновляли этих людей на поклонение Богу Нам надо принимать во внимание местные, религиозные обычаи, а потому не следует использовать в молитвенных домах скамьи, стулья, фортепиано, кафедру, кресты, скульптуры или картины. Надо постелить в церкви молитвенные коврики, чтобы поклоняющиеся сидели на них без обуви.

Ж. Литургия. В мечети не разрешается петь или играть на музыкальных инструментах. В некоторых странах песни во славу Аллаха поются возле мечети. Распевание Корана на арабском языке — обязательный элемент богослужения в исламе. Читая или, скорее, распевая свою священную книгу, мусульмане тем самым восполняют отсутствие музыки на богослужениях. Распевание сопровождается бурным выражением чувств. Нам не следует навязывать мусульманам западную или протестантскую литургию. Вместо пения мы могли бы организовать чтение Псалмов, заповедей блаженств, обетовании Господа, Молитвы Господней, других мест из Библии и произведений Духа Пророчества. В этой части необходимо проявлять гибкость, если мы хотим успешно евангелизировать мусульманское население.

Мусульмане молятся с открытыми глазами, простершись ниц. Общественные молитвы никогда не следует произносить сидя — это оскорбительно для мусульман. Обратите внимание на следующие высказывания из книги Избранные вести, том 2, с. 311-316: «Опуститесь на колени…» «Это всегда правильная поза во время молитвы…» «И когда вы приходите в собрание, чтобы поклониться Богу, преклоняйте перед Ним колени. Засвидетельствуйте этим действием, что ваша душа, дух и тело подчинились Духу истины».

В Ветхом Завете мы находим следующие молитвенные обычаи: воздевание рук к небу, преклонение колен или вставание (см. Исх. 9:29; 3 Цар. 8:22; 2 Пар. 6:13; Пс. 140:2).

В мусульманской среде проповедь произносится в виде беседы, без кафедры. Проповедник прохаживается между присутствующими в собрании.

3. Религиозные обряды. На протяжении многих лет у мусульман появилось много обрядов. Вопрос в том, должны ли они полностью отказаться от них. Например, мусульмане молятся или изучают волю Божью босиком, сидя на молитвенном коврике, потому что в Исх. 3:5 Бог потребовал у Моисея снять обувь.

Другой обычай касается молитвы. Без молитвы нет и религии. Любая искренняя молитва приближает нас к Богу, Который отвечает на наши молитвы, хотя и не всегда именно так, как нам того хочется. У мусульман принято молиться пять раз в день, причем перед каждой молитвой обязательно совершается омовение. Человек может молиться о личных нуждах или о других людях, но при этом всегда должен воздавать славу Богу и просить Его о милости, подобной той, какую Бог оказал Аврааму и его потомкам.

Подумайте о своих молитвах. Являются ли они библейскими и практичными? Разве не может обращенный мусульманин продолжать совершать привычные для себя молитвы при условии, если он понимает, что обряды не прибавляют ему заслуг перед Богом?

Пост в месяце Рамадан — это строго соблюдаемый обряд. Во многих странах он предписывается законом. В Библии мы также находим обычай поститься; это дает нам хорошую возможность преподать мусульманам истинный смысл поста, который состоит не в достижении праведности, а в пробуждении более глубокого стремления к Богу

И. Правильное название для верующих. Такие понятия, как христианин или христианство, ассоциируются у мусульман с людьми, которые злоупотребляют алкоголем, едят свинину, совершают крестовые походы против мусульман и безнравственные поступки. Вот почему при упоминании этих слов у них возникают отрицательные образы. Правильнее избегать названия «христианин». Гораздо лучше воспринимаются такие названия, как «адвентист» или «Последователь Исы».

К. Разделение адвентистов на две группы. По крайней мере, на какое-то время адвентисты христианского происхождения должны собираться отдельно от адвентистов мусульманского происхождения. Каждая группа должна совершать богослужение согласно своим обычаям, чтобы мусульмане по-своему выражали свою любовь Христу

Заключительные замечания

Трудности проповеди Евангелия в разных культурах наглядно проявились в полемике между иудеями и язычниками в ранней Церкви по вопросу Закона и благодати. Переход через культурные границы часто приводил к эмоциональному шоку. В Деян. 15 достаточно подробно описывается столкновение между иудеями и язычниками. Противостояние достигло критической отметки. Павел и Варнава отправились из Антиохии в Иерусалим, чтобы встретиться с Иаковом и пресвитерами Церкви.

Как прийти к компромиссу? Каждая сторона была убеждена в своей правоте.

Иудеи ввели понятия благодати и спасения во Христе в свою систему добросовестного соблюдения закона Моисеева. Но Павел имел дело с людьми, абсолютно ничего не знавшими о законе Моисея, и он не видел никакого смысла узаконивать их вхождение в христианский мир через иудейский корень. Язычники были вольны сразу приходить ко Христу и устанавливать с Ним прямые взаимоотношения спасительной веры. Верующие из иудеев могли следовать своим обычаям, если только они понимали благодать Божью, явленную во Христе.

