Глава 8. Пасхальный седер — ничего не пропущено?

Понятие свободы родилось на небе. Рабство, принуждение и насилие несовместимо с характером нашего небесного Отца. Нет Божьей воли на то, чтобы один народ находился в порабощении у другого народа. Это не входит в Его план. Когда египтяне стали обращаться с потомством Иакова, как с рабами и рабынями, Бог поразил Своими язвами этот народ и их гордого, деспотичного монарха. Но, несмотря на могущественные проявления Божественной силы, фараон упорно не желал отпустить Израиль на свободу до тех пор, пока не были поражены первенцы в каждом неверующем доме на всей огромной территории Египта. Оправившись от страха перед грозными Божьими судами, египтяне погнались за израильтянами, но только для того, чтобы найти свою гибель в глубинах Красного моря. Хотя это событие произошло тридцать пять веков тому назад, иудейский народ во всех странах до сих пор ежегодно празднует Пасху в память о своем чудесном избавлении из египетского рабства.

Пасха повсюду известна как праздник свободы. Однако современные иудеи празднуют ее совсем не так, как это делали их предки в глубокой древности. Последние в точности исполняли повеления, данные Богом через Моисея. Чтобы уразуметь всеобъемлющий смысл Пасхи, ее глубокую и богатую символику, необходимо изучить Божественные указания, записанные в Священном Писании. Молитвенное размышление над этими древними повелениями откроет нам, что Бог, ненавидящий физическое рабство, относится с таким же отвращением к самой пагубной и унизительной разновидности рабства — духовному рабству, зависимости от греха. В праздновании Пасхи самым важным был Пасхальный агнец Перед тем как выполнить Свой Божественный указ в отношении первенцев Египта, Бог сказал Моисею: «Скажите всему обществу сынов Израилевых: в десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство. А если семейство так мало, что не съест агнца, то пусть возьмет с соседом своим, ближайшим к дому своему, по числу душ: по той мере, сколько каждый съест, расчислитесь на агнца. Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз, и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером [то есть, в три часа дня], и пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его; пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его» (Исх. 12:3-8).

«Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это — Пасха Господня» (Исх. 12:11).

«И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую» (Исх. 12:13).

«В одном доме должно есть ее, не выносите мяса вон из дома, и костей ее не сокрушайте» (Исх. 12:46).

Для точного выполнения приведенных выше наставлений следовало предпринять следующие важные действия:

А) Пасхального агнца (или козленка] надо было выбирать в десятый день первого месяца, месяца Авива, и его надо было держать в отдельном месте до четырнадцатого дня того же месяца.

Б) Агнец не должен был иметь пороков.

В) Его надо было закалывать в четырнадцатый день месяца в послеобеденное время.

Г) Пролитой кровью надо было окропить косяки дверей каждого дома.

Д) Мясо животного жарилось на огне и съедалось тем же вечером.

Е) Его надо было есть вместе с пресным хлебом.

Ж) Нельзя было ломать ни единой кости.

Выполнение всех этих Божественных указаний строго обязательно. Фактически это был вопрос жизни и смерти. Если бы израильтяне не выполнили хотя бы одно из повелений, они потеряли бы своих первенцев от руки ангела-губителя, как и все египтяне. В ту судьбоносную, роковую ночь от десятой язвы их могло спасти не выдающееся происхождение и не национальная принадлежность. Сам Господь указал Израилю единственный путь и средство спасения: «И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую» (Исх. 12:13).

Своим послушанием израильтяне доказывали, что верят в великое избавление, которому вскоре предстояло совершиться для них. Они понимали, что сами должны что-то предпринять для спасения своих первенцев. Им надо было помазать дома свои кровью, чтобы дать знак ангелу Знамение крови являлось знамением защиты и безопасности для каждого израильского дома.

После исполнения повелений язва со страшной силой обрушилась на египетскую землю. Дерзкая гордость фараона была повержена во прах. «И встал фараон ночью сам и все рабы его и весь Египет, и сделался великий вопль в земле Египетской, ибо не было дома, где не было бы мертвеца. И призвал фараон Моисея и Аарона ночью и сказал: встаньте, выйдите из среды народа моего, как вы, так и сыны Израилевы, и пойдите, совершите служение Господу, как говорили вы, и мелкий и крупный скот ваш возьмите, как вы говорили; и пойдите и благословите меня. И понуждали Египтяне народ, чтобы скорее выслать его из земли той; ибо говорили они. мы все помрем» (Исх. 12:30-33).

