Занятие 2. Стратегия благовестия Свидетелям Иеговы

Что надо помнить:

По возможности пользуйтесь учебной методикой, знакомой Свидетелям Иеговы.

Не запутайтесь в деталях. Вы можете пытаться опровергнуть их заблуждения одно за другим, пока не дойдете до последней страницы одной из их книг. Это похвальная, но сложная стратегия, поскольку вы рискуете увязнуть в деталях. Есть несколько фундаментальных ошибок в базовой структуре вероучения иеговистов, пронизывающих их богословскую литературу и искажающих их богословскую мысль. Будет разумнее сначала сосредоточиться на них. Если удастся доказать нелепость этих фундаментальных основ, тогда легче будет справиться с деталями.

Введение

Прежде чем перечислять шаги на пути успешной стратегии евангелизации Свидетелей Иеговы, мы должны указать на существенные особенности, препятствующие их обращению:

Причины, по которым так трудно обращать Свидетелей Иеговы в истинную веру.

* Некоторые общие принципы благовествования Свидетелям Иеговы.

* Три фундаментальных шага на пути переубеждения Свидетелей Иеговы. Почему так трудно переубеждать Свидетелей Иеговы?

Рабочая методология

2. Иеговисты трудятся в небольших общинах. Когда в Зале Царства набирается 100 членов, его разбивают на два по пятьдесят в каждом, и за обоими закрепляется своя миссионерская территория. Более опытный свидетель сопровождает две или три пары, чтобы помочь им справиться с поставленной задачей.

Это хороший метод, он превращает иеговистов в активных участников миссионерских проектов и социально связывает их друг с другом. К сожалению, данный метод привязывает людей к общине, имеющей непоследовательное богословие, особенно в той части, которая относится к истине для настоящего времени.

3. Иеговисты очень активно распространяют свои идеи. Они так много говорят о своих верованиях, что последние буквально въедаются в их память. В сознании иеговистов словно стальным резцом гравируются эсхатологические и доктринальные ошибки, которые потом очень трудно удалить.

Положительная мотивация

4. Иеговисты пытаются сохранять свою специфику и свое лицо. Они верят, что являются единственным каналом, который Иегова использует для передачи Благой вести’. Это побуждает их следовать указаниям руководящего органа, посылающего их проповедовать теократическое царство Иеговы.

5. Их учат возвещать весть о царстве. В их сознание насаждается мысль о том, что они рабы, посланные проповедовать теократическое царство Иеговы. Это обстоятельство, а также интенсивная подготовка, которую иеговисты получают, побуждают их много говорить и мало слушать (2) . Вот почему они убеждают многих, а их самих переубедить очень трудно.

6. Весть Свидетелей Иеговы основывается на эсхатологии (учении о событиях последних дней).

7. Чтобы понять стратегию иеговистской евангелизации, нам надо познакомиться с двумя их эсхатологическими ошибками: истолкованием 4-й главы Книги Даниила и учением, согласно которому дни творения представляют собой длительные периоды по 7 000 лет каждый. Большинство верований иеговистов связаны с этими двумя ошибочными истолкованиями.

8. Три шага на пути благовествования Свидетелям Иеговы.

Вопросы для повторения:

* Какое влияние оказывает на Свидетелей Иеговы система малых групп? (§ 2)

* Как влияет на убеждения Свидетелей Иеговы их акцент на миссионерской работе? (§ 3)

* Каковы плоды миссионерской системы возвещения «теократического царства Иеговы?» (§ 5)

Учебная методика Свидетелей Иеговы

Книги Свидетелей Иеговы имеют параграфы, пронумерованные так, как мы сделали в данном пособии. Это облегчает им поиск интересующих их мест подобно тому, как помогает находить нужный текст разбивка Библии на стихи. В конце главы приводятся вопросы с указанием параграфа, в котором можно найти ответ.

Прочитав страницу из книги, Свидетель формулирует вопросы и просит заинтересованную сторону ответить на них. Если ответы неудовлетворительные, он снова прочитывает соответствующий параграф и обсуждает его содержание. Цепочка размышлений соответствует плану вопросов и упрощает процесс принятия решений.

