Библиотека soteria.ru
Кривые зеркала
Алексей Опарин
Дата публикации: 20.04.13 Просмотров: 9506 Все тексты автора Алексей Опарин
Глава 13. Тайны динозавров
«Да проклянут ее проклинающие день, способные разбудить левиафана!» (Иов 3:8). С упоминанием Левиафана мы будем много раз встречаться в книге Иова. И потому для лучшего понимания необходимо сделать комплексный анализ всех библейских упоминаний об этом существе в контексте как зоологии, так и истории религиозных представлений. Итак, как же Библия описывает это существо? Для начала необходимо отметить, что еврейское слово таннин, переведенное в книге Иова 3:8 как левиафан, в других местах переводится то как крокодил, то как бегемот, то как дракон, или гиппопотам. Эти ошибки переводчиков были вызваны тем, что они не могли подобрать среди известных им животных то, описание которого даёт Библия. Что же это за описание? «Вот бегемот, которого Я создал, как и тебя; он ест траву, как вол; вот, его сила в чреслах его и крепость его в мускулах чрева его; поворачивает хвостом своим, как кедром; жилы же на бедрах его переплетены; ноги у него, как медные трубы; кости у него, как железные прутья; это — верх путей Божиих; только Сотворивший его может приблизить к нему меч Свой; горы приносят ему пищу, и там все звери полевые играют; он ложится под тенистыми деревьями, под кровом тростника и в болотах; тенистые дерева покрывают его своею тенью; ивы при ручьях окружают его; вот, он пьет из реки и не торопится; остается спокоен, хотя бы Иордан устремился ко рту его. Возьмет ли кто его в глазах его и проколет ли ему нос багром? Можешь ли ты удою вытащить левиафана и веревкою схватить за язык его? вденешь ли кольцо в ноздри его? проколешь ли иглою челюсть его? будет ли он много умолять тебя и будет ли говорить с тобою кротко? сделает ли он договор с тобою, и возьмешь ли его навсегда себе в рабы? станешь ли забавляться им, как птичкою, и свяжешь ли его для девочек твоих? будут ли продавать его товарищи ловли, разделят ли его между Хананейскими купцами? можешь ли пронзить кожу его копьем и голову его рыбачьею острогою? Клади на него руку твою, и помни о борьбе: вперед не будешь» (Иов 40:10—27); «Надежда тщетна: не упадешь ли от одного взгляда его? Нет столь отважного, который осмелился бы потревожить его; кто же может устоять перед Моим лицем? Кто предварил Меня, чтобы Мне воздавать ему? под всем небом все Мое. Не умолчу о членах его, о силе и красивой соразмерности их. Кто может открыть верх одежды его, кто подойдет к двойным челюстям его? Кто может отворить двери лица его? круг зубов его — ужас; крепкие щиты его — великолепие; они скреплены как бы твердою печатью; один к другому прикасается близко, так что и воздух не проходит между ними; один с другим лежат плотно, сцепились и не раздвигаются. От его чихания показывается свет; глаза у него как ресницы зари; из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры; из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла. Дыхание его раскаляет угли, и из пасти его выходит пламя. На шее его обитает сила, и перед ним бежит ужас. Мясистые части тела его сплочены между собою твердо, не дрогнут. Сердце его твердо, как камень, и жестко, как нижний жернов. Когда он поднимается, силачи в страхе, совсем теряются от ужаса. Меч, коснувшийся его, не устоит, ни копье, ни дротик, ни латы. Железо он считает за солому, медь — за гнилое дерево. Дочь лука не обратит его в бегство; пращные камни обращаются для него в плеву. Булава считается у него за соломину; свисту дротика он смеется. Под ним острые камни, и он на острых камнях лежит в грязи. Он кипятит пучину, как котел, и море претворяет в кипящую мазь; оставляет за собою светящуюся стезю; бездна кажется сединою. Нет на земле подобного ему; он сотворен бесстрашным; на все высокое смотрит смело; он царь над всеми сынами гордости» (Иов 41:1—26); «Разве я море или морское чудовище, что