Глава 4. Дух пророчества о мире Ислама

Что говорит Дух Пророчества о мире ислама? В многочисленных томах исторических и назидательных сочинений Елены Уайт найдется очень мало информации на эту тему. Наверно, не менее интригующим, чем эта нехватка информации, является тот факт, что и Библия хранит необычное молчание об этом великом, религиозном движении — исламе, которое после 622 года н. э. распространилось по всему миру и сегодня насчитывает около миллиарда последователей! Пожалуй, единственное библейское упоминание о нем можно извлечь из повествования о пятом и шестом ангелах из девятой главы Книги Откровение, да и то при соответствующем истолковании, поскольку нигде в Библии прямо не упоминается об исламе, его развитии, его основоположнике и его месте в мире.

Кратко резюмируя статью из Библейского комментария адвентистов седьмого дня, том 7, с. 111 «Подробное объяснение семи труб», мы можем сказать следующее.

В 1627 году Джозеф Мейд предположил, что первые четыре ангела, вострубив, символически показали грабежи Западного Рима племенами северных варваров под предводительством Алариха, Гейзериха, Одовакра и Атиллы.

Начиная с VIII в. и далее, сарацины (арабские племена) стали считаться силой, символически описанной в пятом трубном гласе, тогда как под бедствиями шестого трубного гласа стали понимать завоевания турок-османов.

Еще в III в. Викторин предложил истолкование, согласно которому описания бедствий в гл. 8, 9 и 11 Книги Откровение охватывают христианскую эру и идут параллельно описанию семи церквей и семи печатей. Иоахим Флорский в XII в. одним из первых применил принцип «день за год» при истолковании пророчеств, истолковав «пять месяцев» как 150 лет, а «час, день, месяц и год» — как 391 год и 15 дней. С тех пор ведутся споры, какое конкретно место занимают эти два периода во всемирной истории, хотя сам принцип был принят многими богословами и исследователями Библии.

В первые десятилетия XIX в. солидная когорта истолкователей из Нового Света, совместно с экзегетами Старого Света, пришли почти к единодушному мнению о том, что речь должна идти о готах, вандалах, гуннах, арабах и турках. Чаще всего высказывалось мнение, что период в 150 лет, когда сарацины осуществляли свои набеги, начался в 612 году и закончился в 762 году Многие исследователи передвинули его на более поздние даты, соответственно с 622 по 772 гг. или с 632 по 782 гг. Все истолкователи вплоть до Уильяма Миллера отделяли меньший период от периода в 391 год. Миллер датировал 150 лет от 1298 до 1448 гг., а период в 391 год — с 1448 по 1829 гг. Его поддержал Иосия Литч, который в 1838 году датировал период в 150 лет с 1299 по 1449 гг. По его мнению, период в 391 год продолжался с 1449 по 1840 гг.

Что касается этих дат, предсказаний и их исполнения, я приведу цитату из книги Великая борьба, с. 334 и 335, где Е. Уайт комментирует события, которые предвидел Иосия Литч:

«В 1840 году замечательным образом исполнилось другое пророчество, вызвав широкий интерес. За два года до этого события Иосия Литч, один из видных служителей, проповедующих о близости Второго пришествия Христа, опубликовал толкование 9-й главы Книги Откровение, предсказывая падение Оттоманской империи. Согласно его подсчетам, это должно было произойти в августе 1840 года, и за несколько дней до исполнения пророчества он писал: «Если учесть, что конец первого периода в 150 лет точно совпадает с восшествием Деакоза на престол с разрешения турок и что 391 годи 15 дней начались в конце первого периода, то они должны окончиться 11 августа 1840 года, когда можно будет ожидать падения Оттоманской власти в Константинополе. Я убежден, что так оно и случится».

В указанное время Турция приняла опеку союзных держав Европы и попала под зависимость и контроль христианских народов. Все произошло точно в предсказанное время. Когда это стало известно, многие убедились в верности принципов пророческого толкования Миллера и его единомышленников, что придало новый импульс адвентистскому движению. Ученые и влиятельные люди присоединились к Миллеру в проповеди Слова и в издательской деятельности, и в период с 1840 года по 1844 год их работа приняла широкий размах».

Существует еще одна цитата из книги Великая борьба, в которой говорится о «турецкой армии» в связи с началом деятельности протестантов. В книге Пересмотренный ислам, в пятой главе под названием «Провидение Бога» много внимания уделяется превозмогающему Божьему провидению, которое поставляет и низлагает царства и государства этого мира. Мы всегда должны сохранять непоколебимую уверенность в превозмогающем Божьем провидении. Бог вполне мог допустить, чтобы жалкая горстка из трехсот мусульман была стерта с лица земли тысячью жителей Мекки, — они напали на них в самом начале становления ислама, в результате чего произошла битва в Бадре, селении, расположенном в двадцати милях к юго-западу от Медины. Многие считали ислам трагедией и угрозой. Многие рассматривали его наступление как проклятие для цивилизации в целом. Многим хотелось, чтобы Бог уничтожил эту могущественную силу в самом ее зародыше. И Он, конечно, мог это сделать, но не сделал — видимо, потому, что предусмотрел в Своем Божественном провидении ту роль, которую ислам должен будет сыграть в судьбах нашего мира.

Елена Уайт, комментируя восхождение и низложение мировых императоров, говорит: «Все земные власти находятся под контролем Безграничного. Самому могущественному государю, самому жестокому притеснителю Он говорит: «Доселе дойдешь и не перейдешь» (Иов. 38:11) Божественная сила постоянно борется с силами зла. Бог всегда старается не уничтожить людей, но исправить их и спасти» (Патриархи и пророки, с. 694).

Подумайте о наступлении мусульманской армии, которая вторглась в Северную Африку и Европу, прошла половину пути до Ла-Манша, но была остановлена и обращена в бегство войском Шарля Мартела в битве под Туром в 732 году Это произошло ровно через сто лет после смерти основоположника ислама. Вспомните о продвижении мусульман на Восток до границ материкового Китая, об их проникновении в глубь Африки, а также о вторжении в страны Запада. Поразмышляйте об отступлении христианской Церкви на протяжении многих веков, о проникновении в Церковь языческих учений и обычаев, о просвещении в области еврейской богословской мысли в основном благодаря арабским исследованиям и успехам в литературоведении А затем примите во внимание жестокие и бесчеловечные действия крестоносцев, применявших отнюдь не христианские методы, нападки папства и Карла V, пытавшихся стереть с лица земли протестантов, — и вы сможете вынести для себя нечто большее из приведенной ниже цитаты, чем это сможет сделать поверхностный читатель:

«Божественное провидение сдерживало силы, борющиеся с истиной. Карл V не раз собирался нанести сокрушительный удар по Реформации, но вынужден был отступать. Временами казалось, что неминуемая гибель ждет всех, кто осмеливается сопротивляться Риму, но в самый критический момент на восточной границе появлялась турецкая армия или французский король, а то и сам папа, с завистью смотревший на возрастающее могущество императора, — начиналась война, и, таким образом, среди распрей и волнений Реформация продолжала усиливаться и расширяться» (Великая борьба, с. 197)

Когда протестантизм пустил корни и укрепился, руководители этого движения стали все больше и больше признавать те преимущества, которые они получили благодаря турецкому вторжению. Мы были бы недалеки от истины, если бы сказали, что турки-мусульмане спасли протестантизм в самом начале его становления!