Претензии Вселенной к Богу, и зачем нужно тысячелетнее царство

Как мы видели в пятой главе, дело Христа вроде бы свершилось на кресте, но на самом деле еще ничего не закончилось. Люди продолжают умирать и обижать друг друга. Христиане по-прежнему борются с искушением и грехом. Но если две тысячи лет назад сатана был побежден, то почему же тогда, вправе спросить мы у Бога, война продолжается? Ответу на этот вопрос мы посвятили данную главу. Она убедит нас, что у Бога есть на то Свои причины.

Наше теперешнее положение в чем-то сходно с тем, в котором оказались гитлеровские войска в начале 1945 г. После мощного наступления русской армии, высадки десанта в Нормандии в июне 1944 г., поражения в ожесточенном сражении на Булдже поздней осенью 1944 г. и непрерывных бомбежек транспортных артерий и промышленных объектов Германии стало очевидно, что союзные войска выиграют войну. Но Гитлер не хотел сдаваться. Он не желал призна-нать поражение до тех пор, пока все не было потеряно и уничтожено.

Сатана точно так же сопротивляется до последнего. Показательная великая борьба между добром и злом продолжается. Сатана все так же демонстрирует наихудшие свои качества, а Бог продолжает незаметно, но деятельно любить Свой истекающий кровью мир. Пророчества Библии говорят о том, что сатанинские принципы, которые уже достаточно наглядно проявляются в жизни человеческого общества, будут довлеть все более и более по мере приближения конца века сего. В Книге Откровение предсказано так: вопросы, затронутые в великой борьбе, станут настолько понятны, что все люди смогут сделать свой выбор — либо они на стороне Бога и Его принципов, и в этом случае они получат Его «печать», либо они осознанно изберут идеалы сатанинского царства и примут «начертание зверя» (Откр. 13:11 — 14:12).

Автор Откровения изображает «четырех ангелов», удерживающих «ветры» вражды и разрушения до тех пор, пока не будут запечатлены рабы Божьи последнего времени (Откр. 7:1, 3, 4; см. также Откр. 14:1—5). А тем временем возрастает напряжение, которое ведет к экологической, социальной и политической катастрофе и распаду общества, поскольку дьявол стремится завладеть многими отраслями современной технологии и использовать их для своих разрушительных целей. Из того, что нам сообщается в Откровении, можно сделать вывод, что последние события в великом противостоянии будут связаны с применением силы и охватят весь мир. Планы сатаны диаметрально противоположны Божьим планам, но Бог обещал вмешаться в ход человеческой истории при Втором пришествии Христа. Великий лейтмотив Книги Откровение — это победа Бога в тот момент, когда жизнь на земле станет невыносимой для детей Божьих!

Завершение истории и самая длинная битва

В 19-й главе Книги Откровение изображено великое завершение всемирной истории. Христос символически представлен в виде всадника, скачущего по небу на белом коне и готовящегося вступить в сражение с сатаной, которое, в конечном итоге, приведет к окончанию борьбы между добром и злом (ст. 11). Второе пришествие следует рассматривать как продолжение искупительного, примиряющего и спасительного служения Бога. «Умерев на кресте и воскреснув, — пишет Джордж Элдон Лэдд, — Христос одержал великую победу над силами зла; придя на землю во второй раз, Он доведет эту победу до конца» 1.

Первое, что произойдет при Втором пришествии, — это воскресение тех, кто умер с верой в Иисуса. Если нечестивые умрут в момент явления Христа (Откр. 19:19— 27), то живые и воскресшие праведники будут восхищены навстречу Иисусу на облаках и взяты на небо (1 Фее. 4:15—17; 1 Кор. 15:51—53; Ин. 14:1—3). Таким образом, в течение тысячи лет на земле никто не будет жить.

Однако Христос говорил о воздаянии не только праведным, но и нечестивым (Мф. 16:27). Он также говорил о двух воскресениях. «Наступает время, — заявил Он, — в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» (Ин. 5:28, 29).

Конечно же, возмездие обеим группам будет воздано на основании решения, принятого на суде, предшеству-ющем Второму пришествию. Далее Иисус заявил, что Его суд «праведен» (справедлив), потому что Он все делает по воле Отца (ст. 30). Таким образом, Иисус увязал Божественное правосудие (или праведность) с решением о том, кто будет воскрешен в обоих воскресениях. Однако такое утверждение праведности в суде абсолютно не доказывает и не демонстрирует справедливость каждого отдельного решения и не убеждает в том, что правосудие состоялось. А ведь это самая важная проблема вселенского масштаба, потому что дьявол исподволь внушил всем, что Бог не может считаться справедливым, если спасет часть грешников, но не спасет всех.

Но в пятой главе Евангелия от Иоанна Иисус не пояснил, что тысяча лет разделяет эти два воскресения. Эта истина была впоследствии разъяснена Иоанном в 20-й главе Книги Откровение. Из этой главы мы узнаем, что одни люди воскреснут в начале периода в 1000 лет (ст. 4), а «прочие из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет» (ст. 5). Из контекста следует, что первое воскресение, описанное в 20-й главе, — это воскресение праведных, о котором упоминается в пятой главе Евангелия от Иоанна, а второе воскресение — это воскресение «осуждения», о котором также говорил Иисус. «Блажен и свят, — пишет автор Откровения, — имеющий участие в воскресении первом» (ст. 6). Воскресшие во второе воскресение вскоре после этого будут поглощены всепожирающим огнем «смерти второй» (ст. 7—9).

Хотя воскресение мертвых — достаточно популярная тема Св. Писания, двадцатая глава Книги Откровение— единственное место в Библии, где явно говорится о тысячелетнем периоде времени. Обычно его называют тысячелетним царством.

Христианские толкователи сильно расходятся во мнении относительно важности тысячелетнего периода времени и его места в истории спасения. Лэдд пишет, что в «Новом Завете нигде не разъясняется теология этого тысячелетия, то есть его назначение в Божьем плане спасения». Однако, заявляет он, «каким-то образом, о чем в Писании не говорится, тысячелетие является частью мессианского владычества Христа, в течение которого Он положит всех врагов Своих в подножие ног Своих» (7 Кор. J5.-25) 2 .

