7. Теология надежды вместо неуверенности в будущим

Мы должны учитывать, что в нашей стране на протяжение семидесяти лет людям пророчили светлое будущее, убеждая, что “победа коммунизма неизбежна”. Поэтому психология нашего современника, особенно людей старшего поколения, не подготовлена к безрадостной реальности.

Даже во время Второй мировой войны, несмотря на все тяготы и лишения военного времени, впереди была надежда победы, а следовательно, лучшего будущего. О лучшем будущем мечтали еще во времена Брежнева и Горбачева. О лучшем будущем думали в первые годы после крушения коммунистического блока. Но последние несколько лет совершенно развеяли всякие надежды на лучшее. В связи с этим психология нашего современника оказалась незащищенной

Поэтому доминирующим мотивом проповедей на период с 2000 по 2005 годы должна быть хорошо разработанная теология надежды вместо неуверенности перед будущим. История наших народов — это история многих бедствий и страданий. Когда оканчивается один кризис, начинается следующий. Таким образом, у людей остается все меньше надежды жить в благоустроенном и стабильном государстве. Это одна из причин широко распространенного алкоголизма, преступности, большого числа самоубийств. В этих условиях, когда люди перестали ожидать чего-то лучшего, свет надежды приходит в безрадостное настоящее с будущим. Наша Церковь сильна вестью о Втором пришествии, потому что это единственно реальная надежда человечества, — это радостная весть, это блаженное упование, и актуальность этой вести будет нарастать по мере того как рушатся радужные и утопические надежды современного человека. Подобно тому как звук трубы у горы Синая становился все сильнее и сильнее, так и трехангельская весть будет обретать силу. Господь грядет! — возвещают сегодня все признаки Второго пришествия. Господь грядет! — говорит нам каждая катастрофа, каждая весть о военных действиях. И потому весть о Втором пришествии — это единственная реальная альтернатива видения будущего мира, в котором восторжествуют лучшие надежды человека.

Возвещая эту весть, мы исцеляем людей от уныния. С другой стороны, мы не вызываем в людях эсхатологического возбуждения. Здоровая жизненная позиция, трезвая оценка пронизывает все труды духа пророчества. Это характерная черта зрелого адвентизма. Не нужно поддаваться панике, когда подается сигнал о том, что корабль получил пробоину и неминуемо пойдет ко дну. Именно в этих условиях самообладание — единственно правильное состояние духа для тех, кто может что-то сделать для спасения других и для своего спасения. Таково было поведение апостола Павла во время шторма на римском корабле “Диоскуры”. Он предупредил об опасности, когда все было хорошо и небо было ясным. Но когда сгустились облака и разбушевалась стихия, он указал на надежду, которую может дать только один Бог. Это та жизненная позиция, которую должна занять наша Церковь.