Занятие 4. Доктрины Свидетелей Иеговы

О чем надо помнить

* По возможности пользуйтесь методами, знакомыми Свидетелям Иеговы.

* Не путайтесь в деталях. Вы можете пытаться опровергать заблуждения одно за другим, пока не дойдете до последней страницы их книги. Это похвальная, но сложная стратегия, поскольку вы рискуете увязнуть в деталях.

* В системе вероучения иеговистов есть некоторые фундаментальные ошибки. Они пронизывают всю их богословскую литературу и приводят к неверным суждениям. Будет разумнее сначала сосредоточиться на них. Если удастся устранить этот главный каркас или фундамент, тогда легче будет справиться с деталями.

Богословие Свидетелей Иеговы

Введение

1. Убеждения Свидетелей Иеговы накладывают отпечаток на многие их доктрины. В данном пособии мы остановимся только на трех моментах:

А. Общие комментарии по доктринам.

Б. Неправильные доктрины.

В. Главные заблуждения иеговистов. В этом разделе мы обсудим большинство таких заблуждений.

2. У нас не хватит места и времени, чтобы обсудить все адвентистские доктрины, на которые Свидетели Иеговы нападают, искажают их или игнорируют. Однако предлагаемое занятие должен вести опытный наставник, имеющий необходимые познания, чтобы успешно решать проблемы и отвечать на вопросы, которые обычно задают Свидетели. Полное объяснение наших доктрин вы найдете в книге «В начале было Слово.. «.

3. Помните, что богословская направленность Свидетелей влияет на все их мышление. Проанализировав самые неприемлемые убеждения иеговистов, необходимо изучить с ними 27 фундаментальных библейских доктрин Церкви адвентистов седьмого дня.

Общие комментарии по доктринам

Какие убеждения иеговистов мы разделяем

4. Мы разделяем отдельные убеждения Свидетелей Иеговы, хотя они частично искажают некоторые из них. Примеры:

А. Библия — это Слово Божье. Б. Душа перестает существовать в момент смерти. В. Культовые образы, иконы не следует использовать на богослужении.

Г. Нам не следует участвовать в экуменическом движении. Д. Человек является плодом творения, а не продуктом эволюции. Однако, несмотря на это, иеговисты не соблюдают заповедь, посвященную поклонению Богу как Творцу (Исх. 20:8-11).

Е. Христиане должны публично свидетельствовать о своей вере.

Заблуждения, которые разоблачают Свидетели Иеговы:

5. Предание. Свидетели Иеговы утверждают, что вера должна утверждаться на Библии, поскольку она надежнее человеческого предания (1) . (Тем не менее у них есть свое предание: например, вера в то, что дни творения — это длительные периоды по 7 000 лет каждый. Правда, с недавних пор иеговисты стали говорить, что это периоды в несколько тысяч лет).

6. Адский огонь. Иеговисты не верят в то, что умершие страдают сегодня в адском пламени. Они учат, что ад — это могила, в которую сходят все люди.

7. Скала, на которой построена Церковь. Они учат, что Церковь Христова должна строиться на Самом Христе.

Иеговисты придают слишком большое значение второстепенным вопросам

8. Иеговисты придают слишком большое значение вере в то, что Иисус был распят не на кресте, а на «столбе», и часто называют его «столб мучения» (2) . Они уделяют много времени и сил тому, чтобы доказать, будто бы Иисус был распят на столбе, а не на кресте. Вместе с тем, в их 42 доктринах ни разу не упоминается праведность по вере. Самое близкое к этому заявление гласит, что «человеческая жизнь Христа была принесена в выкуп за послушных людей» (3) . Какая разница, на чем был распят Христос: на вертикальном столбе или на столбе с поперечной перекладиной? Важно то, что Он умер за наши грехи по Писанию (1 Кор. 15:3).

Доктрины, которые Свидетели Иеговы искажают

Воскрешение

9. Поскольку Христос не пришел в 1914 году, Свидетели Иеговы стали учить, что Он якобы пришел не физически, а «духовно». Это привело к серьезному заблуждению: они отделили Второе пришествие Христа от Армагеддона и начала Тысячелетнего царства и заявили, будто эти два события разделяет короткий промежуток времени. Однако Библия гласит, что Второе пришествие Христа и воскрешение верных Ему людей произойдет одновременно (см. 1 Фес. 4:16).

10. Когда прошло достаточное время и умерли те, кто, по мнению иеговистов, принадлежал к 144 000, Свидетели попытались разрешить эту проблему с помощью еще одного заблуждения. Они стали учить, что 144 000 мгновенно воскресли в момент смерти как «духовные существа» и вознеслись на небо, дабы управлять со Христом.

Теория второго шанса

11. Свидетели Иеговы верят также, что после первого воскрешения грешникам будет дана еще одна возможность спастись. Это противоречит Слову Божьему Иисус учил, что при воскрешении каждый получит свою заслуженную награду (см. Ин. 5:28, 29). Никакого второго шанса дано не будет (см. 2 Кор. 6:2). «Человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр. 9:27).

Истина о первом воскресении

А. Люди будут воскресать в теле, а не как бесплотные духи (см. Ис. 26:19).

Б. Верные Богу из числа умерших людей воскреснут, когда придет Христос (см. 1 Кор. 15:22, 23; 1 Фес. 4:16).

В. Одни не будут взяты на небо раньше других. Верные Богу воскресшие люди вместе с живыми детьми Божьими встретятся с Иисусом на облаках небесных (см. 1 Фес. 4:15-17).

12. Свидетели Иеговы ожидают, что в начале Тысячелетнего царства будет создана новая земля. В Книге Откровение сказано, что Господь создаст ее после Тысячелетнего царства (см. Откр. 20-22), когда сатана и его последователи будут окончательно уничтожены (см. Откр. 20:5-15).

Служение Вечери

13. Свидетели Иеговы верят, что в Вечере Господней могут участвовать только призванные к вечной жизни, то есть 144 000 (5) . Другим Свидетелям Иеговы разрешается лишь присутствовать на Вечере Господней и наблюдать за ней (6) .

Правда о служении Вечери

Павел, описывающий надлежащую духовную подготовку к Вечере Господней (см. 1 Кор. 11:18-22, 27-34), ничего не говорит о существовании двух классов: 144 000 и прочих членов Церкви (см. 1 Кор. 11:23-26).

Если принять во внимание поведение коринфских христиан (см. 1Кор. 1:11; 3:1-3; 4:18; 5:1, 9-11, 2, 6; 6:1, 9, 10, 15, 16; 7:2; 8:10; 10:19-22 и т.д.), то едва ли можно утверждать, будто все они вели себя, как 144 000 избранных.

Однако Павел говорит, что каждый должен «исследовать себя» и решать, может он участвовать в этом обряде или нет (см. 1 Кор. 11:28).

Посредничество Христа

14. В ноябрьском выпуске журнала «Сторожевая башня» за 1997 год сказано, будто бы Иисус ходатайствует только за 144 000. Что же касается великого множества искупленных, то они должны общаться со 144 000, которые будут ходатайствовать за них.

15. Однако Библия не подтверждает этого мнения Свидетелей Иеговы:

А. Иисус сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6).

Б. Библия утверждает, что все согрешили, и оправдание, благодать и жизнь все получают через посредничество Иисуса Христа (см. Рим. 5:12, 18-21; 1 Тим. 2:4, 5).

