Глава 5. Страдающий Божий раб

Давайте начнем рассмотрение такой важной темы, как «Страдающий Божий Раб», с цитаты из Вавилонского Талмуда:

«Рав сказал: мир был сотворен только ради Давида. Самуэль сказал: ради Моисея. Раввин Иоханан сказал: ради Мессии. Какое у него (Мессии) имя? Школа раввина Шилы утверждала: Его имя — Шило (Примиритель), ибо написано: «доколе не придет Примиритель»… Раввины сказали: Его имя — «Учитель прокаженный», как написано: «Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он поражен проказой, наказуем и уничижен Богом» (Ис. 53:4; «Синедрион» 986, том 2, с. 667, 668, Сончино Пресс).

Мы находим, что много столетий тому назад наши мудрецы спроецировали Ис. 53 на Мессию. Ввиду того, что наши праотцы, писавшие Талмуд, относили высказывания Ис. 53 к Мессии, нам важно прочитать всю главу и понять, почему они применяли это пророчество к Мессии. Библия в первоначальном своем варианте не была разбита на главы. Разделение на главы основано на человеческом мнении ученых, которые хотели организовать текст Библии таким образом, чтобы на него удобно было ссылаться. Однако, читая Библию, мы обнаруживаем, что 53-ю главу Книги Исаии следовало начать тремя стихами раньше. Внимательное прочтение данного отрывка показывает, что эту главу надо было бы начать с Ис. 52:13. Первая часть указанного стиха начинается словами: «Вот, Раб Мой будет благоуспешен». Затем в 53-й главе, в последней части 11-го стиха, мы читаем: «Раб Мой оправдает многих». Совершенно ясно, что во всем приведенном отрывке Священного Писания, начиная с Ис. 52:13 и до конца 53-й главы, речь идет о Рабе Божьем. Это подтверждается Еврейской энциклопедией, в которой говорится: «Однако есть четыре отрывка в Книге пророка Исаии, в отношении которых «национальное» истолкование недопустимо: Ис. 42:1-4, 44:1-6, 50:4-9 и 52:13 — 53:12. Описанное в них отношение и поведение «эбед YHWH» больше похоже на описание характера отдельной личности, чем всего Израиля в целом. Это особенно справедливо в отношении Ис. 52:13 — 53:12, где превозносится «муж скорбей»» (статья «Раб Божий»).

Тема, избранная для данного исследования, называется «Страдающий Божий Раб», потому что Сам Бог называет Его Рабом. Чтобы понять, кто этот Раб и почему наши мудрецы называли Мессию титулом «Страдающий Раб», прочитаем отрывок из Библии, начиная с 13-го стиха 52-й главы и кончая вторым стихом 53-й главы. «Вот, Раб Мой будет благоуспешен, возвысится и вознесется, и возвеличится. Как многие изумлялись, смотря на Тебя, — столько был обезображен паче всякого человека лик Его, и вид Его — паче сынов человеческих! Так многие народы приведет Он в изумление; цари закроют пред Ним уста свои, ибо они увидят то, о чем не было говорено им, и узнают то, чего не слыхали. Кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня? Ибо Он взошел пред Ним… как росток из сухой земли» (Ис. 52:13 — 53:2).

Мы обнаруживаем, что Бог называет Мессию «Мой Раб». Об этом Рабе Он сказал: «Раб Мой будет благоуспешен, возвысится и вознесется, и возвеличится». Обратите внимание на то, как пророк описывает этого Раба в стихе 14: «Как многие изумлялись, смотря на Тебя». Заметьте, что говорит в ответ Библия:

«Столько был обезображен паче всякого человека лик Его, и вид Его — паче сынов человеческих!» Слова эти означают именно то, что сказано. Работа Мессии, осуществляющего план искупления и спасения человека от греха, предстояла настолько титаническая, что Его внешний вид, облик (или физическое тело) будет обезображен. 15-й стих 52-й главы показывает взаимоотношения Мессии с другими правителями. «Так многие народы приведет Он в изумление; цари закроют пред Ним уста свои». Мы видим, что влияние Мессии будет настолько велико, что «цари закроют пред Ним уста свои». Другими словами, они также проявят уважение к Мессии, и данное предсказание действительно исполнилось. Сегодня мы знаем многих царей земли, отдающих дань уважения Мессии.