Ты поставил надо мною стражу?» (Иов 7:12); «Боже, Царь мой от века, устрояющий спасение посреди земли! Ты расторг силою Твоею море, Ты сокрушил головы змиев в воде; Ты сокрушил голову левиафана, отдал его в пищу людям пустыни. Ты иссек источник и поток, Ты иссушил сильные реки. Твой день и Твоя ночь: Ты уготовал светила и солнце; Ты установил все пределы земли, лето и зиму Ты учредил» (Пс. 73:12—17); «Там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем» (Пс. 103:26). Суммируем особенности этого животного, названного здесь бегемотом (хотя в книге Иова 3:8 это слово переведено как левиафан). Итак, данное животное обладает мощным, как кедр, хвостом, ногами, как медные трубы; обитает в болотах и реках, обладает мощнейшими зубами; из пасти его выходит огонь, а из ноздрей — дым; питается травой; мощная шея; кожу его нельзя пронзить копьем. Как видим, это описание не может соответствовать бегемоту, у которого нет огромного, подобно кедру, хвоста, из ноздрей у него не выходит дым, а из пасти — огонь. К тому же, на бегемотов проводилась охота с самой зари человеческой истории и даже сегодня полудикие племена убивают данное животное копьями. Хотя, конечно, кожа у него крепкая, но не настолько, чтобы не быть пробитой копьем. К тому же, хотя ноги бегемота мощные, но сравнение их с медными трубами вследствие их весьма и весьма небольшой длины так же явно неудачно. А если учесть, что сравнения в книге Иова всегда весьма точны, как и во всей Библии, то заподозрить здесь автора в неудачном сравнении нельзя. Не отвечает данное описание и крокодилу, у которого ноги совсем невелики, и к трубам точно уж не имеют отношения. Нет, не выпускает он также огня и дыма, да и питается крокодил явно уж не травой, являясь хищником. И так же, как и на бегемота, охота на крокодила проводилась веками. Утверждение о том, что в этих текстах упоминается сказочное животное или аллегория также неверно. Ибо его описание даётся как пример, хорошо известный Иову, который может продемонстрировать ему могущество и непостижимость Божьих путей. Давать в виде наглядного примера то, что не существует, что не знает Иов, конечно же, бессмысленно. К тому же, даются детали описания его силы, его отдельных частей, которые нельзя поразить ни луком, ни копьем, т. е. привычными и знакомыми для Иова средствами нападения. Но в то же самое время среди современных нам представителей животного мира мы не найдем того, кто бы отвечал данным описаниям. Да, действительно, сегодня подобных существ нет. Но ведь еще десять—двадцать лет назад на нашей планете обитали многие виды тигров, оленей, медведей, которые сегодня вымерли. А если мы с помощью археологии заглянем чуть дальше, примерно, скажем, в X в. до х. э., то там мы увидим пещерного льва, пещерного медведя или пещерного носорога, остатки которых сегодня обнаруживаются при раскопках. Так в знаменитых пещерах Крыма, в частности, в Красной пещере, или пещере Эмине-Баир-Хосар найдены кости пещерного медведя, демонстрируемые сегодня посетителям. Если же мы заглянем еще дальше в историю земли, то там мы встретим знаменитых динозавров. Это слово со школьной скамьи овеяно, с одной стороны, ореолом таинственности и романтизма, а с другой — обилием фактического материала при остающихся открытыми практически всех связанных с ними вопросов. Как они жили? Почему вымерли? Согласно старой научной теории, базировавшейся на дарвинизме и известной нам со школьной скамьи, динозавры появились в результате эволюции около 235 млн. лет назад, задолго до появления людей, с которыми, якобы, динозавры никогда не встречались. Затем вследствие неясного страшного катаклизма, они, согласно одной версии, полностью вымерли, а по другой — эволюционировали в различных современных животных, в частности, крокодилов. Однако, эта теория, как сегодня уже признано научным мировым сообществом, не выдерживает не только научной критики, но