Чарльз Т. Рассел и происхождение Свидетелей Иеговы

Отец-основатель

4. Основателем Свидетелей Иеговы был Чарльз Т. Рассел (1852-1916 гг.) — член пресвитерианской Церкви, ставший впоследствии конгрегационалистом. Рассел всегда проявлял большой интерес к установлению дат пророческих событий, имеющих отношение ко Второму пришествию Христа (1) .

Источники идей Рассела

5. После 1844 года миллеритское движение разделилось на несколько направлений. Одно из них было известно как Церковь пришествия Христа. Впоследствии новая религиозная община стала называться Церковью христиан пришествия или «Вторыми адвентистами». Эта группа оказала существенное влияние на богословие Рассела.

В отличие от направления, впоследствии ставшего Церковью адвентистов седьмого дня, Вторые адвентисты продолжали назначать все новые даты Второго пришествия Христа.

6. Примерно в 1869 году Рассел принял идеи члена группы Вторых адвентистов по имени Иона Вендел. Последний утверждал, что Христос придет в 1874 году Когда это предсказание не сбылось, он обратился к учениям некоего Нельсона X. Бар-бура. Барбур учил, что Иисус пришел в 1874 году, но в духовном, а не в буквальном смысле, и Его присутствие невидимо. В январе 1876 года, прочитав журнал «Вестник рассвета» под редакцией Барбура, Рассел и его единомышленники поверили в то, что Иисус пришел в духовном смысле. В 1878 году Барбур начал пропагандировать идею о том, что Иисус не заплатил на кресте выкуп за грех, и они с Расселом разделились (2) .

7. Рассел и Барбур познакомились с подстрочным греко-английским переводом Нового Завета Бенджамина Уилсона под названием «Выразительный Диаглотт» (3) .

В этой версии греческое слово «парусия» (Мф. 24) переведено как «присутствие», а не традиционно — «пришествие». Не обращая внимания на контекст, из которого ясно, что речь идет о реальном и видимом присутствии, Рассел и Барбур стали утверждать, что Христос невидимо присутствует на земле.

Что означает «парусия»?

8. В Новом Завете греческое слово «парусия» 22 раза переведено как «пришествие» в Переводе короля Иакова, причем во всех случаях речь идет о Втором пришествии Иисуса. Дважды оно переведено как «присутствие». В этих двух случаях речь идет о Павле и его «присутствии» в Коринфе (2 Кор. 10:10) и в Филиппах (см. Флп. 2:12). При этом опять-таки имеется в виду личное, реальное и видимое присутствие.

Библия учит, что Иисус духовно всегда присутствует со Своим народом. Он пребывал с Израилем во времена Ветхого Завета (см. 1 Кор. 10:1-4) и духовно присутствует со Своими последователями со времени вознесения до Второго пришествия (см. Мф. 28:20). Однако это присутствие нельзя приравнивать к Его видимому Второму пришествию. Библейское учение о видимом Втором пришествии делает совершенно абсурдной идею о том, что Второе пришествие Христа надо понимать «духовно» или сводить к тому, что Он незримо присутствует на земле с 1874 года.

Вопросы для повторения:

* Кто основал движение Свидетелей Иеговы и кем были их религиозные предшественники? (§§ 4-6).

* Откуда Рассел черпал свои убеждения? (§§ 6, 7).

* Какое влияние на Рассела оказали некоторые направления миллеритского движения, заявившие о себе после 1844 года? (§§ 5, 6).