VI. Сходство некоторых терминов Нового Века с адвентистской верой и практикой

Вот некоторые идеи Нового Века, на первый взгляд кажущиеся сходными с адвентистской верой и практикой:

1. Всестороннее оздоровление,

2. Медитация (размышление),

3. Вегетарианство,

4. Возможности человека и развитие характера..

Наверно, это самые уязвимые вопросы для непроницательного адвентиста. Однако, будучи правильно поняты, они могут помочь нам установить конструктивный контакт с приверженцами Нового Века с целью их переубеждения. По своей философии, долгосрочным задачам и сиюминутным целям их учение в этих областях диаметрально противоположно библейскому учению и вере.

А. Всестороннее оздоровление

Всестороннее оздоровление, пропагандируемое движением Новый Век, можно спутать с библейским «целостным» оздоровлением, поскольку оно рекламируется как «естественное», «неагрессивное» и поощряет участие самого человека в достижении оздоровления и благополучия. Примерами лечения, практикуемого приверженцами Нового Века, может служить акупунктура, гомеопатия, иридология, рефлексология, прикладная кинезиология, терапевтическое (исцеляющее) прикосновение, ворожба с помощью раскачивающегося маятника и т.д.

Целостный подход к оздоровлению может представлять особый интерес для людей, имеющих смертельные болезни или проблемы со здоровьем, от которых их не в состоянии избавить традиционная медицина или аллопатическая практика. В отчаянии они начинают опробовать альтернативные методы лечения, не понимая, какие физические и духовные опасности подстерегают их на этом пути.

Опасности для телесного здоровья можно проиллюстрировать на примере Гейл, которую девять лет лечили от кисты яичника врач и медсестра из движения Новый Век. Они испробовали все: от акупунктуры и тампонов с касторовым маслом до непомерных доз витаминов и минералов, пока уже не стало слишком поздно. Вместо того чтобы отправить Гейл к гинекологу, они рекомендовали ей проконсультироваться в астрологическом центре. В конце концов женщина все же обратилась к гинекологу, и он удалил наполненную кровью кисту размером с крупную виноградину В ряде других случаев люди, решившие практиковать медитацию, чтобы как-то помочь себе, со временем порвали с христианством.

Духовную опасность можно проиллюстрировать на примере Уилла Бэрона. Он хоть и воспитывался в адвентистской семье, но из-за увлечения альтернативными методами лечения оказался в рядах Нового Века и даже стал своеобразным священником в их среде. Вскоре, находясь в видении, Бэрон встретился с существом, которое представилось ему «вознесшимся учителем». Бэрон имел таинственные беседы с «Иисусом Христом», не понимая, что его «Христос» — это сатанинский демон, принявший вид ангела света.

Всестороннее оздоровление, пропагандируемое движением Новый Век, берет на вооружение понятие о целостности человека. Осматривая пациентов и ставя диагноз, врачи-нововековцы, практикующие целостный подход к здоровью, изучают не только телесные, анатомические и физиологические расстройства, но учитывают также душевную и духовную составляющие здоровья. Этот подход очень напоминает адвентистскую философию здоровья и исцеления.

С технической точки зрения термин «всестороннее оздоровление» используется в тех случаях, когда методы целостного исцеления применяются не специалистами в области медицины (31) . В литературе Нового Века термин «всестороннее оздоровление» иногда используется в том же значении, что и «всесторонняя медицина». Иногда ее называют «альтернативной медициной Нового Века» или «альтернативным, всесторонним оздоровлением Нового Века». Оно называется всесторонним оздоровлением «Нового Века», потому что разделяет философию движения Новый Век.

1. Между английскими словами «holistic» и «wholistic» — целая пропасть.

Два английских слова «holistic» и «wholistic» образованы от греческого слова «холос», что значит «весь» или «целый» (32) . Приверженцы движения Новый Век предпочитают использовать термин «holistic», тогда как христиане традиционно используют термин «wholistic».

2. Методы всестороннего оздоровления и медицины Нового Века неприемлемы по следующим причинам:

а. Всестороннее оздоровление Нового Века основано на небиблейском мировоззрении, таком, как пантеизм, монизм и анимизм, тогда как адвентистское целостное оздоровление имеет фундаментом

библейское, теистическое мировоззрение и сочинения Елены Уайт.

