Библиотека soteria.ru
Кривые зеркала
Алексей Опарин
Дата публикации: 20.04.13 Просмотров: 9506 Все тексты автора Алексей Опарин
Глава 18. Письма на тот свет
История первых спиритических сеансов уходит своими корнями в Эдем, где дьявол в образе змея явился первым людям, и во дни первых цивилизаций Древнего Востока и античности. Так, у Гомера мы читаем, как Одиссей с помощью особых обрядов, бытовавших тогда в Греции, вопрошает мертвецов о будущем. «Дав Беримеду держать с Эврилохом зверей, обреченных в жертву, я меч обнажил медноострый и, им ископавши яму глубокую в локоть один шириной и длиною три, совершил возлияния мертвым, мной призванным вместе: первое смесью медвяной, второе вином благовонным, третье водой, и мукою ячменною все пересыпав, дав обещанье безжизненновеющим теням усопших: В дом возвратяся, корову, тельцов не имевшую, в жертву им принести и в зажженный костер драгоценностей много бросить; Тирезия ж более прочил уважить особо Черного, лучшего в стаде барана ему посвятиши. [Гомер. Одиссея. XI, 23]. Хорошо знал спиритические сеансы, общение с миром мертвых и Древний Египет. «Поскольку загробная жизнь в представлении древних египтян была естественным продолжением жизни земной, а умерший воспринимался как реально существующий, способный к тому же принести вред или, наоборот, оказать помощь своим близким на земле, живые пытались иногда установить контакт с умершими родственниками посредством писем. Эти оригинальные, интересные тексты дошли до нас в сравнительно небольшом количестве. Они были переведены, прокомментированы и изданы двумя корифеями египтологии — К. Зете и А. Гардинером. [Gardiner A. H. Sethe K. Egyption Letters to the Dead Mainly from the Old and Middle Kingdom. London, 1928]. После выхода в свет этого исследования было обнаружено еще несколько аналогичных текстов, опубликованных в научных периодических изданиях. [Guilmot M. Lettre a une epouse defunte // Zeitschrift für ägyptischen Sprache und altertumskunde 99. 1973. P. 94—103; Guilmot M. Les Lettres aux Morts dans l’Egypte Ancienne // Revue de l’Histoire des Religions. № 170, Paris, 1966; Gardiner A. H. A New Letter to the Dead // Journal of Egyptian Archaeologie. 16. 1930. P. 19—22]. Письма датируются временем Древнего, Среднего и Нового (XIX династия) царств. Написаны они иератическим письмом, соответствующего времени. Письмо к умершему надо было оставить там, где ему подносились дары. Если он мог воспользоваться этими дарами, то, естественно, мог прочитать и адресованное ему письмо. Письма могли быть написаны на сосудах с пищей и питьем для умершего или просто на папирусе. В письмах излагались просьбы живых к умершему. Иногда просьбы сопровождались угрозами, ведь живой мог прекратить отправлять его заупокойный культ и т. д. — словом, причинить покойнику всякие неприятности, или, наоборот, начать относиться к нему более внимательно и чутко. Некоторые болезни считались следствием злых козней умерших. Это было одной из причин возникновения переписки: конфликт пытались уладить мирно. Особенно интересно письмо (папирус Лейден I, 371), в котором высокопоставленный мемфисский сановник обращается к своей умершей жене с просьбой избавить его от преследований…». [Коростовцев М. А. Религия Древнего Египта. СПб.: Нева, Летний сад, 2000. С. 313—314]. Из времен Древнего Египта дошла до нас и «Книга о мистериях» Ямблихом в III в. до х. э., представляющая собой синтез египетских и древнегреческих представлений, в частности, о спиритизме. Из «нее мы видим, что ее автору вполне известен медиумизм и условия, при которых может действовать медиум. Он знает, что медиум должен быть приведен в особое состояние, называемое им экстазом, восхищением или энтузиазмом; это, очевидно, то самое состояние, которое теперь носит название «транс». Затем он указывает на большое различие в силе медиумов. Обыкновенный маг, говорится в «Книге о Мистериях», может действовать лишь с помощью демонов, но и вызывает только призрак». [Леманн А. Иллюстрированная история суеверий и волшебства от древности до наших дней. К.: Украина, 1991. С. 167]. Знали спиритизм и Вавилон, и Ассирия, и Древний Китай, и другие цивилизации Древнего мира. В средневековье учение спиритизма нашло широкое отражение в знаменитой Каббалле (в пер. предание). Большинство вопросов, связанных с этим учением, остается невыясненным. Сами каббаллисты говорят, в частности, что их учение произошло от падших ангелов и в нем, якобы, заключены великие знания, дающие людям сверхъестественные силы. Эти знания, как они говорят, заключены в Библии, но в особой, аллегорической, зашифрованной форме и потому задача каббаллистов состоит в том, чтобы извлечь эти знания с помощью особых магических приемов. До нашего времени дошли два основных сочинения каббаллистов: Сефер Ецира, т. е. «Книга о творении» или «О происхождении» и Зехер, т. е. «Свет» или «Блеск», написанные, примерно, в III в. до х. э. Эти сочинения представляют