11. Времена и знамения

Хотя точное время Второго пришествия Христа является божественной тайной, Господь все же от нас не сокрыл наступление эпохи конца времени. Молния не из ясного неба сверкает, а из грозовых туч.

Кто за небом наблюдает, может избежать приближающейся грозы и спастись.

Как можно было узнать Первое пришествие Мессии по исполнению пророчеств, предсказаний и знамений, так указанные Христом и апостолами знамения времени говорят нам о приближении конца. Иисус неверие иудеев того времени объясняет главным образом пренебрежением к этим божественным знамениям, говоря: «Когда вы увидите облако, поднимающееся с запада, тот час говорите: дождь будет; и бывает так, и когда дует южный ветер, говорите: зной будет, и бывает так; Лицемеры! Лице земли и неба распознавать умеете, как же времени сего не узнаете?» (Лук. 12, 54-56).

Когда ученики были со Христом на горе Елеонской, они задали Ему вопрос: «Какой признак Твоего пришествия и кончины века?» И Он не умолчал, но перечислил целый ряд признаков, которые нам не только можно, но обязательно нужно наблюдать, так как сказано: «От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся мягки и пускают листья, то знайте, что близко лето.

Так, когда вы увидите все сие, знайте, что близко при дверях» (Мат. 24, 32-33). Перечисляя признаки Своего пришествия, Христос хочет оживить внимание Своей церкви и укрепить веру в божественную весть.

Тот, кто говорит, что нет никаких признаков, что ничего нельзя сказать о близости конца, заблуждается точно так, как тот, который вычисляет срок конца века. Оба подхода противоречат ясному указанию божественного Учителя.

Бог в плане спасения действует так, как в естественной жизни.

Как нарушения и болезни для нас являются напоминанием о бренности нашего существования и предвестниками приближающейся смерти, так нарушения в природе и международной жизни, выделенные Христом как особые признаки конца, являются предвестниками приближающегося избавления и суда над миром.

Эти предзнаменования, однако, не представляют из себя совершенно новых и неизвестных явлений, нет, это то, что раньше времени и местами уже происходило, но теперь принимает всемирные масштабы и созревает как внутренне так и внешне.

Ведь Христос приводит сравнение с ветками и листьями смоковницы, которые постепенно развиваются по мере приближения лета. Войны, землетрясения, отпадение от Евангелия и христианская миссия — все это известные исторические явления. Не то, что они имеются, но каковы они — это указывает на конец, потому что только в их увеличении, умножении и созревании заключается особенность последнего времени. Только этим можно объяснить беспечность и самоуверенность мира, который в своей духовной слепоте и надменности от всех этих явлений отмахивается, как от давно известных и убаюкивает себя в беспечности (1Фес. 5, 3).

Знамения времени занимают такое место в библейском откровении, что внимание или невнимание к ним можно рассматривать как барометр верности Христу, Владыке церкви. «Ибо,- говорит Карл Гартейштейн,- только церковь, умеющая ожидать со дня на день, со взором, обращенным на знамения времени, правильно поймет тайны Его пришествия, смиренно преклонится перед всеми тайнами, которые Он нам не открывает, и с радостью поднимет лице свое навстречу дню Его пришествия, дню, который она считает столь же достоверным, как и то, что Господь ее пришел, чтобы начать, осуществить и завершить Свой план спасения».

Нам теперь следует разрешить два вопроса: Каковы знамения времени? Являются ли их существование в наши дни признаком скорого пришествия Христа? Для ответа на первый вопрос, можно сослаться на целый каталог пророчески предсказанных событий, из числа которых мы укажем только важнейшие.

1. ЗНАМЕНИЯ МЕЖДУ НАРОДАМИ.

а) Вооружение и войны. «Услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть» (Мат. 24, 6).

Войны были всегда, и, к сожалению, их было так много, что говорили о войне, как о естественном состоянии человеческой истории. Так за 3400 лет насчитывали только 268 мирных лет.

Однако со времени первой мировой войны резко изменилось обличье войны. Наемник из армии Карла V несмотря на большой разрыв во времени не чувствовал бы себя чужаком и в походах Фридриха Великого и Наполеона. К Лейтенскому и Аспеанскому сражению продвигались пешью или верхом, как и во времена Александра Македонского и Цезаря. Решался исход боя еще в конце 18 и в начале 19 столетий на сравнительно небольшом пространстве поля, как во времена Ганнибала и Спициона. Ружья и пушки «великой армии» вероятно, несколько удивили бы фрундсбеского воина, но в общем он, наверно, скоро ужился бы в веке исхода французской революции; ведь речь все же шла об армиях из несколько сот тысяч штыков как в войне между персами и Александром.

На исходе 19 века и в начале 20 века картина коренным образом меняется.

Войны и вооружение преобретают совершенно другой характер. Техника вносит коррективы в поле сражения, воюют уже не только на море и на земле, но и в воздухе. Линии фронта достигают длины в тысячи километров, факел войны разжигается на целых материках, миллионные армии обрушиваются друг на друга, флоты обстреливаются по показаниям радаров, не видя противника в глаза, ракеты, пущенные из стратосферы, поражают миллионные города, тучи бомбардировщиков, состоящие из тысяч машин, стирают города с лица земли, подводные лодки стреляют по эхолоту и сами поражаются по радиолокатору. Одна единственная бомба уничтожает 80000 человек в Хиросиме, разрушает город на 75% и поражает тысячи живых радиоактивными лучами, обрекая их на мучительную гибель через годы. Чудовище войны растет и становится все страшнее. Одно единственное сражение первой мировой войны приносит больше жертв, нежели весь поход Наполеона на Россию. Если первая мировая война ограничилась 10 миллионами павших солдат, то вторая потребовала уже около 20 миллионов. Для сравнения можно отметить, что все войны 19 века вместе взятые стоили всего лишь 3,5 миллионов убитыми. Сумма всех потерь последней мировой войны (солдаты, гражданское население, пленные и др.) составляет 57,5 миллионов. Это было в 1945 году. С тех пор военная техника настолько шагнула вперед, что во всей истории человечества невозможно отыскать ничего подобного. В случае будущей атомной войны речь пойдет уже не в миллионах, а о существовании всего нашего мира. Атомные бомбы Хиросимы и Нагасаки уже давно являются музейными редкостями. Между ними и новой водородной бомбой огромная разница. Атомная бомба Хиросимы имела силу в 20000 тонн взрывчатки; пробная бомба, взорванная на Бикини в 1951 году, показала силу взрыва в 50000 тонн; первая же водородная бомба в 5 млн. тонн.