Стратегия из трех шагов:

Шаг первый: выбейте из-под их ног ошибочный эсхатологический фундамент.

Шаг второй: устраните их главные богословские ошибки. Шаг третий: замените заблуждения «всей волей Божьей» (см. Деян. 20:27).

Устраните их ошибочные представления о днях творения

Семь дней или семь тысяч лет?

9. Иеговисты используют теорию, согласно которой дни творения — это периоды по 7 000 лет каждый. С их помощью они рассчитывают время Армагеддона. Когда провалились прогнозы относительно 1975 года, они стали утверждать, что каждый день творения длился несколько тысяч лет (3) . В качестве примера пунктов их вероучения, связанных с этим эсхатологическим подходом, можно привести учение об Армагеддоне, 144 000 искупленных и о великом множестве искупленных.

Учение Свидетелей Иеговы о 7 000 годах

Свидетели Иеговы верят, что каждый день творения символизирует 7 000 буквальных лет. После провала очередного предсказания о 1975 годе они стали часто использовать в своей литературе выражение «длительные периоды времени» вместо точного указания на 7 000 лет.

Вот что утверждают иеговисты: «В Быт. 1:3-13 нет описания первоначального творения материи или небесных тел. В этом отрывке речь идет о подготовке уже существующей земли для обитания людей. Подготовка включала творение основных видов растительности, морской жизни, летающих тварей, млекопитающих и первой человеческой пары. Библия говорит, что все это произошло в течение шести «дней». Однако еврейское слово, переведенное как «день», имеет различные значения, в том числе, «длительный промежуток времени», «время, в которое произошло знаменательное событие» («Исследование слов Ветхого Завета», Grand Rapids, MI, 1978; У. Уилсон, с. 109). Использованный термин позволяет думать, что каждый «день» мог на самом деле продолжаться тысячи лет» («Рассуждение по Священному Писанию», с. 88).

Иеговисты используют также текст из 2 Петр. 3:8 («У Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день»), когда говорят о сотворении мира.

Расчет даты начала Тысячелетнего царства

Что побуждает их верить в явно небиблейское предположение? Есть две причины: 1) Если дни творения представляют собой длительные промежутки времени, тогда седьмой день суббота — это не еженедельное событие, а «символ» Божественного покоя. 2) Иеговисты использовали теорию 7 000 лет для расчета Армагеддона и пришли к выводу, что Тысячелетнее царство начнется в 1975 году.

Вот как они использовали свою теорию для счисления времени. По их мнению, в Быт. 1:3-31 описано не изначальное творение материи или небесных тел, а подготовка уже существующей земли к обитанию на ней человека. На все дело ушло шесть первых периодов по 7 000 лет. Адам и Ева были сотворены в начале седьмого периода в 7 000 лет. Последние 1 000 лет этого периода будут тысячелетним царством, буквальным тысячелетним царством всеобщего мира.

В первой статье, где была высказана эта мысль («Сторожевая башня» за 1 мая 1968 года, с. 270-277), говорилось:

«Таким образом, до полных 6 000 лет седьмого дня остается восемь лет. Если отсчитывать время от осени 1967 года, то через восемь лет, осенью 1975 года, окончатся полные 6 000 лет седьмого дня Бога, Его дня покоя. После 6000 лет бедствий, несчастий, страданий, тяжкого труда, болезней и смерти под господством сатаны человечество, в самом деле, отчаянно нуждается в отдыхе. Суббота, седьмой день еврейской недели, хорошо изображает заключительное тысячелетнее правление Божьего Царства под господством Христа, когда человечество сбросит с себя 6 000-летнее ярмо греха и смерти».

Прочтите и помните следующее: Как бы вы опровергли эту логику?

