Библиотека soteria.ru
Кривые зеркала
Алексей Опарин
Дата публикации: 20.04.13 Просмотров: 9536 Все тексты автора Алексей Опарин
Глава 14. Колодец смерти
Уже давно, исследуя различные мифы и легенды народов земли, ученые доказали, с одной стороны, удивительное сходство многих из них между собой, а с другой — с библейским повествованием. Так библейские сказания о потопе, строительстве Вавилонской башни, сотворении людей имеют поразительные аналогии со сказаниями народов Азии, Европы, Америки, Австралии и Океании, доказывающие то, что память об этих эпохальных событиях жила в истории каждого народа земли, пусть и в полулегендарной форме. Итак, если мы обратимся к сказаниям этих народов, повествующим о древнейшей истории человечества, то там мы сможем обнаружить ряд весьма интересных закономерностей, которые не могли отрицать даже идеологически заангажированные советские историки и этнографы. Так, в мифах практически каждого из народов земли фигурирует дракон или крылатый (летучий) змей. [Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2 т. // Под ред. С. А. Токарева. М.: Советская энциклопедия, 1980. Т. 1. С. 394, 469]. Его изображения, носящие религиозный характер, распространены на всех без исключения пяти континентах, относясь даже к III-му тысячелетию до х. э. Позволяя, таким образом, утверждать, что видное место в религиозных представлениях людей змей-дракон играл с самых ранних этапов истории человечества. [Там же. Т. 1. С. 468]. Второе, культ змея-дракона был одним из центральных, что доказывает широту распространения культа, а главное, громадные функции и силу, приписываемые змею-дракону, называемому, к тому же, почти у всех народов мировым змеем, который, по преданию древних индусов (у них змей носит имя Шеша) держит на себе землю, у скандинавов (змей мидгарда) — опоясывает землю, а у египтян (змей мехент) — окружает землю, требуя соответственного и поклонения. [Мифы народов мира. Указ. соч. Т. 1. С. 470]. Что же собой представляло поклонение этому мировому змею-дракону? Основу его, хотим это подчеркнуть, у всех народов земли составляли, как показал выдающийся английский ученый Джеймс Фрэзер (1854—1941), человеческие жертвоприношения! [Фрэзер Дж. Золотая ветвь. М.: АСТ, 1998. С. 160]. Так как считалось, что этот змей-дракон обитает в водоемах, не давая людям пользоваться водой, если они не принесут ему жертв, жертвы ему приносились, в частности, путем утопления. Так в Китае регулярно бросали самую красивую девушку в воды Хуанхэ, в Египте — в воды Нила, а древние майя бросали в священные колодцы Чичен-Ицы. [Мифы народов мира. Указ. соч. Т. 1. С. 394; Затерянный мир майя. Энциклопедия исчезнувшие цивилизации. М.: Терра, 1997. С. 119—120]. Змей занимал одно из центральных мест в поклонении и у древних финикийцев, одном из самых кровожадных народов древности, приносящих своим богам порой одноразово тысячи человеческих жертв. [Циркин Ю. Б. Карфаген и его культура. М.: Наука, 1986. С. 170; Рагозина З. А. История Ассирии. СПб.: И-е А. Ф. Маркса, 1902. С. 151—152; Авдиев В. И. Пунический Карфаген в свете новейших раскопок // Вестник Древней истории. 1962. № 3. С. 131—132]. Почему же этот культ мирового змея-дракона сопровождался столь зверскими ритуалами тонущих или сжигаемых жертв? Ответ на этот вопрос очень прост. Дело в том, что Змей-Дракон был символом зла, отрицательным началом, хозяином преисподней. [Мифы народов мира. Указ. соч. Т. 1. С. 470]. Служение Змею-Дракону — это служение силам зла, которые древние цивилизации пытались задобрить, расположить к себе и получить от них силу путем принесения им человеческих жертв. У всех народов земли змей-дракон выступает как враг добра, света, представители которого борются с ним и побеждают наконец его. Так у древних индусов бог Индра убивает зловещего дракона Вритру, несущего зло. У древних иранцев бог Ахура-мазда борется с богом мрака Анхромайнем и его сообщником драконом Ази-Дахану. У древних греков сначала бог Хранос