Собор постановил, что не следует обременять тех язычников, которые обращаются к Богу (см. Деян. 15:19). Они должны были быть свободны от иудейского закона. По просьбе Иакова в разные церкви было разослано письмо о том, что язычники должны воздерживаться от всего оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови. Данное наставление выдержано в прекрасном духе взаимного согласия.

Нельзя отрицать преданность Павла Иисусу Христу Он жаждал проповедовать Христа и вынужден был решать сложные вопросы адаптации своей проповеди к другим культурам, когда пересек водораздел, существовавший между иудеями и язычниками. В своем стремлении завоевать множество людей для Христа Павел разработал пять разных стратегий:

1. Раб. «Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести» (1 Кор. 9:19). Такой подход позволял ему как высокообразованному иудею смиренно проповедовать Христа беглому рабу, который впоследствии стал его близким другом. Павел стойко переносил скорби, тяготы, огорчения, побои, тюремное заключение, тревоги, труд, бессонницу и голод.

2. Иудей. Будучи иудеем, Павел хорошо понимал политическое разочарование, а также Мессианскую надежду иудейского народа. Он любил иудеев. Его главным приоритетом во время евангельских походов по городам было проповедование во всех местных синагогах Благой вести. После своего обращения Павел считал, что Мессия пришел исполнить закон, а не упразднить его. Вот почему он не видел никакого противоречия в том, чтобы принять исключительно иудейские обеты. Свобода во Христе не признавала никакого культурного рабства. Павел был вправе, в зависимости от ситуации, действовать так, как считал нужным, во имя осуществления своего неугасимого желания привести иудеев и язычников к вере в Мессию.

3. Прозелит. Немало язычников еще раньше приняли иудаизм и теперь жили «под законом». Эти люди хорошо откликались на Евангелие. Они уже доказали свою готовность к переменам, приняв иудейскую веру Павел легко находил доступ к этой прослойке общества, которая по своей религиозной преданности ничем не отличалась от иудеев. Для Павла это была знакомая территория.

4. Язычники. Для чуждых закона Павел стал как чуждый закона. Главным служением Павла стала его миссия для язычников. Ему нелегко было жить среди идолопоклонников, людей, презиравших иудеев и их Бога! Тем не менее Господь призвал Павла быть апостолом язычников. Вместе с этим призванием он получил определенную меру благодати и мудрости, чтобы успешно совершать служение на постоянно расширяющемся поле, включая европейский континент. В Афинах Павел попытался передать весть людям, поклонявшимся множеству идолов (см. Деян. 17). В своей речи он посчитал возможным процитировать языческого поэта (ст. 28). Это пример контекстуализации Павлом своей вести, с целью более успешной ее передачи. Приведенная цитата, которая ни в коем случае не должна была ослабить христианскую весть или повредить ей, помогла говорящему установить контакт со своими слушателями.

5. Немощный. Хотя Павел был сильным руководителем, он оставался чутким христианином, хорошо понимающим немощных в вере людей. «Берегитесь однако же, чтобы эта ваша свобода не послужила соблазном для немощных» (1 Кор. 8:9). Можно представить себе, как бережно и тактично Павел общался с немощным в вере человеком, сосредоточенным на своих проблемах. Павел понимал, что великая весть Евангелия применима ко всем людям во всем мире. Он жаждал увидеть, как христианство пускает глубокие корни на почве каждой культуры. Оно не должно было оставаться просто чужеземной религией, завезенной в другие страны.

Это учение Павла не позволяет нам отступать от этических норм и не является прикрытием синкретизма. Павел обобщил собственную деятельность, сформулировав свою цель так: все для всех, чтобы любой ценой спасти хотя бы некоторых (см. 1 Кор. 9:22). Пять раз в цитируемом отрывке этот муж Божий говорит о главном мотиве своего служения: нести спасение погибающим. Служение Павла — это лучший пример правильной и успешной контекстуализации Евангелия.

Евангелие Иисуса Христа надо сделать привлекательным для людей, живущих в данной культуре. Процесс требует глубокой деликатности, но именно это делал Иисус. В Библии мы замечаем самые разные подходы к людям. В каждом случае цель проповедника заключалась в том, чтобы максимально увеличить воздействие Евангелия на восприимчивых слушателей. Главный принцип таков: начать проповедь со знакомых для данного человека понятий и явлений, с которыми он постоянно сталкивается в своей повседневной жизни.