В последнее время испытывали сверхбомбы с силой взрыва, равной силе взрыва 50-100 мегатонн тринитротоуола (1 мегатонна — 1000000 тонн). Другое сравнение показывает также разницу между атомной и водородной бомбой.

Для истребления Франции (43 млн. жителей) понадобилось бы:

в 1944 г. 100 млн. бомб по 1 тонне каждая;

в 1952 г. 6000 атомных бомб;

теперь 16 водородных бомб.

Доктор Тиринг, австрийский атомный физик, водородную бомбу называет «бомбой светопреставления». Проф. Др. Хан, первый, кому удалось расщепление атома в лабораторных условиях, говорит: «Уже 10 водородных бомб с кобальтовой оболочкой поставили бы под вопрос дальнейшее существование всего человечества, все равно, куда бы они не упали». Как боеголовка межконтинентальной ракеты, имеющейся у великих держав в большом количестве, водородная бомба сегодня могла бы поразить любую точку земного шара, и при помощи этого идеального оружия конца, человек теперь в состоянии сам устроить ранее осмеянное светопреставление, если только Бог это допустил бы. Опасность этого вооружения заключается не только в возможности его применения в будущей войне, но и в его испытании в мирное время, так как освобождающееся радиоактивное излучение ставит под вопрос здоровье человечества в настоящем и будущем.

Недаром на сегодняшний день ученые, знающие о возможных последствиях, стали благовестниками. Эйнштейн незадолго до смерти призвал человечество остановиться. А Карл Ясперс обнаруживает настроение, соответствующее концу мира, говоря: «О полном истреблении говорили древние пророки.

Придет день Иахве, в который все будет истреблено. О конце мира говорили первые христиане, как о событии ближайшего будущего. Сегодня мысль о такой перспективе снова неизбежна, но уже благодаря реальности нашей технической ситуации». Несмотря на это атомная бомба все еще развивается. Американский физик Кнодон замечает: «Если мы больше и больше будем вооружаться, если мы будем продолжать держать палец на спусковом крючке, то большинство из нас не переживет это десятилетие».

Но также и в других областях вооружение возросло до гигантских размеров. Истребители первой мировой войны парили по воздуху со скоростью в 180-250 км в час, в то время, как «Спитфайры» последней войны достигли уже 600 км в час.

Первый реактивный истребитель, введенный в конце войны МЕ-262 достиг 900 км. Теперь же преодоление звукового барьера, лежащего на скорости в 1197,3 км в час, является будничным делом в авиации. Английский летчик испытатель Питер Твоисс в 1956 году на машине «Фери дельта-II» достиг скорость в 1922 км в час.

В том же году американец Эверест на «Х-2» достиг почти тройную скорость звука, 3350 км в час. «Х-15» же в 1961 году достиг скорости 7000 км в час.

Самолеты первой мировой войны набирали высоту в 800-3000 м. «Москито» второй мировой войны имел уже высоту полета 11000 м. «Х-2» же поднялся до 35000 м, а летчик испытатель Уайт в 1960 году на «Х-15» достиг высоты 42700 м.

Тем не менее обещают в будущем достигнуть еще большей высоты. «Сверхкрепости» 2-й мировой войны имели лишь ограниченный радиус действия, но американский реактивный бомбардировщик Б-70 уже может долететь до любой точки земного шара, так как он на высоте 23000 м при тройной скорости звука покрывает расстояние до 14500 км.

Тем временем ракета готова заменить управляемый экипажем самолет. В первую мировую войну удивлялись пушке «Толстая Берта», из которой немцы обстреливали Париж.

Это кажется смешно, если подумать о Фау-2, первой стратосферной ракете, которая на высоте 150000 м. могла дойти до целей, отдаленных на сотни километров. События после 1945 года в свою очередь превратили Фау-2 в музейный экспонат. 5 октября 1957 года Советский Союз запуском спутника открыл век космических путешествий. Этот спутник с весом 83,6 кг, который кружил вокруг земного шара на высоте 900 км, при выведении на орбиту трехступенчатой ракетой, имел скорость полета 8 км в секунду. Вскоре мир снова был вынужден прислушаться, когда московское радио сообщило, что в ночь со 2 на 3 ноября 1957 года удалось вывести спутник весом 500 кг на орбиту высотой в 1700 км. Американцы тоже не бездействовали. Ракета «Атлас» достигла высоты в 1000 км. Уже третий их спутник «Иксплорер 6» весом 60 кг на ракете «Тор-Эйбл» при скорости 35000 км в час достиг высоты 37000 км. Спутники открывают совершенно новые перспективы, люди уже подумывают о владении звездами. Советская лунная ракета — Лунник-1 весом 1,5 тонн прошла мимо Луны, отстоящей от Земли на 380000 км на расстоянии только 2500 км. Луннику-2 удалось сесть на поверхность Луны и точно в день второй годовщины запуска первого спутника, Лунник-3, космическая станция весом в 278 кг начала вращаться вокруг Луны на расстоянии 10000 км. Впервые за историю человечества была сфотографирована обратная сторона Луны. Через короткое время к Луне отправились и ракеты США. Пионер-1 достиг скорости 123000 км в час, а Пионер-4 при скорости 40000 км в час промчался мимо Луны на расстоянии прим. 50000 км, а затем стал спутником Солнца. 12 апреля 1961 года изумленная мировая общественность узнала, что русским ученым удалось осуществить космический полет человека. Майор Гагарин облетел Землю за 108 минут и приземлился невредимым.

