Глава 32. Дело человека на Божьем суде

Кто-то сказал, что мы судим сами себя по нашим выходным одеждам, в то время как наши соседи судят нас по нашей ежедневной одежде. Это важное различие. Но еще более важно помнить, что Бог будет судить наши обнаженные души.

«Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную» (Деян. 17:31).

Назовет ли этот суд мое имя, или из-за моего скромного положения меня могут пропустить? Нет, все предстанут перед судом, чтобы получить заслуженное: «Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2Кор. 5:10). Даниил Вебстер сказал: «Господа, самый серьезный вопрос, который когда-либо занимал мои мысли, есть моя личная ответственность перед Богом».

Время следственного суда

Когда Иисус Христос придет на эту землю во второй раз, Он принесет Свое возмездие, «чтобы воздать каждому по делам его» (Откр. 22:12). Посему вполне ясно, что, прежде чем Христос придет во второй раз, должна совершиться работа суда. Исходя из этого, мы не должны удивляться, что исследуемая нами весть [352] представлена в Библии как наиболее величественная и торжественная сцена следственного суда. После 1260 лет папского владычества (маленького рога из Дан. 7), простиравшегося от 538-го до 1798 года, должен был начаться суд. Мы нашли, что 1844 год является библейской датой начала суда. В это время началось и очищение небесного святилища — проверка записей грешного человечества.

Следуя Библейскому принципу, что «время начаться суду с дома Божьего» (1Петр. 4:17), мы будем ожидать, что имя Адама было упомянуто первым и в итоге всего будет рассмотрено последнее имя. В дни ап. Павла эта работа относилась к будущему времени, так как «он говорил… о будущем суде» (Деян. 24:25). Как год крещения Иисуса Христа и год Его смерти были особым образом предсказаны в Библии, так Бог на часах вечности установил момент, чтобы они пробили время, когда должен начаться час следственного суда на небе. Весть о часе суда должна быть провозглашена всем народам (см. Откр. 14:6-7). Время его окончания не открыто, оно известно только одному Богу (см. Матф. 24:36).

Небесная сцена суда

Человеческое перо не в состоянии точно описать славу и торжественность небесного суда. Но Библия дает нам точное описание начала суда (см. Дан. 7:9-11:13). Ясно выделены четыре пункта:

1. «Видел я наконец, что поставлены были престолы» (ст. 9). Выражение «поставлены» действительно означает «установлены» или «расположены в ряд». Так как на небе есть Божий престол (Пс. 102:19), весьма очевидно, что меньшие престолы были помещены в соответствующем положении вокруг престола Божьего.

2. Бог является главным Судьей, так как «воссел Ветхий днями» (Дан. 7:9). Что Ветхий днями является Богом Отцом, ясно видно из стиха 13. Бог и Его престол здесь представлены в следующих словах: «Одеяние на Нем было бело как снег, и волосы главы Его — как чистая [353] волна; престол Его — как пламя огня, колеса Его — пылающий огонь. Огненная река выходила и проходила пред Ним» (Дан. 7:9-10).

3. Ангелы и старцы также присутствуют здесь, ибо сказано: «Тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним» (ст. 10). Это — ангелы и старцы (Откр. 5:11).

4. Христос подошел к «Ветхому днями и подведен был к Нему» (Дан, 7:13). «Мы имеем Ходатая пред Отцом, Иисуса Христа праведника» (1Иоан. 2:1).

Бог Отец создал все через Иисуса Христа (Ефес. 3:9). Во Христе Он примирил с Собою мир (2Кор. 5:18). Он будет судить мир через Иисуса Христа (Деян. 17:31). Иисус есть наш Творец, наш Искупитель и наш Друг перед судом Божьим.

«Тот, Кто излил свет Свой на землю и с нежностью ухаживает за душой человека, стараясь обратить ее от греха к святости, в то же время является Защитником и Судьей… Он, Который в ожесточенной битве боролся с клеветником и в течении всех столетий старался вырвать пленников из его сетей,- вынесет приговор каждой душе» (ЖВ. 210). Он примется за наше дело и одержит победу, если мы только позволим Ему сделать это.

Заключительные штрихи начала сцены суда представлены в словах: «Судьи сели, и раскрылись книги» (ст. 10).

