7. Все следы ведут в Рим

« … город великий … он яростным вином блуда своего напоил все народы.»

(Откровение 14:8)

Библия не является учебником истории, книгой по истории ради самой истории. Вы не найдёте в ней описания императорских династий Японии или Китая, истории аборигенов Австралии, описания подробностей двух мировых войн. И всё же в ней описана вся история Земли, начиная от её сотворения и заканчивая её уничтожением и пересотворением с перспективой в Вечность. История в Библии — это история падения, бедственного состояния и спасения этого мира; это история народа Божьего — до- и после-потопных патриархов и Изра- ильского народа до Иисуса Христа и христианской церкви после вознесения Христа. Конкретные государства и империи упоминаются в ней в той мере, в какой они приходят в соприкосновение с народом Божьим и задают тон в этом мире.

Немного истории древнего мира, как она изложена в Библии.

Если изобразить библейскую генеалогию древнего человечества в виде диаграммы на линии времени, то всемирный потоп на ней приходится на 1656-й год от сотворения мира (2348-й до Р.Хр.). Интересно, что хотя сами родоначальники после-потопного человечества сыновья Ноя, да и сам Ной, не захватили период жизни Адама, но они жили в одно время с отцом Ноя Ламехом и его отцом Мафусалом, дедом Ноя, которые жили в одно время с Адамом (один около 56 лет, другой — около 243 лет) и с Енохом, седьмым от Адама, о котором не написано, как о прочих, что он умер, но, что «не стало его, потому что Бог взял его» (Бытие 5:24). В добавление к тому, что написано в предыдущей главе относительно бессмертия души и наличия, якобы, на небе целого сонма святых, который постоянно пополняется, скажу, что Библия говорит только о трёх личностях, взятых на небо: это вышеназванный Енох, пророк Илия, также живым взятый от земли (4-я Книга Царств 2:9-11), и пророк Моисей, воскрешённый и вознесённый. Обоих последних веками позже ученики Христа видят на горе Преображения беседующими с их Учителем.

В после-потопной генеалогии всего лишь несколькими словами упоминается одно событие, которое заставляет вспомнить прочитанное когда-то в школьные годы в учебнике географии, а именно, что когда-то на земле существовал один огромный супер-континент Гондвана (Пангея), который затем разделился на ныне существующие. Ведь совпадение очертаний восточного побережья Южной Америки и нижней части западного побережья Африки просто бросается в глаза. А тут в Бытие 10:25 о пра-правнуке Ноя Евере говорится: «У Евера родились два сына: имя одному: Фалек, потому что во дни его земля разделена…» В русском переводе, сделанном еврейскими переводчиками, написано: разделилась земля. Да уже этого одного достаточно для того, чтобы начать относиться к Библии серьёзно!

Это событие нашло отражение в имени Фалек. Если он назван так от рождения, то разделение континентов произошло, согласно данным генеалогии и диаграммы, через 101 год после потопа, но так как написано, что это произошло во дни его, а жил он 239 лет и это имя могло быть вторым, добавочным, то это событие могло быть и позже. Как бы то ни было, до события разделения континентов произошли уже события в Бытие 11:1-9: поселение людей после потопа на равнине в земле Сенаар (Шумеры?), строительство Вавилонской башни, смешание языков, прекращение строительства башни и города, рассеяние людей по всей земле. Материки розошлись, будучи уже населены людьми. Население земли представляет собой потомство трёх сыновей Ноя — Сима, Хама и Иафета.

Продолжая читать Библию и чертить хронологическую диаграмму, можно установить, что Ной прожил после потопа ещё 350 лет и не дожил двух лет до рождения своего потомка в 10-м колене Авраама — первого человека, которого Библия называет Евреем. Зато сын Ноя Сим застал ещё и Авраама и обоих его сыновей: Измаила, от которого произошли арабы, и Исаака, сын которого Иаков является родоначальником 12 колен Израилевых. Таким образом, через 2000 лет после сотворения Земли Авраам и Исаак могли слышать историю Адама и Евы всего из третьих уст — от Сима; Сим от Мафусала, а Мафусал от Адама.

Истории Авраама, Исаака, Иакова. Призвание Авраама, завет с ним, подразумевающий рождение в его потомстве Спасителя, обещанного ещё через Еву. Чудесное рождение Исаака, несостоявшееся принесение его Авраамом в жертву, проиллюстрировавшее ему великую будущую Жертву, великую цену, которая будет однажды внесена для искупления человеческого рода.