В Ис. 53:1 открыто, как будет принят Мессия. «Кто поверил слышанному от нас?» Бог через еврейского пророка Исаию обращается к Своему еврейскому народу и спрашивает: «Кто поверил слышанному от нас?» Подумайте о нашем еврейском народе, рассеянном сегодня по всему миру. Много ли евреев верят в Мессию? Поскольку Бог знал, что евреи как народ проигнорируют или отвергнут Его сообщение. Он задает такой вопрос: «Кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня?» Другими словами: кому открылся план спасения через Мессию? Кто верит в него? Учитывая, что процитированные слова взяты из еврейской Библии, нашему еврейскому народу пора уже пересмотреть свою позицию в вопросе о Мессии, изучить эти пророчества и уяснить для себя, на кого они указывают.

Продолжая читать 53-ю главу Книги Исаии, мы находим в еврейской Библии, которую принято называть Ветхим Заветом, слова, похожие на слова из Нового Завета. Стих 2: «Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему». Почему? Ответ дан в Ис. 52:14:

«Как многие изумлялись, смотря на Тебя, — столько был обезображен паче всякого человека лик Его, и вид Его — паче сынов человеческих!» Обратите внимание на Ис. 53:3: «Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лицо свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его». Прислушайтесь к этому печальному признанию: «Он был презираем, и мы ни во что ставили Его». Кто это мы? Мы — это еврейский народ, иудеи. Мы презрели и отвергли Его. Он есть «муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лицо свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его». Как печально сознавать, но большинство евреев отвергли и презрели собственного иудейского Мессию, тогда как многие язычники Его приняли. Сегодня еврейскую Библию читают миллионы язычников, благоговеющих перед ней. Они читают ту самую Библию, которую так редко читает большая часть евреев, а некоторые евреи и вообще не читают. Обратите внимание на стихи 4 и 5: «Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились».

Библия учит, что грех есть преступление Закона Божьего, и что возмездие за грех — смерть (Иез. 18:4, 20). Поскольку все мы грешники и все лишены славы Божьей, мы все обречены на вечную смерть. Вот почему нам нужен Мессия, Который освободит нас от возмездия за грех. Каким образом Он это сделает? Лишь в том случае, если Сам Мессия возьмет на Себя наказание за наши грехи. Приняв смерть за наши грехи и воскреснув из могилы, Он стал нашим Искупителем. Когда мы принимаем Мессию как нашего Искупителя, Его смерть за нас становится нашим выкупом и освобождает нас от необходимости умирать за свои грехи. Когда мы принимаем Мессию как нашего Спасителя и Искупителя, Его смерть становится умилостивлением за наши грехи. Обратим внимание на эти слова: «Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни… Он изъязвлен был за грехи наши». От Него зависела наша вечная жизнь и вечная безопасность. Он вынужден был сопротивляться греху, в конечном итоге умереть и принять на Себя возмездие за наш грех. Таким образом, наш покой и наша вечная жизнь зависели от реализации Божьего плана нашего спасения. В шестом стихе точно описывается наше состояние: «Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу; и Господь возложил на Него [Мессию] грехи всех нас».

Мы, сыновья и дочери Авраама, блуждали почти 2 000 лет. Мы отвернулись от своего иудейского Мессии. «Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих». С Ним обращались, как с заключенным. Сначала Его били на суде в синедрионе. Затем Его отвели к Пилату, а потом к царю Ироду. После этого Его снова послали на допрос к Пилату, который приговорил Его к смерти на языческом кресте. Римские воины взяли Его и пригвоздили к этому кресту. Так исполнились слова Исаии: «Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание». Об этом сказано и в Новом Завете. Когда Иоанн Креститель увидел Мессию на берегу реки Иордан, он сказал: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1:29). Иоанн, еврей из священнического рода, признал нашего Мессию как Агнца Божьего, Который берет на Себя

грех мира.

В Ис. 53:8 мы читаем: «От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых». «Отторгнут от земли живых» — значит, был предан смерти. Подобное выражение мы встречаем в Дан. 9:26: «И по истечении шестидесяти двух седмин Помазанник [Мессия] будет отрезан [отторгнут или предан смерти]». Он умер за нас, чтобы мы имели жизнь вечную. Почему Он был предан смерти? Обратите внимание на последнюю часть Ис. 53:8: «За преступления народа Моего». Он был предан смерти за грехи еврейского народа и за грехи всех других Членов человеческой семьи, которые готовы были принять Его как Мессию. Отголосок этих стихов мы слышим в Новом Завете. Но мы читаем часть пророчества Исаии, написанную примерно за 800 лет до того, как Мессия пришел в наш мир. В стихе 9 сообщается, что случится с Мессией после Его смерти.

