Библиотека soteria.ru
Развенчанные боги
Алексей Опарин
Дата публикации: 20.04.13 Просмотров: 14333 Все тексты автора Алексей Опарин
Плачущий царь
По своей великой милости Господь многократно обращался к ассирийскому народу с призывом покаяться и обратиться. Божьи пророки говорили о том, что ждет народ в случае отступления от Господа. Но в своей гордыне ассирийцы уже вскоре после Ионы, как мы видели, вновь отступили и новыми своими грехами превзошли даже своих жестоких предков. Ассирийская религия, основанная на кровавых массовых жертвоприношениях целых народов с одной стороны, и безнравственного служения в храмах с другой разложили народ Ассирии. Культ крови, культ войны, культ зла прочно вошел в сердца жителей этой страны. И тогда пророчества о суде, возвещенные Божьими пророками, вступили в силу, как приговор над отступившим от Бога народом.
Библейские пророчества
«Но всепотопляющим наводнением разрушит до основания Ниневию, и врагов Его постигнет мрак… ибо сплетшиеся между собою как терновник и упившиеся как пьяницы, они пожраны будут совершенно, как сухая солома. А о тебе, Ассур, Господь определил: не будет более семени с твоим именем; из дома бога твоего истреблю истуканов и кумиров; приготовлю тебе в нем могилу, потому что ты будешь в презрении» (Наум 1:8, 10, 14). «Он вызывает храбрых своих, но они спотыкаются на ходу своем; поспешают на стены города, но осада уже устроена. Речные ворота отворяются, и дворец разрушается. Расхищайте серебро, расхищайте золото! нет конца запасам всякой драгоценной утвари. Вот, Я — на тебя! говорит Господь Саваоф. И сожгу в дыму колесницы твои, и меч пожрет львенков твоих, и истреблю с земли добычу твою, и не будет более слышим голос послов твоих» (Наум 2:5, 6, 9, 13). «Так и ты — опьянеешь и скроешься; так и ты будешь искать защиты от неприятеля. Все укрепления твои подобны смоковнице со спелыми плодами: если тряхнуть их, то они упадут прямо в рот желающего есть. Вот, и народ твой, как женщины у тебя: врагам твоим настежь отворятся ворота земли твоей, огонь пожрет запоры твои… Там пожрет тебя огонь, посечет тебя меч, поест тебя как гусеница, хотя бы ты умножился как гусеница, умножился как саранча. Князья твои — как саранча, и военачальники твои — как рои мошек, которые во время холода гнездятся в щелях стен, и когда взойдет солнце, то разлетаются, и не узнаешь места, где они были. Нет врачевства для раны твоей, болезненна язва твоя. Все, услышавшие весть о тебе, будут рукоплескать о тебе, ибо на кого не простиралась беспрестанно злоба твоя?» (Наум 3:11-13, 15, 17, 19). «И прострет Он руку Свою на север, и уничтожит Ассура, и обратит Ниневию в развалины, в место сухое, как пустыня» (Софония 2:13). «В тот день из Египта в Ассирию будет большая дорога, и будет приходить Ассур в Египет, и Египтяне — в Ассирию; и Египтяне вместе с Ассириянами будут служить Господу. В тот день Израиль будет третьим с Египтом и Ассириею; благословение будет посреди земли, которую благословит Господь Саваоф, говоря: благословен народ Мой — Египтяне, и дело рук Моих — Ассирияне, и наследие Мое — Израиль» (Исайя 19:23-25). «Ибо от гласа Господа содрогнется Ассур, жезлом поражаемый. Ибо Тофет давно уже устроен; он приготовлен и для царя, глубок и широк; в костре его много огня и дров; дуновение Господа, как поток серы, зажжет его» (Исайя 30:31, 33).
Пророчества Наума были произнесены в 661 году до х. э., т.е. за 50 лет до падения Ассирии;
Софонии — в 640 г. до х. э., т.е. за 30 лет до падения Ассирии;
Исаии — в 740 г. до х. э., т.е. за 130 лет до падения Ассирии.
