Библиотека soteria.ru
Юбилейный год
Алексей Опарин
Дата публикации: 20.04.13 Просмотров: 5178 Все тексты автора Алексей Опарин
Глава 5. Забытый съезд
В 1926 году вместо Теппоне пастором харьковской общины становится молодой библейский работник Александр Григорьевич Хавренко. Несмотря на свою молодость, Хавренко был очень эрудированным и образованным человеком. Он не только проповедует, но и руководит хором и струнным оркестром, который под его началом достигает большого мастерства. Здесь же в Харькове Хавренко женится на Елизавете Клименко. Их бракосочетание совершает областной пастор Скоробрещук Е. И., который часто посещал харьковскую общину, оказывая посильную помощь( проповедь этого пастора см. в Приложении 2). В те годы было очень модно устраивать диспуты на религиозные темы, в которых коммунистические агитаторы любили высмеивать «невежество» верующих и их пасторов. В 1926 году в церкви проходят очередные выборы в результате которых председателем общины избирается Павличенко Василий, секретарем Ефимов Александр, членами совета Костенко Иван, Слюсарев Федор, Делова Ида. В том же 1926 году на брата А. Ефимова заводят уголовное дело за его отказ идти в армию. Но это не поколебало его мужество и Бог совершил чудо. Решением от 30.09.1926 г. суд освободил его от несения военной службы по религиозным убеждениям. И вот в 1927 году подобный открытый диспут был устроен в Харькове в помещении театра. В диспуте участвовали как атеисты, так и верующие: православные, баптисты и т. д. В ходе него пастор Хавренко одерживает победу над всеми. Когда стало известно, что коммунистические агитаторы всенародно посрамлены, городские власти отдают распоряжение Хавренко в течение 24 часов покинуть Харьков. Время репрессий и расстрелов ещё впереди. Пока советская власть довольствуется высылкой. Ввиду сложившегося положения руководство церкви принимает решение о переводе Хавренко в город Славянск, а в Харьков из Славянска направляется пастор Барановский Н. М. (о нём, к сожалению, биографических сведений собрать не удалось, известно лишь, что он входил в состав Совета Всеукраинского Униона). 19 мая 1928 г., по решению 6 Всесоюзного съезда АСД Хавренко и Барановский были рукоположены в сан проповедника. В 1928 году из Нижнего Новгорода для служения в качестве пастора харьковской общины прибывает проповедник Тарасовский Виталий Григорьевич(1891-1937), один из видных руководителей адвентистской церкви, выполнявший до этого служение в различных регионах необъятного СССР. Пастор Тарасовский был очень сильным администратором и проповедником. В 1928 году собрание перешло с Кузнечной улицы на ул. Октябрьской революции, д. 132 (бывшая Шевченковская улица). В том же 1928 году в помощь Тарасовскому из Киева направляется библейский работник Черненко Пётр Изотович, который не только прекрасно проповедовал, но и руководил хором. С 30 мая по 1 июня 1929 года в Харькове, бывшем тогда столицей Украины, проходит съезд Азовского объединения АСД, по ул. Т.Шевченко,20(ныне ул. Октябрьской революции). Этот съезд на долгие годы из-за последовавших затем страшных 30-х годов был забыт, и только сегодня, по скудным архивным данным, мы можем, хотя бы частично, восстановить его. На съезд прибыло около 100 делегатов и гостей. Из проповедников, в частности, были: из Киева — Густав Цират, из Одессы — Яков Реймер, из Запорожья — К. Ф. Ремферт, из Днепропетровска — А. М. Гриц, из Полтавы — Климко, из Славянска — А. Г. Хавренко. В работе съезда принимал участие и приехавший из Москвы председатель ВСАСДа Генрих Иванович Лебсак. Заседания проходили ежедневно в утренние часы, а по вечерам были богослужения. В один из дней съезда перед вечерним собранием была сделана фотография, сохранившаяся до сего дня, участников съезда с членами харьковской общины, пришедшими в этот день на вечернее богослужение. На съезде было принято много важных решений, но одно из них принятое под жесточайшим гнетом властей было крайне ошибочным. Вот дословная выписка из него: « Принимая во внимание решения 3 Всеукраинского состоявшегося в г. Киеве от 25.05.1927 г. и 6 Всесоюзного в гор. Москве от 12.05.1928 г., где единогласно всеми делегатами было принято следующее решение…что члены АСД обязаны отдать « кесарево -кесарю, а Богу-Богово», неся государственную и военную службу во всех ее общих для всех граждан законных основаниях. Всякого кто будет учить, побуждать к уклонению от несения государственных повинностей съезд рассматривает как лжеучителя идущего против учения Писания, отделяющего себя от Церкви Божьей и ставящего себя вне организации АСД то мы делегаты Азовского съезда выслушав доклад, всецело присоединяемся к решению предыдущих съездов» ( ГАХО, формуляр-845, опись 2, стр. 1096, лист 84). Таким образом те, которые не желали нарушать субботу и брать в руки оружие подлежали исключению из церкви! Принимая это явно небиблейское учение тогдашние руководители церкви рассчитывали, что таким образом удасться сохранить церковную организацию. Которую власти грозились закрыть, если не будет принято соответствующего решения. Однако пастор и автор истории АСД В Украине Н.А. Жукалюк верно заметил, говоря о решениях этих съездов: « отступление от библейских принципов ничем и никогда не может быть оправдано и не предотвратит беды» ( Парасей А.Ф., Жукалюк Н.А. Бедная, бросаемая бурею. К.: Джерело життя. 1997. С.44). И небиблейское решение Азовского съезда подтвердило это высказавание. Так спустя считанное время организация АСД была закрыта властями, практически все ее служители и актив были расстреляны. Эта страшная участь постигла и более, чем две трети делегатов Азовского съезда. В этом есть для нас важное поучение, что бы свою веру мы бы основывали лишь на Библии, а не на авторитете и мнениях людей, если они противоречат учению Писания. 26 ноября 1929 года Харьков становится центром Азовского объединения АСД, включающего в себя общины Харьковской, Днепропетровской, запорожской, Луганской, Донецкой и Полтавской областей ( см. Приложение)..В 1930 году харьковская община лишается молитвенного дома и в течение полутора лет собирается двумя группами по домам: на Основянской улице у сестры Голубевой и на Ивановке у брата Павличенко, а потом в двух других местах: на Новосёловке у сестры Дурманенко и на Холодной горе у сестры Костенко. Чем рисковали эти семьи — можно только представить, если учесть, что само хождение в церковь начинало грозить заключением. Осенью 1930 г. Черненко отзывают на духовную работу в Киев, что было связано с тем, что в Киевскую общину начали внедряться реформисты, а пастор Черненко был очень силён в беседах с ними. В помощь Тарасовскому вместо отбывшего Черненко присылают Даниила Цирата, но последний уже в конце 1931 г. был призван в армию. Вместо него в Харьков из Змиёва начинает приезжать библейский работник Титоренко Константин Ефимович. Это был один из видных пасторов, сыгравший большую роль в становлении и развитии адвентизма во многих регионах СССР, и особенно на Кавказе. Это был человек, который судом за религиозную деятельность будет приговорён к расстрелу, который затем заменят 25-ю годами лагерей и 5-ю годами проживания в ссылке. Но смерть Сталина и последовавшая затем амнистия сократили этот срок до 5 лет. У Константина Ефимовича были очень своеобразные, интересные проповеди, которые, как правило, делились на три части: до Христа, во время Христа и после Христа. Возле открытых окон молитвенного дома, где он проповедовал, всегда толпилось много неверующих людей, которые по окончании проповеди искренне аплодировали Титоренко, восхищенные его ораторским искусством и силой слова. В начале 1932 года община вновь начинает собираться вместе в доме сестры Гринчук по ул. Сущенской, 65. В этом же году 22 марта была сделана фотография общины, сохранившаяся до сего дня, вместе с её служителями Тарасовским и Титоренко. Осенью все того же 1932 года в Харьков из Одессы переводят 31-летнего библейского работника Антона Васильевича Васюковича. Это был очень посвящённый и образованный служитель, читавший прекрасные проповеди, руководивший хором и умевший очень хорошо заинтересовывать неверующих людей истиной. Старые члены церкви харьковской общины до сих пор с любовью вспоминают Васюковича и особенно его посещения членов церкви на дому. О роли пастора Васюковича в приходе их семьи к Богу вспоминает один из старейших членов харьковской общины Бондаренко Татьяна Васильевна, о которой будет ниже рассказано в данной книге.
