Глава 6. Троица

Доктрина о Троице вызывает больше всего споров и более других тем настраивает мусульман против христианства. Одной из причин является их символ веры или призывный клич ислама: Ла Илаха илла л ‘Лах (Нет бога, кроме Бога). Эти слова каждый мусульманин многократно слышит с самой колыбели. Никто не может быть равным Богу, и никто не может с Ним сравниться! Непростительным грехом в исламе считается Уклонение, то есть утверждение, что кто-то еще может быть равен Богу «Скажите: Он есть Бог, один Бог, Вечный, Он не рождает Себе подобных и Сам не является рожденным, и нет никого, равного Ему» (Сура 2:177). В этом тексте выражена неизменная монотеистическая позиция мусульман. Еще одна причина, по которой мусульманин столь враждебно и непримиримо настроен к доктрине о Троице, заключается в неправильном понимании этого загадочного учения.

Первую причину мы как-то можем понять и устранить, потому что не слабее мусульман верим в то, что Бог един (см. Втор. 6:4; Мк. 12:29). Но вот вторую причину не так-то легко устранить. И в этом неправильном понимании и превратном истолковании во многом повинна цепочка событий, кульминацией которой стало проникновение язычников в христианское сообщество после того, как Константин сделал христианство государственной религией.

Елена Уайт пишет: «Все было так, как задумал сатана. Этого он добивался целые века Его политика — это чистейший обман от начала и до конца. Его неизменная цель — принести людям страдание и горе, опорочить и исказить намерения Бога; уничтожить Божественное благоволение и любовь и тем самым причинить скорбь всему Небу Сатана искусно превращает людей в слепцов, выставляя Господа виновником всего происходящего и заставляя думать, будто все несчастья — результат осуществления Его замыслов» (Великая борьба, с. 284, 285).

В книге Пересмотренный ислам (с. 17) подробно рассматривается еретическая тенденция в понимании единобожия. Я приведу некоторые высказанные в ней мысли. После создания христианской Церкви сатана несколько веков воевал против нее. Одно из направлений, на котором он предпринял активное наступление, — это вопрос о Троице. Данная истина, так же как и истина о Божественности Христа, не всегда излагалась связно и последовательно и часто вызывала споры и непонимание. И именно в этой области ислам стал решительно противодействовать христианству.

Простое богословие первых христиан постепенно было искажено. Чистый монотеизм апостольской Церкви был затуманен метафизическими хитросплетениями, унижен популярной мифологией и уничтожен многобожием, которое становилось все более популярным. Приверженцы христианства стали часто посещать могилы святых и мучеников в надежде получить благодаря их могущественному заступничеству всякого рода духовные, но прежде всего земные благословения.

Вскоре умножились порочные и неверные представления о Троице, культе Марии и Божественности Христа. Когда Магомет в VII в. начал свое служение, в христианской Церкви уже развилось удивительно терпимое отношение к этим элементам язычества. В 431 году н.э. Кирилл, архиепископ Александрийский, в своей знаменитой Ефесской проповеди присвоил Марии множество титулов, которыми язычники Ефеса с такой любовью награждали свою «великую богиню» Артемиду/Диану На Ефесском Соборе, состоявшемся в том же году, Марии был присвоен титул «Богоматери», или Матери Божьей, несмотря на протесты Нестория. Постепенно Марию наделили всеми самыми любимыми народом чертами Астарты, Кибелы, Артемиды, Дианы и Изиды. Ей стали поклоняться также, как поклонялись этим языческим богиням! В том же веке Церковь установила праздник Успения пресвятой Богородицы, назначив его на 13 августа. В древности этот день был праздником Изиды и Артемиды. Греко-православная Церковь и сегодня продолжает соблюдать этот день как важный религиозный праздник. Мария стала святой покровительницей Константинополя и императорской семьи. Ее изображение несли впереди любой процессии и вешали в каждой христианской церкви и в каждом доме.

Когда поклонение Богу было вытеснено поклонением святым, оставалось сделать всего один шаг, чтобы заменить святых целителей и чудотворцев античными богами и героями. Предоставленный самому себе, человеческий разум быстро скатился в дебри язычества.

