Пророки эпохи реформации

538-420 гг. до Р. Хр.

(Аггей, Захария, Малахия)

Книга пророка Аггея носит имя человека, в переводе с еврейского («Хаггай») означающее «праздничный» или «веселый». Предполагается, что он был рожден в праздничный день.

Авторство. После вавилонского пленения евреев Агтей был первым из пророков, о котором нам ничего не известно, за исключением того, что написано в Книге Ездры (5:1; 6:14). Возможно, что он был долгожителем и видел старый и новый храмы. Период жизни пророка Аггея можно считать связующим звеном между временем старого и временем нового храма.

Захария — современник пророка Аггея. Наименование Книги соответствует имени пророка и означает «Иегова помнит» или «Иегова, вспомни». Захария был, по-видимому, из колена Левина и занимал должность священника (Неем. 12:16; Зах. 1:1). Почти достоверно то, что он родился в Вавилоне, а свое служение начал приблизительно 10 лет спустя после возвращения из плена, т. е. в 520-м или 519-м г. до Р. X. По всей вероятности, пророк Захария дожил до окончания строительства храма, т. е. до 515-го года (Езд. 6:15),

Престарелый Аггей и молодой Захария принимали участие в великом событии — восстановлении храма. Сочетание их разного возраста взаимно дополняло их служение, что благотворно сказывалось на свидетельства о Живом Боге. Жизненный опыт Аггея. личное знание им прошлого времени соединились с молодостью и силой Захарии в этот критический момент истории парода Божьего,

Историческая обстановка, «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы его и неисследимы пути Его!» (Рим. 11, 33),

Рассматриваемая нами эпоха наполнена выдающимися событиями истории Древнего Востока. Это время больших перемен, когда на всемирно-историческую арену вышли народы индо-европейской группы. Могущественные семитские империи Ассирия и Вавилон близились к своему закату. Многонациональный мир, в котором так долго господствовали семиты, обрел новых повелителей в лице пришедших с севера персов и мидийцев.

Древнейшее пророчество, данное через праотца Ноя своим сыновьям Симу, Хаму и Иафету, обозначило последовательность, с которой народы, происшедшие от его сыновей, поочередно проявляли активность Владычество хамитов в Египте и Азии в эпоху с XV по XII вв. до Р. X. . особенно во времена знаменитой XVIII династии египетских фараонов, сменилось господством семитов — ассирийцев и вавилонян (с 745-го по 538-й г. до Р. X.). Но по вернейшему пророческому слову «Иафет должен был вселиться в шатры Симовы». Это предсказание исполнилось, когда потомки Иафета — мидяне и персы — основали свою огромную империю на территории, где долгие века проживали семиты, подчинив себе также и Египет. Персидская империя Ахаменидов простояла двести лет (с 538-го по 331-й г. до Р. X. ). Пришедшие на смену персам греки, а затем римляне продолжили эпоху, когда «Иафет жил в шатрах Симовых», еще на девятьсот лет, вплоть до 639-го г. по Р. X.

Мы видим взаимосвязь всех пророчеств, высказанных в абсолютно разное время. Если пророчество Ноя, данное в глубочайшей древности, определило последовательность событий, то пророки, жившие в последующие века, говорили в согласии со сказанным ранее. Когда в эпоху Исаии и Иезекииля Египет еще надеялся вернуть свое могущество в Азии, пророки определенно указали, что эта затея бесплодна, ибо наступили времена семитов. В рассматриваемый нами период, т. е. по окончании вавилонского пленения, пророки предвозвестили наступление времени, когда мидяне и персы уничтожат Вавилонскую деспотию (Ис. 45; Дан. 2, 7, 8).

Итак, Вавилон — краса царств, гордость халдеев — не устоял перед полчищами мидян и персов. Настал день, когда по площадям и центральным улицам Вавилона прошли бесчисленные колонны персидской армии. Многие народы, стонавшие под игом Вавилона, увидели в царях Мидо-Персии своих освободителей. Кир Великий был тем человеком, который собственноручно подписал декрет о даровании свободы многочисленным пленникам Вавилона. Он также благосклонно относился к религиозным взглядам разных народов. Декрет Кира от 538 г. до Р. X. (Езд. 1:1) позволил евреям вернуться на родину и отстроить храм в Иерусалиме. Следуя декрету, сравнительно небольшая группа бывших пленников покинула Вавилон и под руководством Зоровавеля (или Шешбацаря, Езд. 1:8), потомка Давида, направилась в родную землю. Спустя некоторое время они заложили основание второго храма. Древний мир еще раз получил возможность иметь святилище Истинного и Живого Бога.