и противоречит сама себе, будучи просто лишенной здравого смысла. Ибо действительно, если исходить из тех же постулатов эволюции, великим динозаврам превращаться в маленьких по сравнению с ними крокодилов или черепах не логично. И если резкое изменение климата привело к невозможности существования, то откуда взялось время на длительный эволюционный процесс? Во-вторых, не найдено ни одного промежуточного звена перехода от динозавра к крокодилу, черепахе или другому какому-либо животному. Третье. Исследуя летописи древних народов, ученые обнаружили множественные упоминания о встречах людей с существами, которых летописцы называли драконами. [Купер Б. После потопа. Ранняя история Европы. Симферополь, 1997. С. 106]. И если вначале к данным сообщениям относились крайне и крайне скептически, приписывая их издержкам религиозной фантазии, то затем, вчитавшись в эти сообщения, ученые увидели, что в них содержатся точные описания некоторых видов динозавров, останки которых были найдены лишь в наше время и о существовании которых средневековые летописцы знать просто не могли. Вообще первой зафиксированной наукой находкой остатков динозавров считают 1677 год, когда доктор Роберт Плот обнаружил громадные кости. [Benton M. Dinosaurs: An A-Z Guide, Derrydale Books, New York, 1988. P. 14]. Потому сегодня научный мир признает, что большинство описаний средневековых летописцев было описанием еще существовавших тогда динозавров. [Cooper B. After the Flood. New Wine Press; West Sussex, England, 1995. P. 130—161]. Эти сведения содержатся в эпосе древних шумеров (2000 г. до х. э.), истории Александра Македонского (IV в. до х. э.), китайских летописях, англосаксонских средневековых хрониках [Гальфрид Монмутский. История бриттов. М.: Наука, 1984. С. 74], и т. д. и т. д. Наиболее полные описания нам оставили древние обитатели Британии, на пустынных островах которой динозавры, видимо, просуществовали дольше всего. «Бритты, от которых происходят современные валлийцы, донесли до нас самые древние в Европе описания чудовищных рептилий, одна из которых около 336 г. до Р. Х. уничтожила и проглотила короля Морвида (Моррида). Об этом случае рассказывает Гальфрид Монмутский: „Чудовище накинулось на него и, разверзши пасть во всю ширь, проглотило его, точно малую рыбку“. Гальфрид называет это чудище Белуа. Передуру — не древнему королю (306—296 гг. до Р. Х.), а жившему гораздо поздней сыну графа Эфрауга, — повезло больше, чем Морвиду: ему удалось уничтожить чудовище под названием афанк (addanc; произносится как афанк) в местности Ллин Ллион в Уэльсе. В других районах Уэльса сохранились воспоминания и о другом виде рептилий: каррог. Афанк дожил до сравнительно недавних времен в таких местах, как Бедд-ир-Афанк близ Бринбериана, Ллин-ир-Афанк над Беттс-и-Коед на реке Конви (убийство одного из чудовищ в этой местности было описано в 1693 г. Н. Э.), и Ллин Барфог. Название „каррог“ увековечено в топонимах Каррог (близ Коруена) и Дол-и-Каррог (в долине Конви). Этот рассказ примечателен во многих отношениях, поскольку он не похож на прочие рассказы о драконах. В нем идет речь не об одиноких чудовищах, а о небольших существах, живших колониями и совсем не похожих, к примеру, на своих более крупных сородичей, которые гнездились на древнем могильном кургане в Треллех-а’р-Бетвс в графстве Дифед. Но говоря об Уэльсе, стоит заметить, что в Лланбардан-и-Гарраг („гарраг“ — не искаженное ли это „каррог“?) в церкви имеется гравюра местной гигантской рептилии с огромными лопастеобразными плавниками, длинной шеей и маленькой головкой. В Сноудоне есть озеро Глазлин, где афанка видели еще в 1930 году: два альпиниста, глядя с горы на озеро, наблюдали существо с длинным серым туловищем, которое вынырнуло из глубин озера, высунуло голову, а потом вновь скрылось под водой. [Whitlock R. Here Be Dragons. Allen S. Unwin. Boston, 1983. P. 133—134]. Насчитываются