Идолопоклонство, которому так решительно противостоял Магомет, приобрело вполне конкретные очертания после проникновения в Церковь широко распространенных языческих верований. Такие названия, как «Царица мира», «Царица небесная» (Иер. 7:18), «Царица всех святых», «Царица ада и всех злых Духов», «Матерь Божья и человеческая» и т.д. указывают на явное родство с римской богиней Юноной, супругой Юпитера, или Герой, сестрой и женой Зевса. На Марию стали смотреть как на мать и супругу Иисуса Христа.

Такое определенно богохульное имя матери Иисуса, как «Богоматерь», было тесно связано с Изидой, матер долороса язычества, которая якобы сочувствует всем матерям мира в их скорбях и страданиях.

Римские культы дохристианской эры появились в Церкви под «христианскими» именами. Диана, богиня-девственница, внесла свой вклад в культ Девы Марии. Римская Юнона, греческая Гера, карфагенская Дея Целестия, египетская Изида, финикийская Астарта, вавилонская Мулитта — все они были небесными царицами. Египет сыграл немаловажную роль в этом искажении простого учения Христа. Сохранившиеся фигурки Изиды, кормящей Гора, обладают удивительным сходством с известными нам изображениями Мадонны с Младенцем. Таким образом, эта ересь развратного язычества: мужское божество насилует женское божество (свою сестру), и от этого мерзкого, кровосмесительного союза рождается «божий сын» (Мф. 26:54) — по-видимому, зародилась в ханаанских культах Ра Шамра и в Египте, вызрела в греко-римской мифологии, особенно в религиозных мистериях, окончательно сформировалась в отступнической Церкви и стала навязываться нехристианскому миру как истина.

Конечно, Магомет, провозгласив свой боевой клич: «Нет бога, кроме Бога», обращался не только к соотечественникам, язычникам Аравии. Он переживал не только о них, но и в не меньшей степени об уже отступивших и духовно мертвых (см. Откр. 6:8) «христианах» Рима и Византии!

В книге Суд над цивилизацией (с. 76) Арнольд Тойнби прекрасно пишет: «Мусульмане считали, что пророки Израиля говорили истину, а Иисус является последним и величайшим пророком Бога перед приходом Его последнего вестника Магомета. Мульмане враждовали не с Пророком Иисусом, а с христианской Церковью, которая пленила Византийскую, Восточно-Римскую империю, капитулировав перед языческим, греческим политеизмом и идолопоклонством. Отмежевавшись от этого позорного предательства откровения о едином истинном Боге, ислам обратился к чистой религии Авраама. Между христианскими политеистами, с одной стороны, и индуистскими политеистами — с другой снова воссиял свет монотеизма, и вся надежда мира заключалась в выживании ислама».

Когда в 1945 году мы сидели у ног пастора Джорджа А. Кеуфа и жадно впитывали в себя его многолетний опыт работы с мусульманами, он обратил наше внимание на один важный момент. Пастор Д. Кеуф просто напомнил нам о том, что Троица является тайной, и никакая иллюстрация не сможет адекватно разъяснить ее. Я не способен своим умом до конца понять эту тайну или дать ей надлежащее определение. Мне известно о Троице лишь то, что Бог нам открыл. Я не могу это объяснить, но принимаю это верой. Когда Бог говорит: «Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня» (Ис. 43:11), я верю Ему. Когда Он говорит о Себе как об Отце, Сыне и Святом Духе (см. Мф. 28:19), я также принимаю это верой, хотя не могу объяснить данный текст или согласовать его с предыдущим. Когда мусульманин бросает мне вызов и говорит о «неразумности» этой доктрины, я просто предлагаю «отложить обсуждение темы на 15-й урок, поскольку сейчас у нас только первое занятие!» Когда придет время для ее обсуждения, Святой Дух просветит мусульманина и достаточно укрепит его веру, чтобы он принял эту тайну, хотя и он не поймет ее до конца и не сможет объяснить ее удовлетворительным образом до тех пор, пока мы не попадем на небо. Впрочем, и для спасенных на небе Триединство Божье может остаться тайной.