б. Альтернативное всестороннее оздоровление Нового Века, по мнению Читательского справочника Американского медицинского общества, не было научно доказано или проверено. Врачи, практикующие всестороннее оздоровление по методикам Нового Века, признают это (34) . Их методы не всегда основываются на учете анатомических и физиологических функций организма. С другой стороны, адвентистское целостное оздоровление базируется на трезвом учете анатомии и физиологии.

в. Создатели и разработчики новомодных методов лечения по принципам Нового Века черпали свои знания из китайской медицины и аурведической (индуистской) медицины. Они также получали информацию из оккультного, метафизического мира духов. Некоторые из них были ясновидящими и экстрасенсами.

Они верили в небиблейские учения о вселенской энергии, имея в виду, к примеру, источник двойственной энергии «инь и янь» Ши (китайский даосизм) и «прана» (индуизм) Греки называли эту энергию «пневма». Полинезийцы используют для ее обозначения слово «мана», а американские индейцы — «оренда» (33) Франц Антон Месмер, отец современного гипноза, называл ее «животным магнетизмом» (36) . Д.Д. Палмер, основатель хиромантии, называл ее «Врожденным» (37) .

Фрейдистский психоаналитик Вильгельм Райх, основатель оргономии, употреблял термин «оргонная энергия» Сэмюэль Ханеман, отец гомеопатии, называл ее «жизненной силой» (38) . Вера в «универсальную, космическую энергию» объединяет многие небиблейские мировоззрения, хотя называют ее по-разному. Райссер и Велдон, преданные Богу христиане и авторы книги «Медицина Нового Века», приходят к следующему умозаключению: «Независимо от названия эта энергия пронизывает все во Вселенной, соединяет каждого человека с космосом и открывает в нем неограниченные возможности. Она находится в основании всех исцелений, всех экстрасенсорных и телепатических способностей, всех так называемых чудесных происшествий» (39) . 3. Адвентистская философия оздоровления и исцеления.

Философия оздоровления и исцеления адвентистов седьмого дня основывается на теистическом, библейском мировоззрении, согласно которому болезнь и недомогание есть следствие грехопадения первых людей и нарушения ими законов природы, здоровья и морали, поскольку, по замыслу Бога, именно эти законы должны были обеспечить счастье и благополучие рода человеческого. Вот что писала Елена Уайт: «Если бы люди всегда исполняли закон Десяти Заповедей, следуя в жизни принципам изложенных в нем предписаний, то наш мир не находился бы сегодня под проклятием болезней, которые умножились подобно наводнению» (40) .

Всестороннее оздоровление в трактовке Нового Века, напротив, основывается на небиблейском мировоззрении и философии, не признающей реальность личного Бога-Творца и не согласной с тем, что причиной всех болезней является изначальный грех в сочетании с нарушением Божьих законов природы и здоровья.

Адвентистская Церковь учит, что ее врачи, медсестры и фельдшеры должны сотрудничать с великим Врачом, Иисусом Христом, Который «является истинным Главой медицины». Христос служил как душевным, так и телесным нуждам, уча, что «избавление от греха и излечение от болезней связаны неразрывно». Сегодня «именно такое служение доверено врачу-христианину» (41) .

Что же касается медиков из движения Новый Век, то они не считают себя соработниками Иисуса Христа, великого Врача. Вместо этого они полагаются на свою способность манипулировать так называемыми биополями, или энергетическими полями, на ворожбу и методы создания зрительных образов, используемые в восточной медитации.

«Как Великий Врач Христос всегда находится рядом с каждым боящимся Бога практикующим врачом, трудящимся ради облегчения людских страданий. Когда врач использует природные лекарства для излечения физических болезней, ему следует постоянно указывать своим пациентам на Того, Кто может освободить их и от телесных, и от душевных недугов» (42) .

4. Библейские тексты об исцелении.

Псалмопевец Давид указывал на связь между избавлением от греха и исцелением от болезни, когда говорил о Боге как о Том, Кто «прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои» (Пс. 102:3).

При таком подходе к оздоровлению и исцелению врач является только помощником или орудием, тогда как истинным Целителем остается Христос. В книге «Служение исцеления» сказано, что «когда какая-то часть нашего тела оказывается поврежденной, сразу же начинается процесс исцеления; все средства, имеющиеся в распоряжении природы, приводятся в движение, чтобы вернуть организму здоровье. Но сила, делающая эти средства целебными, является силой Божьей» (43) .