Мне кажется, что ключ к пониманию роли тысячелетнего царства находится в Откр. 20:4, где мы снова стал-киваемся с понятием «суд». Через несколько строк мы вернемся к этой мысли.

Тем временем важно изучить контекст 20-й главы Книги Откровение. Самой непосредственной и очевидной его частью является материал, изложенный в 19-й и 21-й главах. Роберт Маунс указывает, что повторяющая-* ся фраза «и увидел я» в Откр. 19:11, 17, 19; 20:1, 4, 12 и 21:1 «как будто утверждает цепочку видений, которая начинается с появления Всадника на белом коне (Откр. 19:11) и заканчивается созданием нового неба и новой земли (Откр. 27:7)». Лэдд также усматривает связь между видениями 18-й главы, где говорится о разрушении Вавилона, 19-й главы, где говорится об уничтожении зверя и лжепророка, и 20-й главы, где говорится об уничтожении самого дьявола 3.

Как уже упоминалось выше. во второй половине 19-й главы изображается Второе пришествие Христа. Однако на этот раз Он явится не как жертвенный Агнец Божий, а как «Царь царей и Господь господствующих». Который будет вести войну со всяким злом (ст. 11—21).

В другой части 20-й главы Книги Откровение мы находим описание восстановленного Едема. В начале 21-й главы Иоанн говорит, что он увидел «новое небо и новую землю; ибо прежнее небо и прежняя земля [то есть оскверненные грехом и его последствиями] миновали». Затем Иоанн увидел «святый город», Божий новый Иерусалим, сходящий с неба с благословениями от престола/святилища. Он увидел, что Сам Бог теперь будет обитать со Своим народом и дарует ему все благословения Своего завета. «И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло» (ст. 1—4).

Следовательно, события, описанные в 20-й главе Книги Откровение, произойдут в промежутке между Вторым пришествием и установлением совершенного Божьего Царства на земле. Таким образом, тысячелетнее царство — это промежуточный период между временем, когда грех еще жив, и временем, когда греха уже нет. Двадцатая глава Откровения — важное связующее звено между двумя этими противоположными картинами жизни на земле. Описанные в ней события занимают важное место в великом Божьем плане воссоединения или примирения. По окончании тысячелетнего периода времени Бог окончательно искоренит грех во Вселенной.

Следующий отрывок, необходимый для понимания 20-й главы Откровения, мы находим в главе 16 той же книги. В стихах 12—16 описано излитие шестой язвы. В них символически обозначены три главных противника Бога — дракон (названный в Откр. 12:9 сатаной), зверь и лжепророк. От этой троицы исходят «бесовские» духи, творящие знамения и чудеса; «они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя… И он собрал их на место, называемое по-Еврейски Армагеддон» В стихах 14 и 15 поясняется, что Божий «великий день» сражения настанет при Втором пришествии Христа.

Это возвращает нас к описанию Второго пришествия в 19-й главе Книги Откровение. Ближе к концу главы мы находим описание первой части Армагеддонской битвы. «И увидел я, — пишет Иоанн, — зверя и царей земных и воинства их, собранные, чтобы сразиться с Сидящим на коне и с воинством Его» (ст. 19). В следующем стихе мы встречаем двух из трех наших знакомых по 16-й главе— зверя и лжепророка. Христос пленяет их и уничтожает в «озере огненном» (ст. 20).

Убрав с пути этих двух врагов (которые представляют собой руководителей земного сатанинского воинства), Бог теперь обращается к виновнику всех бед — самому сатане. Двадцатая глава начинается с того, что сатану связывают (ему некого теперь искушать или обольщать, учитывая, что праведники взяты на небо, а нечестивые лежат в могилах — см. ст. 3, 7, 8) на тысячу лет (ст. 1—3). По окончании этого времени сатана, а также все его дела и последствия греха уничтожаются в «озере огненном» (ст. 10, 13—15). Тогда закончится Армагеддон — последняя и решающая битва между Христом и сатаной.

Армагеддон, согласно 19-й и 20-й главам Книги Откровение, составляют два важных события — одно произойдет в начале тысячелетия, а другое — в конце 4. Результатом второй стадии Армагеддона будет то, что Бог проявит Свой страшный гнев в отношении тех грешников, которые отказались принять (1) Его принципы и внедрить их в свою жизнь и (2) заместительную жертву уми-лостивления Христа, которая отвращает Божий гнев (Его суд над грехом). В Армагеддонской битве будут уничтожены те люди и силы, которые предпочли остаться непокорными Богу, Его правлению и Его Закону любви. В 21-й и 22-й главах Откровения мы читаем о том, что после окончательного уничтожения сатаны и греха земля обновится и Едем будет восстановлен.

Суд «над» Богом

Г. Б. Кайрд утверждает, что 20-я глава Книги Откровение — это «рай для чудаков, фанатиков… и буквалис-тов». Кроме того, «она вызывает уйму вопросов». Зачем,

спрашивает Кайрд, надо освобождать сатану, чтобы он Снова учинил беспорядки? Ведь он же был крепко связан! Что за претензии дьявола к Богу, на которые Бог обязан отвечать? Зачем понадобилась тысяча лет? И что за блаженство будут испытывать праведные, если только через тысячу лет они смогут наслаждаться истинным блаженством на новой земле?

Учитывая такое обилие вопросов, возникающих после прочтения столь противоречивой главы, Кайрд полагает, что лучше было бы исключить ее из Библии. Перед лицом тревожных и смущающих вопросов, вытекающих из двадцатой главы, он делает такой убедительный вывод: «единственное разумное объяснение состоит в том, что Иоанн включил описание тысячелетнего царства, поскольку оно было неотъемлемой частью его видения будущего» 5.

Ключ к пониманию «неотъемлемой части» как будто находится в Откр. 20:4, где говорится о тех, кому «дано было судить». Из этой короткой фразы вытекают два вопроса: (1) кто будет судить? и (2) какой суд будет проходить в течение тысячи лет?

