II. Понимание учения и обычаев оккультистов

Чтобы понять таинственный мир оккультизма, мы прежде всего должны быть осведомлены о существовании, природе и поведении демонов или бесов. Библия свидетельствует, что наш мир стал пристанищем падших ангелов.

«И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр. 12:7-9).

Библия дает нам необходимую информацию о деятельности демонов.

А. Ангелы были сотворены духовными существами

Они являются частью сотворенной Богом Вселенной. Апостол Павел имеет их в виду, когда говорит о престолах, господствах, начальствах и властях (см. Кол. 1:16). Ездра подтверждает: «Ты, Господи, един, Ты создал небо, небеса небес и все воинство их, землю и все, что на ней, моря и все, что в них, и Ты живишь все сие, и небесные воинства Тебе поклоняются» (Неем. 9:6; срав. с Пс. 148:2, 5).

Ангелы суть служебные «духи» (Евр. 1:14). Обычно они не имеют физических тел (см. Лк. 24:39). Поэтому обычно мы их не видим, если только Бог не дает нам такой способности (см. Чис. 22:31; 4 Цар. 6:17; Лк. 2:13). Мы не видим ангелов, когда они защищают и оберегают нас (см. Пс. 33:8; 90:11; Евр. 1:14). Однако время от времени ангелы принимали телесный облик и являлись разным людям, о чем свидетельствует Священное Писание (см. Быт. 18 и 19; Мф. 28:5; Евр. 13:2).

Б. Известно ли нам, сколько ангелов сотворил Бог?

В Евр. 12:22 используется выражение «тьмы ангелов». В Откр. 5:11 сказано, что ангелов «тьмы тем и тысячи тысяч».

В. Ангелы являются существами высшего порядка и превосходят нас во многих отношениях

Они превосходят нас «крепостью и силою» (2 Петр. 2:11). По крайней мере, на время своего земного существования люди немного «унижены пред Ангелами» (Евр. 2:7).

Г. В результате чего часть ангелов стала демонами, или бесами?

Петр сообщает нам: «Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания» (2 Петр. 2:4). Апостол Иуда также говорит: «И ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня» (Иуд. 6). Из вышесказанного мы видим, что падшие ангелы, населяющие наш мир, каким-то образом сдерживаются Богом.

Д. У них есть предводитель, называемый «сатана»

В Ис. 14 описан Божий суд над царем вавилонским, но в некоторых случаях пророк употребляет настолько сильные слова, что едва ли они могут относиться к какому-либо человеку.

«Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему»» (Ис. 14:12-14).

Только необычайно величественное и могущественное ангельское существо, восставшее против Бога, могло реально мечтать о том, чтобы взойти на небо и утвердить свой престол на высоте. Это был грех гордыни и желания сравняться с Богом по положению и авторитету.

Иезекииль добавляет красочные подробности к этой истории, когда объявляет суд над царем Тира. Как и в Книге пророка Исаии, язык Иезекииля внезапно становится настолько возвышенным, что его слова едва ли могут относиться к царю Тира. Скорее всего речь здесь идет о власти, вдохновлявшей царя Тирского.

«Ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты. Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями… Ты был помазанным херувимом, чтоб осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония… От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, пред царями отдам тебя на позор» (Иез. 28:12-15, 17).

Е. Сатана первым согрешил

Иисус сказал, что сатана был «человекоубийцей от начала», что он «лжец и отец лжи» (Ин. 8:44). Иоанн добавляет, что «сначала дьявол согрешил» (1 Ин. 3:8). Книга Откровение утверждает. что сатана поднял восстание ангелов против Бога и был изгнан в наш мир со всеми своими ангелами, которые присоединились к нему (см. Откр. 12:7-9).

Ж. Сатана и его демоны противятся делу Божьему и пытаются разрушить его

Сатана искусил Еву согрешить против Бога (см. Быт. 3:6). Сатана попытался ввести Иисуса в грех и тем самым помешать Ему выполнить Его миссию (см. Мф. 4:1-11).

Сатана и его демоны прибегают ко лжи (см. Ин. 8:44). Они используют всевозможные приемы, чтобы закрыть людям глаза на евангельскую весть (см. 2 Кор. 4:4).