Женщина у колодца получила иное свидетельство, нежели Никодим. Богатому, молодому вельможе Евангелие было преподнесено не так, как слепому Вартимею. Иисус индивидуально подходил к людям с учетом их уникальности. Во всякое время Он думал прежде всего о нуждах Своих слушателей. Это не значит, что Иисус проповедовал неполное Евангелие. На начальном этапе благовествования Христос принимал во внимание осознанные потребности и культурные особенности людей. А затем внимание слушателя приковывалось к вести, которая быстро меняла его мировоззрение.

Миллионы мусульман каждый день молятся о свете. Я верю, что Бог слышит эти молитвы и, возможно, желает использовать нас для ответа на них. Мусульманам надо познать Бога, Его план спасения через Иисуса Христа и основополагающие истины Писания. Истинная Церковь не может ограничивать себя нашими надуманными барьерами: культурными или историческими. Вера во Христа не определяется тем, как человек отвечает на богословские или даже христологические проблемы. Любовь Божья выходит за рамки институциональных ограничений. Как сказал Петр: «Истинно познаю, что Бог нелицеприятен» (Деян. 10:34).

С Божьей помощью можно завоевать мусульман для Христа. Бог подготовил почву, и в Его силах разрыхлить ее. Да поможет нам Господь выполнить стоящую перед нами задачу и возвестить Евангелие всему миру

Предлагаемый рабочий план

Этот рабочий план был проверен в нескольких местах и принес хорошие результаты. Люди приходят на собрания, начинают изучать Библию, принимают Иисуса как своего Спасителя и присоединяются к Церкви Остатка.

I. Радиопрограммы

А. Пятнадцатиминутные и тридцатиминутные радиопрограммы на средних и коротких волнах по местному, коммерческому радиоканалу или на волнах диапазона FM. Материал следует излагать на понятном мусульманам языке, без песен и молитв. Весть должна быть очень простой и трогательной, включать в себя чтение отрывка из Библии на местном языке и в мусульманском стиле.

Б. Реклама в газете с указанием времени различных радиопрограмм.

В. Брошюры для массового распространения с указанием в них времени радиопрограмм и заочного курса по здоровому образу жизни. Примечание: радиобеседы и брошюры должны учитывать особенности мышления мусульман.

II. Пятидневный, с акцентом на духовность план для желающих бросить курить.

III. Специальный, с акцентом на духовность курс занятий для желающих избавиться от алкогольной или наркотической зависимости.

IV. После программы для желающих бросить курить и освободиться от наркотиков следует провести программу борьбы со стрессами.

V. Евангельская кампания

После того, как мы подготовили территорию; можно начать большую евангельскую кампанию, длящуюся от трех до пяти месяцев. Собрания желательно проводить каждый вечер.

Предлагаемый порядок лекций:

1. Пятидневный план для желающих бросить курить.

2. Специальные занятия для желающих освободиться от алкогольно-наркотической зависимости.

3. Общественные и семейные темы.

4. Темы для утверждения веры в Бога как Творца неба и земли с помощью цитат из Библии и Корана.

5. Современные пророчества.

6. Божья весть, данная людям через Авраама и пророков.

7. Божьи заповеди: необходимость привести свою жизнь в соответствие с Десятью Заповедями.

8. Как правильно использовать силу нашего мышления. (Борьба между добром и злом, Христом и сатаной. Как Бог может изменить греховную природу.)

9. Христос: Его пред существование, воплощение, служение, смерть на кресте, воскресение и ходатайство в небесном святилище. Христос как наш Спаситель.

10. Специфическое адвентистское вероучение.

VI. Материалы для чтения.

А. Брошюры. Необходимо подготовить серию брошюр, в каждой из которых исследуется одна тема (или не более двух). Одна будет посвящена Второму пришествию Христа, другая — Христу и плану спасения, третья — Закону и субботе и т.д. Брошюры должны быть понятными и неиллюстрированными, весть — ясной, простой и не оскорбительной для мусульман. Нам надо учитывать мышление, символы и обычаи мусульманской культуры. Брошюры должны быть предназначены для массового распространения и изданы миллионными тиражами.

Б. Книги. Нам следует издать книгу по пророчествам и плану спасения. Другие книги необходимо посвятить воздержанию, принципам здоровья и созданию счастливой семьи. Это должны быть небольшие книги, их надо раздавать на собраниях. VII. Аудио- и видеоматериалы.

А. Фильмы. Лучший способ закрепить истину после лекции — показать фильм на ту же тему Мусульманам очень нравятся истории из Ветхого Завета. Имеются хорошие фильмы о воздержании, фильмы Научного Института Муди, фильмы из серии «Живой Христос», фильмы о сотворении мира, фильмы о деяниях апостолов. Большинство фильмов дублировано на арабском языке.

Б. Аудиозаписи. Надо подготовить кассеты с записью псалмов, заповедей блаженств, Закона Божьего, глав из Библии, глав из книги Путь ко Христу и цитат из книг Елены Уайт, а затем использовать их на общественных собраниях и других религиозных службах.