Отвечая на первый вопрос, Маунс пишет: «Все, что мы можем сказать наверняка о сидящих на престолах на основании 20-й главы, так это то, что им был дан суд». Затем он указывает другие места в Библии, помогающие нам определить, что же это за люди. К примеру, апостолам было обещано, что они сядут на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израиля (Мф. 19:28), а Павел писал верующим в Коринфе, что «святые будут судить мир». Они даже будут «судить ангелов» (7 Кор. 6:2, З) 6. Более того, в самой Книге Откровение Христос пообещал всем побеждающим, что они сядут с Ним на престоле Его (Откр. 3:21; 2:26). На основании этих и других текстов Лэдд заключает, что в число судей, о которых говорится в Откр. 20:4, возможно, войдут все спасенные, поскольку «это согласуется с библейским богословием в целом, предусматривающим участие святых в эсхатологическом правлении Христа» 7.

Но какова цель их суда? Кого еще надо судить? В конце концов святые уже были признаны достойными участвовать в первом воскресении (Лк. 20:35), а нечестивые, соответственно, — недостойными, поскольку они не ожи-вут, доколе не окончится тысяча лет. Совершенно оче-видно, что суд, о котором идет речь в 20-й главе Книги Откровение, не будет определять, кто будет спасен, а кто погибнет. Участь всех людей решится до Второго пришествия, и когда Христос явится, все получат справедливое воздаяние.

Но возникает вопрос: в самом ли деле воздаяние было справедливым? Насколько справедливо поступил Бог, помиловав одних и осудив других, которым надлежало воскреснуть во второе воскресение?

Эти вопросы возвращают нас к тревожным библейским текстам, с которых мы начали эту книгу. Всегда помните о том, какой шок испытают как овцы, так и козлы в судное время, описанное в 25-й главе Евангелия от Матфея. «Почему я?» — будут недоумевать те, кого при-знают неправедными. Они изо всех сил соблюдали закон и, однако, оказались в числе погибших. Почему? Потому что, скажет Иисус, они не любили по-настоящему своих ближних. В действительности, им не было дела до больных, бедных и униженных. Таким образом, они не воплотили в своей жизни принципы Божьего Царства. Они соблюдали только букву закона, но были не в ладах с его духом любви.

Те, которые будут признаны овцами, воплотили дух закона в своей жизни. Возможно, они не были так педантичны, как фарисеи в соблюдении всех внешних деталей и буквы закона, поэтому для них это решение окажется не менее неожиданным. Ни одна группа не получит того, что она, по ее мнению, заслуживает (Мф. 25:31—46).

Если обе стороны в этой притче выказывают такое удивление по поводу своей окончательной награды, то откуда нам знать, насколько справедливо с ними обошлись?

Теперь я вынужден вернуться к озадачивающему тексту Мф. 7:21—23, в котором записаны слова Христа: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное… Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие»».

Такое решение кажется весьма произвольным. Эти люди считали себя христианами. Они не только веровали в Него, но и, по всей видимости, обладали некоторыми замечательными духовными дарами. Как Бог может быть настолько уверен, что принял правильное решение?

Эта проблема, как мы отмечали в первой главе, усугубляется Божьей благодатью. Не забудьте, что Бог по Своей милости дает людям то, чего они не заслуживают. Помните, я писал о том, что когда впервые прочел в 15-й главе Евангелия от Луки притчу о блудном сыне, будучи 19-летним агностиком, то был в принципе согласен со старшим сыном. Помните также, какое недовольство у меня вызвала притча о работниках в винограднике, в которой проработавшие целый день на жаре получили столько же, сколько и те, кто работал только один последний час? (Мф. 20:1—16). Мое человеческое чувство справедливости не позволяло мне согласиться с незаслуженным вознаграждением. Проблема еще более усугубляется, если принять во внимание тот факт, что в данном случае возмездие воздается раз и навсегда — бессмертная жизнь или вечное осуждение.

А что если Бог потеряет всякое чувство меры и окажет милость таким подонкам, как Гитлер или Сталин, или Тед Банда, или маньякам, которые насиловали двухлетних детей?

В самом ли деле Богу можно доверять? Это самый важный вопрос во Вселенной. В конце концов, посмотрите. какие беспорядки Он допускает из года в год! На протяжении многих тысяч лет Он терпел убийства, насилие и всякого рода беззакония. «Если бы Бог был добрым, — пишет К. С. Льюис, обобщая точку зрения скептика, — то Он пожелал бы сделать Свои творения абсолютно счастливыми, а если бы Бог был всемогущим, Он смог бы тогда сделать то, что Ему хочется. Но Божьи творения несчастны, поэтому Бог или недостаточно добр, или недостаточно могуществен, или Ему не хватает обоих качеств» 8. Можем ли мы доверять Такому Существу?

И, как мы убедились в первой главе, смерть одного человека вместо другого не кажется удачным решением проблемы. Сатана со времен Каина оспаривал действенность заместительной жертвы, обвиняя Бога в произволе и несправедливости на основании того факта, что Он послал на смерть Лучшего из людей ради того, чтобы дать сборищу преступников и мятежников то, чего они не заслуживают. Ни благодать, ни прощение не кажутся безупречным решением с нравственной точки зрения. Как может Бог оправдывать (объявлять праведными) одних людей и навеки уничтожать других? И что Он собирается сделать с теми, кого родители с детства отвращали от Бога, или с теми, кто родился в нехристианских странах и ничего не слышал об имени Иисуса? Короче, самый важный из всех вопросов звучит так: «Можно ли доверять Богу?» и «Если да, то на каком основании?»

Вот для этого и понадобится тысяча лет. Главная цель этого тысячелетия — предоставить святым время и возможность дать свою оценку (Откр. 20:4) Божьему суду над грехом и Его решению во Христе. Более того, благодаря мудрой открытости Бога (см. ниже комментарий на Дан. 7:10), этот период станет заключительной стадией суда, наблюдая за которой заинтересованная Вселенная увидит, как Бог решил проблему греха на земле. Заключительная стадия станет учебником для всего космоса (1 Кор. 4:9).

Тысячелетний суд — это возможность для всей Вселенной произвести юридическую проверку праведности и справедливости Бога, Который оправдывает и навеки спасает грешников, принявших жертву Христа, и навеки уничтожает других грешников, отвергших эту жертву. Может ли Бог после этого по-прежнему считаться справедливым и заслуживающим доверия? Как мы видели в четвертой главе, именно эту проблему пытался решить Павел в Рим. 3:21—26. В начале третьей главы Послания к Римлянам Павла беспокоило то, что Бог может быть «праведен» в словах Своих и «победить» или превозмочь «в суде» Своем. Павел цитировал по Септуагинте 50-й псалом, в котором Давид размышлял о непорочности Бога в суде и о приговоре над грехом (Рим. 3:4; Пс. 50:3, 4).