3. Бог сдерживает сатану и его демонов, поэтому их власть ограничена

История Иова показывает, что сатана может делать только то, что позволяет ему Бог, и ничего более (см. Иов 12; 2:6). Демоны содержатся в «вечных узах» (Иуд. 6), и христиане могут успешно противостоять им той властью, которой наделил их Христос (см. Иак. 4:7). Демонам не дано знать будущее. Бог заявляет, что будущее знает только Он один.

«Вспомните прежде бывшее, от начала века, ибо Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне. Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось, говорю: Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю» (Ис. 46:9,10).

Однако даже мы, люди, можем в какой-то степени предугадывать будущее. Часто наши прогнозы оправдываются, но не менее часто они оказываются ошибочными. Вне всякого сомнения, демоны умеют лучше нас предугадывать, как будут развиваться события.

И. Демоны не могут читать наши мысли

Библия сообщает нам, что Иисус умел читать мысли других людей (см. Мф. 9:4; 12:25; Мк. 2:8; Лк. 6:8) и что Богу известны человеческие помыслы (см. Быт. 6:5; Пс. 138:2,4). Но в Библии нет никаких указаний на то, что ангелам или демонам дано знать наши мысли. Пророк Даниил подчеркивает эту мысль в своем обращении к царю.

«Тайны, о которой царь спрашивает, не могут открыть царю ни мудрецы, ни обаятели, ни тайноведцы, ни гадатели. Но есть на небесах Бог, открывающий тайны; и Он открыл царю Навуходоносору, что будет в последние дни…» (Дан. 2:27, 28).

В 1 Кор. 14:24, 25 раскрытие тайн чьего-то сердца признано знамением истинного дара пророчества в действии. Оно ясно указывает, что Бог действует. Это было особенно важно понять жителям Коринфа, где на каждом шагу стояли идольские капища для поклонения бесам (см. 1 Кор. 10:20). Последнее также говорит о том, что демонам не дано было знать тайны человеческих сердец.

Но если демонам недоступны мысли человека, как тогда понимать сообщения гадателей и ворожей, которые, находясь под влиянием демонов, пытаются сообщать людям точные подробности их жизни, о которых не знает ни один человек? Например, гадатели рассказывают клиентам о том, что они (клиенты) ели в последний раз или какие предметы они потеряли у себя в доме. Все дело в том, что демоны наблюдают за людьми и делают выводы из своих наблюдений. Демон может знать, что я недавно ел. Он может подслушать мой телефонный разговор и передать эту информацию тому, кто находится в его власти.

В Деян. 16:16-18 мы читаем о служанке, имевшей оккультные способности.

В ст. 16 говорится, что она была одержима духом прорицательным и через прорицание доставляла большой доход своим господам.

В ст. 17 сказано, что служанка сообщала в форме крика факты, соответствовавшие действительности. Апостолы на самом деле были рабами Бога Всевышнего и возвещали людям путь спасения.

В ст. 18 отмечено, что Павел повелел нечистому духу выйти из этой женщины.

Из перечисленных стихов мы видим, что современные гадатели могут действовать так же, как эта служанка-оккультистка древности. Хотя нет сомнения, что в большинстве своем гадание есть обман или шутка, вместе с тем гадатели большей частью находятся во власти злых духов, как и служанка из Деяний апостолов.

К. В прошлом демоны то усиливали, то ослабляли свою деятельность в нашем мире

В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

В Ветхом Завете слово «демон» используется довольно редко (015) . Однако мы видим, что Израиль часто согрешал, поклоняясь ложным богам, которые отождествляются с демоническими силами (см. Втор. 32:16,17 и Пс. 105:35-37). Из данных текстов вытекает, что народы, жившие по соседству с Израилем во времена Ветхого Завета, на самом деле поклонялись сатане и его бесам. Это дало основание Павлу сказать о языческом мире I в. по Р. X. следующие слова: «Что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь или идоложертвенное значит что-нибудь? Нет; но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу» (1 Кор. 10:19,20). Войны, которые израильтяне вели во времена Ветхого Завета, были не только военными, но и духовными битвами. Детям Бога надо было полагаться на Его силу, и она помогала им в духовном плане не менее, чем в военном отношении.

Важно отметить в этой связи, что в Ветхом Завете нет ясных примеров изгнания бесов. Наиболее близким к этому явлением была искусная игра Давида на гуслях, благодаря чему злой дух оставлял Саула и ему становилось хорошо (см. 1 Цар. 16:23). Однако затем злой дух возвращался, поэтому полностью от него Саул не избавился.