Примерно через три недели американский летчик Алан Шепард поднялся в космическом корабле на высоту 184 км. 12 августа 1961 года был достигнут новый успех, советский майор Титов за 25 часов сделал 17 оборотов вокруг Земли и благополучно приземлился. 20 февраля американским ученым также удалось обеспечить полет подполковника Гленна в корабле с ручным управлением; за 4 часа и 56 минут он сделал три оборота вокруг Земли.

Все эти достижения с научной точки зрения достойны похвалы и восхищения, но с точки зрения их применения для военных целей, вызывает страшные опасения. Разрушениям будущей войны уже не видно предела. Фантастика романов в наши дни становится действительностью. Прогресс техники ошеломляющий, но человечество ему не радо. Человека подстерегают опасности не только сверху и снизу; и в пучине моря скрыта угроза. Атомными подводными лодками, которые могут несколько раз обойти землю, не поднимаясь на поверхность, называется новое оружие флота. Так американская подлодка «Тритон» в течение 84 дней обошла под водой весь земной шар.

В 1960 году американской атомной подлодке «Джордж Вашингтон» (с водоизмещением 5600 тонн) впервые удалось из под воды выстрелить ракету «Полярис» (длиной 8,4 м., весом 14 тонн, радиусом действия 2 тыс. км.) в цель, отдаленную на 1700 км. Сообщают, что 16 ракет типа «Полярис», которыми оснащена подлодка соответствует ударной силе всех бомбардировщиков второй мировой войны вместе взятых.

Об американской межконтинентальной ракете «Минитмен» говорят, что радиус ее действия достигает 10000 км. Чудо науки? Да, но неизмеримо бедствие, угрожающее всемирной катастрофой.

б) Голод и эпидемии: «будут глады, моры» (Мат. 24, 7). Разрушительные войны неизбежно приносят опустошения, а также голод и болезни. Несмотря на технический прогресс, 20 век войдет в историю как эпоха великого бедствия. Во время голода в России в 1921 году ежедневно умирало около 30000 человек. Фритьоф Нансен, знаменитый полярник и руководитель акций по оказанию помощи России в то время, был вынужден признать: «Это, несомненно, самое страшное, что когда-либо было в истории человечества». В то же время в Китае от голода умерло не меньше 18 млн. чел.

Однако и этого не было достаточно для серого призрака голода. Незадолго до второй мировой войны в море было брошено 1 миллион тонн хлеба, 258000 тонн сахара, а в 1942 году в одной Греции по официальным данным от голода погибло 150-200 тыс. человек. Что же это за мир, в котором мы должны существовать? Из общего числа жителей Земли в 2,9 миллиарда (1960), около миллиарда живут впроголодь, в то время как 600 миллионов купаются в изобилии. В то время как в Западной Европе и Америке при хорошем питании средняя продолжительность жизни достигает 63 лет, в полуголодной Индии она не превышает 27 лет! Арнольд Тойнби, один из выдающихся историков нашего времени, видит не в войне, а в голоде наибольшую опасность нашего времени.

При голоде нет недостатка и в эпидемиях. Одна только эпидемия гриппа в 1919 году потребовала 12 млн. жертв — на 2 млн. больше, чем после сражения.

в) Всемирный страх.

«…А на земле уныние народов и недоумение. Люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются» (Лук. 21, 25-26).

Во время войны американский президент того времени Ф. Д. Рузвельт, главной целью союзников провозгласил освобождение человечества от нужды и страха.

Со времени окончания войны человечество лихорадит от страха больше прежнего. Придавленный всемогуществом средств массового уничтожения современной техники, выбитый из равновесия антихристианской, отвергающей веру, цивилизацией, человек нашего времени не видит выхода из страха.

Не будучи в состоянии преодолеть страх, он или возвышает его до степени принципа жизни, как это делает философия экзистенциализма, или же замораживает свою совесть мишурой «экономического чуда», если это житель Запада. Немецкий небывалый жизненный страх является чудовищным спутником современного человека. Венский историк культуры Ганс Седлымайер признает: «Мир, человек и природа отчуждаются друг от друга, доминирующим чувством становится отчаяние и страх. Большая моторная тревога, спешка, гонка, неуравновешенность. Во взгляде на будущее колебание между принужденной надеждой и крайней безнадежностью».

г) Ложный возглас о мире.

«Когда будут говорить: «Мир и безопасность!» Тогда внезапно постигнет пагуба» (1Фес. 5, 3).

Это пророчество только на первый взгляд кажется противоречивым тому, что сказано о войнах.

Для нас достаточно рассмотреть это изречение на фоне нашего времени, и мы сразу убедимся в его справедливости. В то время, как мы увязаем из одного кризиса в другой и балансируем на краю пропасти величайшей катастрофы, мир еще никогда не говорил столько о безопасности и мире, как сегодня.

Правда, были уже и раньше вопиющие в пустыне, но их голоса оставались незамеченными. Кант философствовал о вечном мире. Берта фон Сунтер писала: «долой оружие!» Но в общем и целом над утопиями этих мироисправителей только посмеивались. 20 век также и в этом вопросе привел к новой ситуации, хотя, к сожалению не к повороту. За Гаагскими мирными конференциями 1893 и 1907 года последовала мировая война, за Лигой Наций, разрушением и вечным осуждением войн в пакте Бриана Калога, последовала вторая мировая война.

Только успели организовать Организацию Объединенных Наций, как разразились войны в Корее, Индокитае и Алжире.

Как же много сегодня говорят о мире! Начиная от голубя мира Пикассо и кончая лозунгом «мир и благоденствие!» И все же только страх перед атомной бомбой до сих пор удерживает человечество от третьей мировой войны.