Таким образом, как пишет Б. А. Герриш, в каком-то смысле «даже Бог может быть оправдан» 9. Во вселенском масштабе тысячелетний суд — это проверка справедливости Божьего суда над грехом; она поможет всем убедиться в правильности каждого отдельного решения и в том, что это лучшее и единственно возможный выход из проблемы греха.

Очень важно, чтобы все вопросы, относящиеся к Богу и Его праведности, были решены до того, как Он уничтожит грешников и сатану второй смертью в конце тысяче

летия. После этого будет уже слишком поздно. Вот почему так важна тысяча лет между двумя воскресениями.

Я позволю себе высказать предположение, что в течение этого тысячелетия абсолютный мир и покой еще не наступит. Это будет время восстановления отношений, вопросов и ответов и, возможно, горьких рыданий. Например. как бы вы себя чувствовали, если бы встретили в тысячелетнем царствии убийцу своего младшего ребенка? Как бы вы отреагировали на это, если бы вам было известно и то, что перед своей казнью этот человек ругался, дрался и не проявлял никаких признаков раскаяния? Некоторые будут спасены в последний момент подобно разбойнику, распятому рядом с Христом (Лк. 23:39—43).

Или как вы будете вести себя, когда обнаружите, что один из самых благочестивых христиан, которых вы когда-либо знали, не стал участником первого воскресения?

А как быть с родными, которых вы любили и без которых, как вам кажется, не сможете жить? Сыновья, дочери, жены, мужья, матери, отцы и другие люди, с которыми мы были близки, могут оказаться в числе погибших. Как вы будете относиться к Богу, Который намерен «привести в исполнение» Свой страшный приговор над ними в конце тысячелетия? Сможете ли вы по-настоящему любить Такое Существо и доверять Ему?

Разрешение этих вопросов, борьба со своими чувствами и настроениями — вот то, чем будут заниматься спасенные в течение тысячелетия. Как и на начальной стадии суда, которая закончится до Второго пришествия, так и здесь Бог желает, чтобы все тайное стало явным. На этой ранней стадии суда «тьмы тем» ангелов являются свидетелями судопроизводства (Дан. 7:10). Та же самая открытость будет иметь место на второй стадии суда после Второго пришествия.

Воскресшие получат возможность изучить все_улики и доказательства, собранные Богом, и вынести свое заключение. Библия говорит о судебных книгах (Дан. 7:10;

12:1; Откр. 20:11, 12; Флп. 4:3). Наличие этих книг, делает вывод X. Б. Свит, указывает на то, что «приговор Судьи не будет произвольным; он опирается на письменные свидетельства» 10.

Конечно, в то время, когда писалась Библия, едва ли существовали книги в том виде, в каком мы привыкли воспринимать их. Записи хранились в свитках. С того времени появилось много новых способов хранения информации: от книг в переплете до современных аудиовизуальных средств.

В Откровении 20:11, 12 упоминаются два рода книг — книга жизни и другая книга, по всей видимости, противоположная ей. «Это книги записей или летописи, — пишет Кайрд, — содержащие все свидетельства, необходимые суду, если люди будут судимы по делам своим». В книгу жизни, полагает Лэдд, «включены имена всех, кто веровал во Христа» 11.

В Откровении 20:11, 12 данные книги упомянуты в связи с самым последним актом правосудия в конце тысячелетия, когда Бог произнесет окончательный приговор. Эти «книги» ранее использовались на первой стадии суда до Второго пришествия, которая описана в 7-й главе Книги Даниила, и логично предположить, что теми же книгами будут пользоваться святые во время тысячелетнего суда. В конце концов, истина не пострадает от открытого расследования, а доверие к Богу будет восстановлено. Точно так же как Бог снизошел до того, чтобы показать ангелам Свое правосудие и Свою праведность на первой стадии суда до Второго пришествия, так Христос сделает это и для искупленных в течение тысячи лет 12.

Божьи средства хранения информации, вне всякого сомнения, на много порядков лучше, чем все компьютерные технологии и сложные аудиовизуальные средства, до которых додумались люди. Поскольку для Бога важнее мотивы поступков, чем сами поступки, то вполне можно предположить, что Он фиксирует не только дела людей, но и их мысли и побуждения.

Памятуя об этом, давайте теперь вернемся к нашим вопросам о том, почему некоторые люди, обреченные, по нашему мнению, на муки в геенне, оживут в воскресение праведных, а кое-кто из тех, кого мы рассчитывали увидеть в вечности, останутся лежать в могилах, дожидаясь второго воскресения. «Почему, Боже? — вот вопрос, который потребует ответа. — Чем Ты можешь объяснить то или иное конкретное решение?»

В ответ Бог показывает на книги записей. Я нажимаю «кнопку компьютера», чтобы вызвать имя моего любимого проповедника — человека, которого я считал святым из святых, но который после начала тысячелетия все еще спит во прахе земли.

Внезапно на экране в ярких красках вспыхивает описание его жизни, да еще и с октофоническим звучанием (а может быть, у Бога еще более совершенные средства воспроизведения прошлого). Я знаю, что этот мой друг-проповедник казался праведником, а на самом деле он вел совсем другую жизнь. К своему удивлению, я обнаруживаю, что и внешнее его поведение было далеко не таким идеальным, как мне казалось, — особенно когда он находился «достаточно далеко» от дома или за закрытыми дверями. Я с ужасом понимаю, что он не жил в согласии с Божьими принципами и не был бы счастлив на небе.

Оправившись от шока, я выключаю его жизнеописание с болью в сердце, понимая, что Бог был в конечном счете прав. Не довольствуясь одним этим случаем, я просматриваю еще несколько, и всякий раз прихожу к одному и тому же заключению: Бог прав, Он больше знал о моих близких друзьях, чем я. Он принял лучшее решение.

С другой стороны, некоторые воскресшие вместе со святыми шокируют меня не меньше, чем кое-кто из тех, кто не воскрес. Должно быть, произошла ужасная путаница. Я не хочу много говорить об этом, но наконец не выдерживаю и обращаюсь к книгам осуждения. Я нажимаю кнопку, чтобы просмотреть жизнеописание того, о котором «я знаю», что он до самого конца своей земной жизни был растлителем малолетних и не раскаивался в этом.