Являются ли 144 000 посредниками?

16. Свидетели Иеговы верят, что когда будет набрано буквальное число 144 000, Христос закончит Свое ходатайство, и тогда на земле прекратится заступничество.

Что говорит Библия?

А. Иисус «может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них» (Евр. 7:25).

Б. «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков» (Тит. 2:11).

В. Мы «уповаем на Бога живого, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных» (1 Тим. 4:10).

Переливание крови

17. Свидетели Иеговы внушили себе, что они не должны соглашаться на переливание крови даже в случае очень серьезного заболевания.

Библия в самом деле учит, что кровь не следует употреблять в пищу (см. Быт. 9:4; Лев. 7:26; 17:14). Однако Свидетели Иеговы не делают никакого различия между правилом питания и способом спасения жизни путем переливания донорской крови.

Законы питания и переливание крови

Тексты, на которые ссылаются Свидетели Иеговы, имеют отношение к законам питания, а не к переливанию крови. Запрет на употребление в пищу крови повторен в Новом Завете (см. Деян. 15:29). Некоторые иеговисты утверждают, что остальные Божьи законы в области питания не повторяются в Новом Завете потому, что они были пригвождены ко кресту. Эта точка зрения не находит подтверждения в Библии. Нет никаких богословских или научных оснований полагать, будто перед Вторым пришествием Господь изменит наше анатомическое и физиологическое строение таким образом, что нам уже не надо будет следовать принципам питания и гигиены. Им установленным. Наши тела остаются «храмом Божьим» (1 Кор. 6:19, 20). Наш долг — уважать законы, управляющие нашим здоровьем и действующие по сей день (см. 1 Кор. 3:16, 17; 10:31).

Свидетели искренне следуют своему правилу, но если посмотреть на их обычай в общем контексте их же вероучения, то окажется, что мы имеем дело с еще одной доктринальной нелепостью, изобретенной правящей элитой Свидетелей Иеговы.

А. Они учат, что лучше подвергнуть опасности свою жизнь, чем согласиться на переливание крови.

Б. В то же самое время требуют не обращать внимания на другие законы питания, изложенные в той же самой 11-й главе Книги Левит.

Вопросы для повторения:

* Назовите по крайней мере три пункта вероучения, по которым у Свидетелей Иеговы нет расхождений с адвентистами седьмого дня (§§ 4-7).

* Назовите как минимум пять пунктов вероучения, искаженных Свидетелями Иеговы.

Главное заблуждение Свидетелей Иеговы: они отрицают божественность Христа

Арианство

18. Свидетели Иеговы отрицают Божественность Христа. Судя по их христологии, они являются неоарианами. Арий (IV в. по Р. X.), будучи пресвитером церкви в египетском городе Александрия, утверждал, что Иисус не является Богом. Арий отрекся от этого учения на Никейском Соборе

в 325 г. по Р. X. Однако споры поданному вопросу сотрясали христианский мир еще долгие годы после его смерти. Свидетели Иеговы опираются на отдельные, трудно объяснимые стихи, и искажают другие. При изучении с ними этой доктрины надо проявлять большую осторожность.

Стратегически важная деталь

19. Опыт показывает, что те Свидетели Иеговы, которые соглашаются с Божественностью Христа, почти автоматически принимают учение о Троице. Этому есть логическое объяснение. Если Иисус есть Бог и Отец есть Бог, и в то же время есть только один истинный Бог, значит. Троица существует. Вот почему на этом занятии мы уделим больше внимания доказательствам Божественности Христа, чем какому-либо другому вопросу или доктрине.

Ин. 1:1-3, 18: «Бог» или «бог»

В Библии есть текст, открывающий нам Божественность Христа: Ин. 1:1-3, 18. Поскольку это место достаточно убедительно, Свидетели пытаются доказать, что оно неправильно переведено. При этом они ссылаются на то, что слово «теос» (по-гречески «Бог») в последней части первого стиха первой главы Евангелия от Иоанна не имеет определенного артикля Поэтому слово «Бог» в данном тексте надо писать с маленькой буквы:»бог».

Уильям Ф. Арндт и Ф. Уильям Гингрих (специалисты в области библейского греческого языка) пишут, что в Новом Завете слово «Теос» почти всегда означает истинного Бога. Но в одних случаях оно употребляется с артиклем, а в других случаях — без него («Греческая лексика в Новом Завете», 1957 г., с.357).

Правило Колвелла в греческой грамматике

Почему следующую фразу надо переводить «И Слово было Бог» вместо «И Слово было бог»? В библейском греческом языке существительное употребляется с артиклем, когда стоит после глагола, и без артикля, когда предшествует ему

В любом учебнике грамматики греческого языка это правило называется правилом Колвелла по имени человека, который впервые его сформулировал (см Брюс М Мецгер, «Свидетели Иеговы и Христос», «Богословие сегодня», апрель 1953 г)

Давайте посмотрим, как это правило можно применить к последней части Ин 1 1 Греческий вариант фразы «ТЕОС ЭН ХО ЛОГОС»

А «Теос» (Бог) стоит перед определенным артиклем «хо», следовательно, этот артикль служит определением слова «Логос» (Слово) «Слово было Бог»

Б Перед словом «Логос» стоит артикль «хо» Это значит, что «Логос» в данном случае — подлежащее, а «Теос» — сказуемое

Правило Колвелла: когда сказуемое стоит перед подлежащим, оно не имеет артикля«

«Бог» в Ин. 1:1 нельзя переводить словом «бог» с неопределенным артиклем

21. Грамматическое объяснение, к которому прибегают Свидетели Иеговы, не имеет под собой никакого основания. А. В Ин 1:18 «теос» не имеет артикля, однако Свидетели Иеговы переводят его с определенным артиклем: «единородный бог». Возможно, они сосредоточили внимание на слове «единородный» и упустили из виду тот факт, что в греческом языке это слово («моногенес») не всегда означает «порождать» в смысле воспроизведения. Оно имеет и другое значение: «единственный в своем роде» или «уникальный» (7) .

Б. Помимо Ин. 1:1, «теос» еще пять раз встречается без артикля в Ин. 1 (6, 12,13 и дважды в стихе 18). В пяти случаях иеговисты сами переводят его как «Бог». Однако, когда речь заходит об Иисусе, они переводят его как «бог». Другими словами, единственный перевод Библии, выполненный Свидетелями Иеговы, показывает, что они вывели перевод Ин. 1:1 за рамки правильной грамматики греческого языка. Во всех случаях исследуемая фраза должна переводиться одинаково: «И Слово было Бог».

Почему имеет место такая непоследовательность?

22. Аргументы Свидетелей Иеговы абсолютно не обеспечены солидным, лингвистическим фундаментом. Это подтверждается переводами других мест, сходных с Ин. 1:1. В данных текстах у слова «теос» (Бог) также отсутствует артикль. Обратите внимание: иеговисты не применяют к другим текстам то же самое грамматическое правило, на которое они ссылаются при переводе текста, в котором Иоанн говорит о Божественности Христа.

А. В Мф. 5:9 у слова «теос» нет определенного артикля, однако иеговисты не перевели этот текст как «сынами (или детьми) бога».

Б. В Лк. 1:35; 20:36-39 и Ин. 1:6 у слова «теос» нет артикля, но они не применяли того же правила, что и при переводе Ин. 1:1.

