Глава 4. Пророчество о 490 годах

В наши дни, когда познания людей невероятно умножаются, их уже не интересуют слухи, им нужны факты. Это относится, в частности, к вопросу о Мессии. И Бог не оставил нас во тьме. В Своем святом Слове, Библии, Он дал нам необходимые свидетельства о личности Мессии- великий свет, освещающий будущее. Об этом ясно говорится в Пс. 118:105: «Слово Твое — светильник ноге моей и свет стезе моей». Причина, по которой многие люди живут в кромешной тьме относительно будущей реализации Божьего вечного плана, состоит в том, что они не исследуют Библию. К несчастью, люди не читают и не изучают Писания. ГОСПОДЬ заверяет нас, что если мы будем ревностно читать и исследовать Его Слово, Он откроет нам будущее. Лучи света озарят наш жизненный путь, чтобы мы знали ожидающее нас впереди. Вот что Бог говорит о грядущих днях: «Вот, предсказанное прежде сбылось, и новое Я возвещу; прежде нежели оно произойдет, Я возвещу вам» (Ис. 42:9). Еврейские пророки говорят: «Вспомните прежде бывшее, от начала века, ибо Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне. Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось, говорю: Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю» (Ис. 46:9, 10).

Наш вечный Бог знает все. Будущее для Него — все равно что настоящее. Наверно, более всего другого, существующего в мире, пророчества Библии и их исполнение свидетельствуют, что эта книга написана под вдохновением свыше. Вот почему нет никакой нужды строить догадки. Человек сможет узнать будущее, если станет прилежно изучать Священное Писание. По этому поводу мы читаем: «Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам» (Ам. 3:7). Если же Бог ничего не делает, не открывая Своей тайны рабам Своим пророкам, мы можем быть уверены, что такое важное событие, как пришествие Мессии, непременно освещено в Его Слове. И это действительно было сделано. Бог не только открыл нам личность Мессии. Он даже открыл год, в который Мессия придет. Вы только подумайте об этом! Был предсказан точный год явления Мессии, и Даниил стал тем избранным Божьим слугой, через которого это время открылось. Давайте прочитаем в Торе следующие слова Моисея: «Сокрытое принадлежит Господу, Богу нашему, а открытое — нам и сынам нашим до века» (Втор. 29:29). Давайте рассмотрим, что Бог открыл нам по этому важному вопросу. Внимательное изучение очень важного пророчества в Дан. 9:24-27 показывает, что в связи с пришествием Мессии упоминаются два важных события: 1) восстановление города Иерусалима, воссоздание храма и возвращение израильского народа из вавилонского плена; 2) разрушение Иерусалима, разрушение храма и изгнание израильского народа из своей страны. Мы знаем, что израильский народ 70 лет находился в вавилонском плену. Евреи вернулись на родину и восстановили город Иерусалим и храм. 70 лет плена были предсказаны еврейским пророком Иеремией, и это пророчество в точности исполнилось, когда евреи вернулись в свою отчизну. В 70 г. н. э. Иерусалим и храм разрушили римляне. Израильтяне были изгнаны из своих домов и стали скитальцами во всех странах мира.

Истинное пророчество Даниила о пришествии Мессии заключено в так называемом пророческом периоде в 70 седьмин, или в 490 лет (Дан. 9:24-27). Указанный период должен был начаться с трех событий: возвращение народа израильского в свою отчизну (ст. 25), восстановление Иерусалима (стих 25) и воссоздание храма (ст. 25). По окончании пророческого периода в 490 лет также должно было произойти три события: разрушение храма (ст. 26, 27), разрушение Иерусалима (ст. 26, 27) и рассеяние евреев (ст. 26,27). Все перечисленное действительно имело место в начале и в конце исполнения этого чудесного пророчества в точном соответствии с предсказанием. Но что должно было происходить в течение указанных 490 лет? Если начало и окончание пророчества в точности исполнилось (а оно было написано почти за 600 лет до описанных в нем событий), то должны были в точности исполниться и предсказанные события в середине данного периода времени. Мы как евреи должны признать, что ждали пришествия Мессии несколько тысячелетий, и большинство из нас считает, что Он не пришел. По этой причине многие наши соотечественники потеряли всякую надежду на Его пришествие, а другие даже утратили веру в свою религию. Наша святая Библия не только содержит пророчество, предсказавшее точный год пришествия Мессии, но и указывает имя, под которым Он должен был открыться. Более того, она сообщает нам, как узнать, пришел Он или еще нет.