«Библия не определяет продолжительность каждого творческого периода Вместе с тем, все шесть периодов окончились, и о шестом дне сказано то же, что и о пяти предыдущих днях: и был вечер, и было утро, день шестой (Быт. 1:31). Однако подобного не сказано о седьмом дне, в который Бог покоился. Это указывает на то, что он еще продолжается (см Быт. 2.1-3). Кроме того, спустя более 4 000 лет после начала седьмого дня или Божьего дня покоя, Павел писал, что он еще продолжается. В Евр. 4:1- 11 он ссылается на более древние слова Давида (см. Пс. 94:7, 8, 11) и на Быт. 2:2,-после чего призывает детей Божьих: «Итак, постараемся войти в покой оный». По апостольскому летоисчислению седьмой день продолжался уже несколько тысяч лет и еще не закончился. Тысячелетнее царствование Иисуса Христа, Который назван в Священном Писании Господином субботы (см. Мф. 12:8), по всей видимости, является частью великой субботы. Божьего дня покоя (см. Откр. 20:1-6) Это свидетельствует, что от начала Божьего дня покоя и до его окончания должно пройти несколько тысяч лет. Седмица дней, описанных в Быт. 1:3 — 2:3, последний из которых назван субботой, по-видимому, напоминает неделю, на которую израильтяне делили свое время, соблюдая субботу в седьмой ее день, в соответствии с Божественной волей (см. Исх. 20:8-11). А поскольку седьмой день длится уже не одну тысячу лет, вполне логично предположить, что каждый из шести творческих периодов, или дней, длился как минимум несколько тысяч лет.

То, что день может длиться более 24 часов, видно из Быт. 2:4, где обо всех творческих периодах говорится, как об одном «дне». Показательно также вдохновенное высказывание Петра о том, что у Иеговы один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день (см. 2 Петр. 3:8). Доказательства, найденные в самой земле, также скорее подтверждают тот факт, что каждый творческий день длился не 24 часа, а более длительное время’, тысячу или несколько тысяч лет» («Рассуждения по Св. Писанию», с. 88).

Как появилась дата 4026 г. до Р. X.?

Как иеговисты пришли к выводу, что Адам и Ева были сотворены в 4026 г. до Р. X.? Они пользуются тем, что сами называют «надежной библейской хронологией». Откуда берется так называемая надежная хронология? Это изобретение Свидетелей Иеговы, призванное защитить точность и достоверность якобы невидимого Второго пришествия Иисуса в 1914 году и вытекающий из этого учения авторитет Свидетелей как Его «единственного видимого канала» на земле. Далее приводится прямая цитата:

«В настоящее время имеются убедительные доказательства того, что Иисус Христос воцарился на небе в 1914 г. по Р. X. и что Он сопровождал Иегову в Его храм в 1918 г. по Р. X., когда начался суд с дома Божьего (см. 1 Петр. 4:17). Очистив тех живущих на земле, что принадлежат к Его дому, Иегова излил на них Свой дух и поручил им служить Его единственным видимым каналом, по которому люди только и могут получать духовные наставления. Таким образом, признавшие видимую теократическую организацию Иеговы должны признать и принять это поручение «верному и благоразумному рабу» и исполнять его» («Сторожевая башня», 1 октября, 1967 г., с. 590).

Техническая информация

Хронология Свидетелей Иеговы строится на осевой дате — 539 г. до Р. X. Они говорят, что в этот год Кир, царь Мидо-Персии, ниспроверг Вавилонскую империю и что осенью того же года возобновилось служение в иудейском храме, в Иерусалиме. Иеговисты утверждают, что 539 г. до Р. X. ознаменовал окончание 70 лет плена, пророчески предсказанных Иеремией (см. Иер. 25:11, 12; 29:10).

От этой даты они отсчитывают время назад, используя даты и события, упомянутые в Библии, и таким образом приходят к 4026 году до Р. X., когда, по их мнению, был сотворен Адам (4) .

Но все их даты не точны. Если вы заинтересованы в изучении хронологических схем Свидетелей Иеговы, см. книгу Е. Б. Прайса «Наши друзья: Свидетели Иеговы» (Издано автором: Post Office Box 99, Strathfield, Sydney, NSW Australia, 1977, с. 19-28). На страницах этой книги подробно разбирается хронология Свидетелей Иеговы и показывается, в чем именно и почему она ошибочна. Ее автор — адвентист седьмого дня, посвятивший всю свою жизнь изучению доктрин Свидетелей Иеговы.