История Иосифа. Переселение его отца Иакова и одиннадцати братьев к нему в Египет. Пророческие благословения Иаковом своих сыновей, среди которых благословение Иуды содержит указание на то, что это колено будет царским и именно из этого колена произойдёт Примиритель. Иосиф и Мария, земные родители Иисуса Христа, родившегося почти через 17 столетий после этого пророчества, были из колена Иуды.

Смерть Иакова, а через 54 года и Иосифа. Страдания израильтян в Египте под гнётом фараона, «который не знал Иосифа» (Исход 1:8). Геноцид. Рождение в колене Левия Моисея, его воспитание в качестве сына дочери фараона, его бегство в землю Мадиамскую, его призвание Богом в качестве вождя израильского народа, который должен вывести его из Египта. Неоднократный отказ фараона отпустить народ. Язвы на Египет. Учреждение Пасхи перед последней язвой и выходом народа. О значении Пасхи уже было сказано в предыдущей главе. Выход из Египта, чудесный переход через Чермное Море. События на горе и у горы Синай: законодательство, заключение завета и его нарушение народом — об этом мы тоже уже говорили. Путь к обетованной Ханаанской земле, подход к её границам, неверие народа, 40 лет скитания по пустыне, завоевание земли, период правления судей, желание народа иметь царя, как прочие народы. Со дня рождения Авраама прошло около 900 лет.

Помазание на царский престол Саула из колена Вениамина. 40 лет его правления, его отступление от Бога и отвержение Им. Вступление на престол и 40 лет царствования Давида из колена Иуды. 40 лет царствования его сына Соломона, автора библейских книг «Притчи Соломона», «Екклесиаст» и «Песни Песней». Строительство Соломоном храма. Начало строительства — 480-й год по исшествии сынов Израилевых из Египта — см. 3 Царств 6:1.

Разделение царства после смерти Соломона на Иуду и Израиль. В Иуде продолжается правление династии Давида, колена Иуды. Спады и подъёмы. Одни цари ввергают народ в идолопоклонство, другие проводят реформы. Пророки предостерегают о грядущих судах. В 721 г. до Р.Хр. царство Израильское оказывается в плену у ассириян. В 606 г. до Р.Хр. начинается предсказанный пророком Иеремией 70-летний вавилонский плен царства Иудейского — см. Иеремия 25:8-11; 2 Паралипоменон 36:5-6; Даниил 1:1.

В Книге пророка Даниила, автор которой был в юношеском возрасте вместе с другими пленниками отведён в Вавилон, пророчески предсказано точное время прихода, появления Мессии, Спасителя. До этого через пророка Михея было предсказано точное место Его рождения:

«И ты, Вифлеем — Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдёт Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Михей 5:2).

Через пророка Исайю было дано замечательное пророчество, ясно и недвусмысленно раскрывающее как личность Мессии, так и характер, сущность Его мессианства: страдания и смерть за грехи людей — см. Исайя 53 гл. И вот теперь пророку Даниилу в одном из видений говорится:

«Семьдесят седьмин определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых. Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима [разрушенного Навуходоносором — см. 2 Паралипоменон 36:17-20], до Христа Владыки семь седьмин и 62 седьмины; и возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена. И по истечении шестидесяти двух седьмин предан будет смерти Христос, и не будет; … И утвердит завет для многих одна седьмина, а в половине седьмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределённая гибель постигнет опустошителя» (Даниил 9:24-27).

Седьмина — это 7 лет.

70 седьмин — это 70 х 7 = 490 лет.

Вавилонский плен закончился в 536 г. до Р.Хр.; в том же году и затем в 519-м было два указа мидо-персидских царей Кира и Дария о том, что пленные могут возвращаться и восстанавливать храм, но указ о восстановлении города последовал лишь в 457 г. до Р.Хр. — указ Артаксеркса.

7 седьмин — это 7 х 7 = 49 лет.

Через 49 лет после выхода указа город Иерусалим был вос- становлен — 408 г. до Р.Хр. Храм был восстановлен ещё в 515-м году.

62 седьмины — это 62 х 7 = 434 года.

49 + 434 = 483 года.