Мы читаем следующие слова, записанные Моисеем: «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресел его, доколе не придет Примиритель [Шило], и Ему покорность народов» (Быт. 49:10). По поводу данного пророческого заявления мы читаем в сочинениях древних еврейских мудрецов: «То, что скипетр (посох) не отойдет от Иуды, — это намек на Мессию, сына Давида и т.д.». («Мидраш Рабба» на Бытие, глава 97, том 2, с. 906, Сончино Пресс). Из этих высказываний становится ясно, что Мессия придет до того, как царство Иуды закончит свое существование. Последним монархом Израиля был царь Ирод Агриппа I, умерший в 44 г. н.э. С тех пор у нас никогда не было царя, который бы держал в руках скипетр управления всей Иудеей. Что это означает для нас, евреев? Существует ли вероятность того, что Мессия пришел, а мы этого не знали? Прежде чем мы ответим на столь важный вопрос, давайте ознакомимся с отрывком из иудейского молитвенника, который читается в День Искупления. Внимательно проанализируйте это высказывание, а затем прочтите его еще раз: «Наш праведный, помазанный Мессия удалился от нас. Ужас охватил нас, и у нас не было никого, кто бы оправдал нас. Он понес ярмо наших беззаконий и преступлений и был изранен за наше нечестие. Он несет наши грехи на своих плечах, чтобы стяжать нам прощение за наши преступления. Мы исцелимся его ранами в то время, когда Вечный воссоздаст его (Мессию) заново, как новое творение. О, приведи Его от круга земли! Воздвигни Его от Се-ира, чтобы Он второй раз собрал нас на горе Ливан рукой Ин-нона» («Махсор, молитвенник на День Искупления» в переводе А. Т. Филлипса, с. 239, Еврейская издательская компания). Разве автор не признает явно, что Мессия уже однажды приходил и должен прийти во второй раз?

То, что под «Инноном» имеется в виду Мессия, становится ясно из Талмуда: «Какое у него (Мессии) имя? — Школа раввина Шилы говорила: Его имя — Шило (Примиритель), ибо написано: доколе не придет Примиритель. Школа раввина Янная говорила: Его имя — Иннон, ибо написано: имя Его пребудет вовек: еще до того, как появилось солнце, имя Его — Иннон» («Синедрион 986, с. 667, Сончино Пресс). Та же самая мысль подчеркивается в следующем высказывании: «Почему мы имеем знание о Царе Мессии? Потому что сказано: «Будет имя его вовек; доколе пребывает солнце, будет передаваться имя его (Иннон)» (Пс. 71:17). Почему он был наречен именем Иннон? Потому что он пробудит спящих в Хевроне из праха земли. Вот почему Он назван именем Иннон, как сказано: «Доколе пребывает солнце, имя его — Иннон» (там же)» («Пирке де Раввин Елиезер» в переводе Г. Фридландера, с. 233, Издательская компания Блока).

Давайте подробно изучим пророчество о 490 годах. Оно принесет великую радость нашим сердцам. Мы читаем: «В первый год Дария, сына Ассуирова, из рода Мидийского, который поставлен был царем над царством Халдейским, в первый год царствования его я, Даниил, сообразил по книгам число лет, о котором было слово Господне к Иеремии пророку, что семьдесят лет исполнятся над опустошением Иерусалима» (Дан. 9:1,2). Даниил знал: 70 лет вавилонского плена должны были вскоре закончиться, и потому помолился Богу о том, чтобы произошло обещанное восстановление: «И обратил я лицо мое к Господу Богу с молитвою и молением, в посте и вретище и пепле. И молился я Господу Богу моему, и исповедывался и сказал: «Молю Тебя, Господи, Боже великий и дивный, хранящий завет и милость любящим Тебя и соблюдающим повеления Твои! Согрешили мы, поступали беззаконно, действовали нечестиво, упорствовали и отступили от заповедей Твоих и от постановлений Твоих…» И когда я еще говорил и молился, и исповедывал грехи мои и грехи народа моего, Израиля, и повергал мольбу мою пред Господом Богом моим о святой горе Бога моего; когда я еще продолжал молитву, муж Гавриил, которого я прежде видел в видении, быстро прилетев, коснулся меня около времени вечерней жертвы» (Дан. 9:3-5, 20, 21). Как быстро Бог ответил на мольбу раба Своего! Ибо Он послал ангела Гавриила открыть Даниилу то, что необходимо было знать ему и его народу. Пророк говорит: «И вразумлял меня, говорил со мною и сказал:

«Даниил! теперь я исшел, чтобы научить тебя разумению. В начале моления твоего вышло слово, и я пришел возвестить его тебе, ибо ты муж желаний; итак вникни в слово и уразумей видение»» (Дан. 9:22, 23).

Небесный вестник сказал: «Даниил! теперь я исшел, чтобы научить тебя разумению, .»итак вникни в слово и уразумей видение». Три раза повторяется слово «уразуметь». Должно быть, в пророчестве было нечто весьма важное, если это слово упоминается так часто. Поскольку данное пророчество имеет столь большое значение, мы процитируем его по еврейской Библии и постараемся буквально перевести на русский язык.

«Семьдесят седьмин отрезано для народа твоего и для святого города твоего, чтобы прекращено было преступление, положен был конец грехам и заглажено беззаконие, и чтобы приведена была праведность вечная и запечатаны были видение и пророчество, и помазано Святое святых (009) . Итак, знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седьмин и шестьдесят две седьмины; и возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена. И по истечении шестидесяти двух седьмин Мессия будет отрезан (умерщвлен), но не за Себя; а город и святилище разрушены будут народом князя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения. И Он утвердит завет со многими в течение одной седьмины, а в середине седьмины Он прекратит жертву и приношение; и по причине распространения мерзости он опустошит и окончательно определенная гибель постигнет опустошителя» (Дан. 9:24-27, дословн. пер. евр. текста).