В Священном Писании данная мысль высказывается неоднократно: «Я Господь, целитель твой» (Исх. 15:26); «И отдалит от тебя Господь всякую немощь» (Втор. 7:15); «А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет солнце правды и исцеление в лучах его» (Мал. 4:2); «И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь» (Иак. 5:15).

Священное Писание все время указывает на то, что больного исцеляет Бог. Методика всестороннего оздоровления, внедренная Новым Веком, напротив, объясняет здоровье и исцеление равновесием двойственной универсальной энергии или концентрацией разума и самовнушением.

5. Понятие целостности в Новом Завете.

Исцеление Христом парализованного человека в субботу (см. Ин. 5:1-14), вызвавшее такую тревогу у фарисеев, является классической иллюстрацией той истины, что Христос стремился исцелить всего человека. Иисус сказал ему: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобой чего хуже».

Елена Уайт говорит, что многие больные не испытают облегчения до тех пор, пока не услышат обращенные к ним слова Спасителя: «Прощаются тебе грехи твои». Люди нуждаются не только в физическом исцелении, но и в исцелении души. Болезнь порой оказывается своего рода благословением. Если бы не болезнь, парализованный, вероятно, никогда не встретился бы со Спасителем и не услышал слова: «Прощаются тебе грехи твои», которые привели его на путь к вечной жизни.

«Я пришел, — сказал Иисус, — для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин. 10:10)

В Новом Завете именно Христос, вторая Личность Божества, исцеляет больных. Всестороннее оздоровление по методам Нового Века, напротив, не признает Христа Великим Целителем и даже не признает существование греха. 6. Опасная логика: прагматический подход.

Определенная часть людей прагматически подходит к вопросам здоровья. Они утверждают, что не имеет большого значения, какая философия лежит в основе методов всестороннего оздоровления. Если они облегчают страдания, то почему нельзя ими воспользоваться? Кому есть дело до того, что корни их уходят глубоко в оккультизм и язычество? Кому есть дело до того, что они связаны с инь и янь? Стоит ли переживать, что один из современных методов альтернативного, всестороннего оздоровления был разработан ясновидящей? Главное, что эти методы действуют.

Очевидно, что столь прагматический подход используется совершенно безотносительно к Священному Писанию. Такому мышлению апостол Павел противопоставил риторический вопрос: «Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской. Неужели мы решимся раздражать Господа? Разве мы сильнее Его?» (1 Кор. 10:21,22)

Павел подразумевает положительный ответ на первый вопрос и отрицательный — на второй. Бог раздражается и ревнует совершенно оправданно, потому что все, что имеет хоть какое-то отношение к оккультизму или язычеству, диаметрально противоположно истине и Его воле. Оккультизм и язычество — часть сатанинского восстания против Божьей истины. Они — часть великой борьбы между Христом и сатаной. Именно из-за того, что люди восстали против Бога, и грех вошел в мир, Христу пришлось отдать Свою жизнь, дабы открыть путь к спасению. Бог ревнует, когда Его народ осознанно или неосознанно братается с врагом или совершает духовное прелюбодеяние, прибегая к методам лечения, оскверненным ложными, религиозными воззрениями и оккультной философией.

Бог на протяжении многих веков все время призывал Свой народ отделиться от оккультных и языческих дел и обычаев.

«Не ешьте с кровью» (1 Цар. 14:34); «не ворожите и не гадайте» (Лев. 19:26).

«Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых» (Втор. 18:10, 11).

«Выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее» (Откр. 18:4).

Эти принципы были повторены апостолом Павлом во Втором послании к коринфянам:

«Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Бо-жия с идолами? Ибо вы — храм Бога живого, как сказал Бог: «вселюсь в них и буду ходить в них: и буду их Богом, и они будут Моим народом». «И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас»» (2 Кор. 6:14-17).

Бог желает, чтобы Его дети были отделены от прочих народов до конца времени потому, что Он надеется видеть их совершенными в Нем (см. Втор. 18:12) и полностью преданными Ему Если мы принимаем участие в том, что осквернено язычеством или оккультизмом, то не сможем быть совершенными в Нем. Бог желает иметь славную, святую Церковь, чтобы она была Его невестой, «не имеющей пятна, или порока, или чего-либо подобного» (Еф. 5:27).