собой странную религиозную смесь, анализ которой позволил ученым сделать следующий вывод: «родиной кабалистической мысли, очевидно, был Вавилон. Во время вавилонского плена евреи имели полную возможность познакомиться с мудростью халдеев; а во время господства Кира, т. е. в последние годы плена, они также неизбежно должны были познакомиться и с религиозными представлениями персов. И всё, полученное путем такого знакомства, каббаллисты старались, по возможности, соединить с учением Иеговы». [Леманн. Указ. соч. С. 95—96]. И вот в этом учении, смеси оккультизма, зороастризма, Библии, религии Вавилона значительное место занимал спиритизм. В каббалле были разработаны специальные методы заклинания и вызывания духов, с помощью специальных формул, таблиц. Большую роль играло в этом и то, что в еврейском языке гласные буквы не пишутся. И потому каббаллисты, используя это, прочитывали слова по-разному, пытаясь найти в них скрытый смысл. Вторая особенность еврейского языка, которой они пользовались, состояла в том, что у евреев не было специальных знаков, обозначающих цифры. Последние так же обозначались буквами, как, впрочем, и в латинском языке (D — 500, L — 50, M — 1000). «Далее, из имени необходимо вывести природу духа или его печать (Sigillum). Это определенный вид букв или письмен, которые защищают имена духов и богов от употребления всуе. У евреев было много способов находить эти печати. Древнейшие из них — это именно те письмена, которые употреблялись Моисеем и пророками, почему они и не могут быть легкомысленно обнаружены каждому. Кабалисты пользовались также другим приемом, к которому прежде относились с большим почтением, но теперь он стал известен всем и применяется постоянно. После этого Агриппа описывает кабалу „девяти камер“. Для каждой буквы рисуют соответствующую фигуру (Ахамиэль), стирают точки, соединяют оставшиеся линии букв (2-я строка) и, наконец, сдвигают все вместе (3-я строка). Это и есть характерный знак Ахамиэля. В существующей еще и теперь Clavicula Salomonis для описанной сейчас цели применяется именно этот способ, но такие же магические фигуры можно получить и другими способами. Приемы „вызывания“ духа весьма разнообразны и видоизменяются отчасти соответственно его природе, отчасти в зависимости от поставленной цели. Здесь достаточно будет привести немногие данные из 4-й книги „тайной философии“: „Когда хотят вызвать злого духа, то нужно принять в расчет природу его самого и соответствующей планеты. Нужно избрать время, когда она господствует, и производить работу днем или ночью, сообразуясь с требованиями духов и звезд. Затем описывают круг для защиты самого заклинателя и вписывают туда пентакли, т. е. такие фигуры, которые, предохраняя нас от вредных воздействий и обуздывая злорадных демонов, привлекают духов благожелательных. Пентакли состоят из имен и характеров добрых духов высшего порядка, затем из священных фигур, подходящих изречений, геометрических фигур и соединений различных имен Бога. Кроме того, в кругу пишутся имена добрых гениев, властвующих в соответствующие часы, потому что при их помощи можно получить власть над вызываемым духом. Внутри круга или вне его должны быть положены угловатые фигуры, число которых имеет связь с делом заклинания. После этого надо позаботиться об освещении, мазях и фимиамах, составленных согласно природе духов и планет и гармонирующих с ними по своим природным свойствам. Священные или освященные предметы также должны быть налицо, ибо служат защитою заклинателю и присутствующим и налагают оковы на духов; сюда относятся: священные таблицы, изображения, пентакли, мечи, платье из соответствующего материала и надлежащей окраски и т. п. Когда все подготовлено, то магик со своими спутниками вступает в круг и освящает его и предметы, которые должны быть в употреблении; затем он громким голосом начинает моление, обращая его сперва к Богу, а потом к добрым духам. Когда моление окончено, то он зовет того духа, с которым желает беседовать, и, указывая на свою силу и авторитет, обращается, произнося мягкие и дружеские заклинания, ко всем сторонам света. Затем он останавливается и смотрит, не пришел ли дух. Если этот последний колеблется, то он повторяет заклинание трижды. Если дух все еще не появляется, то он произносит заклинание сначала, но более сильными словами. Если дух, наконец, явится, то к нему обращаются мягко и просят сообщить имя. Если он лжет или упирается, то его укрощают соответственными заклинаниями. Можно также концом меча начертить вне круга треугольник или пятиугольник и принудить духа войти туда. Его заставляют дать нужную клятву и подтвердить ее, положа руку на меч. Когда желаемое достигнуто, то ему приветливо дается разрешение исчезнуть; если дух не исчезает, его принуждают при помощи энергичной формулы заклинания. Только по прошествии некоторого времени после исчезновения, можно покинуть круг. Если духи совсем не явились, то все же