Чтобы получить правильное представление об учении Ис. 52:13 — 53:12, необходимо обратить особое внимание на местоимения, которыми названы разные стороны, участвующие в событиях, предсказанных в данном отрывке Священного Писания. Мы перечислим их следующим образом:

Он был презрен и умален

Ст. 3

Он был мужем скорбей, изведавшим болезни

Ст. 3

Он понес наши болезни

Ст. 4

Он был поражаем

Ст. 4

Он был изъязвлен

Ст. 5

Он был мучим

Ст. 5

Он был истязуем

Ст. 7

Он был отторгнут от земли живых

Ст. 8

Он не сделал греха

Ст. 9

Ему назначали гроб со злодеями

Ст. 9

Ниже в нескольких текстах употребляются местоимения «Его», а также выражения «от Него», «в Нем».

Мы блуждали, как овцы

Ст. 6

Мы… совратились каждый на свою дорогу

Ст. 6

Мы ни во что ставили Его

Ст. 3

Мы отвращали от Него лицо свое

Ст. 3

Мы думали, что Он был поражаем

Ст. 4

Мы думали, что Он был наказуем

Ст. 4

Мы думали, что Он был уничижен Богом

Ст. 4

Ранами Его мы исцелились

Ст. 5

Мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас

Ст. 2

Все мы блуждали, как овцы

Ст. 6

Местоимения «мы» и «нас» также используются несколько раз.

Естественно возникает вопрос: о ком говорится в текстах с местоимением «Он»? Кто подразумевается под местоимением «мы»? «Он» сделал нечто для «нас». «Мы» сделали нечто для «Него» или с «Ним».

В поисках ответа на поставленный вопрос обратимся к переводу Ис. 53, сделанному некоторыми нашими глубокоуважаемыми учителями. Например, великий еврейский ученый Ибн Эзра (1070 — после 1138 г. н.э.), бывший «непревзойденным мастером еврейского языка» (см. «Еврейскую энциклопедию»), оставил после себя комментарий на Книгу Исаии. Мы процитируем его вариант Ис. 53:4-6 в переводе на английский д-ра Микаэля Фрид-ландера: «Воистину он понес на себе горести и страдал от скорбей, которые мы ему причиняли, тогда как мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изранен был нашими беззакониями, изъязвлен был нашими преступлениями. Наказание мира нашего было на нем, и ранами его мы исцелились. Все мы были как овцы, совратились каждый на свою дорогу, и Господь возложил на него наказание, которого мы все заслуживали» («Комментарий Ибн Эзры на Книгу Исаии», том 2, с. 87, Общество еврейской литературы).

В покаянной молитве, произносимой на Йом Киппур (День Примирения), содержатся мысли, весьма напоминающие Ис. 53:

«Согрешили мы, поступали вероломно, совершали кражу и грабеж, говорили клевету, поступали беззаконно и нечестиво, действовали с высокомерием и жестокостью, измышляли ложь и обман, произносили лживые речи и насмехались. Мы были непокорны и мятежны, провоцировали и совершали нечестие, делали беззаконие и угнетали, были жестоковыйными и поступали нечестиво, развращали и делали мерзости, уклонились каждый на свою дорогу и вводили других в заблуждение» («Книга молитв на День Искупления» под ред. А. Т. Филлипса, пересмотренное издание, с. 129, Еврейская издательская компания).

Язык этой молитвы очень похож на тот, что используется в приведенных выше стихах из пророчества Исаии. Это означает, что тексты с местоимением «мы» относятся к нам. Мы сделали нечто с «Ним». Но кто этот раб, обозначенный местоимениями «Он» или «Ему»? Давайте снова предоставим слово нашим древним отцам. Они могут быть надежными путеводителями в решении столь важного вопроса.

Внимательное изучение древних истолкований открывает тот факт, что мессианский смысл Ис. 53 единодушно признавался нашими древними отцами вплоть до 1150 года н.э. Несколько лет тому назад была подготовлена прекрасная компиляция из их свидетельств, и мы приводим несколько выдержек из нее.