Историческая последовательность событий при восстановлении храма после возвращения из Вавилона описана в Книгах Ездры и Неемии. Поскольку предметом нашего исследования являются пророческие Книги Аггея, Захарии и Малахии, то мы остановимся на рассмотрении вестей, содержащихся только в этих пророчествах. Что же касается последовательности событий, то они вкратце могут быть представлены в таком порядке:

1. Царь Кир издает декрет о возвращении из вавилонского плена евреев и повеление строить храм в Иерусалиме (осень 538 г. до Р. X. Езд. 1:14).

2. Первая партия иудеев числом около 50 тысяч человек, возглавляемая Зоровавелем и Иисусом Иоседековым, возвращается на родину:

а) закладывается фундамент будущего храма:

б) возникают первые трудности, враги иудеев — самаряне — мешают строительству (Езд. 3:12).

3. После смерти персидкого царя Камбиза наступает короткое правление лже-Смердиса; мстительные самаряне добиваются успеха, получив от царя указ о прекращении работ в Иерусалиме.

4. Вскоре лже-Смердис был свергнут царем Дарием Гистаспом. Пророки Аггей и Захария побуждают народ снова строить храм. Царь Дарий издает второй декрет о постройке храма (это придает иудеям силы) и утверждает первоначальный декрет Кира (Езд. 5:3; 6:13). Храм был построен на шестом году правления Дария в 516 г. до Р. X.

Вести, излагаемые в Книге пророка Аггея

1. Первая весть (Агг. 1:1-15);

а) безразличие осуждено (1:2-б);

б) причина засухи (1:711):

в) реакция народа на весть (1:12-15)

2. Вторая весть Аггея:

а) скорбевшие о первом храме не ободрены (2:1-5);

б) слава нового храма превзойдет славу прежнюю (2:6-9).

3. Третья весть Аггея (2:1019):

а) религиозный формализм не состоятелен (2:10-14);

б) благословения Божьи обещаны послушным (2:75-19).

4. Четвертая весть Аггея (2:75-19):

а) поражение народов, противостоящих Богу (2:20-22);

б) личное обещание Зоровавелю (2:25).

Со времени освобождения из Вавилона прошло восемнадцать лет. Улицы Иерусалима освобождались от груд мусора, и в разных местах поднимались новые дома. Снова появились ровные гряды, расчищенные под виноградники, сады обносились каменными оградами. Заложенный в первые годы прибытия фундамент храма зарос тернием. Работу остановила сильная рука самарянских правителей, и теперь все внимание народа и его заботы были направлены на строительство собственных домов и разработку участков. Многие решили, что время окончания семидесятилетнего плена еще не завершено (если считать с 586 г. до Р. X.), а потому нужно ждать лучших дней. Искренно любящие Бога души глубоко скорбели о таком повороте событий. Где те чудные обетования Исаии и Иезекииля о славе, которая ожидала Иерусалим и храм после возвращения из плена? Люди решили, что со своей стороны они выполнили все, но что можно сделать, если сам Господь не содействует им? В чем кроется причина? Видимо, еще не пришло время строить дом Божий?

В подобных случаях в истории Церкви результативен один совет: затруднения в работе Божьей будут вставать, но это сигнал для усиленной молитвы, для возрастания веры. Всякий барьер, воздвигнутый на пути народа Божьего, является условным знаком, указующим па необходимость самоисследования, раскаяния и осознания необходимости Божественного участия. Вести пророка Аггея прозвучали, как раскаты сторожевого колокола среди тишины десятилетнего застоя. Люди встрепенулись и слушали слова Божьи, обращенные к их дремлющей совести. Пророк обратил внимание на неудачи, постигающие их на протяжении ряда лет: неурожайные годы, бесплодные труды, убытки в деловых предприятиях («… зарабатывающий плату зарабатывает для дырявого кошелька», Агг. 1:6). «Так говорит Господь Саваоф: обратите сердце ваше на пути ваши. Взойдите на гору, и носите дерево; и стройте храм; и Я буду благоволить к нему, и прославлюсь, говорит Господь» (Агг. 1:7, 8).