Израиль стал свободным народом, освобожденным силой

Бога. Впоследствии благодарность и вера людей выразилась в торжественном гимне благодарения, записанном в Исх. 15. Эта песнь, написанная в память о великом избавлении еврейского народа, свидетельствует, что Бог является надеждой для всех, уповающих на Него. Пасха, со всеми ее важными деталями, должна была праздноваться Израилем только в том месте, которое указывал Сам Бог. «Не можешь ты закалать Пасху в котором-нибудь из жилищ твоих, которые Господь, Бог твой, даст тебе; но только на том месте, которое изберет Господь, Бог твой, чтобы пребывало там имя Его, закалай Пасху вечером при захождении солнца, в то самое время, в которое ты вышел из Египта» (Втор. 16:5,6).

На протяжении нескольких веков Израиль соблюдал ежегодные праздники в том месте, где располагалось переносное святилище. Но после того, как в царствование царя Соломона (971-931 гг. до н.э.) был построен первый храм, таким местом стал Иерусалим. «А сыну его дам одно колено, дабы оставался светильник Давида, раба Моего, во все дни пред лицом Моим, в городе Иерусалиме, который Я избрал Себе для пребывания там имени Моего» (3 Цар. 11:36).

Возникает вопрос: почему наш небесный Отец подчеркивал необходимость заклания агнца? Совершенно очевидно, что Он мог освободить Израиль из Египта, не требуя от израильтян мазать кровью агнца косяки своих дверей. Он не испытывает удовольствия от кровопролития как такового. Но раз уж Бог потребовал пролить невинную кровь, надо было исполнить повеление. Он намеревался преподать Израилю чрезвычайно важный урок, и трудно было придумать лучший метод или средство. Жертвоприношения животных являлись важной частью еврейского обрядового служения. Ни один грех не мог быть очищен без пролития крови. Каждая жертва, которую приходилось приносить по причине беззакония, открывала святой характер Закона Божьего, Десяти Заповедей, нарушаемых грешником. Грешить — значит нарушать заповеди, ибо написано:

«Если какая душа согрешит по ошибке против каких-либо заповедей Господних…» (Лев. 4:2). Писание ясно говорит: «Грех есть беззаконие» (1 Ин. 3:4). Смерть жертвенных животных указывала на конечный результат греха — вечную смерть.

Вот почему в День искупления, который мы называем еврейскими словами Йом Киппур, первосвященник должен был брать искупительную кровь козла, принесенного в жертву за грех народа, и кропить ею «на крышку [ковчега] и пред крышкою» (Лев. 16:15). Внутри ковчега завета хранились две каменные скрижали, на которых Бог Своим перстом начертал Свой Закон Десяти Заповедей. Нарушение любого предписания Закона Божьего являлось грехом, а наказанием за грех становилась смерть. Кропление кровью животного, закланного в жертву за грех народа, указывало на то, что оно умерло в наказание за преступление людей против священного Закона, находившегося внутри ковчега.

Когда человек согрешил, он оказался во власти смерти, ибо написано: «Душа согрешающая, та умрет» (Иез. 18:4). «Ибо возмездие греха — смерть…» (Рим. 6:23). А поскольку «нет делающего добро, нет ни одного» (Пс. 52:4) и «все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:23), то весь род человеческий оказался обреченным. «Ибо нет человека, который не грешил бы» (3 Цар. 8:46; 2 Пар. 6:36). «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» (Еккл. 7:20). Если бы не благость и милость Бога, все погрузились бы в безнадежное отчаяние, все были бы обречены на жалкое существование и вечное истребление. Используя систему жертвоприношений в качестве наглядного урока, Бог обучал Израиля способу удовлетворить требования Его нарушенного Закона и в то же время проявить милость к виновному грешнику Вот что написал Моисей относительно заместительной смерти: «Потому что душа тела [жертвенного животного] в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает» (Лев. 17:11). В этом коротком стихе Бог объявил, что пролитая кровь невинного животного, принесенного в жертву, будет выкупом за виновную душу Бесконечное сострадание и милость Бога к падшему роду человеческому побудила Его разработать план спасения. Каждая закланная жертва наглядно демонстрировала великую жертву Мессии, чья заместительная смерть должна была искупить вину каждого нарушителя Закона Божьего. Его смерть утвердила и поддержала авторитет этого закона и дала возможность Богу распространить милость и прощение на верующего, кающегося грешника.