Три источника свидетельств

Вы когда-либо рассматривали пирамиду с обратной стороны американского доллара? Если вы не обращали на это внимания, сделайте это сейчас. Вы заметите, что на верхушке пи-рамиды, окруженной светом, есть глаз. Он представляет собой всевидящее око Божье, которое продолжает следить за людьми. [354]

Первый и самый основной источник свидетельства на Божьем суде — это Его знание всех дел: «На всяком месте очи Господни; они видят злых и добрых» (Притч. 15:3). Это свидетельство Божье не приводится ради самого Бога, поскольку оно доступно, как мы увидим, из других источников. Все же необходимо помнить, что «как щит от искушения и побуждение к чистоте и истине,- никакое другое влияние не может быть равным с сознанием Божьего присутствия» (Е. Уайт. «Воспитание», с. 255). «Ты Бог видящий меня» (Быт. 16:13).

Второй источник свидетельств на Божьем суде — записи в книгах: «И судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими» (Откр. 20:12).

Есть особая книга — это «книга жизни Агнца» (Откр. 21:27). В эту книгу внесены имена исповедующих себя последователями Христа (Фил. 4:3). Их имена будут сохранены или вычеркнуты из книги жизни согласно полных записей их жизни. В Откр. 3:5 говорится, что имена победителей не будут вычеркнуты. О других же читаем: «У того Бог отнимет участие в книге жизни» (Откр. 22:19).

Есть другая особая книга — это «памятная книга» (Мал. 3:16). Она содержит запись добрых слов и благородных поступков тех, кто любит Бога и почитает Его.

Некоторые считают, что следующие слова определяют наличие особой книги с записями грехов: «Посему, хотя бы ты умылся мылом и много употребил на себя щелоку — нечестие твое отмечено предо Мною, говорит Господь Бог» (Иер. 2:22). Мы не будем заходить дальше Писания, но удовлетворимся данными, что на небе хранятся книги записей и мы будем судимы по этим записям.

Третьим источником свидетельств являются ангелы, ведущие записи. Библия показывает, что ангелы выполняют эту работу: «Не дозволяй устам твоим [355] вводить в грех плоть твою и не говори пред ангелом Божьим: «Это — ошибка!» (Еккл. 5:6). Библия напоминает нам здесь, что ангелы не допускают никаких ошибок в своих записях. Иисус же говорит, что даже каждый ребенок имеет ангела-хранителя (см. Матф. 18:10).

Давайте хорошо усвоим в нашем сознании и сердце, что, подобно тому, как люди записывают свои слова на магнитофон и затем прослушивают их, так ангелы хранят записи нашей жизни, и эти записи будут открыты на суде, и мы будем судимы по ним.

Для Бога нет нужды хранить записи для Его личной информации. Небесные записи являются Его доказательством, что Он верно и милостиво вел дело по отношению к каждой душе.

Обзор свидетельств нашей жизни

Что суд примет во внимание? Каких подробностей коснется Бог? Вот что Бог приведет на суде:

1. Наши дела (Откр. 20:11-12).

2. Наши слова (Матф. 12:36-37).

3. Наши мысли (1Kop. 4:5).

4. Наши побуждения (Притч. 16:2).

5. Каждое тайное дело — хорошее или худое (Еккл. 12:14). Говорят, что рентгеновская фотометрия может определить

подделку монет, фальшивые бриллианты и примеси в твердых телах, жидких или газообразных веществах.

Кто-то рассказал однажды о горничной в парижской гостинице, которая взяла яблоко, принадлежавшее гостю. Откусив его, она зубами коснулась, как оказалось впоследствии, знаменитого «розового алмаза». Гость был арестован. Он оказался известным вором алмазов.

Божий глаз видит тайные побуждения каждого слова и дела. Он знает «сердечные намерения», «все тайное, хорошо ли оно или худо». [356] Мы можем все время умышленно обманывать других и наполовину обманывать самих себя, но мы никогда не сможем обмануть Бога. Рентгеновские телескопы открывают перед врачами жизненные функции наших внутренних органов. Божьи рентгеновские лучи открывают жизненные функции наших внутренних сокровенных мыслей.

В этом мире нас часто судят несправедливо. Люди страдают за то, чего они не делали. Судебный процесс часто проводится неточно, и судьи неправильно осуждают других. Но на Божьем суде во внимание будут приняты все факты.