Что означает выражение «семьдесят седьмин»? Еврейское слово «шабуим» в Дан. 9:24 правильно переведено как «седьмины», или «недели». Оно обозначает единицу времени, состоящую из семи частей. Это может быть период из семи дней или семи лет. Какое из двух значений имеется в виду, следует определять по контексту. Вот какие факты необходимо принять во внимание. В комментарии на Дан. 9:24 д-р Иуда Б. Слотки говорит. относительно «семидесяти седьмин», что они обозначают 490 лет (7 х 70 = 490), и что это пророчество «намекает на Мессианскую эру» (см. его книгу «Даниил, Ездра, Неемия», с. 77-79, Сончино Пресс). И. Б. Слотки также пишет: «Таинственная фразеология может быть навеяна семилетним циклом из Лев. 25. Выражение «седмица лет» встречается в Мишне (Синедрион, том 1)» (там же, с. 77). Исаак Лизер, знаменитый еврейский ученый и переводчик Библии, сказал: «Древние еврейские писатели считали, что второй храм простоял 420 лет, но если прибавить к этому сроку 70 лет вавилонского плена, то получается 490 лет» («Двадцать четыре книги Святых Писаний», шестое издание, с. 907, Издательская компания Блока). Талмудический трактат Назир 326, с. 118, изданный Сончино Пресс, имеет редакторское примечание (No 7), в котором речь идет о Дан. 9:24-27. Оно гласит следующее: «Это пророчество было произнесено в начале 70-летнего вавилонского плена. В нем говорится, что от восстановления второго разрушения пройдет 420 лет, то есть в общей сложности 490 лет, или 70 седьмин годов». В «Мидраш Рабба» на Плач Иеремии, стихи, с. 65, Сончино Пресс, цитируется Дан. 9:27, и в редакторском примечании (No 6) дается комментарий: «»одна седьмина» в Дан. 9 означает седьмину лет».

Из иудейских произведений становится ясно, что, по мнению наших еврейских мудрецов, Бог отвел еврейскому народу 70 седьмин лет, то есть всего 490 лет, чтобы приведена была вечная праведность. Обратите внимание на стих 25, в котором в третий раз употребляется слово «разумей»: «Итак, знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин [лет] и 62 седмины [лет]». Нам надо выяснить, когда вышло повеление или издан указ о восстановлении Иерусалима. Если нам удастся это установить, мы точно узнаем, когда должен прийти Мессия. Давайте прочитаем сам указ. «»Артаксеркс, царь царей, Ездре священнику, учителю закона Бога небесного совершенному», и прочее. «От меня дано повеление, чтобы в царстве моем всякий из народа Израилева и из священников его и левитов, желающий идти в Иерусалим, шел с тобою…» Благословен Господь, Бог отцов наших, вложивший в сердце царя — украсить дом Господень, который в Иерусалиме» (Езд. 7:12, 13, 27). Этот указ, изданный Артаксерксом I (Лонгиманом), царем Персии, вступил в силу в 457 г. до н.э. (см. Езд. 7:7-9; 8:31-33). Верной то, что некоторые комментаторы указывали на другую дату выхода в свет данного указа, но они упускали из виду очень важный факт. Три персидских царя принимали участие в восстановлении и отстройке Иерусалима после вавилонского плена, и эта работа не была закончена вплоть до вступления в силу третьего указа, уже царя Артаксеркса. Царь Кир издал свой указ в 573 г. до н.э. (Езд. 1:1-4; 2 Пар. 36:22, 23), царь Дарий I (Гистасп) — примерно в 518 г. до н.э. (Езд. 6:1-12) и царь Артаксеркс I (Лонгиман)— в 457 г. до н.э. (Езд. 7:1-26). Понадобилось три царских указа, чтобы оформить действенное «повеление о восстановлении Иерусалима» во исполнение пророчества Дан. 9:24-27. Такой вывод становится очевидным из библейской летописи: «И построили и окончили, по воле Бога Израилева и по воле Кира и Дария и Артаксеркса, царей Персидских» (Езд. 6:14).

Потребовалось три царских указа, чтобы выполнить «повеление Бога Израилева», так что Иерусалим был полностью восстановлен только после выхода в свет третьего указа Артаксеркса в 457 г. до н.э. Помня о том, что точкой отсчета для исполнения пророчества Даниила является осень 457 года до н.э., давайте еще раз прочитаем 24-й стих. «Семьдесят седмин [лет] отрезано для народа твоего и святого города твоего, чтобы прекращено было преступление, положен был конец грехам и заглажено беззаконие, и чтобы приведена была праведность вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святой святых» (Дан. 9:24). Таким образом, эти 70 седьмин [лет] были отведены иудейскому народу на то, чтобы положить конец преступлениям, привести вечную праведность и помазать Святое святых (или, «помазать Святого святых»).