Пророк Аггей ободряет строящих храм: «Взойдите на гору и носите дерева и стройте храм; и Я буду благоволить к нему и прославлюсь, говорит Господь». Агг. 1:8.

Строители храма не должны забывать о Божьих заповедях. «И опять поднял я глаза мои и увидел: вот летит свиток… Он сказал мне: это проклятие, исходящее на лицо всей земли; ибо всякий, кто крадет, будет истреблен… и всякий, клянущийся ложно, истреблен будет, как написано…» Зах. 5:1-3.

Начальники и израильский народ осознали обличения, данные им через пророка Аггея. Они чувствовали, что Бог принимал самое живое участие в их судьбе, и не осмеливались пренебречь неоднократными наставлениями, посланными им, а именно: как земное, так и духовное благосостояние зависит от их верного исполнения Божьих заповедей. Воодушевленные предостережениями пророка, «Зоровавель… и Иисус, сын Иоседеков, и весь прочий народ послушались гласа Господа Бога своего и слов Аггея пророка» (Агг. 1:12).

Как только Израиль выразил свою готовность повиноваться, сразу же за словами обличения последовало одобрение: «Я с вами! говорит Господь. И возбудил Господь дух Зоровавеля и дух Иисуса, и всего остатка народа, и они пришли, и стали производить работы в доме Господа Саваофа, Бога своего» (Агг. 1:13, 14). Возникает вопрос, почему Господь Бог был заинтересован в строительстве второго храма? Ведь еще за тридцать лет до этого через пророка Даниила было известно, что храм будет разрушен в конце 70-ти седьмин, т. е. по истечении 490 лет. Какой смысл возводить то, что однажды превратится в груду праха? Здесь открывается тайна сотрудничества Бога с человеком, осуществляющегося на протяжении всех веков. Все, что творят люди, временно и преходяще, но не в этом заключается результат человеческой деятельности. Во всем, над чем трудятся люди, должна присутствовать вера; и чтобы все, что созидается, делалось бы, как для вечности, с полной отдачей и старательностью, ибо тот дух, который люди вкладывают в работу, определяет их характер, А характер — это единственная ценность, которую человек возьмет с собой в вечность. Проходят века, и время все превращает в прах: жертвенники, когда-то воздвигнутые прилежной рукой Авраама; и сверкающий золотом храм Соломона, разрушенный алчными халдеями; а храм, возведенный Зоровавелем и украшенный Иродом, сожгут римляне; исчезнут места поклонения Богу, созидавшиеся в средние века, и молитвенные дома наших дней; но не исчезнет для вечности ни одно серьезное усилие тружеников Божьих всех веков, ибо «внимает Господь и слышит это и перед лицем Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его. И они будут Моими, говорит Господь Саваоф, собственностью Моею в этот день, который Я сделаю, и буду миловать их, как милует человек сына своего, служащего ему» (Мал. 3:16, 17).

В этом смысле и самоотверженный дух Зоровавеля и Иисуса, сына Иоседекова, и дух их современников, отмечены Богом для вечности. «В тот день, говорит Господь Саваоф, Я возьму тебя, Зоровавель, сын Салафиилев, раб Мой. говорит Господь, и буду Я держать тебя как печать; ибо избрал тебя, говорит Господь Саваоф» (Агг. 2:23).

Как благ великий Бог вечности, дающий свою оценку всему совершающемуся под солнцем! Как величественно и восхитительно сознание того, что у Него ничего не исчезает, ничто не забыто, ничто не прошло не замеченным! Храм, созидавшийся с такими большими затруднениями в эпоху Аггея, понадобился людям па ближайшие пять веков. В этот храм в определенный Богом день пришел «Желаемый всеми народами». Именно в этом храме Иисус провозгласил нетленную ценность жизни, созидаемой в Боге: «разрушите храм сей и в три дня воздвигну его».