Прагматичный подход опасен и совершенно непригоден для христианина, когда речь идет об альтернативных методах всестороннего оздоровления, связанных с восточным мистицизмом. Институт библейских исследований (ИБИ) при Генеральной конференции адвентистов седьмого дня заявил: «Мы считаем, что христианам опасно думать, будто они могут принять и приспособить для своих нужд методы культового целительства и вывести их за рамки первоначального контекста. Но целительство заключается не только в методах или процедурах, которые между прочим тоже могут быть крайне неразумными. Мы убеждены, что оккультные обычаи невозможно перенести на христианскую почву В противном случае пациент со временем впитает в себя ложное мировоззрение или подвергнется угнетению со стороны демонических сил, стоящих за всеми этими культово-мистическими манипуляциями» (44) .

Меняется ли что-либо, если акупунктурой, иридодиагностикой или гомеопатией будет заниматься адвентистский врач, не обращающий внимания на происхождение этих методик? Нет, не меняется, отмечает д-р Йохан Холичек, директор отдела здоровья Евро-африканского дивизиона адвентистов седьмого дня. Он пишет: «Астрология, йога, инь-янь, акупунктура, иридология, гомеопатия, рефлексология, раскачивающийся маятник — все это не имеет под собой никакой научной основы, ибо основано на восточной, пантеистической теории о космической энергии или магнетических флюидах. Согласно этой теории, человек является частью космоса, и восстановление правильного равновесия этих флюидов поможет ему восстановить гармонию с космической энергией, которую они называют богом… Такие методы исцеления не освящаются оттого, что их использует искренний врач-христианин» (45) .

7. Можем ли мы вкушать плод и не обращать внимания на корни?

В документе И БИ о Новом Веке ставится риторический вопрос: «Безопасно ли христианину пользоваться этими процедурами, если он отсекает их корни?» В качестве ответа приводится цитата из «Журнала, разоблачающего духовные подлоги»: «Участники движения за всестороннее оздоровление отмечают: «У человека, практикующего медитацию, часто меняется мировоззрение. Он принимает исходные предпосылки пантеистической теологии, лежащие в основе предлагаемых методов целительства»» (авг. 1978 г., с. 71) (46) .

Д-р Альберт Уайтинг, директор отдела здоровья и воздержания Генеральной конференции, пишет следующее: «В качестве примера альтернативных методов лечения, от которых необходимо отказаться, можно назвать гомеопатию, рефлексологию, иридологию, метод раскачивающегося маятника, а также лечение, основанное наложной философии типа астрологии, йоги, инь-янь и спиритизма. Они научно не обоснованы и совершенно неразумны с точки зрения человеческой анатомии и физиологии. Методы, связанные с телепатическими явлениями и экстрасенсорным восприятием, могут быть чреваты негативными духовными последствиями» (47) .

В уроках субботней школы за первый квартал 1989 г. д-р Лесли Хардинг и д-р Фрэнк Холбрук также указали на опасность прагматического мышления: «Телепатическое, экстрасенсорное целительство, часто с применением раскачивающегося маятника или других предметов для диагностики и лечения заболеваний, давно уже является неотъемлемой частью оккультизма. Все оккультные, восточные методы лечения болезней и стрессов связаны с небиблейским, пантеистическим мировоззрением. Иногда предпринимаются попытки скрыть этот факт. Христианам опасно даже думать, будто они могут заимствовать и приспособить для своих нужд оккультные, целительные процедуры. Попытка придать оккультным манипуляциям христианский вид открывает дверь сатанинскому обольщению и гнету» (48) .

Многие вещи могут быть «действенными» (успешно поддерживать жизнь), однако они совершенно неприемлемы с точки зрения Библии. Мы не едим мясо нечистых животных, таких, как грызуны, собаки, кошки, рептилии и обезьяны, просто потому, что так повелел Бог (см. Лев. 11). Однако миллионы людей во всем мире едят мясо нечистых животных и неплохо себя чувствуют. Тем не менее Бог не разрешал людям употреблять в пищу это мясо. 8. Оккультные манипуляции — запретная территория.

