Иоанн — преданный друг

Приемный брат «наши руки соединены навеки»

Иоанн написал о Христе как о Сыне Божьем выдающиеся строки. Его описание Христа Бога, существовавшего до сотворения мира, — одно из наиболее выдающихся и глубоких утверждений, какие только можно найти в литературе.

Евангелист в своих записях называет себя как ученика, «которого любил Иисус» (Ян. 13:23), и он всегда отвечал взаимностью на то доброе отношение, которым одаривал его Иисус. «Будем любить Его, — писал он в конце своей долгой жизни, — потому что Он прежде возлюбил нас» (1 Ян. 4:19).

Мы часто думаем об Иоанне как о носителе святого характера, который явлен нам в его посланиях. Но мы забываем, что он не всегда был таким. В действительности у него были огромные недостатки. «Он был горд, амбициозен и скор на гнев и пренебрежение» (Освященная жизнь, с. 41). Иоанн был бесконечно благодарен Спасителю за то, что Он любил его, несмотря на эти его недостатки. И это одна из причин того, что он был чрезвычайно предан Сыну Человеческому.

Будущий апостол Иоанн поначалу являлся последователем Иоанна Крестителя (Ин. 1:35-40). Главным пунктом проповеди Предтечи было покаяние в грехе и приготовление к пришествию Мессии. Все, кто примкнул к Иоанну Крестителю, чувствовали необходимость в исправлении жизни, поскольку глубоко раскаялись в содеянных грехах. Иоанн Зеведеев (Мк. 3:17) также испытывал потребность в таком изменении. В своем стремлении избавиться от вины он готовился идти туда, куда поведет его жажда поиска.

Когда Иоанн Креститель провозгласил Иисуса Спасителем, Иоанн решил покинуть своего первого учителя. Испытывая глубокое почтение к Крестителю, он готовился к тому, чтобы связать свой жребий с учениками Мессии. Но существовало множество последователей Крестителя, которые отказались следовать за Христом. Среди них были и такие, которые довольствовались накопленным духовным опытом, и отказались принять больший свет и более полную правду. Об этих людях наш Господь сказал: «И никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого; ибо говорит: «старое лучше»» (Лк. 5:39). Иоанн имел достаточно чистые помыслы и весьма сильное желание, чтобы идти вперед, каким бы полным ни было его общение с Крестителем.

Евангелие повествует, что Иоанн окончательно оставил свои занятия, покинул своего отца и его наемных работников, чтобы последовать за Иисусом. Этот факт дает нам возможность оценить материальное состояние его семьи. И хотя оно было очень благополучным, Иоанн оставил все, чтобы принять призыв Христа. Он, который видел в Иисусе выражение своих нужд и ради этого отверг мирской комфорт и высокое общественное положение, поистине должен был любить своего Господа всем сердцем.

Иоанн был готов возглавить собрание апостолов. Он был готов продемонстрировать свои качества и в открытую доказывать свои претензии на высокое положение.

Иоанн показал себя ревностным последователем Мессии. Однажды он рассказал Иисусу о некоем страннике, которого он увидел «изгоняющим дьявола» именем Иисуса. Он немедленно запретил ему это делать (Мк. 9:3840). Иоанн, очевидно, решил, что тот, кто «не ходит за нами», может подорвать репутацию Христа. Странник был одним из тех, кто, безусловно, не следовал за Иисусом везде, но тем не менее снискал одобрение толпы. В данном случае мы наблюдаем в характере Иоанна признаки фанатизма.

Позже, служа Мессии, Иоанн проявил ту же слабость. На последнем пути в Иерусалим Иисус проходил через Самарию. Самаритяне отказались принять Господа и Его учеников. В отместку Иоанн предложил поразить огнем Самарию, как поступил со своими врагами Илия (Лк. 9:5156). Похоже, то же нетерпение и рвение все еще кипели в сердце Иоанна. Иисус старался мягко направить ревностного ученика, его сознание к более благотворному и терпимому отношению к окружающим его людям.

Отношение Иисуса к Иоанну было удивительно терпеливым. Он даровал Своему юному ученику особенные привилегии. В Иисусе Иоанн видел Бога в действии. Он понял, что Христос может даровать жизнь (Лк. 8:46-56). Он видел своего Господа во славе с Моисеем и Илией, которые сошли с небес. Он слышал, как они обсуждали со Спасителем смерть, которую Тот должен был принять в Иерусалиме (Мф. 17:1, 2). Он был свидетелем кризиса в кульминационный момент победы Господа в Гефсимании, когда решалась судьба человечества (Мк. 14:32, 33). Иоанн развеял все сомнения относительно Господнего плана искупления человека и был поистине способен подняться до очень высокого понимания Божественного. Подобно дереву, которое растет все выше, а его корни проникают все глубже, Иоанн рос и расцветал.

Иоанн был единственным из учеников, который находился у креста. Господь избрал его в качестве приемного сына и опоры Своей матери, душу которой пронзило оружие, поразившее ее Сына (Ин. 19:27). Мария могла оказать неоценимое влияние на дальнейшее развитие характера Иоанна. Эта женщина прижимала к сердцу Сына Божьего. Она подчинилась всему, что пророк и ангел открыли ей о ее судьбе. Она, безусловно, могла поделиться тем, что было ей открыто, с Иоанном, ибо он, духовно вскормленный на груди Сына Божьего, слышал биение этого Великого Сердца, исполненного любви. Мария, которой Отец Небесный доверил воспитание Своего

Сына, могла формировать характер и глубоко влиять на сознание такого впечатлительного и эмоционального человека, каким был апостол Иоанн.

И в утро воскресения Иоанн был одним из первых Его учеников, кто пришел к открытой могиле. Его любовь ярко освещала мрак этих ужасных дней.

После дня Пятидесятницы мы вновь видим Иоанна в Самарии (Деян. 8:14-17). Он опять призывает огонь снизойти на эту местность, но теперь уже огонь от Божьего Святого Духа. Мы можем расценить эту историю как притчу о полном изменении жизни Иоанна. Его энергия, поначалу направленная на разрушение и порицание, теперь была нацелена на высшее и лучшее, Иоанн стремился воссесть рядом с Христом. Сам по себе, без чуда Божьей благодати, Иоанн не являлся образцом того, каким должен быть примерный сын. После торжественного воцарения Иисуса на троне Небесного Отца апостол стал проповедовать людям, убеждая их порвать с обыденностью и войти в присутствие самой Вечности. Через сердце Иоанна, при помощи его пера Иисус был явлен людям во всей Своей любви.

На юном лице Иоанна, исполненного горя при виде мучений умирающего Господа, отразилась смесь страха и любви. Он был страшно опечален своим бегством в ночь ареста. И потому он оставался у креста — на Голгофе. Чувствуя себя совершенно беспомощным, Иоанн ждал, не сможет ли он что-нибудь сделать для своего Учителя. Именно тогда Спаситель доверил ему Свою мать.

Мы были бы счастливы получить такое задание. Но и нам через века слышны слова Иисуса: «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:40). Видите ли вы у креста страдающую душу, сраженную горем, нуждающуюся в помощи? В Иоанне у креста самолюбие уступило место служению. Пусть его пример послужит на благо всем нам.