Библиотека soteria.ru
Проклятые сокровища
Алексей Опарин
Дата публикации: 20.04.13 Просмотров: 6501 Все тексты автора Алексей Опарин
Конкурс красоты 2500 лет назад
Отшумел великий 180-дневный пир, который царь Ксеркс давал в третий год своего правления, и о котором мы читали в первой главе книги Есфирь. Действия второй главы этой книги разворачиваются спустя четыре года после описанных выше событий. Всего четыре года, вроде бы не очень большой срок для жизни человека. Но для царя Ксеркса они стали поистине переломными. Если бы мы сравнили царя времен первой и второй глав, то увидели бы огромную разницу. В третий год своего правления (482 г. до х.э.) Ксеркс — это гордый мидо-персидский властитель, исполненный грандиозными планами расширения и без того необъятной империи. Это человек, любующийся самим собой, верящий в свою счастливую звезду и ждущий от жизни только новых подтверждений своего могущества. Ксеркс седьмого года своего правления уже другой. И это неудивительно. Ибо за эти истекшие четыре года он многократно претерпел унижение разгрома руководимой им армии. Война с Грецией, которая представлялась ему легкой прогулкой, обернулась небывалым поражением Мидо-Персии, подобного которому эта держава не знала никогда. В битвах при Саламине, Платеях флот и армия персов были практически уничтожены. Участвуя лично в походе, царь мог воочию видеть, как таяла его огромная армия. На тысячу греков погибали десятки тысяч персов. «В 478 году представители Афин, Самоса, Хиоса, Лесбоса и других островов Эгейского моря собрались на Делосе и заключили союз для войны с Персией… В 478 г. эллины во главе с афинским полководцем Кимоном осадили персидскую крепость Эион, расположенную в устье реки Стримон. Когда продовольствие иссякло и сопротивление стало безнадежным, комендант крепости Бог, которому Кимон обещал обеспечить безопасное отступление в Малую Азию, отказался от такого спасения, заколол своих детей, жен, наложниц и слуг, бросил в реку золото, серебро и все ценное имущество и после этого сам кинулся в горящий костер» [1]. Это было начало конца Мидо-Персидской державы. В 478 году уже всем, и в первую очередь персам было понятно, что войну Ксеркс проиграл. Стоял вопрос лишь о том, насколько тяжким будет это поражение. Предсказание призрака, духа, несколько раз являвшегося к царю четыре года назад, не сбылось. Напротив, навязанная призраком война обернулась для царя страшной бедой. Теперь уже не на опыте Навуходоносора II или Кира Ксеркс мог убедиться в точности библейских пророчеств, утверждавших, что война с Грецией станет для Персии роковой. Но до полного разгрома империи Кира оставалось еще 140 лет. А пока несостоявшийся завоеватель Эллады оказывается вновь во дворце в Сузах, в тех самых стенах, где он лелеял свои амбициозные планы. О чем думал царь в конце 478 года? О чем вспоминал? «Он вспомнил об Астинь и о том, что она сделала, и что было определено о ней» (Есф. 2:1). Вновь находясь в стенах сузского дворца, он теперь сожалел о своей бессовестной выходке, когда в пьяном угаре он повелел явиться своей жене на пир и как последней рабыне демонстрировать свою красоту. Спустя четыре года он почувствовал угрызения совести и горечь о соделанном несправедливом поступке. Древнеримский историк Иосиф Флавий оставил весьма подробное изложение последующих событий, которые практически дословно подтверждают сообщения 2 главы книги Есфирь. «Царь был очень расположен к Васти (Астинь — прим. А.О.) и не хотел примириться с мыслью о разводе, но он и не мог, ввиду закона, переменить свое решение и поэтому впал в печаль по поводу им самим вызванного постановления, отменить которое было уже невозможно» [2]. Итак, в тот момент, когда персы терпят одно поражение за другим, когда греки победоносно наступают, когда начинаются брожения внутри самой империи, царь впадает в депрессию. Это вызывает большую тревогу у его окружения, понимающего, что с падением Ксеркса могут пасть и они. Поэтому они предлагают царю выход. «Видя его в таком подавленном настроении, друзья царя посоветовали ему выбросить из головы совершенно теперь бесполезное воспоминание о любви своей к этой