23. Упорное применение ошибочной грамматики в выгодных случаях показывает, что переводчики, готовившие Новый международный перевод, отдают себе отчет в своей ошибке. Вот почему они применяют указанное правило только в тех случаях, когда хотят исказить стихи, не подтверждающие их предвзятые идеи.

24. Возможно, Свидетели Иеговы приняли бы Иисуса таким, каков Он есть, если бы чистосердечно признали три разных периода существования Христа, о которых Павел пишет в Флп. 2.

Божественное предсуществование

Земная жизнь Иисуса

Божественность после вознесения

«Он,имея природу Самого Бога» (Флп. 2:6, англ. пер.).

«не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной». Флп. 2:6-8.

«Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных,земных и преисподних, и всякий язык исповедовал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца». Флп. 2:9-11.

25. Чтобы правильно понять природу Христа, мы должны расположить стихи в хронологической последовательности

Божественное предсуществование

Земная жизнь Иисуса

Божественность после вознесения

Ис.7:14

Мф.3:17

Евр. 1:6-8

Ис. 9:6

Ин. 8:42

Откр. 5:8-14

Мих. 5:2

Ин. 14:28

Откр. 22:20, 12,13

Ин. 17:5, 24

Ин. 20:17

 

Ин. 1:1-3

 

 

Зах. 3:2

 

 

Занятие в малой группе

По возможности присоединитесь к той же группе, с которой вы занимались раньше. Во время занятия кто-то будет играть роль заинтересованного человека. Второй человек станет инструктором, а третий — наблюдателем. Затем члены группы поменяются ролями.

Задание

Изучите следующие стихи:

А. Инструктор (наставник) поможет заинтересованному человеку определить, в какой из трех столбцов поставить каждый стих в соответствии с историческим моментом в жизни Христа.

Б. Как только стихи будут проставлены в соответствующих столбцах, человек, играющий роль наставника, сделает необходимые комментарии, чтобы члены его группы смогли сделать правильный вывод относительно личности Христа.

В. Наблюдатель будет следить за всем происходящим и в конце даст свою краткую оценку.

Основные тексты

26. Предлагается изучить следующие тексты Откр. 22:16, 12, 13 1 Kop. 10:1,4 (Втор. 32:4, 18) Евр. 5:7, 8 Лк. 4:18-21 Ин. 5:21

Откр. 5:8 (22:8, 9) Деян.3:15 1 Петр. 1:10, 11 Кол. 1:16, 17

27. Поставьте каждый из вышеупомянутых текстов в соответствующий столбец, в зависимости от исторического момента в жизни Христа.

Божественное предсуществование

Земная жизнь Иисуса

Божественность после вознесения

 

 

 

Отчет малой группы

28. Наблюдатель представит свой отчет на совместном занятии. Возможно, ведущий всего курса пожелает обсудить все отчеты в форме дискуссии за круглым столом.

Аргументы Свидетелей Иеговы, основанные на титулах Иисуса

Аргумент 1: Иисус — это «Сын» Бога, а потому Он не может быть равен Ему

29. В Новом Завете личность Христа описывается с помощью разных титулов. Один из них — «Сын Божий». Делая акцент на слове «сын», Свидетели Иеговы используют данный титул как доказательство того, что Иисус не вечен. Но если применять принцип истолкования Библии, изложенный Петром (см. 2 Петр. 1:20, 21), то мы должны дать возможность Библии истолковать саму себя.

29. Фраза «Сын Божий» имеет как минимум два значения.

«Текнон»

А. Мы все — дети («текнон») Бога (см Иак.1:12;1Ин 3:1, 2), но Иисус был сыном в особом смысле, поскольку Он имел уникальные взаимоотношения с Отцом. Вот почему Он сказал: «Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин. 20:17).

«Моногенес»

Б. Иисус назван словом «моногенес» Это греческое слово означает «единственный в своем роде» (Ин. 1:14, 18; 3:16, 18; 1 Ин. 4:9). Только один библейский писатель использует слово «моногенес» применительно к Иисусу — это Иоанн, и именно Иоанн говорит, что Иисус есть Бог (см. Ин. 1:1-3, 18; 20-28; 1 Ин. 5.20).

Почему Иисус уникален?

30. Что означало выражение «Сын Божий» во дни земного служения Христа?

А. По всей видимости, этот титул имел особенно торжественный и священный смысл, потому что иудейские руководители считали богохульством, если кто-либо называл себя этим именем, и даже хотели убить Иисуса за то, что Он назвал Себя Сыном Божьим (см. Мф. 26:63-66; Ин. 5:18).

Б. На языке того времени, в котором отдельные мысли передавались с помощью определенных словосочетаний, «Сын Божий» означало Божественный.

В. Например, когда Иисус сказал, что Он — Сын Божий (см. Ин. 10:25-30,36), иудеи посчитали, что Он объявляет Себя равным Богу Отцу (см. Ин. 5:18; 10:30-33). Следовательно, титул «Сын Божий» указывает не на сотворенного, а на Божественного Христа.

Аргумент 2: Иисус — «единородный» Сын, а не часть Божества

31. Некоторых смущают слова из Ин. 3:16 о том, что Иисус — единородный («моногенес») Сын. Это звучит так, как будто Он был сотворен или, по крайней мере, имел начало. В одних древних рукописях в Ин. 1:18 стоят слова «моногенес теос» (единородный Бог); в других — «моногенес хюос» (единородный сын).

32. Решение очень простое.

А. В оригинальном греческом языке термин «моногенес» используется таким образом, что его никак нельзя понимать в смысле произведения потомства или рождения. Он состоит из двух греческих корней: «моно» (один, только, единственный) и «генос» (класс). Следовательно, это слово означает: «единственный в своем классе»; «уникальное, своеобразное существо».

Как в Библии используется слово «моногенес»

Это слово девять раз употребляется в Новом Завете. Главный вопрос состоит в следующем: всегда ли «моногенес» означает «единственный» в смысле зачатия или воспроизводства или у него есть также другие значения?

Количественное значение. Только Лука употребляет эту фразу в значении «единственный, один сын», имея в виду воспроизводство или зачатие (см. Лк. 7:12; 8:42; 9:38).

Значение «уникальный человек». Например, в греческой мифологии говорится о том, что птица под названием «Феникс» не была порождена или «зачата». Вот почему древний христианский писатель Клемент Александрийский характеризует ее словом «моногенес».

В Послании к Евреям выражение «единородный сын» используется применительно к тому, кто не был единственным сыном в семье. Так, Исаак охарактеризован как «моногенес» Авраама (Евр. 11:17). Вместе с тем он не был единственным сыном Авраама в количественном смысле (см. Быт. 25:1-6). Более того, он даже не был его первенцем. Но он являлся «единородным» в особом смысле, потому что был «сыном обетования» (Рим. 9:7), и «сыном единственным, которого ты любишь» (Быт. 22:2).

«Единородный». Часть переводчиков в прошлом пользовались необычным термином «единородный», чтобы охарактеризовать особую, уникальную, несравненную природу Иисуса. Смысл, который переводчики хотели придать этому слову, имел отношение к Божественной природе Христа и Его уникальным взаимоотношениям с Богом Отцом. Они добавляли греческое слово «геннетента» (зачатый, порожденный) и соединяли его с термином «моногенес», старательно пытаясь дать понять, что Иисус имеет Божественное происхождение. Эта фраза попала в Перевод короля Иакова на английский язык, хотя в оригинальных греческих рукописях значилось слово «моногенес» без добавления слова «геннетента».