Начавшись в 457 г. до Р.Хр. эти 483 года приводят в 27-й год по Р.Хр. — год крещения Иисуса в возрасте 30 лет в Иордане Иоанном Крестителем — начало Его деятельности, служения как Мессии.

От 70 седьмин осталась одна. Три с половиной года Иисус ходил с учениками, проповедуя, исцеляя, изгоняя из людей бесов. В середине этой последней седьмины (в 31-м году) Он был распят. Распят вождями Своего народа, сущностью религии, жертвоприношений и храмового служения которого Он являлся, но который — в большинстве своём — потерял эту истинную сущность из виду и, несмотря на ясность пророчеств, «не узнал времени посещения» своего (Лук.19:44).

Оставшиеся 3,5 года последней седьмины ученики Христа после Его воскресения и вознесения проповедовали о совершившемся факте издавна обещанного Богом спасения только в Иудее. Первыми христианами были иудеи, услышавшие проповедь апостолов и убедившиеся, что всё, происшедшее на ту Пасху в Иерусалиме, было исполнением древних пророчеств, исполнением их ожиданий. Но основная масса народа и его вождей отвергла Христа, Который не соответствовал сложившимся у них представлениям о Мессии. Они отвергли проповедь апостолов, побили камнями дьякона Стефана и начали преследовать молодую церковь. Тем самым в 34-м году по Р.Хр. закончились 70 седьмин, определённые для избранного народа, и проповедь Евангелия, отвергнутого ими, началась среди язычников — см. Книгу Деяния Апостолов. В 70-м году исполнились и слова из 26-го стиха 9-й главы Книги пророка Даниила о разрушении города и святилища: Иерусалим и храм были разрушены римскими войсками. Это же было предсказано и Христом — см. Ев. от Матфея 24:1-2. И лишь спустя почти 19 столетий, в 1948 году опять было образовано государство Израиль.

В Книге Даниила посредством пророческих символов представлена и история Земли от времён Даниила до конца мира в разрезе смены мировых империй, начиная Ново-Вавилонской под управлением Навуходоносора.

Эта смена мировых империй была показана в ночном видении сначала Навуходоносору, а затем Даниилу в виде огромной человеческой фигуры — истукана, отдельные части которого были из различного материала — см. Даниил 2 глава. Этих империй всего четыре.

1. Золотая голова представляла собой царство Навуходоносора — Вавилон — с 606 г. до Р.Хр.

2. Серебряные грудь и руки — пришедшая на смену Вавилону империя мидян и персов. Войска Мидо-Персии завоевали Вавилон ещё при жизни Даниила, в 538 г. до Р.Хр — см. Даниил 5 глава.

3. Медные чресла и бёдра — Греция с 331 г. до Р.Хр.

Прежде чем перейти к четвёртой, надо заметить, что пророчества в Книге Даниила отличаются поступательным продвижением вперёд от главы к главе с добавлением к уже имеющейся информации новых подробностей. Так в 7-й главе говорится о видении, которое Даниил получил в первый год царствования внука Навуходоносора Валтасара, то есть перед закатом Вавилона. Он видел на этот раз не истукан, а выходящих из моря четырёх необычных зверей. Речь идёт о тех же четырёх мировых империях, и здесь тоже, как и во 2-й главе, четвёртая непосредственно сменяется вечным, неразрушимым Царством Божьим.

1. Лев с орлиными крыльями — Вавилон.

2. Зверь, похожий на медведя — Мидо-Персия.

3. Зверь, подобный барсу, с четырьмя головами и четырьмя

крылами — Греция.

В 8-й главе Даниил описывает видение, полученное им примерно двумя годами позже, ещё при Валтасаре, но Вавилон там уже не фигурирует, а слудующие за ним Мидо-Персия и Греция не только представлены другими символами, но и названы своими именами. Большой рог между глазами козла, представляющего Грецию — первый её царь — это Александр Великий или Македонский. Четыре рога, вышедшие на месте этого сломавшегося большого рога, а также четыре головы барсоподобного зверя из 7-й главы — это разделение державы Александра после его смерти в 323 г. до Р.Хр. между четырьмя полководцами: Птоломеем, Селевком, Кассандром и Лизимахом.