Языческие богослужения во времена Ветхого Завета сопровождались такими отвратительными обычаями, как:

Принесение в жертву детей (см. Пс. 105:37, 38).

Нанесение себе телесных повреждений (см. 3 Цар. 18:28; Втор. 14:1).

Культовая проституция (см. Втор. 23:17; 3 Цар. 14:24; Ос. 4:14).

Вышеуказанное говорит о том, что поклонение демонам приводит к безнравственным и разрушительным действиям. Отличительной особенностью многих нехристианских религий является тот факт, что их самые преданные приверженцы участвуют в религиозных обрядах, разрушающих их умственное, эмоциональное и физическое здоровье. Во время своих богослужений они часто злоупотребляют человеческой сексуальностью и извращают ее. Цель демонов — уничтожить все то хорошее, что в свое время сотворил Бог.

В эпоху между Ветхим и Новым Заветом появились иудейские заклинатели, пытавшиеся иметь дело с демоническими силами оккультизма. Сомнительно, что они добивались больших успехов. В Деян. 19:13 упоминаются несколько «скитающихся иудейских заклинателей», безуспешно старавшихся использовать имя Иисуса, как новую магическую формулу.

Когда фарисеи противились Иисусу, Он сказал: «Если я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют? Посему они будут вам судьями. Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Бо-жие» (Мф. 12:27, 28).

Из этих слов Иисуса вытекает, что иудейские заклинатели имели определенный успех. Трудно сказать, до какой степени им удавалось изгонять бесов. По-видимому, в сравнении с Иисусом они имели весьма скромные достижения. В противном случае никто бы не обращал столь пристального внимания на чудеса и исцеления, совершаемые Иисусом.

ВО ВРЕМЯ СЛУЖЕНИЯ ИИСУСА

Понятно, что после многовековых неудачных попыток победить демонические силы люди находились под такими сильным впечатлением от служения Иисуса. Марк свидетельствует:

«Все ужаснулись, так что друг друга спрашивали: что это? что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему?» (Мк. 1:27). Никогда еще раньше мир не был свидетелем такой власти над силой злых духов.

Иисус объяснял, что Его власть над злыми духами является отличительным признаком Его нового служения и свидетельствует о приближении Царства Божьего.

«Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царство Божие. Или, как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит дом его» (Мф. 12:28, 29).

«Сильный» — это сатана, и Иисус связал его, по-видимому, в тот момент, когда восторжествовал над ним в пустыне искушения (см. Мф. 4:1 — 11). Во время Своего земного служения Иисус вошел в «дом» сильного (неверующий мир, находящийся в рабстве у сатаны) и «расхитил» его, то есть освободил людей от сатанинского рабства и ввел их в Царство Божье. Иисус сделал это Духом Божьим. Сила, явленная в служении Иисуса через действие Духа Божьего, свидетельствовала о том, что «приблизилось Царствие Небесное».

ЭРА ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ

1. Иисус передал эту власть над бесовскими силами Своим последователям, то есть дал власть двенадцати ученикам:

«Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте» (Мф. 10:8; см. также Мк. 3:15).

Затем Он наделил этой властью еще 70 учеников, которые вернулись с радостью, говоря: «Господи! И бесы повинуются нам о имени Твоем» (Лк. 10:17).

Впоследствии власть над нечистыми духами получили те люди в ранней Церкви, которые служили во имя Иисуса. Мы читаем следующее о служении Филиппа: «Народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп, слыша и видя, какие он творил чудеса. Ибо нечистые духи из многих, одержимых ими, выходили с великим воплем, а многие расслабленные и хромые исцелялись» (Деян. 8:6, 7). Об апостоле Павле мы читаем: «Это она (одержимая нечистым духом прорицательница) делала много дней. Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час» (Деян. 16:18). Иаков дает совет верующим: «Итак, покоритесь Богу; противостаньте дьяволу, и убежит от вас» (Иак. 4:7).

Действуют ли демоны в современном мире?

Некоторые люди попали под влияние натуралистического мировоззрения. Они признают только то, к чему можно прикоснуться, увидеть или услышать, и утверждают, будто библейские идеи относительно существования злых духов объясняются исключительно суевериями той эпохи, а потому считают необходимым «демифологизировать» Библию. Другие полагают, что сатана и его ангелы — это один из способов объяснения зла, сокрытого в человеческом сердце, который использовали библейские авторы.