Как правило, люди, бросающие нам вызов по поводу доктрины о Троице, приходят на собрания не с целью познать Истину, а чтобы поспорить. Я очень сильно сомневаюсь в целесообразности публичного обсуждения данного вопроса. Его надо оставить для личного исследования.

Христиане — это унитариане, а не политеисты

Наши мусульманские братья претыкаются, когда мы говорим «Троица», потому что они не знают, как христиане представляют себе Троицу. Им кажется, будто это понятие никак не вяжется с учением о едином Боге. Факт заключается в том, что учение о едином Боге является основой нашей доктрины о Троице, и все христиане верят в одного Бога, а не в трех Богов.

Люди, читавшие комментарии Джалала Эльдина, Байдави и Яхьи в Суре 5:72 («Конечно, нет истинной веры у тех, которые говорят: Аллах — это Мессия, сын Марии. Сам Мессия сказал:

Сыны Израилевы, поклоняйтесь Аллаху, Господу моему и Господу вашему Итак, кто приписывает Аллаху равных партнеров, того Аллах не впустит в Рай, но отправит в Огонь. Для делающих злое там не будет помощников») и в Суре 4:156 («И за их неверие и за то, что они говорили страшную клевету против Марии…»), заметили, что эти комментаторы считали, будто Святая Троица состоит из отца, матери и сына, полагая, что Дева Мария является одним из трех Богов! Вне всякого сомнения, в эпоху Магомета простые христиане были невежественными людьми и совершали грубейшую ошибку, поклоняясь Марии, точно так же, как сегодня невежественные мусульмане совершают паломничества к могилам набожных людей. Ни один мудрый и образованный человек не должен думать, что ошибки невежественных христиан в эпоху Магомета отражают учение Библии. Коран запрещает поклонение деве Марии, и Библия также нигде это не санкционирует. Но все сказанное не имеет ничего общего с доктриной о Троице. Никогда в своей истории христиане не верили в трех Богов!

Определение Святой Троицы

Как уже ранее упоминалось, в Ветхом Завете ясно преподано учение о единстве Бога: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть» (Втор. 6:4). В Новом Завете Христос не только употребляет те же самые слова, но делает данный текст основой Своего учения (см. Мк. 12:29). Тот факт, что Он велел Своим ученикам крестить во имя Отца и Сына и Святого Духа, использовав при этом понятие «имя» в единственном числе, показывает, что никакое сотворенное существо, каким бы возвышенным и благородным оно ни было, не может сравниться с именем Творца или стоять рядом с ним. Такие титулы, как «Сын Божий» и «Святой Дух», должны использоваться только в отношении Божества и не могут использоваться в отношении творений.

Христианское учение о Троице можно обобщить следующим образом:

1. Отец, Сын и Дух суть одно, то есть существует только один Бог.

2. Каждая ипостась Троицы имеет свойства, которые не передаются другой ипостаси.

3. Если бы можно было отделить, предположим, одну ипостась от двух других (что невозможно), то ни одна из двух не могла бы быть самостоятельным Богом.

4. Каждая ипостась Троицы является Богом, потому что пребывает в вечном и нераздельном единении с двумя другими.

5. Каждая ипостась имеет ту же природу, положение и статус, что и две другие.

6. Ответственность и деятельность каждой ипостаси вытекает из титулов и имен, упомянутых в Писаниях. Например, «Творец» и «Отец»; или «Слово Божье», «Сын Божий», «Спаситель»; или «Утешитель».

7. Поскольку все Трое едины по своей природе, они едины в Своем волеизъявлении, в своей власти и во всех остальных свойствах.

8. Вместе с тем, в Библии написано, что Отец — это Родник и Источник Божественности (см. Ин. 14:28), и в этом отношении Он выше Сына, хотя Они имеют одну и ту же Природу (см. Ин. 10:30).