Что же с четвёртой империей? Примерно за 150 лет до выхода на мировую арену Вавилона под управлением Навуходоносора на берегу реки Тибр на Апеннинском полуострове возникло поселение, город Рим. Из этого поселения в ходе времени развилось то, что во 2-й главе книги Даниила представлено железными голенями и ногами истукана, частью железными и частью глиняными, а в 7-й главе — четвёртым зверем, страшным и ужасным и весьма сильным. Сходно и описание его действий:

Даниил 2:40

«А четвёртое царство будет крепко, как железо; ибо как железо разбивает и раздробляет всё, так и оно, подобно всесокрушающему железу, будет раздроблять и сокрушать.»

Даниил 7:7,23

«… зверь четвёртый… у него большие железные зубы; он пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами… четвёртое царство … будет пожирать всю землю, попирать и сокрушать её».

Рост Римского государства, его завоевания и расширение его владений можно проследить хотя бы и по учебнику истории древнего мира и картам-приложениям. Что же касается перехода мирового влияния от Греции к Риму, то в 168 до Р.Хр. провинцией Рима стала Македония, в 65 г. до Р.Хр. — Сирия, управляемая династией Селевкидов, в 30 г. до Р.Хр. — Египет, упавляемый династией Птоломеев. Иудея, заключившая в 161 г. до Р.Хр. с Римом союз, стала его провинцией с 63 г. до Р.Хр. Во время правления императора Октавиана Августа в Иудее, в городе Вифлееме родился Иисус Христос. Во время правления Тиберия Христос был распят. Иерусалим был разрушен при императоре Веспасиане. И ещё в течение четырёх столетий сменяют друг друга римские императоры. Итак,

4. Железные голени, частью железные, частью глиняные ноги истукана и четвёртый зверь — это Римская империя с 168 г. до Р.Хр.

Но четвёртая империя, согласно пророчеству, простирается по времени до конца мира. Римской империи давно нет, Рим — всего лишь столица Италии.

О четвёртом звере сказано, что «он отличен был от всех прежних зверей, и десять рогов было у него» (Даниил 7:7). В объяснении Даниилу этого видения было сказано, что «зверь четвёртый — четвёртое царство будет на земле, отличное от всех царств, которое будет пожирать всю землю, попирать и сокрушать её. А десять рогов значат, что из этого царства восстанут десять царей…» (Даниил 7:24). То есть в описании четвёртого царства прослеживается определённая стадийность. Эта же стадийность прослеживается и в описании четвёртого царства частями истукана: железные голени, ноги и пальцы на ногах (10 пальцев = 10 рогов зверя) частью из глины горшечной, а частью из железа. Прослеживается и в объяснении: «… будет царство разделённое, и в нём останется несколько крепости железа … И как персты ног были частью из железа, а частью из глины, так и царство будет частью крепкое, частью хрупкое» (Даниил 2:33,41,42).

«История подтверждает точное исполнение этих слов. Между 351 и 476 г.г. по Р.Хр. Европа пережила «великое переселение народов». Различные воинственные племена из Северной и Восточной Европы устремились на Рим, который в то время был в положении умирающего гиганта. Они захватили все владения Рима и положили начало современным государствам Западной Европы» (Свет из Слова Божия).

Однако, до этого великого переселения народов имело место нечто, впоследствии изменившее природу Римской империи. Уже в 1-м столетии в раннюю христианскую Церковь неприметным образом стали вкрадываться заблуждения.

«´´Тайна беззакония´´ вначале скрытым, бесшумным образом проводила свою обольщающую и богохульную работу, а затем, постепенно приобретая всё большую силу, она уже открытым путём завладела сознанием людей. Языческие обычаи самым неприметным образом вошли в христианскую Церковь. Этот дух соглашательства и уступчивости на некоторое время был задержан бурей преследования, разразившейся над Церковью под влиянием язычества. Но когда преследования прекратились и христианство вошло в царские дворы и палаты, тогда простота религии Христа и апостолов была заменена пышностью и гордостью языческих жрецов и царей, и вместо Божественных требований были учреждены человеческие теории и предания» (Э.Г.Уайт, Великая борьба, гл.3).

Христианская церковь в четвёртом веке при императоре Константине, якобы принявшем христианство, доселе преследуемая прежними императорами, становится государственной (для «выродков» открылся путь в элиту) и преследующей («выродками» остаются несогласные с отступлением церкви от чистоты учения Христа, и элита преследует их). Происходит слияние христианства с язычеством.