70 седьмин лет — это буквальные 490 лет. Следовательно, нашему народу были отпущены 490 лет со времени выхода в свет последнего повеления о восстановлении Иерусалима, а оно, как известно, вышло в 457 г. до н.э. Указ вступил в силу осенью 457 г. до н.э. Из приведенной схемы можно легко понять, что, прибавив к этой дате 490 лет, мы получаем осень 34 г. н.э. Именно в этом году должен был закончиться период, отведенный еврейскому народу на то, чтобы упорядочить свои отношения с Богом. Давайте еще раз прочитаем 25-й стих: «Итак, знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин [лет] и 62 седмины [лет]».

Прежде чем дальше комментировать это библейское пророчество, интересно отметить, что многие исследователи сталкиваются с серьезной проблемой, поскольку в разных переводах этот текст передан по-разному. По-разному расставлены и знаки препинания, оказывающие сильное влияние на перевод. Поэтому нам предстоит определить, какая пунктуация наиболее точна, чтобы обрести уверенность в правильном понимании смысла. Знаки препинания в Библии стали применяться только в VIII в. н. э. В еврейских Библиях знаки препинания были проставлены еврейскими учеными, известными под именем Масоретов. Они попытались привнести в письменное Слово традиционное истолкование произношения и пунктуации. Знаки препинания масоретов до сих пор сохранились в современных еврейских Библиях.

Исследование еврейского языка в Дан. 9:25 показывает, что в конце слов «семь седмин» масореты ставили знак препинания под названием «атнах», соответствующий нашей точке с запятой. Тот факт, что масореты вставили данный знак препинания после слов «семь седмин», свидетельствует об их желании отделить семь седьмин как совершенно другой период времени, независимый от 62 седьмин. Похоже, что масореты сделали это, желая запутать исследователя Библии, пытающегося вычислить время пришествия Мессии, исходя из пророчества Даниила. Остается только удивляться, почему наши духовные вожди не попытались устранить путаницу, внесенную нашими праотцами в пророчество о времени пришествия Мессии.

Ради тех, кому может показаться, что мы слишком категоричны в этом утверждении, обратимся к отрывку из Талмуда, несомненно, написанному человеком, знавшим о данном пророчестве и запретившим нашему иудейскому народу изучать его. Мы читаем. «Раввин Самуэль Нахмани сказал во имя раввина Ионафана: да разлетятся кости тех, кто вычисляет конец» («Синедрион» 97 б, том 2, с. 659, Сончино Пресс. Редакторское примечание No 6 гласит: «то есть пришествие Мессии»).

Теперь вернемся к вопросу о знаках препинания. Есть древние свидетельства о том, что знак препинания ставится после слов «шестьдесят две седмины», как это сделано в некоторых переводах. Например, в более поздних изданиях Септуагинты даются знаки препинания. Греческие Библии древнее, чем ма-соретские знаки препинания в еврейских Библиях. Пешитта, Библия на сирийском языке, написанная примерно во II в. н. э., согласуется с Септуагинтой в том, что знак препинания в ней проставлен после слов «шестьдесят две седмины». Таким образом, семь седьмин и шестьдесят две седьмины составляют единый период в 69 седьмин

В целом пунктуация должна определяться смыслом отрывка, который согласуется с намерением автора и с другими местами Библии. Истолкование теологов, отрицающих мессианское значение этого отрывка, не учитывает отдельные важные факты истории и контекста. Из самого контекста (ст. 24-27) убедительно следует, что семь седьмин и 62 седьмины из Дан. 9:24 должны считаться единым хронологическим периодом времени в 69 седьмин. 70 седьмин по Дан. 9:24-27 начались в 457 г. до н.э. Во время молитвы и видения, описанных в девятой главе Книги Даниила, Иерусалим лежал в руинах (ст. 2, 11, 12, 16-19). В ответ на молитву Даниила ангел Гавриил заверил его, что город будет отстроен (ст. 24,25). Это предсказание исполнилось в 457 г. до н.э., когда Артаксеркс I издал указ о полном восстановлении города (Езд.5.13,6:!, 14,15; 7:8-28). Участь Иерусалима и его храма- опустошение и восстановление — является темой данной главы (Дан. 9:2,16,17,19,25-27). Вскоре после окончания 70 седьмин Иерусалим опять должен был подвергнуться разорению. Даниил несколько раз подчеркивает этот факт, чтобы внести полную ясность (ст. 26,27). Иешуа ясно заявил, что предсказанное здесь событие все еще относилось к будущему даже в Его время (Мф. 23:38, 24:3, 15-20; Мк. 13:14; Лк. 21:20-24).

