2. «Что есть истина?»

«… и познаете истину, и истина сделает

вас свободными».

(Евангелие от Иоанна 8:32)

Вопрос, озаглавивший эту главу, задал в 31-м году н.э. прокуратор римской провинции Иудеи Понтий Пилат арестанту по имени Иисус. Вопрос этот он задал скорее риторически, не ожидая на него ответа, считая, что ответа на этот вопрос не существует. Заключить это можно из того, что «сказав это, [он] опять вышел к Иудеям и сказал им: я никакой вины не нахожу в Нём» (Евангелие от Иоанна 18:38). Вопрос этот не нов, попытки разрешить его предпринимали в различные времена мыслители и философы. И если кто-то в качестве результата этих попыток высказывает мысль, что абсолютной истины не существует, то эта мысль является противоречием в себе, т.к., высказывая её, этот человек претендует на то, что она является абсолютной истиной, которой, по его словам, не существует.

Выдуманный Артуром Конан-Дойлем знаменитый сыщик Шерлок Холмс в советском теле-сериале говорит примерно такие слова: «Допустим, что этот ваш, как его, Коперник прав, и Земля действительно вращается вокруг солнца [а не наоборот], но мне это в моей работе не пригодится». Я думаю, что, подобно Холмсу, большинству неверующих людей тоже безразлично, вращается ли Земля вокруг солнца или наоборот; произошёл ли человек от обезьяны или является потомком представителей некой внеземной цивилизации, в незапамятные времена посетивших Землю. Об этом интересно бывает порассуждать, неразгаданное привлекает уже самой этой своей неразгаданностью, и где-то в глубине души, может быть, вовсе и не хочется, чтобы были когда-нибудь разгаданы все эти тайны Бермудского треугольника, озера Лохнесс, снежного человека, пуатыни Наска и т.д., иначе исчезнет пища для любознательного ума. Многие, столкнувшись с необычным, необъяснимым, доходят в своих размышлениях о мироздании до предположения, а то и до признания того, что «что-то есть (в смысле какой-то силы, какого-то разума, превышающих человеческие и не постигнутых человеком, сверхъестественных), а вот что?…», и остаются на этой ступени познания годами, десятилетиями, всю жизнь. Это может щекотать воображение, это может придавать ореол оригинальности, но от серьёзного поиска истины о сути нашего мира человек отказывается, и это может закончиться уходом в суеверия и оккультизм. А в принципе человек занят «более насущными» для него интересами и проблемами, и не только в эпохи перемен и нестабильности.

Даже в стабильные, мирные и благополучные времена существуют преступники, Эпохи же перемен, революции, войны порождают немалое число преступников из числа, казалось бы, благополучных граждан. Благополучных, но не познавших самую главную правду, Истину этого мира, не застрахованных ею. Люди становятся грабителями, насильниками, доносчиками, предателями, убийцами. Понтий Пилат не верил, что существует абсолютная истина, и хотя он публично признал, что не находит в Иисусе никакой вины; хотя его жена предостерегла его, вследствие данного ей сновидения, от действий против Иисуса, его волновали «более насущные» для него проблемы и, не желая ссориться с иудеями, могущими пожаловаться на него императору, и лишиться своего поста, он, «желая сделать угодное народу, отпустил им Варраву, а Иисуса, бив, предал на распятие» (Евангелие от Марка 15:15).

Вряд ли Понтий Пилат был хуже других римских аристократов, чиновников; он «искал отпустить Его [Иисуса]», он «больше убоялся», когда услышал в адрес Иисуса обвинения в том, что Он «сделал Себя Сыном Божиим» (Евангелие от Иоанна 19:7,8,12), но, не зная Истину, не застраховавшись Истиной, он приговорил к смерти стоявшую перед ним Истину во плоти, став тем самым орудием преступления вселенского масштаба. Мы, будучи добропорядочными гражданами, не хуже других, не зная Истину, не застрахованные ею, не ища её, можем в минуты кризиса проявить себя такими, какими доселе не знали себя сами, даже просто в рамках этой земной жизни, хотя последствия этого нашего незнания, нежелания знать, выходят, как и преступление Пилата, далеко за рамки этой жизни.

Пилат задал Иисусу свой риторический вопрос после того, как Иисус сказал ему: «Я на то родился и на то пришёл в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего». Перед Пилатом стояла ИСТИНА во плоти, потому что в этом же Евангелии от Иоанна 14:6 Иисус говорит: «Я есмь путь и истина и жизнь …».

* * * * * * * * *