не нужно выходить из круга, не дав им из предосторожности предварительно приказания удалиться, потому что случается, что духи присутствуют незримо для заклинателя и могут ему повредить, как только он выступит за круг, если он, конечно, не находится под более могучею защитой“. При вызывании духа доброго приемы остаются те же, только требуется более продолжительное подготовление заклинателя: не менее 7 дней, а иногда даже целые годы. Во всяком случае, последние дни проходят в посте, молитвах, очищениях и т. д. После всего этого можно вступить в круг, который должен быть расположен в уединенном, освященном месте, и тогда уже начинать соответствующие заклинания. Все это можно производить и без заколдованного круга, обладая особой книгой, где начертаны имена духов, поклявшихся повиноваться магику. Необходимо, чтобы пергамент этой книги не был раньше употребляем. На левой стороне каждого листа имеется изображение духа, на правой — его характерный знак, а сверху написана клятва, заключающая его обязательство повиновения. Книга содержит также перечисление имен духов, их ранг в среде себе подобных, их обязанности и заклинания, нужные для их вызова. Книга должна быть тщательно переплетена и заперта, потому что магик может получить вред, если она открывается без необходимости. Для составления этой книги есть много способов. Самый употребительный следующий: рисуют круг, соблюдая вышеописанные правила, и вызывают духов, имена которых записаны в книге. При появлении духа книга кладется в треугольник вне круга. После этого читают клятвенную формулу духа, обязывающую его к повиновению, и каждый из них принуждается при этом чтении прикоснуться к листу книги, где находится его изображение. После этого книга закрывается, и духи получают разрешение удалиться. Когда потом магику понадобится дух, то ему стоит только открыть книгу на месте, где стоит имя духа и прочитать формулу, обязывающую его к повиновению; дух немедленно появляется. Когда он исполнит требуемое, его каждый раз отпускают при помощи особой формулы». [Леманн. Указ. соч. С. 149—150]. Это учение каббаллы охватило практически всю Европу и Азию, от обитателей университетов до обитателей дворцов. Вера в привидения была широко распространена и у народов средневековой Европы. Так норманны верили в то, что души злых людей не могут найти себе покоя, блуждая и неся беды живым. Скандинавские саги изобилуют рассказами о призраках, их вызывании и борьбе с ними. [Леманн. Указ. соч. С. 59—60]. Расцвет спиритизма — это средневековье с его ведьмами, вызыванием демонов, шабашами. [Пенник Н., Джоне П. История языческой Европы. СПб.: Евразия, 2000]. Однако между указанными кратко видами спиритизма в Древнем мире и средневековье, и тем спиритизмом, который появился в середине XIX века и господствует в наши дни, есть несколько существенных отличий. Отличий, которые, с одной стороны, не меняют, разумеется, самой сути спиритизма, но в то же время удивительно приспосабливают его для нашего современного века. Дело в том, что, как мы видели, спиритизм Древнего мира и раннего средневековья был неразрывно связан с языческими религиями, в которых открыто провозглашался культ злых богов, демонов, культ духов предков. Отсюда жертвоприношения мертвым, злым богам, заклинательные письма на тот свет, человеческие жертвоприношения при погребениях. В средние же века, когда христианство становится государственной религией, спиритизм начинает приспосабливаться под новые реалии, ибо открытый языческий культ мертвых уже невозможен. Но благодаря вкрадыванию языческих представлений в христианство появляется уже упоминаемое нами учение о чистилище, где обитают души, требующие путем страдания очищения, учение о 9 и 40 днях, в которые души умерших еще находятся на земле, а так же учение об аде и рае, населенном теми же душами. Появляется культ святых, якобы, вознесенных после смерти на небо, и их явления живущим людям. Появляются молитвы за усопших, индульгенции, вызволяющие души из чистилища — словом, создается теоретическая база, обосновывающая возможность общения с душами умерших. Но вот наступает XIX век, век атеизма, скепсиса, век бурного развития науки и техники. Век, в который открыто провозглашалось, что религия вскоре исчезнет вовсе! Человечество спасет наука. В это верили ведущие ученые XIX века. Так знаменитый профессор Эрнст Ренан, выражая эти «прогрессивные» идеи, писал: «Будущие люди, в окончательном результате не будут больше верить в сверхъестественное; ибо сверхъестественное не истинно, а все то, что не истинно, осуждено на смерть. Ничего не останется кроме истины… Напротив, все, что ложно, разрушается. Все ложное недолговечно; тогда как маленькое здание истины, словно из стали, поднимается все выше и выше. Ни иудаизм, ни христианство не будут, следовательно, вечны… Иудейство и христианство исчезнут». [Ренан Э. История Израильского народа. М.: И-во В. Шевчук, 2001. С. 800]. Безусловно, что