Дополнительную информацию по библейской хронологии вы найдете в Библейском комментарии адвентистов седьмого дня, том 1, с. 174-196.

Используйте пророчество о 70 седьминах из 9-й главы Книги Даниила

10. Свидетели Иеговы верят в пророческий принцип, гласящий, что день в пророчестве равен буквальному году (Иез. 4:6). Анализ пророчества о 70 седьминах из 9-й главы Книги Даниила поможет найти общие точки соприкосновения и продемонстрировать иеговистам, что мы тоже верим в принцип «день за год» (см. «В начале было Слово…» с. 49, 50, где объясняется пророчество о 70 седьминах).

Иллюстрация

11. Мы повторили это пророчество с той целью, чтобы подтвердить, что дни могут быть символическими, когда они указывают на пророческое время. Однако в Библии нет никаких указаний на то, что дни творения — это часть пророчества. Не проводите занятия по 2300 дням и зарождению адвентистской Церкви. Просто покажите, что обычные дни отличаются от пророческих дней, как это видно из 9-й главы Книги Даниила.

Основной вопрос

12. Если вы проводите обычное библейское занятие со Свидетелем, который сомневается в своих убеждениях, задайте ему (или ей) простой вопрос: «Можете ли вы показать мне хотя бы один стих в Библии, в котором говорилось бы, что дни творения — это длительные промежутки времени?»

13. Свидетели Иеговы очень упрямы. Для очередной беседы они могут прийти с рабом, или более опытным Свидетелем или даже с районным надзирателем. Если это произойдет, используйте следующую стратегию.

Скажите им, что перед началом занятия вы хотели бы помолиться Богу Отцу во имя Сына и попросить Его исполнить Свое обетование послать Святого Духа, дабы Он научил нас истине. Вполне вероятно, они не захотят этого делать и скажут, что не могут молиться с тринитарианцем (013) . Не отступайте. Пусть он отреагируют, как захотят. При этом тот из них, кто заинтересуется вашими словами, сделает свои выводы. Просто скажите: «Будучи христианами, мы все должны делать так, как учил Иисус;

А. Молиться Отцу во имя Сына (см. Ин. 14:13, 14). Б. Просить, чтобы нам был дан обещанный Святой Дух как безошибочный Учитель, Который наставит нас на всякую истину (см. Ин. 14:16,26; 16:13).

14. Что делать, если не удается погасить конфронтацию? Прежде всего попытайтесь избежать полемики и споров. Но как быть, если занятие проходит в присутствии раба, или Свидетеля, имеющего значительный опыт? Их метод заключается в том, чтобы развести вас и себя по разным углам воображаемого ринга, а затем попытаться победить любой ценой. Они охотно вступают в противоборство и нейтрализуют искреннее желание исследовать Слово Божье. Как по-христиански выйти из этой ситуации?

15. Вы должны сами определить тему исследования. Предложите им высказаться на избранную вами тему. Как это сделать? Прочтите 1 Кор. 14:40: «Только все должно быть благопристойно и чинно». Договоритесь, что каждый будет говорить по двадцать минут и что вы не будете прерывать друг друга. «Время молчать, и время говорить» (Еккл. 3:7).

16. Начните с вопроса, который заставит их задуматься и приведет к мысли о том, что их убеждения не основаны на Библии. Но это не может быть первый попавшийся вопрос! Например, вы можете сказать: «Я верю только в доктрины, преподанные в Библии. Свидетели Иеговы учат, что каждый день творения равен периоду в 7 000 лет. Они никогда не пересматривали этот пункт веры. В своих последних изданиях иеговисты продолжают утверждать, что творческие дни — это периоды в несколько тысяч лет («Рассуждения по Священному Писанию», с. 91). Какой библейский стих учит этому?»