женщине, разослать по всей земле людей искать красивых девушек и из последних выбрать наилучшую себе в жены. Они указывали при этом на то, что лишь замена прежней царицы новою утешит страсть его к первой и что он вскоре перенесет все свое чувство на новую супругу, позабыв о Васти. Царь послушался этого совета и приказал выбрать наиболее красивых девушек во всем царстве и представить их ему» [3]. И здесь мы подходим к главной героине изучаемой нами библейской книги, царице Эсфирь, которая еще, впрочем, лишь иудейская девушка Гадасса. В 535 году царь Мидо-Персии Кир II издает указ, благодаря которому иудеям разрешается вернуться на свои исконные земли, в Палестину. «Для отправления культа прибыли уже с первым караваном священники; в числе их внук первосвященника Сераии, казненного Навуходоносором (Иер. 52:24-27), Иисус, сын Иоседеков, в качестве главного. Таким образом руководители иудейского возрождения, казалось, добились, чего хотели: светского князя, духовного, хотя неполноправного главы и обетованной земли. Но как это было далеко от их чаяний… Не удалось им… увлечь весь народ: весьма многие предпочли остаться в Вавилоне, ушли большею частью энтузиасты, да и то не сразу, и в течении первых 17 лет переселилось всего 42360 чел. с 7000 рабами» [4]. «Прошло двадцать или больше лет, когда Дарий Истапский издал второй указ, так же, Бог, в Своем милосердии еще раз дал евреям, живущим в Мидо-Персии, возможность вернуться в землю своих отцов. Бог предвидел тяжелые времена, которые должны были наступить во время царствования Ксеркса — известного в Книге Есфирь как Артаксеркс, — и Он не только работал над сердцем власть имущих, но через пророка Захарию умолял их вновь поселиться на земле отцов их. «Эй, эй! бегите из северной страны, говорит Господь: ибо по четырем ветрам небесным Я рассеял вас, говорит Господь. Спасайся, Сион, обитающий у дочери Вавилона. Ибо так говорит Господь Саваоф: для славы Он послал Меня к народам, грабившим вас, ибо касающийся вас касается зеницы ока Его. И вот, Я подниму руку Мою на них, и они сделаются добычею рабов своих, и тогда узнаете, что Господь Саваоф послал Меня» (Зах. 2:6-9). Тем не менее многие не послушались… даже когда Захария уговаривал их бежать из Вавилона без промедлений, не обратили на это должного внимания» [5]. «Иудеи уже давно получили вкус к торговле и капитализму… В плену были все условия для развития этой стороны: иудеи попали в крупнейшие торговые и промышленные центры; с этих пор они начинают особенно селиться в столицах и больших городах, вблизи банков и фабрик. Оторванные от земли, вовлеченные в круговорот мировых центров, они оставили следы в виде имен в различных торговых документах, добытых археологическими изысканиями; они достигли благосостояния и стали до некоторой степени силой в вавилонской и персидской монархии. Конечно, они оказали влияние и денежную помощь при возвращении, но сами по большей части не вернулись» [6]. Сиюминутная выгода, деньги, богатые дома заставили тысячи иудеев изменить Богу, пойти против Его воли. Теперь только какое-либо непредвиденное великое событие могло заставить иудеев одуматься и вернуться в Палестину. В противном случае их ждала гибель, вначале духовная — от языческих обычаев, среди которых они находились, и преклонения пред маммоной. Этому примеру оставшихся в Персии иудеев следуем порой в своей жизни и мы. Ибо очень часто в своем выборе мы руководствуемся лишь материальными, а не духовными ценностями. Мы следуем лишь принципу: выгодно — не выгодно. Мы порой идем к цели, не задумываясь над теми средствами, которые используем для этого. Для достижения карьеры и богатства идет в ход все: клевета, прелюбодеяние, подкуп, мошенничество. Люди так же порой мало задумываются о духовных аспектах, когда ищут развлечений. Они идут туда, где Бог никогда не присутствует, где царит лишь дьявол. Люди прекрасно знают об этом, но все равно идут в ночные клубы, стриптиз-бары, дискотеки, бордели, казино и т.