сотни таких свидетельств. В Англии и Шотландии, опять же в относительно недавние времена, во многих местах замечали огромных рептилий-чудовищ. В конце этой главы приводится таблица с перечнем 81 места только на Британских островах, где были замечены драконы (а всего в Британии около 200 таких мест); но наиболее существенным в рамках данного исследования является тот факт, что немалая часть встреч, а иногда и столкновений с динозаврами относится к сравнительно недавним временам. Например, хроника 1405 года сообщает о гигантской рептилии в городе Бурес в Суффолке: „Неподалеку от города Буреса, что близ Садбери, к великому прискорбию всего народа, недавно появился дракон, огромный телом, с гребнем на голове, с зубами как зубья пилы и хвостом невероятной длины. Он убил пастуха и сожрал множество овец“. Попытка местных лучников уничтожить дракона оказалась безуспешной из-за его непробиваемой шкуры. После этого: …чтобы уничтожить его, собрали народ со всей округи. Но увидев, что к нему снова подступают со стрелами, дракон устремился в болото, скрылся в тростнике, и больше никто его не видел. [Simpson J. British Dragons. B. T. Batsford LTD. London, 1980. P. 60]. Позже, в XV веке, в одной из хроник, которая уцелела и хранится в библиотеке Кентерберийской церкви, сообщается о следующем случае. 26 сентября 1449 года, в пятницу, после обеда, на берегу реки Стоур (у деревни Литтл Корнард), обозначающей границу между Суффолком и Эссексом, наблюдали сражение двух великанских рептилий. Одно чудовище было черным, а второе „рыжеватым и пятнистым“. Битва, „к удовольствию наблюдавших ее“, длилась целый час, после чего черное чудовище сдалось и вернулось в свое логово. Место, где это произошло, с тех пор получило название „Шарпфайт Мэдоу“ (Поляна Жаркой Битвы). В августе 1614 года в хронике была самым серьезным образом описана встреча со странной рептилией в лесу Сент-Леонард в Суссексе. Чудище видели около деревни Дрэгонз Грин (Драконья Зелень), получившей свое название задолго до описываемого случая: Этот змей (или дракон, как называют некоторые), по свидетельствам очевидцев, имел длину в девять футов [около 3 м], если не больше, а по виду напоминал ось телеги: в середине толще, а по бокам меньше. Передняя часть его, которую он вытягивал наподобие шеи, длиной приблизительно в один эль [3 фута 9 дюймов, или 114 сантиметров], и на ней — белое кольцо, по виду из чешуек. Чешуя на спине у него черного цвета, а на брюхе — красного… сообщалось также, что у него огромные лапы, но здесь зрение очевидцев могло и изменить им, поскольку многие полагают, что у змеев нету ног… [Дракон] спасался (как мы это называем) с такой же скоростью, с какой бегают люди. Пищу [кроликов] он, должно быть, большей частью находит в охотничьих угодьях, куда часто наведывается… Еще на боках у него видели два огромных нароста размером с ножной мяч, которые (как думают некоторые) со временем вырастут в крылья; но, я надеюсь, что Бог защитит несчастных людей, живущих в этой округе, и уничтожит его прежде, чем он научится летать. [Simpson. Ibid. P. 118]. Этого дракона видели в разных местах в радиусе трех-четырех миль, и в отчете указаны имена очевидцев, в том числе Джон Стил, Кристофер Холдер, некая „вдова, проживающая близ Фэйгейта“ и „возчик из Хоршема, расположившийся на постоялом дворе Уайт Хорс в Саутверке“. Один из местных жителей натравил на чудовище двух своих мастиффов; он не только лишился собак, но и еле-еле спасся бегством, потому что дракон, как было известно, уже убил мужчину и женщину, изрыгнув на них смертоносный яд. Когда кто-либо неумышленно приближался к нему, дракон, по свидетельству автора памфлета, … имел вид весьма высокомерный; если он видел людей или скот, или же слышал их голоса, то, вытягивая шею и поднимая голову, прислушивался к ним и глядел на них свысока и с великой надменностью. Именно таковы, по свидетельствам очевидцев, типичные повадки драконов. 