Как уже было показано на основании иудейских источников, седьмины в Дан. 9:24-27 должны считаться седьминами лет, поскольку история ясно высвечивает тот факт, что Иерусалим и храм не были восстановлены и отстроены ни за семь буквальных недель, ни даже за 62 буквальные недели. В действительности на это ушло примерно 49 буквальных лет. Если принять другой вариант текста, путаницы станет еще больше: «Итак, знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до помазанника Владыки, семь седмин; и за шестьдесят две седмины восстановлены будут и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена». Если принять точку зрения, выдвинутую в подлинных иудейских источниках о том, что в пророчестве речь идет о «седминах лет», а не о седьминах дней, то мы должны сделать вывод, что искомый период времени состоит из 49 плюс 434 года — всего 483 года. Согласно еврейской Библии (с традиционной пунктуацией), которую мы выше цитировали, получается, что Мессия придет по окончании семи седьмин, или 49 лет, а умрет или «будет отрезан» по окончании 434 лет! Обратите внимание на то, как выглядит стих 26 в этом переводе: «И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос [Помазанник]». Поскольку речь идет о 62 седьминах лет, или 434 годах, это означает, будто Мессия должен был прожить 400 лет, а затем стать жертвой ради искупления и Спасителем грешников! Таким образом, мы видим, что если поставить знак препинания не там, где нужно, пророчество становится бессмысленным. Подобное можно было сделать только для того, чтобы скрыть истинный смысл данного пророчества. Для доказательства прочитаем Дан. 9:25 в правильном переводе с еврейского, не обращая внимания на ошибочный знак препинания, поставленный масоретами. «Итак, знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины». Это простое и легкое для понимания пророчество, потому что семь седьмин лет и 62 седьмины лет дают нам в сумме 483 буквальных года от выхода повеления о восстановлении и строительстве Иерусалима до Мессии. Следует отметить, что Иешуа Мессия исполнил это пророчество с точностью до одного года.

Теперь прибавим 483 года к тому времени, когда вышло повеление о восстановлении и строительстве стен Иерусалима. Это произошло осенью 457 г до н.э., что приводит нас к 27 г. н.э. — тому самому году, в который по воле Бога Мессия должен был впервые явить Себя народу. Мессия явил Себя миру, когда Ему исполнилось 30 лет. В этом возрасте иудеи могли становиться священниками. Впервые Он появился на людях и начал Свое служение на реке Иордан, где Иоанн погружал покаявшихся людей в воду, совершая обряд, напоминающий в каком-то отношении современный Миквах. Мы читаем: «Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий. Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:13-17).

Мессия явился именно в то время, когда Он должен был начать Свое служение по воле Бога, — в 27 году нашей эры. Давайте еще раз прочитаем слова Даниила: «И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, но не за Себя… И утвердит завет для многих одна седмина (лет), а в половине седмины Он положит конец жертве и приношению» (Дан. 9:26, 27, букв. пер.). Отсюда мы узнаем, что Мессия должен был утвердить завет для многих в течение одной седьмины лет или семи лет — семидесятой и последней из 70 седьмин, отпущенных иудейскому народу. Итак, Мессия явил Себя вовремя, в 27 г. н.э. Добавив эту одну седьмину лет или семь лет к 27 г. н.э., мы получим 34 г. н.э., который знаменует собой окончание периода в 490 лет.

Если резюмировать все вышесказанное, окажется следующее: мы выяснили, что Бог отвел иудейскому народу 490 лет на восстановление города Иерусалима и улаживание всех жизненно важных вопросов. Далее Бог сказал, что с момента выхода повеления о восстановлении и строительстве Иерусалима и до Мессии пройдет 483 года. Если вычесть 483 года из 490 лет, отведенных иудейскому народу, то останется ровно семь лет. То есть остается одна седьмина лет. Об этом времени упоминается в пророчестве. Там сказано, что Мессия утвердит завет со многими в течение одной седьмины лет или семи лет. В середине этих семи лет Он положит конец жертвам и приношениям. Каким образом? Об этом ясно говорится в 26-м стихе «Мессия будет отрезан [предан смерти], но не за Себя». Другими словами, Мессии надлежало умереть, но не за Себя, а за грехи народа. Когда это должно было произойти? В середине семидесятой седьмины лет. Что является половиной или серединой одной седьмины лет или семи лет? Три с половиной года. Он учил народ, исцелял больных, воскрешал мертвых, утешал сокрушенных сердцем и совершал многие другие чудеса в течение этого времени. Он был не просто земным человеком. Он доказал, что Он — Сын Божий, Мессия, наш Спаситель и Искупитель.

В конце трех с половиной лет Своего служения — времени, назначенного Самим Богом, — весной (в начале Пасхи) 31 г. н.э. Мессия был распят римскими воинами. Он был распят на месте, называемом по-еврейски Голгофа (Холм мучений или место Черепа). Знаменательное событие было не просто случайным происшествием или стечением обстоятельств. Обращаясь к исторической летописи, мы изумляемся точности исполнения пророчества Даниила. Мессия был распят в то самое время, когда приносили в жертву Пасхального агнца. Важной частью пророчества являются слова, касающиеся восстановления и разрушения Иерусалима и храма: «Итак, знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится народ, и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена» (Дан. 9:25). «Город [Иерусалим] и святилище [храм] разрушены будут народом [Римским] вождя [Тита], который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения… И по причине распространения мерзости он [Тит] опустошит, и окончательная предопределенная [пророчеством] гибель постигнет опустошителя» (Дан. 9:26,27).