Некоторые исследователи высказывали мнение, будто в этих концепциях есть противоречие. Хотя мы признаем тайну Троицы, тем не менее мы не усматриваем в этом учении никакого противоречия. Если бы все, связанное с Богом, было настолько просто, что тайны мог постичь ограниченный, человеческий разум, то Он перестал бы быть Богом, потому что имел бы Свои ограничения. Таким образом, если мы скажем, что учение о Троице остается тайной, наше утверждение не сделает это учение ошибочным. В природе Бога есть много такого, что остается сокрытым от человечества. Учение о Троице — это тайна, но от этого оно. не становится ошибочным. Учение о Троице для мусульман можно выразить следующим образом: «Есть только один живой и истинный Бог, вечный, без джисма (физического, видимого тела). Он не имеет Себе равных, не имеет плотских желаний и похотей, но обладает силой, мудростью и благостью. Он есть Творец всего видимого и невидимого, поддерживающий все сущее. Божество состоит из трех Личностей, имеющих единую природу, силу и вечность, а именно: Отца, Сына и Святого Духа.

Некоторые наши мусульманские собратья говорят, что тринитарианство противоречит унитарианству. Но они не могут противоречить друг другу, поскольку и то и другое преподано в Слове Божьем. Во Вселенной нельзя найти такого примера или явления, с помощью которого можно было бы проиллюстрировать указанные понятия. Тора гласит, что Бог сотворил человека по образу Своему (см. Быт. 1:27). Это согласуется со словами Али Ибн Абу Талека, сказавшего: «Тот, кто познает себя, познает своего Бога». Поэтому мы попытаемся использовать несовершенный пример самого человека. Человек может сказать «я» и о своем духе, и о душе, и о теле, тогда как эти три компонента, в большей или меньшей степени, не одинаковы по своей природе. При более тщательном исследовании становится ясно, что ни один из них не может претендовать на звание человека без двух других. И тем не менее они настолько едины, что человек может обо всех трех сказать «я», и они остаются в неразрывном единстве до тех пор, пока человек жив. Это тайна, поскольку, хотя каждый человек — это одно существо, тем не менее в нем есть три аспекта, не противоречащих тому факту, что он является одной живой душой. Мы не претендуем на совершенство этой иллюстрации Троицы, ибо Библия ясно дает понять, что постичь Бога до конца невозможно. Но мы просто пытаемся сказать, что доводы, выдвинутые против три-нитарианства, недостаточно убедительны, чтобы мы отвергли эту концепцию. Наша главная задача — как можно лучше разъяснить наше учение, чтобы оно перестало быть камнем преткновения, мешающим нашим мусульманским братьям приблизиться к христианству. Можно было бы упомянуть и другие иллюстрации, такие, как солнечные лучи, от которых исходит свет, тепло и химическая сила, хотя эти свойства нельзя полностью отделить друг от друга; или, например, свет, тепло и огонь — это одновременно три разных явления и одно единое целое. Н2О — это формула воды, независимо от того, в каком из трех состояний она находится: твердом (лед), жидком (вода) или газообразном (пар, туман). Таким образом, учение о Троице не противоречит логике и здравому смыслу, но оно ясно преподано в Слове Божьем, и его несовершенные иллюстрации можно встретить в мире природы.

Тринитарианство в Евангелиях

Из Библии мы узнаем, что Бог открыл Себя следующим образом:

1. Бог Отец, первая Личность Божества. Хотя Он ненавидит грех, тем не менее хочет, чтобы никто не погиб, но все были спасены.

2. Это Божественное Откровение было реализовано через «Слово Божье», то есть Его Единородного Сына, вторую Личность Божества. Только через Него человек может по знать Бога. Приняв человеческую природу, Он взял на Себя наши скорби и болезни и был распят за наши грехи, чтобы мы получили оправдание (см. Рим. 4:25). 3. Чтобы направить человечество к спасению, был послан Святой Дух, третья Личность Божества, для обличения людей во грехе, обращения их, объяснения им, что они нуждаются в Спасителе, и просвещения их сердец лучами Евангелия.