Пророческие вести Книги Пророка Захарии

С вершины Елеонской горы и с других гор, окружающих Иерусалим, грандиозное строительство храма было похоже на большой муравейник, где неугомонно копошатся муравьи-строители. С презреньем и угрожающим негодованием смотрели на это северные соседи иудеев — самаряне. Из уст в уста передавалась насмешка: «Пройдет лисица и хвостом разрушит их стену». Сами строители чувствовали, как нелегко передвигать многотонные камни, некогда заготовленные Соломоном, как тяжело затаскивать наверх длинные бревна. Человеческий энтузиазм — великое дело, но, к сожалению, он быстро иссякает и на смену приходят усталость и неуверенность… Любовь Божья послала пророка Захарию к строителям, чтобы подкреплять их силы ободряющими словами. Восемь ярко запоминающихся видений свидетельствовали об участии небесных сил в делах человеческих, в земном предприятии.

Огромное синее небо, величественное и таинственное в своей неисчерпаемой глубине, не было безучастным и безмолвным. Урожайные годы, наступившие с возобновлением строительства, и указ нового могущественного царя Дария ясно свидетельствовали, что Бог, Которому служили жители Иерусалима, имел власть над силами природы и над царями земли. Престарелый Алтей и молодой Захария свидетельствовали с такой убежденностью, с какой только могут говорить люди, несущие весть одобрения тем, кто ее жаждет.

В первом видении перед Захарией предстал величественный ангел на коне и с ним другие сильные кони, с молниеносной быстротой обходящие землю. Это Божественные силы, контролирующие различные ситуации в мире. Они дают отчет Богу о состоянии всех земных царств. Из доклада следует: «обошли мы землю, и вот, вся земля Населена и спокойна» (Зах. I, 11).

Процветание языческих городов и внешний мир, который наступил во дни Дария, когда люди «строили и садили, женились и выходили замуж», забыв Бога, созидали свои капища и не заботились о развитии духовного состояния, не мог быть продолжительным и прочным. Господь говорит, что народы, живущие в покое, «усилили зло». Это зло — внутреннее нечестие, которое, достигнув определенной степени, опять выплеснется в яростных противоречиях и международных конфликтах. Чтобы такого не случилось, чтобы народы получили подлинный мир, среди них должны быть проповеданы принципы истины — жизнеутверждающие законы Божьи. Поэтому снова строится храм Живому Богу, храм, в котором будет совершаться служение, раскрывающее характер истинного Бога, Его великую жертвенную любовь, где будут звучать исполненные любви и праведности советы. «Посему так говорит Господь (Саваоф): Я обращусь к Иерусалиму с милосердием: в нем соорудится дом Мой. говорит Господь Саваоф, и землемерная вервь протянется по Иерусалиму» (Зах. 1:16).

Иерусалим являлся сердцем религиозной жизни Древнего мира, средоточием Иерусалима был его храм, там находилась Книга Закона — свидетельство Бога, данное людям о всех правилах жизни. Мир не мог жить без этих богооткровенных правил, без этой истины, сшедшей с небес, без тех духовных сил, которые открывались в словах пророков и в священных действиях храма. Все древние народы, окружающие Иудею, знали, что Бог исполнил над евреями и их главным городом двойное пророчество: Он наказал их семидесятилетним пленом, но явил свою милость снова, вернув их из плена перед глазами всех народов. «Все концы земли увидели спасение Божие». Персидские цари могли слышать от Ездры, Неемии и других сынов Авраама, что они привели в исполнение пророчества, сказанные за много лет до того. В древних свитках были точно обозначены события, которые исполнялись с потрясающей силой в их дни. Разве не пал Вавилон по Божьему слову, разве не господствовали вавилоняне над народами семьдесят лет, разве не мидяне и персы завладели сокровищами, хранящимися в недоступных хранилищах халдеев, разве не Кир издал указ об освобождении иудеев, разве не вернулись десятки тысяч людей на их родную землю? Разве Тир не получил снова независимость после 70 лет упадка? Разве могущественный Египет не завоеван от края до края, вопреки всем предсказаниям? Получив целую серию исторических свидетельств, языческие народы продолжали жить, как прежде и даже «усилили свое зло». Подобные явления часто повторяются, как неусвоенные уроки прошлых веков. Посему следующее пророчество дополняет предыдущее. «И поднял я глаза мои, и увидел: вот четыре рога. И сказал я ангелу говорившему со мною: что это? И он ответил мне: это роги, которые разбросали Иуду, Израиля и Иерусалим. Потом показал мне Господь четырех рабочих. И сказал я: что они идут делать? Он сказал мне так: эти роги разбросали Иуду, так что никто не может поднять головы своей; а сии пришли устрашить их, сбить роги народов, поднявших рог свой против земли Иуды, чтобы рассеять ее» (Зах. 1:18-21). Этим Господь показал, что, если потребуется усмирить врагов народа Божьего, то у Бога найдутся средства, чтобы сбить рога гордыни любому угнетателю.