при таком настрое общества, когда отрицалась всякая религия, вера в Бога, вера в существование ангелов и демонов, в прежних своих формах спиритизм существовать не мог. Иначе бы он выглядел нелепым суеверием, сказкой для малограмотных и фанатиков. Нужна была новая форма спиритизма, могущая, как и в Древнем мире, и в Средние века, покорить себе мир. И такая форма спиритизма была найдена. Началом современного спиритизма принято считать 1848 год, когда в местечке Гайдсвиле, США, произошла следующая история. «В маленьком селе Гайдсвиле, в графстве Вайне, один человек был разбужен ночью стуком в его дверь. При открытии двери никого, однако, не оказалось. Но едва он снова лег в постель, как опять раздался стук, и, несмотря на многократное повторение этого явления, он не мог раскрыть его причины. Спустя некоторое время его маленькая дочь с криком проснулась в полночь и рассказала, что у нее по лицу прошла какая-то холодная рука. Тем дело и кончилось, пока через восемнадцать месяцев в этот дом не переехал один уважаемый методист, Фокс, с женой и тремя дочерьми. В феврале 1848 г., однажды вечером, когда дети были уложены спать, снова начался своеобразный стук. Одна из девочек, шутя, начала щелкать пальцами, и стук продолжался в такт этим звукам. Девочка закричала: „Считай теперь один, два, три, четыре“ и т. д.; перед каждым числом она хлопала в ладоши. Неведомое существо выстукивало столько же ударов. Тогда госпожа Фокс предложила ему счесть до десяти, после чего послышалось десять ударов. Потом она спросила о возрасте детей, и для каждого из них было получено соответствующее число ударов. После этого она спросила, человеческое ли существо производит такой стук, но не получила никакого ответа. На ее вопрос, не дух ли это, и на просьбу, в случае утвердительного ответа постучать два раза, последовало два удара. Она продолжала свои вопросы далее и узнала, что разговаривающий с ней дух был на земле лавочником, жил в этом самом доме, здесь был убит и зарыт в погреб. Впоследствии, при осмотре погреба, действительно нашли там скелет. Факт этот обратил на себя внимание соседей, которые в большом количестве сходились сюда, чтобы слышать странный стук, который с тех пор не переставал повторяться; никто не мог открыть его причину. Семья Фоксов была признана одержимой дьяволом и исключена из методистской церкви; вскоре она уехала в город Рочестер. Здесь у них снова начался стук и по-прежнему обратил на себя внимание. Так как он происходил лишь в присутствии детей, то вполне естественно стали думать, что это именно они производят каким-нибудь образом подобные звуки. Поэтому была назначена комиссия из самых уважаемых лиц в городе, с поручением исследовать дело. Она тщательно принялась за это, поставила детей босиком на подушки и удостоверилась в том, что у них нет никакого предмета, которым они могли бы производить стук. Несмотря на такие меры предосторожности, стук продолжал слышаться на полу и на стенах, причина же его все-таки оставалась скрытой. По вечерам к семье Фоксов стало приходить много народа, чтобы слушать этот подозрительный стук; собирались обыкновенно вокруг довольно большого стола, и звуки, казалось, исходили от него. Таким образом, был открыт стук столов, а вскоре и движение стола, столоверчение. Многие лица открыли тогда, что такие звуки и движения могут возникать по соседству и с ними, тогда как у других людей этого никогда не замечалось. Таким образом, была, следовательно, установлена особая способность — медиумизм. Тогда сначала в Рочестере, а затем в соседних городах стали читаться публичные лекции, посвященные этим замечательным явлениям. Благодаря этому дело стало известно в более широких кругах: повсюду стали экспериментировать со столами, и в короткое время движение это распространилось по всей Америке и перешло затем в Европу. Как оно развивалось здесь дальше, это мы увидим впоследствии; теперь же мы скажем лишь о его положении в Америке. Немного, конечно, потребовалось времени для открытия того, что духи могут делать и еще кое-что, кроме простого стучания ножками стола. На спиритических сеансах стали наблюдаться всякого рода удивительные явления, особенно когда собирались вокруг стола в темном помещении. Предметы, которых никто не касался, приходили в движение; музыкальные инструменты сами собой играли целые мелодии; медиумы начинали говорить и делать сообщения о вещах, которых они совершенно не могли знать, — все это указывало, что здесь замешаны высшие разумные существа. Нет нужды входить в ближайшее рассмотрение этих первых слабых зачатков, так как впоследствии мы будем поодиночке разбирать наиболее своеобразные медиумические явления и тогда, насколько это будет возможно, подробнее остановимся на историческом развитии каждого из них. Так как все эти факты были совершенно непонятны, то они побуждали ученых к ближайшему исследованию их. Подобное исследование действительно было произведено весьма уважаемым