Настоящее и будущее определяется отношениями с Иисусом?

Те, кто видел фильм о жизни первых христиан «Камо грядеши», помнят изумление императора Нерона, спрашивающего своих приближенных: «Почему они поют?», имея в виду поющих христиан, которых тиран приказал заживо сжечь на арене амфитеатра, где они были терзаемы львами. А позже, всматриваясь в уже мертвые лица, Нерон с неменьшим удивлением спросил вновь: «Почему они улыбаются? Ведь я убивал их!»

Может ли кто-то ответить на эти вопросы или хотя бы уяснить их для себя, не имея в сердце надежды увидеть Бога опять? Те, кто пел несмотря на окружающее их пламя, и те, чьи мысли перед смертью были направлены к Богу, не были фанатиками, ибо фанатизм имеет иное измерение. Если он и мог проявиться, то лишь до того момента, когда эти люди оказались на арене. Здесь же их мог охватить страх, но и страха не было. Христианская история подтверждает, что они поступали не так, как обреченные, у которых отсутствует выбор. Выбор христиан — быть растерзанными или сгореть в огне — был результатом осознанного решения. На чьей стороне стоять? На стороне Христа или Нерона? Это решение тогда определяло все — жизнь и смерть! Но даже детям своим они могли объяснить, почему так поступают. И, предавая себя в руки Господа, они безбоязненно шли навстречу смерти. Невзирая на муки, они пели, ибо тем самым воспевали свою победу над злом. Улыбаясь друг другу, они знали, что в Его явление встретятся вновь…

Величайшей движущей силой вести о Втором пришествии Христа является библейское учение о воскресении мертвых и обещание жизни вечной с Богом. Апостол Павел писал: «Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним… Потому что Сам Господь… сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде…» (1 Фес. 4:13, 14, 16).

Оставим в стороне вопросы, на которые мы сегодня не в силах дать ответ. Мы Многого не знаем. Мы не знаем, как произойдут описанные апостолом Павлом события и какова будет природа нетленной, бессмертной плоти… Будущее христианской надежды всегда определяется одним — нашей верой.

Мы не имеем права пренебрегать реальностью сегодняшней жизни. Жизнь взывает, тысячами своих граней вопиет к Богу и к миру людей, ожидая любви, радости, счастья, сочувствия, просто понимания. И каким бы странным это ни показалось, именно вера — условие для будущего — оказывается самой надежной опорой настоящего!

Всем нам, живущим в этой части света, как никому другому, понятна трагедия жителей Америки, испытавших катастрофу 11 сентября 2001 года. Смерть с завязанными глазами, без разбора, стучала в дома и квартиры людей, оставляя за собой руины разбитых судеб, слезы и безысходность… Да, мы не научились бороться со смертью. Даже американцы, при всем их благосостоянии и богатстве, оказались бессильными. Ибо нечестивое воинство смерти — зло, ненависть, жестокость и тирания — не подвластны человеческим законам.

Патриотизм, всколыхнувший Америку в первые дни после катастрофы, был призван показать единство нации, единство народа. И это правильно: нация должна проявить единство перед лицом угрозы, страна и общество должны помочь оказавшимся в беде. Но это лишь вершина айсберга, а его подводная часть — личная жизнь человека, его душа и сердце — остаются невидимыми для посторонних глаз. А ведь именно эта сфера нашего бытия в минуты трагедии нуждается в наибольшей помощи. И когда мы замолкаем, не зная, что сказать, начинает говорить Бог. Он знает, как обратиться к сердцу. Так готовы ли мы услышать Его?

В одной из обрушившихся башен Всемирного торгового центра погибла молодая тридцатилетняя женщина, оставив в этой жизни двоих детей и мужа. Утром того последнего дня своей жизни, отправляясь на работу и собираясь закрыть за собой дверь квартиры, она была остановлена своей четырехлетней дочерью. Словно что-то предчувствуя, девочка ухватилась за маму, говоря: «Не уходи, останься с нами сегодня!» Они постояли у дверей, обнявшись, насколько позволяло время, чтобы не опоздать на работу. «Такой она останется в моей памяти навсегда — обнимающей своих детей, — говорит ее муж. — Но я знаю, что мы увидим друг друга опять! Все потеряло свой смысл, кроме этой надежды».

В начале прошлого года, встречаясь с группой людей, изучающих Библию, я получил приглашение посетить городскую больницу и выступить перед персоналом. Главврач оказался молодым, демократичным человеком. Он позволил присутствовать на моей лекции всем свободным в это время сотрудникам. Было заметно, что многие врачи и медсестры пришли прямо из больничных палат. Когда они входили в зал, я услышал, как двое женщин, разговаривая между собой, спрашивали: «А зачем нам это нужно?»