С течением времени слово «зачатый», «порожденный», добавленное к тексту, привело некоторых людей в замешательство, потому что создавало впечатление, будто у Иисуса, Божественного Существа, имелось какое-то начало. Именно это хотят доказать Свидетели Иеговы, но их попытки бесплодны.

Почему Иисус назван словом «моногенес»?

34. Почему Иисус «единственный», или уникальный? А. Он открывает Отца (Ин. 1:18).

Б. Он посредник, через которого мы получаем спасение (1 Ин. 4:9; см. также 1 Тим. 2:5).

В. Он имеет жизнь в Самом Себе (Ин. 1:4). Г. Он может дать жизнь верующим в Него (Ин. 10:10).

Аргумент 3: Иисус — «Начало создания Божьего»

35. В классическом переводе Откр. 3:14 Иисус назван «началом» Божьего творения или создания. Свидетели Иеговы подчеркивают слово «начало». Однако в Новом международном переводе на английский язык Он назван «правителем Божьего творения». Почему такое расхождение в переводах?

Пассив или актив?

Греческое слово «начало» (архэ), использованное Иоанном, имеет два значения:

А. Оно может означать, что Иисус — активный участник или первоисточник (архэ) творения Божьего (в этом случае Он является Творцом). Именно так это слово переведено в Новом международном переводе на английский язык.

Б. Его можно также перевести как пассивное начало, и в этом случае Иисус становится частью самого творения. Такой перевод предложен в Переводе короля Иакова.

«Первый и последний»

36. Как выяснить, какой из двух вариантов наиболее верный? Это легко обнаружить. В Откровении Иоанн использует слово «архэ» (начало), но не говорит, что Иисус — первое творение. Напротив, Он говорит, что Иисус провозглашает Себя Альфой и Омегой, началом (архэ) и концом, первым (про-тос) и последним (см. Откр. 22:12, 13). Контекст Откр. 22:16, 20, 21 не оставляет места сомнению. В Откр. 22:13 текст «Альфа и Омега, начало и конец. Первый и Последний» совершенно определенно относится к Иисусу.

Иисус — «Господь Бог Вседержитель»

В греческом тексте Откр. 1:8 Иисус назван этими словами «Господь Бог, Вседержитель». Следовательно, в Книге Откровение Иисус Сам Себя называет Богом, равным Отцу. Некоторые люди настаивают на том, что Откр. 1:8 указывает на Отца, а не на Сына. Этот аргумент не меняет того, что мы объяснили.

В Откр. 22 Иисус совершенно ясно назван «Альфой и Омегой… Первым и Последним». Отсюда неизбежно вытекают три вывода: а) Божественность Христа, б) Его равенство с Отцом и в) существование Троицы.

37. В Ис. 44:6 сказано: «Так говорит Господь… Я первый, и Я последний, и кроме Меня нет Бога». «Первый и Последний» в данном контексте являются качествами Бога. Это значит, что когда Иисус сказал Иоанну: «Я есмь Первый и Последний» (Откр. 1:17), Он открыл Себя как Бог Иегова. Точно так же ангел открыл Иоанну, что колени надо преклонять только перед Богом (см. Откр. 19:10; 22:8, 9). Следовательно, на небе ангелы преклоняют колени перед Агнцем Иисусом (см. Откр. 5:8), что снимает все вопросы и сомнения по поводу Его вечной Божественности.

Аргумент 4: «Подчинится» Отцу

38. Что имел в виду апостол Павел в 1 Кор. 15:28, когда говорил, что Сын «покорится» Отцу?

Этот стих не ставит под сомнение Божественную природу Иисуса, поскольку Отец признает и провозглашает Божественность Сына (см. Евр. 1:8) со всеми вытекающими отсюда полномочиями. В частности. Господь говорит о том, что Он единственный. Кому следует поклоняться (см. Мф. 4:10; Евр. 1:6).

В 1 Кор. 15:28 Павел сообщает нам, что на небе, где все делается благочинно, должен быть какой-то распорядок, согласно которому Отец занимает самое высокое положение в Божестве. Но это касается внутренней организации Божественных Личностей, а не их природы.

Аргумент 5: Иисус есть образ Бога невидимого

39. В Кол. 1:15-18 мы читаем: «Он есть образ [«эйкон»] Бога невидимого». Греческое слово, переведенное как образ, указывает на сходство, равенство. Именно это имеет в виду Павел, когда говорит, что Иисус (бывший прежде всех вещей) — это Тот, Кто сотворил и поддерживает все (см. Кол. 1:15-17). Эта весть та же, что и в Ин. 1:1-3.

Аргумент 6: Иисус назван «первородным»

40. Греческое слово «прототокос» (первородный) используется чаще всего для того, чтобы показать уникальное положение Иисуса в Новом Завете. Удивительно, но это слово означает прямо противоположное тому, что пытаются доказать Свидетели Иеговы. Они подчеркивают слово «первородный» и пытаются доказать, что Иисус имел начало.

Герхард Киттель, авторитетный специалист в области Нового Завета, говорит, что, помимо Библии, это слово редко встречается где-либо в греческой литературе. А если оно и встречается, то только после создания Перевода семидесяти толковников или Септуагинты (греческого перевода Ветхого Завета, III в. до Р. X.) (8) .

«Особый» сын

А. В Новом Завете слово «прототокос» дважды указывает на Иисуса как на «особого» Сына, Который родился от Духа Святого девы, не познавшей мужа (Мф. 1:18-25; Лк. 1:26-38; 2:7; см. также Ис. 7:14).

Б. Три раза в Новом Завете слово «прототокос» указывает на превосходство Христа (см. Рим. 8:29; Кол. 1:18; Откр. 1:5), и два раза оно указывает на Его Божественность (см. Кол. 1:15; Евр. 1:6-8).

В. Лк. 2:7 — единственное место в Новом Завете, где «прототокос» (благодаря риторическому употреблению слова «тикто», что значит «носить») указывает на естественное рождение (в русском переводе «тикто» — «родила», то есть «принесла Сына»). Иными словами, Мария прошла родовые муки, и Иисус появился на свет в процессе обычного деторождения.

Другие «особые» первородные

41. Только дважды во всем Новом Завете «прототокос» указывает на кого-то, помимо Иисуса, но и этих двух примеров вполне достаточно, чтобы дать нам ключ к пониманию исследуемого слова.

А. В Евр. 11:28 речь идет об особой группе первородных или первенцев, которые были защищены кровью агнца во время празднования первой Пасхи. Б. В Евр. 12:23 это слово употребляется в символическом смысле, потому что там первородными названы искупленные Христом люди, записанные в небесных книгах как «первенцы». Иисус также является первенцем среди них в символическом смысле (см. Рим. 8:29).

Первенец («прототокос») «из мертвых»

42. Иисус есть Первенец («прототокос») «из мертвых» (Кол. 1:18;

Откр. 1:5). Конечно, смерть не имеет никакого отношения к тому, каким по счету человек рождается! В случае с Христом это слово даже не указывает на то, каким по счету Он умер. А. Первым по счету умер не Иисус, а Авель (см. Быт. 4:8). Б. Иисус не был первым человеком, воскресшим из мертвых. Сын сарептской вдовы (см. 3 Цар. 17:17-24), дочь Иаира (см. Мк. 5:35-42) и Лазарь (см. Ин. 11:38-44) — все они воскресли раньше Иисуса. В. Он не был первым из мертвых, кто воскрес и вознесся на небо. Первым стал Моисей (см. Мф. 17:1-3; Иуд. 9).