Наш еврейский народ находился в вавилонском плену 70 лет. В это время Даниил получил весть от Бога о том, что евреям надлежит вернуться в свою отчизну, чтобы восстановить и заново отстроить город Иерусалим. Последний указ по этому поводу был издан царем Артаксерксом в 457 г. до н. э. Бог провозглашает, что после восстановления придет Мессия. В Дан. 9:25 говорится:

«Итак, знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины». Бог предупредил также, что после пришествия Мессии Иерусалим и храм будут уничтожены войной.

Древняя система жертвоприношений указывала на Мессию, Который придет и умрет за наши грехи. Все жертвы, приносимые от дней Адама до времени Моисея, а затем и до времени Мессии, указывали на Агнца Божьего, Который умрет за наши грехи Этим Своим поступком Он должен был искупить вину и принять на Себя наказание за грех. Но обратите внимание: Мессия умер в то самое время, когда во дворе храма закалывались пасхальные агнцы. Своей смертью Он раз и навсегда положил конец системе жертвоприношений. О Его распятии и смерти мы читаем: «Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись» (Мф. 27:50, 51).

Иешуа, Мессия, был предан смерти в пятницу утром, пролежал в гробу субботу, а на следующий день утром несколько женщин, бывших Его последовательницами, пришли к месту Его погребения. Мы читаем об этом следующее: «Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищите Иисуса распятого; Его нет здесь — Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь» (Мф. 28:5,6). Он (Мессия) явился Своим ученикам и сказал: «Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги. Когда же они от радости еще не верили и дивились. Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними. И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний» (Лк. 24:39-45).

Мессия был распят точно в то время, которое определил Бог, и воскрес из мертвых в третий день. Вне всякого сомнения, Иешуа по дороге в Еммаус обратил внимание Своих учеников на пророчества, написанные в еврейской Библии относительно Его распятия. Среди этих пророчеств можно отметить следующие: «Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои» (Пс. 21:17). «И они воззрят на Него, Которого пронзили» (Зах. 12:10). «Ему скажут: отчего же на руках у тебя рубцы? И он ответит: оттого, что меня били в доме любящих меня» (Зах. 13:6).

Мессия был распят весной 31 г. н.э., через три с половиной года после того, как начал Свое служение. От этой даты и до конца времени, отведенного еврейскому народу, то есть до 34 г. н.э., оставалось ровно три с половиной года. Значит, после смерти и воскрешения Мессии нашим праотцам оставалось еще три с половиной года. Какие события произошли за это время? Многие тысячи иудеев приняли своего Мессию в остававшиеся три с половиной года. История свидетельствует, что только за один день 3 000 иудеев приняло Иешуа, еврейского Мессию. Вскоре число мужчин, принявших Мессию, возросло до 5 000 человек, и многие священники покорились вере. Однако большинство евреев не приняли Его. Вместо того, чтобы принять Иешуа Мессию, они начали преследовать тех, кто принял Его, и изгонять их из страны. Но когда верные рассеялись по разным странам, они стали возвещать там правду об истинном Мессии. Таким образом, многие язычники приняли иудейского Мессию.

Да останутся наши умы просветленными, когда мы будем рассматривать великое пророчество, данное Богом еврейскому пророку Даниилу относительно Мессии. В этом точном пророчестве Бог предначертал историю Израиля на 490 лет вперед и открыл, что в течение этого времени придет Мессия. Данное пророчество о времени настолько убедительно и неопровержимо, что у нас остается только один выбор: честно признать, что Мессия уже пришел, или смириться с тем, что Он никогда не придет. В последнем случае нам придется заключить, что Библия не исполнилась, и никаких доказательств того, что есть Бог, исполняющий Свое Слово, не существует. Но не будем себя обманывать. Есть любвеобильный Бог, Который управляет на небесах. Все пророчества в Его Слове, Библии, всегда исполнялись. Помните: начало и конец пророчества о 490 годах в точности исполнились, что выразилось сначала в восстановлении, а затем в рассеянии Израиля. Следовательно, нам придется положа руку на сердце признать, что и остальная часть пророчества о Мессии также верна. Но как народ мы не признали и не приняли Его в качестве своего иудейского Мессии. Подумайте: речь идет именно о том, что предсказывал Бог. Обратите внимание на следующие слова еврейского пророка Исаии: «Он [Мессия] был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лицо свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его» (Ис. 53:3). «Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него [Мессию] грехи всех нас» (ст. 6). «Он [Мессия] истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» (ст. 7). «Он [Мессия] изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши… Господь возложил на Него грехи всех нас… Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь» (Ис. 53:5, 6, 8).

Мы читаем в нашем Иудейском Молитвеннике то же, что находим и в святой Библии: «Да будет воля Твоя на то, чтобы звуки Шофара [Бараньего рога], в который мы вострубили сегодня, были вплетены в Твой гобелен, Иешуа, Князь лица Твоего и князь силы. И прими мольбы наши и простри к нам Твое сострадание» (Молитвенник на Новый год в пересмотренном и расширенном переводе д-ра А. Т. Филлипса, с. 100, Еврейская издательская компания). «Наш праведный Помазанник [Мессия] отошел от нас. Ужас охватил нас, и нет никого, кто бы оправдал нас. Он понес ярмо за наши беззакония и наше преступление и изранен за наше нечестие. Он несет наши грехи на Своем плече, чтобы снискать нам прощение за наши беззакония. Мы исцелимся Его ранами в то время, когда Вечный воссоздаст Его [Мессию] как новое творение. О, приведи Его от круга земного. Воздвигни Его от Сеира, чтобы второй раз собрать нас на горе Ливан рукой Иннона» (Книга молитв на День Искупления» в переводе д-ра А.Т. Филлипса, с. 239, издательская компания Блока).