«В начале тридцатых годов мои родители были ревностными баптистами. Но когда они узнали о законе и в особенности о субботе, которая была самая суетная (такая как у нас сейчас пятница), то они пришли в страх. Почему я так думаю, потому, что они сразу нашли этих людей, которые соблюдают субботу. А у нас в доме было молитвенное собрание баптистов в воскресенье вечером, а утром в воскресенье было собрание в центре города.
Мне в то время было 8 лет от роду, а нас, детей, в то время было четверо, и я самая старшая; мы, дети, любили петь духовные псалмы (отец очень любил петь, потому у нас был домашний хор).
В то время собрание АСД было на Основе и родители нас, детей, брали с собой. Я будучи ребенком, любила слушать проповеди бр. Васюковича, т. к. он был красноречив, как Аполлос, это сейчас на старости я вспоминаю. И вот однажды вечером в воскресенье, когда было у нас в доме собрание баптистов, приходят к началу собрания отец и бр. Васюкович, и дождавшись конца собрания беседовали о истине о субботе. (Конечно, проповедники баптистские своих прихожан выставили, чтобы они не слушали), и мне как ребенку, было видно, где истина и где тьма. Тогда приняли истину не только мои родители, а ещё 2 человека и вскоре они были крещены. И все время до ареста бр. Васюкович посещал нас со своей женой, а после того как у них родилась дочь Лия, то и со своей дочерью, и мы как дети очень любили их, и всегда с радостью их встречали и ожидали.
Сейчас, когда мне уже много лет, я с особой теплотой вспоминаю мое детство и в особенности того пастора, который по истине как отец заботился о новорожденных во Христе. Да и когда у нас в 1934 году родилась девочка, то в честь этой маленькой Лии мы, дети, и свою сестричку тоже назвали Лией. Многому нужно поучиться нашим молодым пасторам у бр. Васюковича. Когда его и многих из членов церкви в 1936 г. арестовали и закрыли собрания, то его место заняла его жена, и светильник истины не был потушен в нашем городе, благодаря их труду. Сатана всегда преследовал тех, кто ревностно трудился на ниве Божией. Церковь в Харькове сохранилась, не имея собрания, преследуемая, трудом и жизнью благочестивых людей.
Где первая любовь, где пламень сердца вдохновенный,
О, как устал измучен я душой и сердцем
Царь Вселенной. Много можно было писать — но когда Христос придет, Он дополнит мое воспоминание и там получат награду все, кто трудились для Господа». (Бондаренко Т. Воспоминания. Рукопись. 27.III.2002., Харьков).
Сегодня, к сожалению, постепенно как-то уходит, порой, этот вид служения — посещение членов церкви, а между тем, он является очень важным, ибо порой только в домашней обстановке человек может, что называется, излить душу пастору, что бывает часто так необходимо. Конечно, служение посещения занимает много времени, но это неотъемлемая часть пасторского служения. Незаметно, месяц за месяцем, религиозные свободы, точнее, их остатки, сокращаются все более и более. Страна вступает в страшную полосу репрессий сталинского террора.