Выводы из пророчеств:
Разрушение города при помощи наводнения (Наум 1:8; 2:6);
Город будет находиться в состоянии опьянения (Наум 1:10; 3: 11);
Паника в ассирийском войске, внезапность штурма (Наум 2: 9);
Разрушение дворца (Наум 2:6);
Разграбление города (Наум 2:9);
Безуспешные попытки Ассирии искать помощи у соседних держав (Наум 3:11);
При взятии города будет множество убитых (Наум 3:3);
Быстрое взятие города (Наум 3:12);
Город будет сожжен (Наум 2:13; 3:15);
Князья и военачальники покинут ассирийского царя в критический момент (Наум 3:17);
Ассирийские крепости падут с неожиданной легкостью (Наум 3:12);
Радость соседних государств падению Ассирии (Наум 3:19);
Ниневия будет обращена в развалины (Софония 2:13);
Ниневия станет сухим местом, пустыней (Софония 2:13);
Ассирийский царь погибнет в храме, в пламени костра (Ис. 30:33; Наум 1:14);
Потомки ассирийцев будут служить Господу (Ис. 19:23-25);
Истребление ассирийских идолов и богов (Наум 1:14);
Когда движимые Богом пророки Исаия, Наум, Софония произносили грозные пророчества об Ассирии, в них было практически невозможно поверить. Ибо, как уже было видно из высказываний ведущих историков, при Ашшурбанипале Ассирия вступила в апогей своего могущества, и ничто не предвещало ее падения. Еще около 630 года до х.э. никто бы даже не подумал, что величайшая империя исчезнет через 18 лет, а уже через два года начнет катастрофически разваливаться. Исследуя библейские пророчества об Ассирии и их исполнение в истории, мы видим, что только Бог мог настолько точно, вопреки всем человеческим реалиям и прогнозам, предсказать вплоть до мельчайших деталей обстоятельства гибели Ассирийской империи. События между 639 годом, когда ассирийцы разгромили в очередной раз Элам, и 630 годом восстанавливаются крайне плохо, ввиду скудости дошедших до нас летописей, относящихся к этому времени. В 630 же году в Ниневии вспыхивает бунт. «Поводом для открытого бунта военщины снова стал вопрос о наследнике ассирийского престола. В 630 г. клика милитаристов отстранила Ашшурбанипала от власти и возвела на престол своего лидера — генерала Син-шум-лишира. Однако сопротивление перевороту оказалось настолько сильным, что Син-шум-лишир вынужден был посадить рядом с собой на престол Син-шарру-ишкуна, одного из сыновей Ашшурбанипала. Оппозиция тем не менее не сложила оружия… На престоле остался Син-шарру-ишкун, а за старым Ашшурбанипалом (Кандалану) было сохранено Вавилонское царство. Ашшурбанипал не имел ни сил, ни желания вести борьбу. Он очень тяжело переживал крушение своих планов. «Богу и людям, живым и мертвым я делал добро. Почему же болезнь, сердечная скорбь, бедствие, погибель привязались ко мне. Не прекращается в стране война, в моем доме раздор. Смута, злословие постоянно ополчаются против меня. Дурное настроение, болезнь тела сгибают мой стан. Среди охов и ахов я провожу дни. В день бога города, в день праздника, я был расстроен. Должна прикончить меня смерть. Я подавлен. В горе и воплях я плачу день и ночь. Я вздыхаю: боже, дай это нечестивым! Да увижу я твой свет. Пока я не умер, сделай это для меня. Я уподобился не чтущему бога и богини» [1]. Как ни похожи эти слова на те, что еще недавно, всего несколько лет назад произносил Ашшурбанипал! Вместо подробных описаний казней и пыток своих врагов, прославления своего могущества и «Я», теперь идут мольбы и стоны уставшего и растерянного старого человека. Царь, всю