американским юристом Эдмондсом и профессором химии Гэром (Hare). О их наиболее интересных изысканиях мы поговорим впоследствии, здесь же достаточно будет указать тот факт, что оба они примкнули к спиритическому учению, как к единственно возможному объяснению. В то же время, однако, поднялись с различных сторон и весьма серьезные возражения против их выводов. Один американский гипнотизер, Додс, ясно показал во всех описаниях Эдмондса такую неопределенность и ненадежность, которые не дают никакого ручательства за то, что наблюдавшиеся им факты не являются результатом обмана со стороны медиумов в связи с известными гипнотическими явлениями. Таким образом, американским ученым не удалось поставить медиумические явления вне всякого сомнения. Едва прекратился стук в Рочестере, как в другом американском городе, Стратфорде, начались подобные же истории еще более важного свойства. Факт этот заслуживает особого интереса потому, что он дал приглашенному туда Дэвису повод разработать всю теорию о сношении духов с людьми, как мы находим ее в настоящее время, хотя и с небольшими видоизменениями, у всех настоящих спиритов. Происшествие это случилось в доме проповедника д-ра теологии Фельпса, началось оно, как и в Гайдсвиле, стуком и движениями. Сверх того, различные предметы непонятным образом падали в комнатах, и даже когда запирались двери, это не мешало им поднимать своеобразную возню. Видели, как один стул поднялся с пола и пять или шесть раз опускался на него с такой силой, что весь дом сотрясался и даже соседи чувствовали эти удары. Большой металлический канделябр, стоявший на камине, был поставлен невидимой силой на пол и до тех пор ударялся о него, пока не сломался. В одной из комнат появлялись фигуры, образованные из одежды, какая находилась в доме; одежда эта располагалась таким образом, что получалось подобие людей. Всего чаще явления эти были связаны с личностью молодого одиннадцатилетнего Гарри Фельпса. Нечистая сила различным образом мучила его: то разрывала его одежду, то бросала его в колодец, а однажды он был даже связан и привешен к дереву. Впоследствии начались всякого рода разрушения: в доме разбивались окна и стеклянная посуда; вырывались листы из записных книг д-ра Фельпса, лежавших в запертом письменном столе; наконец, в нем вспыхнул даже огонь, так что сгорело множество писем и рукописей. После того как при таких обстоятельствах прошло года два, решились наконец вступить с враждебными силами в переговоры по способу, указанному семьей Фоксов». [Леманн. Указ. соч. С. 182—184]. Профессор Леманн ставит при этом весьма интересный вопрос. Ибо «Из Америки спиритизм быстро перешел в Европу и повсюду возбудил величайшее внимание. В начале пятидесятых годов им занимались все, и у него были миллионы ревностных приверженцев. При ближайшем рассмотрении перед нами выступает в высшей степени замечательное явление. Совершенно невежественный сомнамбул-американец и несколько детей вызвали движение, которое распространилось …во все цивилизованном мире. И движение это не исчезает с такой же быстротой, как оно возникло; напротив, теперь, полстолетия спустя, оно распространеннее и жизнеспособнее, чем когда-либо прежде». [Леманн. Указ. соч. С. 186]. К этому мы можем добавить, что в 2006 году спиритизм в различных своих проявлениях стал фактически повсеместно господствующей религией, философией, идеологией. Но действительно, почему же это произошло? Как дети могли родить такое движение? Каковы причины столь быстрого распространения спиритизма? Отвечая на этот вопрос, необходимо вначале отметить, что само время возникновения современного спиритизма — 1848 год, далеко не случайно. Ибо, согласно библейским пророчествам, в 1844 году окончился период 2300 лет. И окончание этого периода многие христиане связывали со II Пришествием Христа. Однако затем Богом было открыто, что в этот год действительно произошло знаменательное событие: Христос вошел на служение во Святое Святых Небесного Храма. Начался период Следственного Суда. Именно в эти годы происходит формирование адвентистского движения, возвратившего внимание всего мира к Богу, к Библии, Закону Божьему. И вот тогда, когда Богом основывается судьбоносное по своей важности адвентистское движение — вершина Реформации, призванное возвеличить Слово Божье, провозгласить миру великую Трехангельскую весть о грядущем Спасителе, Духовном Вавилоне, Божьем суде, дьявол начинает формировать свое антидвижение — спиритизм. Поэтому уже по самой дате возникновения современного спиритизма можно понять всю ту важность, которую силы зла отводят ему в Великой борьбе. Второй момент, который необходимо отметить, это то, что объединяет спиритизм Древнего мира, средневековья и современности, то, на чем он зиждется. Этот принцип состоит в следующем: «человеческая душа бессмертна и после смерти тела может вступать в общение с живущими людьми и вызывать ряд физических и психических явлений, которые