27—28 мая 1669 года люди неоднократно видели огромную рептилию, о чем сообщается в памфлете Истинное описание чудовищного змея, виденного в Хенеме (Эссекс) на холме в Саффрон-Уолдон. В 1867 году последний раз наблюдали дракона, обитавшего в лесах вокруг Фиттлворта в Суссексе. Этот дракон шипел и плевался в сторону людей, которые случайно приближались к нему, но ни разу не причинил никому вреда. Можно привести множество подобных примеров. Упоминаний о встречах с драконами в разные века слишком много, и география их слишком широка, чтобы считать их сказками. Например, принято считать, что знаменитое лох-несское чудище из Шотландии выдумано в местном бюро по туризму, чтобы привлечь любопытных. Но Лох-Несс — не единственное шотландское озеро, где отмечено появление драконов. В последние годы в связи с драконами упоминались Лох-Ломонд, Лох-Эйв, Лох-Раннох и находящееся в частном владении озеро Лох-Морар (глубиной более 300 метров). Со времени окончания последней войны в одном только Лох-Морар драконов замечали более сорока раз, а в Лох-Несс за тот же период — более тысячи раз. В XVIII веке, в озере Ллин-и-Гэдер в Сноудоне, Уэлльс, произошло следующее. Некий человек пошел купаться и, когда он доплыл до середины водоема, его друзья на берегу заметили, что его преследует …какое-то длинное существо, которое медленно плыло за ним, извиваясь. Они побоялись поднимать шум, но двинулись навстречу к приятелю, подплывавшему к берегу. Но когда он был уже совсем близко, существо подняло голову и кольцами обвило туловище пловца, прежде чем кто-либо успел прийти на помощь… [Ibid. P. 21]. Видимо, тело этого человека так никогда и не было найдено. В начале нынешнего века имел место вот какой случай. Он описан некой Леди Грегори из Ирландии в 1920 году: …старики рассказывали мне, что, купаясь там [в ирландском озере Лог-Грейни], видели, как человек вынырнул из воды, и за ним бросилось нечто, напоминающее огромного угря… [Gregory, Lady. Visions and Beliefs in the West of Ireland. L., 1976]. К счастью, в этом случае человек успел увернуться и выбраться на берег; но для нас важно то, что это — лишь одно из великого множества воспоминаний о совсем недавних встречах людей с обитающими в озерах чудищами, которых непременно назвали бы динозаврами, если бы были найдены их ископаемые останки. Британские острова — не единственное место, где имеются письменные свидетельства о таких случаях. Их можно найти практически в любой части мира. [Steiger B. Worlds Before Our Own W. S. J. Mackay Ltd. Chatham (England). 1980. P. 41—66]. Например, английский первопечатник Уильям Кэкстон сохранил для нас следующее воспоминание о гигантской рептилии, встреченной в средневековой Италии. В великой реке [имеется в виду итальянская река По] был найден морской монстр вот какого вида или подобия: он имел форму, или строение, как у рыбы, то есть состоял словно из двух половинок. У него была изрядная борода и два чудесных огромных рога над ушами. Имел он также большие соски и ужасный, громадный рот. И на обоих локтях у него были крылья, весьма широкие, и еще были огромные рыбьи плавники, посредством каковых он плавал; а над водой виднелась одна только его голова. Случалось так, что многие женщины стирали и полоскали белье в порту, или гавани, упомянутой реки, [где] обитало это отвратительное, наводящее страх чудище, [которое] из-за недостатки, или нехватки, мяса подплывало к вышеозначенным женщинам. И, схватив одну из них за руку, чудище пыталось утащить ее в воду. Но она оказалась сильной, и заранее знала о монстре, и сопротивлялась ему. И, защищаясь, она громким голосом стала кричать: „На помощь, на помощь!