Поскольку Закон Божий так же свят, как и Сам Бог, выкупом за его нарушение мог стать только Тот, Кто равен Богу Следовательно, никто кроме Мессии не мог искупить падшего человека от проклятия или наказания за нарушенный закон и снова привести его в согласие с ним. Мессия предложил взять на Себя вину и стыд грешного человека и тем самым спасти его от вечной гибели. В этой связи Он изъявил готовность опуститься до самых глубин человеческого горя и несчастья. Небо не предусмотрело никакого другого способа освободить кающегося человека от осуждения и рабства греха. Умилостивляющие страдания нашего Заместителя ясно описаны в Ис. 53. Если бы мы хорошо изучили этот отрывок Писания, перед нами открылись бы такие горизонты истины и просторы для исследования, о которых мы не можем даже мечтать. Мы получили бы новые представления о характере Бога и лучше поняли Его Божественную снисходительность и долготерпение по отношению к грешникам. Вот как Исаия описывает Божественного Заместителя (Он же — Корван), которым является Агнец Божий: «Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» (Ис. 53:4-7).

Кто имеется в виду под «Агнцем», которого ведут на заклание? Кто этот Страдалец, отвративший меч Божественного правосудия от виновного грешника и допустивший, чтобы пронзили Его сердце? О ком написано, что «Господь возложил на Него грехи всех нас»? Речь идет не о ком ином, как о нашем благословенном Мессии (см. главу 5). Прошло семь веков, прежде чем исполнилось приведенное выше пророчество Исаии. И, наконец, появился долгожданный Мессия. Иоанн видит «идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1:29). Спустя некоторое время «опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий» (Ин. 1:35,36). Иоанн, предтеча Мессии, а также один из величайших пророков Израиля, представил Иешуа как Агнца Божьего. Жертвенный агнец в древности предвосхищал истинного «Агнца Божьего».

Павел, иудейский апостол, говорит: «Пасха наша, Мессия, заклан за нас» (1 Кор. 5:7). Иешуа явился истинным Пасхальным Агнцем. Все основные детали, связанные с древним пасхальным агнцем, были своего рода образами Иешуа и окончательно исполнились в жертве «Агнца Божьего». Пасхального Агнца отделяли за четыре дня до заклания. Смерть Иешуа была запланирована руководителями синедриона за несколько дней до Его распятия, поэтому Он уже не ходил открыто среди народа. Пасхальный агнец не должен был иметь изъянов или пороков. Священное Писание называет Иешуа безгрешным. «Ибо не знавшего греха [Иешуа] Он [Бог] сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2 Кор. 5:21).