Начав свое выступление, я рассказал, что нахожусь в их городе уже две недели. Каждый вечер сотни людей приходят слушать библейские лекции, проявляя неподдельный интерес к тому, что они узнают. Но иногда я чувствую себя среди них так же, как и вы, находясь у постели больного… Во время первой недели встреч я получил записку от одной пожилой женщины, которая писала: «У меня часто болит душа. Раньше, бывало, поболит день, другой, и отпустит. А теперь вот уже целый месяц я не имею покоя. Что мне делать?»

Я спросил притихших медицинских работников: «В каком кабинете вашей больницы лечат души людей? Кто из ваших специалистов может помочь этой женщине? А ведь она имеет право на помощь точно так же, как и каждый из тех больных, физические недуги которых вы лечите». Они молчали.

О таких минутах в нашей жизни говорят: «Молчание — золото». Это один из тех редких моментов истины, когда признание собственной беспомощности является проявлением наивысшей мудрости. Это время, когда Сам Бог говорит душе человека: «Ибо Я Господь, Бог твой; держу тебя за правую руку твою, говорю тебе: «не бойся, Я помогаю тебе»» (Ис. 41:13). И еще: «Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, — через реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя… ты дорог в очах Моих многоценен, и Я возлюбил тебя…» (Ис. 43:2,4).

Как эти слова отличаются от тех, которые мы слышим сегодня от самой прогрессивной части человеческого сообщества! Возможно, это случайность, но в последнее время все чаще, как бы невзначай, когда речь заходит о населении Земли, упоминается о «золотом миллиарде».

По мнению одного эксперта, интервью с которым было опубликовано не так давно в российской прессе, данный вопрос серьезно обсуждается в научных кругах мира с начала 80-х годов. Международное сообщество ученых серьезно обеспокоено состоянием земной биосферы. Они считают, что при сегодняшнем «естественном» развитии жизни на нашей планете глобальная экологическая катастрофа неизбежна. Но выход имеется: чтобы спасти Землю и жизнь на ней, необходимо сократить число землян до одного миллиарда самых лучших и самых достойных. Этот «золотой миллиард» якобы сможет найти выход, как сохранить Землю.

Известно, что на мировом экологическом форуме, проходившем в 1992 г, в Рио-де-Жанейро, обсуждалось установление квот на число жителей каждой страны мира, которые в сумме и составят «золотой миллиард». Доля России, к примеру, составляла бы тридцать миллионов человек…

Вы скажете, что эта идея скорее похожа на бред. И с вами трудно не согласиться. Однако, если вспомнить нашу недавнюю историю, то мы увидим, что именно такие идеи воплощались в жизнь. Идеи, увлекшие сотни интеллектуалов и власть имущих, стоили жизни сотням миллионов людей!

Но обратите внимание на оборотную сторону «золотого миллиарда». По мнению тех же ученых, биосфера Земли разрушается в результате неразумного использования и оскудения природных богатств, вследствие технического прогресса и влияния прочих благ цивилизации. Но ведь известно, что менее 10% населения планеты потребляют свыше 90% природных богатств. Кто же эти люди? Самые богатые и власть имущие. А их не более полумиллиарда.

Сегодня на Земле проживает около шести с половиной миллиардов человек. Противники идеи о «золотом миллиарде» спрашивают, не будет ли гуманнее пожертвовать полумиллиардом людей ради сохранения жизни остальной части населения мира?

Какой бы ни была бессмысленной эта идея, ясно, что в ближайшие годы самая «интеллектуальная» часть населения Земли будет занята поиском «лишних людей» и разработкой более эффективных путей их «вычеркивания» из жизни. Чтобы достичь этого, необязательно объявлять и вести войны. Беднейшие страны мира будут вымирать от голода, недостатка питьевой воды, распространения болезней ^- как новых, лечить которые еще не научились, так и старых, казалось бы, уже побежденных, но по-прежнему «эффективных» в своей поражающей силе. А наркотики и алкоголь довершат это черное дело, уже сегодня лишая будущего детей и молодежь.

И что же из этого следует? Неужели земная цивилизация обречена, и мы окажемся в списке «лишних людей»? Уверен, что подобная перспектива мало кого обрадует!

А ведь все, о чем мы говорили чуть выше, и прежде всего идея о «золотом миллиарде», является библейским признаком последних дней земной истории. С одной стороны, люди в большей своей части «будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную…» (Лк. 21:26). С другой стороны, они будут «изобретательны на зло» (Рим. 1:30), чтобы погубить землю. И в этот самый час земной истории люди «увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою» (Лк. 21:27).

