Библиотека soteria.ru
Затерянные королевства
Алексей Опарин
Дата публикации: 20.04.13 Просмотров: 9133 Все тексты автора Алексей Опарин
Глава 6. Странный порт и Затерянная страна
«Царь Соломон также сделал корабль в Ецион-Гавере, что при Елафе, на берегу Чермного моря, в земле Идумейской. И послал Хирам на корабле своих подданных корабельщиков, знающих море, с подданными Соломоновыми; и отправились они в Офир, и взяли оттуда золота четыреста двадцать талантов, и привезли царю Соломону» (3 Цар. 9:26—28). Исследование сообщений этих трёх стихов явилось наиболее сложным из относящихся к соломонову правлению. Первые данные по этому вопросу были получены в ходе работы американской археологической экспедиции под руководством доктора Нельсона Глюка. Опираясь на библейские сообщения, помещавшие Ецион-Гевер в районе города Елафа, профессор в течении почти трёх лет с 1938 по 1940 гг. ведёт раскопки холма Телль-эль-Хелейфех, отвечающего библейской топографии соломонова порта. Кстати, где начать раскопки, археологу подсказал стих из Писания, на который его натолкнули размышления о данных, полученных им в ходе раскопок, которые он вёл у берегов Акабского залива. «Началась первая стадия раскопок, и внимательное исследование принесло неожиданно быстрый результат. Были найдены рыболовные крючки, сделанные из меди. Затем — черепица и остатки стен. На некоторых неотесанных глыбах в окрестностях Телля были заметны прожилки зелени — это был шлак. Ученым повсюду встречался этот характерно окрашенный песчаник. Однажды вечером, сидя в своей палатке, Глюк обдумывал результаты последних дней работы. Они не представляли собой ничего особенного. А между тем впереди его ждало исследование всей трансиордании. Глюк хотел проникнуть в прошлое Едома, Моава, Аммона — вплоть до самого Дамаска. Просматривая свои записи, он внезапно задумался, железная руда и малахит в Вади-эль-Араба… остатки стен, шлак и медные рыболовные крючки, найденные в этом холме, поблизости от его палатки… и всё это в непосредственной близости к заливу, который в Библии называется „Красным морем“. В задумчивости Глюк открыл Библию и отыскал место, где Красное море упоминается в связи с именем великого царя: «Царь Соломон также сделал корабль в Ецион-Гавере, что при Елафе, на берегу Чермного моря, в земле Идумейской» (3 Цар. 9:26). В библейские времена Едом спускался прямо к заливу Красного моря. Может быть, этот холм?.. Было решено на следующий день провести тщательное исследование Телль-эль-Хелейфеха. Когда археологи добыли материал из контрольных шахт, то обнаружили, что в нескольких местах на одинаковом уровне они наталкиваются на фундамент стены. Ниже шел чистый грунт. По найденным черепкам учёные определили возраст каменной кладки. Он относился к началу 1000 г. до н. э. — к периоду правления Соломона». [Келлер. Указ. соч. С. 229—230]. В своём официальном отчёте доктор Глюк пишет: «Ецион-Гевер возник в результате тщательной планировки и был образцовой постройкой по своей архитектуре и техническому мастерству. Фактически весь Ецион-Гевер, учитывая его местоположение и время постройки, был феноменальным индустриальным городом, не имеющим себе равного за всю историю древнего Востока. Ецион-Гевер — это Питтсбург древней Палестины, и в то же время — важнейший морской порт». [Цит. по Келлер. Указ. соч. С. 233—234]. Однако, найдя город, укрепления, богатую керамику и пр., Глюк не находит в ходе раскопок ни одного следа того, что здесь когда-то было судостроение. Словом, найден порт без самых главных признаков порта. Это позволило другому археологу, работавшему в этих местах после Глюка, в 1959 году, Бено Ротенбергу заявить, что Ецион-Гевер следует искать не под холмом Телль-эль-Хелейфех, а недалеко от холма в заливе, на маленьком островке, известном сегодня как коралловый остров. Однако так «до сегодняшнего дня, несмотря на археологическую подводную экспедицию, не найдены ни корабли, ни верфь, да и вообще какие-нибудь реликты времен Соломона». [Бейер. Указ. соч. С. 160]. Что, впрочем, не