Таким образом, все зависит от того, насколько мы доверяем Библии как Слову Божьему. Если мы принимаем свидетельства и заявления Библии (см. 2 Тим. 3:15-17; 2 Петр. 1:20, 21), тогда мы должны быть последовательными и принять также ее свидетельство о существовании добрых и злых ангелов. Если демоны активно действовали во времена Ветхого и Нового Завета, то почему они не могут так же действовать и в наше время? В древности оккультизм процветал во многих «передовых» цивилизациях, таких, как Египет, Вавилон, Греция и Рим. Мы удивляемся тому, что, несмотря на столь высокий уровень развития цивилизации, древние были такими легковерными в религиозной области. Однако в смутное время, когда старый мир рушился, оккультизм процветал. Сегодня в западном обществе мы также имеем высокоразвитую культуру Мы запускаем космические корабли на другие планеты и исследуем космос. Мы живем в компьютерный век. Вместе с тем, желая узнать будущее, мы обращаемся к оккультным наукам. Астрологические схемы, планшетки для спиритических сеансов, гадалки — вот к чему и к кому обращаются многие цивилизованные люди, желая узнать о будущем и понять смысл жизни. Это признак больной цивилизации, он указывает, что многие люди утратили доверие к Библии, которая открывает нам все, способное предрешить нашу судьбу. Если бы жизнь, в том виде, в каком мы ее знаем, продлилась еще несколько веков, то историки будущего были бы немало удивлены тем обстоятельством, что в такой просвещенный, научный век образованные мужчины и женщины обращаются к оккультным наукам. В них они надеются найти ответ относительно смысла жизни и обрести надежду на будущее.

Из Откр. 16:12-16 вытекает, что по мере приближения конца века и начала Армагеддонской битвы нам следует ожидать активизации злых духов. Однако, зная это, мы не должны приписывать злым духам любые действия без видимых на то оснований. В Новом Завете очень мало говорится о деятельности злых духов в жизни христиан. Например:

1. В 1 Кор. Павла беспокоят проблемы разделения в Церкви, но он не велит христианам винить и упрекать в том некоего духа разделения. Вместо этого апостол призывает их быть «в одном духе и в одних мыслях» (1 Кор. 1:10).

2. Когда возникает проблема инцеста (кровосмешения), Павел также не велит им винить и упрекать некоего духа кровосмешения, а советует христианам выразить свое отвращение к этому поступку с помощью дисциплинарных мер и отлучения от церкви, чтобы привести данного грешника к покаянию (см. 1 Кор. 5:1-5).

3. Когда христиане подали в суд на своих собратьев по вере, Павел не требовал изгнать дух тяжбы. Вместо этого он попросил их уладить споры внутри Церкви и отказаться от своекорыстия (см. 1 Кор. 6:1-8).

4. Когда на Вечери Господней возник беспорядок; Павел не просил единоверцев изгнать духа чревоугодия и эгоизма.

Вместо этого он повелел им исследовать себя и поступать по Духу (см. 1 Кор. 11:28, 33).

5. Что касается евангельского служения неверующим, то обычно Библия говорит просто о проповеди Евангелия (см. Мф. 9:35; Рим. 1:18, 19; 1 Кор. 1:17, 2:5). Если демоны мешали проповеди Евангелия, тогда они изгонялись: Мк. 5:1-20 (бесноватый в стране Гадаринской). Деян. 16:16-18 (служанка, одержимая духом прорицательным).

Важно отметить, что бесы изгонялись только в том случае, если они своими действиями мешали проповеди Евангелия. В Новом Завете мы не найдем таких примеров, когда христиане начинали проповедь Евангелия в той или иной местности с того, что сначала разузнавали все о деятельности злых духов и лишали их силы. Напротив, христиане ходили повсюду, проповедуя Евангелие, вместе с которым люди получали силу для преобразования своего характера и жизни.

Хотя в Новом Завете признается деятельность демонов в нашем мире, главный акцент делается на ответственности самих людей, обязанных принять решение за или против Христа. Христианское поведение лежит на совести самих верующих. Верующие не должны перекладывать вину за свои проступки на сатану или оккультные силы. Искушения приходят из трех источников: от «мира», от «плоти» (то есть, от наших греховных желаний) и от дьявола. Нам велено возрастать в благодати, святости и вере, чтобы с Божьей помощью побеждать свои греховные желания (см. Рим. 6:1-23; Гал. 5:16-26; Еф. 4:1 — 6:9; Кол. 3:1 — 4:6).