Сначала передо мной возникает пустая страница, а затем загорается сигнал на небесном «компьютерном экране», говорящий о том, что я обратился не к той книге. С полным недоумением я обращаюсь к файлам «книги жизни» и снова нажимаю «кнопку» с именем этого человека. С неподдельным изумлением я обнаруживаю там его имя и «переживаю» его обращение с помощью совершенных технических средств, которые Бог предоставил в мое распоряжение. В его жизнеописании сказано, что у него новое сердце и новый ум, и он искренне любит Иисуса, хотя вследствие того, что он обратился в последнюю минуту своего земного бытия (в одиннадцатом часу — по притче Христа в Мф. 20:6), у него не было времени, чтобы продемонстрировать новые принципы жизни.

Совершенно ошеломленный и все еще не вполне уверенный, я выключаю аппаратуру. Какое-то время я еще чувствую себя неуютно в обществе этого человека, хотя он и воскрес как святой. Но издали я время от времени наблюдаю за ним и лишний раз убеждаюсь в том, что Бог знает, что делает. Если я когда-либо видел святых, то этот «новый человек» — безусловно, один из них. Когда я вижу свершившееся чудо, до меня доходит, насколько сильна Божья искупительная любовь, и я радостно восклицаю: «Суды Божьи праведны, святы и истинны в каждом отдельном случае». Мне ничего не остается, кроме как хвалить Его.

Но у меня есть подруга, которая все еще не убедилась в справедливости Бога. На протяжении долгих лет своего земного материнства она безумно любила своего старшего сына. Когда мы жили на земле, он был, что называется, «хорошим мальчиком». То есть он был хорошим мальчиком и юношей до 23 лет, когда умер его отец.

В тот злополучный год молодой человек отверг все добрые принципы, которые раньше отстаивал. Сначала это была всего лишь его внешняя реакция на ту несправедливость, которая, по его мнению, произошла. Но затем он стал закоренелым бунтарем. Чувствуя себя оскорбленным, он начал вымещать свою злобу на других.

Его мать, как вы уже наверно догадались, тяжело переживала потерю мужа и духовную смерть сына. Однако, в отличие от него, она не стала богопротивницей. Напротив, эти переживания смягчили ее сердце. В конце концов, разве Бог не потерял Своего Возлюбленного Сына на кресте? Пережив тяжелую утрату, она стала каждый день горячо молиться за своего мятежного сына, твердо веря, что он будет принят в Царство Божье. Мать умирала с непоколебимой уверенностью, что ее сын обратится. При этом она добавила, что не хотела быть в вечности, если ее сын не обратится, потому что без него она не сможет быть счастлива.

Я свидетель ее борьбы и ее убежденности, потому что находился рядом с ней, когда она умирала, и руководил ее похоронами. После ее смерти я продолжал попытки вернуть ее сына, но все усилия оказались напрасными. В конце концов в него выстрелили три раза и убили, потому что он оказал сопротивление агентам федеральных спецслужб, когда те проводили облаву на торговцев наркотиками.

Я был рад, что встретил его мать вскоре после первого воскресения. Как я и думал, она напрасно искала свое своевольное сокровище. Она спрашивает у меня, что мне известно о нем, и я пересказываю ей газетную хронику, а затем предлагаю «нажать его кнопку» в Божественном перечне жизнеописаний, чтобы узнать всю историю. Чувствуя, что ей нужна моя поддержка, я предлагаю ей вместе заново пережить историю его жизни. Она просматривает записи снова, снова и снова.

Мне вполне понятно дело ее сына, но она чувствует себя совершенно опустошенной и безутешно рыдает. Когда-то меня учили, что после Второго пришествия Христа слез больше не будет, но теперь я начинаю понимать, что ошибался. Я сверяюсь с Библией и обнаруживаю ее обетования о том, что Бог отрет всякую слезу с очей наших после тысячелетия (Откр. 21:4; ср. с Ис. 65:17—19), но во время тысячелетнего царства ничего подобного не было обещано.

Моя плачущая подруга все еще не уверена, что хочет пребывать в Царстве Божьем без своего сына. Тогда я предлагаю ей еще раз просмотреть видеоматериалы о его жизни. Во время просмотра я время от времени останавливаю ленту и пытаюсь помочь ей осознать, что ее сын не мог быть счастлив в Царстве Божьем, потому что все, что дорого ему, диаметрально противоположно Божьему закону любви.

Я рассказываю матери о том, как впервые обедал с моим другом-проповедником. В те дни, когда я еще не знал ни одного служителя Церкви, мне казалось, что все они — само совершенство или, по крайней мере, что-то очень близкое к этому. Но затем, когда мне исполнилось 19 лет, я начал посещать молитвенный дом, чтобы больше проводить времени со своей подругой, прихожанкой этой церкви. Вскоре я понял, что допустил ошибку в отношении оценки проповедников, потому что, прежде чем я узнал об этом, мы были приглашены на обед молодым служителем и его женой. Этот день стал самым долгим и самым невыносимым во всей моей тогдашней жизни. Я всю неделю боялся предстоящего визита и чувствовал себя в гостях еще более неуютно, чем предполагал. Иде-алы и принципы нашего хозяина были мне совершенно чужды, и я вынужденно следил за каждым своим словом, интонацией и за каждым движением.

С того самого дня я часто задумывался, каково жить всю вечность в присутствии всезнающего Бога, если мне будут чужды Его принципы. Это же не рай, а сущий ад и кошмар.

На основании своего личного опыта я пытаюсь помочь своей подруге понять то, что помог мне уразуметь К. С. Льюис еще до Второго пришествия. Льюис учил, что есть только три возможных состояния: (1) быть Бо-гом (2) быть подобным Богу или (3) быть несчастным 13. Третья категория, по Льюису, представляет собой итог жизни, протекавшей вопреки Божьему характеру любви и самоотдачи. Люди из этой группы были бы вдвойне несчастны в обществе Святого Бога.