«Первородный» и Божественность

43. Христос — самый видный и важный («прототокос») из всех умерших, потому что:

А. Он победил смерть (см. Ин. 10:17,18). Б. Своей смертью Он уплатил цену за наше спасение (см. Ин.5:29; 1 Кор. 15:3). В. Его воскрешение становится гарантией воскрешения и вечной жизни всех, кто пребывает в Иисусе (см. 1 Кор. 15:20-23).

44. Титул «прототокос» применительно ко Христу не отрицает и не умаляет Его Божественности. А. Во Христе «обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2:9).

Б. «Прототокос», переведенное как «первородный», — это также Бог, и все ангелы призываются поклониться Ему (см. Евр. 1:5-8).

Если вы хотите получить дополнительную информацию, изучите 4-ю главу книги «В начале было Слово…».

КАК УПОТРЕБЛЯЕТСЯ СЛОВО «ПРОТОТОКОС»?

Что означает «прототокос»? Этим словом называют того, кто имеет первенство или превосходство. Оно образовано от слова «протос» (первый в хронологическом смысле или в звании) и аористного (специфическая форма глагола) корня «тек». В Библии оно обычно обозначает старшего сына, но не всегда употребляется в этом значении.

Словом «прототокос» называют также того, кто имеет первенство или превосходство. У библейских авторов есть обыкновение употреблять слово «первородный» или «первенец» в символическом значении. В Септуагинте (греческом переводе еврейской Библии, который условно обозначается буквами LXX) это перевод еврейского слова «бакар». Оно не имеет ничего общего с «рождением или порождением» кого бы то ни было, но часто употребляется в качестве почетного титула. Например, этим словом названы люди, которые не были первенцами:

А. Исаак. Первенцем Авраама был Измаил (см. Быт. 16:1-4, 15), но право первородства принадлежало Исааку, который назван возлюбленным сыном Авраама (см. Быт. 22:2). Следовательно, Исаак получил титул «прототокос» не вследствие того, что первым родился, но потому, что он — единственный «сын обетования». Это важно иметь в виду, чтобы правильно понять смысл слов «Сын Мой Возлюбленный» (Мф. 3:17), которые Отец Небесный сказал об Иисусе.

Б. Иаков. Фактически первенцем Иакова был Рувим (см. Быт. 29:32; 46:8), но он потерял право первородства за свое безнравственное и дерзкое поведение (49:4). Исав родился первым (25:25), однако право первородства было отдано Иакову (25:33; 27:19,29, 33-37). Перечисленное подтверждает тот факт, что право первородства не всегда имеет отношение к времени рождения, но часто бывает связано с достоинством того или иного человека.

В. Иосиф. Манассия был старшим сыном Иосифа, но Иаков изменил порядок (48:14-20).

Г. Давид назван «первородным» (Пс. 88:21-88), хотя он был самым младшим из потомства Иессея (см. 1 Цар. 16:11-13).

Символические организации. Словом «первородный» не всегда называют в Библии какого-то человека. Этим словом обозначается право первородства, даже если речь не идет о рождении человека. В качестве примера можно привести:

А. Израиль. Бог говорит, что народ израильский — Его «первенец» (Исх. 4:22).

Б. Церковь названа «церковью первенцев» (Евр. 12:23).

В. Иисус также получил титул «прототокос» (Кол .1:18; Евр. 1:6; Откр. 1:5). Павел применяет это слово к Иисусу в Кол. 1:18, где говорит, что Он есть «нача-ток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство [прототокос]». Он имеет первенство или владычество над всем творением, включая высших существ, таких, как ангелы (см. Евр. 1:5-8), поскольку Он есть Творец (см. Кол. 1:15-17).

Свидетели Иеговы отрицают личность Святого Духа

«Деятельная сила» или Личность

46. Иеговисты верят, что Святой Дух — это деятельная сила Иеговы, но не реальная Божественная Личность. Однако Библия учит нас совершенно иному. В ней говорится о Духе Святом как о реальной Личности:

А. У Него есть мысли и разум (Рим. 8:27).

Б. Он любит (Рим. 15:30).

В. Он знает мысли человека (1 Кор. 2:11).

Г. Мы можем общаться с Ним (2 Кор. 13:13, 14).

Д. Святой Дух приходит как Наместник Христа, чтобы убеждать нас и вести к обращению (Ин. 16:7, 8).

Е. Он может огорчаться (Еф. 4:30).

Ж. Против Него можно согрешить (Мф. 12:32; Мк. 3:29; Лк. 12:10).

Истинная роль Святого Духа

47. Отвержение Свидетелями Иеговы Святого Духа как реального Божественного Существа, по-видимому, является главной причиной, по которой они совершали и продолжают совершать так много эсхатологических и доктринальных ошибок. Почему так получается? А. Святой Дух вдохновил Библию (2 Петр. 1:21). Б. Святой Дух — непогрешимый Учитель, Он учит нас всему (см. Ин. 14:26) и наставляет нас на всякую истину (16:13). Он открывает нам Божьи истины, которые нам надо знать (16:13-15), в том числе то, что нам следует говорить в защиту Бога (см. Лк. 12:11, 12;Деян. 1:8). В. Без действия Святого Духа невозможно понять ум Божий (см. 1 Кор. 2:10-16).

Трагедия Свидетелей Иеговы состоит в том, что они начинают истолковывать и проповедовать Слово Божье без руководства со стороны Божественной Личности Святого Духа. Возможно, именно по этой причине они не могут понять, Кто такой Иисус (см. 1 Кор. 12:3).

Нечто похожее случилось с иудеями, которые слушали проповедь Стефана и противились Духу Святому (см. Деян. 7:51). С другой стороны, ранняя христианская Церковь развивалась под руководством Святого Духа (см. Деян. 1:8; 13:2,4,9,52; 15:28; 16:6; 20:28). Мы рекомендуем вам изучить пятую главу книги «В начале было Слово…».

Свидетели Иеговы и Троица

Ветхий Завет

48. Верно то, что слово «Троица» не встречается в Библии. Однако мы находим доказательства ее существования. Начнем со свидетельств о Троице, записанных в Ветхом Завете.

А. В Ветхом Завете слово «Элохим» встречается более 2 500 раз. Оно означает Бог во множественном числе (см. Быт. 1:1; 2:22). Когда речь идет об Иегове, перед ним стоит глагол в единственном числе. Тем самым подчеркивается существование единого Бога, Который одновременно включает в Себя несколько Личностей (9) .

Б. Единый Бог часто говорит о Себе во множественном числе (см. Быт. 1:26; 3:22; 11:7).

В. Во Втор. 6:4, по-видимому, речь идет о трех Личностях, Которые суть одно: «Слушай, Израиль: Господь [Яхве], Бог наш [Элохим], Господь [Яхве] един есть».

Г. В Ис. 48:12-16 речь идет, по-видимому, о трех Личностях; Творце Иегове, Его Посланнике и Духе.

49. Некоторые доказательства существования Троицы в Новом Завете:

Новый Завет:

А. Мф. 28:19. Порядок крещения во имя Отца, Сына и Святого Духа. О каждом сказано как о реальной Личности, и к ним надо обращаться на равном основании.