Вместе с тем некоторые писатели Нового Завета отдавали себе отчет и в деятельности демонов, и в том влиянии, которое они могут оказать на христиан. Павел предупреждал, что в последние дни «отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским» (1 Тим. 4:1). Утверждая это, Павел понимал, что лжеучения объясняются деятельностью демонов. Во Втором послании Тимофею Павел говорит, что дьявол уловляет противящихся здравому учению в свою волю (см. 2 Тим. 2:24-26).

Иисус подтвердил, что люди могут быть водимы дьяволом, когда заявил иудеям Своего времени: «Ваш отец — диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего» (Ин. 8:44). Иоанн также согласен с тем, что греховные поступки неверующих иногда имеют демоническое происхождение или вдохновляются бесами. «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил… Дети Божий и дети диавола узнаются так» (1 Ин. 3:8-10). С точки зрения Иоанна детьми дьявола являются все, кто не рожден от Бога. «Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле» (1 Ин. 5:19). Сатана также назван «князем мира сего» (Ин. 14:30), «богом века сего» (2 Кор. 4:4) и «духом, действующим ныне в сынах противления» (Еф. 2:2).

Если соединить воедино все эти высказывания, то становится ясно, что сатана — это зачинщик лжи, убийств, обмана, лжеучений и греха в целом. Затем у нас складывается впечатление, что, по учению Нового Завета, почти всякая неправда и грех, существующие сегодня, вызваны, в той или иной степени, влиянием демонов. Не всякий грех вызван сатаной или бесами, и действия бесов не являются главной причиной греха. Однако деятельность падших ангелов в той или иной степени стоит за каждым грехом и почти за всеми разрушительными действиями, которые совершаются в нашем мире вопреки Божьей воле.

Когда христиане согрешают, они позволяют демонам влиять на свою жизнь. Павел выразил эту мысль следующим образом: «Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места диаволу» (Еф. 4:26, 27). Неправедный гнев также дает дьяволу (или его ангелам) возможность отрицательно влиять на нашу жизнь, поскольку он увеличивает эмоциональную нагрузку.

Еще Павел говорит, что нам следует облечься в «броню праведности» (Еф. 6:14), потому что это один из наших доспехов в борьбе против «козней дьявольских». Он также утверждает, что христиане сражаются «против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6:12). Павел говорит, что если у нас есть непобежденный грех, то в нашей «броне праведности» (Еф. 6:14) образуются бреши, и демоны могут уязвлять нас в эти слабые места.

Иисус же, будучи совершенно свободным от греха, мог, напротив, сказать: «Идет князь мира сего и во Мне не имеет ничего» (Ин. 14:30). Нам предоставляется возможность понять, каким образом отсутствие греха связано с неуязвимостью перед лукавым: «Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему» (1 Ин. 5:18).

Может ли христианин быть одержимым дьяволом?

Термин «одержимость бесами» крайне неудачен. Его нет в греческом оригинале Нового Завета, но каким-то образом он проник в некоторые переводы Библии. В Новом Завете на греческом языке говорится о людях, которые «имеют беса» (см. Мф. 11:18; Лк. 7:33; 8:27; Ин. 7:20; 8:48, 49, 52; 10:20), или о людях, страдающих от влияния бесов. При этом используется греческий термин «даймонидзомай», который можно перевести как «находящийся под влиянием бесов» или «демонизированный». Данный термин встречается 13 раз в Новом Завете и притом только в Евангелиях (см. Мф. 4:24; 8:16, 28, 33; 9:32;

12:22; 15:22; Мк. 1:32; 5:15, 16, 18; Лк. 8:36 и Ин. 10:21). Во всех указанных случаях мы видим весьма сильное влияние демонов или бесов. Вот почему часть богословов считают, что если речь идет о крайних случаях демонического влияния, лучше использовать термин «демонизированный». Похоже, можно вести речь о разной степени влияния демонов на жизнь человека. Однако в Библии не употребляется таких терминов, как «угнетаемый» или «одержимый», когда речь идет о демоническом влиянии.