Христиане, и особенно адвентисты седьмого дня, не должны участвовать в оккультных или спиритических мероприятиях, потому что их однозначно осуждает Библия, даже если не принимать во внимание вдохновенные произведения Елены Уайт. «Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь, Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии: не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь, Бог твой, изгоняет их от лица твоего; будь непорочен пред Господом, Богом твоим; ибо народы сии, которых ты изгоняешь, слушают гадателей и прорицателей, а тебе не то дал Господь, Богтвой» (Втор. 18:9-14).

Совершенно ясно, что Бог однозначно запретил Израилю приспосабливать для своих нужд какие-либо оккультные теории, верования или методы лечения. Этот запрет остается в силе и для современного народа Божьего.

В документе Института библейских исследований Генеральной конференции сказано следующее: «Мы повторяем ранее изложенный принцип: Бог однозначно запретил Израилю принимать оккультные методы язычников-хананеев (Втор. 18:9- 14;

Лев. 19:26). Следовательно, мы не можем одобрить ни одного христианина — адвентиста седьмого дня, который бы практиковал целительство оккультно-мистическими методами, потому что в этом случае ничто не может помешать бесовским силам вмешаться в процесс и оказать воздействие или на целителя, или на пациента, или на них обоих» (49) .

Когда израильтяне начали завоевывать обетованную землю, им было ведено не только уничтожить языческих идолов покоренных народов, но также гнушаться золота или серебра, из которых эти идолы были изготовлены.

«Кумиры богов их сожгите огнем; не пожелай взять себе серебра или золота, которое на них, дабы это не было для тебя сетью, ибо это мерзость для Господа, Бога твоего; и не вноси мерзости в дом твой, дабы не подпасть заклятию, как она; отвращайся сего и гнушайся сего, ибо это заклятое» (Втор. 7:25, 26).

Из этого отрывка понятно, насколько оскорбительны для Бога ложные языческие системы. Кто-то мог бы попытаться поспорить с Богом, сказав: что случится, если мы расплавим идолов и используем драгоценные металлы для каких-нибудь полезных изделий или произведений искусства? В самих металлах не было ничего скверного, однако они были осквернены тем, что использовались для идолослужения. Был ли золотой телец на Синае переплавлен и использован для чего-то «доброго»? Нет, он был истерт в порошок и высыпан в воду. Израильтяне, поклонявшиеся ему, должны были выпить эту воду, чтобы идол превратился в экскременты, выброшенные в бесплодной пустыне. Тем же принципом надо руководствоваться и в отношении методов всестороннего оздоровления, связанных с языческой философией. Богу отвратительно все то, что связано с языческой философией и идолопоклонством.

9. Две целительные силы: Божественная и бесовская.

Как в Библии, так и в книгах Духа пророчества утверждается, что Бог является единственным истинным Исцелителем. Но враг душ также может исцелять посредством спиритизма или, по крайней мере, создавать видимость исцеления: «Через спиритизм сатана выставляет себя благодетелем человечества, исцеляя болезни людей и претендуя на создание новой, более возвышенной религии; но одновременно он действует как губитель» (50) .

В документе Института библейских исследований говорится, что исцелять может как Бог, так и сатана. «Нет никакого сомнения в том, что люди исцеляются оккультными методами. Это и делает их такими обольстительными. Мы уже отмечали, что согласно Библии темные силы вполне способны творить знамения и чудеса. Но исцеление или чудо не могут служить доказательством их Божественности. Исцелять может как Бог, так и сатана. Следовательно, христианину необходимо разбираться, какое учение стоит затем или иным исцелением или чудом. Исцеление оккультно-мистическими методами свободно открывает двери оккультно-мистическому мировоззрению, в результате чего как целитель, так и его пациент оказываются на территории сатаны и могут беспрепятственно угнетаться им» (51) .

Поэтому нет ничего удивительного в том, что сатана может исцелять (52) .

10. Предупреждения и предостережения от Духа пророчества.

Когда в середине XIX в. поднялась первая волна современного спиритизма/Нового Века, Елена Уайт довольно часто высказывалась по этому поводу. Она была хорошо знакома с ложными альтернативными методами и средствами лечения, популярными в ее время. К ним относились христианская наука, гомеопатия, френология, месмеризм, животный магнетизм, движение Эммануила, целительство электрическими и магнитными полями. Все они были предтечами методов и средств оздоровления Нового Века, приобретших популярность в последние два десятилетия.