Читая об этом, я вспоминаю, как однажды ко мне подошел молодой человек лет двадцати пяти. Мы с ним уже были знакомы и до этого беседовали друг с другом. Я знал, что он живет один, и жизнь его настолько трудна, что только Господь и милость добрых людей оберегают его от отчаяния… Обратившись ко мне,, он сказал: «Я задержу вас не более одной минуты. Вы бываете в разных городах и даже в других странах СНГ. Может быть, вы встретите там моего отца. Передайте ему эту записку и скажите, что я жду его». Я был потрясен услышанным от уже взрослого человека. Когда же позднее я развернул записку, мое сердце сжалось от боли. Там было написано: «1949 год. Гена». Это было все, что он знал о своем отце. Но этого было достаточно, чтобы ожидать и надеяться!

Помните, мы уже говорили, что Иисус придет во второй раз, чтобы сказать ожидающим Его: «Я приготовил для вас обители, войдите!» Пройдет ли Он мимо хотя бы одного жителя земли, не пригласив его войти? Нет и еще раз нет! Он говорит мудрым, чья мудрость иногда доводит их до безумия, говорит богатым, безразличным к судьбе бедных, говорит бедным, отчаявшимся найти кусок хлеба, говорит неизлечимо больным, потерявшим надежду. Всякому, кому небезразлично будущее, так же, как и тем, кто живет за счет других, Он говорит: «В доме Отца Моего обителей много» (Ин. 14:2).

И нет необходимости теряться в догадках, кто Он, Отец наш, и тем более сомневаться в Его помощи. Ибо все, что можно знать об Отце, открыто Сыном Его, Иисусом Христом. Наш Отец Небесный не желал, чтобы учение о Втором пришествии и обещание грядущей жизни сделало нас безразличными к ежедневным обязанностям в семье или обществе. И Он вовсе не желает, чтобы мы превратились в фанатиков, презирающих жизнь настоящую ради будущей.

Библейская весть о Втором пришествии Христа является самой жизнеутверждающей истиной для настоящего времени. Она отвечает запросам современного общества. Именно с ней связано решение глобальных проблем человечества и утверждение мира на земле.

Говоря о дне настоящем, Иисус напоминает нам о цели веры: «Я пришел, для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин. 10:10). Жизнь с избытком, а не жалкое существование, не прозябание в ожидании неизбежного конца. А говоря о человеческом счастье, Он призывает забыть о философии обывателя, но ожидает от нас насыщенной, действенной жизни.

Говоря же о будущей победе над тлением и даре вечной жизни, апостол Павел спрашивает: «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?» (Рим. 8:32).

Однажды я был приглашен в детский сад для того, чтобы совершить молитву и благословить детей. После того, как мы встретились с шестью или семью группами, я спросил воспитателей: «Больше у вас в саду нет детей? Мы со всеми помолились?» Мне ответили: «Можно сказать, что нет. Есть, правда, еще несколько детей, чьи родители совсем отказались от них или забирают их очень редко. Они постоянно живут здесь. Но мы их мало кому показываем». Я уговорил заведующего пойти к ним как можно скорее. Ведь нам надлежало посетить их в первую очередь. Тем более мы не имели права пройти мимо!

Был холодный осенний день. На улице шел дождь. Внутри комнаты было зябко и неуютно. Дети лежали на кроватях, укрывшись двумя-тремя одеялами. После нескольких минут общения и молитвы, когда я уже собирался уходить, трехлетняя девочка, высунув ручку из-под одеяла, показала мне два пальца. «Что это значит? — спросил я. — Зачем ты так делаешь?» За нее ответила самая старшая из детей: «Мы все сегодня делаем так. Сегодня четверг. Еще два дня, и, может быть, наши мамы придут за нами».

Наш бедный, уставший мир, подобно этим забытым детям, простирает свои руки к небу. Мы знаем, что помощь придет только оттуда. Да! Наше возвращение домой задержалось. Целые поколения людей уходили со сцены земной истории с надеждой увидеть Грядущего Царя. Мы все еще в пути…

Но путь, пройденный человечеством, выдвинул нас на передний край. Мы не в начале, не в середине и даже не на последнем этапе. Мы в конце пути. Осталось сделать один шаг, и цель будет достигнута. Неужели мы остановимся? Неужели позволим злу, унынию и несправедливости окончательно захлестнуть наш мир? Убежден, что нет! Мы сделаем этот последний шаг! На востоке уже занимается заря нового дня. Наш Господь и Спаситель, Иисус, на пути к нам. А зная это, мы готовы пройти оставшуюся часть пути с радостью и надеждой. Нет! О нас не забыли, мы не оставлены, а потому и другим готовы сказать: «Пойдем домой! Отец ждет нас!»