Можно ли построить прочный мир на страхе? Будут ли когда-нибудь космические ракеты с водородными боеголовками выставлены за стеклом музейной витрины для обозрения миролюбивым поколением? Мы опасаемся, что это лишь величайшая иллюзия человеческой истории. Уже в 1893 году Хайрам Максим сказал о своем пулемете, что он означает конец всех войн. Около этого времени Альфред Нобель, изобретатель динамита, думал, что его взрывчатка покончит с войнами раньше, чем все мирные конференции.

Х. Г. Уэлес на это ответил круто, но справедливо: «Как верно, что куры кладут яички, так верно, что пушки, законсервированные в арсеналах, однажды выстрелят».

Почему это так? Почему общий мир на сегодняшний день является не более, чем мечтой? Альберт Швейцар вскрывает корень проблемы, говоря: «Человечеству следовало бы осознать, что его спасение заключается не в новых мероприятиях, но в новых воззрениях». Американский генерал Омар Бредли заявил в 1952 году: «У нас слишком много ученых и слишком мало верующих в Бога. Мы разгадали тайну атома, но забросили Нагорную проповедь. Видные работы совершены, однако без мудрости. К власти стремятся, поступаясь совестью. Наше человечество состоит из великанов науки и гномов нравственности. Мы знаем больше о войне, нежели о мире, больше о смерти, нежели о жизни». «Нечестивым нет мира, говорит Господь» (Исаии 48, 22).

2. ЗНАМЕНИЯ В ПРИРОДЕ.

«И будут землетрясения по местам» (Лук. 21, 11). Здесь нам также следует иметь в виду, что не катастрофы сами по себе, а их частота и размеры являются знамением времени.

Об этом же весьма ясно говорит статистика.

В подборке Джона Милна, сделанной для Британского общества содействия науке, представляется следующая картина роста числа землетрясений с человеческими жертвами:

10 век — 32

11 век — 53

12 век — 84

13 век — 115

14 век — 137

15 век — 174

16 век — 253

17 век — 378

18 век — 640

19 век — 2119

20 век (по 1930 г.) — 2000

Итак, наш век, хотя прошла только половина его, принес такое количество катастроф, как и весь прошлый век. Венская газета «Нойер Курьер» 21 октября 1954 г. под заголовком «Наступает ли эпоха землетрясений» писала, что количество стихийных бедствий все увеличивается.

Ученые, основываясь на показании точных приборов, уверяют, что в последние дни число землетрясений возросло до ужасающих размеров. Огромное количество энергии освободилось из-за движения земной коры в последние годы и десятилетия, и если верить специалистам, то нужно готовиться к еще большему количеству землетрясений. Известные ученые задаются вопросом: не стоим ли мы на пороге «эпохи землетрясений»? За время от 1910 г. по 1935 г. сейсмологическими станциями всего мира зарегистрировано вдвое больше землетрясений, нежели за отрезок времени с 1885 по 1910 год.

После 1910 года одна катастрофа следовала за другой:

ВЫДЕРЖКА ИЗ «МАЛОЙ СЕЙСМОЛОГИИ» Д-РА КАРЛА ЮНГА

Год, Место катастрофы, Число жертв

1902, Ст. Пэр на о. Мартиник, 40000 погибших

1905, Кангра (Индия), 20000 погибших

1906, Сан-Франциско, вследствие эвакуации города сравнительно мало жертв, но большие разрушения

1908, Мессина и Реджио, 103000 погибших

1914, Средняя Италия, 12000 погибших

1919, О. Ява, 10000 погибших

1919, Хансю (Китай), 200000 погибших

1920, Токио, 247000 погибших

1939, Чили, 30000 погибших

1939, Ерзинцан (Турция), 32000 погибших

1940, Калао (Перу), 2000 погибших

1943, Адапазари (Аргентина), 4000 погибших

1944, Гереде Инеболу (Турция), 4700 погибших

1944, Шикому (Япония), 5000 погибших

1948, Фукун (Япония), 2860 погибших

1949, Амбато и Пелилео (Эквадор), 6000 погибших

1950, Асам и Тибет, город с населением 80000 полностью разрушен

1953, Ионические острова, сильнейшее из всех зарегистрированных землетрясений

1954, Орлеанвиль (Алжир), 1100 погибших

1956, Кабул (Афганистан), размер землетрясения может быть сравнен с мессинским в 1908 г.

1960, Агадыр (Марокко), 12000 погибших

1960, Чили, 6000 погибших

Что касается землетрясения 1960 г. в Чили, то газета Нойер Курьер писала, что в смысле распространенности, это величайшая катастрофа человечества.

Однако наибольшие потрясения еще впереди, так как сказано, что второе пришествие Христа будут сопровождать такие перемены в природе, каких еще человечество не видело.

«И сделалось великое землетрясение, какого не бывало с тех пор, как люди на земле.

И город великий распался на три части, и города языческие пали и всякий остров убежал и гор не стало» (Откр. 16, 18-20).

3. ЗНАМЕНИЯ В ОБЛАСТИ МОРАЛИ

а) Материалистическое мышление.

«Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели» (2Петр. 3, 3). Наш век является эпохой религиозного безразличия и неверия. Однако век наш не безбожен, он имеет своих идолов и богов.

Это не авторитеты, которым человек покоряется в виду своей ограниченности, но изделия рук человеческих, неспособные потревожить совесть своих поклонников. В них человек не находит упрека, а скорее оправдание всех своих дел.

И потому не желаем, чтобы Бог Библии над нами господствовал, мы Ему отказываем в повиновении. Мы считаем себя автономными — человек мерило всего, Бога мы просто игнорируем. Так как человек сам хочет быть богом — его искусство, его наука, все в нем божественно, поэтому религия — злейший враг этого человекопоклонения — «опиум для народа». Не спасение Богом, но спасение от Бога является лозунгом атеистов, выраженным в Интернационале: «Никто не даст нам избавленья, ни Бог, ни царь и не герой; добъемся мы освобожденья своею собственной рукой».