Не спорьте

17. Не говорите больше ничего. Не спорьте. Не вступайте в прения. Предоставьте им право высказываться первые 20 минут. Выслушивайте их с уважением и дайте им возможность запутаться в собственных доводах. Когда настанет ваша очередь, не опровергайте ничего из того, что они сказали. Просто спросите у того, с кем ранее вы уже беседовали, понимают ли его спутники, какой вопрос вы им задали.

Настаивайте на тексте

18. «Брат, ты слышал, чтобы был приведен библейский текст, из которого вытекает, что каждый день творения — это период в 7 000 лет или несколько тысяч лет? Нет. Я тоже не слышал».

19. Затем обратитесь к рабу (или Свидетелю), который пришел поспорить, с такой просьбой: «Мы не слышали, чтобы вы ответили нам, в каком стихе Библии сказано, что каждый день творения — это период в 7 000 лет или несколько тысяч лет, как учат Свидетели Иеговы. Я хочу, чтобы вы показали мне стих, в котором это сказано, ибо верю в то, что Библия — это Слово Божье. Одного ясного стиха будет достаточно».

Пусть Свидетели решат эту проблему

20. Не поддавайтесь искушению что-либо говорить на данном этапе. Пока не вступайте в спор. Библия учит, что для всего есть свое время (см. Еккл. 3:1,7). Проблема не у вас, а у Свидетеля. Избегайте «словесного огня», который больно ранит спорящих, но ничего не решает (2 Тим. 2:14).

Пусть Свидетель попытается отстоять как можно больше своих позиций, и пусть он столкнется с реальностью лицом к лицу. Заинтересованному же человеку, вашему собеседнику, надо понять, что Свидетели Иеговы верят в доктрины, которых нет в Библии. Тогда его разум откроется для истинных библейских исследований.

21. Избегайте той интонации голоса, которая обычно бывает у заядлых спорщиков. Скажите им уважительно, что, поскольку их время закончилось и они до сих пор не прочитали нужный вам стих, вы готовы отдать им свои двадцать минут на то, чтобы они все-таки нашли его. Напомните им, что одного стиха будет достаточно.

Не спорьте

22. Возможно, Свидетель продолжит говорить, ссылаясь на целый каскад стихов. Не отказывайтесь от своей стратегии. Настаивайте на своем вопросе до тех пор, пока он не признает, что нет такого стиха, в котором бы говорилось, что каждый день творения символизирует период в 7 000 лет.

Иеговистов надо поставить лицом к лицу с данной реальностью, поскольку теоретически они утверждают, будто «считают очень важным, чтобы их вера основывалась на Библии, а не на человеческом воображении или символах веры». Но практически иеговисты исповедуют небиблейские доктрины, многие из которых можно признать прямо противоречащими Библии.

Теперь ваша очередь!

23. Начинайте излагать свои доводы лишь после того, как Свидетели признают отсутствие библейских стихов, обосновывающих их тезис о том. что один день творения равен 7 000 годам. Пусть ваш заинтересованный собеседник почувствует, что поставлено на карту, а затем скажите:

24. «Вы сами убедились, что Свидетели Иеговы верят в доктрины, которых нет в Библии. Следовательно, мы с вами не можем быть Свидетелями Иеговы».

25. Укажите на то, что проблема гораздо шире. Данная конкретная доктрина фактически противоречит Библии; однако она является основанием для других пунктов веры, которые отстаивают иеговисты.

26. Теперь используйте свои 20 минут и докажите, что дни творения не являются пророческими периодами и не символизируют длительные промежутки времени. Это обычные периоды времени, равные 24 часам.

Вопросы для повторения:

* В чем заключается первая серьезная ошибка в эсхатологии Свидетелей Иеговы? (§ 9).

* Что вам надо сделать, если не удается избежать дискуссии? (§§ 14-16).

* Какой метод лучше всего избрать, если Свидетель пытается обосновать Библией, что каждый день творения равен 7 000 лет? (§§ 18-20).

* В какой момент надо начинать говорить? (§ 23).

* Какие выводы надо сделать, когда Свидетель Иеговы признает, что он верит в доктрину, которой нет в Библии, и проповедует ее? (§§ 24, 25).