Пасхальный Агнец закалывался в 14-й день Нисана, между «двумя вечерами» или в три-четыре часа после полудня. Иешуа был распят в 14-й день Нисана и умер в девятом часу, то есть между тремя и четырьмя часами дня (см. Мф. 27:46, 50; Лк. 23:44- 46). Чтобы спасти первенцев от верной смерти, недостаточно было заколоть пасхального агнца. Надо было окропить его кровью косяки дверей в каждом доме. Точно так же недостаточно лишь верить, что Мессия умер за грехи мира. Мы должны поверить в то, что Его кровь была пролита лично за нас. Только когда мы сами примем заслуги этой крови и применим блага Его искупительной смерти к собственной душе, веруя, что Бог ради Мессии простит наши грехи и очистит нас от всякой неправды, тогда мы будем избавлены от окончательной гибели, уготованной для греха и грешников. «Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» (1 Ин. 1:7). Мясо пасхального агнца следовало съедать ночью, сразу после захода солнца, знаменующего окончание того дня, в который его закалывали. Иешуа умер в тот самый день, когда Его распяли. «Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого [около трех часов дня]: и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине. Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух» (Лк. 23:44-46). Пасхального агнца следовало съедать с опресноками. В Библии закваска символизирует грех. Следовательно, опресноки символизируют чистоту, искренность и истину. «Очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы безквасны, ибо Пасха наша, Христос (Мессия), заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины» (1 Кор. 5:7, 8). Подобным образом необходимо покаяться в закваске греха и удалить ее. Затем каждый из нас должен в чистоте и истине уверовать в Мессию и получать от Него жизнь и питание через Его Слово. Нельзя было сокрушать ни одной кости пасхального агнца. (См. Исх. 12:46; Чис. 9:12). Двум разбойникам, распятым вместе с Иешуа, перебили голени, чтобы ускорить их смерть, но когда воины подошли к Иешуа, то обнаружили, что Он уже умер. «Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним [Иешуа]. Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней… Ибо сие произошло, да сбудется Писание: » кость Его да не сокрушится»» (Ин. 19:32, 33, 36). Ясно, что пасхальный агнец был символом, аллегорией, наглядным уроком, изображавшим Иешуа, Мессию, как истинного Агнца Божьего. Он умер в тот самый день и время дня, когда должен был закалываться пасхальный агнец. Заклание пасхального агнца принесло Израилю избавление от физического рабства; смерть Иешуа, истинного Агнца, освобождает нас от рабства греха. Бог говорит: «Беззаконного уловляют собственные беззакония его, и в узах греха своего он содержится» (Притч. 5:22).

Грех порабощает человека. Грешник прочно удерживается в узах собственных нечестивых привычек. Обольститель, прелюбодей или лжец может хвалиться своей мнимой свободой, но в действительности такой человек содержится в худшем рабстве, ибо он раб, томящийся в оковах своей вины и греховных привычек. Есть только одна сила, способная сокрушить страшную власть зла над сердцами человеческими. Это сила Бога, Который действует через Мессию. Иешуа заявляет: «Истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха… Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин. 8:34, 36). Только через кровь Иешуа, Агнца Божьего, человек может сопротивляться злым наклонностям своей падшей природы и подавлять их. Без этой помощи свыше человек обречен все глубже погружаться в грех. «Похоть же, зачавши, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть» (Иак. 1:15). Иешуа говорит всем нам: «Если не уверуете, что это Я [Мессия], то умрете во грехах ваших» (Ин. 8:24).

Быть может, дорогой читатель, ты ушел далеко от Бога, обильно вкушал плоды беззакония и оказался в рабстве греха? Ты пытаешься успокоить встревоженную совесть мыслью о том, что когда-нибудь, попав в тяжелейшие обстоятельства, ты изменишь свое греховное поведение. Однако это не так-то легко сделать. Каждая греховная привычка усиливает отчуждение души от Бога. Человек, проявляющий безбожное жестокосердие или упорное безразличие к Божественной истине, всего лишь пожинает то, что посеял. Во всей Библии нет более страшного предупреждения против заигрывания со злом, чем слова мудреца о том, что грешник «в узах греха своего… содержится» (Притч. 5:22). Священное Писание заверяет нас: «Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос [Мессия] умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим. 5:8).

Мессии не пришлось бы умирать за нас, если бы человек не нарушил закон и не согрешил. Но когда человек согрешил, закон потребовал смерти нарушителя. Бог разработал план спасения человека от вечной гибели. Мессия умер вместо грешного человека. Он отдал Свою жизнь за человечество. И помните: «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим. 5:8).

Послушайте рассказ, который поможет нам лучше понять Рим. 5:8 и покажет, чем мы обязаны нашему Божественному Избавителю, благословенному Мессии. Маленький мальчик играл с мячом возле своего дома, а его мать сидела на крыльце и вязала. Малышу было всего четыре годика. Он бросал мяч в стену дома и ловил его, когда тот отскакивал от стены. Но однажды мяч пролетел у него над головой и выкатился на улицу. Мальчик побежал за ним без оглядки и попал под автомобиль. Обезумевшая мать, громко крича, побежала на улицу и увидела ребенка в луже крови. Малыша отвезли в больницу, и врач сказал родителям: «Шансов на то, что ваш ребенок выживет, 50 на 50. Он потерял много крови, и его можно спасти только путем переливания крови». У отца ребенка оказалась другая группа крови, и он не мог стать донором. Поэтому у матери взяли пол-литра крови и перелили ребенку