Итак как это «евангелие» не должно быть просто философией, обязано иметь статус научного открытия, то не долго ищут сбывшиеся пророчества нового мессианства. Техника, по их мнению, должна опровергнуть веру в Бога.

Когда первый спутник кружил вокруг земли, апостолы атеизма восклицали: «Удалось продолжить творение Божье и превзойти Бога.

Со спутником наступил 8 день творения, который земле даровал вторую Луну.

Это реальный социалистический день творения, и Библия не может с ним конкурировать». Но там, где исчезло благоговение перед Богом, нет и уважения к человеку. Где не действует закон Божий, там скоро вообще ничего не будет действовать. Без Бога нет счастья! б) Материалистическая жизнь.

«Как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех. Так было и во дни Лота: ели, пили, женились, продавали, садили, строили, но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех; так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится» (Лук. 17, 26-30).

Итак, преобладание мирского — не новость, еще допотопное человечество руководствовалось плотью; обращает на себя внимание лишь то, что материализм становится нашим новым образом жизни; в Америке он уже стал им.

Без колебания мы поклоняемся автомобилю, наше счастье измеряется количеством радиоприемников и телевизоров, образование мы заимствуем из журналов и кино и исправно платим современному молоху требуемую дань, наше здоровье и наше семейное счастье.

Как тут не вспомнить почти пророческие слова поэта Герхарта Хауптмана: «Если современный прогресс при помощи науки и построит телегу, то куда вы поедете? Вы хотите поехать к человеку! Так смотрите же, чтобы в вихре цивилизации хоть где-нибудь один сохранился!» В то же время, как взрослые, балансируя между флиртом и комбинаторством, гонятся за идолом Жизненного Уровня, молодежь делается «полусильной» и «полунежной». Апостол Павел характеризует времена тяжкие: «Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, непримирительны, наглы, напыщены, невоздержанны, жестоки, нелюбящие добра, предатели» (2Тим. 3, 1-4).

Библия не требует отрешенности от мира, но стоит за воздержание и самообладание.

Сокровища мира сего мы должны употреблять, но не злоупотреблять ими.

«Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объедением, пьянством и заботами житейскими и чтобы день тот не постиг вас внезапно» (Лук. 21, 34).

в) Неуемность богатства: «Послушайте вы, богатые, плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. Богатство ваше сгнило и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельствовать против вас, и съест плоть вашу, как огонь.

Вы собрали себе сокровища на последние дни.

Вот плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуга Господа Саваофа» (Иак. 5, 1-4).

Когда Карл Маркс в прошлом веке вызвал «призрак коммунизма», то был страстный протест против бедствий современного пролетариата… Мы не должны забывать, что это призыв к социальной справедливости в эпоху детского труда и 17 часового рабочего дня был вполне оправдан.

Мы также не можем отрицать, что материалистическая окраска социализма была прямо спровоцирована равнодушием церквей. Какова была тогда жизнь рабочего? Рабочий день продлевали до 12 часов, затем до 14 часов, не делая разницы между мужчинами и женщинами… В конце рассматриваемого периода, т. е. в конце 40 годов, продолжительность рабочего дня вообще зачастую не имела границ: он тянулся и тянулся почти бесконечно до 15, 16 и 17 и даже еще больше часов.

Унизительным было положение фабричных учеников. Дети, многим из которых исполнилось только семь лет, должны были работать 12 и даже 15 часов в сутки, шесть дней в неделю. Их молодые жизни угасали в лучшем случае в монотонном изнурительном труде, в худшем — в аду человеческой жестокости. Заработная плата мужчин не исходила из расчета о минимальных потребностях семьи.

Как будто само собой подразумевалось, что жена и дети в большей степени будут сами себя содержать. Если заработок жены уменьшался то доход семьи оказывался недостаточным, доходы мужа не были в состоянии восполнить дефицит, и жена, которая не хочет отрывать от детей, а от мужа отрывать не решается, обычно, первой ощущала нужду.

С течением времени жизненный уровень рабочих значительно поднялся. Наиболее высоким он пока является в капиталистических странах.

Теория «обнищания» Маркса не подтвердилась.

Оказалось ли ошибочным пророчество Иакова? Никак нет.

До тех пор пока неправдою собирается сокровище, и богатством распоряжается ничтожное меньшинство, это пророчество пребывает непоколебимым. В США один процент населения владеет большим имуществом нежели остальные 99%. Несправедливо, что некоторые даже не знают, сколько они имеют, а другие в то время не могут свести концы с концами. Однако революция тоже не является выходом из тупика, так как она большей частью приводит лишь к переслоению классов, но не к справедливому решению. Христос, плотник из Назарета, который работал Своими руками, указал решение (Иак. 5: 8).

4. ЗНАМЕНИЯ В ОБЛАСТИ РЕЛИГИИ

а) Ложное христианство нашего времени.

«Имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2Тим. 3, 5).

Несмотря на то, что в мире числится 800 мил. христиан, и все Западное полушарие (Европа и Америка) носит печать христианской культуры, мы все же живем среди язычников. За 2000 лет христианства мы только начинаем становиться христианами. Это не вина Евангелия.

Не Христос, а христиане оказались несостоятельными. Но если в средние века религия опьяняла людей, часто до нехристианских крайностей, и если во время реформации жажда Слова Божьего была так велика, что простолюдинка лучше знала Евангелие, чем студенты богословских факультетов 20 века, то сегодня положение совсем иное. Сегодня мы переживаем период застоя и упадка. Ничего здесь не меняют и многочисленные конференции, церковные съезды и собрания; на жизнь отдельной личности они не оказывают никакого влияния. Как миру исцелиться, если соль земли потеряла силу? От христианского обличья никто не хочет отказаться, но истинное благочестие, ежедневную молитву и изучение Писаний, регулярное участие в богослужении и живое свидетельство о Христе — где мы все это находим? «Христианин по метрике» к Богу предъявляет небольшие требования. Он довольствуется крещением, обрывками катехизиса для детей, в лучшем случае, еще церковным браком и ожидает «приличного погребения». За это он с большим ворчанием уплачивает церковное обложение.