В начале указанной книги приводится дискуссия талмудических мудрецов по поводу имени Мессии: «Раввины сказали: имя Ему «учитель прокаженный», как написано: воистину он понес наши горести и скорби; а мы считали его прокаженным, поражаемым и наказуемым Богом. Ис. 53:4″. («Синедрион» 98б, том 2, с. 668, Сончино Пресс). В «Мидраш Рабба» на Руфь, глава 6, раздел 6 дается комментарий на Руфь 2:14. В нем сказано:

«Пятое истолкование относит эти слова к Мессии. ПРИДИ СЮДА: приближение к царственному состоянию. ЕШЬ ХЛЕБ означает есть царский хлеб. ОБМАКИВАЙ КУСОК ТВОЙ В УКСУСЕ — это указание на его страдания, как сказано: ОН ИЗЪЯЗВЛЕН БЫЛ ЗА ГРЕХИ НАШИ (Ис. 53:5; Сончино Пресс).

Теперь снова обратим внимание на Ис. 53:9: «Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха и не было лжи в устах Его». Обратите внимание на исполнение пророчества, о котором написано в Мф. 27:38: «Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой полевую». Его казнили как преступника, но погребен Он был «у богатого». Почему у богатого? Прочитаем, как это было:

«Пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф… Он, придя к Пилату, просил тела Иисусова… И, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале» (Мф. 27:57-60). После смерти Мессия был положен в гроб богатого человека во исполнение пророчества Исаии о смерти и погребении Мессии.

В Ис. 53:10, 11 мы читаем: «Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет»

Бог провозглашает, что Ему угодно будет, если Мессия принесет Свою душу в жертву за грех. Почему? Потому что любовь Бога к нам велика. Библия говорит: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). Он так возлюбил нас, что пожелал, чтобы все мы имели вечную жизнь; и все, принимающие Мессию как своего Искупителя, получат жизнь вечную. Таким образом, Богу Израилеву было угодно, чтобы Мессия принес Свою душу в жертву за грех. В Ис. 53 не может идти речь об обычном человеке. Там говорится только о «Страдающем Божьем Рабе» — о Том, Кто родится в нашем мире и будет расти, как ребенок, как росток из сухой земли.

В следующей части Ис. 53:10 сказано: «Он узрит потомство долговечное». Принеся Свою душу в жертву за грех, Он сможет затем увидеть Свое семя или потомство. Обратите внимание на смысл этого высказывания. Оно означает, что Мессия оживет. «Он узрит Свое потомство», то есть Своих последователей, праведников, спасающихся благодаря совершенному Им искуплению. Далее говорится в дословном переводе: «Он продлит Свои дни, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его» (ст. 10).

В Ис. 53:11 показано отношение Мессии к собственной жертве. «На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством». И далее: «Чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих». Каким образом? Объяснение дается в следующей фразе: «И грехи их на Себе понесет». Мессия понес наши беззакония, когда умер на Голгофском кресте. Помните об этом! Мы должны принять Его как своего личного Спасителя и приготовиться к Его скорому пришествию. Ибо Мессия придет очень скоро — в нашем поколении. В настоящее время мы живем в последние дни земной истории, в Мессианскую эру, в канун пришествия Мессии. Мы должны приготовиться к встрече с Ним. Помните: Бог хочет, чтобы мы соблюдали все Его заповеди, в том числе и седьмой день субботу Мы не должны вкушать нечистую пищу, но обязаны стать настоящими иудеями, истинно верующими в Мессию, исповедующими религию нашего Бога, религию Библии. Итак, давайте будем верными иудеями. В глазах Бога не тот иудей, кто таков по наружности, но тот иудей, кто внутренне таков.

Печально сознавать, что многие современные евреи не являются иудеями в сердце своем. В духовном отношении они ничем не лучше неверующих «гойим» (язычников), потому что не соблюдают субботу, едят нечистую пищу и не принимают Мессию. Они непослушны и живут без надежды в этом мире. Заметьте, что сказано в Ис. 53:12: «Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем».