побеждает Офионе — змеевидное чудовище, а затем Зеив побеждает змея Эхидну. У древних египтян бог Ра побеждает зеленого змея, отрезая ему голову. [Шахнович М. И. Мифы о сотворении мира. М.: Знание, 1969. С. 24—25]. У древних японцев герой Сусаноо убивает восьмиголового змея ямато-ноорати. У древних китайцев бог Ю победил девятиглавого дракона. У друидов фигурирует борьба с драконом Гвартхавну, у германцев — с драконом Нидхёггер и т. д. и т. д. [Шахнович. Указ. соч. С. 26, 27]. Словом, идея борьбы со змеем-драконом и победы над ним особого героя или бога распространена практически у каждого народа земли. [Мифы народов мира. Указ. соч. Т. 1. С. 394, 470]. Более того, народы земли сохранили четкое представление о том, что «первоначально некое благожелательное существо предназначило в удел человеческому роду вечную юность, что человек далее действительно наслаждался таковой, и что если бы не какое-то преступление, несчастье или ошибка, человек никогда бы не расстался с этим счастливым даром». [Фрэзер Дж. Фольклор в Ветхом Завете. М.: Политиздат, 1985. С. 48]. И в этом решающую роль сыграл как раз «змей, который хитростью вырвал у человека бессмертие». [Фрэзер. Фольклор в Ветхом Завете. Указ. соч. С. 33]. Профессор Фрэзер делает поэтому следующее заключение: «Итак, если судить на основании сличения различных версий, существующих среди многих народов, первоначальная легенда о грехопадении человека представляется приблизительно в следующем виде. Благожелательный создатель, вылепив из глины первых мужчину и женщину и одарив их жизнью простым дуновением в рот и в нос, поместил счастливую чету в земном рае, где свободные от забот и труда, они могли питаться вкусными плодами восхитительного сада и где звери и птицы безбоязненно резвились вокруг них. В виде проявления своей высшей милости Бог хотел наградить наших великих прародителей даром бессмертия, но решил их при этом сделать самих вершителями своей судьбы и предложить на их собственное усмотрение: принять или отвергнуть предложенный дар. Для этой цели он посадил в середине сада два чудесных дерева, на которых росли плоды двух совершенно различных сортов: плоды одного дерева приносили смерть вкусившему от них, плоды другого — вечную жизнь… Но змей был самым хитрым животным на земле… Он пришел в Эдем и застал женщину одинокой, и сказал ей: „Бог так повелел: не ешьте ничего от дерева жизни, ибо в тот самый день, когда вы станете есть от него, вы непременно умрете; но ешьте от дерева смерти — и вы будете жить вечно“. Глупая женщина поверила ему, стала сама есть роковые плоды и дала их есть мужу своему… Вот почему с тех пор люди остаются смертными». [Фрэзер. Фольклор в Ветхом Завете. Указ. соч. С. 34]. Как видим, данное обобщение легенд сотен народов земли практически идентично библейскому. Примечательно, так же, и то, что змей-дракон изображался древними народами у корней мирового древа. [Мифы народов мира. Указ. соч. Т. 1. С. 470]. Сегодня найдены древнемесопотамские изображения, демонстрирующие змея, склоняющегося к уху женщины, протягивающей руку к дереву, по другую сторону которого сидит мужчина. Эта месопотамская печать вошла в научный оборот под названием печати «Искушения». [Бойд Р. Курганы. Гробницы. Сокровища. Чехословакия, Свет на Востоке, 1991. С. 90—91]. И это всё неслучайно, ибо, как и в случае со всемирным потопом, смешением языков, сотворением людей, народы земли сохранили в своих преданиях (пусть, порой, у некоторых и смутных) воспоминания о событиях, имевших место у самых Начал истории, о которых говорит нам и Библия, где сообщается и о том, что дьявол явился Еве именно в образе змея (Быт. 3:1). Библия так же говорит о борьбе дьявола (символизированного со змеем) и его злых сил со Христом, с силами добра и о победе Христа над дьяволом. Последний в Библии выступает как в символе змея, так и дракона. «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним. И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь» (Откр. 