Кто-то сказал, что если бы ошибки самого уважаемого человека были написаны у него на лбу, то он натянул бы свою шляпу на глаза. Другой сказал, что никогда не было человека, который, по собственному мнению, получал бы все хорошее, чего он заслуживал, или который, по мнению его соседей, заслуживал бы все доброе, что он получил. В любом случае Бог имеет верную запись. «Судья всей земли поступит ли несправедливо?» (Быт. 18:25).

Главное мерило суда

Поскольку Бог будет судить всех людей, Он должен иметь также и закон для всех людей. Без закона не может быть никакого правительства. Посему мы читаем следующие слова: «Ибо Господь — Судия наш, Господь — Законодатель наш» (Ис. 33:22).

Десять Божьих Заповедей морального закона были произнесены Богом и записаны Его перстом на каменных скрижалях на горе Синай (см. Втор. 4:12-13). Принципы этого святого закона, конечно, были известны нашим прародителям — Адаму и Еве и передавались устно последующим поколениям. Если Божий суд должен быть справедливым, Его закон должен быть также справедливым. Итак, мы читаем: «Посему закон свят и заповедь свята, и праведна, и добра» (Рим. 7:12). Таков закон, по которому мы будет судимы. Иаков поясняет это, когда пишет: «Кто соблюдает [357] весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. Ибо Тот же, Кто сказал «не прелюбодействуй», сказал и «не убей»; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона. Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы» (Иак. 2:10-12). Иаков, говоря о Десяти Заповедях, представляет этот божественный закон не только как мерило суда, но также как «закон свободы». Псалмопевец говорит: «Буду ходить свободно, ибо я взыскал повелений Твоих» (Пс. 118:45).

Да, святой, вечный, неизменный Десятисловный Закон будет мерилом -этого небесного суда. Таким образом, мудрый Соломон, подводя итог, сказал: «Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека; ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно или худо» (Еккл. 12:13-14). Другими словами, Соломон просто сказал: «Так как мы должны быть судимы по закону, давайте жить по закону. Давайте повиноваться его предписаниям».

Подобным образом Иоанн Богослов возвещает небесную весть о наступлении часа суда, ныне исполняющуюся и спешно возвещаемую по всему миру: «И увидел я другого Ангела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу; и говорил он громким голосом: убойтесь Бога и воздайте Ему славу… и поклонитесь Сотворившему небо и землю, и море, и источники вод» (Откр.14:6-7). Божий суд наступил. Он идет сейчас. Люди призваны поклониться Творцу, Судье и Законодателю.

Полицейский задержал нарушителя закона. Задержанный возмущался и протестовал. «Хорошо,- сказал полицейский, — ты должен будешь рассказать об этом судье». Итак, он отвел этого человека в полицейский суд, [358] подвел его к скамье и сказал: «А теперь ты будешь иметь дело с судьей!» В поведении этого человека произошла быстрая перемена. В процессе суда есть нечто, что наводит страх и ужас. Но где есть преступление, должен быть суд. В Божьей Вселенной, где существует грех, должно быть и разрешение проблемы греха.

Четыре мерила, по которым мы будем судимы

1. Во-первых, мы будем судимы по закону Божьему, как

мы уже читали об этом, но согласно тому, как этот закон пояснен в жизни и учениях Христа. Это значит, что мы можем быть убийцами в сердце, хотя никогда никого не лишали жизни. Мы можем быть прелюбодеями в мыслях, хотя не были ими на деле (см. Матф. 5:27-28). Мы можем даже поступать несправедливо из-за неверных побуждений: «Ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано» (Матф. 10:26).

2. Второй пункт заключается в том, что мы будем судимы согласно полученному свету. Иисус сказал: «Если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите что видите, то грех останется на вас» (Иоан. 9:41). Иисус предупреждал отвергнувших Его Благую весть, провозглашенную в Капернауме: «Но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе» (Матф. 11:24).

Маленький мальчик в короткие зимние дни подолгу задерживался при возвращении из школы домой. Почему? Он надеялся, что его мать уже накормила цыплят и его не попросят выполнять эту работу. Он не был расположен к этой работе. Подобно этому мальчику, один человек сказал: «Нам не надо слишком заботиться о религии. Таким образом мы избежим ответственности».