Летопись гласит: Он был распят и предан смерти вместе с двумя разбойниками. Его не считали праведным человеком. Большинство Его соотечественников и современников осудили Его как преступника. Мы читаем в заключительной части текста: «Он [Мессия] понес на Себе грех многих» (ст. 12). В это число входят все, принимающие Его своим личным Спасителем. «За преступников сделался ходатаем». Может возникнуть вопрос: перед кем Он ходатайствовал за преступников? Ответ очевиден — перед Богом. Бог, Ветхий днями, восседает как Судья, а мы осуждаемся как грешники. Но Мессия ходатайствует за нас. Он представляет наше дело перед небесным Богом, Отцом Вселенной, как если бы Он был нашим Адвокатом. Он говорит: Отец Мой, Моя кровь была пролита за тех, кто принимает Меня как своего личного Спасителя и Искупителя. Я ходатайствую за них и прошу, чтобы они имели жизнь вечную.

Список фактов из Ис. 53 ясно показывает характер работы Раба Господнего. Обратите внимание на следующее: Мессия представлен в этой главе как:

Личность, человек

Ст. 2 и 3

Невинный страдалец

Ст 9,12

Добровольный страдалец

Ст. 4, 11

Молчаливый страдалец

Ст. 7

Жертва умилостивления

Ст. 10

Страдалец за преступников

Ст. б, 8, 10, 11,12

Умирающий страдалец

Ст. 8,10, 12

Страдалец-Искупитель

Ст.5

Воскресший страдалец

Ст. 11

Наши древние отцы также относили эти библейские изречения к праведному Мессии, пострадавшему за нас. Вот что сказано в нашем Молитвеннике о Мессии в связи с 53-й главой Книги Исаии: «Наш праведный помазанник (Машиах, Мессия) отошел от нас. Ужас охватил нас, и нет никого, кто бы оправдал нас. Он понес ярмо наших беззаконий и наших преступлений и был изранен за наше нечестие. Он несет наши грехи на своем плече, чтобы стяжать прошение за наши беззакония. Мы исцелимся его ранами в то время, когда Вечный воссоздаст его (Мессию) как новое творение. О, приведи его от круга земли. Воздвигни его от Сеира и собери нас во второй раз на горе Ливан рукой Иннона» («Книга молитв на День Искупления» под редакцией д-ра А. Т. Филлипса, повторное, расширенное издание, с. 239, Еврейская издательская компания). Подумайте об этом! Он сойдет в могилу, но не останется там. Его положат во гроб, но Он не увидит тления. Есть ли более удивительное высказывание! Сходящие в могилу подвергаются тлению, поэтому очевидно, что

Он должен был воскреснуть из мертвых. Это как раз то, что случилось в действительности. Он вышел из могилы на третий день.

Интересно отметить, что в древности говорили наши руководители о Мессии, как предсказано в Пс. 15:9,10: «Оттого возрадовалось сердце мое (Пс. 15:9), возрадовалось словам Торы; и слава моя в Господе Мессии, который произойдет от меня. Об этом написано: над всем чтимым будет покров (Ис. 4:5)». «Плоть моя успокоится в уповании» (Пс. 15:9) — даже после смерти. Раввин Исаак сказал: этот стих доказывает, что ни тление, ни черви не имели власти над плотью Давида» (Мидраш на Псалмы, на Псалом 15, том I» с. 201, Типография Йельского Университета). Обратите внимание на слова: «Даже после смерти» (см. Пс. 15:10).

Своей смертью наш безгрешный Мессия принял наказание, которого заслуживаем мы. Бог преследовал конкретную цель, послав к нам Своего Мессию. Ему предстояло стать жертвой умилостивления за грехи людей и унести их вину в могилу. Ему надлежало воскреснуть из мертвых и сесть одесную Бога. Там Он служит в небесном Храме как наш великий Первосвященник, исполняя пророчество, о котором сказал Бог: «Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Пс. 109:4). И еще: «Он… будет и священником на престоле Своем» (Зах. 6:13). И еще: «Он… за преступников сделался ходатаем» (Ис. 53:12).

Таким образом, приближаясь к концу исследования пророчества, написанного еврейским пророком Исаией, мы видим, что его величественной и славной кульминацией является Мессия, Иешуа Га-Машиах. Сегодня Он стоит перед Отцом, умоляя за всех нас, принявших Его как своего личного Спасителя и Искупителя. Это и есть план спасения, данный Господом еврейскому народу. Друг, обратим наши взоры и наши сердца к Богу Израилеву, Который так возлюбил нас, что отдал нам Своего Мессию, Искупителя, страдающего Божьего Раба, дабы мы имели жизнь вечную. Аминь.