«Мнимое обращение императора Константина в начале четвёртого столетия принесло много радости, и мирское под личиной праведности проникло в церковь. Теперь губительная работа быстрыми темпами продвигалась вперёд. С виду побеждённое язычество стало победителем. Его дух овладел церковью. Его учение, обычаи и суеверия были примешаны к вере и богослужению так называемых последователей Христа.

Это соглашение между язычеством и христианством завершилось развитием ´´человека греха´´, о котором пророчество [2.Фесс.2:3,4] говорило, что он будет превозносить себя над Богом и противиться Ему. Эта исполинская система ложной религии является шедевром сатанинской власти, памятником его попыток к личному воцарению на престоле и управлению Землёй согласно своей воле» (Э.Г.Уайт, Великая борьба, гл.3).

Появление и деятельность этого «человека греха, сына погибели» также отображены в символах пророчества 7-й главы Книги Пророка Даниила. Десять рогов — не последняя подробность в описании четвёртого зверя. Даниил пишет:

«Я смотрел на эти рога, и вот, вышел между ними ещё небольшой рог, и три из прежних рогов с корнем исторгнуты были перед ним, и вот, в этом роге были глаза, как глаза человеческие, и уста, говорящие высокомерно» (Даниил 7:8).

В 20-м стихе Даниил добавляет, что этот рог «по виду стал больше прочих», а в 21-м — что «этот рог вёл брань со святыми и превозмогал их». Даниилу было дано объяснение и этих подробностей:

«А десять рогов значат, что из этого царства восстанут десять царей, и после них восстанет иной, отличный от прежних, и уничижит трёх царей, и против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменить [изменить — перевод М.Лютера] у них праздничные времена и закон, и они преданы будут в руку его до времени, времён [двух времён — перевод М.Лютера] и полувремени» (Даниил 7:24-25).

Во время войн с этими нападавшими на Рим воинственными племенами «и междоусобиц в Риме выросла новая сила, власть папы, которая всё усиливалась по мере того, как власть империи слабела. Постепенно вторая Римская империя под главой римского папы взяла в свои руки власть над всеми народами. Три народности [три рога зверя] сопротивлялись власти Рима. Это были герулы, вандалы и остготы, захватившие Италию, Северную Африку и побережье Адриатического моря. Но они были совершенно уничтожены, ´´с корнем вырваны´´, как говорит пророчество. Семь оставшихся народов положили начало современным государствам Западной и Южной Европы» (Свет из Слова Божия).

Главные враги папства — остготы — были побеждены и уничтожены в 538 году. «С этого времени началось неограниченное гоподство римских пап, как в религиозных, так и в светских делах» (Свет из Слова Божия).

«Каков же характер ´´небольшого рога´´?

Мы читаем: ´´В этом роге были глаза, как глаза человеческие, и уста, говорящие высокомерно´´ — 7:8. Папский престол в отличие от всех других государств имеет не только светскую, но и духовную власть, сосредоточенную в руках одного лица — римского папы. Он является независимым, абсолютным монархом и претендует на такую власть, которая граничит с богохульством. При короновании папы носят тройную корону, которая указывает, что носящий её является ´´царём неба, земли и преисподней´´. При этом папе напоминается, что он — ´´отец правителей и царей, верховный судия вселенной, наместник Господа Иисуса Христа, нашего Спасителя, на земле´´. Ferraris Ecclesiastical Dictionary, article „Popes“.

В папском циркуляре за 20 июня 1897 г. папа Лев XIII пишет: «На этой земле мы занимает место всемогущего Бога». The Great Encyclical Letters of Leo XIII, page 304.

В рассматриваемом нами пророчестве указано на две стороны деятельности папской власти: во-первых, она преследует ´´святых´´; во-вторых, она выступает против закона Божия.

История подтверждает, что папы вели борьбу и войны против тех, которые не признавали их богохульных притязаний и учения, не основанного на Св. Писании. Миллионы людей погибли за свою веру. Это делалось [папством] во имя Божие и с целью усиления власти папства. Богословы церкви доказывают, что преследования и пытки непокорных требованиям папы вполне законны, и что, предавая так называемых «еретиков» смерти, они служат Богу.

В католическом журнале ´´Western Watchman´´ (December 24, 1908) написано: ´´Церковь преследовала людей. Во Франции и Испании протестанты подвергались преследованиям при полном одобрении со стороны церковных властей. Мы всегда оправдывали гонения на гугенотов и испанскую инквизицию … Когда она (церковь) считает нужным применять физическую силу, она применяет её´´» (Свет из Слова Божия).