В 18-й главе книги «Евангелизм», в разделе «Христианская наука, восточные и исцеляющие секты», Елена Уайт пишет:

«Многие люди приходят в ужас от одной мысли проконсультироваться у медиумов спиритизма. Однако их привлекают более приемлемые формы спиритизма, такие, как движение Эммануила. Кто-то сбит с толку учениями христианской науки, мистицизмом теософии и другими восточными религиями. Апостолы почти всех разновидностей спиритизма претендуют на то, что способны исцелять больных. Они приписывают свою силу электричеству, магнетизму, так называемым «симпатическим средствам» или силам, скрытым в разуме самого человека. И немало таких, кто даже в наш христианский век обращается к этим целителям вместо того, чтобы уповать на силу живого Бога и опыт квалифицированных христианских врачей. Ангелы Божьи сохранят Его детей, если они следуют путем исполнения долга. Но кто осмеливается сознательно вступать на территорию сатаны, те не имеют гарантий такой защиты. Орудие великого обманщика будет говорить и делать все, чтобы добиться своей цели, и неважно, как оно себя называет: спиритом, магнетическим целителем или врачом, использующим электричество. Эти сатанинские орудия претендуют на способность исцелять болезни. Они приписывают свою силу электричеству, магнетизму или так называемым «симпатическим средствам», тогда как на самом деле являются проводниками электрических токов сатаны. Подобными средствами он околдовывает тела и души человеческие» (51) .

«Мать, осуществляющая уход за больным ребенком, в отчаянии восклицает: «Нет, я так больше не могу! Неужели нет врача, который смог бы вылечить моего ребенка?» Ей рассказывают о чудесных исцелениях, производимых неким ясновидящим или магнетическим целителем, и она доверяет ему свое дорогое дитя. Тем самым она так же верно передает своего ребенка в руки сатаны, как если бы он сам стоял возле нее. Во многих случаях будущая жизнь такого ребенка оказывается во власти сатаны, от которой почти невозможно избавиться» (54) .

Правда в том, что в мире есть две исцеляющие силы: Божественная и бесовская. Адвентистам седьмого дня надо не только спрашивать: «Действует ли этот метод?», но также задавать вопрос: «Кто делает его таким действенным?»

Б. Медитация: библейская, а не восточная

И библейская, и восточная медитация существуют много веков, но с философской точки зрения между ними громадная разница. Они так же далеки друг от друга, как восток от запада. Конечным их результатом может быть вечное спасение и вечное осуждение.

Библейская медитация или углубленное размышление, непосредственно связанное с личным посвящением себя Богу, молитвой и чтением Библии, совершается в сознательном состоянии рассудка. Восточная же медитация происходит в измененном состоянии рассудка, которое является разновидностью самогипноза или самовнушения.

Библейская медитация или размышление — это сосредоточение на каком-то отрывке, фразе или слове и мысленная просьба, вознесенная к Богу, дабы Он Духом Своим Святым просветил наши умы относительно смысла и значения нашего христианского опыта. Христиан учат заполнять свои мысли такими библейскими размышлениями, как план спасения. Божья любовь к нам, жизнь Христа, Его смерть и воскрешение, наши христианские опыты. Однако в христианской медитации/размышлении нет ничего мистического. Это нормальный, осмысленный, сознательный процесс.

В восточной медитации, практикуемой приверженцами Нового Века, человек опустошает свой разум, отрешаясь от посторонних шумов и звуков, чтобы вызвать у себя измененное состояние рассудка.

1. Поза Лотоса

Во время библейской медитации/размышления не требуется принимать специальные позы. Христианин может размышлять, лежа в постели, сидя за столом, гуляя и т.д.

В восточной медитации большое значение придается положению тела, дыхательным упражнениям и методам концентрации внимания (на свече, угле стены, идоле и т.д.). В позе лотоса человек сидит на полу, скрестив ноги, выпрямив торс и закрыв глаза. Это самая распространенная медитативная поза в восточных странах, поскольку она помогает вступить в общение с духами. Приверженцы Нового Века на западе часто сидят на стуле с распрямленным позвоночником. Они закрывают глаза и кладут руки на колени или бедра ладонями вверх в чашевидной форме, чтобы принимать космическую энергию или сообщения от духа-проводника или от других духовных сущностей. Медитация Нового Века — это отработанный метод, предназначенный вызывать мистический опыт.