д. Подобно древним иудеям мы не слышим, а точнее не хотим слышать Божье обращение, призывающее нас выйти оттуда. И подобно тому, как израильтяне чуть не поплатились смертью за свое упорство и любовь ко греху и были спасены лишь благодаря любви Божьей, так и любой человек, встающий на этот же путь неповиновения Божьей воле, отдает себя во власть дьявола, с самыми страшными последствиями для себя. И вот в канун этого грозного события на авансцене истории появляется совсем еще молодая девушка, привлекшая внимание посланников царя, выбиравших ему девиц. «И вот, когда было набрано уже много девиц, нашлась в Вавилоне еще одна, очень рано лишившаяся отца и матери и воспитывавшаяся у своего дяди Мардохея. Этот Мардохей принадлежал к колену Веньяминову, происходя из одного из лучших иудейских семейств. Эсфирь (так звали девушку) отличалась необыкновенною красотою и этим всегда останавливала на себе взгляды всех видевших ее» [7]. Дед Мардохея Киса был одним из тех, кого переселил Навуходоносор II из Иерусалима в Вавилон [8]. Переселен был скорее всего не сам Мардохей, а Киса, его дед. И сообщение Есф. 2:6 — относится к Кисе. На подтверждение этого указывает и тот факт, что Мардохей — имя вавилонское (в переводе — «поклонник Меродаха»), а не палестинское, что свидетельствует о том, что рожден он был не в Палестине, а уже в плену, в Вавилоне [9]. И вот воспитанница Мардохея оказывается в царском дворце. Воспитанная в строго нравственных правилах, она оказывается в атмосфере утонченного разврата, царящего при персидском дворе. То, к чему ей с детства внушали отвращение, было правилом «хорошего» поведения в Сузском дворце, где царили оргии и гомосексуализм. Женщина рассматривалась лишь как объект наслаждения, вещь, которой пользуются и которую, когда надоедает, то ее просто меняют. Во дворце жило несколько сот наложниц царя, разных возрастов и собранных со всего мира. Однако ни одна из них не удовлетворяла владыку. И вот он повелел собрать к себе самых красивых девушек со всего царства. Именно в их среде и очутилась впервые Эсфирь. Глядя на них, она могла лицезреть нравы различных народов, которые отличались грубостью и откровенным бесстыдством. Будучи воспитана в почитании Единого Бога, наша героиня оказалась в среде идолопоклонства, сопровождавшегося различными оккультными обрядами. Среди девушек царила нездоровая атмосфера зависти и недоброжелательства. Ибо каждая из них понимала, что царицей станет только одна, остальным же предстоит влачить жалкую участь одной из тысяч наложниц, которая за всю жизнь может даже никогда и не увидеть царя. Особенно в их среде выделялась Эсфирь своим характером и поведением. А это безусловно не могло не вызвать к ней особого неприятия со стороны остальных. Но девушка не была оставлена Богом. «Когда объявлено было повеление царя и указ его, и когда собраны были многие девицы в престольный город Сузы под надзор Гегая, тогда взята была и Есфирь в царский дом под надзор Гегая, стража жен. И понравилась эта девица глазам его и приобрела у него благоволение, и он поспешил выдать ей притиранья и все, назначенное на часть ее, и приставить к ней семь девиц, достойных быть при ней, из дома царского, и переместил ее и девиц ее в лучшее отделение женского дома» (Есф. 2:8-9). В Есф. 2:10 сказано: «Не сказывала Есфирь ни о народе своем, ни о родстве своем, потому что Мардохей дал ей приказание, чтобы она не сказывала». О чем нам говорят эти слова? Они свидетельствуют о том, что, оказавшись в столь непривычной и чуждой для себя атмосфере, она не нашла сил открыто, подобно пророку Даниилу, бывшему в свое время в вавилонском плену, отстаивать истину и свою веру. Во многом этому способствовал и совет ее воспитателя Мардохея, который, зная то предубеждение, которое питают к евреям персы, опасался за будущее своей воспитанницы, надеясь в то же время на то, что если скрыть ее происхождение, то это может ей помочь занять трон царицы, и тогда она сможет помогать своему народу. Библия рисует своих героев такими, как они есть, с их слабостями, ошибками и недостатками. Она показывает, что это были такие же люди, как и мы. Люди падающие и грешащие. Но которые с Божьей помощью, идя за Христом менялись. По-человечески Мардохей был прав, но на деле он проявил недоверие в возможность Господа охранить Эсфирь, если бы та продолжала открыто