Как достичь спасения и его благословений

Мы дадим лишь краткое пояснение. По учению Нового Завета только через действенную веру и познание Иисуса (см. Деян. 4:1,2; 16:31; 1 Ин. 3:23) можно наследовать благословения и наследие, которого не видел глаз и о котором не слышало ухо. Человек не может даже представить себе, что Бог приготовил для Своих возлюбленных (1 Кор. 2:9, англ. пер.). Уверовать во Христа — значит принять Его как своего Спасителя, Который родился в этом мире ради спасения человечества (см. 1 Тим. 1:15; Мф. 1:21). Он может спасать всегда и всех приходящих к Нему (см. Евр. 7:25). Эта вера делает нас детьми Божьими (см. Ин. 1:1, 2, 13; 1 Ин. 3:1-12). Она помогает нам избавиться от греха и рабства сатаны и жить такой жизнью, которая соответствовала бы святому и возвышенному призванию (см. Ин. 8:34-36; 8:12; 12:35, 36).

Но поскольку человек сам по себе не может иметь живую веру в Иисуса, по Своей безграничной любви Бог дал нам дающую жизнь благодать Святого Духа, чтобы под Его влиянием мы жили духовной жизнью. Иисус, будучи единственным Откровением Бога, дает нам возможность приближаться к Богу (см. Ин. 14:6). Следовательно, без веры в Иисуса невозможно угодить Богу и получить прощение грехов. С помощью водительства Святого Духа, Который обличает человека в его грехе и сообщает ему о грядущем суде, он принимает искупительную жертву Христа (см. Ин. 16:8; Евр. 10:10-14).

Следующие Его водительству получают оправдание через веру в Иисуса Христа и примиряются с Богом (см. Рим. 5:1). Они освобождаются от тяжкого бремени греха, и мир воцаряется в их сердцах. Эта перемена, произведенная Святым Духом, приводит к духовному перерождению (см. Ин. 3:3,5; 2 Кор. 5:17; Гал. 6:15). Бог хочет, чтобы все люди спаслись (см. Иез. 33:11; 1 Тим. 2:3-6; 2 Петр. 3:9). Дверь милости и спасения открыта для всех. Даже те, кто не хочет оказаться в Его объятиях любви, в конце концов признают Его правоту, преклонят перед Ним колени и поклонятся Ему (см. Ис. 45:23; Рим. 14:11;Флп.2:9-11). Живая вера в Иисуса удерживает человека от греха, велит ему творить добро и благочестиво жить перед Богом, нашим Небесным Отцом.

Об авторе

Кеннет С. Остер, доктор в области церковного служения, родился в г. Гуд Ривер, штат Орегон, в семье миссионеров, которые тогда приехали в отпуск из Персии. Кеннету было всего пять месяцев, когда родители снова вернулись на свое миссионерское поле. В детстве Кеннет овладел несколькими восточными языками. Он высоко ценил иранский народ и восхищался им. Закончив учебу на богословском факультете в Миссионерском Колледже «Эммануил» в г. Бериен Спринге, штат Мичиган (теперь это Университет Андрюса), он женился на Дороти Г. Нельсон дочери еще одной пары миссионеров. В 1946 году молодые супруги приступили к миссионерской работе в Иране, где жили почти безвыездно. В 1981 году их перевели в Эфиопию на три года. Затем еще три года они провели на Ближнем Востоке, после чего в 1987 году вернулись в Соединенные Штаты. Большую часть своего времени д-р Остер посвящает выступлениям в разных городах и писательской деятельности. Во многих странах Центральной Азии и в Соединенных Штатах он проводит семинары под общим названием «Миссия для мусульман». Он является автором книг «Космический взгляд на Бога и человека» (Кипр, 1978), «Роль христианства и ислама в космическом взгляде на Бога и человека» (Калифорния, 1992), «Пересмотренный ислам» (Нью-Йорк, 1979), «Мандат на миссию» (Филиппины, 1986), «Миссия для мусульман» (Калифорния, 1997), «Евангельские проповеди, ориентированные на мусульман» (Кипр, 1973), «Учебное пособие для работы с мусульманами», «К Персии с любовью» (Калифорния, 1981). Он также написал несколько книг на языке фарси (Иран).

(011) Инджил — Евангелие как название для всего Нового Завета. В Коране Инд-жил упоминается среди Божественных Писаний рядом с Пятикнижием и Кораном. Коран ссылается на Инджил в подтверждение обещания Аллаха наградить раем погибающих за веру.