2. Мантры

В восточной медитации используются также мантры, или заклинания. Мантры — это слова или короткие фразы, часто взятые из индуистских писаний на санскрите. Считается, что они обладают сверхъестественной силой, если их повторять нараспев (55) . Если правильно произносить мантры, они резонируют в носовой полости и готовят человека к медитации. Самыми распространенными у жителей востока и приверженцев Нового Века являются такие мантры, как «Ом» (это слово означает индуистскую троицу). Другой распространенной мантрой являются слова: «аминь», «я есмь» и «я есмь Бог» (по-английски это «amen», «I am», «I am God»).

3. Цель медитации

Цель библейской медитации — лучше понять Слово Божье и истину, которое оно содержит. Мы также размышляем о Божьей воле в отношении нашей жизни, ищем руководства, вдохновения и духовного развития. Мы хотим, чтобы Святой Дух просветил наш ум и запечатлел в нем истину по всем перечисленным вопросам. Библейская медитация — это просто изучение Слова Божьего и размышление о том, как применять его принципы в своей жизни.

Цель восточной, мистической медитации — переход от обычного сознательного состояния рассудка к измененному состоянию разума, чтобы настроиться на так называемое высшее «я», бога внутри себя и действовать заодно с космическим разумом или планетарным сознанием. У практикующих такую медитацию может завязаться настоящая или воображаемая беседа с духовной сущностью (бесплотным духом, вознесшимся учителем, ангелом или «Иисусом Христом»). Они могут также заниматься астральными проекциями, стараясь выйти из тела во время мистической медитации или отделить дух от физического тела. Методы и формы восточной медитации — спиритические по своей природе, а их главная цель — общение с миром духов. Восточная медитация — это разновидность ворожбы или «чародейства», против которого так решительно выступает Книга Откровение. «А вне — псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду» (Откр. 22:15).

Некоторым христианам кажется, что определенные методы и элементы восточной медитации (например, поза лотоса, чашевидная форма рук, медитативная музыка, создание зрительных образов или вызов в воображении образа Христа и ангелов, внимание внутреннему голосу) можно включать в библейскую медитацию/размышление. Они делают это якобы для того, чтобы устанавливать более близкие взаимоотношения с Богом, Христом и ангелами. Но искусственно вызываемые во время медитации зрительные образы могут стать горячей линией, ведущей не к Богу, а непосредственно к сознанию сатаны и его демонов.

Библия ничего не говорит о зрительных образах или о создании «образа» Иисуса Христа в разуме, чтобы затем беседовать с этим образом. В Библии не упоминается ни один человек, который сознательно занимался бы этим. Но там говорится об общении с Богом в молитве, через Его Слово и влияние Святого Духа. Помимо современников Христа Его видели люди, получавшие откровение от Него с небес. Однако и они не вызывали мысленно Его образ. В качестве примера можно привести встречу Павла с Христом по дороге в Дамаск и апокалиптические видения Иоанна на острове Патмос.

«Священное Писание свидетельствует, что Бог всегда проявлял инициативу, когда требовалось сверхъестественное общение с человеком. Если Бог считал нужным, Он давал Своим представителям на земле видения и сны» (56) .

Дети Божьи не могут чувствовать себя в безопасности, если пытаются извлечь что-то «полезное» из языческих религий. Эти религии и их обычаи — мерзость для Господа Библия предупреждает, что «в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам-обольстителям и учениям бесовским» (1 Тим. 4:1).

В. Вегетарианство

Некоторые индуисты и буддисты придерживаются вегетарианства, потому что верят в переселение душ. Они убеждены, что человеческая «карма» (все хорошее или плохое, сделанное человеком при жизни) предопределяет, кем будет человек в будущей жизни. А стать он может кем угодно: насекомым, животным или вновь человеком. Вот почему они ценят Любую жизнь. Все индусы воздерживаются от говядины, потому что считают корову священным животным, богом.

Хотя приверженцы Нового Века не принимают индуистское учение о переселении душ, они верят в реинкарнацию, то есть в то, что душа умершего возвращается в тело другого новорожденного человека. Они придерживаются вегетарианства, потому что высоко ценят жизнь и убеждены, что животные имеют такое же право на жизнь, как и люди. Они также полагают, будто вегетарианское питание способствует развитию мистических способностей.