Третье видение показывает нам то, что Бог желал соделать всем любящим Его: «И буду для него, говорит Господь, огненною стеною вокруг него и прославлюсь посреди него» (Зах. 2, 5).

Благоденствие — это плод праведной жизни, оно может быть длительным. Милость Господня — это самое желанное для Бога проявление Его характера. В восьмой главе пророк описывает ту картину, которую можно пожелать всякому городу и селению земли: «Так говорит Господь Саваоф: опять старцы и старицы будут сидеть на улицах в Иерусалиме, каждый с посохом в руке, от множества дней. И улицы города сего наполнятся отроками и отроковицами, играющими на улицах его» (Зах. 8:4, 5).

«Вот дела, которые вы должны делать: говорите истину друг другу; и по истине и миролюбив судите у ворот ваших. Никто из вас да не мыслит в сердце своем зла против ближнего своего, и ложной клятвы не любите; ибо все это Я ненавижу, говорит Господь» (Зах. 8:16, 17).

Четвертое видение говорит об опасности, о противодействии дьявола планам Божьим. «И показал он мне Иисуса, великого иерея, стоящего перед ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему». И сказал Господь сатане: «Господь да запретит тебе, сатана, да запретит тебе Господь, избравший Иерусалим! не головня ли он, исторгнутая из огня? Иисус же одет был внезапятнанные одежды и стоял перед Ангелом, Который отвечал и сказал стоявшим перед ним так: снимите с него запятнанные одежды; а ему самому сказал: смотри, Я снял с тебя вину твою, и облекаю тебя в одежды торжественные» (Зах. 3:1-4).

Дух пророчества об этом видении свидетельствует следующее: «Бедные, кающиеся грешники, слушайте слова Иисуса и верьте сказанному Им: «Который отвечал и сказал стоящим перед ним так: снимите с него запятнанные одежды, Я изглажу беззакония его, Я покрою его грехи, Я вменю ему Мою праведность. Запятнанные одежды сняты, ибо Христос говорит: «Я снял с тебя вину твою». После этого сын человеческий совершенно не заслуженно предстает пред Господом, очищенным от всякой неправды и облеченным в праведность Христа. О, сколь величественна эта одежда! Христос совершит для грешника еще больше этого»048

В пятом видении пророк Захария видит сияющий золотом светильник. С двух сторон светильника склоняются по две маслины. Из каждой ветви по трубочкам стекает золотое масло в общую чашечку, а из нее — по семи трубочкам и семи светильникам. Зеленеющие маслины — символ животворящего Слова Божьего, которое посредством Святого Духа наполняет сердца и поддерживает свет жизни.

«Тогда отвечал он и сказал мне так: Это слово Господа к Зоровавелю, выражающее не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф» (Зах. 4. 6).

«Две золотые трубочки, изливающие из себя золотое масло, представляют собой сердца живых посланников Божьих, которые несут слово Господа к народу в предупреждениях и увещеваниях. Слово, как здесь представлено, является золотым маслом, вытекающим из двух масличных деревьев, которые стоят около Господа всей земли. «Это крещение Святым Духом и огнем. Оно открывает души неверующих к обращению. Требования души могут быть исполнены только при помощи Святого Духа. Человек сам по себе сделать ничего не может, чтобы удовлетворить страстное желание и стремление сердца»049 .

Если в предыдущем видении провозглашалась необходимость праведности Христа, то в этом ясно говорится, что праведность может быть получена только в результате принятия Святого Духа верою. Ибо только Дух Святой может насадить в нас божественные свойства Иисуса. О, как важно было понять это в дни строительства храма и насколько жизненно необходимо сделать то же самое в наши дни!

Поэтому в Книге пророка Захарии мы можем прочесть: «Просите у Господа дождя во время благопотребное: Господь блеснет молниею и даст вам обильный дождь, каждому злак на поле» (Зах. 10, 1).