исповедывать Его, в частности молясь Ему и соблюдая субботу. Персы, да и вообще жители древнего мира знали, что только евреи или примкнувшие к их религии свято соблюдают субботу. И поэтому если бы Эсфирь соблюдала субботу, то это безусловно стало бы известно при персидском дворе, где скрыть что-либо было вообще практически невозможно. В свое время вавилонскому царю Дарию было немедленно донесено о том, что Даниил возносит молитвы Богу. В своей повседневной жизни мы также часто поступаем, как Эсфирь и Мардохей, идя на духовный компромисс. Нам кажется, что если мы будем отстаивать исполнение закона Божьего, то погибнем и Бог не сможет помочь нам. Это относится и к проблеме соблюдения субботы во время учебы в институте или училище, на работе. Нам кажется, что обстоятельства, в которые мы поставлены настолько безвыходные, что иного пути, как нарушить одну из заповедей у нас нет. Мы начинаем искать себе оправдание и всегда конечно же находим его. Когда в своей жизни мы не переносим небольшого испытания, Господь вынужден допускать более сильные, чтобы мы одумались и обратились с того гибельного пути, на который встали. Итак, в течении нескольких месяцев девушек готовили на смотр царю. На древнем Востоке эта подготовка включала в себя следующее. Тело, кроме головы, начисто выбривалось и растиралось пемзой. Дважды в день принимались ванны и после этого тело натиралось яичным желтком [10]. «Когда же евнух счел указанное время достаточным в смысле ухода за девушками и полагал, что они уже могут удостоиться царского ложа, он ежедневно стал посылать царю по одной для сожительства. Но царь, лишь только сходился с нею, тотчас отсылал ее обратно. Когда же царю была доставлена Эсфирь, она понравилась ему и он полюбил девушку так сильно, что сделал ее своею законною женою и отпраздновал годовщину своего царствования, а именно в месяце адаре. Он разослал ко всему народу конных глашатаев с предложением принять участие в свадебном торжестве его. Когда Эсфирь вошла во дворец, Артаксеркс возложил ей на голову диадему» [11]. Из огромного числа девушек царь выбрал именно Эсфирь. Безусловно, эта девушка отличалась необыкновенной красотой, но сводить лишь к этому причину царского выбора мы не можем. Тем более не стоит упрощать по примеру некоторых исследователей, которые пишут, что Эсфирь была выбрана лишь потому, что оказалась в постели лучше других [12]. Думаем, что в мастерстве любви Ксеркса вряд ли можно было удивить. Тем более царь был опечален не потерей Астини как женщины — наложниц, в совершенстве знавших искусство любви, у него было навалом. Он скорбел именно о потере жены, как друга, советчика, спутника жизни, который любит его не как царя, а просто как мужа. Любит чистой бескорыстной любовью. Именно эту чистоту и увидел царь в скромной девушке, не ухищренной в интригах и лицемерии, не умевшей играть своими чувствами. Вера в Господа всегда изменяет человека, делает его другим. Царь увидел, что Эсфирь не такая, как все. Это впечатление было таким сильным, что властитель Мидо-Персии немедленно объявил о том, что его выбор сделан и новая царица найдена. Впереди Эсфирь ждут небывалые испытания, но пока идет праздничный пир. Сегодня она стала царицей Мидо-Персии.
В следующей главе мы будем говорить о том, что многие люди видят в достоинстве не только высокий уровень морали, порядочности, но и… уровень мести.
Примечания к 4 главе
[1] Дандамаев. Указ. соч., с. 173-174
[2] Иосиф Флавий. Иудейские древности. Указ. соч., том 2, книга 11, глава 6, 2, стр. 70
[3] Иосиф Флавий. Там же, с. 70
[4] Тураев Б. А. История Древнего Востока. В 2 т. Л, ОГИЗ, 1935, т. 2, с. 189
[5] Уайт Е. Пророки и цари. Заокский: Источник жизни, 1993, с. 374
[6] Тураев. Указ. соч., том 2, с. 191
[7] Иосиф Флавий. Иудейские древности. Указ. соч., книга 11, глава 6, 2, с. 71
[8] Лопухин. Указ. соч., книга 1, том 3, с. 419
[9] Лопухин. Указ. соч., там же, с. 419
[10] Николай Дамасский. История. // Вестник Древней истории, 1960, No3, книга 13 (4; 10-11), с. 251
[11] Иосиф Флавий. Указ. соч., книга 11, глава 6, 2, стр. 71
[12] Паулин Д. Библейская истина в современном мире. Заокский: Источник жизни, 2000, с. 77