* Что вам надо в этом случае объяснить? (§ 25).

Авторитет Библии

Если интуиция подсказывает вам, что будет полезно утвердить в сознании слушателей авторитет Библии, проведите занятие о Библии как о Слове Божьем, единственном правиле веры и учения. Возможно, у вас уже есть хорошей план на эту тему. Если нет, вы можете воспользоваться следующими стихами:

Источник библейской вести (Чис. 12:6; 1 Петр. 1:19-21; 2 Тим. 3:15-17).

Божью весть нельзя изменить, потому что Иегова вечен (Чис. 22:18; Еккл. 3:14; 2 Кор. 4:2; Мал. 3:6; Откр. 22:18,19). Любое религиозное учение должно быть испытано Библией (Ис. 8:20; 2 Тим. 4:2-4).

Библейское учение нельзя заменять религиозным преданием (Гал. 1:6-9).

Библию надо изучать честно (Ин. 5:39;Деян. 17:11; Ин. 7:17).

Невежды и неуравновешенные люди извращают Писания (2 Петр. 3:15, 16).

Надо искренно принимать библейское учение (Лк. 8:15; Иак. 1:21).

Нам следует просить Бога помочь правильно понять Библию (Пс. 118; 124; 1 Кор. 2:13-14; Иак. 1:5, 6; Лк. 24:45; Ин. 14:26).

Занятие в малой группе

По возможности присоединитесь к той же группе, в которой вы были раньше. Во время занятия кто-то сыграет роль заинтересованного человека, другой участник — роль наставника, а третий будет наблюдателем. Члены группы в ходе занятия поменяются ролями.

Задание

28. Обсудите информацию, связанную с верой Свидетелей в то, что дни творения — это промежутки времени в 7 000 лет каждый или, по крайней мере, достаточно продолжительные периоды. Позаботьтесь о том, чтобы все участвующие в занятиях поняли их учение.

29. Как только вы поймете теорию Свидетелей, начинайте ролевую игру. Человек, играющий наставника, будет задавать вопросы и побуждать заинтересованного человека искать ответ.

Используйте приведенные ниже вопросы в качестве руководства для составления плана занятия. Попросите заинтересованного человека ответить на них. Если ответы не удовлетворяют вас, задайте их еще раз с более подробными пояснениями или, если это будет кстати, найдите библейский текст, отвечающий на данный вопрос.

30. Наблюдатель будет следить за тем, как наставник (инструктор) развивает свою мысль. Помимо важных мыслей наблюдателю следует обращать внимание на следующие детали:

А. Способность наставника вовлечь заинтересованного человека в дискуссию.

Б. Как наставник ведет беседу с помощью удачных’ вопросов.

Ключевые вопросы (используйте их в нужном месте дискуссии)

«В Новом всемирном переводе Библии сказано, что отдых

Бога в седьмой день творения продолжается до сих пор. Как вы можете это объяснить?»

«Если в Библии нет текста, в котором бы говорилось, что дни творения — это длинные периоды времени, то откуда Свидетели Иеговы взяли эту идею?»

«Если дни творения — это буквальные дни, тогда суббота не может быть длительным периодом времени. Она должна быть конкретным днем недели. Какой день недели является седьмым?»

«Как пророчество о 70 седьминах из 9-й главы Книги Даниила показывает нам, что только в библейском пророчестве день равен году; во всех же других случаях день означает буквальный день, состоящий из 24 часов?»

Процедуры оценки проделанной работы

31. Оценка должна быть дана три раза: 1) в группах из трех человек; 2) во время отчета групп на общем собрании и 3) во время дискуссии за круглым столом под председательством главного инструктора.

Оценка в малых группах

32. В конце занятия наблюдатель предложит свой анализ и результаты наблюдения, после чего три члена группы обсудят их. Эти наблюдения должны касаться умения наставника вовлечь в дискуссию заинтересованного человека и способности членов группы использовать вопросы для стимулирования беседы.