не в состоянии вызвать человек… Чтобы духи или души умерших могли вступать в общение с миром людей, для этого необходим в качестве посредника особенным образом одаренный человек, так называемый медиум. Способность стать медиумом, «медиумизм», присуща в большей или меньшей степени каждому человеку, но даже и наиболее совершенные дарования должны быть развиты путем упражнения». [Леманн. Указ. соч. С. 166—167]. Итак, основа спиритизма — это вера в бессмертие души. Это страшное дьявольское учение, в корне противоречащее Священному Писанию, проходит ключевой нитью через различные лжеучения, и, в первую очередь, вкравшиеся в христианство. Ибо если бы не было принято сатанинское языческое учение о бессмертии души, в христианство никогда не закрались бы учения о чистилище, индульгенциях, вечных муках и вечности греха, поклонения святым, вера в силу охранительных амулетов и оберегов, спасение делами, умерщвление плоти, монастыри, харизматия. Все бы эти лжеучения, не будь лжеучения о бессмертии души, не имели бы своего идеологического фундамента. Не будь учения о бессмертии души, не было бы и других лжерелигиозных представлений — о переселении душ, карме, имеющих место на Востоке. И потому дьявол во все столетия насаждал, одновременно с уничтожением субботы, догмат о бессмертии души. Рассмотрев эти два важные замечания о времени зарождения спиритизма и его фундаменте, рассмотрим же теперь причины его столь небывалой популярности в наше время. Первое. ● Спиритизм — протест против материализма. «По мнению самих спиритов, высказываемому чуть ли не на каждой странице их периодических журналов, успех спиритизма происходит, главным образом, от того, что он является справедливым и живым протестом против естественно-научного материализма, который до сих пор господствовал над всем нашим мышлением, но от которого люди уже успели утомиться». [Леманн. Указ. соч. С. 187]. Низвержение христианских идей, наблюдаемое в Европе после Великой Французской Революции 1789 года или у нас в России после 1917 года, привело к появлению атеистической идеологии, которая, несмотря на весь свой деспотизм и давление на массы, не могла удовлетворить людей. Ибо человек — это духовное существо, а не просто животное. И потому, в конце господства атеистических идеологий всегда у людей просыпается огромный интерес, даже жажда, к духовным вопросам. И потому в наш век крушения коммунизма, дарвинизма, теории эволюции люди ищут духовного, сверхъестественного. ● Второе. Спиритизм — это религия. В истории земли в целом и в наши дни в частности, существовало множество различных философских школ, пытающихся найти ответы на духовные запросы человека. Но практически все они канули в лету или нашли лишь немногих приверженцев. Спиритизм же стал повсеместным объектом преклонения. Ибо в отличии от всех этих философских школ, спиритизм — это, в первую очередь, религия. «У большинства людей вера в спиритизм имеет чисто религиозный характер. Кто чувствует потребность в самостоятельном мышлении, но не может вполне отрешиться от веры, основанной на какого-либо рода авторитете, тот находит себе в спиритизме могущественную поддержку. Духи всегда предписывают человеку такие религиозные положения, которые отвечают его религиозной потребности. Этим достигается двойная выгода: человек находит религию, в которой нуждается, и эта религия гарантируется ему сверхъестественным путем, через откровения. Поэтому-то спиритизм делает все большие захваты и имеет за собой будущность». [Леманн. Указ. соч. С. 189]. «Вместе с этим легко становится понятен и значительный успех спиритизма… Для массы народа он является религией, как и всякая другая, к нему прибегают затем, чтобы высвободиться из-под церковного догмата, не гармонирующего с гуманным представлением нашего времени об оправдании и возмездии. Поэтому и в будущем спиритизм будет находить себе все новых приверженцев и делать дальнейшие успехи». [Леманн. Указ. соч. С. 188]. Итак, особенности спиритизма, как религии, следующие. Во-первых, это религия, признающая наличие сверхъестественного, но в то же время, не опутывающая внешне человека никакими законами, положениями, обрядами. Уставшие на протяжении веков от папского церковного гнета, люди соскучились по свободе, но в то же время и расстаться с самой религией также не желали. И вот спиритизм как раз и ответил всем этим чаяниям. Ибо в нем нет требований морального порядка, обязательности исполнения религиозных обрядов и постов, представлений о жестоком характере Бога, якобы, мучающем грешников вечно в аду, форм одежды, авторитетов в виде церковных соборов и отцов церкви. Так, вызвав у людей, благодаря папству, оскомину против христианства, исказив характер Бога, дьявол вверг человечество в иллюзии новой свободной религии — спиритизма, не стесняющей, якобы, человека ничем, но в то же время, открывающей перед ним широчайшие возможности через контакты с миром духов. ● Третье. Идеология