Таким образом, если мы решим обходиться без термина «одержимый бесами», поскольку это небиблейское выражение, и будем говорить о разной степени демонического влияния, то конкретней ответим на вопрос: «Может ли верующий попасть под влияние демонов?» Конечно, может, но до какой степени? Вот в чем вопрос. Конечно, христиане не могут находиться в такой зависимости от демонов, чтобы полностью потерять способность выбирать между добром и злом. Библия обещает, что верующие всегда будут иметь свободу сопротивляться искушению Божьей силой, действующей в их жизни (см. 1 Кор. 10:13; Рим. 6:4,11, 14). С другой стороны, нельзя не согласиться с тем, что в жизни верующих может наблюдаться разная степень влияния бесов (см. Лк. 4:2; 2 Кор. 12:7; Еф. 6:12; Иак. 4:7; 1 Петр. 5:8). В 1 Кор. 12:10 Павел утверждает, что способность различать духов — это один из духовных даров, которым Бог наделяет некоторых верующих.

Иисус дал всем верующим власть запрещать бесам и повелевать им выйти

Хотя Иисус сопротивлялся сатане в пустыне, авторы Нового Завета указывают на крест как на решающий момент, в который Иисус победил сатану. «А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству» (Евр. 2:14, 15). Бог, «отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» (Кол. 2:15). Нам следует ожидать, что бесы направят свои главные усилия против креста, потому что именно там сатана и его воинство потерпели поражение. Победа Христа была также и победой христиан: «Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего» (Откр. 12:11).

Христиане всегда должны помнить, что, поскольку Христос умер на кресте, их грехи прощены и сатана не имеет над ними никакой власти и не может претендовать на их тела и души.

Как верующим нам необходимо всегда помнить, что мы дети Божьи (см. Гал. 3:26). Библия также говорит: «Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире» (1 Ин. 4:4). Павел говорит ефесянам, что им следует пользоваться «щитом веры», чтобы «угасить все раскаленные стрелы лукавого» (Еф. 6:16).

Как люди попадают под влияние оккультизма?

1. Наследство

Если какой-то предок данного человека был медиумом или колдуном, подобная склонность может передаваться через кровное родство. Даже у внуков или правнуков могут наблюдаться задатки медиума или колдуна. Иногда, в случае обращения ко Христу, подобные наклонности исчезают. Из числа таких людей есть христиане, которые знают, что могут обладать оккультными способностями, но они предпочитают не использовать и не развивать их. На востоке, где оккультизм развит сильнее, чем на западе, больше людей имеют оккультные способности.

2. Эксперименты

Это наиболее распространенный метод, посредством которого люди попадают под влияние оккультизма. Многие из любопытства приходят на сеансы спиритизма. Поначалу они чаще всего бывают настроены скептически, но приходят в крайнее изумление, когда видят, что система в самом деле действует. Любопытство снова приводит их на спиритический сеанс, к которому они по-прежнему относятся как к очередной забаве. Может даже показаться, что духи пытаются помочь им в решении жизненных проблем. Однако то, что поначалу кажется дружественной силой, затем постепенно начинает довлеть над любопытными. Иногда дух покидает спиритическую планшетку и начинает непосредственно обращаться к их сознанию. Одна женщина рассказала мне, что ей казалось, будто Бог таким образом помогает ей решать важные жизненные проблемы. Однажды, когда она вышла в хозяйственную комнату своего дома, в голове ее раздался голос и предупредил о змее, затаившейся за стиральной машиной. Однако постепенно этот голос начал принимать все более активное участие в принятии важных решений в ее жизни.

Женщина сказала мне, как однажды она стояла на кухне и держала в руках разделочный нож. В это время тот же голос велел ей перерезать горло ее маленькой дочери. Женщина начала визжать и сопротивляться. Врачи положили ее в больницу и стали накачивать лекарствами. Они не понимали, что происходит в ее сознании. В конце концов она обрела свободу, когда я собрал группу христиан возле ее постели и мы помолились за нее.

Это серьезное предупреждение для всех нас. Не подходите близко к тем местам, где проводятся спиритические сеансы. Очень легко быть втянутым в орбиту оккультизма. Поначалу оккультные занятия кажутся полезными и благотворными, но постепенно течение становится все более бурным, и сопротивляться ему становится практически невозможно.