“ И на крик ее прибежали пять женщин, и принялись бросать в чудище камни, и убивать, и умертвлять его, ибо оно подплыло слишком близко к ним и не могло вернуться на глубину. И потом, когда к чудовищу вернулось дыхание, оно издало краткий крик. Оно было тучным, тучней любого человека. И все же, говорит Подже [Поджий Браччиолини из Флоренции], будучи в Ферраре, он видел упомянутого монстра, и говорит, что прежде дети часто купались и мылись в означенной реке, но больше они не делают этого. И по той же причине женщины больше не стирают белье в том порту, ибо люди думают и полагают, что чудовище утаскивало на глубину детей и убивало их. Кэкстон также оставил нам рассказ о „змее“, который перепугал корову и оставил синяки у нее на теле; но мы должны иметь в виду, что в дни Кэкстона слово „змей“ вовсе не ассоциировалось со змеей, как в наше время, поскольку значение этого слова претерпело со средних веков некоторые изменения. В книге Кэкстона имеются одна или две иллюстрации, гравюры на дереве, где изображены эти змеи — двуногие чешуйчатые рептилии с огромными пастями: …среди болот Италии, на одной поляне, жил змей поразительной величины, ужасный и омерзительный. Во-первых, голова у него была больше, нежели у теленка; во-вторых, шея его была длинной, как у осла, а туловище его было устроено наподобие собачьего. А хвост его был удивительно огромен, толст и долог, не сравним ни с каким другим. Корова… [увидев] …такого ужасного зверя, перепугалась, вскочила и побежала прочь. Но змей своим удивительно длинным хвостом обвил ее задние ноги. И затем этот змей принялся сосать коровье вымя, и сосал он его так долго, что добыл молоко. И когда корова смогла вырваться от него, она убежала к другим коровам. А соски ее, и ее задние ноги, и все, чего касался змей, все почернело и оставалось черным еще долгое-долгое время. Очевидно, что эти рассказы — не вымысел, но свидетельства очевидцев, настолько близкие к стилю репортажа, насколько это было возможно в средние века. Более современный пример репортажа о подобном случае мы находим в следующей статье, опубликованной недавно в Таймс — одном из самых солидных и здравомыслящих британских журналов: Сегодня получено сообщение о том, что японские рыбаки выловили в апреле у берегов Новой Зеландии мертвое чудище весом в две тонны и длиной в тридцать футов. Существо, которое, как считают, уцелело с доисторических времен, было поймано на глубине тысячи футов у побережья Южного Острова, близ Крайстчерч. Палеонтологи из токийского Музея естественной истории пришли к выводу, что монстр принадлежал к семейству плезиозавров — огромных рептилий с маленькими головами, длинной шеей и четырьмя плавниками… После того, как член команды сфотографировал и измерил чудище, капитан траулера приказал бросить тело обратно за борт из страха, что оно может отравить пойманную рыбу. [The Times. 21st July, 1977]. Судя по всему, у японцев не было никаких проблем с официальным признанием того факта, что драконы, морские змеи, или динозавры существуют и поныне. Чтобы увековечить находку, они даже выпустили почтовую марку с изображением плезиозавра. Это наводит на кое-какие размышления. А сейчас мы рассмотрим самые замечательные письменные свидетельства параллельного существования драконов и человека — замечательные, в первую очередь, живописными изображениями великанских рептилий, с которыми встречались саксы, датчане и представители других народов в Северной Европе и Скандинавии. Во многих скандинавских сагах подробно описываются победы над драконами, и это позволяет нам представить физическое строение этих существ. Например, в Вольсуннгассаге идет речь о том, как Сигурд уничтожил чудовище Фафнир. Он выкопал яму, спрятался в ней и стал ждать, пока чудище поползет на водопой, чтобы поразить его в живот. Таким образом, становится ясно, что Фафнир передвигался на четырех ногах, и живот его был совсем близко к земле. Волуспа повествует о существе, которое древние викинги называли Нитххоггр (в переводе — „трупоразрыватель“); это прозвище свидетельствует о том, что чудовище питалось мертвечиной. Саксон Грамматик в Геста