Б. Во 2 Кор. 13:13, 14 сказано, что все Трое деятельно и разумно трудятся для нашего блага: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа».

Вопросы для повторения:

* Используя приведенные ниже тексты из Нового Завета, запишите своими словами ваши выводы о Троице: Деян. 7:55; 1 Кор. 12:4-6; 2 Кор. 1:21, 22; Гал. 3:11-14; 1 Феc. 5:18, 19; 1 Петр. 1:2.

* Круглый стол: обсудите стихи, проанализированные за круглым столом или во время групповой дискуссии.

* Выводы.

Свидетели Иеговы и Закон Божий

Стратегический процесс

50. Цель анализа, приведенного в предыдущих пунктах, — устранить ошибочные доктрины Свидетелей Иеговы и заменить их словами «так говорит Господь». Тема Закона Божьего начинает создавать в разуме Свидетелей Иеговы прочный фундамент адвентистского вероучения. Вот почему мы уделим этой теме так много места в данном уроке.

51. Наставнику было бы неплохо организовать хорошее занятие по Закону Божьему и субботе. Его можно успешно провести с помощью параллельных библейских текстов.

Странный парадокс

52. Поскольку Свидетели Иеговы утверждают, что теократическое Царство Иеговы уже наступило, то по идее им надо было бы отстаивать Закон как прочный фундамент такого царства. Однако ничего подобного не происходит. Вместо того чтобы быть послушными слугами, иеговисты становятся законодателями, решающими, чего следует исполнять, а что исполнять не надо.

53. Как и многие евангельские христиане. Свидетели Иеговы Путают нравственный закон с обрядовыми законами. Чтобы практически помочь им разобраться в этом, необходимо побудить их открыть для себя, что на сегодня осталось в силе, а что было упразднено крестом. Практический анализ трех высказываний апостола Павла поможет прояснить этот вопрос:

 

Не действительно

По-прежнему в силе

Гал 5 6

Обрезание
Отсутствие обрезания

Вера, действующая любовью

Гал.6 15

Обрезание
Отсутствие обрезания

«Новая тварь»

1 Кор 7 19

Обрезание
Отсутствие обрезания

Соблюдение заповедей

54. Совершенно ясно, что было пригвождено ко кресту, а что нет. Такой обряд, как обрезание, был пригвожден ко кресту. Однако Закон Десяти Заповедей остался в силе (см. Рим. 3:31).

Различные законы

55. Закон Моисея содержал самые разные законы, и каждый из

них имел свое предназначение. Например:

А. Санитарные законы (см. Быт. 1:29; 3:18; 9:14; Лев. 11) были даны Богом как благословение для людей (см. Исх. 15:26) независимо от времени или места проживания того или иного человека (см. Деян. 15:29).

Б. Гражданские законы, предназначенные для управления теократическим царством Израиля (см. Исх. 21).

В. Обрядовые законы представляли собой своего рода аудиовизуальное пророчество (см. Лев. 16; Чис. 9:10-12). Они оставались в силе до своего исполнения, и со смертью Христа, принесшего Себя в истинную жертву, завершили свое существование (см. Кол. 2:14-17). Обрядовые законы включали в себя такую церемонию, как обрезание (см. Лев. 12:3).

Г. Закон Десяти Заповедей (см. Исх. 20:3-17) является руководством нравственного поведения перед Богом и людьми (см. Еккл. 12:13). Этот Закон действует до тех пор, пока будут существовать люди, нравственно ответственные перед Богом (см. Рим. 14:12). Вот почему Библия говорит, что Закон вечен (см. Пс. 110:7, 8; 118:89, 144; Мф. 5:17, 18).

Пасха — это иллюстрация

56. Иллюстрацией мессианских и пророческих обрядов была Пасха (см. Втор. 16:1-7). Она отличалась от Закона Десяти Заповедей (см. Лев. 23:37, 38).

А. Пасхальный агнец символизировал будущую жертву Христа (см. 1 Кор. 5:7). В Евангелии от Иоанна мы читаем о том, что Иисус есть «Агнец, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1:29), а горькие травы, которые во времена Ветхого Завета употреблялись в пищу вместе с пасхальным агнцем, были символами грядущих страданий Христа.

Б. Для празднования Пасхи обрядовый закон предусматривал особый праздничный день (см. Лев. 23:4, 5). Евреи называли его субботой, что значит день покоя, и соблюдали его помимо субботы Господней (см. Лев. 23:37, 38).

Другие ежегодные праздники

57. Пасха была не единственным обрядом, специально оговоренным в церемониальном законе. Существовало семь других нерабочих дней, или дней покоя, и все они были даны помимо субботы Господней. Речь идет о нерабочих днях, которые выпадали в каждом году на разные дни недели.

А. Когда обрядовая суббота (день покоя) совпадала с субботой Господней, седьмым днем недели, она называлась «великой субботой» (10) .

Б. Поскольку израильтяне пользовались лунным календарем, некоторые из их обрядовых дней покоя в честь ежегодных праздников были привязаны к новолуниям и выпадали на первый день месяца (см. Лев. 23:24; Чис.29:1;Иез.46:6).

58. Все обрядовые субботы были «тенью будущего» и вели к «телу во Христе» (Кол. 2:17). Вот почему эти обряды и церемонии были установлены как дни покоя, «кроме суббот Иеговы» (Лев. 23:37, 38).

А. Вышеуказанные пророческие и мессианские ежегодные праздники были пригвождены, как выражаются свидетели, к «столбу мучений» (Кол. 2:14). Очевидно, что коль скоро начал действовать новозаветный «храм» нашего спасения, отпала необходимость полагаться на его ветхозаветную «уменьшенную модель». Она выполнила свое предназначение.

Десять Заповедей

59. В Библии упоминается и другой закон (см. Втор. 5:22- 26). Он является не частью пророческих и мессианских обрядов, а выражением характера Иеговы. Этот Закон лежит в основании истинного теократического правления Иеговы (см. Евр. 8:10), указывая, как должны вести себя граждане этого Царства (см. Евр. 10:15,16; Еккл. 12:12-14).

Вечный закон

А. Поскольку Иегова не изменяется (см. Мал. 3:6; Иак. 1:17), Он желает, чтобы Его Закон соответствовал Его вечной природе (см. Пс. 118:142). По этой причине Господь написал Свой Закон на каменных скрижалях (см. Втор. 5:22), символизировавших его вечность и непоколебимость, и провозгласил, что это вечный Закон (см. Пс. 88:35; 110:7, 8).

Б. Поскольку Иегова непогрешим (см. 1 Тим. 1:17), Он написал Десять Заповедей собственным перстом (см. Исх. 31:18; Втор. 9:10) желая, видимо, тем самым сказать, что их надо исполнять буквально.

В. Чтобы все правильно понимали значение Декалога (Десятисловия), Он сказал, что эти заповеди не могут быть изменены, что «ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона» (Мф. 5:17, 18).

Приведенная ниже таблица иллюстрирует эту мысль. В ней сравниваются два высказывания апостола Павла. Одно взято из Послания к Колоссянам, а другое — из Послания к Римлянам.