Елена Уайт учила тому же, когда писала, что «грешник не мог быть счастлив в присутствии Бога; его бы отпугивало общество святых существ. Если бы ему позволили войти на небо, это не доставило бы ему радости. Царящий там дух бескорыстной любви, когда каждое сердце откликается на зов Безграничной Любви, не пробудил бы в его душе ответного движения. Его мысли, интересы и побуждения были бы чужды тем чувствам, которые движут его безгрешными обитателями. Небо было

бы для него местом мучений; грешник жаждал бы укрыться от Того, Кто есть его Светильник и Средоточие радости». Нечестивые, продолжала Уайт, не будут допущены на небо не в результате какого-то произвола; «они будут исключены из-за собственной неготовности к общению с небожителями» 14.

Моя подруга, обезумевшая от горя мать, начинает понимать, что Бог сделал самое лучшее для ее мальчика. Ей очень больно признать этот факт, но она все яснее начинает понимать, что любвеобильный Бог не мог и не хотел спасать кого-либо насильно.

Она даже начинает понимать, что вечная погибель лучше, чем вечные мучения — плод греха. Своими покрасневшими от слез глазами она начинает видеть новую грань Божьей любви. Ей не нравится все увиденное, но она понимает, что Бог даже из безнадежного положения извлекает наилучший вариант — Он по-прежнему желает ее сыну доброй участи. Мать наконец видит сквозь слезы, что ее сын не мог быть счастлив на небе. Она также понимает, что наилучшим и самым гуманным для него исходом будет уход в вечное забвение. (Ниже мы вернемся к этой теме.) Моя подруга в конце концов признает, что Бог принял не просто наилучшее, но единственно возможное решение проблемы греха 15.

«Приговор для Бога»

Теперь нам надо ознакомиться с выдающимся хвалебным лейтмотивом, который красной нитью проходит через всю Книгу Откровение. Это славословие, часто принимающее форму хвалебных песен, возвеличивает достоинство, правосудие и верность Бога.

Например, в 4-й и 5-й главах Книги Откровение в небесном святилище перед великим престолом многократ но возвещается о том, что Бог достоин. «Достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу» (Откр. 4:11). В 5-й главе Иоанн много плакал из-за того, что не нашлось никого «достойного» снять печати с таинственного свитка (ст. 4). Затем вошел Агнец, и небесные существа запели «новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати; ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу» {ст. 9). Эту песнь вскоре подхватило бесчисленное воинство небесное, говорящее громкими голосами; «Достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение» (ст. 12; курсив автора).

Тот факт, что «достоинство» и право Христа на снятие печатей со свитка истории спасения непосредственно связано с Его жертвой умилостивления, принесенной на кресте, представляет не просто мимолетный интерес. Именно эта жертва, как утверждал Павел, показала праведность Бога в оправдании грешников (Рим. 3:24—26).

Во второй раз эти богослужебные славословия были вознесены во время излития семи последних язв, то есть в момент свершения Божественного правосудия. Истинность и правосудие Бога восхваляются по меньшей мере три раза в 15-й и 16-й главах: «Праведен Ты, Господи, Который есть и был, и свят, потому что так судил», — провозглашает ангел, выливающий третью чашу. Находящиеся у жертвенника вторят этому возгласу: «Ей, Господи Боже Вседержитель, истинны и праведны суды Твои» (Откр. 16:5, 7; см. также 15:3, 4; курсив автора).

В третий раз это славословие в той же самой последовательности возносится в момент Второго пришествия. 19-я глава Откровения начинается с громкого голоса «как бы многочисленного народа, который говорил: аллилуйя! спасение, и слава, и честь и сила Господу нашему, ибо истинны и праведны суды Его!» (Ст. 1, 2). Далее в этой

же главе Христос, грядущий на Своем белом коне, назы вается «Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует» (ст. 11; курсив автора).

Из сказанного выше вытекает, что либо у небесного воинства и/или у апостола Иоанна проявлялся нездоровый интерес к теме об истинности и правосудии Бога и Его праве судить, либо это главный вопрос в великом противостоянии между добром и злом. В данной книге, конечно же, разделяется вторая точка зрения. Мы уже высказывали мысль о том, что хотя небесное воинство в основном убедилось в правосудии Бога после того, что произошло на кресте, однако окончательный ответ оно получит на все свои вопросы ко времени Второго пришествия Христа, описанного в 19-й главе Книги Откровение. Воскресшим святым аналогичная возможность удостовериться в праведности Бога и в том, что Он справедливо решил проблему греха, будет предоставлена во время тысячелетнего суда, описанного в 20-й главе. Цель этого суда — снять оставшиеся вопросы еще до того, как Бог положит конец греху. Бог предоставит, таким образом, необходимое время и все необходимые данные, чтобы быть оправданным перед всеми сотворенными существами.

В конце тысячелетия, когда на все вопросы, касающиеся праведности и истинности Бога, будут даны ответы, Бог воскрешает нечестивых. В это время, как говорит Библия, сатана освобождается из своей темницы и выходит на широту земли, чтобы обольщать воскресших во второе воскресение. Он собирает свое неисчислимое множество на второй половине Армагеддона и «окружает стан святых». В этот момент огонь нисходит с неба и пожирает их (Откр. 20:7—9).

На протяжении многих лет я думал, для чего Богу понадобится воскрешать нечестивых: неужели лишь для того, чтобы снова уничтожить их? Роберт Маунс пишет, что, «возможно, самым разумным объяснением этого довольно-таки необычного освобождения под залог может быть стремление Бога продемонстрировать всей Вселенной, что время не меняет ни планов сатаны, ни своенравности человеческого сердца». Елена Уайт выражается еще более определенно: «В своей последней отчаянной попытке свергнуть Христа с престола, уничтожить Его народ и овладеть Божьим градом главный обманщик окончательно сорвет с себя маску» 16. Своими последними разрушительными действиями сатана и его последователи окончательно подтвердят справедливость Божьего суда. Они не изменились и вышли из могилы с тем же характером, с которым сошли в нее.

Когда вся Вселенная будет убеждена, что сатанинские принципы ведут к смерти, вражде и разрушению. Бог наконец получит свободу, чтобы принять решительные меры против греха, и они уже не вызовут страха у обитателей Вселенной, но уничтожат в них сомнение относительно Его любви, которое сатана пытался им внушить. Именно с такой точки зрения в Откр. 20:1115 описывается последнее великое действие Божьего исполнительного суда. На данном этапе истории Бог искореняет сатану, его сторонников и последствия греха. Брошенные в «озеро огненное», они «пожираются» огнем (ст. 15, 9).