До сих пор ни один пророк не говорил так ясно о необходимости духовного перерождения души. Храм был зримой целью работы, для созидания его нужны были силы, средства, военная охрана. Но присутствовало главное, незримое — пребывание Духа Святого на всех этапах созидания. К этому опыту народ Божий шел на протяжении веков. И вот, в то время, когда еще не было стен города, когда не хватало строителей и не было воинов-защитников, когда со всех сторон возникали препятствия, становились особенно понятными слова: «не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь» (Зах. 4:6). Вот она, та непостижимая великая сила, которая преодолеет все препятствия, все трудности и совершит великую работу спасения.

Господь посылает Захарии еще три видения.

Шестое представлено в виде летящего свитка, на котором с одной стороны написано проклятие и обещание истребления всякому, кто крадет, а на другой стороне те же обещания клянущемуся ложно. Почему последовало это видение после столь чудных откровений любви Божьей? Видимо, часть людей, пришедших из Вавилона, позволяли себе эти грехи. «Кража является преступлением против людей, а ложная клятва — против Бога (Мф. 5:33-37). Эти два порока, по-видимому, были широко распространены среди иудеев, возвратившихся из плена, и здесь приведены как примеры общего падения морали050 .

Взаимосвязи между пророческими книгами

Весть о Первом пришествии была прочно связана со Вторым пришествием Христа во славе и установлением Царства Божия на земле. Вот почему в ряде пророчеств оба события как бы слиты воедино. Здесь сказываются сокращения исторической перспективы. Пророки Исаия, Иеремия и Иезекииль жили за 750-570 лет до Первого пришествия Христа, к тому же они еще и ожидали возвращения Израиля из плена Вавилонского. Зачастую происходило как бы наложение трех событий: возвращение из плена, пришествие Мессии и вечное Царство Божье. Премудрость Божья допустила такую подачу информации потому, что в действительности все три события должны были иметь место. Для людей поколений, живших во дни Исаии, важно было знать, что Царствие Божье восторжествует, им необходимо было иметь силу, чтобы преодолеть те бедствия, которые в их время постигли нацию. Они могли бы и не понять смысл и значение сведений о далеких событиях борьбы последних поколений.

Для людей, живущих после Вавилонского плена, в дни Захарии и Малахии, т. е. в середине V века, нужна была новая информация. Их воодушевлял факт исполнения пророчества Исаии, Иеремии и Иезекииля о возвращении из плена, т. к. они пережили это событие на опыте. Однако перед ними возник вопрос: почему не сразу исполняются все пророчества, включающие обетования вечного Царства Давида?

Однако предыдущие пророчества все-таки их не обманули — Царствие Божье ждет впереди, ибо не пришел еще обетованный Мессия. У людей еще было время приготовиться к пришествию Мессии. Чем оно может быть заполнено? Во-первых, возможностями, предсказанными Захарией и Малахией: «И это будет, если вы будете послушны». С другой стороны, пророчество Даниила также утверждает, что Христос придет, но до этого времени и во дни Его пребывания на земле произойдут события, потрясающие мерзостью запустения, и все случившееся приведет к страданиям Христа и разрушению храма и города (даны подробности). Вот две перспективы, и в конце которых Христос приходит, но если первая говорит о возможности подготовиться к Его встрече, как подобает встречать величайшую Личность истории, то вторая говорит, каковы будут результаты встречи Христа в случае духовной пассивности. Первое пришествие Христа исполнило до деталей пророчество Исаии, Даниила и Захарии о страданиях Христа. При Втором пришествии исполнятся те захватывающие события, которые произойдут при становлении Царства Славы.

Весть о страдающем Мессии была непонятна людям, тогда как весть о Мессии царствующем была желанной, но обе они были реальны; последовательность их раскрытия составила тайну Божию, тайну домостроительства Божия.

Книга пророка Малахии

Ветхозаветный кодекс заканчивается небольшой по объему Книгой пророка Малахии. Об авторе ее ничего не известно. Ясно только то, что она была написана между 435-м и 420-м г. до Р. X. Речи Малахии близки по содержанию к описанию времени Неемии и эпохи, наступившей после него.