Не заставят ли содрогнуться данные, что из ста новобранцев английского флота сорок знали только первые слова молитвы «Отче наш», а 17 вообще не поняли, о чем идет речь.

30% не знало, кто такой Иисус, и у 75% не было ни малейшего представления о том, что произошло в день Пятидесятницы? Из 34 девочек церковной (!) школы в Нюренберге 25 незамедлительно ответили, под каким знаком Зодиака они родились, но только 5 знали кое-что о десяти заповедях. Во Франции, старшей дочери церкви, из 40 с лишним миллионов населения 35 мил. живет без всякой связи с христианством. В Париже в богослужениях участвует 3% населения, в Лондоне 5%. Священник в столице Франции, имеющий приход в 70000 душ, признал: «У меня много католиков соблюдающих религиозные обряды, но едва ли наберется десять христиан, живущих верою». В Швеции на богослужения приглашают через газеты: «Подготавливая воскресную прогулку, включите в программу посещение церкви». В Австралии из 6 мил. католиков только одна треть посещает церковь.

В Вене даже только 22 человека из ста. Зато многие ушедшие из церкви, все же крестят своих детей. Показуха, лицемерие, формализм куда ни глянь.

б) Лжерелигии наших дней: «Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно и избранных» (Матф. 24, 24).

Кто такой лжепророк? Св. Писание говорит о людях, которые уводят от Бога, и Его заповедей и делают это часто при помощи знамений и чудес (Втор. 13, 2-5). Они устанавливают свое собственное учение (Иез. 13, 2-3) и являются под личиной христианства, как «ангелы света» (2Кор. 11, 14-15). Поэтому на каждом искреннем человеке лежит обязанность испытать — он не может довольствоваться тем, что он случайно унаследовал определенное вероучение (1Иоан. 4, 1).

Мерилом является Св. Писание, Закон Божий и Свидетельство пророков (Ис. 8:19-20). Что с этим не согласуется, то не может быть от Бога, потому что Дух Божий Сам Себе не противоречит. Опасности последнего времени велики. Лжепророки бывали всегда, но их деятельность становится все интенсивнее по мере приближения к концу (Откр. 12, 12). Главная опасность заключается в маскировке под христианство и чудесах, якобы совершаемых силой Божьей.

Однако не все учения, дела и чудеса, носящие имя Христа от Него происходят. Бывают такие силы, «знамения и чудеса ложные» (2Фес. 2, 9).

Чудеса сами по себе не доказательство божественности, они не приводят к вечной жизни без повиновения воле Божьей (Мат. 7, 21-23). Воля же Божья выражена в десяти заповедях прежде всего (Пс. 39, 9). Отсюда следует, что общество, исповедание которого целиком основывается на Св. Писании и Законе Божьем, не может быть причислено к лжепророкам.

Из-за недостатка познания библейских истин мы страдаем страшным религиозным кустарничеством и раздробленностью. Слово Христа и апостолов, наставляющее нас в вере (Иоан. 17, 20), замещается человеческой софистикой.

Число сторонников т. н. «спиритических движений и церквей» достигает по некоторым данным 50 миллионов.

Они учат о возможности общения с духами умерших, которых на самом деле вовсе не существует (Еккл. 9, 5-6). Слово Божье говорит, что в последнее время отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским (1Тим. 4, 1).

Так называемая «христианская наука» на самом деле не является ни христианством, ни наукой; она в страдании видит ошибку мышления, а в смерти, в суде Божьем — человеческую иллюзию.

Для этой «науки» не одна Библия является фундаментом, но также писания основоположницы течения Марии Бейкер Эдди. Другие же позволяют вводить себя в заблуждение, которые уверяют, что верят в Библию настолько, насколько она правильно переведена. Манипуляции с переводами направлены на то, чтобы оправдать Библией книгу «Мормон» Джозефа Смита.

Заблуждения гностиков первых веков христианства теперь воскресли в учении индуса Кринамурти; а Рудольф Штейнер, основатель антропологии, Библией пользуется лишь как трамплином, чтобы взлететь в область собственных догадок и оттуда извлечь «познание из внешнего мира». При этом не Слово Божье, а он сам является последним авторитетом. Особенно в вопросе о Втором пришествии Христа лжеучителя редко расходятся во мнениях. Свидетели Иеговы уверяют, что Он здесь уже с 1914 года, Готфирд Бишофф, глава «новоапостольских», до последнего времени с глубоким убеждением верил, что он не умрет до пришествия Христа. Однако он летом 1960 года почил, хотя Христос все еще не пришел.

В известных общинах «пятидесятников» Святого Духа призывают возгласами: «Аллилуя», рукоплесканием и топотом ног.

В некоторых течениях болезнь считают результатом маловерия, а молитву «Да будет воля Твоя» вызовом Богу.

Тем не менее дары Духа не являются гарантией для неба (Мат. 7, 21), и все то, что люди считают чудом, не обязательно исходит от Бога (Деян, 8:9-10). Бывает весть и без знамений (Иоанна 10, 41) и мир спасен будет не через чудеса, а через проповедь чистого Евангелия (Римл. 10, 17).

Однако и в больших церквах весть Христа не менее искажается. Взамен протестантского либерализма старой школы появилась практика «очищения от мифов». Для этого «богословского» течения не существует воскресения Христа, нет сыновности Божьей и возвращения Спасителя.

Это все считается только «христианской идеей», мифом. Здесь реальное вступление Всемогущего Бога в наш мир отрицается, весть о Слове, Которое стало плотью (Иоан. 1, 14) отвергается.