Данорум рассказывает нам о битве датского короля Фротона с гигантской рептилией. Перед сражением местный житель дает королю совет, пересказывая который, Саксон подробно описывает чудовище. По его словам, это был змей, который: …свивался в кольца, а хвост его, изгибаясь, волочился по земле; он потрясал своими витками и изрыгал яд… и при этом слюна его горела огнем… но [слова советчика явно должны были скорей воодушевить, чем обескуражить короля]… но помни, что ты должен оставаться неустрашимым; пусть не смутят тебя ни его острые зубы, ни громадность зверя, ни яд… под животом его есть место, куда ты сможешь вонзить свой меч…». [Купер Б. После потопа. Ранняя история Европы. Симферополь, 1997. С. 106—116]. Безусловно, и это хочется отдельно подчеркнуть, к каждому из древних и средневековых (кстати, как и современных) сообщений о динозаврах нужно относиться крайне осторожно. Ибо очень много среди них и просто выдумок, фантазий. В том числе и среди приведенных нами выше сообщений мы не утверждаем, что все они правдивы на 100%. Но вместе с тем, и это тоже не менее важно, обилие древних сообщений, их подчас удивительное сходство между собой, ни в коей мере не позволяет нам рассматривать их как сказки, тем более в комплексе с другими свидетельствами о динозаврах. Четвертое опровержение данной теории состоит в том, что на сегодняшний день найдены изображения динозавров, сделанные рукой древних художников, живших тысячи лет назад, изображения, по которым современные ученые могут в точности идентифицировать какой именно динозавр изображен. Эти найденные изображения неопровержимо свидетельствуют о том, что люди видели динозавров и жили одновременно с ними! [Swift D. Messages on stone // Creation. 1997. 19(2):20—23]. Изображения динозавров, идентичные тем скелетам, которые найдены археологами, обнаружены были и в Америке (в частности, в каньоне Уайт-Ривер), и в Африке, и в Австралии. [Driver R. Australia’s aborigines — did they see dinosaurs? // Creation. 1999. 21(1):24—27]. Подобные изображения динозавров мы находим и в памятниках древности. Так на одной из вавилонских цилиндрических печатей мы находим изображение человека, сражающегося с двурогим чудовищем. [Купер Б. После потопа. Ранняя история Европы. Симферополь, 1997. С. 127]. Но еще более интересным является то, что практически идентичное, вплоть до мелочей изображение подобного же существа мы находим на камне, находящемся ныне в церкви св. Марии и Хардульфа в Бридон-он-де-Хилле, Лестешир (Великобритания). Изображения на камне были высечены еще в англосаксонские времена, относясь примерно к VII в. х. э. Объяснить это невероятное совпадение (?) помогает только тот факт, что и древние вавилоняне и средневековые англосаксы видели одно и то же существо. [Купер. Указ. соч. С. 126—128]. Пятое. В пользу того, что динозавры жили вместе с людьми неопровержимо свидетельствует и обнаружение неокаменевших остатков динозавров! Так учеными из университета Монтаны (США) были обнаружены неокаменевшие кости тиранозавра. В этих костях были найдены клетки крови и гемоглобин, которые, безусловно, давно бы распались, если бы им были миллионы лет. [Wieland C. Sensational dinosaur blood report. // Creation. 1997. 19(4):42—43]. Вот как сами ученые описывают свое открытие: «Под стеклом моего микроскопа блестел тонкий срез кости тиранозавра… Лабораторию заполнил изумленный шепот, поскольку я смотрел на то, чего никто из нас никогда прежде не видел: крохотные круглые объекты внутри сосудов, полупрозрачные, просвечивающие красным, с темной сердцевиной… Эритроциты? Форма и расположение предполагали именно это; но ведь клетки крови состоят преимущественно из воды и никак не могли сохраниться в останках тиранозавра, которому 65 миллионов лет. Кость, приведшая нас в такое волнение, принадлежала прекрасному, почти полностью сохранившемуся тираннозавру, извлеченному из земли в 1990 году…». [Schweitzer M., Staedter T. The real Jurassic Park, June, 1997. // Creation 19(4):42—43]. Неокаменевшие останки динозавров были найдены и на Аляске, и в многих других местах. [Davies K. Duckbill dinosaurs (Hadrosauridae, Ornithischia) from the north slope of Alaska // Journal of Paleontology. 