Глава 30. Главный ключ к открытию библейского пророчества

Важное видение в Дан. 9, с которым мы сейчас знакомимся, было дано в первый год Дария Мидянина, всего несколько месяцев спустя после видения, которое мы только что рассмотрели в Дан. 8. Вавилон пал, уступив место Мидо-Персии, и Валтасар погиб. Но Даниил продолжал трудиться при дворе нового правителя.

Даниил ищет понимания

Так как ангел Гавриил не дал никакого пояснения относительно 2300 дней и святилища в Дан. 8:13-14, Даниил теперь сам принялся за изучение Священного Писания — с ревностной молитвой и исповеданием грехов, говоря: «Боже наш… воззри светлым лицом Твоим на опустошение святилища» (Дан. 9:17).

Ангел Гавриил возвращается

Гавриил — это ангел (см. Лук. 1:26). Кажется, он обладает особой ответственностью в откровении планов Божьих человеку. Мы читаем в Дан. 9:21-23: «Когда я еще продолжал молитву, муж Гавриил, которого я видел прежде в видении, быстро прилетев, коснулся меня около времени вечерней жертвы. И вразумлял меня, говорил со мной и сказал: «Даниил! теперь я исшел, чтобы научить тебя [332] разумению. В начале моления твоего вышло слово и я пришел возвестить его тебе, ибо ты — муж желаний; итак, вникни в слово и уразумей видение».

Уразуметь какое видение? Кажется наиболее вероятным, что это должно быть видение, которое несколько недель тому назад было показано ему и часть которого не была пояснена и оставила Даниила «изумленным». Каково же содержание не-объясненной части видения? Это «время» 2300 дней и святилище. Приступая к изучению пояснения Гавриилом периодов времени, вспомним, что в пророчестве день равен году (см. Числ. 14:34; Иез. 4:6). Таким образом, 2300 дней в действительности составляют 2300 лет.

Гавриил начинает объяснять время пророчества

Первые же слова ангела безошибочно ясно представляют, что он намеревался рассмотреть вопрос, касающийся этого великого пророческого времени. Мы читаем Дан. 9:24: «Семьдесят седьмин определены для народа Твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святой святых».

Сколько дней составляют 70 недель? С семью днями, заключенными в каждой неделе, 70 недель будут представлять собой 7 раз по 70, что равно 490 пророческих дней или 490 буквальных лет.

Следующим вопросом является: когда 490 лет должны быть определены, или «отрезаны», каково основное значение этого слова? От чего они должны быть «отрезаны»? Скорее всего, от 2300 лет, показанных в видении, иначе ангел Гавриил не сказал бы: «Уразумей видение».

[333] Во время этого периода (490 лет), отрезанного от 2300 лет и определенного для иудейского народа, должны были произойти следующие определенные действия (ст. 24):

1. Грехам иудейского народа должен прийти конец.

2. Христос должен был положить конец жертвоприношениям за грех и совершить примирение за беззакония.

З.Он должен был вменить и передать Свою вечную праведность людям.

4. Видение должно быть утверждено, и помазано Святое святых.

Начальная дата для 70 недель

Если мы сможем определить дату для начала 70 недель или 490 лет, мы также будем иметь дату для начала 2300 лет, из которых 490 лет являются первым отрезком времени. Прямой ответ на этот вопрос мы находим в 25-м стихе, который представляет нам желаемую дату. Здесь 70 недель разделены на еще меньшие части:«Итак, знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седьмин и шестьдесят две седьмины; и возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена». Точно последуем этому указанию. Семь недель + 62 недели будет 69 недель, или 483 пророческих дня или буквальных лет. Из всех 490 лет 7 лет особенным образом выделены, или предназначены, для иудейского народа. Когда должны были начаться эти 483 года? «С того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима» (ст. 25). Куда же будут простираться эти 483 года? — До «Христа Владыки». «Христос» означает «Помазанный». Иисус был помазан Святым Духом во время Свое- ‘ го [334] крещения (см. Матф. 3:13-17; Деян. 10:38.) и вышел из воды как Мессия. Это было в 27 г. по Р. X.

Теперь позвольте любому школьнику представить это. Вычтите 27 из 483, и вы получите 456. Так как 27 г. не закончился, когда Иисус принял крещение, в самом деле мы будем иметь 456-й или 457 г. до Р. X.

Что случилось в 457 г. до Р. X.? Как раз то, что, согласно предсказаниям Библии, должно было произойти,- было издано повеление о восстановлении Иерусалима. Вавилоняне разрушили его. Мидяне и персы должны были помочь в восстановлении его. Это записано в книге Ездры 6:14: «И построили и окончили по воле Бога Израилева и по воле Кира, и Дария, и Артаксеркса, царей персидских».

Божье повеление было принято во внимание. Оно подразумевает указы трех царей, перед Богом принятых за одно повеление, как и записано в Священном Писании. Это было в 457 г. до Р. X., когда было издано последнее повеление Артарксерк-са,- в седьмой год его царствования. «На веки, Господи, слово Твое утверждено на небесах» (Пс. 118:89).