Римская же церковь посредством новых догматов удалилась от Христа больше, чем когда-либо. Это, разумеется, естественный плод последовательной линии.

Там, где предание возвышается над Библией, где человек собственной властью определеляет, что является верным и вместе с этим божественным догматом,библейская весть неизбежно должна будет искажена.

Учат, что наш век не только христианский, но и «Мариинский. Мария — спасение мира,- говорит кардинал Теодороскин в Фатиме.- В течение 1950 лет вопрос о телесном вознесении Марии не был вопросом спасения. В «Декретум Гелазианум» от 6 века по Р. Х. телесное вознесение Марии названо апокрифом. Еще до 1584 года в римской мартирологии значилось: «Где же этот достопочтенный храм (тело Марии) Святого Духа по воле и предопределению Божьему сокрыт, об этом трезвомыслящая церковь предпочитает лучше не знать, нежели держаться и учить чему-то дерзновенному и апокрифическому».

Еще в 1903 году католический догматик Йозеф Поле писал: «Как смерть и погребение, так и телесное вознесение Марии не подтверждается историческими данными. Исторического предания не существует, по крайней мере нет такого, которое могло бы служить основанием для догмата». Незадолго до провозглашения папой Пием XII нового вероучения, католический патристик Бертфольд Альтанер писал: «Определенность учения о вознесении Марии с точки зрения научного богословия не может быть оправдана, потому что отсутствует всякое письменное доказательство и отсюда — основание для догмата».

Доброхотную, покорную рабу Господню, любящую и смиренную мать, часто не понимающую своего Сына, человека Марию, который нуждается в спасении и любим всеми христианами, сегодняшняя римская церковь хочет превратить в царицу небесную, в соискупительницу, в посредницу всякой благодати.

В Библии Мария покоряется Господу, говоря: «Что скажет Он вам, то и делайте. Иисус же, как Сын Божий не покоряется никому из людей, и ей Он говорит: «Что мне и тебе жено?» (Иоан. 2, 4-5). Он причисляет свою мать к остальным свидетелям и не уделяет ей никакого преимущества в смысле спасения: «Матерь Моя и братья мои суть слушающие Слово Божие и исполняющие его» (Лук. 8, 21). На восклицание женщины: «Блаженное чрево, носившее Тебя и сосцы Тебя питавшие», Он возражает: «Блаженны слушающие Слово Божие и соблюдающие Его» (Лук. 11, 28). Итак, блаженна Мария, но не в большей степени чем любой другой свидетель Христа, на основании единственного факта своего послушания Слову Божьему.

Новый Завет знает только одного Посредника, Господа нашего Иисуса Христа. Един Бог, един и Посредник между Богом и человеками — человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех (1Тим. 2, 5-6). Все спасение, вся благодать, все искупление только через Него. «Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым бы нам надлежало спастись» (Деян. 4, 12).

Можно не указывать на чудеса Лурде и Фатимы, потому что, во-первых, чудеса еще ничего не говорят о божественном происхождении вести, ведь есть же и демонические силы, и во-вторых, божественные чудеса всегда совершаются только в имени Иисуса Христа (Деян. 3, 6). Писание сообщает о чудесах апостолов, но нет сведений ни об одном чуде через или от имени Марии. Бог может нам помочь всюду и не только в известных местах (Иоан. 4, 21-32). Если Мария из Фатимы говорит: «Я хочу, я желаю, чтобы делали то, что Я вам говорю. Я хочу, чтобы на этом месте воздвигли часовню в честь меня, Господь желает ввести поклонение моему непорочному сердцу», то ясно, что мы здесь находимся на пути, чуждом Евангелию. Тот, кто вместе с католическим святым Альфоном Лигурийским говорит: «Мария единственная надежда грешника и мы иногда скорее были бы услышаны и избавлены, если бы обратились к Марии и призвали бы ее святое имя, а не призывали бы имени Иисуса», тот не имеет веры матери Иисусовой и отклоняет библейскую весть.

в) Умножение пророческого познания.

«А ты Даниил, сокрой слова сии и запечатай книгу сию до последнего времени, многие прочитают ее и умножится ведение» (Дан. 12, 4).

Как мы видели, и раньше были мужи, которые особое внимание обращали на пророчества. Эпохи ожидания Второго пришествия всегда были периодами расцвета христианства. Однако это были единичные случаи. Вообще говоря, даже век реформации, который Священному Писанию вернул подобающую ему честь, мало внимания обращал на эти вопросы. О Кальвине известно, что он написал толкования ко всем книгам Библии, за исключением Откровения, а Лютер даже выражал сомнения в подлинности ее. Прообразный язык его смущал, ему казалось, что в ней трудно найти Христа. «Мой дух,- он говорит,- не может в эту книгу проникнуть». Правда в 1545 году за год до своей кончины он многое из своих первоначальных воззрений сам опроверг, однако совершенной перемены в этом вопросе у него не произошло. Еще в 1799 году Юнг Штилинг сетовал о богословах его времени: «Странно как сегодня обращаются с книгой Откровения. Вот она в самом конце Библии, и никому до нее дела нет, как будто ее и не существует».

В первой половине XIX века Вильям Миллер в США после четырнадцатилетнего исследования дошел до более глубокого понимания пророчеств. Познания и убеждение этого человека было настолько велико, что вскоре вокруг него собрались известные богословы. Миллер не замедлил обнародовать свое убеждение, что Второе пришествие Христа близко.

В течение 12 лет он держал около 4500 проповедей перед 500000 слушателей. Более 50000 из всех конфессий объединились в адвентистском движении. Они были едины в отрицании «золотого века» на земле и в убежденности в исполнении знамений времени.