спиритической религии. Главными ее постулатами являются следующие: «Противоположности между добром и злом нет; можно говорить лишь о большем или меньшем совершенстве. Несовершенное развивается и постепенно становится совершенным. Следовательно, не существует и злых духов: все они, даже самые низшие, станут в конце концов совершенными, блаженными». [Леманн. Указ. соч. С. 188]. Т. е. понятия добра и зла относительны. Более того, зла, как такового, не существует. Следовательно, живи, как хочешь. При этом следует отметить, что совершенствование человека как медиума, вхождение человеком в состояние блаженства, никак не связано с моральными установками. Спиритическая религия провозглашает, также, культ человеческого «Я» и его безграничных возможностей. Христос не нужен спиритам, они сами достигают счастья. Крупнейший идеолог спиритизма Андрью Джексон Дэвис писал по этому поводу: «Признают, что Христос был назначен служить средством для доставления человеком возможности избежать вечного осуждения. Такое воззрение очень приближается к теологии первых обитателей земли. Но неправда, — можно даже сказать, что в подобном утверждении нет ни капли здравого смысла, будто Христос явился для того, чтобы искупить вину, совершённую человечеством». [Цит. по Леманн. Указ. соч. С. 182]. Спиритизму «среди догматов христианства в особенности ненавистны первородный грех, искупление и вечное осуждение». [Там же. С. 181]. Библия для спиритов — это сборник мифов, сказок различных народов. Тот же А. Дэвис пишет: «Причина, побудившая меня обратить особое внимание на „библейскую историю“, заключается в том, что ее существование вызвало в свете чудовищные примеры невежества, суеверия и ложных представлений. На этом основании я показал, что некоторые из ее частей есть выдержки из восточной мифологии — иудейской, египетской и персидской и из произведений самой блестящей фантазии сведующих духов… мир усматривает в этой истории более божественности, чем на какую она сама претендует». [Цит. по Леманн. Указ. соч. С. 181]. Так спиритизм развенчивает Библию, как Слово Бога. Одновременно с этим он весьма тонко возвышает папские антибиблейские доктрины, такие, конечно же, как в целом бессмертие души и, в частности, существование чистилища. Один из предтечей и идеологов современного спиритизма Эммануил Сведенборг (1688—1772) весьма близко приблизился к католицизму, признав существование мира духов, т. е. такого среднего состояния, через которое проходит душа после смерти, чтобы быть приготовленной или для неба, или для ада. В частности, он писал: «мир духов есть не небо и не ад, а среднее состояние между небом и адом; туда прежде всего приходит человек после своей смерти, и по отбытии там некоторого срока, сообразно со своей жизнью на свете, или возносится на небо, или же низвергается в ад». [Цит. по Леманн. Указ. соч. С. 173]. Как видим, между этим учением и папским догматом о чистилище разницы нет. Таковы особенности спиритизма, как религии, религии, отрицающей добро и зло, не требующей от человека морали, провозглашающей культ его безграничных возможностей. ● Четвёртое. Спиритизм — как наука. Обществу XIX и XX вв., обществу науки и прогресса нужна была религия без суеверий и обрядов, религия науки. И вот спиритизм начинает выступать, как научно доказуемая религия. Закладываются фундаменты, якобы, научности вызывания духов, магии, оккультизма, парапсихологии. И сегодня мы можем наблюдать, как это получило свой широчайший расцвет. Сегодня парапсихологию, карму, экстрасенсорику уже изучают в университетах, как научные дисциплины! Оккультные понятия биополей, телепатии, сглаза, порчи находят, якобы, научные подтверждения. Так спиритизм и оккультизм широко открыли двери в научный мир, сменив на глазах всего мира одежды сатанинских жрецов на костюмы ученых. Сменив внешне варварство на респектабельность. Но именно эта внешняя респектабельность и опасна. Опасна тем, что ее никто не страшится. Более того, перед ней в почтительности снимают шляпу. Открываются кафедры нетрадиционной медицины, дают дипломы и сертификаты экстрасенсам и колдунам! Воистину зловещий обман, готовящий пришествие Люцифера, предсказанное в Библии. А начиналось все в том же XIX веке, когда в 1866 году выдающийся ученый Альфред Уоллэс издает книгу «The Scientific Aspect of the Supernatural» («Научная сторона сверхъестественного»), где публикует свои спиритические научные (!) опыты. «В сентябре 1865 г. он начал посещать одного известного медиума, м-ра Маршаля в Лондоне. Здесь, конечно, возможность обмана была исключена как можно менее, и в результате ему удалось быть свидетелем множества чудес. Посмотрим некоторые из них. Обычный способ, каким получались у м-ра Маршаля сообщения от духов, заключался в следующем. Тот, кому были нужны эти сообщения, указывал подряд на буквы напечатанного алфавита. При этом раздававшиеся удары отмечали те буквы, из которых складывался ответ. Таким путем