Пытаться отрицать приведенное выше пророчество нечестно по отношению к самим себе и к Богу, Который желает спасти нас для вечности через нашего Мессию. В первый раз Он пришел, чтобы искупить нашу вину и принять наказание за наши грехи, дабы мы получили прощение, приняв безгрешного Праведника, умершего за наши грехи. В этом заключалась цель Бога, пославшего в наш мир Мессию. Он есть наш Искупитель и Спаситель. Грех есть преступление закона, а возмездие греха обрекало человека на вечную смерть. Вот почему Бог предложил Заместителя в лице Князя Вселенной, Иешуа Мессии.

Прочитав приведенные выше цитаты из молитвенника, богобоязненный иудей может спросить: неужели древним еврейским мудрецам не были известны все эти факты о Мессии, когда они писали молитвенники? Ответ очевиден: они должны были их знать. Мудрецы, писавшие молитву, которую можно найти на странице 239 «Книги молитв на День Искупления», процитировали несколько строк из одной Мессианской главы еврейской Библии. Давайте убедимся в том, что они взяли слова и мысли для указанной молитвы из Библии: «3) Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лицо свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. 4) Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. 5) Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. 6) Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу; и Господь возложил на Него грехи всех нас. 7) Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. 8) От уз (темницы] и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь. 9) Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его. 10) Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его. 11) На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет. 12) Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем» (Ис. 53:3-12).

Кроме того, можно спросить, откуда мудрецам, писавшим Книгу молитв, было известно, что Мессию зовут Иешуа? Ведь именно так они назвали Мессию в Махсоре на Новый год! Ответ заключается в том, что мудрецы понимали библейское учение о ‘Мессии. В еврейской Библии есть несколько мест, где Мессия назван именем Иешуа. Обратите внимание на слово «спасение», выделенное в приведенном ниже тексте: «Вот, Господь объявляет до конца земли: скажите дщери Сиона: грядет Спаситель твой [или «спасение твое»]; награда Его с Ним и воздаяние Его пред Ним. И назовут их народом святым, искупленным от Господа» (Ис. 62:11, 12). Слово «Спаситель», или «спасение», в данном тексте является переводом еврейского слова «йеша». Именно так оно переводится в большинстве случаев и указывает на определенный этап в религии, принцип или благословение, которое человек получает от Бога. Однако в отдельных случаях имеется в виду человек. Мы находим такую трактовку в некоторых текстах Писания. В Ис. 12:2 мы читаем: «Вот, Бог — спасение [йешуах] мое». «Мидраш Рабба» на Исход, глава 23, раздел 6, цитируя Пс. 58:17, говорит: «»А я буду воспевать силу Твою» — эти слова относятся к Мессианской эре, ибо сказано: «Вот, Бог — спасение мое» (Ис. 12:2)» (с. 284, Сончино Пресс).

В еврейском тексте Зах. 9:9 пророк говорит: «Се, Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий [ноша]». В древнем переводе на греческий еврейскими учеными сказано: «Вот, царь твой грядет к тебе, праведный спаситель [греч. «содзон» — спасающий]» и т.д. См. данный текст в Септуагинте. Однако вот что говорит в своем комментарии на Зах. 9:9 д-р А. Коген: «Царь твой грядет к тебе». Это может относиться только к Мессии, о Котором сказано: и будет владычество Его от моря и до моря» и т.д. («Двенадцать пророков», с. 305, Сончино Пресс). Таким образом, «Спаситель» из Зах. 9:9 приравнивается к Мессии, или Иешуа. Посланный спасать нас, как следует из Ис. 12:2 и Зах. 9:9, это Мессия. Он приносит спасение, как сказано в Ис. 62:11,12.

Кто-то может спросить: почему еврейские мудрецы написали в «Книге молитв на Новый год», с. 100, такую молитву: «Да явится Он во второй раз!»? По-видимому, потому, что однажды Он уже приходил, но большинство евреев в это не верят. Будем всегда помнить, что среди еврейских мудрецов было много честных мужей, знавших истину и писавших о ней. С другой стороны, находились и не совсем честные еврейские мудрецы. Обратите внимание на две цитаты, особенно на первую, написанную мудрецом с честным сердцем: «Да явится Он во второй раз». Люди, написавшие подобные слова, могли знать пророчество о 490 годах. Таким образом, они знали, что Он должен прийти во время второго храма, существовавшего в промежутке между началом и концом пророчества о 490 годах. То, что некоторые мудрецы знали об этом, вытекает из следующего заявления в Талмуде: Танна дебе Элиягу учил: мир должен просуществовать 6 000 лет. Первые 2 000 лет — это период пустоты; следующие 2 000 лет — период Торы, и заключительные 2 000 лет- период Мессии» («Абода Зара», 9а, с. 43, Сончино Пресс). Создается впечатление, будто отдельные еврейские ученые богословы, писавшие Талмуд, знали, что Мессия придет спустя 4 000 лет человеческой истории. А потому нет ничего удивительного в том, что они ввели в молитвенник уже известные им факты, взятые из учения Библии и Талмуда. Хотя они и писали искренне, но в силу господствовавших тогда предрассудков могли не знать, кем на самом деле является иудейский Мессия.