3. Передача

Она может иметь место в том случае, когда человек с сильно развитыми оккультными способностями общается с другим человеком и передает ему эти способности.

Как распознать, что человек находится под сильным влиянием бесов?

Самый ясный библейский текст находится в Мк. 5:1-20.

Вот некоторые признаки, описанные в Библии:

1. В Мк. 5:2 сказано, что бесноватый имел нечистого духа. Иными словами, в нем жило другое существо.

2. В Мк. 5:3 сказано, что одержимый обладал необычной физической силой. Никто не мог связать его.

3. В Мк. 5:4 сказано, что у него случались приступы ярости и бешенства. Находясь в таком припадке, больной разрывал цепи и разбивал оковы на ногах.

4. Из Мк. 5:6 и 7 следует, что у него было раздвоение личности. Он побежал навстречу Иисусу, чтобы поклониться Ему, но в страхе упал и стал укорять Иисуса. «Что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего?»

5. Из Мк. 5:7 видно, что больной противился христианской вере. Он просил Иисуса оставить его в покое.

6. Из Мк. 5:7 мы также видим, что имевший нечистого духа обладал ясновидением. Он сразу узнал Иисуса, хотя Иисус еще не открылся ему.

7. Из Мк. 5:9 видно, что он говорил не своим голосом, потому что в нем жил легион бесов.

8. В Мк. 5:12 и 13 мы читаем об оккультной передаче, когда бесы вышли из несчастного и вошли в пасшихся поблизости свиней.

Следует отметить, что некоторые из перечисленных симптомов также характерны и для душевнобольных, а именно:

Пункт 2. Необычайная физическая сила.

Пункт 3. Приступы бешенства.

Пункт 4. Раздвоение личности.

Однако остальные признаки, из восьми вышеперечисленных, не присущи душевнобольным, а именно:

Пункт 1 Бес живет в человеке.

Пункт 5 Сопротивление христианской вере. Одержимый человек в отличие от душевнобольного может вести себя тихо до тех пор, пока с ним не начинают говорить о Библии, Иисусе Христе и кресте. Тогда у него случается приступ бешенства, и он может напасть на говорящего.

Пункт 6 Ясновидение. Душевнобольные не имеют такого знания или сверхчувственного восприятия.

Пункт 7 Душевнобольные, как правило, не говорят чужими голосами.

Пункт 8. В случае душевной болезни никогда не происходит передача

Как помочь людям выпутаться из сетей оккультизма?

1. Нам следует ожидать, что проповедь Евангелия будет сопровождаться великой силой.

Благодаря этой силе Евангелие восторжествует над делами оккультизма, какую бы форму они ни принимали. «Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» (1 Ин. 3:8).

2. Нам надо создать молитвенную группу, чтобы молиться за

человека, которому мы хотим помочь.

Когда христиане собираются в группы для молитвы, им становится доступна сила. «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф 18:19, 20). Неразумно одному вступать в противоборство с силами оккультизма Лучше создать небольшую молитвенную группу Новички или сознательно согрешающие не должны вступать в сражение с оккультными силами. Когда мы пытаемся помочь человеку, попавшему под влияние злых духов, то подвергаем себя опасности. Иисус рекомендовал молиться и поститься (см. Мф. 17:21).

3. Нам надо предупреждать оккультистов о грозящей им опасности и призывать их обратиться ко Христу.

Если люди действительно страдают от оккультного гнета, то им не поможет психиатр или психолог. Йога или медитация также бессильны избавить их от этого влияния, поскольку сами оккультны. Помочь может только Христос (см. Деян. 4:12).

4. Попавшим в беду надо посоветовать уничтожить все оккультные предметы.

В Ефесе под руководством Павла были уничтожены все оккультные книги. Когда люди пришли ко Христу, они публично сожгли их (см. Деян. 19:19).

Любая помощь может оказаться тщетной, если увлекшиеся оккультизмом прежде не примут решения полностью порвать со всем оккультным Им необходимо избавиться от всех оккультных предметов, таких, как амулеты, фетиши, письма, талисманы, фигурки богов и другие культовые предметы.

5. Им надо разорвать отношения с медиумами и прекратить с ними всякие контакты.

Возможно, людям придется переехать в другое место. Не пытайтесь помогать человеку, не выказывающему готовности освободиться от оккультных сил, и не молитесь за него. 6 Если люди решили отречься от оккультизма, они сами должны помолиться Богу и заявить о своем полном отречении от оккультизма и о принятии Божьего прощения по вере (см. Рим. 10:9). 7. Они смогут получить избавление только во имя Христа.