Пророческий и мессианский обрядовый закон

Закон нравственного поведения

«Истребив учением бывшее о нас рукописание,которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту… Итак, никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего, а тело — во Христе». Кол. 2:14-17

«Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак, но закон утверждаем» Рим. 3:31. «Потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех» Рим. 3:20. «Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра». «Мы знаем, что закон духовен». Рим. 7:14

Свидетели Иеговы и соблюдение субботы

Происхождение субботы

60. Бог закончил Свою творческую работу тем, что назначил субботу днем покоя, который должен быть посвящен Ему, Иегове (см. Быт. 2:1-3).

А. Он сделал это за 23 века до появления 12 колен Израиля. Это показывает, что суббота — не еврейский день и не день, предусмотренный для иудеев.

Б. Когда Иисус сказал, что суббота предназначена для человека, Он имел в виду род человеческий. В Мк. 2:27 используется слово «антропон» — оно обозначает человека в общем смысле, то есть людей. В это понятие входят как иудеи, так и люди других национальностей.

В. Библия ясно говорит, что по плану Иеговы субботы должны были также соблюдать верующие в Него язычники (см. Ис. 56:1-7).

Г. Сам Бог покоился в седьмой день (см. Быт. 2:1 -3; Исх. 20:8-11).

Почему суббота является знамением?

61. Израиль был особым народом Бога, Который дал людям субботу по двум главным причинам:

А. Чтобы благословить человечество (см. Мк. 2:27, 28). Б. Как отличительный признак народа, признающего власть Иеговы (см. Иез. 20:12, 20).

Это была реальная суббота

62. Подтверждение данного факта можно найти в описании богослужений в духовном Израиле (состоящем из иудеев и других верных Иегове людей). На новом небе и новой земле «из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лицо Мое на поклонение» (Ис. 66:22, 23).

63. Свидетели Иеговы пытаются отрицать необходимость соблюдения субботы, говоря, что дни творения состояли не из 24 часов, а из более длительных промежутков времени. Поэтому, утверждают они, христианам не надо соблюдать буквальную субботу Как мы уже убедились. Библия учит совершенно иному.

Еще один неправильный перевод

64. Чтобы отстоять это заблуждение, Свидетели Иеговы перевели Быт. 2:2, 3 в своей Библии следующим образом: «И Он стал отдыхать в седьмой день… ибо в оный отдыхает от всех дел Своих» (отдых все еще продолжается). Что нам сказать по данному поводу?

А. Этот текст следует переводить так: «И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил [однажды, в определенный день] от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт. 2:3).

Что на самом деле сказано в процитированном тексте

66. Свидетели Иеговы искажают в своем переводе мысль оригинала, стремясь доказать, что Бог продолжает отдыхать на протяжении многих веков, из которых якобы состоит седьмой день творения. Однако, если следовать общепринятому правилу истолкования, сформулированному апостолом Петром, Библия должна изъяснять сама себя (см. 2 Петр. 1:20, 21). Применение этого принципа устраняет все сомнения в отношении текста из Быт. 2:2, 3:

А. В данном тексте речь не идет об отдыхе, длящемся многие тысячи лет.

Б. Это можно доказать двумя текстами из того перевода, которым пользуются Свидетели Иеговы.

Свидетели Иеговы опровергают сами себя

Исх. 31:17: «И благословил Бог седьмой день и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал». Согласно этому тексту, как его перевели сами Свидетели Иеговы, отдых Бога в седьмой день, когда все дела творения были закончены, показывает, что седьмой день творческой недели не продолжается до сего времени и не был «продлен».

Иеговистский перевод Евр. 4:4 также говорит о законченном действии: «Ибо негде Он сказал о седьмом дне так: «и почил Бог в день седьмой от всех дел Своих»».

В. Точно так же должны быть переведены Быт. 2:1-3 и Исх. 20:11. Но, поскольку эти тексты очень важны для вероучения Свидетелей Иеговы, они решили исказить их при переводе.

Г. Из контекста Быт. 1 следует, что Иегова покоился в один из семи дней, состоящих из «вечера и утра» (Быт. 1:3,8,13, 19,23,31). Это был обычный день, состоящий из 24 часов.

Святость субботы

67. В Быт. 2:1 -3 сказано, что Бог освятил (отделил для святых целей) субботу во время творческой недели. Это значит, что никогда не было такой субботы, которая не была бы святой. Из библейского контекста ясно вытекает: Иегова отдыхал в субботу творческой недели не потому, что Он лично нуждался в отдыхе (см. Ис. 40:28). В Новом Завете столь ясно говорится, что Иегова установил субботу для всех людей (см. Мк. 2:27) и что Он остается Господином этого дня (ст. 28).

68. Когда мы соблюдаем субботу в соответствии с Божьей заповедью (см. Исх. 20:8-11), то тем самым признаем владычество Иеговы и поклоняемся Ему как Творцу и единственному законному Правителю Вселенной (ст. 11).

69. Разговор Иеговы с Адамом, записанный в той же главе (см. Быт. 2:15-17), и встреча, описанная в следующей главе (3:8-19), доказывают как минимум три вещи:

А. Общение между Богом и человеком в Едеме было вполне реальным.

Б. Бог хотел лично встречаться со Своим творением.

В. Иисус сказал: «Суббота для человека» (Мк. 2:27). Поэтому вполне логично предположить, что Адам и Ева соблюдали ее и наслаждались обществом и благословением Иеговы. Это было бы логичным объяснением того, почему Бог, Который не утомляется и не изнемогает (см. Ис. 40:28), отдыхал в субботний день (см. Быт. 2:2, 3).

Семидневная неделя

70. Сам факт, что у всех народов неделя состоит из семи дней, подтверждает Библию: суббота была установлена при сотворении мира.

А. Сутки состоят из 24 часов потому, что столько времени нужно земле, чтобы повернуться вокруг своей оси.

Б. Лунные месяцы связаны с обращением луны вокруг нашей планеты.

В. Годовой цикл объясняется обращением Земли вокруг Солнца. Это хорошо известные астрономические факты, уже описанные в Быт. 1:14.

Г. Но ни одно астрономическое явление не связано с недельным циклом. Библия говорит о преимуществе и долге людей святить субботу и, исходя из этого, устанавливает недельный цикл. Суббота родилась вместе с землей в первую неделю ее существования (см. Быт. 2:1-3). Тот факт, что неделя единодушно принята всеми народами с незапамятных времен, доказывает ее древнейшее происхождение во времена творения земли.

71. Из Исх. 16 видно, что суббота соблюдалась до событий, происшедших на Синае.

Закон Божий и закон Моисеев

72. Люди, верящие в царство Иеговы и уважающие Его власть, должны согласиться с тем, что Ему надлежит править. Поэтому вполне логично и естественно, что Он устанавливает Свои законы, а граждане Его Царства должны уважать их. Какой закон нам следует исполнять?

А. Чтобы исключить возможность заблуждения, Иегова ясно разграничил законы, переданные Моисею (см. Лев. 7:37, 38; Евр. 9:9; 10:1), и вечные Десять Заповедей, установленные для всех людей (см. Пс. 18:7, 8; Еккл. 12:13, 14).

«Книга» закона

Б. Он велел Моисею вписать в Книгу Завета (см. Втор. 31:9, 24; Исх. 24:4) законы, которые Он хотел преподать народу, и положить ее возле ковчега (см. Втор. 31:25, 26).

В. Иегова лично провозгласил Десять Заповедей (см. Исх. 20:1, 18). Он написал их собственным перстом (31:18) на каменных скрижалях (34:1; Втор. 10:4), что красноречиво символизирует их незыблемость. Десять Заповедей были положены внутрь ковчега (10:4, 5).