Хотя это может показаться несколько странным, но Бог продемонстрирует Свою милость даже при окончательном уничтожении нечестивых. Бог желает лучшего для всех Своих созданий. Он хочет видеть их счастливыми. Ко времени Второго пришествия Христа Он сделает все возможное, чтобы достичь человеческих сердец и избавить людей от отчужденности и эгоизма, но некоторые отвергнут Его евангельский призыв. Бог не станет навязывать Свою любовь тем, кто отвергает Его благо-

дать. Нельзя насильно навязать принципы любви и духовное возрождение, которое они несут. Сатанинский эксперимент с грехом убедительно продемонстрирует, что путь греха и эгоизма в конечном итоге приводит к жалкому прозябанию и самоуничтожению. Бог стоит перед дилеммой: либо Он позволит грешникам вечно жить в несчастье и бедах, либо Он милостиво вызволит их из того жалкого состояния, которое они сами для себя избрали. Поскольку другого выбора нет, Бог предпочтет второй вариант.

Однако Его выбор был превратно истолкован и извращен до неузнаваемости. В одной из самых обманчивых теорий в истории религии утверждается, что милосердный и любящий библейский Бог будет беспощадно мучить и пытать людей во веки и веки в неугасимом пламени. Эта теория, конечно же, бросает тень на характер Бога, превращая Его в своего рода вечного Гитлера. Такое истолкование играло на руку великому обманщику, подтверждая на протяжении многих веков его главное обвинение против Бога. Оно выставляет Бога жестоким и несправедливым палачом, которому нельзя доверять. Кроме того, оно способствует разрастанию противоестественного страха перед Богом, который появился у людей сразу после грехопадения, как это видно из 3-й главы Книги Бытие. Фактически это продолжение старой лжи, которой сатана обольстил еще Еву: «Нет, не умрете» (Быт. 3:4).

В противоположность указанной лжи Бог сказал, что возмездие за грех —смерть, а не бессмертие в аду (Рим. 6:23). В 20-й главе Книги Откровение достаточно ясно говорится о том, что огонь геенны «пожрет» нечестивых (ст. 9). Последствия огня будут вечными. Брошенные в него сгорят и будут, как бы их никогда не было (Мал. 4:1).

Образ озера огненного, считает Майкл Грин, «скорее всего указывает на окончательную и необратимую гибель и уничтожение, а не на вечные муки». Другой оксфордский богослов, Джон Венхэм, приходит к тем же выводам, когда пишет, что «было бы вернее думать об их конце как о милосердной эвтаназии, а не как о безжалостной казни» 17.

Скорее всего, Бог возьмет с Собой в вечность тех людей, которые будут там счастливы. Там окажутся все, кто сможет счастливо жить вместе с Богом. Эти люди, конечно же, будут стремиться жить в согласии с великим Божьим законом любви, который затрагивает все стороны их жизни. Отвергающие Божий путь отправятся на вечный покой.

Божье решение заключается не в вечных муках для Своих заблудших детей, а в вечном смертном сне. С этой точки зрения представляется вполне осмысленным неожиданное высказывание Эмиля Бруннера о том, что «гнев Божий — это Божья любовь». Совершая суд над грехом, Бог делает лучшее из того, что можно сделать в этой затруднительной ситуации. Наказание, пишет П. Т. Форсайт, должно рассматриваться как косвенная необходимость, подобно тому как хирургическое вмешательство оставляет место для целительной силы природы 18. Божье решение снова демонстрирует, что Он праведен и достоин доверия.

Елена Уайт писала, что в конце тысячелетия вся Вселенная воочию увидит природу и последствия греха. И его окончательное уничтожение, которое в начале могло бы вселить страх в ангелов и обесчестить Бога, теперь убедительно докажет Его любовь и защитит Его честь в глазах тех, кто жаждет исполнять Его волю. Поскольку вся Вселенная убедится, что Богу можно доверять, а сатане — нет, поскольку его принципы ведут к вырождению и смерти, Уайт далее заявляет, что грех никогда больше не вернется. «Проверенное и испытанное творение никогда больше не изменит Тому, Чей характер в полной мере раскрылся перед ними в качестве непостижимой любви и безграничной мудрости». Восстание сатаны будет хорошим уроком для Вселенной на протяжении всей вечности. Таким образом, история этого страшного эксперимента станет вечной гарантией безопасности Божьей Вселенной 19. Похожие мысли изложены в книге «Желание веков»: «Искупительное служение Христа оправдало правление Бога. Всемогущий явлен как Бог любви. Обвинения сатаны опровергнуты, и сущность его выявлена. Восстание никогда больше не повторится. Грех отныне никогда не нарушит гармонию Вселенной. В вечности все будут защищены от падения» 20.

Конечно, теоретически грех может возникнуть снова. В конце концов, в первый раз он тоже возник необъяснимо и самопроизвольно вследствие свободы выбора, которой Бог наделил Свои творения. Господь никогда не отнимет эту свободу, ибо в противном случае Ему пришлось бы изменить Самому Себе. Поэтому теоретически возможно возникновение греха повторно, но можно с достаточной долей уверенности сказать, что,ему не дадут хода. Вся Вселенная сознательно выберет к этому времени путь любви и доверия к Богу, ибо воочию увидит, к чему приводит грех. Это даст Богу возможность немедленно и на корню пресекать любое восстание. Не будет никакой надобности в повторении страшного эксперимента с грехом. Крест Христов раз и навсегда продемонстрировал любовь Бога и пагубность греха.

Никогда нельзя забывать и о том, что грех — это не личное заблуждение. Как правильно заметил Бруннер, это «посягательство на Божью честь», подрыв нравственного порядка во Вселенной 21. В силу самой природы греха перед Богом всегда стояла важная задача пресекать его таким образом, чтобы сохранять нравственный порядок во Вселенной и в то же время демонстрировать Свою любовь и справедливость.