457 г. до Р. X., таким образом, является началом даты 490 лет; 483 года и 2300 лет. Только одна из 70 недель отделена; эта одна неделя, или 7 лет, закончится в 34 г. по Р. X., как это мы и видим.

Почему ангел Гавриил разделил эти 70 недель, или 490 лет, [335] на три части и сделал немного усложненным этот период времени?

Причина кажется вполне обоснованной. Хумфрей Придаукс говорит: «В 15-й год Дария Нотуса закончились первые семь недель из периода 70 недель пророчества Даниила, потому что тогда было полностью закончено восстановление храма и государства иудеев в Иерусалиме и в Иудее; в этом последнем действии восстановления, который записан в 13-й гл. Неемии с 23-го стиха и до конца главы, как раз 49 лет спустя, когда это дело впервые было начато Ездрой в 7-й год Артаксеркса Лонгимана» (Ветхий и Новый Завет в связи с историей иудеев, т. 1, с. 322). Вот почему мы видим семь недель, или 49 лет, представленных отдельно.

70-я неделя времени, определенного для иудеев,- 27-34 гг. по Р. X.

Теперь обратимся к последим семи годам из 490 лет, т. е. к 70-й неделе. 69 недель, или 483 года, должны привести нас ко Христу Мессии, к 27 г. по Р. X. Когда исполнилась эта дата, Он стоял на берегу Иордана и просил крещения у Иоанна Крестителя. Выходя из воды, Он принял Святого Духа, Который сошел на Него в виде голубя, и Бог сказал: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Матф. 3:17). «Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего» (Гал. 4:4). Таким образом закончились 69 недель и началась 70-я неделя. Что произошло в эту последнюю неделю, или 7 лет? Мы читаем: «И по истечении 62 седьмин предан будет смерти Христос и не будет» (Дан. 9:26).

В самой бедной части крупного города [336] пламя охватило дом. На верхнем этаже оказались отец и трое маленьких сыновей. Отец кинулся к окну и увидел открытое окно в соседнем здании. Таким путем ему открылась возможность спасти своих маленьких ребят. Он прочно укрепил ноги на выступе оконной рамы соседнего здания и простер свое тело над пропастью, отделявшей два здания, крепко держась руками за выступ здания, расположенного рядом. Один за другим мальчики переползли по его телу в безопасное место. Когда последний мальчик переправился в другой дом, силы отца иссякли и он сорвался вниз, навстречу своей смерти. Мессия же был «предан смерти» за нас, чтобы «заглажены были беззакония» (ст. 24).

Пойдите на Голгофу и посмотрите на Сына Божьего, с разбитым сердцем умирающего за ваши грехи. Вы испытаете глубокое чувство покаяния. Если вы не воспротивитесь призыву, вы найдете спасение в Господе.

Это должно было произойти в 31 г. по Р. X., когда Иисус должен был умереть, ибо в 23-м стихе мы читаем: «А в половине седьмины прекратится жертва и приношение». Середина последних семи лет от 27 г. до 34 г. по Р. X. приходится на 31 г. по Р. X. Это и есть дата распятия.

Когда Иисус умер на кресте как Агнец Божий, иудейские жертвы и приношения должны были прекратиться в Иерусалимском храме. Небо дало знак для этого — сверхъестественным образом тяжелая завеса храма разорвалась надвое сверху донизу. Ап. Матфей дает следующее описание: «Иисус же опять возопив громким голосом, испустил дух. И вот завеса в храме разорвалась на двое сверху до низу» (Матф. 27:50-51). Человеческая рука разорвала бы ее снизу доверху, если бы она вообще была в силах разорвать ее.

Оставшиеся три с половиной года от 70 недель, или 490 лет, достигают 34 г. по Р. X. Иудеи побили Стефана камнями, и за этим последовало великое преследование Иерусалимской церкви (см. Деян. 7:39; 8:1). [337] Иудейская нация отвергла Мессию, и теперь Он оставил их дом пустым. 490 лет, отпущенных для иудейского народа, 70 недель, или 490 лет, были частью 2300 лет. Поскольку 490 лет заканчиваются в 34 г., то оставшиеся 1810 лет от 2300 лет заканчиваются в 1844 году. В это время святилище должно было быть очищено. Многие толкователи пророчества в это время считали, что миру придет конец. Но выражение «святилище очистится» имело другое значение. Мы постараемся найти правильное объяснение этого важного события в следующей главе.

Этот 1844 год является библейской датой для очищения святилища. Он следует сразу же за 1798 годом — окончанием 1260-летнего периода папского владычества. Работа следственного суда должна была начаться где-то после 1798 года. Можно ли здесь проследить взаимосвязь между очищением святилища и судом?

Примечание. Многие могут удивляться, как Христос мог получить крещение в 27 г. по Р. X., когда Библия утверждает, что Ему было около 30 лет, когда Он принял крещение (см. Лук. 3:23). Ответ таков: Христос родился на четыре или пять лет прежде 1 года нашей эры. Эта дата была позже ошибочно установлена, знаменуя начало христианской эры. Дальнейшие пояснения смотрите на с. 213 книги «Даниил и Откровение» (1944 г. издания). [339]