В Деян. 16:16- 18 Павел велел духу выйти из девушки-служанки во имя Иисуса Христа. Однако такое может произойти только в том случае, если человек, которому помогают, желает получить избавление. Отдельные люди, несмотря на очевидные опасности, таящиеся в оккультизме, получают удовольствие от испытываемых ощущений или от оказанного им внимания со стороны темных сил. Необходимо, чтобы человек, на освобождение которого направлена помощь, действительно желал этого. Известны многочисленные современные истории о длительных, изнурительных сражениях, во время которых христианский священнослужитель спорит с демонами и периодически кричит на них на протяжении многих часов. Однако в Новом Завете нет указаний на то, что у демонов плохо со слухом. В Библии мы не находим примеров подобного длительного противостояния бесам. Иисус просто изгонял бесов словом (см. Мф. 8:16), хотя в одном случае (бесноватый в стране Гергесинской) злой дух оказал некоторое сопротивление (см. Мк. 5:8). Иисус узнал его имя, а затем изгнал сразу легион бесов (см. Мк. 5:9-13). Сами мы не имеем власти изгонять бесов, но получаем ее от Святого Духа (см. Мф. 12:28). Все, что требуется, это спокойная, уверенная и властная интонация. 8. Наш успех зависит от нашего духовного состояния.

Когда Иисус изгнал беса из мальчика, страдавшего эпилепсией, после чего тот мгновенно исцелился, ученики подошли к Иисусу наедине и спросили: «Почему мы не могли изгнать его?» (Мф. 17:18,19). Иисус ответил: «По неверию вашему» (Мф. 17:20). В Евангелии от Марка сказано: «Сей род не может выйти иначе, как от молитвы» (Мк. 9:29) (016) . По-видимому, у учеников была слабая вера, и они мало времени проводили в молитве.

9. Исцеленному человеку необходимо всецело посвятить себя Христу. В противном случае существует опасность того, что духи вернутся и его состояние станет еще хуже, чем прежде. Иисус предостерегал:

«Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: «возвращусь в дом мой, откуда вышел»; и, придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, — и бывает для человека того последнее хуже первого» (Лк. 11:24-26).

Очень важно, чтобы человек, переживший избавление, наполнился Святым Духом и принял совет апостола Павла, данный в Еф. 6:10-18. Бог предлагает нам облечься в духовные доспехи. Он говорит о Божьем полном вооружении, под которым подразумевает броню праведности, щит веры, шлем надежды на спасение и меч Духа. Апостол использует военную терминологию, чтобы показать нам, что, вступая в борьбу с сатаной и его бесами, мы оказываемся на духовном поле сражения, где используется реальное духовное вооружение. Из опыта Иисуса, обретенного в пустыне, мы можем вынести для себя многочисленные ценные уроки о том, как сопротивляться врагу.

10. Когда имеешь дело с оккультизмом, необходимо избегать двух крайностей.

С одной стороны, есть люди, которые вообще не верят в существование оккультных сил. Они исповедуют натурализм и считают для себя главным ориентиром видимый научный мир. Эти люди подвергают себя серьезной опасности однажды обнаружить данные, не вписывающиеся в их узкий мирок натурализма. Их может внезапно поглотить масса неведомых им явлений, которые они не в состоянии объяснить.

Другие люди уверены, что такие силы существуют. Однако их ошибка состоит в том, что они слишком много о них думают. Они говорят о дьяволе, превозносят его силу и забывают об опасности попадания в зависимость от того, что завладевает нашим вниманием. Неразумно все время думать и говорить о злых силах, как это склонны делать некоторые знакомые мне христиане. Из собственного опыта я знаю, что у такой категории людей всегда больше проблем, либо реальных, либо воображаемых. Здоровые, жизнерадостные христиане, уповающие на Христа и ведущие уравновешенный образ жизни, как правило, не испытывают никаких трудностей, связанных с оккультным миром. Но поскольку вокруг них живут другие люди, которые сталкиваются с подобными проблемами, им надо по крайней мере понимать и считаться с этой темой, как она изложена на страницах Библии. А если им доведется встретиться с оккультными проявлениями, то следует вспомнить о прочитанном в данной статье.