Об изменениях, произведённых католической церковью в законе Божием, уже говорилось в предыдущей главе. А в начальных главах брошюры кратко говорилось ещё и о борьбе небиблейского христианства со Священным Писанием. Ниже – несколько подробностей:

«Почти непостижимо, что этого Слова Истины, как Иисус назвал его в Евангелии от Иоанна 17:17, в течение более 1000 лет верующие были лишены со стороны средневековой церкви.

«В 1229-м году Тулузский Собор издаёт строгий запрет для мирян иметь библейские Писания вообще, не говоря уже о том, чтобы на языке народа. Бецирский Синод в 1233-м году повторяет это решение и постановляет в 1246-м году, чтобы миряне не имели никаких богословских книг на латыни и чтобы ни священники, ни миряне не имели таковых на языке страны. Равным образом Тарраконский Собор в 1234-м году запрещает мирянам иметь Книги Ветхого и Нового Заветов на романском языке; имеющий таковые должен в течение 8 дней по опубликовании решения Собора сдать их компетентному епископу, чтобы они были сожжены. Архиепископ майнцский Бертольд в 1486-м году под угрозой отлучения запрещает печатание немецких переводов библейских книг» [Hermens/Kohlschmidt, Protestantisches Taschenbuch, Leipzig 1905, S.271].

Триентский собор 24 марта 1564 г. запретил чтение католического перевода Библии без письменного разрешения. Папа Климент VIII просто отменил эти постановления правил запрета [индексации, индексовых правил] и объявил в качестве наказания за чтение итальянской Библии каторжные работы на галерах. Во Флоренции ещё 8 июня 1852-го года один евангелический верующий по имени Франческо Мадиани был осуждён за чтение Библии и распространение Священного Писания на 4 года и 8 месяцев тюрьмы.

Папа Климент XI в своей булле „Unigenitus“ от 8 сентября 1713 года осудил чтение Библии «как неправильное, обманчивое, оскорбляющее нравственные чувства [вызывающее негодование, дающее повод для возмущения], общественно опасное». Пий VI в булле „Auctorem fidei“ от 26 августа 1794 года осудил чтение Библии как «ложное, безрассудное, для благочестивого уха оскорбительное, а для церкви – постыдное учение».

«В своей папской грамоте от 26 июня 1816 года папа Пий VII охарактеризовал архиепископу гнезенскому Библейские общества … как «коварнейшее изобретение, чуму, которую следует по возможности устранить». Лев XII в торжественной энциклике от 3 мая 1824 года назвал Библейские общества ´´губительными сетями´´. Пий VIII назвал их ´´чумой, опаснейшей из всех зараз´´. Григорий XVI издал 8 мая 1844 года собственную энциклику против Библейских обществ и призвал священников вырывать из рук верующих Библии, переведённые на язык народа. Пий IX … приказал сжечь 3000 Новых Заветов и в своём Силлабусе от 1864 года, §4, охарактеризовал ´´коварные Библейские общества как PESTES´´, т.е. заразные, губительные эпидемии». [Там же, стр. 275].

Пророчество Даниила (7:25) говорит и о продолжительности действия этой власти. Время, два времени и пол-времени — это 1+2+0,5 = 3,5 года или 42 месяца по 30 дней в месяце, как считали евреи. 42 х 30 = 1260 дней. В исчислении пророческих периодов один день означает один год. То есть, власть «маленького рога», или папства, или небиблейского христианства длилась долгие 1260 лет: с 538 года (уничтожение остготов) по 1798 год, когда «французская армия вступила в Рим, взяла в плен главу церкви и отправила его в ссылку». «Истощённый и измученный, он умер 19 августа 1799 года во французской крепости [Валaнс]». В это время всем казалось, «что папство уничтожено: не осталось и следа его существования … Вечный город не имел больше князя или первосвященника; его епископ умирал, как пленник в чужой стране; и приказ был уже объявлен, что никто не должен занять его места» (Свет из слова Божия; George Trevor, Rome and Its Papal Rulers, p. 440).

С тех пор прошло уже более 200 лет. Согласно пророчеству, четвёртая мировая империя простирается по времени до конца мира. Значит, ни Римом языческим, императорским, ни Римом папским, средневековым пророчество себя не исчерпало.

* * * * * * * * *