Последний век перед началом греческого господства в Азии был временем распада персидской бюрократической системы. Власть персидских царей и их наместников, даровавших формальную веротерпимость народам, со всем ее скрупулезным надзором и мелочной регламентацией, создала фискальную систему, в которой личность постоянно чувствовала свою зависимость. Национальное самосознание и личное начало были скованы. Государственный деспотизм дополнялся еще и религиозным формализмом, получившим особое развитие в зороостризме, распространенном в персидской среде. Что же касается Иудеи, то в ней начинается эпоха законничества и формализма, которые пришли на смену язычеству предыдущих веков. Книга пророка Малахии — это короткий монолог, проложивший черту между упорным, уверенным в своей непогрешимости иудейством и Духом Божьим, говорящим через пророка. Малахия обращает внимание на то, с каким духом люди приходят на служение Богу, и на то, насколько скупа их жертвенность: «Вы приносите на жертвенник Мой нечистый хлеб, а говорите: трапеза Господня не стоит уважения. И когда приносите в жертву слепое, не худо ли это? Или когда приносите хромое или больное, не худо ли это? Поднесите это своему князю! Будет ли он доволен тобою и благосклонно ли примет тебя? — говорит Господь Саваоф» (Мал. 1:7, 8).

Весть к священникам

Как ни печально, но именно священники, которые были сведущими в законе, «послужили соблазном в законе, разрушили завет Левия, говорит Господь Саваоф» (Мол. 2:8).

Господь обращает внимание на торжественное и в высшей степени ответственное служение, вверенное священникам: «Закон истины был в устах его, и неправды не обреталось на языке его; в мире и правде он ходил со мною и многих отвратил от греха» (Мал. 2:6).

Эти слова раскрывают секрет духовной силы священнослужителя, который как и все люди обложен немощами и является объектом ожесточенных искушений сатаны. Священнослужитель может быть чистым и принципиальным в любое время, если только будет «ходить со Мною», говорит Господь. Во Христе, в неразрывной связи с Ним его сокровенная сила. Вся беда в том, «что вы не хотите приложить к тому сердца» (Мал. 2:2).

Однако вместо искреннего приближения к Богу многие священнослужители решили довести до величайшей строгости и пунктуальности сам ритуал жертвоприношений, что и создало впоследствии фарисейскую идеологию законничества.

Вероломство по отношению к Богу и ближнему

Малахия говорит о преступном отношении некоторых мужей к своим женам. Они оставляли жен и искали себе других, зачастую среди язычников. Получив на руки разводное письмо, женщина лишалась дома, изгонялась из своей семьи. Муж, на которого жена так много работала, начинал замечать, что она уже не столь привлекательна, что поблекла красота ее. В таких случаях многие из мужей, оставляя своих жен, старались узаконить повторные браки. А чтобы успокоить свою совесть, они были готовы принести Господу дары, «но Он не презирает более на приношение и не принимает умилостивительной жертвы из рук ваших. Вы скажите: «за что?» За то, что Господь был свидетель между тобою и между женою юности твоей, против которой ты поступал вероломно, между тем как она подруга и законная жена твоя… Итак, берегите дух ваш, и никто не поступайте вероломно против жены юности своей» (Мал. 2:14, 15}.

В Новом Завете воплотившийся Сын Божий будет и дальше развивать эту мысль; Он ограничит произвольное желание развестись, за исключением вины прелюбодеяния. Духовная истина противостоит плотской похоти и эгоизму. В эпоху произвола и бесправия Бог возвышает Свой голос в защиту обиженных и отвергнутых. В этом мы справедливо можем отметить нравственное превосходство божественной истины над нравами, культурой и юридическими постановлениями эпохи.

Человеческая совесть слишком слабое начало, способное поддерживать должный уровень нравственной жизни. Люди часто вступают в сделку со своей совестью, они готовы хорошо продумать выход из создавшегося положения и найти оправдание любому беззаконию. Так было и в те времена. Женщине, которая надоела мужу, можно было дать разводное письмо, затем поплакать у жертвенника, принести в жертву козленка и быть совершенно спокойным.

Чтобы человеческая мораль не опускалась до уровня прикрытия зла, чтобы человеческая совесть оставалась чуткой, необходимо присутствие Божьего влияния, постоянно работающего над возвышением духовной культуры людей.