В вопросе о времени пришествия не было единства. В то время, как Миллер с завидным усердием верил, что срок пришествия Христа найден, другие, в том числе Генри Дана Уорд, первый председатель движения, богослов, получивший образование в Гарвардском университете, справедливо отклонил это предположение.Очищаясь, это движение породило второе великое адвентистское движение, которое сегодня как адвентистская миссия по всему миру возвещает весть Божью для нашего времени.

г) Возвещение Евангелия во всем мире.

«И проповедано будет сие Евангелие царствия во всей вселенной, во свидетельство всем народам, и тогда придет конец» (Мат. 24, 14).

Всемирная миссия — сравнительно новое мероприятие.

Ни средние века, ни век реформации не проявляли интереса к поручению Иисуса: «Идите и научите все народы» (Мат. 28, 19). Лишь в 18 и начале 19 века вышли миссионеры, чтобы возвестить язычникам весть искупления. В 1705 году Варфоломей Цигенбальт переправился в Индию в то время, как церковь гернгутов Цинцендорфа расположилась на Карибских островах. Основоположником новейшей миссии стал Вильям Кери, ученый сапожник, владевший 25 языками. В 1793 году его проповедь на Исаии 54:2-3: «Расширь место шатра твоего» послужила сигналом для христианства.

В этом же году было создано баптистское миссионерское общество.

Первым его миссионером стал Кери, уехавший в Индию. Затем одно за другим организовались и другие миссионерские общества.

В 1795 году в Лондоне,

в 1796 г. в Эдинбурге,

в 1810 г. в Бостоне,

в 1816 г. в Базеле,

в 1820 г. в Нью-Йорке,

в 1826 г. в Берлине,

в 1824 г. в Париже,

в 1828 г. в Бремене,

в 1836 г. в Дрездене.

В 1865 г. «апостол Китая» Джеймс Худзон Тейлор основал Внутреннюю китайскую миссию, а Давид Ливингстон по поручению Лондонского миссионерского общества с 1840 г. по 1873 г. путешествовал по Африке.

19 век в историю церкви вошел как век миссии.

В дальнейшем миссионерское дело имело огромный успех во всем мире.

Если в 1500 году Библия была переведена лишь на 14 языков, то теперь каждые 5-6 недель Британское общество библейское выпускает по новому переводу. По новейшим лингвистическим исследованиям, на земле имеется 2800 живых языков, из них главных 865. Распространение Библии в 1808 году составляло 80000 экземпляров, в 1846 г. уже 1431000, в 1900 г. 5 млн., в 1915 г. 10 млн. и в 1960 г. 29 млн.

В этот перечень миссионерских обществ необходимо включить адвентистскую миссию, которая особым образом на своем знамени записала весть о Втором пришествии Христа; на островах океанов число членов АСД за последние 50 лет возросло в 14 раз.

В Новой Гвинее целые села за несколько дней принимают весть.

В Южной Африке и Абиссинии за последние четыре года удалось удвоить число членов. Также в Южной и Средней Америке библейская весть завоевывает одну крепость за другой.

В Колумбии, где еще до недавнего времени верующих по Библии преследовали методами инквизиции Адвентистская миссия, несмотря на то, что она своим членам не могла ничего предложить, кроме мученической смерти, за десять лет утроила количество членов.

В Кореее теперь ежегодно имеется столько крещений, сколько раньше за 47 лет работы.

Миссия к магометанам, которая всегда была трудной для христианства, теперь в Индонезии имеет поразительные успехи.

Книга обращенного магометанина Рафаи Боерхано Эдина «Христос в Коране» издана уже в четвертый раз. 40000 экз. было распространено среди магометан. Адвентистская миссия ежегодно высылает 300 миссионеров при общем количестве 25000. Миссия работает уже в 185 странах из общего количества 205. Можно ли теперь, в конце этих сопоставлений, утвердительно ответить на вопрос о близости пришествия Христа? Если еще раз вспомнить, что на лицо имеется огромное скопление и одновременное проявление знамений времени, то нельзя придти к другому выводу, нежели следующий: «Иисус Христос стоит при дверях!» Констатация этого факта ни в коей мере не является плодом фантастического возбуждения; это убеждение многих серьезных мыслящих христиан нашего времени. Епископ Йенике: «Чем дальше продвигается стрелка мировых часов, тем острее выступают контуры мировой и божественной истории. Сегодня мы больше, чем в прошлые века, чувствуем приближение конца. Демонические возможности человеческой истории становятся все яснее, но и шаги Грядущего становятся яснее.

Не все века одинаково близки Ему.

Он грядет. Он приближается, как грозовая туча приближается к жаждущей земле».

Проф. др. Кюннет: «В своем противлении Богу человечество подходит к концу мира и совершению его».

Альберт Осборн: «Я уверен, что мировые часы пробили полночь».

Карл Гартенштейн: «Кто позволяет тебе говорить, что пройдут еще века? Бодрствуйте и следите за знамениями!» Др. Ранэ Паш: «Итак, мы можем безо всякого преувеличения установить, что знамения сбываются, как никогда, и удивительным образом совпадают… Какой вывод нас вынуждает сделать совокупность всех фактов? Иисус Сам на это отвечает: «Когда увидите все сие, знайте, что близко при дверях». По-видимому, мы вплотную приблизились к этому моменту».

Сковгаард Петерсен: «Хочу прямо сказать, что по моему воззрению почти все или, по крайней мере, большинство из них, ясно выступает над горизонтом истории!» Всем скептикам в конце главы еще напоминаем слова Бенгеля: «Исследуя время, если только в сердце обитает вера, надежда и любовь, лучше терпеть поношения и насмешки, нежели совместно с сильными мира сего пренебрегать этими предупреждениями и в конце быть пораженными ходом событий».

Настал час, в который Бог воздвигнет Свое Царство. Кто устоит перед Ним? Только тот, кто сегодня готов следовать за Христом; мы не можем упустить случая, время коротко, и Судья стоит у дверей. «Приготовься к сретению Бога твоего, Израиль!» (Амос. 4, 12).