12:7—10); «Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет» (Откр. 20:2). И потому не случайно в книге Иова дьявол предстаёт в виде и образе дракона Левиафана. Об этом же пишет и пророк Исайя. «В тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым, и большим и крепким, левиафана, змея прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьет чудовище морское» (Ис. 27:1). (Сравните с Быт. 3:15). Хорошим дополнением этому служит и одна характеристика Левиафана, явно не относящаяся к простому чудовищу. «Нет на земле подобного ему; он сотворен бесстрашным; на все высокое смотрит смело; он царь над всеми сынами гордости» (Иов 41:25—26); «Это — верх путей Божиих; только Сотворивший его может приблизить к нему меч Свой» (Иов 40:14). Почти то же пишет и Иезекииль и Исайя. «Сын человеческий! плачь о царе Тирском и скажи ему: так говорит Господь Бог: ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты. Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото, все, искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего. Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония. От обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней. От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, перед царями отдам тебя на позор. Множеством беззаконий твоих в неправедной торговле твоей ты осквернил святилища твои; и Я извлеку из среды тебя огонь, который и пожрет тебя: и Я превращу тебя в пепел на земле перед глазами всех, видящих тебя. Все, знавшие тебя среди народов, изумятся о тебе; ты сделаешься ужасом, и не будет тебя во веки» (Иез. 28:12—19); «Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: „взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему“. Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней. Видящие тебя всматриваются в тебя, размышляют о тебе: „тот ли это человек, который колебал землю, потрясал царства, вселенную сделал пустынею и разрушал города ее, пленников своих не отпускал домой?“» (Ис. 14:12—17). Прекрасный богословский анализ данного вопроса проведен в замечательной книге Василия Юнака «Откровение из бури»: зарождение, природа и участь зла в книге Иова. Заокский: Источник жизни, 2001. Сегодня этот зловещий Левиафан захватывает все большую и большую власть в этом мире, покоряя себе людей. Как и в древние времена, сегодня Змею-Дракону люди приносят человеческие жертвоприношения во время сатанинских месс. Как и в древности, в его честь сооружаются особые храмы, освящающие своим учением убийство, прелюбодеяния, войны, нетерпимость. Только эти храмы носят уже имя фашизм, спиритизм, ваххабизм, тантризм. Он покоряет сердца людей, заставляя служить деньгам, похоти, гордыни. И люди в обмен на дьявольский мираж приносят в жертву всё, что у них есть: себя, своих родных, жизнь. В 1839 году Джон Ллойд Стефанс, один из первооткрывателей цивилизации Майя, путешествуя по Юкатану, добрался до древнего города Чичен-Ица, славящегося в первую очередь своим Колодцем смерти. Подойдя к нему, Стефанс «с трудом преодолевая необъяснимое отвращение, долго смотрел в темно-зеленые стоячие воды овального карстового колодца, уходящего на глубину 20 метров. „Это было самым жутким из виденного нами прежде“, — писал Стефанс. Его неровные стены отвесно уходили вниз, а выросшие на камнях деревья так густо оплели окоем, что вода под их кронами была совсем тёмной; в глубокой тиши казалось, что некий дух молчания витает над колодцем. Всё здесь было пронизано тайной, и невольно вспоминались сообщения о том, что колодец в Чичене был местом паломничества, и что в него бросали живых людей, принося их в жертву богам». [Затерянный мир Майя. Указ. соч. С. 119]. Не напоминает ли и наш мир этот страшный Колодец Смерти, в который низвергают и низвергаются, принося жертвы сатане. Не стали ли и мы одними из тех, кто жертвует себя злой силе, ибо, идя у неё на поводу, потворствуя греху, отступая от Бога, мы можем рано или поздно оказаться в объятиях Левиафана, в Колодце Смерти.