мешает считать, что остров мог быть использован в портовом комплексе Ецион-Гевера. [Грандт М. История Древнего Израиля. М.: Тера, 1998. С. 100]. Потому вновь вернулись к раскопкам Глюка, в ходе которых был безусловно обнаружен город времён Соломона, совпадающий с данными библейской топографии. Но как же быть с отсутствием следов судостроения? Тогда учёные внимательно стали вчитываться в библейское сообщение. «И прислал ему Хирам чрез слуг своих корабли и рабов, знающих море, и отправились они с слугами Соломоновыми в Офир, и добыли оттуда четыреста пятьдесят талантов золота, и привезли царю Соломону» (2 Пар. 8:18). «Согласно этому, в Ецион-Гевере корабли не строились, а происходило все это в Финикии. Разобранные на части, они перевозились наземным путем в Ецион-Гевер и там вновь собирались. Спустя 200 лет после Соломона подобное, должно быть, проделала царица Семирамида. Она приказала финикийцам-кораблестроителям построить корабли, которые могли быть разобраны и перевезены по суше. Возможно, что верфи в Ецион-Гевере никогда и не было». [Бейер. Указ. соч. С. 157]. «Ецион-Гевер Соломон сделал важным центром внешней торговли. Израильтяне никогда не были мореплавателями и ничего не знали о кораблестроении. Но финикийцы имели в этом практический опыт, накопленный в течении многих столетий. И Соломон послал в Тир за специалистами для своих верфей и за моряками для своих кораблей. «И послал Хирам на корабле своих подданных корабельщиков, знающих море, с подданными Соломоновыми» (3 Цар. 9:27). Ецион-Гевер был хорошо оборудованным и мощно защищённым центром международной торговли, из которого корабли отправлялись в таинственные плавания к далёким и неведомым берегам». [Келлер. Указ. соч. С. 236]. Выгоды Соломона были от этого безусловны, но не остался в накладе и царь финикийского Тира Хирам. Ведь Ецион-Гевер давал также финикийцам выход к Красному морю. [Бейер. Указ. соч. С. 157]. «Соломон и тирский царь Хирам создали „хубур“ — торговое товарищество». [Elat M. The Monarchy and the Development of Trade in Ancient Israel // State and Temple Economy in the Ancient Near East. Leuven, 1979. P. 539]. В результате этого тирийцы получили возможность использовать израильский порт Ецион-Гевер на Красном море. [Wissmann H. Ophir and Havila // Realen-cyclopädie der classischen Altertumswissenschaft, 1970. Bd XII. P. 969—976]. Местонахождение страны Офир до сих пор окончательно не установлено. Хотя большинство учёных располагает её в районе Аравийского полуострова. «геологи всё больше склоняются к идентичности библейской золотой страны и юго-западной Аравии. Американский горный инженер Карл Твичел уже предпринял в 1932 г. разведку золота по просьбе короля Ибн Сауда в Магд Ас-Сахаб („Колыбель золота“), области, расположенной между Меккой и Мединой. Он открыл древние рудные и золотые копи и смог доказать, что здесь золото буквально лежало в песке. Его предположение: Магд Ас-Сахаб — Соломонов Офир. Современными методами добычи золота ещё в 1934—1954 гг. его извлечено на сумму 23 млн. долларов. По ходу дела вокруг Магд Ас-Сахаба было найдено 55 древних золотых копей. В 70 гг. ученые подтвердили исследования, проведенные поисковой группой Соединённых Штатов под руководством К. Твичела. После этого уже становится ясно, что только область в Магд Ас-Сахабе и вокруг него способна соответствовать тому сказочному количеству золота, которым вправе был хвастать Соломон». [Бейер. Указ. соч. С. 162—163]. Однако окончательный вопрос о местонахождении Офира ещё является в науке открытым. Но если Офир удерживает пока ещё свои многие тайны, то другая, не менее загадочная и таинственная страна времён царя Соломона открыла их пред взором удивлённого мира. В следующей главе мы совершим археологическое путешествие в державу царицы Савской. В отношении же богатства царь Соломон в конце своей жизни скажет: «Надеющийся на богатство свое упадет; а праведники, как лист, будут зеленеть… потому что богатство не навек, да и власть разве из рода в род?» (Прит. 11:28; 27:24).