Через несколько дней врач позвонил домой отцу и матери и сказал: «Вашему ребенку снова стало хуже. Боюсь, что он умрет, если не удастся раздобыть кровь нужной группы. Надеемся на добровольных доноров». Но найти донора с такой редкой группой крови не удалось. Тогда мать стала умолять доктора взять у нее еще пол-литра крови. Доктор хотя и не сразу, но согласился, однако при условии, что еще не совсем окрепшая мать минимум неделю будет лежать в постели». Через несколько дней доктор вернулся и сказал отцу и матери: «Ваш сын снова в критическом состоянии. Боюсь, что мы ничего не сможем для него сделать. Мы дали объявление, на него откликнулись сотни людей, но ни у одного из них не оказалось нужной группы крови. Пожалуйста, не просите брать у вас кровь. Если я это сделаю, меня посадят в тюрьму». Мать встала перед доктором на колени, она умоляла его взять у нее всю необходимую кровь. Врач ответил: «Я не должен этого делать, но возьму у вас еще четверть литра». Ребенок вроде бы снова воспрянул. Спустя несколько дней врач приехал к ним, когда мать все еще лежала в постели. На этот раз он сказал: «Боюсь, что у меня совсем плохие новости. Вашему ребенку снова стало хуже. Я не могу больше брать у вас кровь, как бы вы ни умоляли меня об этом. Если вы потеряете еще пол-литра, то умрете. Но как только работники нашей лаборатории обнаружат донора с нужной группой крови, они тут же сделают переливание вашему ребенку».

На следующее утро отец поехал на работу, а мать встала, оделась и вызвала такси. Она приказала шоферу отвезти ее в ближайшую парикмахерскую. Выйдя из такси, она велела шоферу подождать ее, а сама вошла внутрь и сказала парикмахеру: «Сделайте мне мужскую прическу». Когда парикмахер выполнил ее просьбу, мать на том же такси поехала домой. Дома она сразу же устремилась к гардеробу мужа и переоделась полностью в его одежду — костюм, ботинки и шляпу. Затем она вызвала другое такси и велела шоферу ехать в ту больницу, где умирал ее маленький сынишка. Приехав, мать заняла место в очереди вместе с другими людьми, сдававшими кровь на анализ. Наконец, медсестра взяла образец ее крови и, исследовав его, обратилась к дежурному врачу: «Доктор, у меня есть человек, у которого как раз нужная нам группа крови». Врач ответил: «Хорошо, возьмите у него пол-литра и перелейте ребенку». Мать горячо любила своего сынишку. Она отдала ему свою последнюю кровь и оказалась фактически на грани смерти. Когда ее, уже в реанимационной палате, раздели, тогда только и обнаружился весь фокус с переодеванием. Заподозрив, что она — мать того самого ребенка, медсестра вызвала лечащего врача. Войдя в палату, он сказал: «Да, это мать ребенка, и теперь она умрет».

А в то же время у мальчика вновь появились силы. Он приподнялся и, держась за свою кроватку, попросил: «Я хочу увидеть маму». Врач ответил ему: «Ты будешь жить, а твоя мама умрет». Он вызвал отца и рассказал ему, что произошло, а тот сказал: «Ей надо перед смертью увидеть своего малыша». Вскоре мать стала приходить в себя и открыла глаза. Она увидела маленького мальчика, которого отец держал на руках, но смогла только сказать слабым голосом: «Сынок, сынок». Врач порадовал ее: «Ваш сын будет жить, кризис миновал». Мать посмотрела на своего мальчика, сказала: «Слава Богу» и, преклонив голову, умерла.

Подобно тому, как мать отдала свою кровь больному сыну, лишь бы он выжил, так и Иешуа Мессия отдал нам Свою кровь, чтобы мы обрели жизнь. Не пора ли нам отдать свое сердце Иешуа и все подчинить Ему, дабы, когда Мессия придет опять, мы получили бы спасение?