Как подчеркивалось в первой главе, грех стал причин ной кризиса, который затронул не только людей, но и Бога; он нарушил стабильность Божьей Вселенной. Понимая глобальность и коварство этой проблемы. Бог не отнесся к ней легкомысленно. Его ответом на проблему греха стала жизнь и смерть Иисуса Христа. «В сердце христианского учения об искуплении, — писал Джеймс Стюарт, — лежит истина о том, что если наш грех имеет серьезные последствия для нас, он имеет серьезные последствия и для Бога» 22.

Чтобы решить эту проблему. Бог отдал Часть Себя Самого. Жизнь Христа доказала, что Божий закон любви можно соблюсти, а Его смерть продемонстрировала как Божью любовь и справедливость, так и сатанинскую ненависть и вероломство. Жертва Христа позволила Богу прощать грешников на нравственной основе, принимая во внимание полноценное наказание за нарушенный Закон, которое Христос взял на Себя.

Именно на кресте, указывает Форсайт, Бог оправдал «Себя и Свой Святой Закон… Если бы Он не дал самых убедительных доказательств Своей святости… то это была бы не та святость, которой люди могли бы доверять». Поскольку Бог сначала оправдал Себя в святости. Он мог также оправдывать людей и оставаться праведным 23.

Плоды великого Божьего плана примирения, или воссоединения, через служение Христа, как неоднократно отмечалось, важны не только для Самого Бога и землян. В Новом Завете показано, что грех затронул всю Вселенную. Так, например, Павел писал: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6:12). Павел также указывает, что решение данной проблемы имеет важное значение для всей Вселенной. Например, он утверждает, что Бог примирил с Собой все — «и земное и небесное» Кровью креста Христова (Кол. 1:20). Итогом Божьей программы искоренения греха будет то, что пред именем Иисуса преклонится «всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедует, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Флп. 2:10, 11).

Таким образом, как проблема греха, так и Божье решение этого бедствия затрагивают всю Вселенную. «Всякий раз, когда христиане суживают проблему искупления, лишая ее вселенского измерения, —доказывает Винсент Тейлор, — они допускают несправедливость по отношению к Новому Завету» 24.

Воистину совершилось

В конце тысячелетия Бог будет оправдан и возвеличен перед всей Вселенной. Грех подвергнется уничтожению, и небесный град сойдет с неба, чтобы Бог смог воссоздать нашу планету и сделать ее домом искупленных от греха. Все слезы высохнут, и не будет больше смерти, страданий и скорбей.

Искупление, или воссоединение, в конце концов завершится. Все, кто мог примириться с Богом, сделали это.; «Великая борьба окончена, — писала Елена Уайт. — Греха и грешников больше нет, Вселенная очистилась, и все творение живет в радостном и гармоничном ритме. От Творца всего сущего проистекает жизнь, свет и радость, которые наполняют бескрайние просторы космоса. От мельчайшего атома до самой гигантской населенной планеты — все сущее, живое и неживое, в совершенной радости и ничем не омраченной красоте возвещает, что Бог есть любовь» 25.

Иоанн, автор Откровения, видел, что «великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу! И все Ангелы стояли вокруг престола и старцев и четырех животных, и пали пред престолом на лица свои, и поклонились Богу, говоря: аминь! благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь» (Откр. 7:9— 12; курсив автора).

1 George Eldon Ladd, A Commentary on the Revelation of John (Grand Rapids, MI: Wm. B. Eerdmans Pub. Co., 1972), pp. 252, 253. 2 Ladd, «Historic Premillenlualism», p. 39. 3 Mounce. The Book of Revelation, p. 352; Ladd, Revelation of John,

p. 261.

4 Ср. Henry Barclay Swete, The Apocalypse of St. John (Grand Rapids, MI: Wm. B. Eerdmans Pub. Co., n. d.), pp. 256, 268.

5 G. B. Caird, The Revelation of St. John the Divine, Harpers New Testament Commentaries (Reabody, MA: Hendrickson Publishers, 1987), pp. 249—251. :

6 Mounce. The Book of Revelation, pp. 354, 355.

7 Ladd, Revelation of John, p. 263.

8 Lewis, The Problem of Pain, p. 26. See also. John Hick, Evil and the God of Love, rev. ed. (San Francisco; Harper and Row, 1978), p. 5.

9 B. A. Gerrish, «Justification» in Westminster Dictionary of Christian Theoligy, ed. A. Richardson and J. Bowden, p. 314.

10 Swete, The Apocalypse of St. John, p. 272.

11 Caird. The Revelation of St. John, p. 259; Ladd. Revelation of John, p. 273.

12 See Heppenstall, Our High Priest, p. 209.

13 Lewis, The Problem ofPain, p. 54.

14 E. Уайт, Путь ко Христу, с. 17, 18. Ср. Е. Уайт, Великая борьба, с.670.

15 Возможно, мне следовало бы указать, какие факты достоверные, а какие — вымышленные в приведенном описании исследования во время тысячелетнего суда. В этом описании, на мой взгляд, верно описываются цели тысячелетнего царства; в основном оно иносказательно, хотя с проповедником я действительно обедал и на самом деле реагировал таким образом.

16 Mounce, The Book of Revelation, p. 361 (ср. с. 354); Е. Уайт, Великая борьба, с. 670.

17 Green, / Believe in Satans Downfall, p. 218; John W. Wenham, The Can We Believe in the Goodness of God? (Grand Rapids, MI:

Zondervan Pub. House, 1985Л p. 38, п. 9.

18 Emil Brunner, Man in Revolt, trans. Olive Wyon (Philadelphia:

Westminster Press, 1947), p. 187; Forsyth, Work of Christ, p. 135.

19 Е. Уайт, Великая борьба, с. 504, 499. 20 Е. Уайт, Желание веков, с. 26.

21 Emil Brunner, The Mediator, p. 444.

22 James S. Stewart, A Faith to Proclaim (New York: Charles Scribirs Sons, 1953), p. 69.

23 Porsyth, Work of Christ, p. 136.

24 Taylor, The Atonement in New Testament Teaching, p. 168.

25 Е. Уайт, Великая борьба, с. 678. Особо интересно отметить, что три первых слова в первом томе и три последних слова в после-* днем томе пятитомной серии Елены Уайт, описывающем великую борьбу, одинаковы: «Бог есть любовь». С ее точки зрения, это был главный вопрос, вокруг которого шла борьба между Христом и сатаной, и именно ее Бог явил, осуществляя Свой многогранный план искупления.