Новый Завет

73. При Новом Завете Иегова намерен сделать то же, что Он сделал, когда Израиль нарушил слова скрижалей Закона: то есть вписать Свой Закон в сердце верующего (см. Евр. 8:8- 10; 10:15-17). Имеются в виду люди, любящие Иисуса, а потому желающие соблюдать Его заповеди (см. Ин. 14:15). Понятно, что в это число входят и верующие нашего времени, поскольку в Откровении сказано, что верный остаток будет отличаться верой в Иисуса и соблюдением заповедей Божьих (см. Откр. 14:12; 12:17).

Какой закон должен быть написан в сердце?

74. Свидетели Иеговы могут спросить, какой закон Иегова вписывает в сердце христианина. Контекст Священного Писания достаточно ясен, поэтому мы можем с кротостью дать ответ и рассказать имотом уповании, которое живет в нас (см. 1 Петр. 3:15). А. Иегова не изменяется (см. Мал. 3:6). Поскольку Его закон свят, добр и праведен (см. Рим. 7:12), духовен (ст. 14) и совершен (см. Пс. 18:7), он не может изменяться.

Б. Закон Иеговы вечен (см. Пс. 118:152). Вот почему Иисус сказал, что не собирается изменять Закон Божий (см. Мф. 5:17). Никто не имеет права изменять Закон даже на одну йоту или на одну черточку (ст. 18, 19).

Библейский урок о соблюдении субботы

В Своем Законе Бог Иегова требует, чтобы каждый соблюдал заповедь о буквальной субботе:

1. Это один из дней недели, состоящий из 24 часов. Имеется в виду конкретно 24 часа седьмого дня каждой недели (см. Исх. 20:8-11).

2. Субботний отдых в седьмой день недели-был установлен как благословение для верующих (см. Ис. 58:13, 14; Мк. 2:27).

3. План Божий не изменился (см. Евр. 4:4, 9). Вот почему суббота будет соблюдаться на протяжении всей вечности (см. Ис. 66:22, 23).

Почему мы соблюдаем субботу?

75. Адвентисты седьмого дня соблюдают седьмой день субботу потому, что любят своего Господа, Который говорит, что послушание заповедям доказывает нашу любовь к Нему (см. Ин. 14:15; 1 Ин. 2:3-5; 5:2,3).

76. Мы соблюдаем субботу, так как верим в верховную власть

Иеговы, Творца Вселенной.

А. Хотя сатана попытался узурпировать власть Иеговы и незаконно стал князем нашего мира, только Иегова достоин всяческого поклонения (см. Откр. 4:11).

Б. Законно проявив Свою верховную власть, Иегова провозгласил Свой закон (см. Исх. 20:1-18). Тот, Кто имеет законное право управлять нашим миром, сказал, что в Его законе нельзя изменять ни одной йоты или черты (см. Мф. 5:17, 18).

В. Четвертая заповедь Десятисловия гласит, что мы должны соблюдать седьмой день субботу как акт поклонения Богу, Творцу Вселенной (см. Исх. 20:8-11).

Г. В Книге Откровение сказано, что перед Армагеддоном верный остаток Бога будет соблюдать заповеди Иеговы (см. Откр. 12:17; 14:12) и поклоняться Иегове как Творцу Вселенной (14:6, 7, 12) в соответствии с требованиями четвертой заповеди (см. Исх. 20:11).

Иисус соблюдал субботу.

А. ИзЛк.4:16,31 видно, что соблюдение субботы было для Иисуса естественной частью Его жизни.

Б. Подобно тому, как Господь Иисус покоился после окончания творения (см. Ин. 1:1-3; Быт. 2:1-3), Он покоился и в гробу в субботу Страстной недели после того, как совершил наше спасение (см. Лк. 23:54-24:6).

Последователи Иисуса соблюдали субботу после Его вознесения:

А. Из Мф. 24:20 следует, что Иисус заповедал Своим последователям соблюдать субботу после Своего распятия, воскресения и вознесения.

Б. Из Лк. 23:54-56 видно, что Мария, мать Иисуса, и сопровождавшие Его благочестивые женщины соблюдали субботу — даже в таких чрезвычайных обстоятельствах, как смерть Иисуса.

В. Павел соблюдал субботу вместе с иудеями (см. Деян. 13:14; 16:12, 13; 17:2; 18:3,4, 11).

Г. Павел также соблюдал субботу с язычниками (см. Деян. 13:42,44).

Возвещать Свидетелям Иеговы всю волю Божью

79. Иисус учил, что недостаточно только прогнать врага (см. Мф. 12:43-45). Заблудших чад Божьих необходимо наполнить присутствием Христа (см. Откр. 3:20; Еф. 3:17) и Его Словом (см. Кол. 3:16). Следовательно, мы не выполним всей работы, если только удалим заблуждения из сознания Свидетелей Иеговы. Необходимо нечто большее.

Учить, помогать и применять правильные методы

80. Мы верим, что по примеру евангельского и пасторского служения апостола Павла мы должны:

А. Преподать Свидетелям Иеговы всю волю Божью (см. Деян. 20:27). Инструктор (наставник) может воспользоваться любым подходящим циклом библейских занятий. Книга «В начале было Слово…» также окажет ему неоценимую помощь.

Б. Помочь человеку принять решение в пользу Христа и Церкви (см. Деян. 16:31; 2 Кор. 5:18-20).

В. Применить метод «духовного воспроизводства», который Павел преподал Тимофею (см. 2 Тим. 2:2), и как можно скорее поручить бывшим иеговистам миссионерскую работу.

Занятие в малой группе

По возможности присоединитесь к той же группе, с которой работали раньше. Во время занятия кто-то будет играть роль заинтересованного человека. Второй человек может играть роль инструктора, а третий настанет наблюдателем. Потом члены группы поменяются ролями.

Задание

Обсудите план, следуя которому вы хотите обратить Свидетелей Иеговы во Христа.

Планы

Совместное занятие:

Отчеты групп:

Дискуссия.

Заключительные выводы:

Сноски и примечания

1 Jehovah’s Witnesses in the Twentieth Century (Brooklyn, New York Witch Tower Bible and Tract Society, 1989), pp 3, 13

2 Там же с 13

3 Там же

4 You Can Live Forever in Paradise on Earth (Brooklyn, New York Watch Tower Bible and Tract Society, 1989), pp 177, 178 God’s Kingdom Has Approached (Brooklyn, New York Watch Tower Bible and Tract Society, 1973) p 117

5 Aid to Bible Understanding (Brooklyn, New York Watch Tower Bible and Tract Society, 1971), p 1077

6 Там же

7 Слово «единородный» указывало бы на родственные отношения если бы в подлиннике использовалось греческое слово «моногеннетос» Однако Иоанн использует слово «моногенес», что значит «единственный в своем роде»

8 См Theological Dictionary of the New Testament (Grand Rapids Wm В Eerdamans Publishing Company) vol 6, p 870

9 Он есть Творец Вот почему Библия говорит что Отец является Творцом (Исх 20 11, Ис 45 18), и что Сын является Творцом (Ин 3 1-3 Кол 1 15-17, Евр 1 2) Она также учит, что Святой Дух участвовал в делах творения (Быт 1 1,2)

10 В качестве примера можно привести субботу, которую Иисус провел во гробе после Своего распятия (Ин 19:31)