Иисус ответил на это следующими словами: «Ибо всякий делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его» (Иоан. 3:20). По этому же поводу Он также сказал: «Суд же [359] состоит в том, что свет пришел в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели свет» (ст. 19). Поэтому, мы будем судимы согласно свету, полученному нами, и тому свету, который мы могли бы иметь.3. Очередной принцип суда заключен в следующем: «Ибо каким судом судите, таким будете судимы» (Матф. 7:2). Говорят, что североамериканские индейцы племени сиу молятся: «Великий Дух, помоги мне никогда не судить другого, пока я не прохожу две недели в его мокасинах (сапогах)». Библия подводит заключение: «Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения» (1Kop. 4:5).

4. И в итоге мы будем судимы по милости Божьей. Мы все согрешили (см. Рим. 3:23). Возмездие за грех — вечная смерть (см. Рим. 6:23). «Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован» (Притч. 28:13).

Аквилла Вебб рассказывает историю о мальчике, учившемся в одной сельской школе. Он имел очень плохие оценки. Однажды к Рождеству его учитель сказал ему несколько одобрительных слов. После каникул его успеваемость стала возрастать. Заключительные экзамены — к большой радости родителей — он сдал на «отлично». Детские табели за год клали на большой стол, чтобы родители и друзья могли посмотреть их. Мальчик увидел, как родители взяли его табель, и его сердце замерло. Ведь они увидят его не весьма хорошие оценки первого семестра. Тем не менее, к его удивлению, они улыбались и, казалось, были очень довольны. Впоследствии мальчик обнаружил, что его добрый учитель вырвал все плохие, позорящие его листы и сделал так, что его табель начинался с того времени, когда он стал учиться лучше.

Так Бог покрывает Своей милостью запятнанные страницы наших недостойных жизней и позволяет нам все начинать [360] сначала. «Это Божья слава заключает грешных, кающихся людей в объятия Своей любви, чтобы перевязывать их раны, очищать от греха и одевать в одежду спасения» (Е. Уайт. ПЦ, с. 668).

Мы не должны убегать от Бога, чтобы избежать справедливого наказания, но приходить ко Христу за милостью. Чем дальше держится ошибающийся ученик от своего учителя, тем больнее удар бича.

Напрасно убегать,

Пока дверь милости открыта.

Он простит нас,

Но дверь будет закрыта.

Тогда наступит воздаянья час,

Меч справедливости постигнет нас.

Кварлес

Когда мы чувствуем боль от кнута Божьей руки справедливости, давайте поспешим в открытые объятья милости и найдем спасение у Его любящей груди. Заслуживающие наказания святого закона не могут избежать его. Затем из самой глубины любви наши сердца будут рождены вновь, и на их плотяных скрижалях перст Божий напишет заповеди Своего божественного и святого закона.

Наставление и обетование,

Закон и любовь трудятся совместно,

Пока ночь не превратится в вечный день.

Несколько лет тому назад общественная пресса опубликовала следующую историю мэра города Нью-Йорка. Ла Гардиа, бывший мэр Нью-Йорка, время от времени председательствовал в полицейском суде. Однажды к нему привели дрожащего старика, обвиненного в том, что он украл булку хлеба. Он сказал, что его семья голодала. «Я должен наказать вас,- решил Ла Гардиа.- Закон не сделает никакого исключения. Я присуждаю вас к уплате штрафа в 10 долларов». Но когда Литл Флауер потянулся к своему карману, он добавил: «Вот десять долларов — уплатите ваш штраф. И теперь я опускаю ваш штраф». Он бросил чек в свое знаменитое сомбреро. «Дальше,- добавил он,- я хочу, чтобы [361] каждый находящийся в этой комнате положил по 50 центов, чтобы этот человек мог жить в городе и не красть хлеб». Шляпа пошла по кругу, и недоверчивый старый человек с небесным светом в своих глазах покинул зал суда, держа в своей руке 47 долларов и 50 центов.

Бог также примет во внимание условия жизни людей и соответственно этому будет вести дело. «Господь в переписи народов напишет: «Такой-то родился там» (Пс. 86:6).

Как снег покрывает темную крышу

И убеляет усталую землю,

Так обремененное сердце приемлет

Божий дар прощения свыше.

Виргиния Скотт Майнер [362]