жизнь верно служивший своим жестоким богам, повергая им в жертву на алтарь целые народы недоумевает, почему боги оставили его? Ведь он так верно служил им! В своих мольбах царь, однако, пытается обмануть и сам себя, говоря, что зла-то он не делал. Хотя уж кому-кому, а ему-то было известно, сколько десятков тысяч он замучил! Впрочем, пытки пленных не были в глазах ассирийцев грехом. Но разве царь делал добро своему народу, который погибал в сражениях и был на положении полурабов? Издевался царь и над прахом мертвых, оскверняя его. Кому он делал добро, так это действительно богам, которых он искренне почитал. Но те оставили его, как в свое время и его деда Сеннахериба. Последний великий деспот Ассирии, заливший кровью десятки стран, возвысивший Ассирию до небывалого могущества, умер жалким изгнанником в Вавилоне. Умер жалкой пешкой в короне, в руках борющихся группировок, никак не могущих поделить его наследство. Ашшурбанипал умер около 627 г. до х. э., когда в стране полыхала гражданская война, восставали провинции и покоренные народы, а соседние страны внимательно следили за этими событиями, не желая упускать своего шанса урвать от агонизирующей империи «жирный кусок». Как только Ашшурбанипал сомкнул навеки глаза, его сын поспешил занять Вавилон, но жители города восстали и изгнали ассирийский гарнизон [2]. В это время на помощь вавилонянам приходит бывший ассирийский наместник Страны моря Набопаласар, халдей по происхождению. 23 ноября 626 года Набополассар был официально провозглашен царем Вавилона [3]. Вскоре в борьбу с Ассирией подключается и Мидия. Боевые действия идут, не прекращаясь, все последующие 13 лет. Наконец, в 614 г. до х. э. мидийское войско во главе с Киаксаром появляется под стенами Ашшура — одной из древних столиц Ассирии и мощнейшей крепости своего времени [4]. В городе находилось несколько великолепных храмов: Ашшура, Иштар, Ану и Адада, Сину и Шамаша и Бит Акиту [5]. В городе было два дворца — Старый и Новый [6]. Такая первоклассная крепость, как Ашшур, могла выдержать многолетнюю осаду, но неприступные стены не могли спасти города от Божьего суда. Царь мидийцев, Киаксар «штурмом овладел городом, укрепления которого отличались мощью и искусством постройки. Киаксар жестоко расправился с жителями; вся находившаяся в городе ассирийская знать была вырезана… Город был разграблен и сожжен» [7]. Когда город уже был взят мидийцами, под его стенами появились вавилоняне, ведомые Набопалассаром [8]. На догорающих развалинах Ашшура Киаксар заключает союз с Набопалассаром о совместных действиях против Ассирии и дележе ее земель. Этот договор был скреплен браком между сыном Набопалассара Навуходоносором и дочерью Киаксара Амитидой (Никотридой) [9]. Теперь путь к полной победе союзников над Ассирией преграждала по сути лишь Ниневия.
Примечания к 5 главе
[1] Белявский В.А. Тайны Вавилона. — М.: Вече, 2001, с. 61-62; Streck M. Assurbanipal und die letzten assyrischen Konige bis zum Untergange Niniveh’s. Leipzig, 1916, S. 248-252.
[2] Садаев Д.Г. История Древней Ассирии. — М.: Наука, 1979, с. 158.
[3] Белявский В.А. Тайны Вавилона. — М.: Вече, 2001, с. 66.
[4] Ллойд С. Археология Месопотамии, М, Наука, 1984, с. 191-194.
[5] Ллойд, Указ. соч. с. 194-195.
[6] Там же, с. 196.
[7] Садаев, Указ. соч. с. 159.
[8] История Востока, в 6 томах, М, Восточная литература РАН, 1997, Т. 1, с. 240.
[9] Садаев, Указ. соч. с. 71.