Некоторые наши соотечественники-евреи могут задать вопрос: «Если, как следует из данного исследования. Мессия уже приходил в первый раз, почему наши раввины не знают об этом?» Один из наших раввинов, написавший часть Талмуда, по-видимому, знал об этом пророчестве, ибо запрещал людям изучать Книгу Даниила на предмет пророческого времени. Обратите внимание на следующие высказывания из Талмуда: «Таргум Пятикнижия был составлен прозелитом Онкелом… Таргум Пророков был составлен Ионафаном бен Узиилом… а Бат Кол вышел вперед и воскликнул: Кто открыл мои тайны человечеству? Тогда поднялся Ионафан Узиил и сказал: это я открыл твои тайны человечеству. Ты хорошо знаешь, что я это сделал не ради собственных почестей. Затем он попытался открыть таргум (внутренний смысл) Хагиографы, но Бат Кол вышел вперед и сказал: довольно! В чем причина таких слов? Дело в том, что там предсказана дата явления Мессии» («Мегиллах» За, с. 9,10, Сончино Пресс. В примечании 2 на с. 10 сказано: «Возможно, имеется в виду Книга Даниила»). «Раввин Самуил бен Нахмани сказал во имя раввина Иона-фана: да разлетятся кости тех, кто вычисляет конец» («Синедрион» 976, том 2, с. 659, Сончино Пресс. Примечание 6: «то есть, пришествие Мессии». Примечание 4: «Тексты, взятые из Даниила, Псалмов и пророка Аггея, были истолкованы таким образом, чтобы установить точную дату пришествия Мессии»).

Среди наших современных раввинов есть много благочестивых людей, но они не изучают пророчества Библии, а потому не знают истину о Мессии. Тем не менее некоторые раввины, изучавшие Мессианские пророчества, приняли Иешуа как единственного иудейского Мессию. Скоро наступит время, когда многие раввины и тысячи евреев по всему миру присоединятся к этой великой реформации среди истинных израильтян.

Некоторые евреи придерживаются ошибочного мнения, будто если иудей принимает Иешуа как Мессию, то он перестает быть иудеем. Это неправда. Согласно Святому Писанию, нельзя полностью познать радость иудейства, если не принять Иешуа-Мессию и все другие учения Святого Писания. Иудей узнает, что значит быть подлинным иудеем, когда с Божьей помощью соблюдает все Десять Заповедей. Это включает в себя и соблюдение субботы от захода солнца в пятницу до захода солнца в субботу. Он также воздерживается от нечистой пищи, такой, как свинина и рыба без плавников и чешуи, которую осудил Бог и что явствует из Моисеевой Торы.

Говорят, что если бы пришел Мессия, то на земле установился бы рай. Однако, если основательно изучить и правильно понять план спасения, изложенный в святой Библии, то станет ясно, что Мессия должен прийти дважды. В Первое Свое пришествие Ему надлежало пострадать, взять на Себя нашу вину и принять на Себя наказание за наши грехи. Мессия не совершил греха. Хотя Он во всем был искушаем подобно нам, тем не менее Он не уступил греху. Вот почему Он является нашим Спасителем и Искупителем. Поэтому все, кто примет Его как своего Спасителя и Искупителя, не умрут за свои грехи. Если они примут Его как своего личного Спасителя, то будут освобождены от наказания за грех, которое Он принял на Себя, и не умрут навсегда. Но помните: грешник, своевольно отвергающий Мессию как своего личного Спасителя, вынужден будет принять наказание за свои беззакония и умереть вечной смертью.

Однако Второе пришествие Мессии будет совершенно другим явлением. Его цель состоит в том, чтобы воздать награду всем людям: праведным и нечестивым. Все праведные и благочестивые будут избавлены от зла и искуплены для вечности, они будут вечно жить в раю. Но все грешники истребятся. Таким образом, решение остается за нами. Примем ли мы свидетельство Святого Писания, Библии, в том виде, в каком его дал нам Бог, или откажемся от него, как это сделали многие? Необходимо помнить, что если бы наши прародители усердно исследовали Святое Писание и не следовали человеческим преданиям, то многие люди приняли бы Мессию. Но поскольку прародители следовали преданиям, а не учению Священного Писания, то и многие иудеи, подражая их примеру, также оставили своего иудейского Мессию. Да поможет нам Бог так организовывать нашу жизнь, чтобы оказаться среди святых и праведных, принявших Мессию как своего личного Спасителя. Тогда мы сможем приготовиться к Его Второму пришествию и жить с Ним во всю нескончаемую вечность как Его послушные дети.