В отличие от нововековцев, адвентисты придерживаются вегетарианства по соображениям здоровья.

Г. Возможности человека

Движение Новый Век главное внимание уделяет человеческому «эго». Его приверженцы говорят о высшем «я», истинном «я», глубинном и внутреннем «я». Они проповедуют самообладание, самодостаточность, самосознание, самоуважение и самоуверенность. Одна из исходных предпосылок Нового Века гласит, что бедность — это проблема индивидуального сознания. Поскольку приверженцы этого движения уверены, что они божественны, они также уверены, что могут создать собственную реальность, например, финансовое благоденствие, с помощью принципа осознания человеческих возможностей. Вот почему движение человеческих возможностей так популярно у приверженцев Нового Века.

1. Наполеон Хилл — «Сознание благоденствия».

Наполеон Хилл был одним из первых западных гуру, учивших, будто бы человек обладает неограниченными возможностями. Он назвал свои принципы успеха «Сознанием благоденствия» сразу после Великой американской депрессии 30-х годов. С точки зрения Хилла, христианская молитва о благоденствии (зависимость от Бога) должна быть вытеснена верой в возможности человека. «Думай и богатей» — так назывался его классический труд, увидевший свет в 1937 году, который, как утверждал автор, был передан ему духовным существом (57) .

2. У. Клемент Стоун — «Позитивный, душевный настрой».

Другим гуру, верившим в неограниченные возможности человека, был У. Клемент Стоун, президент страховой компании, автор книги «Принцип успеха, который никогда не подводит» и соавтор книги «Успех через позитивный, душевный настрой». Стоун назвал свои принципы успеха, основанные на вере в возможности человека, «позитивным душевным настроем».

3. Норман Винсент Пил — «Позитивное мышление».

На христианского писателя Нормана Винсента Пила оказали влияние сочинения Наполеона Хилла. В своем бестселлере «Сила позитивного мышления» Пил рекламировал свои принципы успеха под названием «позитивное мышление».

4. Роберт Шуллер — «Мышление возможностей».

Роберт Шуллер, пастор Хрустального Собора в Гарден Гро-ув, штат Калифорния, называет свои принципы успеха «мышлением возможностей». Восемь слов Шуллера, характеризующие мышление возможностей, таковы: «я есмь», «я могу», «я буду», «я верю». Каждое второе из этих восьми слов — «я» (эго). Среди них вообще нет слова «Бог» (38) .

5. Энтони Роббинс — «Безграничная сила».

Гуру в области достижения успеха и специальный советник президента Билла Клинтона Энтони Роббинс называет свои принципы успеха и раскрытия человеческих возможностей «безграничной силой». В книге «Разбудите в себе исполина», в разделе «Благодарность» Роббинс выражает признательность «… Великому Мастеру тхэквондо Джейхуну Ри, чья неизменная любовь, верность и знание вдохновляют меня на еще более великие достижения. Я низко кланяюсь вам, сэр» (59) .

Бездуховность этой философии достижения успеха заключена в том, что она основана на собственном «я». «Можно добиться всего, о чем ты думаешь». Такой путь к благоденствию и процветанию все дальше и дальше уводит человека от Бога. Люди, достигающие определенных успехов с помощью подобной философии и ее принципов, считают, что бедные и нуждающиеся не понимают этих принципов достижения успеха и используют молитву и зависимость от Бога в качестве «костыля». 6. Библейское учение о возможностях человека.

В отличие от Нового Века христианская философия достижения успеха — это усилия человека в союзе с Божественной силой.

Павел утверждал: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4:13).

Царь Иосафат увещевал: «Верьте Господу, Богу вашему, и будьте тверды; верьте пророкам Его, и будет успех вам» (2 Пар. 20:20).

В Книге Бытие мы читаем, что «был Господь с Иосифом… И увидел господин его, что Господь с ним и что всему, что он делает, Господь в руках его дает успех» (Быт. 39:2, 3).

Моисей писал: «Но чтобы помнил Господа, Бога твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство» (Втор. 8:18).

Здесь мы снова сталкиваемся с двумя силами, которые обеспечивают нам успех. Давайте поможем людям выбрать правильный источник.