быстро могли слагаться имена или целые предложения. И вот Уоллэс рассказывает, что однажды его сопровождали к Маршалю его сестра и еще одна дама, которые прежде никогда там не были. „Дама эта пожелала, чтобы из букв составилось имя одного ее умершего родственника, и начала, как обыкновенно, указывать буквы алфавита, причем я (Уоллэс) записывал буквы, отмеченные стуком. Первые буквы оказались y, r, n. «Это чистый вздор, — сказала дама, — всего лучше начнем сызнова». В ту же минуту вышло е, и так как, казалось мне, я понял, что это значит, то я заметил: «продолжайте, пожалуйста, я понимаю». В конце концов получился такой ряд букв: y r n e h k c o c f f e j. Дама все-таки не могла признать имен, пока я не написал их следующим образом: yrneh kcocffej, что действительно дало имя задуманного умершего, Henry jeffcock, только написанное в обратном порядке букв. В другом случае меня сопровождал один приехавший из деревни друг, совершенно неизвестный медиуму и имя которого ни разу не было произнесено. После того как мы получили сообщение якобы от его умершего сына, под стол был положен кусок бумаги, и несколько минут спустя на нем оказалось написанным имя моего спутника. При этих опытах под столом, наверное, не находилось никакого механизма, так что остается лишь вопрос о том, не мог ли медиум снять сапоги, взять пальцами ноги бумагу и карандаш, написать имя, которое он сначала должен был угадать, и затем, наконец, вновь надеть сапоги, не снимая при всем этом рук со стола и ничем не выдавая своих усилий“. Когда Уоллэс, таким образом, был посвящен м-ром Маршалем в явления высшего спиритизма, он стал искать в кругу своих собственных знакомых такого медиума, который мог бы вызывать не одни только стуки. Ему и в самом деле удалось найти медиума-женщину, в присутствии которой были получены различные физические явления. Одно из них, которое он часто имел случай наблюдать, описано им следующим образом: „Мы стояли вокруг маленького рабочего стола, доска которого имела около 20 дюймов в диаметре, и держали все свои руки вблизи от центра, плотно сомкнувши их. Спустя немного времени стол совершил колебание с одной стороны на другую, как бы желая прийти в равновесие, поднимался в отвесном направлении на высоту 6—12 дюймов и часто держался, таким образом, в воздухе от пятнадцати до двадцати секунд. В это время один или двое из присутствующих могли ударять или нажимать его, так как он оказывал значительное сопротивление. Первое впечатление, какое при этом получается, естественно, будет то, что кто-нибудь поднимает стол ногой. Чтобы устранить такое предположение, я устроил цилиндр из испанского тростника и прутьев, обтянув его бечевкой. Стол поставили в этот цилиндр как в колодец, и так как высота цилиндра была около 18 дюймов, то он совершенно ограждал стол от ног и дамских платьев. Между тем это приспособление нисколько не устраняло движений стола вверх, а так как руки медиума, покоясь на плоскости стола, все время находились на виду у всех присутствующих, то ясно, что здесь должна была действовать та или другая новая и неизвестная сила“». [Леманн. Указ. соч. С. 193]. Вслед за Уоллэсом и другие видные ученые начинают исповедовать спиритизм. Начинается полоса поистине дьявольских чудес! (хотя, конечно, порой это было делом рук и шарлатанов), продолжающаяся и по сей день. Тогда же начинается фотографирование духов. И даже большой скептик доктор Леманн вынужден признать, что многие фотографии являются, что было доказано многими экспертизами, не поддельными и действительно содержат изображения существ, не объяснимых наукой! [Леманн. Указ. соч. С. 213]. Начинается материализация духов, т. е. явление их людям во время спиритических сеансов. [Там же. С. 219—222]. Идут «опыты» по проницаемости материи. В предыдущих монографиях мы уже рассматривали вопрос о том, как учение спиритизма вошло сегодня в христианство и под видом харизматического движения, в основе которого лежит вызывание духов, их откровения человеку, руководство ими человеком. Рассматривая, таким образом, спиритизм, мы видим, что в наши дни он является одной из ведущих темных духовных сил, господствующих в современном обществе, и сыграет одну из ведущих ролей в заключительном акте Великой борьбы. Но спиритизм — это не просто мировая религиозная система. Это и система, стремящаяся покорить себе и конкретно отдельно взятого человека, т. е. нас с вами, читатель, действуя для этого через различные свои механизмы или филиалы: от спиритических сеансов до харизматических говорений на иных языках. В запасе у спиритов есть и сонники, и работы Блаватской, и Рериха, и экстрасенсорика. Мир страшных духов постоянно пытается войти в нашу жизнь, точно так же, как и в жизнь патриарха Иова и его друзей. И подобно тому, как только Бог мог спасти Иова и его друзей от обмана и козней этой силы, только Он способен спасти сегодня и нас, если мы, конечно, захотим этого, и позволим Ему спасти нас.