Отчет наблюдателя:

Оценка группы

33. Наблюдатель каждой группы представит отчет о том, что происходило в его группе. Важные мысли из его отчета следует затем пересказать всему собранию.

Важные мысли, изложенные в групповых отчетах.

Обсуждение за круглым столом

34. Главный инструктор обсудит за круглым столом следующие моменты:

А. Что вы думаете о предложенном вам методе одерживать верх в важной дискуссии, не прибегая к спору?

Б. Какое благотворное влияние на сознание Свидетеля окажет его личное открытие того факта, что «руководящий орган» его конфессии учит тому, чего нет в Библии?

Выводы из дискуссии за круглым столом:

Что дальше?

Цель данной главы состояла в том, чтобы разработать стратегию работы со Свидетелями Иеговы. Повторим три шага, входящих в эту стратегию:

Шаг 1 в работе со Свидетелями Иеговы состоит в том, чтобы выбить эсхатологический фундамент из-под их убеждений. Им надо помочь избавиться от двух главных заблуждений:

А. Дни творения представляют длинные периоды времени.

Б. Неправильного истолкования четвертой главы из Книги пророка Даниила. Мы будем изучать это истолкование на третьем занятии.

Шаг 2 в работе со Свидетелями Иеговы — устранить богословский фундамент их убеждений. Свидетели предрасположены к обсуждению некоторых доктрин:

А. Божественность Христа. Свидетели Иеговы не признают Троицу. Они верят, что Иисус был первым существом, сотворенным Иеговой, и что Святой Дух — это деятельная сила, исходящая от Бога, но не реальная Божественная Личность.

Б. Идеи, искажающие библейское учение о Втором пришествии Христа. Главная ошибка иеговистов, связанная со Вторым пришествием, проистекает из веры в то, что «парусия» — это невидимое событие, которое произошло в 1914 году. Тогда же, по их мнению, было установлено теократическое царство Иеговы. Мы обсудим эти ложные идеи на четвертом занятии.

Некоторые доктрины иеговисты вообще не преподают. К ним относятся:

А. Учение о следственном суде. Б. Истины, изложенные в вестях трех ангелов. Шаг 3: заменить заблуждения «всей волей Божьей». В Евангелии от Иоанна говорится, что «свет во тьме светит» (Ин. 1:5). Основные доктринальные ошибки должны быть заменены истинами Божьего Слова. Хорошо руководствоваться при этом критерием Павла: «возвещать… всю волю Божию» (Деян. 20:27). Естественно, следует учитывать уровень духовной зрелости заинтересованного человека. Иисус поступал именно так, поскольку понимал, что истину надо преподавать своевременно (см. Ин. 16:12).

Со Свидетелем надо провести ряд библейских занятий, чтобы он понял 27 пунктов вероучения нашей Церкви. Вполне возможно, вам придется подкреплять некоторые важные темы большим количеством текстов, чем обычно приводится во время таких же занятий с другими людьми. Вы найдете много дополнительной, полезной информации в четвертом занятии нашего курса.

В отдельных случаях вам понадобится дополнительная помощь. Поговорите со своим пастором или с членом церкви, имеющим опыт проведения библейских занятий со Свидетелями Иеговы.

Как можно скорее включите их в миссионерскую работу

Иисус учил, что недостаточно произвести в доме уборку. Его необходимо заполнить хорошими и полезными вещами (см. Лк. 11:24-26). Свидетеля учили рассказывать о своих убеждениях. После того как он узнает и примет истину, разумно включить его в ту же группу, которая проводила с ним занятия, и подсказать ему, как рассказывать о своей новой вере.

Сноски и примечания

1 The Watchtower. March 15, 1990, pp. 11, 13, 14; April 15, 1971, p 248, June 1, 1982, p 27

2 Во времена президента Кнорра были созданы «Теократические школы служения» В некоторых их учебниках говорится о том, как важно уметь слушать Однако, несмотря на это указание, иеговисты весьма редко проявляют склонность к диалогу во время изучения Библии

3 Reasoning From the Scriptures: (Brooklyn, New York Watch Tower Bible and Tract Society, 1989), p 88