Заключительные мысли Книги

Книга Малахии заканчивается пророчеством о том, что настанет день, когда «внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангела завета. Которого вы желаете: вот, Он идет, говорит Господь Саваоф» (Мал. 3:1).

«Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше… Впоследствии, как змей, оно укусит… Глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное…» (Притч. 23:31- 33).

Многие почтенные мужчины, оставляя своих жен, старались узаконить повторные браки. Чтобы успокоить совесть, они готовы были принести жертвы Господу. Но Господь обличал их через пророка Малахию: «Итак берегите дух ваш, и никто не поступай вероломно против жены юности своей» (Мол. 2:15).

Ясно и определенно еще за четыреста лет до Христа предсказано, что Господь придет в храм внезапно, неожиданно. Он есть и Ангел завета, ибо в Нем Бог Отец заключил Новый Завет со всеми народами земли. И несмотря на то, что иудаизм своим закостенелым духом формализма совершенно отверг Христа, великие предсказания древних пророков о пришествии Мессии исполнились. Мир получил то, в чем более всего нуждался: источник для омытая греха и нечистоты (см. Зах. 13:1), источник для обновления своих духовных сил, жизнеутверждающую надежду на воскресение из мертвых и торжество вечного над временным. В Божественной любви Христа каждая верующая душа получает исцеление и свет немеркнущей надежды. Но где же обещанное Царство славы? Оно непременно грядет, когда на земле завершатся все исторические процессы борьбы добра и зла.

Последние слова Книги пророка Малахии исполнены необычайной торжественности: грех и все, поступающие нечестиво, будут уничтожены: «попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей. А для вас, благоговеющие перед именем Моим, взойдет солнце правды и исцеление в лучах Его…» (Мая. 4:1, 2).

Очищенное от греха человечество наследует обновленную землю, на которой никогда не будет насилия, нечестия и надругательства над любым творением Божьим,

Краткие обобщения

1. Пророки Аггей и Захария были призваны Богом для совместной работы в эпоху восстановления храма.

2. Господство в Азии семитов — ассирийцев и вавилонян — сменилось преобладанием потомков Иафета — мидян и персов, — в соответствии с древним пророчеством Ноя и согласно пророчеств Исаии.

3. Кир издает указ об освобождении евреев из плена (осень 538 г. до Р. X.). Иудеи в количестве около 50 тыс. человек возвращаются в Иерусалим под руководством Зоровавеля.

4. Строительству храма препятствуют самаряне во времена царя лже-Смердиса. Работа временно приостановлена.

5. Господь через Малахию и Захарию побуждает снова строить дом Божий; царь Дарий Гистасп издает в 520 г. до Р. X. повторный указ о восстановлении храма.

6. Пророческие вести Аггея содержат обличения иудеев за их привязанность к земному и временному, по и ободряют строящих храм.

7. Пророческие вести Захарии содержат восемь видений: первое видение — Всадник (1:1-17); второе видение — четыре рога и четыре рабочих (1:18-21); третье видение — муж с землемерной вервью в руках (2:1-13); четвертое — Иисус и сатана (3:110); пятое — золотой светильник и две маслины (4:1-14); шестое — летящий свиток (5:/- 4); седьмое — ефа и женщина (5:1-11); восьмое — четыре колесницы (6:1-8).

8. В последующих главах в смешанном порядке даются вести о Первом пришествии Христа на землю, о Его страдании и о торжестве Царства Божьего в конце.

9. Книга пророка Малахии, написанная сто лет спустя, около 425 г. до Р. X.. свидетельствует о глубоком падении нравов народа.

10. Пророк осуждает небрежность служения священников и формализм народа, а особо порицает вероломство иудеев в отношении к их женам.

11. Книга содержит весть о Первом пришествии Христа в Его храм, о верном остатке, о наказании нечестивых и становлении Царства правды и добра.

048 SDA Bible Commentary, Washington D. С., Review and Herald Publishing Association, 1976. v. 4, p. 1178.

049 Ibid., p. 1180.

050 SDA Bible Commentary, Washington D. C., Review and Herald Publishing Association. 1976. v. 4, p. 1096.

«И земля осквернена под живущими на ней; ибо они преступили законы, изменили устав, нарушили вечный завет.» Ис. 24:5