1987. 61(1):198—200]. И, наконец, шестое. Не только в древности, но и в наши дни некоторые виды динозавров продолжают существовать. Это и кистеперые рыбы, и черепахи, с чем, кстати, были вынуждены соглашаться всегда даже самые ярые эволюционисты. Кроме этого на сегодняшний день научно подтверждены несколько встреч в Африке (в частности, в Конго) людей с динозаврами! [Anon A. Dinosaur hunt // Science Digest. 1981. 89(5):21; Regusters H. A. Mokele-Mbembe: an investigation into rumours concerning a strange animal in the republic of Congo, 1981 // Munger Africana Library Notes, Issue. 1982. 64. PP. 2—32; Agmangua M. Results of the first Congolese Mokele-Mbembe expedition // Cryptozoology. 1983. 2:103]. Нисколько не выглядят сегодня сказкой и сообщения Библии о том, что левиафан выпускал дым и огонь. Дело в том, что сегодня установлено (в частности, проф. Д. Гишли, США), что многие динозавры имели в черепе специальные образования, параллельные носовым ходам, позволяющие им извергать пламя. Между прочим, сегодня некоторые жукообразные так же способны извергать огонь. Детеныши динозавров, так же, как и другие виды животных, были взяты Ноем в ковчег (были взяты детеныши и потому с местом их размещения в ковчеге проблем не было). Тех же, которые не попали в ковчег ждала вместе со всем остальным миром гибель. «Тела животных в неестественных позах, сохранившиеся в горных породах, огромное количество массовых захоронений, их широкое распространение по Земле, находки целых неповрежденных скелетов — все это убедительно свидетельствует о том, что динозавры были стремительно погребены во время грандиозного наводнения». [Czerkas S. J. and Czerkas S. A. Dinosaurs: A Global View. Barnes and Noble Books, Spain, 1996. P. 151; Norell M. A., Gaffney E. E. and Dingus L. Discovering Dinosaurs in the American Museum of Natural History, Nevraumont Publ. Co. Inc. New York, 1995. P. 86—87]. Однако затем вследствие резкого изменения климата после потопа эти животные практически полностью вымерли, дольше всего просуществовав, видимо, на Британских островах, одним из подтверждений чему служат наиболее распространенные полные и поздние описания динозавров. Итак, эти библейские образы левиафанов, «морских чудовищ» — не символы буйства моря и не мифологические персонажи, это описания действительно существовавших когда-то гигантских животных. [Гласхауэр У. Дж. Как возник наш мир. ФРГ, Bielefeld: CLV, 1994. С. 69]. Сегодня по библейским описаниям мы можем с большой вероятностью предположить, о каких именно животных идет речь в ее различных книгах. Так упоминание в книге Иова левиафана более всего соответствует бронтозавру. [Гласхауэр. Указ. соч. С. 69]. Кстати, и это весьма важно, описание левиафана встречается не только в Библии. Так у финикийцев населявших Угарит мы находим точно такое же описание чудовища, названного угаритянами Лотаном. [The New Bible Dictionary. Inter-Varsity Press. London, 1972. P. 138; Pfeiffer C. F. «Lotan and Leviathan». Evangelical Quarterly. XXXII. 1960. PP. 208]. Описания подобного существа мы встречаем и в вавилонских и шумерских источниках. [Купер Б. После потопа. Ранняя история Европы. Симферополь, 1997. С. 106]. Но в книге Иова левиафан выступает не просто, как огромное чудовище, а еще как некий символ таинственных злых сил, и отнюдь не случайно… В заключении краткого нашего обзорного очерка о проблеме динозавров хочется подчеркнуть, что безусловно подавляющее большинство вопросов, связанных с этими животными остаются открытыми. Однако, неоспоримым фактом является то, что динозавры жили одновременно с людьми!